80-е годы прошлого века вошли в историю магаданского пограничного отряда как период наибольшей обществснной активности и содействия населения приграничья в решении вопросов охраны границы.
В 1980-1982 годах оперативная обстановка на участке отряда характеризовалась дальнейшим усилением разведывательной деятельности спецслужб США и Японии. В течение этих лет корабли Соединенных Штатов Америки неоднократно заходили в Охотское море.
Разведка США провела беспрецедентную по масштабности акцию по прослушиванию кабеля связи, который связывал Камчатку с материком. Когда тайная операция стала явной, советские спецслужбы со дна морского подняли два многотонных контейнера, которые в течение нескольких лет снабжали Вашингтон ценнейшей информацией.
В разрешенных районах промысла 200-мильной экономзоны Охотского моря и его открытой части находились суда Японии и еще десятка стран, что также вносило дополнительные сложности в оперативную обстановку на участке магаданского отряда.
Японские промысловые суда под предлогом медицинской помощи и укрытия от шторма заходили в советские территориальные воды, что не исключало возможности высадки агентуры на наше побережье, налаживания контактов с местным населением или попытки приблизиться к ним лицам, вынашивающим изменнические настроения. Также спецслужбы США и Японии предпринимали попытки использования для заброски на участке отряда идеологически вредных материалов. Например, пограничными нарядами КПП «Магадан» изымалась идеологически вредная литература, порнографические и иные запрещенные в то время печатные аудио- и видеоматериалы.
За три года военнослужащие части задержали 8565 нарушителей пограничного режима, разоблачили 944 уголовных преступника. В результате деятельности пограничников Колымы осуждены 971 человек, 1595 оштрафованы, ими вынесено 4133 предупреждения за различные правонарушения.
В октябре-ноябре 1984 года отряд успешно прошел проверку комиссией управления войск Камчатского пограничного округа КГБ СССР. В частности, было отмечено. что управлением отряда, комендатурами и пограничными заставами проделана определенная работа по совершенствованию и повышению надежности охраны границы.
Улучшилось взаимодействие с органами КГБ, МВД, частями Дальневосточного военного округа, структурными подразделениями министерств рыбного хозяйства, морского флота, гражданской авиации. На новый этап вышла система сбора данных обстановки, расширен фронт войсковой охраны, изысканы новые способы несения службы. Была проделана большая работа по вопросам контроля за выездом, передвижением и проживанием граждан в пограничной зоне. Разработана технология оформления депортации нарушителей пограничного режима, которые прибывали без разрешительных документов в аэропорты, расположенные в пограничной зоне. Так, в 1986 году за счет «Аэрофлота» было возвращено более 60 нарушителей пограничного режима, прибывших в пограничную зону без соответствующих документов.
Всего же за 1986 год на участке отряда задержано 742 нарушителя погранично-паспортного режима, основную массу которых составляли лица без документов на право въезда в пограничную зону следующих воздушными транспортами под видом транзитных пассажиров через аэропорт «Сокол» и автомобильным транспортом по колымской трассе.
В 1988 году охрана государственной границы на участке отряда осуществлялась в условиях относительно стабильного развития обстановки. Особенностью того времени стало снятие режимных ограничений в пограничной зоне, что способствовало значительному притоку на побережье населения из глубинных регионов страны, зачастую криминального, стремящегося заработать на нелегальном обороте драгметаллов.
Добавило проблем пограничникам и массовое создание совместных предприятий, большинство из которых также находилось в натянутых отношениях с законом. Открытие нескольких районов Хабаровского края и Магаданской области для посещения иностранцами, ведение совместных научных работ в море и на побережье, а также принятие решения о строительстве и совместной эксплуатации рыбообрабатывающих предприятий в Чумикане, Охотске, Талоне и Армани, Оле и в Магадане, позволили спецслужбам сопредельных государств вполне официально изучать систему охраны Государственной границы на Охотском побережье.
Торгово-экономические и культурные связи на региональном уровне с США, Японией, Китаем продолжали расширяться и в дальнейшие годы. Создавались совместные предприятия, выполнялись чартерные рейсы воздушными судами по доставке грузов, советских и иностранных пассажиров, осуществлялся промысел морепродуктов в территориальных водах СССР японскими и корейскими плавбазами.
Из книги «Граница закаленная ветрами» Людмила Шитова, Алексей Мясников.