Вечная слава! Вечная намять!

Особой страницей в истории магаданского пограничного отряда вписан подвиг заместителя начальника пограничной заставы «Иня» старшего лейтенанта Андрея Владимировича Мерзликина. О событиях, происшедших в июле 1993 года на таджикско-афганской границе на участке 12-й пограничной заставы Московского пограничного отряда, знает вся страна.

Ранним утром военный городок пограничников яростно обстреляли душманы. Моджахеды, заставшие заставу врасплох, даже надеяться не могли на столь серьезный результат огневого налета. С началом обстрела получил серьезное ранение начальник заставы, распростерся сраженный пулей старшина, так и не успевший открыть склад с боеприпасами. В эти критические минуты боя командование подразделением принял Мерзликин.

Вел себя Андрей, как подобает настоящему российскому офицеру – хладнокровно, уверенно. Глядя на него, бойцы обретали спокойствие, несмотря на то, что катастрофически быстро таяли боеприпасы. А «духов» было много, очень много. Раз в пять или шесть больше, чем пограничников, по сути дела еще пацанов, только вчера красневших у школьной доски.

В том бою наши ребята во главе с лейтенантом, который только-то и нюхал порох, что на стрельбище, противостояли тем, кто давно сделал войну своим ремеслом. Андрей не позволил «духам» окружнть заставу, тем самым обеспечив пограничникам возможность отхода. Сколько могла, застава держалась, надеясь на близкую помощь. Из отряда ее выслали, но она, нарвавшись на засаду, так и не пробилась к ведущим бой пограничникам. Мерзликин, когда боеприпасы иссякли, сумел вывести 19 живых и раненых пограничников в горы. Душманы, понеся большие потери, не преследовали отступивших героев…

За героизм, мужество и умелое руководство личным составом Указом Президента старший лейтенант Андрей Владимирович Мерзликин был удостоен высокого звания Героя России.

Он немного прослужил на северо-восточной границе. Но на заставе магаданского отряда, которой тогда командовал старший лейтенант Майборода, успели полюбить этого крепкого, уверенного в себе офицера.

Но ужасная суть войны заключается том, что за победу добра над злом всегда кому-то приходится платить самой высокой ценой. В 1993 году при выполнении воинского долга в Республике Таджикистан погибли военнослужащие магаданского отряда заместитель начальника школы сержантского состава лейтенант С.А. Барышев, водитель учебного цен- рядовой А.В. Коровкин. 16 сентября 1993 года подорвался на фугасе начальник пограничной заставы «Ола» старший лейтенант Дмитрий Геннадьевич Троицкий. При охране границ Содружества в Республике Таджикистан 9 апреля 1998 года погиб прапорщик Андрей Владимирович Дмитриев. Он проходил срочную службу в должности стрелка комендантской роты, а затем командира взвода комендантской роты погранотряда.

Увы, но и чеченские кампании собрали свой кровавый урожай. 26 января 1996 года в Чеченской Республике погиб начальник резервной пограничной заставы нашего отряда капитан Алексей Михайлович Прилуцких.

В 16 часов 30 минут бронетранспортер возвращался с поста передового боевого охранения. Группу пограничников возглавлял капитан Алексей Прилуцких.

Боевики в тот день ждали колонну грузовиков, которая из опорного пункта вышла в Назрань за топливом, продуктами питания, но с возвращением задержалась из-за того, что в отряд вовремя не завезли хлеб. И тут появился БТР. Бандиты его приняли за головную машину тыловой колонны и обрушили на бронетранспортер всю мощь удара. Алексей Прилуцких сидел на краю командирского люка, когда боевики выстрелили по БТРу из трех РПГ. Одновременно бандиты открыли пулеметный огонь. Все три гранаты попали в машину. Бронетранспортер мощным взрывом снесло с дороги. Одна из гранат попала в командирский люк. Кумулятивной струей Алексею оторвало левую ногу, кисть руки и выжгло бок.

Все пограничники, находившиеся на броне, получили осколочные и пулевые ранения. Внутри БТРа детонировал боезапас, его осколками механик был ранен в голову…

До сих пор никто не может понять, как, получив смертельные травмы, капитан Прилуцких не потерял сознания. Алексей совершил настоящее чудо. Он организовал оборону, руководил боем и погрузкой раненых в БТР, а потом, оставив троих бойцов прикрывать отход, дал команду механику-водителю: «Заводи!»

И тут произошло второе чудо одного боя. БТР завелся. Восемьсот метров, отделявшие засаду от передней линии окопов опорного пункта, он преодолел минуты за полторы. Жизнь еще теплилась в капитане Прилуцких, когда он упал в руки старшего лейтенанта Сергея Махорина, выбежавшего встречать искалеченный БТР. Последними словами Алексея стала фра¬а: «Торопитесь… Там еще трое…»

Сергей Махорин и резерв мангруппы помчались к месту засады. Бандиты, заметив идущее к пограничникам подкрепление, исчезли. Прикрывавшие отход товарищей бойцы ММГ получили серьезные ранения, но остались живы…

Капитан Алексей Михайлович Прилуцких посмертно был награжден орденом «За личное мужество».

С потерями, но настоящими героями вернулись в магаданский отряд бойцы из той командировки. Их снимало телевидение, о них писали газеты. Они были признаны лучшей ММГ из находившихся тогда на границе с Чечней. Большинство получило награды. У каждого в военном билете появилась запись: «Находился в зоне чрезвычайного положения с 02.10.95 г. по 06.02.96 г. Пользуется льготами…» Даже повидавшее многое офицеры смотрели на 20-летних пацанов, вернувшихся оттуда, с нескрываемым уважением.

А потом в редакцию газеты «Пограничник северо-востока» пришло письмо за пятнадцатью подписями. Ребята просили редакцию о помощи. Дело в том, что именно в то время вышел указ президента, в котором говорилось, что срок службы военнослужащих, проходящих службу в «горячих» точках, исчисляется как день за два.

«Радости нашей не было предела, – писали магаданцы, – все стали собираться домой, рисовали дембсльскнс альбомы». И каково же было их разочарование, когда им сообщили, что Камчатская ММГ под этот приказ не попадает. Объяснили это тем, что часть дислоцировалась на территории Ингушетии.

Заканчивалось письмо так: «Большинство из нас скоро отслужит положенные два года, и нас уволят на общих основаниях. И мы увольняемся с глубокой обидой. Вроде бы и были в зоне чрезвычайного положения, а выходит, что нет».

Редакция не оставила обращение магаданских пограничников без ответа. 21 октября 1996 года начальник штаба СВПО генерал-майор В. Чубин подписал распоряжение обеспечить в первоочередном порядке увольнение с военной службы по призыву ребят, входящих в состав камчатской мотоманевренной группы.

Однако пограничники, которых закалила служба на Колыме, демонстрировали примеры героизма и беспрецедентного мужества не только в боевых условиях. К числу таковых относится и подвиг подполковника Константина Константиновича Подкавырова. Кавалер ордена Мужества, медалей «За отвагу», «За отличие в охране Государственной границы» перевелся в магаданский пограничный отряд из Таджикистана, после вывода оттуда российских пограничников. А в 2005 году Константин Константинович вновь вернулся на южную границу в Пограничное управление по Ростовской области. В 2006 году Подкавыров стал комендантом пограничной комендатуры в городе Гуково…

…25 ноября 2006 года в 1 час 10 минут под покровом темноты две автомашины – «Субару» и ВАЗ-2112 незаконно заехали из Украины на территорию России. Машины были доверху забиты дорогостоящими меховыми шубами.

Пограничный наряд предпринял попытку задержать машины с контрабандой. Для этого пограничники вышли на дорогу, осветили себя фонарями и жезлом потребовали остановиться. Однако требования наряда водители автомобиля проигнорировали. Увеличив скорость, они продолжили движение в сторону города Гуково. Получив информацию об этом, подполковник Подкавыров, который с основной группой на автомобиле УАЗ находился на удалении около двух километров, предпринял повторную попытку остановить нарушителей.

Когда водитель «Субару» на огромной скорости пронесся мимо, времени на раздумье уже не оставалось – приближалась вторая машина. Проскочи она мимо, задержать нарушителей будет уже невозможно, и вся предварительная работа, усилия многих людей станут напрасными. И подполковник Подкавыров дает команду водителю УАЗа включить все световые приборы, сигналы аварийной остановки и выехать на дорогу, а сам офицер вышел навстречу быстро приближающимся огням, высоко держа в руке милицейский жезл. Он успел отойти от своей машины метров на пять. Несмотря на то, что была ночь и по земле стелился легкий туман, не заметить ярко освещенную машину и человека с жезлом было просто не возможно. Сам же Подкавыров хорошо видел несущуюся легковушку. Ее водитель, серьезно пострадавший в столкновении, впоследствии подтвердил, что видел человека с жезлом, но якобы не успел затормозить. По всей видимости, мужчина рассчитывал, что пограничник испугается и уйдет с дороги, а УАЗ можно будет объехать. Контрабандист не учел одного – на дороге стоял офицер-пограничник Константин Константинович Подкавыров…

…Для него невозможно было допустить, чтобы нарушители безнаказанно пронеслись мимо и потом хвастались тем, как они ловко «кинули» погранцов. Как и в бою, Константин Константинович Подкавыров сделал все, что ему диктовали совесть и честь офицера-пограничника. Он, не раздумывая, вступил в свой последний бой и выполнил задачу ценой собственной жизни…

Из книги «Граница закаленная ветрами» Людмила Шитова, Алексей Мясников.