Как снимаются фильмы о природе

Капитан - Евгений Сычёв - с птенцом кулика-камнешарки.

Капитан – Евгений Сычёв.

Ранним июньским утром на гнездовье белых гусей к балку, где жили работавшие уже не первый полевой сезон орнитологи с Магадана и Москвы, подошло трое киношников, которые приехали снимать фильм о белых гусях.

Они застали полевой отряд биологов в полном составе. Ребята завтракали и обменивались мнениями: кто и куда пойдет в этот день, по какому маршруту и на какой срок. Начальник отряда, крепко сбитый, обритый наголо, с небольшими татарскими усами и бородой тридцатилетний мужик по кличке Капитан, внимательно прислушивался к разговору и изредка вносил коррективы в их планы. Завтрак был обычный: бульон со здоровенным куском оленины и чай. Некоторые пили разведенный кипятком сгущенный кофе. Хотя на столе были и галеты, и вафли, и сливочное масло, их почти никто не ел.

Техник Валентин Хлёсткин по кличке Боцман — сухощавый, небольшого роста, с остатками легких как пух волос на голове — вполуха прислушивался к разговору, успевая при этом подавать еду, убирать со стола грязные миски, да еще умудрялся при этом засовывать в рюкзаки каждому члену отряда паек на день. Паек был стандартный: пачка галет, полпачки чая, коробок спичек, несколько кусков сахара и две пачки сигарет. Еще к этому полагалась кружка и пустая литровая жестяная банка. Это чтобы на маршруте можно было почаевать у какой-нибудь речки. Обед полагался после возвращения, часов в 9 вечера.

Боцман - Валентин Хлёсткин - мастерит загон для белых гусей.

Боцман – Валентин Хлёсткин.

Гостям предложили чаю, от которого они гордо отказались и сидели в ожидании окончания завтрака. Наконец все вопросы были решены. Начальник закурил, и все остальные тоже задымили как по команде.

— Ну, с чем пожаловали? — наконец обратил внимание на гостей Капитан.

— Что гусей вы должны снимать, мы уже поняли, что к нам пришли вначале — тоже хорошо, без разрешения по гнездовью будете шляться — морду вначале набью, а если кого не проймет — пристрелю. Мне некоторые гуси людей дороже!

— Мы поэтому и пришли, чтобы с вами уточнить сценарий, — сказал плотный коренастый мужчина с быстро бегающими карими глазами, который представился директором фильма. — Еще мы просим помогать нам во всем, а мы за это вас в кино снимем!

Орнитологи дружно захохотали, от чего киношники слегка оторопели.

— А с чего вы взяли, что мы будем на вас пахать, да и в кино лично у меня никакой охоты сниматься нет, я не сопливая девчонка, чтобы радостно визжать от таких предложений. А к тем из отряда, кто без моего ведома работу будет путать с Голливудом, спрос будет особый.

— Да нет, вы нас неправильно поняли, — тут же начал изворачиваться директор фильма. — Просто в фильмах о природе должен быть «оживляж», вот мы и хотим ввести в него, кроме гусей, человека, тем более это есть в сценарии фильма.

— Понятно, — прищурился Капитан. — А позвольте узнать, кто и где писал вам сценарий, и не могли бы вы его вкратце нам рассказать? А то читать недосуг, да и не наше это дело — вмешиваться в ваши творческие планы.

— Охотно и с превеликим удовольствием, — ответил собеседник.

Вкратце сценарий таков: белые гуси прилетают на суровый северный остров, вьют гнезда, откладывают в них свои яйца и спокойно сидят. Но ведь остров северный, суровый. Внезапно налетает жестокая пурга, но гуси продолжают мужественно сидеть на гнездах, их заносит по шею снегом, но они, голодные, измученные, продолжают сидеть в снежном плену. И тут появляется человек. Он помогает мужественным птицам выбраться из снега, откапывает гнезда. Гуси вьются над ним, и после его ухода, благодарные за спасение, садятся вновь высиживать птенцов.

— Ну и бредятина! — заметил Валентин Хлёсткин, стоящий с папиросой в дверях. — Вот уже который год я на гнездовье и ни разу такого не видел. И в какой безумной башке родились такие идеи?

— На самом деле, как вы думаете выполнять такой сценарий? — подключился москвич-биолог. — Во-первых, весенние пурги уже закончились, во-вторых, на гнездовье несколько десятков тысяч гусей. Это сколько же надо мужиков, чтобы их освобождать из снега! Да вам всего населения Врангеля не хватит в качестве статистов, даже если каждый будет работать круглосуточно. И в-третьих, как к этому отнесутся сами гуси? Вы живого дикого гуся когда-нибудь в руках держали? От его удара крылом песец кубарем летит. И клюв у него как железный. Попробуй его удержать! Мы, когда на них пластмассовые ошейники в тундре одевали, неделю в синяках ходили. Так они там после гнездовья слабые, теряют половину веса и маховых перьев нет, и то ого-го как дерутся. А на гнездовье у них сил невпроворот, после зимовки в Калифорнии. Так что вряд ли кто даже за деньги согласится проделывать с гусями такие трюки. Да плюс к тому же гуси в это время не летают по причине полной потери маховых перьев.

— Ничего, опыт у нас есть, — подключился к разговору режиссер фильма, высокий худощавый мужчина по имени Саша. — Мы фильмы о природе не первый год снимаем. Для нас главное одно — если это в природе есть, то мы снимем обязательно. А то, что не удастся, смоделируем. Так что будем ждать!

Остров Врангеля. Гнездовье белых гусей.

Остров Врангеля. Гнездовье белых гусей.

— Ну что ж, флаг вам в руки, — подвел итог начальник отряда. — Походите по краю гнездовья, поснимайте гусей, только упаси вас бог лезть вглубь, там у нас контрольные гнезда находятся, и я башку оторву, если кого увижу. Впрочем, об этом я уже предупреждал, повторяться не буду. Всё, разговоры закончены. Мужики, собирайтесь и дуйте по маршрутам. Удачного дня всем. Боцман, ты идешь сегодня со мной вниз по реке Тундровой. Будем картировать песцовые норы, а заодно приглядим, куда будем все перебираться, когда гуси с птенцами попрут в Тундру Академии. Для всех контрольное время возврата 20.00. Рацию беру с собой. Евгений, — обратился он к молодому студенту-практиканту, которого все называли Юнга, — ты приходишь в 18.00, ставишь чай и варишь мясо к нашему приходу. Вопросы есть? Нет вопросов у матросов. Всем общий привет. С этими словами он взял рацию, снял со стены карабин и вышел из балка.

— Да, не зря нам говорили, что начальник у орнитологов — зверь, — промолвил после его ухода директор фильма.

— Увидишь мамонта ты коль — не верь глазам своим, — перефразировал сходу философскую фразу бессмертного Козьмы Пруткова Москвич, протирая очки. — На лицо мы все ужасные, но бесконечно добрые внутри. Правда, по гнездовью и впрямь советую не шастать, нечего птичек беспокоить, да и в начальнике попусту зверя будить. После этого он мило улыбнулся гостям и тоже вышел.

Киношники поглядели друг на друга.

— Ничего себе, поговорили, — сказал директор фильма.

— А ты что хотел? Чтобы они тебе на шею бросились? Люди заняты делом, а мы им нужны как лишняя дырка в голове. И надо спокойно к этому относиться. Я думаю, что со временем все наладится. Не знаю, как вам, а мне ребята, да и начальник их, понравились, — заметил оператор. — Другие могли бы вообще попереть нас отсюда, а они все же отнеслись с пониманием. Вспомните, как к нам отнеслись на Командорах. Тоже вначале чуть нам морды не побили, а расставались как братья. Такая уж у нас профессия.

Кто бы мог подумать, что безумный сценарий, сочиненный неизвестно кем в Петербурге, смог в точности воплотиться в реальность на деле.

Буквально через три дня после визита киношников отряд орнитологов как по команде почти одновременно проснулся среди ночи от воя ветра. За балком бесновалась пурга. Спать уже никто не мог.

— Вот приехали, туды их мать, накаркали, и теперь гусям хана, — причитал суеверный Боцман.

— Да, и в страшном сне такого не привидится, — вторил ему Москвич.

— Что же будет с моей дипломной работой? —причитал Юнга.

Лишь начальник лежал молча и мрачно курил. Наконец он вылез из спальника, с отвращением выпил холодной воды из чайника и опять закурил.

— Не травите душу воплями, — буркнул он, — и так тошно. Спать, видно, уже не будем. Валентин, ставь чай. Пока попьем, может, немного утихнет, и надо посмотреть контрольные гнезда, как там гуси себя чувствуют, и не вошли ли песцы в полный распояс в связи с этой пакостной погодой. Далеко от балка не отходить. Юнга идет вместе с Валентином. А я пойду к киношникам, попроведаю их, как они думают, снимать кино или нет?

— Может, и морды им заодно поправишь? — с надеждой спросил Боцман.

— Думаю, это лишнее, — усмехнулся начальник. — Они к погоде отношения не имеют, а попроведать надо, может, они и сами не рады такому воплощению сценария.

К несчастью, погода к утру не утихла. Так же валил снег, дул ветер, но немного потеплело.

Злой как черт, начальник отряда шел к палатке киношников. По пути он увидел несколько занесенных снегом гнезд, из которых торчали головы гусынь. Возле одного гнезда снег был окровавлен. Яиц в нем не было.

Остров Врангеля. Песец и белый гусь.

Остров Врангеля. Песец и белый гусь.

— Ну, собачки гадские, поживились, даром времени не теряют, — сквозь зубы процедил начальник. — Жаль, карабин оставил, я бы им немного праздник подпортил!

Песцы, эти постоянные враги гусей и орнитологов, как назло, не попадались. У палатки киношников следов не было, а вход был застегнут изнутри. Не было даже дыма из трубы.

— Да что они, сдохли что ли? — подумал начальник. — Эй! Живые есть?

— Есть, есть, — послышались голоса из палатки. — Кого это ветром принесло?

— Открывайте и увидите, — ответил Капитан, тщательно отряхивая набившийся в складки одежды снег.

То, что он увидел, войдя в палатку, несколько его удивило. Аппаратура стояла тщательно упакованная. Киношники лежали, до носа застегнутые в спальниках. Только оператор Юра, который впустил его в палатку, возился с примусом, чтобы поставить чай.

— А что вы лежите, как чурки? — изумился Капитан. — Ваш дурацкий сценарий идет полным ходом. Гусей занесло по шею, песцы их на гнездах дерут почем зря, снимай только!

— А зачем? — лениво потягиваясь, ответил директор фильма. — Освещение поганое, ветер, снег —получится не фильм, а белая муть. Кому интересно это смотреть? Вот утихнет все — тогда пойдем поглядим. Да и типаж к вечеру должен подъехать.

— Какой еще типаж? — обалдело спросил начальник.

— А директор заказника — Коля Винклер, — ответил режиссер. — Мы с ним еще вчера с вечера договорились, как только снег пошел. Он и будет у нас главным героем. А пока отдыхать будем!

К этому времени поспел чай. На завтрак была предложена сырокопченая колбаса, иностранный растворимый кофе, сыр и пряники с шоколадными конфетами.

— Кучеряво живете, — косясь на накрытый стол, отметил начальник.

— Так ведь и гость непростой, — подхалимским голосом произнес директор фильма. — Может, по такому случаю по коньячку вдарим?

— Вообще-то у нас в отряде на все поле, кроме дня рождения моей жены, «сухой закон», — ответил начальник. — Ну да черт с ним, только понемногу, может, гуси и оправятся после этой мерзкой погоды.

Тут же появилась бутылка коньяка; атмосфера в палатке стала сразу теплее. Оказалось, что киношники не новички в поле. В поисках интересных сюжетов они объездили почти весь Советский Союз, на деньги «Леннаучфильм» не скупился, а директор фильма в прошлом возглавлял всю фирму, но ошалел от бюрократической работы и сбежал. Но нужные связи сохранил. Поэтому их группа пользовалась режимом благоприятствования.

После чая с коньяком они просветили начальника отряда на счет моделирования природных ситуаций.

— Возьмем, к примеру, случай из жизни нашей съемочной группы, — начал свой рассказ директор фильма. — Нам было поручено снять эпизод, как уж ест лягушку. Казалось, чего бы проще, все знают, что ужи жрут лягушек. Для этого и ездить далеко не надо.

Засняли мы отдельно озеро с лягушками. Достали ужа и лягушек. Поставили камеру. Ужа три дня не кормили специально. Сделали вольеру, сняли ужа крупным планом и запустили лягушку. А тот ее не жрет — хоть застрелись! Она вокруг него скачет, а он лежит себе, солнечные ванны принимает или сбежать пытается. Совсем мы измучились. Часа через три решили перекурить. Только достали сигареты, а он — хоп! — и лягушки нет. Мы час матерились. Потом успокоились, решили, что лягушки одной ему мало. Запустили еще одну — может, клюнет. Опять та же история. Юра, наш оператор, от отчаянья чуть последние клочки волос у себя на голове не выдрал.

А выручил нас его помощник. Вот уж был изобретательный стервец! Он взял тонкую капроновую леску с иглой, проколол лягушке нижнюю челюсть и завязал леску. Затем проколол горло ужу и продел изнутри второй конец лески. Взял ужа в одну руку, а лягушку в другую, я дернул за кончик лески и влетела лягушка в пасть ужу, как миленькая. Мы аж пять дублей сделали. Руки остались за кадром, леску при монтаже не видно, она же прозрачная. А зритель видит злобного ужа и павшую смертью храбрых лягушку. Ну и чем мы погрешили против природы? Ну, допустим, три лягушки загубили, ну и что? Все равно они бы погибли лютой смертью. Может, был нервный стресс у ужа и он теперь не ест лягушек, а питается исключительно мышами. Но ведь живой!

— Кстати, с нерпой тоже он помог решить проблему, — заметил режиссер.

— Да там была мелочь. Просто мы снимали фильм про нерп, и нам надо было снять крупным планом голову нерпы. Но возникла проблема с глазами. Они у нее все время слезятся, как у столетней старухи, и какие-то вогнутые. Так помощник враз снял проблему. Он уселся на нерпу верхом и сдавил ей глотку. Она стала задыхаться, и глаза начали выпучиваться. Чтобы не сдохла, изредка давали ей подпитку. Немного подышит, и опять кислород перекрывали. Три дубля отсняли, зато глаза у ней получились, как у восточной красавицы, сами потом любовались. Нерпу потом отпустили, конечно. Ну, остались у нее неприятные воспоминания, так она в суд на нас не подала, а фильм получился отличный. Народ даже у нас на студии балдел. А помощник за смекалку дополнительно премию получил, на пиво хватило.

— А что, все фильмы о природе так снимаются? — спросил начальник отряда.

— Все или почти все, — ответил директор фильма, — и наши, и зарубежные. Без этого ни в какой бюджет не влезешь ни по времени, ни по деньгам. А у нас тоже планирование существует. И попробуй не уложись, начальство сожрет вместе с потрохами. Вот такие вот коврижки!

…К вечеру непогодь и в самом деле улеглась. На гнездовье на своем вездеходе по имени «Лизетта», которое было белой краской крупно написано на боку, подъехал директор заказника «Остров Врангеля» Николай Винклер. Как типаж он выглядел в самом деле замечательно. Смуглый, сухопарый, с кудрявым чубом, роскошными черными усами, орлиным носом и яркими карими глазами под бровями вразлет — ну вылитый лихой казак Гришка Мелехов. Он привез в подарок блок «Стюардессы» и несколько банок сгущенного какао. Кроме того, письма и кучу новостей, из которых главная заключалась в том, что остров скоро будет объявлен заповедником союзного значения и начальником его, конечно, будет он.

Николай после обильного ужина прошелся по гнездовью, поглядел на брошенные гнезда, обилие песцов и устроенную ими бойню и сильно расстроился.

— Да, дела! — горестно качал он головой после возвращения. — Надо принимать меры!
— И какие же? — поинтересовались орнитологи.

— Песцов немедленно всех перестрелять, на гнездовье никого не пускать, даже вас. Пусть оставшиеся гуси спокойно отдохнут и выведут птенцов.

— Ну, Коля, ты и экстремист! — прокомментировал его выступление начальник отряда. — Гуси гнездились здесь, возможно, сотнями лет. И песцы их жрали по возможности. А бездумное вмешательство человека в сложившуюся экосистему еще ни к чему хорошему не приводило. Для песцов главная пища на острове — лемминги, а не гуси. Вот пик численности лемминга упадет, по исследованиям наших зоологов, через год, и песцы сократят свою численность по одной простой причине, что жрать им будет нечего. А гуси дадут вспышку размножения. И опять биологическое равновесие на острове восстановится. Дай тебе волю — ты такого наворотишь, что десятилетия придется расхлебывать!

— Ну, вы люди ученые, в городах живете, вам виднее, — обиделся Николай и поехал к киношникам.

Снимать его в качестве главного героя сейчас те отказались, поскольку гуси еще не потеряли маховые перья окончательно и поймать их было практически невозможно. Решено было смоделировать ситуацию в начале июля.

Остров Врангеля. Тундра Академии.

Остров Врангеля. Тундра Академии.

Так и сделали. К тому времени отряд орнитологов перебазировался в Тундру Академии, куда ежегодно гуси уводили свои выводки и там же линяли и усиленно наращивали вес для перелета к местам зимовки. Там же магаданские орнитологи отрабатывали американо-советскую программу: отлавливали гусей стаями, одевали на шеи оранжевые пластмассовые американские ошейники, а на лапы — советские алюминиевые кольца — и выпускали на волю.

По просьбе киношников отловили двух оставшихся без птенцов и самцов гусыни, упаковали их в картонные ящики и повезли на гнездовье.

Там и происходило моделирование ситуации, которую не засняли во время пурги.

Нашли подходящий снежник. Одну из гусынь осторожно вытащили из коробки и усадили в вырытую заранее снежную яму. Затем засыпали снегом по шею, установили аппаратуру, и съемка началась. Директор фильма стал на корточки и начал забрасывать ее снегом. Гусыне это не понравилось, и она всячески уворачивалась.

— Стоп, — сказал режиссер, — снято!

Затем к ней подходил обсыпанный снегом Коля Винклер, откапывал, нежно гладил и подбрасывал в воздух. Гусыня начинала орать и махать крыльями, но поскольку маховых перьев не было (гуси в этот период линяют и летать не могут), то тяжело шлепалась в снег. Ее ловили, опять зарывали и снимали еще один дубль. Так было сделано несколько дублей. Потом, обогащенные опытом, снимали двух гусынь вместе. Вторую уже не вытаскивали из импровизированного гнезда — она работала за «массовку».

Больше всех радовался этой работе директор заказника — главный типаж фильма. Вся съемка заняла от силы час- полтора времени. После этого гусынь-артисток вновь посадили в ящики, отвезли в родную стаю и выпустили.

С тех пор я всегда фильмы о природе смотрю с известной долей иронии, поскольку теперь знаю, как они снимаются.

Отснятый киношниками фильм отряд так ни разу не видел. Может, оно и к лучшему.