Судьба самолёта «Комсомол Колымы»

ДБ-3Ф (Ил-4) в небе.

ДБ-3Ф (Ил-4) в небе.

За годы Великой Отечественной войны жители Колымы не оставались в стороне от нужд Красной Армии и старались внести свою лепту в победу над врагом. Собирались деньги на постройку танковой колонны, броневиков, эскадрильи санитарных самолётов. Уходили на запад эшелоны с тёплыми вещами и подарками в воюющую армию.

Всё перечислить тяжело из-за объёма материала по этой теме, да и стоит ли? Это тема для отдельной книги, к сожалению, пока не написанной.

А сегодня будет идти речь о сборах на строительстве самолёта «Комсомол Колымы» и его судьбе.

Даёшь эскадрилью!

Когда и как родилась идея сбора средств на постройку эскадрильи бомбардировщиков «Комсомол Колымы»? По официальной версии, инициатором сбора выступил Начальник политотдела УСВИТЛ Виноградов.

Из заметки газеты «Советская Колыма» от 31 декабря 1941 года: «Начальник политотдела УСВИТЛ Виноградов как-то беседовал с комсомольскими работниками Зоткиным и Ромазанцевым и как бы вскользь заметил, что неплохо бы собрать средства на постройку боевых самолётов. Комсомольцы с присущим им задором взялись за это дело. Здесь же они внесли по 500 рублей и составили обращение к комсомольцам и несоюзной молодёжи».

Заметка из газеты «Советская Колыма» от 31 декабря 1941 года.

Заметка из газеты «Советская Колыма» от 31 декабря 1941 года.

Фактически с призывом ко всей молодёжи Колымы — начать сбор средств на постройку эскадрильи боевых самолётов, выступили комсомольцы и несоюзная молодёжь УСВИТЛ, ВОХР и пожарной команды города Магадана. 

Сбор средств начался в начале ноября 1941 года, первоначально речь шла о постройке эскадрильи бомбардировщиков. 

Хочется сделать отступление, чтобы было понимание, на что замахнулись работники Дальстроя.

10 августа 1941 года приказом командующего ВВС РККА эскадрильи в штурмовой, бомбардировочной и истребительной авиации определялись по 10 самолётов (три звена и самолёт командира). Через десять дней, 20 августа, последовал новый приказ для формирований, получавших самолёты новых марок типа Ил-2, Пе-2, Як-1 и так далее. Эскадрилья при этом насчитывала 9 самолётов, то есть три полных звена. В середине 1943 года в истребительной авиации вернулись к составу эскадрильи в 10 самолётов, двух звеньев и пары (командира и его ведомого).

Таким образом, планировалось собрать средства на постройку 9 бомбардировщиков, правда, забегая вперёд, скажу, что планам было суждено измениться.

Заметка из газеты «Советская Колыма» от 4 ноября 1941 года.

Заметка из газеты «Советская Колыма» от 4 ноября 1941 года.

Можно сказать, что деньги на самолёты на Колыме собирали всем миром. В сборе средств участвовали все подразделения Дальстроя: СГПУ, ЗГПУ, ЮГПУ, ЮГПУ, УСВИТЛА и так далее. Не оставались в стороне и  сами горняки, колхозники, рабочие, чиновники и коренное население Колымы, перечисляя самостоятельно деньги на расчётный счёт по сбору средств.

Заметка из газеты «Советская Колыма» от 21 ноября 1941 года.

Заметка из газеты «Советская Колыма» от 21 ноября 1941 года.

Но уже 20 декабря 1941 года в газете «Советская Колыма» уже идёт речь о постройки звена бомбардировщиков «Комсомол Колымы», то есть о сборе средств на 3 самолёта. С чем это было связано? Возможно, была определённая дата окончания сборов. Возможно, не хватало собранных денег на постройку эскадрильи и решено было ограничиться звеном. Впрочем, к этим вопросам мы вернёмся позже, а пока продолжим.

Заметка из газеты «Советская Колыма» от 20 декабря 1941 года.

Заметка из газеты «Советская Колыма» от 20 декабря 1941 года.

Сбор средств продолжался до конца декабря 1941 года, и уже 31 декабря была получена телеграмма о том, что звено самолётов «Комсомол Колымы» было передано фронту. Но если быть более точным, то самолёты были переданы 21 декабря 1941 года перегоночным экипажам, в боевые части их передали уже в январе 1942 года.  Крайком Хабаровска немного поторопился с формулировкой телеграммы. 

Заметка из газеты «Советская Колыма» от 31 декабря 1941 года.

Заметка из газеты «Советская Колыма» от 31 декабря 1941 года.

Сколько было собрано денег на постройку самолётов? Ответ на этот вопрос можно найти в заметке газеты «Советская Колыма» от 31 декабря 1941 года, где говориться о том, что сумма собранных средств на строительство эскадрильи  превысила 4 миллиона рублей.

На этом, впрочем, можно было бы и закончить. Но какие самолёты были построены на собранные деньги? Какая была у них судьба? Любопытство взяло верх…

Авиационный завод № 126 в Комсомольске-на-Амуре

А для этого нам стоит перенестись в Комсомольск-на-Амуре. Во время Великой Отечественной войны это был один из заводов, где собирали ДБ-3Ф (после марта 1942 года — Ил-4), основной самолёт дальней бомбардировочной авиации СССР во время Великой Отечественной войны.

В цехах авиационного завода № 126. Комсомольске-на-Амуре.

В цехах авиационного завода № 126. Комсомольске-на-Амуре.

Из цехов Авиационного завода № 126 в Комсомольске-на-Амуре вышли 2732 (по другим данным — 2745) бомбардировщика этого типа. Это львиная доля всех построенных ДБ-3Ф, если сравнивать с другими заводами.

Производство ДБ-3Ф по заводам.

Производитель1940194119421943194419451946Всего:
№ 18 (Воронеж)808328     1136
№ 126 (Комсомольск-на-Амуре) 36069561358848542745
№ 39 (Москва)19844     242
№ 39 (Иркутск)  53698118  869
№ 23 (Москва)  110257   367
Всего1006732858156870648545359

 ДБ-3Ф

Что представлял из себя бомбардировщик, который собирали на заводе № 126?

Схемы ДБ-3Ф.

Схемы ДБ-3Ф.

ДБ-3Ф — серийный дальний бомбардировщик, глубокая модернизация ДБ-3. По сути — ДБ-3М с моторами М-88, усовершенствованным оборонительным вооружением.

Установлены новые двигатели М-88 (потом М-88Б) с двухскоростными нагнетателями в новых капотах и винты изменяемого шага.

Маслорадиаторы размещены в носке крыла. Верхняя и нижняя стрелковые установки заменены на более совершенные. Скорость на высоте 6800 м — 435 км/ч. Строился со второй половины 1940 года.

С осени 1941 года получил новую турель с 12,7-мм пулеметом УБТ. В экипаж введен второй стрелок. Кабина стрелков имела частичную бронезащиту, что повлекло за собой смещение центровки самолета назад и ухудшение продольной статической устойчивости и управляемости в полете. Консоли крыла, кабина штурмана и хвостовой обтекатель изготавливались из дерева и фанеры.

Боевая нагрузка: нормальная — 1000 кг, максимальная — 2500 кг.

Экипаж — 3-4 человека.

Кстати, сколько стоил один ДБ-3Ф? По непроверенным данным, стоимость ДБ-3Ф в 1941 году составляла 800 тыс. рублей за один бомбардировщик, в последующие годы стоимость снижалась и к 1945 году составляла 380 тыс. рублей. Думаю, эти цифры могу пригодиться для последующих выводов.

Строительство «именных» самолётов

Авиационный завод № 126 в Комсомольске-на-Амуре не ограничивался только выполнением государственного задания.

За годы войны помимо государственного задания на заводе сверх плана построили более десяти «именных» самолётов: «Комсомольск», «Хабаровский Комсомол», «Комсомол Колымы», «Сухинический колхозник», «Дальневосточный чекист», «Камчатка фронту», «Амурский комсомол», «Комсомол Приморья», «Хабаровский чекист», «Комсомолец Приамурья», «Трудовые резервы», «Хабаровский пионер», «Комсомол Молдавии» — названия были написаны на бортах бомбардировщиков.

Именной ДБ-3Ф «Комсомол Колымы».

Именной ДБ-3Ф «Комсомол Колымы».

В числе построенных был ДБ-3Ф «Комсомол Колымы» с бортовым номером А69-11.

Собирали по Дальнему Востоку

Хочу процитировать пару выдержек из периодической печати Дальнего Востока: «17 августа 1941 г. по инициативе ЦК ВЛКСМ был проведен первый всесоюзный воскресник с отчислениями заработка в фонд обороны. Многие вносили наличные деньги или перечисляли из своих сбережений. Было собрано 1 203 700 рублей на постройку самолетов.

… 15 ноября комсомольцы завода проявили новую инициативу — начали сбор средств на постройку звена бомбардировщиков «Дальневосточный комсомолец». Трудящиеся на собраниях решили отчислить на постройку звена от 10 до 15 процентов своего ноябрьского заработка, многие вносили наличными от 500 до 3 000 рублей. Почин был подхвачен по всему Дальнему Востоку. Завод делал самолеты и на средства, собранные у населения». 

Заметка из газеты «Советская Колыма» от 31 декабря 1941 года.

Заметка из газеты «Советская Колыма» от 31 декабря 1941 года.

Получается, что инициатива сбора средств на бомбардировщики была не уникальной инициативой Колымы, в Хабаровском крае деньги начали собирать куда раньше. Но это ни в коем случае не умаляет того факта, что дальстроевцы в тяжкие военные годы порой делились последним для поддержки своей армии и страны.

Трудная дорога на фронт

21 декабря 1941 года на митинге в Комсомольске-на-Амуре самолеты были переданы экипажам, дело оставалась за малым — доставить бомбардировщики на фронт.

Передача бомбардировщика ДБ-3Ф «Комсомол Колымы». Декабрь 1941 года.

Передача бомбардировщика ДБ-3Ф «Комсомол Колымы». Декабрь 1941 года.

Перегнать построенную эскадрилью «Хабаровский Комсомол», в состав которой входил «Комсомолец Колымы» на фронт по маршруту Комсомольск — Хабаровск — Куйбышевка — Восточная — Чита — Красноярск — Омск — Свердловск — Москва предстояло группе лётчиков, сформированной из состава 13-го отряда Дальневосточного Гражданвоздухфлота. Командиром группы назначили опытного летчика Аркадия Ивановича Романова, комиссаром — летчика Василия Ивановича Хлопцева.

В группу также входил авиатор Павел Прокофьевич Петренко, который вспоминая указанный перелет отмечал, что сформированной из гражданских летчиков группе предстояло перегнать бомбардировщики ДБ-3Ф (Ил-4), но тут выяснилось, что ни один из них раньше на таком самолете не летал. Тогда их привезли на завод и заводской летчик-испытатель стал по очереди провозить перегонщиков на новой машине. Когда Петренко сделал вторую посадку, его инструктор сказал: «Давай заруливай на стоянку, у тебя нормально получается, возить тебя больше не буду». Услышав такие слова Петренко ужаснулся: да как же так можно, два провозных полета по кругу на совсем новом самолете и все — в длительный тяжелый самостоятельный перелет. Но, самолеты необходимо было перегнать в кратчайшие сроки и поэтому 25 декабря 1941 года первые девять самолетов ведомые Романовым взлетели с ледяной полосы Хабаровска, 29 декабря взлетело последнее звено эскадрильи «Хабаровский комсомол».

До Красноярска все машины благодаря ясной погоде, несмотря на мороз, добрались без происшествий с промежуточной посадкой в Чите. В Омске у одного из самолетов тройки, в которой летел Петренко, при посадке из-за мороза лопнуло колесо. Летчик сумел посадить машину, но диск и стойка шасси были серьезно повреждены и самолет отстал от группы оставшись в Омске ждать запчастей, которые должна была подвезти с завода очередная группа перегоняемых самолетов.

Дальше погода ухудшилась и на перегоне Омск — Свердловск самолеты начали терять друг друга из виду и практически добирались до точки назначения самостоятельно. Дополнительную опасность в данной ситуации представляло то, что штурманы были только в ведущих машинах и ведомые потеряв ведущих сбивались с курса. Так, один из самолетов звена не найдя аэродром Свердловска был вынужден садиться на замерзшее озеро, при посадке машина скапотировала о засыпанный снегом ледяной торос и разбилась, по счастью экипажу удалось спастись. Сам Петренко был вынужден сесть в Кургане.

На следующем участке Свердловск — Казань также была низкая облачность и пурга. В результате ведомые опять потеряли ведущих. Машина Петренко вместо Казани совершила посадку в Набережных Челнах, где по счастливой случайности наземные службы увидели самолет и вовремя подготовили для него взлетную полосу небольшого аэродрома.

Последний участок до подмосковных аэродромов, где самолеты были переданы боевым летчикам, эскадрилья преодолела благополучно. В дальнейшем А.И. Романов, В.И. Хлопцев и П.П. Петренко служили на Красноярской воздушной трассе.

Прибытие в 98 ДБАП

Именные самолёты были переданы в 98 дальнебомбардировочный авиационный полк (ДБАП).

Летчики — Герои Советского Союза 752-го авиационного полка дальнего действия Степан Андреевич Харченко и Юрий Николаевич Петелин с командиром полка — подполковником Иваном Карповичем Бровко.

Летчики — Герои Советского Союза 752-го авиационного полка дальнего действия Степан Андреевич Харченко и Юрий Николаевич Петелин с командиром полка — подполковником Иваном Карповичем Бровко.

(98 ДБАП был переформирован 27.03.1942 года в  752 АПДД, также в документах встречаются сокращения 10 гв. авп дд и  10 гв ап дд — О.В.)

Бомбардировщик  «Комсомол Колымы» был передан экипажу в составе:  лётчик старший лейтенант Николай Петрович Краснов, штурман капитан Мазитов, стрелки-радисты Тимофеев и Харламов.

Из труда Ковалева Сергея Юрьевича «10-й гв. апдд. 1941-43 годы. День за днем»:  «17 января 1942 года в полку состоялся долгожданный праздник — самолетный парк части был пополнен одиннадцатью новыми машинами. С авиационного завода №126 в Комсомольске-на-Амуре поступили самолеты ДБ-3Ф с заводскими номерами: А67-14, А68-2, А68-13, А68-17 и пять самолетов от А69-5 до А69-11. Три бомбардировщика носили собственные имена: «Хабаровский комсомол» (А67-14), «Сталинский Комсомольск» (А68-13) и «Комсомол Колымы» (А69-11). Церемония торжественной передачи именных самолетов на аэродроме Липецк была отражена в фоторепортаже, опубликованном в газете «Комсомольская правда» за 7 февраля 1942 года».

Из мемуаров Гунбина Николая Александровича  «В грозовом небе»: 

«В феврале 1942 года к нам прибыла первая партия новых самолетов. К этому времени в полку оставалось уже не больше десятка машин, не раз обстрелянных и изрядно побитых.

(В своих воспоминаниях автор ошибся  на месяц — самолеты прибыли в часть в январе 1942 года, в феврале они уже принимали участие в боевых вылетах. – О.В.)

Новые самолеты прибыли к нам с Дальнего Востока как подарок от дальневосточной молодежи. Они были построены на средства комсомольцев Хабаровского края и Амурской области. Их получили лучшие экипажи полка — экипажи Николая Краснова, Юрия Петелина и наш. Самолеты передают им в торжественной обстановке. Весь личный состав полка построен на аэродроме Перед летчиками, штурманами, стрелками, техниками — три новеньких, поблескивающих свежей краской дальних бомбардировщика с красивыми надписями на фюзеляжах: «Хабаровский комсомол», «Амурский комсомол», «Комсомол Колымы»… У нашего экипажа самолет «Амурский комсомол».

Вместе с самолетами трудящиеся Дальнего Востока прислали нам подарки — часы, шарфы, теплые перчатки, ножи, одеколон, даже печенье. Большую заботу проявлял тыл нашей страны о воинах-фронтовиках.

На митинге, посвященном передаче полку боевых самолетов, летчики, штурманы, стрелки-радисты поклялись в том, что эти грозные машины будут максимально использоваться для окончательного разгрома ненавистного врага». 

Так звено или самолёт?

Пора сделать отступление.

Во всех периодических изданиях за 1941 год идёт речь о звене бомбардировщиков «Комсомол Колымы», в воспоминаниях упоминается перегон двух групп самолётов в декабре 1941 года, причём в первой группе было 9 бомбардировщиков ДБ-3Ф.

Средств, собранных на Колыме (более 4 млн. рублей) вполне хватало для постройки звена, напомню, что стоимость одного ДБ-3Ф составляла около 800 тыс. рублей.

Но в 98 ДБАП был передан один ДБ-3Ф с именной ливреей «Комсомол Колымы»! Фактов, подтверждающих передачу ещё двух бомбардировщиков с такой же надписью на фюзеляже, найдено не было… Где тогда остальные два самолёта этого звена?

Придётся снова вступить на скользкий путь догадок и предположений. Возможно, что на заводе именная ливрея доставалась только одному ДБ-3Ф из состава звена, остальные самолёты шли без неё.

Можно, конечно, предположить, что заводом был выпущен только один самолёт с гордой надписью «Комсомол Колымы», но это маловероятно, так откровенно газеты лукавить бы не стали.

В любом случае, судьбу именного бомбардировщика «Комсомол Колымы» практически отследить удалось, судьба же остальных двух ДБ-3Ф затерялась в военном лихолетье.

Фронтовая жизнь

Можно сказать, что фронтовая жизнь сложилась для самолёта и его пилота вполне удачной — по боевым вылетам, выполненным заданиям и времени жизни.  Стоит учесть, что в 1942 году преимущество в небе оставалось за немецкими истребителями и вылеты наших бомбардировщиков без прикрытия были не редкостью и потери были велики.

Заметка из газеты «Советская Колыма» от 11 февраля 1942 года.

Заметка из газеты «Советская Колыма» от 11 февраля 1942 года.

В заметке из газеты «Советская Колыма» от 11 февраля 1942 года рассказывалось о начале фронтовой жизни самолёта «Комсомола Колымы» и его первом боевом вылете.

Но иногда жизнь отличается от газетных заметок, поэтому стоит обратиться к истории 10-й гв. АПДД, где боевой путь «Комсомола Колымы» и его экипажа освещён более детально и без прикрас.

Один из первых боевых вылетов «Комсомола Колымы» трудно назвать удачным, 19 января 1942 года с задачей нарушить перевозки противника в районе Вязьмы вылетели уже шесть экипажей: майора Тихого, капитана Никифорова, старших лейтенантов Гросула, Краснова, Петелина и Харченко. Н.П. Краснов из-за неисправности авиагоризонта на самолете № А69-11 «Комсомол Колымы» был вынужден был вернуться на аэродром базирования, не выполнив поставленной задачи. Остальные экипажи боевую задачу выполнили, уничтожив около 15 вагонов, 30 автомашин и 40 солдат и офицеров противника. Первый блин вышел комом…

В следующем вылете 24 января в 12.35 звено бомбардировщиков (Харченко и Краснов) во главе с командиром полка подполковником Бровко с высоты 700 метров бомбардировало аэродром Смоленск, на котором в тот момент находилось около 20 самолетов противника. 

25 января в 12.25 четыре экипажа (И.Т. Гросула, Н.П. Жугана, Н.П. Краснова, В.И. Слюнкина) нанесли бомбовый удар по механизированной колонне противника на дороге у села Рыляки (в 10 километрах юго-западнее Юхнова). После этого самолеты были атакованы истребителями Ме-109. Стрелкам экипажа Гросула сержантам В.А. Митяшкину и Солощенко удалось сбить один из вражеских истребителей, однако наша группа бомбардировщиков понесла серьезные потери — были сбиты самолеты лейтенанта Слюнкина и младшего лейтенанта Жугана. 

Очередное серьезное испытание поджидало бомбардировщик «Комсомольца Колымы» днем 29 января 1942 года. когда три экипажа (Краснова, Паращенко и Харченко) бомбили железнодорожные станции в окрестностях Смоленска. На обратном маршруте, на самолете старшего лейтенанта Краснова, из-за неисправности, в районе Ливен отказал левый двигатель, затем в районе Грязей — заклинило правый мотор. Летчик сумел спасти свой самолёт мастерски, на колеса, посадив безмоторный самолет на поле в 4 километрах западнее Грязей. Бомбардировщик быстро восстановили, заменив двигатели.

И уже днём 18 февраля 1942 экипаж старшего лейтенанта Краснова вылетел на очередное боевое задание.

28 февраля 1942 года, ночь, аэродромы: Боровское, Орел и Шаталово, экипажи: м-ра Кичина, м-ра Лукиенко, м-ра Тихого, к-на Никифорова, ст. л-та Гросула, ст. л-та Краснова, ст. л-та Харченко, л-та Паращенко.

1 марта 1942 года, ночь, аэродромы Сеща и Смоленск, экипажи: м-ра Кичина, м-ра Лукиенко, к-на Никифорова, ст. л-та Буряка, ст. л-та Гросула, ст. л-та Краснова, ст. л-та Харченко, л-та Паращенко.

2 марта 1942 года, ночь, Орел, экипажи: п/п-ка Бровко, м-ра Кичина (2 вылета), к-на Никифорова, ст. л-та Буряка.

4 марта 1942 года, ночь, аэродром Смоленск, экипажи: м-ра Кичина (2 вылета), м-ра Тихого, к-на Никифорова (2 вылета), ст. л-та Буряка (2 вылета), ст. л-та Гросула, ст. л-та Краснова, ст. л-та Харченко, л-та Паращенко.

Можно долго перечислять боевые вылеты ДБ-3Ф «Комсомол Колымы», но делать этого не стану, дабы не утомлять читателя. Жизнь самолёта, по фронтовым мерам, оказалась длинной и продуктивной.

Последний полёт ДБ-3Ф «Комсомол Колымы»

Естественно, возникает вопрос — как и где закончил свой путь «Комсомол Колымы»? К своему сожалению, подтверждённых данных о судьбе колымского бомбардировщика найдено не было, есть только предположения.

В серьёзную переделку ДБ-3Ф попал 26 августа 1943 года, когда с очередного боевого вылета не вернулись экипажи Н.П. Краснова и А.П. Сидоришина. Самолёт Краснова произвёл вынужденную посадку в районе деревни Гринево (в 15 км юго-западнее Нового Оскола). Бомбардировщик получил повреждения, требующие серьёзного ремонта. Летчик к-н Н.П. Краснов и стрелок-радист А.К. Терехов вернулись в полк 29 августа. Штурман мл. л-т К.Ш. Тагиров получил ранения и находился на излечении в госпитале в Волчанске.

Возможно, этот вылет и стал последним для ДБ-3Ф «Комсомола Колымы» и боевую машину списали. Хотя, возможно, бомбардировщик могли отремонтировать и вернуть в строй.

Если самолёт после этого происшествия продолжил свой боевой путь, то свой последний боевой вылет «Комсомол Колымы» совершил 14 июля 1944 года.

Жители белорусской деревни Антоново, что под Брестом, с тревогой наблюдали за ночным боем бомбардировщика ДБ-3Ф с атакующими Мессершмиттами-110. Наш ДБ-3Ф загорелся, от него отделилась чёрная точка, вторая, третья… Пылающий бомбардировщик ушёл в пике..

Прибывшие к месту падения партизаны отряда имени Чернака и жители деревни увидели дымящийся самолёт, ушедший частично в землю, а рядом погибшего лётчика с нераскрывшимся парашютом с запутавшимися стропами. Было установлено: командир экипажа, Герой Советского Союза Николай Краснов и стрелок-радист Андрей Терехов спаслись, стрелок Константин Циркунов погиб. Четвёртого члена экипажа — штурмана Тагирова найти не удалось.

Вышедшие к партизанам капитан Николай Краснов и сержант Терехов дали показания. После приказа командира «Прыгать!» Тагиров не покинул самолёт. Выравнивая из последних сил пылающую машину своим, штурманским комплектом, он спас жизнь товарищам — они успели выбраться из ДБ-3Ф до его ухода в крутое пике… Кашфею Тагирову было 27 лет.

На этом можно поставить точку в истории самолёта «Комсомол Колымы». А его лётчик Николай Петрович Краснов успешно воевал до конца войны.

Николай Петрович Краснов

Николай Петрович Краснов.

Николай Петрович Краснов.

Николай Краснов родился 29 ноября 1918 года в селе Сергиевск (ныне — Самарская область). Окончил среднюю школу. В 1937 году Краснов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1940 году он окончил Чкаловское военное авиационное училище.

С июня 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны. К моменту нападения гитлеровцев на нашу Родину он уже первоклассный летчик дальнего бомбардировщика. На тяжелом ДБ-3ф он бомбит вражеские объекты в районе Новограда-Волынского, Житомира и Киева, Сталинграда и Курска, Севастополя и Одессы, а затем вместе со своим штурманом Ф. Василенко наносит удары по военно-промышленным и политическим центрам глубокого тыла противника.

Одним из первых в полку Николай Краснов освоил ночные полеты. Многие ответственные задания по разведке глубокого тыла гитлеровцев поручали ему.

К февралю 1944 года гвардии капитан Николай Краснов командует звеном 10-го гвардейского авиаполка 3-й гвардейской авиадивизии 3-го гвардейского авиакорпуса АДД СССР. К тому времени он совершил 274 боевых вылета, из них 201 – ночью,  на бомбардировку важных объектов вражеского военно-промышленного комплекса и скоплений боевой техники и живой силы противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецкими захватчиками» гвардии капитан Николай Краснов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 3549.

После окончания войны Краснов продолжил службу в Советской Армии. В 1947 году он окончил курсы усовершенствования командиров и штурманов эскадрилий. В 1956 году в звании подполковника Краснов был уволен в запас. Проживал в Виннице. Скончался 21 мая 1978 года, похоронен на Центральном кладбище Винницы.

Был награждён двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, рядом медалей.

В статье были использованы заметки из газеты Советская Колыма, воспоминания Гунбина Николая Александровича  «В грозовом небе», Ковалева Сергея Юрьевича «10-й гв. апдд. 1941-43 годы. День за днем», а также материалы из свободных источников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *