Месторасположение посёлка Холодный ключ.
Посёлок Холодный ключ располагался на южном берегу бухты Нагаева, в 2-2,5 километрах от посёлка Марчекан, на берегах ключа (ручья) Холодный, по имени которого и был назван.
Когда появились первые строения в посёлке Холодной ключ, установить уже практически невозможно. Первое упоминание о посёлке встречается на страницах Советской Колымы от 14 декабря 1948 года, где он упоминается в границах избирательного пункта № 17.
Этот посёлок практически не оставил памяти о себе в летописи Магадана, в отличие от других посёлков бухты Нагаева — Нагаево, Корейский ключ, Берёзовая роща, Берёзовый мыс и Каменный карьер. Если о последних можно найти сведения из газетных заметок и рассказов старожилов, то о посёлке Холодном данных очень мало. Возможно, это связано с тем, что большую часть своего существования он находился в ведении военных. Только благодаря старожилам Марчекана и ветеранам 171-й бригады стало возможным пролить свет на некоторые страницы его истории.
2-я Тихоокеанская гидрографическая экспедиция
Думаю, стоит сделать отступление и рассказать о 2-й Тихоокеанской гидрографической экспедиции (2-я ТОГЭ). Экспедиция стала формироваться в 1947 году в городе Петропавловске-Камчатском. Первая группа экспедиции прибыла на базу 30 августа 1947 года, эта дата и принята за начало её деятельности.
В задачи 2-й ТОГЭ входило в короткий срок исследовать и картировать в крупном масштабе побережье Чукотки и Камчатки с прилегающими Беринговым и Охотским морями.
Первым начальником экспедиции был назначен опытный и энергичный гидрограф — капитан 3-го ранга (впоследствии капитан 1-го ранга) Иван Петрович Кучеров.
В мае 1959 года 2-я Тихоокеанская гидрографическая экспедиция была переформирована во 2-ю океанографическую экспедицию, которая начала проводить комплексные океанографические работы в северо-западной части Тихого океана и прилегающих морях.
2-я ТОГЭ в посёлке Холодный ключ
В сентябре 1954 года 2-й Тихоокеанская гидрографическая экспедиция (2-я ТОГЭ) была перебазирована в город Магадан, откуда было значительно ближе к районам работ, и обосновалась в устье ручья Холодного.
Члены 2-й Тихоокеанской гидрографической экспедиции.
В октябре 1954 года начальником экспедиции был назначен капитан 2-го ранга (впоследствии капитан 1-го ранга) Василий Николаевич Хоробрых. Вместе с ним из Кронштадта приехала жена — Екатерина Владимировна Гамалей, выпускница географического факультета Ленинградского государственного университета.
Для руководства гидрологическими работами к экспедиции был прикомандирован доктор географических наук Александр Иванович Дуванин.
В посёлке Холодный ключ базировались гидрографические промерные боты 2-й ТОГЭ.
Поселок Холодный ключ.
Белое здание (на переднем плане) — жилой дом из двух половин, с раздельными входами. С правой стороны (от Марчекана) жили мотористы. Командиром команды мотористов был старший лейтенант Крюков, старшиной команды — Жданкин, боцманом — мичман Такташов. С левой стороны располагалась администрация склада ГСМ.
Остальные члены команды (пять человек) жили зимой на 9-м км.
В здании с белой крышей находилась мастерская, где ремонтировали моторы для промерных ботов.
Весной, с уходом льда, боты волоком спускали на воду и экспедиция начинала свою работу.
Гидрографические промерные боты 2-й ТОГЭ за работой.
Этими ботами были выполнены прибрежные и морские промеры от мыса Евреинова до мыса Островного и морской промер на подходах к Тауйской губе.
В 1959 году после переформирования 2-я Тихоокеанской гидрографической во 2-ю океанографическую экспедицию и сменой места проведения работ, 2 ТОГЭ покинула посёлок Холодный и Магадан.
Крюкова перевели в другую часть, Такташов ушёл на пенсию, Жданкин демобилизовался и работал на Марчеканском судоремонтном заводе.
База ГСМ ТОФ и посёлок Холодный ключ
После ухода из посёлка 2-й ТОГЭ, единоличным хозяином посёлка стала база ГСМ. На территории базы были вкопаны цистерны для хранения дизельного топлива.
Рисунок Николая Ларина. Посёлок Холодный ключ. Бухта Нагаева. 1957 год.
От Холодного ключа до Марчекана по берегу был проложен трубопровод, по которому осуществлялась перекачки дизельного топлива на заводской пирс. Там, в случае необходимости, заправлялись корабли.
Заправка цистерн на базе ГСМ осуществлялась с танкера, который подходил на безопасную глубину у Холодного ключа. От него протягивали рукава (шланги) по воде на берег и закачивали цистерны дизтопливом.
Сколько именно было закопано в грунт цистерн, сказать сложно — можно только предположить, что от 20 до 30 единиц.
Практически все строения посёлка Холодный ключ, за исключением пожарного депо, были снесены при расширении базы ГСМ ТОФ уже во времена 171-й ОБрПЛ. На месте зданий были построены ангары, закопаны новые цистерны для хранения ГСМ. По месту, где был расположен посёлок, прошла дорога на новый строящийся пирс для подводных лодок 641-го проекта.
На новом месте, на сопке, ближе к Марчекану, были построены котельная, гараж, склады и другие здания и сооружения для воинской части, обслуживающей базу ТОФ.
Командиром части был майор Станислав Дядюк, его заместителем был Пётр Кривулин. Руководство базы ГСМ располагалось на 9 км.
В 90-е годы, после расформирования 171-й бригады и ухода подводников из Магадана была закрыта и база ГСМ ТОФ. Были выкопаны цистерны, разобраны ангары, порезан трубопровод.
О том, что здесь когда-то была база летом напоминает стойкий запах дизельного топлива, пропитанная солярой почва, отвалы земли и ямы, где были закопаны цистерны. Полуразрушенные ангары и площадка из бетона у самого моря. А от самого посёлка Холодный ключ сохранилось только одно здание, сложенное из бута…
Моя благодарность и огромное спасибо за помощь и воспоминания Дмитрию Гаевому, Виталию Елсукову, Григорию Шапошникову, Сергею Самарскому, Александру Жданкину, Рустаму Зайнееву.