Горняки прииска имени Гастелло, выполнившие годовой план досрочно. 16 сентября 1949 года. Фото из архивов МОКМ.
Сентябрь. Образование прииска
Прииск имени Гастелло был образован в Омчакской долине осенью 1942 года. Базой прииска стал посёлок имени Гастелло (будущий Ремонтный), который возник в устье ручья База, левого притока реки Омчак, рядом с Тенькинским разведрайоном.
На основании приказа по ГУСДС № 481 от 29 августа 1942 года закрыт прииск «Нечаянный» Южного ГПУ, весь коллектив переводился в Омчакскую долину для работы на вновь организованном прииске им. Гастелло Тенькинского ГПУ. Таким образом, кадры для прииска и будущие жители посёлка были переведены с закрывшегося прииска «Нечаянный» Южного ГПУ.
Основной рабочей силой будущего прииска стали заключённые лагерного пункта № 5 Гастелло, который располагался на правом берегу в приустьевой части ручья База и существовал до ликвидации прииска имени Гастелло (декабрь 1951 года).
В гостях у матери героя
29 сентября 1942 года группа делегатов-дальстроевцев посетила семью Героя Советского Союза капитана Николая Гастелло. Родственники героя рассказали гостям о его боевой жизни, о годах детства и юности героя. С большой радостью встретила мать Гастелло сообщение об открытии на Колыме прииска имени Гастелло.
Семья Героя Советского Союза Николая Гастелло читает указ Президиума Верховного Совета СССР, опубликованный в газете «Правда».
Жена капитана, работница одного армейского госпиталя, Анна Петровна Гастелло изъявила желание написать несколько слов горнякам — строителям нового предприятия, названного именем её мужа. Из текста письма: «Очень рада, что имя родного, нашего любимого сокола носит далёкий колымский прииск. Наша семья рабочая, и каждый из нас борется за выполнение военных фронтовых заказов на оборонных предприятиях столицы. Особенно много трудится мать Николая — Анастасия Семёновна Гастелло, награждённая на днях Наркомом Обороны значком Отличника социалистического соревнования. Привет, товарищи! Желаю вам успеха в вашем большом и почётном деле Анна Гастелло».
Становление прииска
Из заметки в газете «Советская Колыма»: «Шофер остановил машину. Люди, промокшие от осеннего дождя, сидели в кузове, тесно прижимаясь друг к другу.
— Значит, приехали? — спросил кто-то у водителя. — Где же прииск?
— Пока ещё его нет, но скоро будет. Леса здесь много! Точите топоры, да и начинайте строиться…»
На следующий день плотники под руководством механика Чернышёва приступили к работе. Звон железа и треск падающих деревьев возвестили о рождении нового прииска.
Строительство прииска набирало обороты. В долине между глубокими шурфами, оставленными разведчиками, загудели моторы. Заместитель начальника будущего прииска Проценко не спал сутками: то нужно было позвонить в Усть-Омчуг, справиться о машине с грузом, находящейся в пути, то отдать распоряжение лесорубам, руководить постройкой жилищ.
Жилые дома строили из накатника. Печи в домах были железные — бочки из-под горючего.
Горняки соседних приисков имени Ворошилова и имени Тимошенко, а также коллектив районной экскаваторной станции оказывали новому прииску помощь транспортом, материалами и инструментом.
Механику Кулешову было поручено за 10 дней смонтировать локомобили электростанции и установить на строящихся механических дорожках оборудование.
Когда механики в ещё строящемся здании электростанции монтировали локомобили, рядом с ними трудился электрик Калиночкин: устанавливал генераторы, хлопотал у распределительного щита, руководил проводкой высоковольтной линии, проверял исправность прибывающих электромоторов.
Когда строительство подходило концу и уже прибыли горняки, на прииск пришло письмо от Анастасии Семёновны Гастелло — матери героя: «Дорогие товарищи, — писала она из Москвы. — Я узнала о том, что один из приисков Дальстроя носит имя моего сына — славного лётчика Николая Гастелло. Имя Гастелло должно вести вас к победе. Это имя нельзя опозорить. Нельзя допустить, чтобы на прииске им. Гастелло были прогульщики и лодыри, нельзя допустить срыва задания. Пусть моё слово матери будет для вас наказом в работе. Работайте по-фронтовому, работайте так, как бился в предсмертном бою мой сын: яростно, не щадя себя».
В ночь на 11 ноября рокот моторов автомашин, экскаваторов и тракторов дополнился локомобильным гудком. В домиках прииска вспыхнули электрические лампочки, а утром заработали мехдорожки.
Первыми начальниками участков стали Черенков, Батурин, Метелин, начальниками дорожек Финогенов, Пикуль, Москалев, Криушин.
В ноябре план по производительности коллективом прииска был выполнен на 120%.
Декабрь
Участок № 1 (начальник А. Батурин) в честь Дня Сталинской Конституции провёл день рекордов и выполнил план на 260%, при производительности 180%. Трехдневник фронтовой работы, проведённый с целью досрочного окончания плана участком, позволил создать один резервный рабочий день.
В декабре прииск имени Гастелло занял первое место среди приисков Тенькинского горнопромышленного управления (ТГПУ), выполнив месячный план вскрыши торфов 21 декабря.
Участок № 1, под руководством Батурина, за 29 дней декабря выполнил месячный план на 196%. Коллектив мехдорожки № 1 (начальник Финогенов) за то же время выполнил плановое задание на 240%.
Начальник отделения СВИТЛ прииска имени Гастелло А.В. Лебедев. 1943 год. Фото из газеты «Советская Колыма».
Начальник пункта СВИТЛ прииска имени Гастелло А.В. Лебедев сумел широко развернуть работу в бригадах и добился хорошей дисциплины среди рабочих. За отличную работу в 1942 году он был награждён медалью «За Трудовую Доблесть».
В декабре план по производительности коллективом прииска был выполнен на 115%.
К концу 1942 года коллектив прииска имени Гастелло (начальник Л. Челидзе) в социалистическом соревновании по вскрыше торфов завоевал переходящие Красные знамёна лучшему прииску, участку и мехдорожке Тенькинского управления.
Экскаваторы
Из приказа № 757 по ГУСДС «О подготовке экскаваторов к работе в 1943 году» от 12 декабря 1943 года можно узнать о том, что к концу 1942 года на прииске имени Гастелло работаи дизельные экскаваторы ЛК-А № 280 и «Марион» № 71-58.
Погрузка песков в вагонетки экскаватором ЛК-0,5. Фото из фондов ГАМО.
Этим же приказом была предусмотрена переброска дизельного экскаватора «Кунгурец» № 319 на прииск имени Гастелло с УДС СГПУ в начале 1943 года.
При подготовке статьи были использованы материалы газет «Советская Колыма», «Магаданская правда», «Магаданский комсомолец», «Ленинское знамя», «Горняк Севера», «Металл — Родине», а также документы архивов МОКМ и ГАМО.
Моя признательность за помощь в работе коллективам Государственного архива Магаданской области, Магаданской областной универсальной научной библиотеке имени А.С. Пушкина.