Что собой представляет газогенераторный автомобиль? Газогенераторный автомобиль – автомобиль, в двигатели которого в качестве топлива используется газ, полученный переработкой твёрдого топлива в газогенераторной установке, смонтированной на шасси автомобиля, либо на специальном прицепе, буксируемом этим автомобилем.
Первая отечественная газогенераторная установка конструкции профессора В. С. Наумова прошла испытание на шасси грузовика ФИАТ-15-тер еще в 1928 г. В 1934 г. состоялся большой испытательный пробег газогенераторных автомобилей по маршруту Москва – Ленинград – Москва. Для популяризации экономичности и пригодности повсеместного применения газогенераторов в июле 1938 г. в СССР был осуществлён пробег по маршруту: Москва – Омск – Ленинград – Киев – Москва протяжённостью 10 890 км, в котором принимали участие 4 автомашины ЗИС-13, 4 – ГАЗ-14 и 4 опытных образца, в том числе 2 с угольными установками конструкции Научного автотракторного института (НАТИ).
Сложность доставки нефтепродуктов на Колыму заставила руководство треста «Дальстрой» сделать эксперимент и закупить на материке партию отечественных газогенераторных автомобилей. Первые шесть из них завезены в навигацию 1937 г. Их опытная эксплуатация началась лишь с марта 1938 г. А 24 апреля 1938 г. был дан старт автопробегу по маршруту Мякит – Магадан – Мякит. За 8 ч. 15 мин два ЗИС-13 прошли путь до Магадана со средней скоростью 33,1 км/ч. Одна машина везла 2,5 т груза, другая была загружена сухой чуркой из лиственницы. «В пути не было ни одной вынужденной остановки – техника работала исправно» (Советская Колыма. – 1938. – 25 апрл.) Автопробег показал возможность прохождения Колымской трассы на газгенах.
В навигацию 1938 г. в Дальстрой доставлено 5 газогенераторных автомобилей ЗИС-13 и 22 — ГАЗ-14. Для заправки газогенераторов на трассе строились 12 раздаточных пунктов. Проводившиеся в то время подсчёты, показали, что стоимость газогенераторного газа составляет 6% стоимости бензина. Но требовалось большое количество леса: газогенераторный автомобиль, работая в одну смену, за год потребляет 200 м³ чурки (лиственница диаметром 10-12 см растёт на Колыме 80-100 лет). Размер чурки составлял 50Х50Х60 мм.
Летом 1938 г. технический отдел Управления автотранспорта готовился к приёму новой газогенераторной техники. Газогенераторные машины намечалось эксплуатировать на участке Колымской трассы Атка – Берелех. «Первая колонна ЗИС-13 будет размещена на Стрелке, вторая – на Берелехе. Сушильные печи для чурок планируется выстроить в Атке, Мяките, Стрелке, Спорном и Берелехе. Составлена подробная карта эксплуатации машин ЗИС-13. Район эксплуатации разбит на заготовительные и раздаточные участки» (Советская Колыма. – 1938. – 9 июня.). В пос. Мякит, где находилось Управление автотранспорта ГУСДС, готовилась группа из 30 шофёров-газогенераторщиков.
Осенью руководство Дальстроя приняло решение собрать на автобазе №5 в пос. Берелех все газогенераторы. В приказе № 684 по ГУСДС от 17 сентября 1938 г. читаем: «1. Сосредоточить газогенераторные машины на автобазе №5 в пос. Берелех; 3. Немедленно приступить к строительству сушилки на Берелехе и Спорном для сушки топлива для машин; 4. Начальнику УАТа организовать научно-исследовательскую работу по использованию газгенов в условиях Крайнего Севера, а так же приступить к опытным работам по использованию Аркагалинских углей для топлива газгенов». А 22 ноября при ПТО УАТа организовано «Газогенераторное бюро». В положении «О Газогенераторном бюро» говорилось, что основными задачами бюро являются «практическое руководство работой газогенераторных машин, анализ результатов работы, а так же научно-исследовательская работа по освоению газогенераторных машин и установок на Колыме».
Наладить надёжную эксплуатацию газогенераторов в 1938 г. не удалось. Развитие автобазы №5 «как газогенераторной, проходило слабо. Эксплуатация имеющихся на автобазе газогенераторных машин ЗИС-21 в количестве 34 шт., совмещалась с работой по приспособлению их к зимнему времени. Эта работа, начатая в конце 1938 г., не была доведена до конца и перешла на 1939-1940 гг.» В летнее время эксплуатация газогенераторных автомашин определялась пропускной способностью чурочной сушилки. Зимой машины использовались не полностью из-за отсутствия «отепления газогенераторных установок». Вследствие этого 28 газогенераторных автомашин ЗИС-21 были переделаны в карбюраторные.
Руководство ГУСДС обязало УАТ восстановить автомашины и наметить программу по надёжной эксплуатации газогенераторной техники в суровых природно-климатических условиях Северо-Востока. Для координации работ по проектированию и развитию газогенераторной техники, работающей на местном топливе, Дальстрой заключил договор с НАТИ. Программа предусматривала проектирование передвижных сушилок чурки, возведение заготовительного пункта Крохалинный, сооружение здания разделки древесины с паросиловой установкой и сушилку на 32 м³ чурки в пос. Берелех, строительство сушильных камер в пос. Спортном, 25 дистанции УДС, и др.
В ГУСДС также велись опыты по переводу автомашин на генераторный газ, получаемый из каменного угля. Летом 1939 г. грузовая автомашина, снабженная баллонами с угольным генераторным газом, совершила пробный 25 километровый пробег с 1 т груза. А осенью сотрудники Промкомбината совместно с Дальстройуглем получили генераторный газ из аркагалинских углей. На этом газе двигатель автомашины ЗИС-5 без конструктивных доработок проработал 6 часов (Советская Колыма. – 1939. – 18 окт.) Одновременно с этим в химико-технологической лаборатории Дальстройугля в пос. Ларюковая велись опыты по повышению теплотворной способности генераторного газа.
В конце 1939 г. в пос. Аркагала была организована Центральная угольная химико-технологическая лаборатория Дальстройугля, в задачу которой входило создание транспортного газогенератора для автомашин, способного работать на угле вместо древесной чурки. «Суть проблемы заключалась в получении об смоленного легкогорючего топлива (полукокса), а также изготовление огнеупорной футеровки для топливника газогенератора. При работе на угле в место древесной чурки развивалась очень высокая температура, и чугунный топливник плавился, – вспоминает Максимов О. Б., – Дело затруднялось тем, что по своим свойствам аркагалинские угли относятся к неспекающимся, т. е. давали после нагрева порошкообразный кокс». (Максимов О. Б. Воспоминания. – Владивосток : ДВО РАН, 2002. – С. 125-126).
Автопарк газогенераторов Дальстроя в конце 1939 г. составил ед.: 37 – автомобилей, 18 – тракторов. Газгены были сконцентрированы на автобазе №5 УАТа (Берелех), в пос. Усть-Нера (Индигирский геологоразведочный отдел) и Лесном отделе ГУСДС (47 км Колымской трассы). Зимой 1940 г. газогенераторный парк автобазы №5 состоял из грузовых автомашин ГАЗ-14, ЗИС-13 и ЗИС-21. Газогенераторы выполняли рейсы по маршрутам Магадан-Берелех, Спорный-прииски ЗГПУ. Руководство автобазы стремилось улучшить эксплуатационные показатели газгенов. Так, в марте 1940 г. водители газогенераторщики начали опытную эксплуатацию шести тонных прицепов по маршруту Берелех – Спорный – Берелех (Советская Колыма. – 1940. – 30 март.).
Однако внедрение газогенераторной техники в ГУСДС осуществлялось в экстремальных условиях. В приказе №305 от 22 марта 1940 г. «О работе Уптарского участка Дукчанского Леспромхоза (47 км Колымской трассы) отмечалось: «Газогенераторы использовались в трудно проходимых местах по пням на целине, где должны были работать имеющиеся на лесоучастках другие виды транспорта. При такой эксплуатации газогенераторной колоны, большинство тракторов выходило из строя».
Практика эксплуатации газогенераторных машин в суровых природно-климатических условиях Северо-Востока показала, что необходимо «отеплять» газогенераторную установку «с целью предотвращения от замерзания конденсата в очистителе и газопроводе». Поэтому в зиму 1939-1940 гг. в лаборатории Транспортного отдела разработан отеплитель к газогенераторным автомашинам ЗИС-21, а первый подогреватель «генераторного газа для трактора ЧТЗ» изготовлен работниками мехбазы Лесного отдела на 47 км Колымской трассы.
Летом 1940 г., когда в Дальстрое наступил очередной топливный кризис, интерес к эксплуатации газогенераторной техники значительно вырос. В приказе №567 по ГУСДС от 13 июня 1940 г. читаем: «Опыт работы транспортных газогенераторов на местных видах древесного топлива, в условиях Колымы, показал, что эти машины и тракторы являются вполне рентабельным видом транспорта. Поэтому вполне реальная задача в этом году начать массовый перевод автомашин и тракторов на газогенераторы в первую очередь в отдаленных районах: 5-й автобазе УАТа, приисках ЗГПУ, ТГПУ и ГРУ с тем, чтобы максимально сократить завоз жидкого горючего в эти районы». Для реализации данной программы и в целях быстрейшей подготовки организации газогенераторного производства при техотделе Авторемонтного завода была организована газогенераторная группа, «а в ЦИЗе (Цех индивидуальных заказов) газогенераторное отделение». Необходимо было в кратчайший срок разработать техническую и проектную документацию, изготовить специальные приспособления, инструмент.
В рамках проектирования новой газогенераторной техники лаборатория Транспортного отдела ГУСДС совместно с угольной химико-технологической лабораторией Дальстройугля и конструкторскими отделами ряда предприятий разработала несколько приспособлений для газогенераторных установок, работающих на угле. Кроме этого, на базе Аркагалинского ремпункта УАТа организован филиал автобазы №5, в задачу которого входила координация усилий в области использования каменного угля как топлива для газогенераторов. Результатом общих усилий явился переоборудованный газогенератор ЗИС-21, который весной 1940 г. выполнил два рейса по маршруту Берелех – Аркагала. После этого газген прошел по маршруту Магадан – Палатка – Магадан.
Осенью 1940 г. состоялись два экспериментальных автопробега с участием газогенераторов, работающих на каменном угле. Первый прошел по трассе Магадан – Берелех. В автопробеге приняли участие «две автомашины типа «Колыма-1» с газогенераторами, работающими на чурке, два газгена на угле, одна ЗИС-21 с утеплительной системой, ЗИС-5 с новым карбюратором особого типа и обычный ЗИС-21.» (Советская Колыма. – 1940. – 29 окт.) Второй автопробег прошел по маршруту Магадан – Аркагала – Магадан.
Несмотря на успешную опытную эксплуатацию газогенераторов, проблема использования аркагалинского угля в качестве топлива к газгенам осталась не решенной.
Недостаток леса на Колыме вызвал необходимость использования в качестве альтернативного топлива для газогенераторов торфа и мха. «В целях форсирования работ по применению торфа и мхов, – читаем в приказе №567 от 13 июня 1940 г. по ГУСДС, – как газогенераторного топлива организовать при лаборатории АРЗа бригаду в составе 2-х человек инженеров, обязав АРЗ к 1-му сентября дать опытные образцы топлива для газогенераторов. При автолаборатории Транспортного отдела ГУСДС с 1 июля 1940 г. создать газогенераторное отделение для чего утвердить штат работников 6 человек».
Совместные опыты газогенераторной группа АРЗа и лаборатории Транспортного отдела ГУСДС по использованию торфа в качестве топлива для газогенераторных установок показали хорошие результаты. В начале лета 1940 г. газогенераторная автомашина ЗИС-21, работающая на торфяных экзобрикетах, «сделала ряд транзитных рейсов по маршруту Атка – Мякит – Стрелка и перебросила несколько тонн груза», а в августе уже три газогенераторные автомашины «эксплуатировались на перегонах Атка – Мякит – Спорный и Мякит – Магадан – Мякит».
Используя накопленный опыт по эксплуатации газогенов, руководство Дальстроя приняло решение о широком внедрении газогенераторной техники. АРЗу и Местпрому поручалось изготовить опытные образцы газогенераторных установок и др. На базе газогенераторной колонны автобазы №5 и Учебного комбината организованы курсы подготовки специалистов по эксплуатации новой техники. Кроме этого, Московское представительство ГУСДС вело вербовку газогенераторщиков на материке.
Таким образом, в описываемый период времени в Дальстрое выполнены основные технические мероприятия по переводу бензомоторного автопарка ГУСДС на альтернативное топливо. В конце 1940 г. автопарк газогенераторов Дальстроя составил ед.: 69 – автомобилей, 21 – трактор.
Из воспоминаний геолога Виктора Володина: «Тогда почти все наши зисовские грузовики были переделаны на газогенераторы. На всех заправочных станциях построили просторные сараи, где распиливали лес на чурки и сушили чурки, «расфасовывая» их в мешок.
Вместо заливки горючего в бак шоферы забрасывали несколько мешков чурок в кузов и ехали дальше, по мере надобности подсыпая их в бункер газогенератора. Эти «самовары» газогенератора очень стесняли и без того узкое, малое «жизненное пространство» в шоферской кабине на ЗИС-5…».
В годы Великой Отечественной войны переводили на твердое топливо не только автотранспорт. На АРЗе газогенераторами оборудовали компрессоры ВВК-200. Завод №2 освоил выпуск установок ДГ-11. В описываемый период времени на предприятиях Дальстроя широко применялись стационарные газогенераторные установки различного назначения. В 1944 г. при Политехническом музее была организована выставка газогенераторных автомобилей. Из Магадана в Москву была отправлена большая экспозиция, включавшая образцы газогенераторной техники и др.
Однако в эксплуатации газогенераторов была и обратная сторона. В результате действий специальных «чуркокомбинатов», обслуживающих автобазы Дальстроя, были уничтожены тысячи кубометров лиственного леса.
После Великой Отечественной войны в регионе резко вырос объем грузоперевозок. К автотранспорту начали предъявлять новые технические требования. На смену газогенераторам пришли большегрузные автомобили, оснащённые экономичными карбюраторными и дизельными двигателями.
По материалам статьи Навасардова Александра Сергеевича, научного сотрудника, кандидата исторических наук.