Дизельная электростанция «McLaren» 90A. Фото из свободных источников.
В начале 50-е годов ХХ-го века и позднее в документах Дальстроя и других источниках можно найти упоминания о том, что на многих дизельных электростанциях рудников и приисков основным источником электроэнергии были дизель-генераторные установки «Макларен» мощностью 50 кВт. В частности, работали они на прииске «Хета», рудниках «Днепровский» и «Урчан», а также на ряде других. Например, в составе рудника Урчан на 1954 год числилось 16 дизель-генераторных установок «Макларен».
К сожалению, информации по этим дизель-генераторным установкам крайне мало. Тем интереснее было попытаться, хотя бы частично, приоткрыть завесу тайны и понять, что же за «Макларены» работали в Дальстрое.
Компания «J. & H. McLaren»
Компания «J. & H. McLaren» была основана в Лидсе в 1876 году братьями Джоном (1850–1920) и Генри (р. 1854) Макларенами и вскоре завоевала репутацию производителя мощных и надёжных двигателей.
Эмблема компании «J. & H. McLaren».
Джон и Генри стали инженерами, пройдя обучение в компании «Black, Hawthorn and Co», занимающейся строительством железнодорожных, стационарных и морских паровых двигателей. В 1869 году их отец купил комплект сельскохозяйственных машин у братьев Фискен из Ханслета в Лидсе, которые производили паровые машины и орудия для сельского хозяйства. Позже Фискен объединился с «Ravnesthorpe Engineering Company», где Джон работал в 1871 году. Джон Макларен в конечном итоге стал партнёром «Ravensthorpe», но компания была распущена к 1876 году, и Джон вместе со своим братом Генри основал собственную компанию в том же месте. Район Ханслет в Лидсе был хорошо известен своими инжиниринговыми компаниями, являясь базой одного из главных производителей страны «John Fowler and Co».
Во время Первой мировой войны компания McLaren производила оборудование для военных нужд, а Джон Макларен был удостоен рыцарского звания за свой вклад.
«McLaren» вложила значительные средства в развитие своего зарубежного рынка, который включал Новую Зеландию, Австралию, Южную Америку, Италию, Южную Африку и Германию.
К 1930-м годам на смену паровым машинам пришли двигатели внутреннего сгорания и «McLaren» стала партнёром «Benz» при создания двигателей для своих основных рынков (автомобильные, железные дороги и сельское хозяйство), став первым крупным массовым производителем в Великобритании.
В 1943 году бизнес был продан семьёй Макларен компании «Associated British Oil Engine Company».
«Associated British Oil Engine Company» (ABOE) — британская инжиниринговая компания. «Petters Limited» присоединилась к ABOE в 1937 году. «J&H McLaren & Co» была продана ABOE в 1943 году, хотя сотрудничество с ABOE начала гораздо раньше.
В декабре 1945 года «McLaren» приобрела останки «Kitson Co», а вместе с ними и их «Airedale Works». «McLaren» заключила договор с «Petters Limited», и некоторые двигатели продавались под названием «Petter-McLaren».
Компания продолжала торговать до 1957 года, когда компания «Associated British Oil Engine Company» перешла во владение «Hawker Siddeley», которая проработала всего два года, пока не закрылась в январе 1959 года.
Дизель-генераторные установки
Во второй половине 40-х годов ХХ-го века компанией «McLaren» была начато проектирование и разработка мобильных дизель-генераторных установок с системой запуска сжатым воздухом.
Одна из модификаций дизель-генераторной установки «McLaren» MR4. Фото из свободных источников.
По замыслу создателей это должна была быть дизель-генераторная установка на единой раме, которую можно было легко транспортировать и обеспечить подачу электроэнергии и сжатого воздуха для различного вида работ.
Основой будущей электростанции стал четырёхцилиндровый дизельный двигатель компании «McLaren» MR-4. В качестве источника сжатого воздуха для установки использовался компрессор с бензиновым двигателем PA2WC фирмы «Petter-Reavell».
Дизельная электростанция «McLaren» 90A. На фото видны распределительный щит и генератор производства «Brush Electrical Engineering». Фото из свободных источников.
Электрооборудование будущей установки, включая сам генератор и распределительный щит, поставлялись компанией «Brush Electrical Engineering». Генератор устанавливался автономно на опорной плите и был оснащён антивибрационными креплениями.
Табличка на генераторе производства компании «Brush Electrical Engineering». Фото из свободных источников.
Прототип генератора был завершён в апреле 1947 года и 28 августа 1947 года первые девять комплектов были переданы на машиностроительный завод «J&H McLaren Airedale», где были собраные первые пять дизель-генераторных установок для «J. Lyon 8c Co» и четыре для «Morgan Crucible Co».
Табличка на дизеле. Производитель — машиностроительный завод «J&H McLaren Airedale».
Дизель-генераторные установки под маркой «McLaren» были запущены в серию в 1947 году и производились в различных модификациях с мощностью от 27 до 115 кВт, самыми популярными были электростанции мощностью в 55 кВт. Значительная часть произведённых электростанций поставлялась на экспорт. Продажи установок осуществлялись через «Associated British Oil Engine Company» (ABOE).
Контракт с СССР
В послевоенные годы СССР крайне нуждалась в перемещаемых (мобильных) источниках электроэнергии, одним из выходов в такой ситуации была закупка передвижных электростанций за рубежом.
Такой контракт на поставку 12 500 дизель-генераторных установок «McLaren» MR4 мощностью в 55 кВт и был заключён в 1948 году с английской компанией «J&H McLaren & Co» (в составе ABOE). В результате компания в десятки раз увеличила количество сотрудников и расширила производственные площади.
(Стоит уточнить, что в документах Дальстроя, как правило, речь идёт о 50 кВт установках «Макларен» — О.В.)
Машиностроительный завод «J&H McLaren Airedale» и его окрестности, Ханслет, 1950 год.
СССР, в свою очередь, получил значительное количество дизель-генераторных установок, часть которых была передана в распоряжение Дальстроя.
«Макларены» на Колыме
Насколько я могу предположить, в СССР поставлялись дизельные электростанции «Макларен» в сборе, поставок необходимых запчастей и расходников либо предусмотрено не было, либо в Дальстрой они попадали в минимальном количестве, что накладывало свой отпечаток на их эксплуатацию и на проблемы с ремонтом.
Хотя, в принципе, это можно сказать о любой технике, поставлявшейся в рамках ленд-лиза. Как пример — тяжёлые тягачи «Даймонд», которые также поставлялись в Дальстрой и работали на Колымской трассе. По мере выработки моторесурса двигателей и выхода их из строя был проведён ряд попыток замены двигателей на отечественные, но с минимальным успехом. Это была одна из причин исчезновения этих гигантов с Колымской трассы.
С английскими дизельными электростанциями возникали сходные проблемы. И если при выходе из строя датчиков и приборов эксплуатация установки ещё была возможна, из документов: «Так, например, вышедшие из строя, вследствие длительной эксплуатации, термометры, термопары отходящих газов, термометры воды и топлива, заводами Дальстроя при ремонтах дизелей не восстанавливаются и не заменяются соответствующими, а поэтому на многих дизелях не работают.
На всех станциях автоматические регуляторы напряжения находятся в нерабочем состоянии по причине естественного износа угольных элементов».
То при выходе из строя коленчатого вала дизеля на «Макларене» можно было поставить крест. Установку консервировали и в дальнейшем списывали и использовали как донора для ремонта собратьев. Если почитать документы дизельных электростанций, то значительная причина консерваций «Макларен» приходится именно на поломку коленчатого вала.
Из документов по консервации рудника «Урчан»: «…Пять коленчатых валов вышло из строя за период работы начальником ДЭС Александрова Семёна Захаровича и старшего механика ДЭС Денисова Константина Николаевича». Из 10 дизель-генераторных установок за период 3,5-4 месяца было выведено из строя 5 единиц, причём все с поломкой коленчатого вала. Невольно возникает вопрос — либо всё дело было в варварском отношении к импортной технике, либо коленчатый вал у «Макларен» был не самым сильным местом.
Усугубляла ситуацию и практика ремонтов на АРЗ, где осуществлялась проточка шеек коленчатых валов при капитальном ремонте без последующей цементации и закалки ТВЧ, такого оборудования на АРЗ просто не было.
Из документов: «Следует отметить, что дизели за период их эксплуатации прошли от 4-х до 6-ти капремонтов в АРЗе с проточкой и шлифовкой коленчатых валов. После проточки и шлифовки валов поверхность шеек валов не упрочняется, вследствие чего поверхность интенсивно изнашивается, на шейках быстро набивается эллиптичность, что, в свою очередь, приводит к быстрому износу подшипников и преждевременному выходу из строя самих валов.
Это, тем более что шейки валов на законсервированных машинах доходят до 78–80 мм, против нормальных 85 мм».
Дизельная электростанция «McLaren» 90A. На переднем плане видны баллон для сжатого воздуха и компрессор «Petter-Reavell». Фото из свободных источников.
Ещё одной головной болью энергетиков при работе с дизель-генераторными установками «Макларен» был сам процесс запуска дизеля. Запуск дизеля производился сжатым воздухом (баллоны со сжатым воздухом входили в состав установки), при помощи компрессора «Petter-Reavell» (по документам — пусковой двигатель «Петер-Ривелл»), либо от централизованной воздушной системы высокого давления.
Компрессор «Petter-Reavell»
В состав дизель-генераторной установки «McLaren» MR-4 входил компрессор PA2WC фирмы «Petter-Reavell» с бензиновым двигателем.
Компрессор PA2WC фирмы «Petter-Reavell» с бензиновым двигателем.
Компрессор «Petter-Reavell» объёмом в 274 см3 был рассчитан на непрерывное давление 100 psi (фунтов на квадратный дюйм) при объёме 6 куб.см. фут/мин. Его работу обеспечивал бензиновый двигатель объёмом 486 см3 с карбюратором «Zenith» и импульсным магнето «Wico».
Магнето «Wico» и карбюратор «Zenith» у «Petter-Reavell» были самыми нежными местами и чаще всего выходили из строя. Во время эксплуатации на Колыме, заводы Дальстроя, в частности, АРЗ, в ремонт их не принимали, а новых взять было просто негде. И выход из строя магнето или карбюратора означал, что на пусковой двигатель больше рассчитывать не приходится.
Табличка на компрессоре.
Из документов по консервации рудника «Урчан»: «Пусковые устройства «Петер-Ривелл» с момента работы ДЭС на дизелях, имевшихся на предприятии и полученных с других предприятий, не работали по той причине, что восстановить такие узлы, как магнето и карбюраторы в местных условиях не представляется возможным».
При нерабочем пусковом двигателе и отсутствии централизованной подачи сжатого воздуха дизель-генераторную установку «Макларен» приходилось запускать при помощи генератора, что было недопустимо и не прибавляло здоровья проточенным коленчатым валам.
Закат эры «Макларенов» на Колыме
При полном отсутствии запасных частей дизель-генераторные установки «Макларен» на Колыме были обречены, они постепенно выходили из строя, и происходила их замена на более мощные уже отечественные дизель-генераторы (где это было необходимо), в большей части предприятия переходили на работу от централизованной электрической сети, что позволяло снизить себестоимость продукции. Но резервные дизельные электростанции существовали в колымских посёлках до распада СССР, а в некоторых случаях уходили в небытие вместе с посёлками.
Дизель-генераторная установка «McLaren» MR4. Фото из свободных источников.
Трудно недооценить тот вклад, что внесли английские дизель-генераторные установки «Макларен» за время своей работы на Колыме, в составе приисковых, рудниковых и поселковых электростанций в послевоенные годы. За их счёт удалось механизировать большое количество процессов, связанных с добычей и переработкой главных металлов Дальстроя на удалённых приисках и рудниках.
На настоящее время к великому сожалению неизвестно ни об одной сохранившейся дизель-генераторной установке «McLaren» MR-4 на территории Магаданской области, скорее всего, все они, после списания были отправлены в металлолом. К моему великому сожалению в мои руки также не попало ни одной фотографии этих станций в наших ДЭС.
В статье использованы материалы ГАМО (Государственный архив Магаданской области), моя признательность и благодарность коллективу архива за помощь в работе.
Информация и фотографии были взяты из англоязычных свободных источников, а также из книги John Pease «The History of J & H McLaren of Leeds: Steam & Diesel Engine Makers».
Мой низкий поклон Зеленской Галине Юрьевне за помощь и содействие в работе.