1938 год

Газогенераторная машина «ЗИС-13».

Газогенераторная машина «ЗИС-13».

Первые эксперименты с каменным углём начались в 1938 году. Так в газете «Советской Колымы» от 27 июля 1938 года была опубликована заметка: «На днях в Аркагале закончились испытания по переводу газогенераторных автомобилей «ЗИС-13» с древесного топлива на каменный уголь. Испытания дали положительные результаты.

Газогенераторный автомобиль ЗИС-13 № 1463 показал устойчивую работу на буром аркагалинском угле. Есть предположения, что на каменном угле автомашина «ЗИС-13» будет работать экономичнее, чем на древесных чурках.

Известно, что Колыма не богата лесом, поэтому здесь сразу встал вопрос о возможности перевода газогенераторных автомобилей с древесного топлива на каменный уголь. Сейчас эта проблема техническим отделам УАТа в основном разрешена.

Одна из газогенераторных машин «ЗИС-13» № 1435 прошла на буро каменном угле около 500 километров. Её предварительный осмотр показал удовлетворительное состояние мотора. В целом машина вполне пригодна для дальнейшей эксплуатации.

После доведения пробега до 1000 км на буром каменном угле «ЗИС-13» пройдёт детальный осмотр двигателя и газогенераторной установки. Специальная комиссия из автоспециалистов определит состояние клапанов мотора, цилиндра в связи с осмоленение их некоторыми веществами, содержащимися в каменном угле.

Наряду с двигателем будет разобрана и осмотрена газогенераторная установка. Комиссия должна будет выяснить состояние топливников бункера, а также степень действия на топку высоких температур при работе автомашины на каменном угле».

Казалось, далее следуют фанфары, победные реляции и всеобщее признание. Вместо этого выходит заметка от оппонентов автора эксперимента: «Король то голый!» Из газеты «Советская Колыма» от 7 сентября 1938 года: «Со слов вездесущего Калашникова в газете появилась заметка: «ЗИС-13» и «НАТИ Г-14» будут работать на угле». В ней говорилось, что техническим отделом УАТа разрешена проблема перевода газогенераторных автомобилей с древесного топлива на каменный уголь.

Да это же целая революция в автотехнике! Успешно разрешена задача, над которой пока безуспешно бьются лучшие силы такого института, как HATИ. Автор заметки сообщает: «одна из газогенераторных машин «ЗИС-13» № 1435 прошла на буром каменном угле около 500 километров».

Всё это было сплошным обманом. Зарядив бункер машины аркагалинским углем, неистовый командор вследствие технической неграмотности не догадался, что автомобиль получал газ не от каменного угля, а от древесного, находившегося в зоне восстановления бункера».

Разгромную для руководителя техотдела УАТа статью подписали парторг автобазы № 5 И. Герасимов и главный инженер автобазы № 5 М. Кузнецов.

Одновременно с экспериментами осенью 1938 году уже рассматривалась возможность переделки имеющихся на Колыме бензиновых машин в газогенераторные.

Газогенераторная установка на  «ЗИС-5». Магадан. 1941-1942 годы.

Газогенераторная установка на «ЗИС-5». Магадан. 1941-1942 годы.

Для этого, по мнению специалистов, нужна была модификация моторной группы бензиновых машин для уменьшения камеры сжатия, в раздельном монтировании выхлопного и всасывающего коллекторов (во избежание подогрева газа) и в дополнительной установке смесителя вместо карбюратора. Монтаж газогенераторной установки по бокам кабины не сокращал грузовую площадь машины.

Изготовление газогенераторной аппаратуры в Дальстрое планировалось возложить на Магаданский авторемонтный завод и завод № 2.

Статья написана по материалам газеты «Советская Колыма». Моя искренняя признательность Магаданской областной универсальной научной библиотеке им. А.С. Пушкина за предоставленный архив газеты «Советская Колыма».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.