Буксирный пароход «Тайга»

Буксирный пароход «Тайга». Фото из газеты «Советская Колыма».

Буксирный пароход «Тайга». Фото из газеты «Советская Колыма».

Сложно себе представить акваторию любого уважающего себя морского порта без небольших шустрых буксиров, деловито снующих по только известным их капитанам задачам. Большие океанские собратья посматривают сверху на эту суету, но без буксиров любые манёвры океанских судов у пирсов будут значительно затруднены.

Сегодня речь пойдёт об одном из таких уже канувших в историю судах — паровом буксире «Тайга», нёсшим свою службу в бухте Нагаева с конца 30-х годов ХХ-го века. 

Паровой буксир «Тайга»

К сожалению, сведений о буксире сохранилось в истории Колымы не так уж и много.

Достоверно неизвестно, где и на какой верфи он получил путёвку в жизнь. По неподтверждённым данным он мог быть построен как в Японии, так и в Голландии, либо на верфях СССР.

По ещё одной версии, он мог быть построен в бухте Нагаева на заводе № 2, но суда такого тоннажа в то время в Дальстрое не строили, и ряд фактов опровергает это предположение.

В акте передачи Дальстроя от 1949 года можно найти отрывки информации об этом паровом буксире, которые могут составить хотя бы общее представление об этом судне:

  • дата постройки — 1938 год;
  • водоизмещение с грузом — 705 тонн;
  • грузоподъёмность — 61 тонна;
  • мощность паровой машины — 860 л.с.;
  • скорость — 5,5 узлов.

1938 год

После зачисления буксира во флот Дальстроя, «Тайга» несколько месяцев провела на рейде Владивостока, в порт приписки (бухту Нагаева) буксир прибыл в конце осени 1938 года.

В начале декабря буксир использовался на рейдовых работах, в частности, для снятия буя у мыса Чирикова.

К 9 декабря 1938 года толщина льда в бухте Нагаева составляла 35— 40 сантиметров. Возникла угроза, что лёд скуёт бухту и пароходы у пирсов и те, что были только на подходе, окажутся заблокированными до весны, либо до прихода ледокола.

Пришлось буксиру осваивать новую для себя работу — «Тайга» стала ледоколом, непрерывно курсируя по бухте, раскалывала лёд, который ветром уносило в море.

К 20 декабря толщина льда в бухте Нагаева уже составляла 50—65 сантиметров. Пароход Морфлота «Сахалиннефть», пришедший из Владивостока с грузами, не мог продвинуться дальше мыса Чирикова. На помощь ему вышел буксирный катер «Тайга», но и он попал в ледяную ловушку, затёртый льдами.

Пароход «Ягода» («Дальстрой») на разгрузке в бухте Нагаева. 30-е годы. Фото из архива МОКМ.

Пароход «Ягода» («Дальстрой») на разгрузке в бухте Нагаева. 30-е годы. Фото из архива МОКМ.

21 декабря на помощь судам был послан пароход «Дальстрой». В течение суток он вновь пробивал канал, по которому не так давно вышли в открытое море пароходы «Николай Ежов» и «Джурма». Спасательная операция прошла успешно.

В конце декабря 1938 года буксирному пароходу «Тайга» было необходимо пересечь бухту и ошвартоваться на Марчекане для постановки на ремонт. Из-за тяжёлой ледовой обстановки экипажу буксира понадобилось два дня, чтобы дойти до намеченной цели. Пробивая дорогу судну, команда «Тайги» вручную разбивала лёд, изредка прибегая к аммоналу.

1939 год

Ремонт буксира

Ремонт буксира начался в конце декабря 1938 года. Во время проведения ремонта экипаж буксира вёл соревнование с экипажем шхуны «Звезда».

 На 20 января 1939 года план ремонта выполнен на 14%. Полным ходом шёл ремонт машины, которая получила повреждения во время ледовых работ. Производился ремонт рулевой машины, ветрогона, динамо-машины. Осматривались и ремонтировались другие узлы и агрегаты.

В начале февраля коллектив моряков буксирного парохода «Тайга» взял на себя обязательства полностью закончить ремонт машины к 10 марта. Своевременное выполнение всех этих работ в большой мере зависело от завода № 2. Полностью ремонт машинной части был закончен к 15 марта.

На 12 апреля план ремонтных работ, возложенный на экипаж суда, был выполнен на 100%, к 28 апреля ремонт буксира «Тайга» был завершён полностью, и судно подготовлено к началу навигации.

Хасынский уголь для каботажного флота

Весной 1939 года было выдвинуто предложение по переводу судов каботажного флота бухты Нагаева по переводу на местный хасынский уголь в качестве топлива, для сокращения расходов и зависимости от привозного угля.

Опробовать хасынский уголь было решено на буксирном пароходе «Тайга». Планировалось загрузить в бункера буксира  500 тонн топлива лучшего качества, напоминающего антрацит. Руководить проведением эксперимента было поручено инженеру-теплотехнику Управления морского порта Погребижскому.

Получали пароходы паспорта

На 1939 год у руководства Дальстроя имелась только обрывочная и разрозненная информация по технико-эксплуатационным характеристикам судов своего флота, что приводило к ошибкам в планировании рейсов и другим казусам. 

Было принято решение в кратчайшие сроки силами механико-судовой службы произвести паспортизацию судов. За короткий срок были подобраны все материалы по пароходам «Тайга», «Марчекан» и парусно-моторной шхуне «Звезда». Буксир «Тайга» получил свой паспорт к апрелю 1939 года.

При проведении паспортизации специалисты механико-судовой службы, в частности, выяснили, что форпик «Тайги» может принять не 2 тонны груза, как считалось ранее, а 15.

Уголь в отставку, даёшь мазут!

Отдельно стоит отметить тот факт, что на весну 1939 года буксирный пароход «Тайга» оставался единственным пароходом в бухте Нагаева, работающим на твёрдом топливе.

Скорее всего, именно этим обуславливается тот факт, что эксперименты с хасынским углём для пароходов бухте Нагаева остались только на бумаге. Даже в случае успешного его завершения, перевод пароходов с жидкого топлива на твёрдое требовал затрат и времени, на что руководство Дальстроя было не готово.

Также специалисты утверждали, что расход мазута, при одной и той же скорости, был значительно меньше, по сравнению с углём. Соответственно, при переводе парохода на жидкое топливо и замены бункеров танками, высвобождалось свободное место, которое можно было использовать по различному назначению.

Казнить нельзя помиловать

Для Дальстроя было значительно целесообразнее иметь все суда на жидком топливе и как долго «Тайге» оставалось быть «белой вороной» среди своих собратьев, было только вопросом времени.

По приблизительным расчётам, произведённых в апреле 1939 года, стоимость проектирования и переоборудования буксира ориентировочно составляла 50–75 000 рублей.

Но работу по переводу буксира на жидкое топливо до открытия навигации 1939 года осуществить было нереально, а переоборудование парохода во время навигации вызвали бы простой судна, примерные убытки от которого могли составлять 100 000 рублей.

Таким образом, переоборудование на жидкое топливо буксира могло быть произведено только зимой 1939–40 года, а навигацию 1939 года судну предстояло работать на твёрдом топливе.

Также ряд специалистов утверждал, что в таком мощном буксире как «Тайга» (860 л.с.) в бухте Нагаева надобности просто нет.

Тогда то и возникла идея, как можно решить все возникшие вопросы разом. Была озвучена мысль об обмене «Тайги» с Морфлотом или Главсевморпутём на менее мощный буксир (ориентировочно в 500 л.с.) работающий на жидком топливе, который бы вполне удовлетворил местные нужды, к началу навигации.

По предварительным расчётам менее мощный буксир позволил бы дать экономию в расходе топлива, примерно в 1 000 тонн мазута, или 200 000 рублей.

Забегая вперёд, можно говорить о том, что это предложение также не было реализовано и буксирному пароходу «Тайга» было предназначено ещё не один год трудиться на благо Управления морского пароходства. А топливом в навигацию 1939 года служил всё тот же уголь…

Навигация 1939 года

В 30–40 года ХХ-го века Магадану требовалось значительное количество древесины для строительства и отопления. Лесные массивы, расположенные вблизи Магадана были истощены и уже в конце 30-х годов значительную роль в обеспечении города лесом занимал Арманский леспромхоз.

Значимую роль в доставке леса играл буксирный пароход Тайга, который большую часть навигации 1939 года совершал рейсы Армань — Нагаево, буксируя плоты из брёвен:

  • 19 июня в Нагаево доставлен плот из 1600 брёвен;
  • в конце июня очередной плот;
  • 2 июля доставил из Армани в Нагаево плот из более 2000 брёвен;
  • 6 июля доставил из Армани плот из 1730 брёвен.

Помимо этого, буксир был занят и на других перевозках, так 15 июня буксир совершил рейс на Олу.

К концу 1939 года на буксир Тайга снова была возложена роль ледокола в бухте Нагаева.

В начале декабря вся бухта до мыса Чирикова была покрыта сплошным крепким льдом толщиной 22–25 сантиметров. Возле берегов, на расстоянии 50–60 метров вокруг всей бухты, — битый лёд толщиной до 60 сантиметров. Движение судов по бухте было затруднено.

12 декабря пароходы «Киев» и «Трансбалт» с помощью буксирного катера «Тайга» пробивались из бухты к кромке льда. В местах, где лёд оказался неподвластен буксиру, путь прокладывали аммоналом. Одновременно со стороны моря в бухту пытался пробиться пароход «Феликс Дзержинский», но окрепший лёд сводил на нет все старания капитана Трутенко, которому удалось приблизиться только на расстояние 2 километров.

Пароход «Феликс Дзержинский» в бухте Нагаева. Конец 1930-х годов. Фото из архива МОКМ.Пароход «Феликс Дзержинский» в бухте Нагаева. Конец 1930-х годов. Фото из архива МОКМ.

Только благодаря работе буксира «Тайга», который настойчиво пробивал канал и расчищал ото льда весь проход до Нагаевского порта, ранним утром 13 декабря «Феликс Дзержинский» смог пришвартоваться к причалу.

Экипаж судна

Благодаря газетным заметкам и документам история сохранила ряд фамилий экипажа буксира в 1939 году.

Это капитан буксира Успенский, помощник Ситников, старший машинист  Мошков и рулевой Алексеев. Моряки машинной команды Г. Машков, П. Суворов и И. Алексеев, а также Вадовский, Громов и Голубев.

1940 год 

Зимние ремонты

В феврале 1940 года стахановец Алексеев обещал от имени экипажа, что ремонт парохода будет закончен к 1 апреля 1940 года. Надо сказать, что экипаж сдержал своё слово и в начале апреля ремонт на «Тайге» был закончен.

Перевозка леса

В навигацию 1940 года в транспортировке леса из Армани в бухту Нагаева пароход принимал самое активное участие.

Буксирный пароход «Тайга».

Буксирный пароход «Тайга». Фото из газеты «Советская Колыма».

На морском сплаве 1940 года работали катера №№ 6, 10, 16, 18, 19 и буксирный пароход «Тайга». 

Согласно плану, основная нагрузка при транспортировке по морю, как правило, возлагалась на пароход «Тайга», катера же выступали на второстепенных ролях. Практика буксировки леса прошлых лет показывала, что моторные катера могли буксировать плоты от 500 до 800 брёвен. 

Но случилось непредвиденное — вышел из строя и был отправлен на ремонт буксирный пароход «Тайга», заменить его было нечем, и выполнение плана по доставке леса в Магадан оказалось под угрозой.

В результате вся тяжесть буксировки леса легла на моторные катера, которые великолепно справились со своей задачей — катера приводили в бухту Нагаева плоты в две тысячи брёвен и более.

После завершения ремонта к транспортировке леса подключилась и «Тайга».

Управление Нагаевского порта в сентябре должно было доставить на судах местного флота из Арманского леспромхоза 13 тысяч кубометров деловой древесины для строек Магадана. На 28 сентября это задание полностью выполнено. Фактически в бухту Нагаева было доставлено 16,5 тысячи кубометров строительного леса.

Кадровая чехарда

Надо сказать, что 1940 год оказался обильным на смену капитанов. Так, на ноябрь 1940 года на «Тайге» в должности капитанов поменялось четыре человека и назначен пятый.

Капитан «Тайги» Никольцева был обвинён заместителем начальника порта Клёцкиным в аварии катера, снят с должности и отправлен во Владивосток.

Тем временем аварийная комиссия разобралась в причинах аварии и установила, что уволенный Никольцев был не виновен.

Во Владивосток отослали телеграмму с приказом вернуть оправданного Никольцева в Нагаево, которого снова решили восстановить в должности капитана на «Тайге».

Но пока Никольцев добирался до Магадана, буксир со своим новым капитаном Уховым ушёл в Пёструю Дресву и должен был вернуться только в середине октября. По возвращении парохода Никольцев был восстановлен в должности, а Ухова перевели на другое судно.

Социалистические обязательства

В декабре 1940 года, включаясь в социалистическое соревнование имени XVIII Всесоюзной партийной конференции, машинная команда буксира взяла на себя обязательства к 15 февраля 1941 года выполнить ремонт на 40% главной машины и вспомогательных механизмов.

Палубная команда судна обязалась своими силами произвести все палубно-корпусные работы к 1 мая.

Моряки вызвали на социалистическое соревнование коллективы завода № 2, отдела механико-судовой службы Управления Нагаевского торгового порта и административно-хозяйственный отдел управления.

1941 год

Ремонты

В социалистическом соревновании в январе команда буксирного парохода «Тайга» заняла второе место, на 1 февраля было выполнено 30%.

В начале апреля палубная команда парохода «Тайга» включилась в предмайское социалистическое соревнование. За первые три дня апреля задание по судоремонту она выполнила на 137%. Заканчивала ремонт вспомогательных механизмов машинная команда. 

Работы экипажа по ремонту парохода тормозил завод № 2, который с задержкой передавал на пароход необходимые запчасти. Так, с опозданием были переданы поршневые кольца, шестерни реверсивной машинки. Согласно графику, экипаж должен был получить их в первых числах марта, но и в начале апреля они так и не поступили с завода, что задерживало окончание ремонта главной машины.

Вымпел над «Тайгой»

По итогам социалистического соревнования между передовыми судами местного флота Дальстроя за переходящий красный вымпел, подведённых в мае 1941 года победителем был признан экипаж буксирного парохода «Тайга».

На торжественном митинге, который проходил на борту «Тайги», начальник местного флота Попов вручил капитану Жеванову переходящий вымпел. На митинге выступили с речью заместитель начальника Управления Нагаевского торгового порта по политработе Шабунин, капитан «Звезды» Никольцев, который от имени своей команды поздравил победителей соревнования.

Торжественный митинг на буксире «Тайга». Фото из газеты «Советская Колыма». Торжественный митинг на буксире «Тайга». Фото из газеты «Советская Колыма».

При поднятии вымпела исполнялся «Интернационал», и моряки стояли смирно, взяв под козырек. Вымпел развернулся на вершине мачты, и на него с гордостью смотрели капитан и его экипаж.

Навигация 1941 года

В свой первый рейс в эту навигацию буксирный пароход вышел в ночь 29 мая, взяв курс на Гижигу. В Гижигинскую губу «Тайга» должна была доставить группу охотников Управления рыбопромыслового хозяйства на промысел морского зверя. Подобная экспедиция совершалась впервые.

Один за двоих

Стоит сказать, что с началом войны часть судов местного флота была мобилизована в распоряжение ТОФа для защиты и охраны побережья Охотоморья, и буксирному катеру «Тайга» приходилось работать за двоих, выполняя порой несвойственные ему задачи. Время было военное, и экипаж судна старался своей ударной работой помочь Дальстрою и своей стране.

Команда «Тайги»

В 1941 году капитаном буксира был Жеванов, старший помощник капитана Данильченко, старший механик Ячин, боцман Задорожный, матросы Дятлов, Шоков, Рябов. В составе машинной команды Дорошев, Кадров, Михалков, Муштоватов.

1947 год

Лёд оказался сильнее…

Конец навигации в 1947 году для буксира оказался очень непростым. Во время проведения ледокольных работ судно оказалось зажатым льдами и самостоятельно освободиться не смогло. Для вызволения «Тайги» из плена пришлось привлекать ещё один пароход. Совместными усилиями буксир выведен на чистую воду, но оба судна получили повреждения и требовали ремонта. «Тайгу» в ожидании ремонта ошвартовали у причала № 1 в Нагаевском порту.

Взрыв в порту

В злополучный для бухты Нагаева и Дальстроя день — 19 декабря 1947 года, буксир находился в числе других судов, пришвартованных к причалам Нагаевского порта.  

На момент взрыва пароход находился между «Минском» и «Советской нефтью» у причала № 1. В тот день «Тайга» самостоятельно передвигаться не могла, из-за неисправности паровой машины. Вызывает любопытство и тот факт, что в трюмах парохода находилось более 500 килограммов аммонала, который использовали для разрушения ледяных полей.

Схема расположения судов у причала морского торгового порта в бухте Нагаева на 19 декабря 1947 года. Составлено по словам капитана «Советская Латвия» Шевченко.

Схема расположения судов у причала морского торгового порта в бухте Нагаева на 19 декабря 1947 года. Составлено по словам капитана «Советская Латвия» Шевченко.

Можно сказать, что судно и экипаж во время взрыва отделались лёгким испугом, от взрывной волны и осколков буксир прикрыли «Советская Латвия» и «Советская нефть». В документах расследования катастрофы сведений о повреждении «Тайга», погибших или раненых среди экипажа найдено не было.

1949 год

В сентябре 1949 года пароход «Тайга» находился на заводе № 1 в Советской Гавани. Паровая машина и котёл требовали заводского ремонта, без которого эксплуатация судна была невозможна.

1951 год

Этот год в жизни буксира интересен тем, что в течение 1951 года «Тайга» несколько раз участвовала в различных спасательных операциях.

Участие в подъёме «Выборга»

В 1951 году буксирный пароход принимал участие в операции по поднятию парохода «Выборг». «Тайга» была передана в аренду в/ч № 15194 с 1 июня по 15 июля 1951 года для перебазировки понтонов из Ванино в Нагаево, которые были необходимы для поднятия затонувшего в результате катастрофы парохода.

Ремонт и возвращение в порт приписки

Стоит отметить, что по плановые ремонты местного флота в УМП проводились в зимнее время, в то время когда в буксиры и катера находились на отстое.

Ремонт, проводившийся в период навигации, когда все суда были востребованы в полной мере, да ещё и вне берегов своей гавани можно, без сомнения, называть внеплановым. 

Ремонт судна в Советской Гавани был закончен к ноябрю 1951 года и буксиру предстоял непростой путь в бухту Нагаева. Так об этом рассказывала на своих страницах газета «Советская Колыма»: «Отремонтированный буксирный пароход «Тайга» стоял у пирса. Команда «Тайга» заканчивала последние приготовления перед выходом в море, где судно после ремонта должно было быть подвергнуто испытанию.

Вот раздались слова команды, и «Тайга», плавно отделившись от пирса, развернулась, вышла из бухты.

Рейс был не из лёгких. Штормило море. Сильный ветер обдавал лицо холодными солёными каплями морской воды. Но команда и судно выдержали это трудное испытание.

Основная трудность перехода легла на машинистов судна. Но коллектив машинного отделения, хорошо и много поработавший на ремонте «Тайга», прекрасно показал себя и в рейсе.

…Пароход «Тайга» — снова в своём порту. Своим самоотверженным трудом команда парохода решила внести свой небольшой вклад в дело выполнения плана грузоперевозок управлением морского пароходства Дальнего Севера».

В родную гавань буксирный пароход «Тайга» прибыл во второй половине ноября 1951 года.

Спасение сейнера

В ноябре 1951 года сейнер, возвращавшийся на базу, попал в сильный шторм. Из-за разгула стихии на судне вышло из строя рулевое управление. Оставшийся без управления корабль начало прибивать к скалистому берегу, что грозило катастрофой. На борту сейнера помимо экипажа были и пассажиры, среди которых были женщины и дети. Оценив создавшееся положение, капитан приказал передать сигнал бедствия.

Из бухты Нагаева на помощь сейнеру вышел пароход «Тайга» под руководством старшего помощника Наливанова. Среди бушующей стихии со штурманского мостика в бинокль удалось с трудом обнаружить вдали черную точку — терпящий бедствие корабль.

Через час «Тайга» находилась от сейнера в 200 метрах. Первая попытка подать трос на судно успехом не увенчалась. Развернувшись и описав небольшой круг, буксир снова подошёл на 20 метров к сейнеру и, на этот раз, сумел удачно подать буксир. Спасательная операция увенчалась успехом — терпящее бедствие судно было приведено в порт.

Экипаж буксира

На основании имеющихся источников можно говорить о том, что в составе экипажа «Тайги» в 1951 года были старший помощник капитана Наливанов, боцман И. Мойса, второй механик Анисимов, третий механик Рудой и старший машинист Оглы. В состав палубной команды входили матросы Гордиенко, Науменко и Налимов.

1955 год

Магаданский госрыбтрест и пароход «Тайга»

7 июля 1954 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР на базе рыбопромысловых хозяйств Дальстроя был организован Магаданский государственный рыбный трест Министерства рыбной промышленности СССР.

В состав Магаданского госрыбтреста входили: Анадырский, Гижигинский, Наяханский, Тополовский, Ямский, Ольский, Усть-Магаданский, Арманский, Тауйский рыбокомбинаты; Арманский судоремонтный завод, транспортно-складская контора треста, Усть-Магаданское СМУ, Северо-Эвенское СМУ, Чукотское СМУ, Центральная радиостанция.

Во второй половине 50-х годов ХХ-го века началось активное развитие и увеличение флота Магаданского госрыбтреста. Тресту передались суда из других управлений и организаций, которые уже базировались в Магаданской области, так и за счёт прибытия новых судов, построенных в Хабаровском крае и других регионах.

Одним из судов, переданных Магаданскому госрыбтресту, был буксирный пароход «Тайга».

Рейс за пополнением флота 

В 1955 году перед экипажем буксира была поставлена задача — необходимо было из Николаевска-на-Амуре привести 10 кунгасов грузоподъёмностью в 25 тонн, 2 танкера, катер и баржу. Все эти суда должны были стать пополнением флота Магаданского госрыбтреста.

Судну предстояло идти в Николаевск-на-Амуре мимо залива Шельтинга по маршруту: полуостров Лисянского — Охотск — Айн — Шантарские острова — Николаевск-на-Амуре.

9 октября 1955 года буксирный пароход «Тайга» привёл в бухту Нагаева необычный караван. Буксиру пришлось идти в родную гавань через одиннадцатибалльный шторм, и морякам в течение 20 дней пришлось вести борьбу с разбушевавшейся стихией и пройти 1 300 километров. Задание было с честью выполнено.

1956 год

Летом 1956 года буксирному пароходу снова предстояло из Николаевска-на-Амуре и Советской Гавани доставить в бухту Нагаева очередное пополнение флота Магаданского госрыбтреста.

В этот раз предстояло буксировать два стотонных плашкоута и десять кунгасов. Весь этот несамоходный флот предназначался для рыбных комбинатов Северо-Эвенского района. В помощь пароходу придавалось три катера: «Ямск», «Лазарев» и «Бабушкин».

Снова в Николаевск-на-Амуре

Этот рейс пароход «Тайга» начал из Брохово. Стояла хорошая погода и экипаж стремился как можно быстрее добраться до места назначения.

Чтобы не заходить в Магадан, было принято решение взять пресную воду на острове Спафарьева. Под руководством боцмана Стёпановского с судна на берег были протянуты шланги на спасательных кругах, по ним прямо из ручьёв, с острова взяли воду. В это же время из Нагаева подошли катеры «Ямск» и «Лазарев», «Тайга» приняла их на буксир.

(Судя по документам, буксир «Бабушкин» участия в этой эпопее не принимал — О.В.)

Прежде чем идти в Николаевск-на-Амуре штурманы и механики обсудили предстоящий маршрут. Было принято решение идти следующим курсом: остров Спафарьева — мыс Марии на Сахалине — устье Амура. Этот маршрут был короче того, что пароход прошёл в 1955 году на 300 морских миль и таким образом, позволял сэкономить время и топливо. Выбранный экипажами курс был одобрен флагманским капитаном Куликовым.

7 августа в ноль часов «Тайга» взяла курс на мыс Марии. 9 августа пароход принял на борт лоцмана для следования в Николаевск, а уже 10 августа небольшой караван отдал якоря на Николаевском рейде.

Несколько дней понадобилось для того, чтобы оформить приёмку кунгасов в Советской гавани. За ними на катерах «Бабушкин» и «Лазарев» ходил флагман Куликов, а в это время капитан «Тайги» Александр Иванович Пташинский принимал плашкоуты.

28 августа 1956 года «Тайга» вышла из лимана к Петровской косе, где и составила караван из двенадцати несамоходных судов.

Обратный рейс выдался не из лёгких, забот хватало. По приходе в Николаевск-на-Амуре заболела буфетчица, найти ей замену оказалось непростым делом. Тогда матрос Василий Нижник вызвался взять на себя заботу о питании экипажа. Стоит сказать, что по отзывам команды он хорошо справился со своими обязанностями.

А перед выходом «Тайги» в обратный путь, перед самым отходом заболел старший машинист. Нашли выход и из этого положения: старший и третий механики поделили между собой работу заболевшего машиниста. Каждому из них пришлось стоять на вахте по 12 часов.

30 августа норд-вестовый ветер доходил до 6—7 баллов. Он яростно налетал на караваи, пытаясь его разметать. С катера «Ямск», ведущего наблюдение, сообщили, что у четырёх кунгасов ослабли крепления и поломаны амортизационные брёвна. Необходимо было принимать срочные меры, чтобы избежать катастрофы.

Было решено выбросить с «Тайги» на кунгасы спасательный десант. Старший помощник Рындюк, боцман Степановский и другие члены экипажа быстро собрали всё необходимое — брёвна, концы и другой крепёжный материал, «Тайга» замедлила ход и спасательная команда перешла на «Ямск», который их и доставил по назначению.

Кунгасы терпели бедствие. Ветер ревел, волны с шумом обрушивались на маленькие судёнышки, пытаясь оторвать их от парохода. Шесть часов продолжалась спасательная операция, моряки отважно боролись со стихией, хотя каждый из них не раз рисковал быть сброшенным за борт набегавшими волнами. Спасательными работами руководил флагманский капитан Куликов, операция прошла успешно.

Но на этом испытания для каравана не закончились. Во время рейса лопнула одна из дымогарных трубок котла, и пар с водой со свистом вырывались из топки. Это могло привести к выходу котла из строя и остановке судна, чего нельзя было допустить — могли пострадать кунгасы. Если бы пароход остановился, кунгасы могло притянуть друг к другу, и разбить в щепки.

Был только один выход из создавшейся ситуации — необходимо было на ходу заглушить трубку. Следует отдать должное машинной команде «Тайги»: люди не испугались опасности быть ошпаренными, надели валенки, ватные брюки, чтобы легче было переносить жару, и поставили заглушку.

1 сентября 1956 года «Тайга» с караваном вошла в бухту Нагаева и отдала на рейде якорь.

За успешно выполненный рейс руководством были отмечены Шейнин, Богданов, Филипенко, Ляшков и Кунаев. Особенно отличились во время рейса машинист Евгений Емелин и третий механик Илья Ратушев, им за ликвидацию аварии была объявлена благодарность.

Вместо эпилога

К сожалению, дальнейшую судьбу буксирного парохода «Тайга» отследить не удалось, после 1956 года упоминания о нём найдены не были. Также неизвестно, где именно закончился свой жизненный путь труженик Нагаевской бухты.

Точку в этой истории ставить пока рано. Есть надежда, что ещё найдутся материалы, позволяющие рассказать о том, что осталось за рамками этой статьи. Всё ещё впереди.

В статье использованы материалы газет «Советская Колыма» и «Магаданская правда». Моя признательность и благодарность коллективу ГАМО и МОУНБ им. А. С. Пушкина за помощь и поддержку в работе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *