Синегорье

Синегорье...

Синегорье…

Поселок Синегорье – одно из красивейших мест в Магаданской области. Он спрятался в густой зелени колымской тайги, раскинулся вдоль могучей реки Колымы.Вид на посёлок Синегорье.Вид на посёлок Синегорье.

Колымскую ГЭС видно за несколько километров до подъезда к ней. Сооружение ярко-оранжевого цвета, над которым клубится шапкой пар, образующийся в следствие мощного сброса воды. Зрелище завораживающее и грандиозное по своему размаху.

Плотина Колымской ГЭС.Плотина Колымской ГЭС.

К берегу Колымского водохранилища подступиться не так то просто. Путь преграждает контрольно-пропускной пункт с одной стороны и крутая сопка с другой. Для того, чтобы проехать к водохранилищу через территорию ГЭС, необходимо за сутки заказывать пропуск в службе охраны. Сутки ждать для нас большая роскошь, поэтому решаемся ехать по заброшенной дороге, которая ведет в обход территории ГЭС по сопке. Этой дорогой уже давно мало кто пользуется, от того она густо заросла кустарником. Но все же остается проезжей для машин. И в целом, кроме некоторых неприятных моментов обдирания лакокрасочного покрытия машины колючими ветками деревьев с протяжным скрежещущим звуком, для внедорожника опасности не представляет.

Узкая дорога по сопке.

Узкая дорога по сопке.

Примерно через час мы добрались до берега водохранилища и стали заниматься подготовкой лодки к путешествию. Через некоторое время к нам подошел охранник ГЭС:

– По сопке добрались? – Заинтересовано спросил он.

– Да. Для пропуска абсолютно нет времени. Пришлось в объезд.

– Рыбачить к нам?

– Как получится, хотелось бы посмотреть водохранилище и попробовать добраться до устья реки Кюель-Сиен.

– Далековато. Будьте осторожны. Примерно через 15 километров с левой стороны придется обходить мыс. За мысом всегда гуляет ветер, который поднимает высокую волну. Но такая погода обычно возникает в одно и то же время – к обеду, а к вечеру стихает.

– Учтем обязательно!

Поблагодарив человека, спустили лодку на воду и увеличивая ход по мере прогрева мотора пошли к намеченной цели. Лодку в путешествие мы взяли сопоставимую с нашими (в большей степени моими) силами. Ее длина 3,5 метра, а мотор 9,9 л.с. Понятно, что такой комплект удобен прежде всего малым весом, но порой из-за своих ограниченных возможностей делает путешествие по воде экстремальным. Я специально акцентировала внимание на параметрах лодки и мотора, потому что данное обстоятельство повлияло на возможность продвинуться в нашем путешествии до определенных целей. Но об этом позже.

Итак, мы решились на некое авантюрное приключение – посмотреть слияние реки Кюель-Сиен с Колымским водохранилищем. Зачем? – спросите вы. А для того, чтобы увидеть, возможно ли попасть на озеро Джека Лондона водным путем.

Если отмотать путь назад, то маршрут будет выглядеть в нашем случае таким образом: Колымское водохранилище – река Кюель-Сиен – озеро Танцующих хариусов – протока Вариантов – озеро Джека Лондона.

Река Кюель-Сиен является истоком озера Танцующих хариусов и в переводе с якутского языка так и называется «Исток озера» (куел – озеро, сиэн – исток, пролив, соединяющий реку с озером и имеющий течение в реку).

Понятно, что до Джека без подготовки не дойдешь, но путь прощупать необходимо. Как говориться, чтобы уж наверняка знать, да или нет.

Первые впечатления от передвижения по Колымскому водохранилищу весьма противоречивы: я понимаю, что лодка идет по небольшому искусственно созданному человеческим трудом водоему, но ощущение такое, что это море. И если бы взору не открывалась четкая береговая линия и имелись знания о происхождения водоема, то с полной уверенностью можно было бы сказать, что двигаемся мы в какой-нибудь морской бухте. Такую иллюзию создает ветер, гуляющий по водохранилищу и словно играющий с водной поверхностью разгоняет волны. В Википедии Колымское водохранилище характеризуется так: длина — 148 км. Ширина — 6 км. Площадь — 441 км². Объём — 14,56 км³. Наибольшая глубина — 120 м. Площадь водосбора — 61 500 км².

Когда видишь местность впервые, стараешься разглядеть как можно больше разных деталей. Вот и я любуюсь проплывающим мимо пейзажем и начинаю понимать, почему же посёлок назвали Синегорье. Со всех сторон, цепляясь краями друг за друга, громоздятся горы синего цвета разной интенсивности и оттенка. Те, что на переднем плане, более яркие, окрашены в сочные цвета. А на дальнем плане, в дымке, горы приобретают нежные голубые оттенки.

Синегорье...

Синегорье…

В свое время я прочитала в топонимическом словаре, что причиной такого названия послужили горы, которые синеют в лазоревой дымке чистейшего прозрачного воздуха.

Через 15 километров начали обходить мыс, о котором нас предупреждал охранник, и пошла явная нагонная ветровая встречная волна. Пришлось снизить скорость, потому что лодка резво поскакала по волнам. Да в добавок ко всему еще и погода испортилась. Темно-серые облака очень быстро заполнили небо, начал срываться дождик. Стало некогда рассматривать красоты природы, все внимание ушло в движение лодки. Примерно 12 километров продолжалось буйство стихии, но как только свернули с основного фарватера водохранилища в направлении Кюель-Сиена, ветер постепенно стих. До слияния реки с водохранилищем остается еще 7 километров. А мы оказались окруженными со всех сторон изумрудными горами с красивейшими альпийскими лугами. У нас есть время и возможность спокойным ходом, просматривая окрестности вокруг, дойти до намеченной точки.

По Колымскому водохранилищу к Кюель-Сиену.

По Колымскому водохранилищу к Кюель-Сиену.

Жаль, что погода не солнечная. При таком освещении аппаратура не смогла передать красоты этих мест…

Ну вот и небольшая заводь. Упираемся в берег, но где же река?! Навигатор показывает, что мы на месте, а реку то и не видим.

– Надо выйти на берег и осмотреться – принимает решение мой спутник.

Глушим мотор. И в полной тишине до нас доносится мощный рокот бегущей воды, кипящих перекатов и водоворотов.

– Это Кюель-Сиен, река рядом, надо подняться на пригорок и мы всё увидим, сказал мой спутник.

– Ого, какой мощный звук! – удивилась я. – Пошли скорее смотреть.

Поднявшись на пригорок, мы увидели стремительно несущуюся воду, торопливо перекатывающуюся по большим валунам.

– Нннда, течение приличное – задумчиво сказал Саша. Пройти на лодке, наверное, с более мощным водомётным мотором можно, но до озера Танцующих хариусов, думаю, маловероятно. В большей степени данная река подойдет для сплава не ниже 3 категории.

Река Кюель-Сиен.

Река Кюель-Сиен.

– Это была всего лишь разведка! И я рада, что увидела наконец-то эту реку. Сколько лет мечтала – ответила я.

Остановились перекусить на высоком берегу Кюель-Сиена. Негласное правило путешественника: кушать необходимо в приятном для души месте. Я с удовольствием расстелила на берегу импровизированную скатерть-самобранку и усевшись поудобнее, с любопытством поглядывая по сторонам, мы принялись уплетать за обе щеки нехитрый, но вкусный обед.

Обратили внимание на то, что все берега реки в месте слияния с водохранилищем перемыты старателями. Значить золотодобыча в этих краях ведется весьма активно. От берега водохранилища вдоль реки ведет довольно хорошо укатанная дорога.

– Давай запустим дрон и посмотрим на реку с высоты птичьего полета. Интересно посмотреть, что там, за очередным изгибом – предложил Саша.

На видео мы увидели красивую изумрудную реку, торопливо петляющую между синеющих гор. Увидели хорошо укатанную дорогу, идущую рядом. И тут моему спутнику пришла интересная мысль:

– А что если мы в следующий раз сюда придем на лодке, а собой прихватим два небольших велосипеда. И по дороге поедем к Джеку.

– До Джека далековато будет на велосипедах. Идея сверх авантюрная!

– Как сказал Альберт Энштейн: «Если идея на первый взгляд не кажется вам абсурдной, значит у неё нет будущего».

Река Кюель-Сиен с высоты птичьего полёта.

Река Кюель-Сиен с высоты птичьего полёта.

Вдоволь насмотревшись на бушующую реку, решаем двигаться обратно. И тут Саша говорит:

– Зря что ли шли так долго, давай хоть в русло войдем. Хоть попытаемся.

– Давай – сказала я понимая, что далеко не поднимемся.

Прыгнули в лодку, обошли небольшой мысок, отделяющий устье реки от заводи, в которой мы находились, и двинулись навстречу бурлящему потоку воды. Вода чистая, прозрачная. Вдруг лодка замедляет ход и замирает, изо всех сил борясь с сильным течением, как раз в сливе воды между двумя высокими валунами. В голове моей с быстротой молнии пронеслись разные мысли о том, что идти дальше мощности мотора не хватит и надо правильно развернуться обратно, чтобы не попасть в бурлящие водовороты Кюель-Сиена и не перевернуться. Мы в спасательных жилетах, рюкзак с вещами в лодке привязан, сменная одежда с собой, но не очень хотелось бы мокрыми выползать на берег и переодеваться на холодном ветерке. Но мой спутник опытный рулевой. Для него это вообще не проблема. Лодка тихо отходит от не взятого препятствия, в определенный момент быстро разворачивается обратно и нас буквально на гребне волны выносит в колымское водохранилище.

Бурные воды Кюель-Сиен.

Бурные воды Кюель-Сиен.

Обратный путь прошел как-то быстрее и по ощущениям, и по времени, потому что ветер не много стих и дул нам в спину, а лодка, подгоняемая не высокой волной побежала гораздо веселее. Как лошадка, почуявшая дорогу домой.

Через некоторое время мы проходим тот самый мыс, до Синегорья остаётся 15 км по практически гладкой поверхности водохранилища. К вечеру, действительно, на водохранилище наступает покой и умиротворение. Мы наслаждаемся красотой природы: синие горы, спокойная вода и мы в лодке. На встречу нам попались две лодки. Поприветствовали друг друга.

На берегу колымской ГЭС тоже тишина и спокойствие. Тем временем темнеет и нам в срочном порядке необходимо найти место для ночлега.

Складываем лодку и возвращаемся обратно по сопке. Нам надо уехать в другой конец поселка, чтобы найти пристанище на два дня. Ведь завтра будет еще один знаменательный день в нашем путешествии – мы пойдем вверх по реке Бахапча. Но это будет завтра, а сейчас найти ночлег задача первостепенной важности. Всегда сложно в первый раз искать место под ночлег, тем более, когда не знаешь местности. Поэтому, полагая, что на противоположной стороне от поселка мы найдем спуск к реке и хорошее место для отдыха, переезжаем мост через реку Колыма и двигаемся прямиком в направлении устья реки Бахапча.

Таких съездов достаточно, но все они заканчивается ничем.

Таких съездов достаточно, но все они заканчивается ничем.

Дорога вполне проходимая. Мы тыкаемся во все закутки, но к сожалению, подъезда к реке не находим. Ночуем в старом заброшенном карьере.

На следующий день завтракаем и дальше в путь. За километр до метеостанции хорошая дорога плавно переходит в болото. Грязюка здесь отменная, но все же пробуем проехать. Однако через метров 400 машина устроилась в болоте по самое пороги. Вокруг ни деревца, но зато напротив в 10 метрах стоит старый луазик. Он полуразобран, а в кабине зачем-то детский горшок стоит.

Вызволение машины из болота.

Вызволение машины из болота.

Ну что ж, опять будем вытаскивать нашего Люсиена. Недалеко, к нашей радости, лежали доски и лесины. Это предыдущие покорители местного бездорожья, сидевшие в болоте, притащили их сюда. Вот ими мы и воспользовались. Подложили под колеса и с третьей попытки вытащили машину. Поняли, что дальше испытывать судьбу нет смысла. Возвращаемся обратно в поселок и где-то на его окраине ищем местечко для ночлега на берегу Колымы.

Посёлок Синегорье растянулся вдоль берега реки Колыма. К сожалению большая часть домов зияет пустыми глазницами. По строениям видно, что размах у застройщиков был широкий. Потому как не просто домишки ютятся друг к другу, а добротные пятиэтажные и девятиэтажные дома. Имеется центральная площадь и много из того, что свойственно для города. И опять сожаление – этот поселок можно назвать умирающим. В настоящее время 60 – 65 % жилого фонда пустует. Здесь осталось столько людей, сколько необходимо для обслуживания ГЭС и занятых на сопутствующих профессиях.

На противоположном берегу - устье реки Бахапча.

На противоположном берегу – устье реки Бахапча.

Проехав по побережью, практически на окраину поселка, наконец-то находим место для ночлега. Полянка расположена на маленьком пригорке, а на противоположном берегу в 300 метрах, хорошо просматривается устье реки Бахапча.

Вечереет. Туман ложится на реку. Природа замирает, чтобы на завтра жизнь опять закипела в полную силу. А пока и мы перекусив нехитрым, но весьма аппетитным ужином, ложимся спать.

Часов пять утра. Слышу хруст ветки. Ведь находимся по сути в лесу. Стало страшно. Вдруг медведь. Но любопытство берет свое. Выглядываю из машины. Ба, какой медведь, тут такая красотища – восход солнца. Я не могу усидеть в машине.

– Саша, я конечно боюсь, ты меня охраняй. И дай поскорее фотоаппарат. Такую красоту нельзя оставить без внимания.

Это единственное фото, которое сохранилось. Потому что путешествие следующего дня чуть не погубило всю аппаратуру.

Это единственное фото, которое сохранилось. Потому что путешествие следующего дня чуть не погубило всю аппаратуру.

Надо же как меняется цветовая гамма при движении солнца. Сначала прокрадывается едва заметный робкий розовый цвет, затем он становится более густым и покрывает все вокруг с интенсивной густотой. Через минут двадцать вдруг уверенно вплетается голубой цвет и розовый быстро уступает ему место. Солнце поднимается выше, а деревья – просто черные силуэты, при появлении голубого цвета приобретают свой естественный зеленый цвет.

До косточек продрогшая от утренней свежести, не в силах оторвать взгляд от грандиозного зрелища, я стою на полянке и стараюсь запомнить невероятное таинство природы.

Через некоторое время окончательно замёрзнув, иду к машине. Муж смотрит на меня и смеется:

– Ты таким столбняком стояла и смотрела вверх, что будь здесь действительно медведь, от дерева точно бы не отличил.

Стало смешно от собственных страхов. После этого сон как рукой сняло и мы засобирались на Бахапчу.

Автор статьи: Елена Полищук.

Синегорье: 2 комментария

  1. Прииск “40 лет Октября”:
    п. Ветреный (был), п.Мой – Уруста (был), п.Обо, п.Сибик – Тыэллах (был), п.Санга – Талон(был),п.Рудный, п. Оттоги-Отуг (был), п.Бежин Луг (был),п.Юбилейный ,п.Кюель-Сиен, п.Конго, п.Ясная Поляна, п.Стрелка (был)…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *