Драга № 174 прииска имени Гастелло. Май 1968 года. Фото с сайта ok.ru.
Драга № 174 (160, 5-ДС) была одной из пяти электрических драг американской компании «Yuba Manufacturing Company» («Юба») с черпаками ёмкостью 210 литров, прибывших на колымскую землю.
Нумерация драги
С момента своего строительства и до последних дней работы драга была известна под следующими номерам: 160, 5-ДС, 174.
В приказе № 0396 по ГУСДС от 24 ноября 1950 года «Об организации строительства драг в Омчакской долине» эта драга указана под номером 160, с вводом в эксплуатацию 15 сентября 1951 года.
На момент окончания строительства и ввода в эксплуатацию (май 1952 года) она уже значилась как драга № 5-ДС.
Последнее переименование произошло согласно распоряжению № 149 от 8 октября 1957 года драга № 5-ДС стала драгой № 174.
Ввод в эксплуатацию
Свой первый сезон драга № 5-ДС начала 9 мая 1952 года. Первым начальником драги был назначен Николай Тимофеевич Новиков.
После принятия комиссией в эксплуатацию драга № 5-ДС вошла в состав прииска имени Гастелло.
1954 год
Январь. Технический проект на 1954 год
Шёл январь. В кабинете начальника прииска имени Гастелло Шувалова обсуждался технический проект на 1954 год.
Зашла речь о начале промывочного сезона. Одни предлагали начать его 20 мая, другие — 10 мая. Вопрос обсуждался всесторонне, ведь до начала промывочного сезона надо закончить ремонт агрегатов, убрать десятки тысяч кубических метров льда, оттаять десятки тысяч кубометров грунта.
Начальники драг Дымов К.М. и Новиков Н.Т. в помещении управления драгой № 4 (драгерке) прииска им. Гастелло. 1953 год. Фото из архивов МОКМ.
Неожиданно для многих слово попросил начальник драги № 5-ДС коммунист Николай Тимофеевич Новиков. Комкая какую-то бумажку, он несколько смущённо заявил:
— Коллектив нашей драги № 5 подсчитал свои возможности и решил начать промывочный сезон 15 апреля.
Его кто-то поправил:
— Вы хотели сказать 15 мая!
— Нет, — более уверенно заявил Николай Тимофеевич, — именно 15 апреля.
Многие недоумевали. Его поддержал технический руководитель этой же драги комсомолец Дымов. Они изложили свой план подготовительных работ.
Совещание после долгих споров приняло решение начать промывку этим агрегатом на месяц раньше обычного — 15 апреля.
Однако работники Тенькинского горнопромышленного управления (ТГПУ) внесли изменение в проект и запланировали начало промывки всеми драгами с 15 мая. Необходимые дополнительные затраты на начало промывки в апреле проектом и планом не были утверждены.
Апрель. Начало сезона
Но коллектив драги, руководимый Новиковым, от своего не отказался. Он настойчиво и упорно готовился к промывочному сезону. Руководители прииска активно помогали ему в этом начинании.
На месяц раньше срока, первым в Дальстрое, коллектив драги № 5 начал промывку 16 апреля. В адрес экипажа драни были направлены поздравительные телеграммы обкома и райкома КПСС.
Поздняя весна 1954 года, отсутствие талых грунтов и воды создавали ряд дополнительных трудностей. Преодолевая их коллектив драги упорно боролся за выполнение суточных планов.
Работа драги № 5-ДС находилась под особым наблюдением и пользовалась поддержкой всей партийной организации.
Сентябрь. Годовой план
С самого начала промывочного сезона драга № 5-ДС держала первенство в соревновании.
Перед своим отъездом на заседание обкома КПСС, членом которого он являлся, начальник драги № 5-ДС Н.Т. Новиков рапортовал о том, что руководимая им драга завершила годовое задание.
Включившись в предоктябрьское соревнование, коллектив драги № 5-ДС пересмотрел ранее взятые обязательства и решил продлить промывку песков до 7 ноября и дать за это время 20% продукции сверх годового плана.
Коллектив драги в промывочном сезоне 1954 года неоднократно завоёвывал переходящее Красное знамя прииска.
Опровергая скептиков
Осенью 1954 года коллектив драги № 5-ДС провёл значительный объём работ, чтобы максимально увеличить промывочный сезон.
На полигоне были возведены земляные дамбы, произведена глубокая вскрыша торфов, а сам полигон был затоплен водой, чтобы предохранить грунт от промерзания.
На самой драге экипаж тщательно утеплил надпалубные надстройки, рамный и стаккерный разрезы, окна, двери, паропроводные магистрали, своевременно произвёл ревизию котлов и создал необходимый запас угля.
В период сильных морозов для уборки льда на полигон был выведен экскаватор, оборудованный вместо ковша сетчатой металлической корзиной.
Все эти принятые меры в сочетании с упорным трудом горняков и механизаторов и обеспечили достижение успеха.
Опровергая доводы скептиков, экипаж драги Николая Новикова смог продлить дражный сезон на 46 дней и доказать, что драги и в условиях суровой колымской зимы могут работать на полную мощность.
1955 год
Январь. Ремонт драги
В январе 1955 года ремонтники прииска имени Гастелло, пересмотрев свои возможности, решили закончить ремонт драг не в апреле, как было предусмотрено планом, а в марте.
В числе передовиков был коллектив драги № 5-ДС, возглавляемый коммунистом Н. Новиковым. Смена Горшенкова, работавшая на ремонте драги, ежедневно выполняла 180–200% плана.
Март. Оттайка полигона
В конце марта 1955 года коллектив драги под руководством Новикова приступил в паровой оттайке грунта.
До 40 пойнтов выбрасывали струи пара на полигон. Осенью 1954 года полигон был залит водой, и грунт промёрз только на полтора метра, что значительно облегчило оттайку.
26 марта на полигон прибыл электрический экскаватор для уборки льда. Ожидалось прибытие специальной передвижной котельной установки для ускорения работ по оттайке грунта.
Коллектив драги обязался начать в 1955 году промывку на 20 дней раньше срока, назначенного планом, в первой половине апреля, что было значительно раньше обычного.
На площадку было завезено необходимое количество угля и техники. Участок был укомплектован рабочей силой.
Май. Начало промывки
Но порой реальность вносит свои поправки и коррективы в планы и обязательства.
Коллектив драги № 5-ДС первым в районе начал промывочный сезон 6 мая 1955 года в 4 часа дня.
Обслуживал драгу комсомольско-молодёжный экипаж. Первую производственную вахту в 1955 году возглавил старший драгер коммунист Кутищев. В этот день была произведена обкатка механизмов под нагрузкой.
С каждым днём на драге № 5-ДС усиливались темпы промывки. Первыми зачав промывку, драгеры использовали механизмы на полную мощность.
На командном посту драги был установлен специальный аппарат, позволяющий в любое время видеть глубину черпания грунта, рельеф и равномерность отработки плотика и высоту надводного борта. Этот аппарат показывал также количество промытых песков в течение определённого времени и позволяет контролировать выполнение часового графика.
Чёрный октябрь. Затопление драги
22 октября 1955 года в результате «нарушения огромного количества правил эксплуатации и техники безопасности» произошло затопление драги № 5 на прииске имени Гастелло ТГПУ. Комиссия, специально назначенная для расследования причин аварии, установила, что авария произошла в результате грубых нарушений правил технической эксплуатации со стороны драгера Апажева.
По выводам комиссии работа драги велась с частично затопленными трюмами при неисправных противоаварийных насосах и т.д.
В связи с этим на всех остальных драгах было приказано срочно провести комплекс противоаварийных мероприятий, в том числе и обеспечение драг рабочими вакуумными насосами, тщательная проверка кадров и т.д.
В связи с аварией в срочном порядке был разработан противоаварийный циркуляр №1 от 26 ноября 1955 года «О предупреждении аварии с драгами».
Смена руководства
В начале декабря 1955 года начальником драги № 5-ДС был П.Я. Ненашев, сменивший на этом посту Н.Т. Новикова.
Можно предположить, что причиной снятия с должности начальника драги Николая Тимофеевича стало затопление драги № 5-ДС в октябре 1955 года.
Надо добавить, что крест на карьере Новикова поставлен не был. Летом 1956 года Николай Тимофеевич с группой дражников с прииска имени Гастелло был переведён на Бурхалу, где он возглавил новую драгу № 8-ДС прииска «Бурхала».
Здесь ему было суждено проработать в должности начальника с момента пуска драги (июль 1956 года) в течение почти четверти века.
После смерти Николай Тимофеевич был похоронен на кладбище посёлка Бурхала.
Впрочем, вернёмся к драге № 5 ДС.
Декабрь. Начало ремонта
В начале декабря на драге № 5-ДС прииска имени Гастелло развернулись ремонтные работы. На зимнее время команда драги была разбита на три слесарные бригады. До каждой бригады было доведено, какие механизмы ей предстояло ремонтировать, когда должны были быть закончены работы, сколько часов предстояло затратить на ремонт каждого агрегата, и какова его стоимость.
На производственном совещании коллектив подробно обсудил, как лучше провести ремонт, что должен делать каждый член команды.
Ежедневно в конце смены проверялось выполнение графика работ за день, что позволяло лучше организовать труд и ускорить сроки ремонта.
К середине декабря 1955 года бригада Бабика заканчивала ремонт носовых лебёдок, хотя он был рассчитан до 1 января 1956 года.
Другая бригада успешно вела ремонт черпаковой цепи и планировала закончить эту работу на месяц раньше срока.
Месячный план по ремонту драги к середине декабря коллективом был выполнен на 60,3%.
На первом участке велись большие горно-подготовительные работы, проходка зумпфов для насосных станций. Быстрыми темпами строилась двухкилометровая электрическая линия, которая должна была обеспечить работы по гидрооттайке и эксплуатацию драги.
Чтобы лучше подготовиться к промывочному сезону, коллектив участка своими силами производил ремонт горного оборудования: буровых станков «ГП-1», центробежных насосов и других.
Ненашев, начальник драги № 5-ДС прииска имени Гастелло ТГПУ. 1953 год. Фото из архивов МОКМ.
Коллектив драги возглавлял коммунист Ненашев, горными работами руководил коммунист Михайлов, механиком драги был В. Клеймёнов.
По итогам года
Годовой план 1955 года экипажем драги № 5-ДС выполнен не был.
1956 год
Пожар на драге
К сожалению, найти материалы о пожаре на драге № 5-ДС в январе 1956 года найти не удалось. Известно, что приказом № 98 по ГУСДС от 11 февраля 1956 года за самоотверженную работу, решительные действия по ликвидации аварии на драге № 5-ДС прииска имени Гастелло Тенькинского ГПУ кочегар драги Михаил Иванович Лысоиваненко был награждён значком «Отличник социалистического соревнования золотоплатиновой промышленности».
Февраль. Ремонт продолжается
Коллектив дражников прииска, взявших высокие социалистические обязательства по досрочному выполнению плана 1956 года и обратившихся к трудящимся области с призывом поддержать патриотический почин москвичей и ленинградцев, продолжал форсировать выполнение ремонтных работ. На всех драгах и в цехах прииска полным ходом шли ремонтные работы, готовилось горное оборудование к предстоящему промывочному сезону.
Экипаж пятой драги Ненашева решил не только досрочно завершить ремонт драги, но и отремонтировать оборудование для гидрооттайки полигонов, привести в порядок гидромонитор.
Электрик драги № 5-ДС Тройчук внёс шесть ценных рационализаторских предложений, рассчитанных на автоматизацию управления дражными механизмами. Его предложения позволили улучшить сигнализацию, обезопасить условия труда рабочих, повысить контроль за работой механизмов. Все шесть предложений Тройчука были внедрены в производство.
Март на драге № 5-ДС
Во второй половине марта коллектив драги № 5 прииска имени Гастелло на 90% выполнил план ремонта. Осталось обкатать механизмы и устранить мелкие недоделки, которые будут выявлены во время обкатки.
При ремонте по предложению бригадира электриков Олега Троянчука был установлен пульт сигнализации, которая позволяет контролировать наличие воды в понтоне. При появлении воды в том или ином отсеке на пульте загоралась сигнализационная лампа.
также на пульте была установлена сигнализация, показывающая, какие механизмы драги находятся в работе и как они работают.
Для подготовки полигонов использовалась парооттайка и гидрооттайка. Полностью был подготовлен паровой котёл, прокладывалась паровая магистраль, подготовлены паровые иглы. Коллектив драги произвёл ремонт горного оборудования для гидрооттайки.
Май. Подготовка к началу сезона
В начале мая 1956 года экипаж драги № 5 прииска имени Гастелло уверенно удерживал первенство в соревновании. Коллектив упорно готовился к встрече воды, заботясь об организованном начале промывочного сезона, чтобы с первых дней не только выполнять, но и перевыполнять план добычи металла.
На высоте двухэтажного дома вели замену балки передней мачты слесари бригады Бурлакова. Быстро и слаженно работали слесари Долгов и Невкапс, электросварщик Московец.
В течение нескольких лет на драге бездействовала централизованная смазка нижнего черпакового барабана. Немало из-за этого было простоев, раньше времени изнашивались дорогостоящие детали. Смонтировать схему централизованной смазки было поручено Кутищеву и Юрдыга, которые завершили эту ответственную работу к первому мая.
Олег Троянчук — электрик драги № 5-ДС прииска имени Гастелло. 1956 год. Фото из газеты «Магаданская правда».
Добрая слава на прииске имени Гастелло шла об электрослесарях драги № 5 Троянчуке, Агапове и Натрове. Впервые на драге с их участием была запущена в работу автоматическая световая сигнализация, извещающая о появлении воды в понтоне. В начале мая Троянчук и Агапов устанавливали электромагнитные тормоза носовых лебёдок и регулировали вентили рам подъёмной лебёдки, проверяли осветительную сеть драги, а Натров занимался окраской электротрюма.
Кипела работа и на дражном полигоне, где бригада под руководством горного мастера Гучишина готовила к оттайке очередной полигон, забивая в грунт шипящие иглы пойнтов.
Рядом работал мощный экскаватор, извлекая за один приём из котлована драги гору ледяных глыб и, приподняв их, вытряхивал далеко в сторону. А здесь наготове ждал бульдозер, отодвигая отвалом лёд ещё дальше от драги. Рыхлением льда в котловане занимался взрывник Новгородцев.
Здесь же на полигоне разместились в брезентовой палатке походная мастерская, склад запасных частей и материалов. В мастерской работал токарь Зобов: точил болты, подгонял фланцы труб парооттайки, выполняя много различных заказов, с которыми не было времени обращаться в механический цех прииска, находящийся от драги за 7 километров.
В середине мая комиссия производила приёмку драг в эксплуатацию после зимнего ремонта, была опробована под нагрузкой и драга № 5-ДС.
Свой промывочный сезон драга № 5-ДС начала позже на три дня установленного срока, это было связано с поздней весной и низкой температурой воды. В результате майский план выполнен не был.
Июнь. Драги против вечной мерзлоты
С первого дня промывка коллектив пятой драги ни разу не смог выполнить суточного плана по переработке объёмов. В течение 20 суток драга работала в крайне неблагоприятных условиях, обрабатывая сплошную мерзлоту и выполняя план от 35 до 70 процентов.
Неудовлетворительная подготовка полигона болезненно отражалась на производительности труда и на преждевременном износе материальной части драги. Практика работы 1955 года показала, что при отработке мерзлоты механизмы драг изнашивались в десятикратной степени (черпающие механизмы, главный привод и привод грохота и т. д.), что приводило к серьёзным авариям на драгах.
Чтобы избежать повторения ошибок 1955 года, начальник Дальстроя приказом № 145 от 2 марта 1956 года категорически запретил эксплуатацию драг в условиях отработки мерзлоты.
Но несмотря на все приказы и распоряжения уже в начале промывочного сезона были зафиксированы случаи преждевременного износа козырьков, черпаковых пальцев, редукторов из-за перегрузки этих механизмов вследствие отработки мерзлоты.
Тем временем на полигонах третьей и пятой драг развернулась и проводилась большая работа по гидрооттайке. Около 30 буровых станков «ГП-1» круглосуточно вели бурение скважин для ввода гидроигл в толщу мёрзлого грунта.
На полигоне пятой драги на 15 июня было пробурено 11 088 погонных метров, введено 1 478 гидроигл. К отработке было подготовлено 165 500 кубометров оттаявшего грунта.
Но в конце июня экипаж драги начал выходить из прорыва: 29 июня было переработано 5 100 кубометров песков, что составило 120% суточного задания.
В связи с тем, что в июне были промыты все пески, подготовленные при помощи парооттайки, производительность драги резко снизилась и план июня коллективом выполнить не удалось.
Партийное собрание
По решению партийного бюро 18 июля состоялось открытое партийное собрание на прииске имени Гастелло с повесткой дня: «Итоги работы предприятия за первое полугодие и ход выполнения взятых социалистических обязательств по досрочному выполнению государственного плана 1956 года». Доклад сделал главный инженер тов. Малышев.
Среди прочих, на собрании были озвучены результаты работы драги № 5-ДС. Коллектив драги выполнил план по переработке горной массы на 76,5% процента, а по металлу — на 53,5%.
Партгруппорг — горный мастер Валерий Михайлов, отвечавший за организацию гидрооттайки песков, на собрании партгруппы и общих собраниях настаивал на расширении фронта работ по гидрооттайке. Поддержала дражников и партийная организация прииска.
Среди буровиков было организовано боевое соревнование, каждую смену результаты бурения заносились на доску показателей для всеобщего сведения. Высокие показатели были у горных мастеров Романа Мельничука, Михаила Мандебура, Фёдора Гайдука, слесаря-монтажника Василия Ткачева, дежурного слесаря Виктора Вакула.
О бытовых условиях
Надо сказать, что в 1956 году драга № 5-ДС была самой удалённой драгой от центра прииска имени Гастелло и вела добычу золота рядом с посёлком Транспортный.
В посёлке Транспортный, часть которого была передана прииску имени Гастелло в 1955 году, проживала большая часть рабочих этой драги.
В связи с тем, что в Транспортном баня была закрыта, рабочим приходилось ездить в посёлок имени Гастелло мыться за 12 километров.
Между тем в Транспортном было хорошее здание, где раньше помещалась баня. Но вопрос упирался в финансирование. Ни прииск, ни управление не желали решать этот вопрос, ссылаясь на отсутствие средств на содержание обслуживающего персонала. В результате рабочие драги были вынуждены обратиться в районную газету.
Июль. Подводя итоги
В июле экипаж драги № 5-ДС перевыполнил месячный план и в соревновании с драгой № 6 завоевал первенство и переходящее Красное знамя прииска.
Умелыми мастерами своего дела зарекомендовали себя старшие драгеры Иван Кутищев, Николай Апажев, Василий Жучков.
Отлично справлялись со своими обязанностями старшие маслёнщики Яков Пархоменко, Матвей Невкапс, электрики Олег Троянчук, Владимир Натров, операторы Арвет Рейнума, Григорий Четвертухин и многие другие.
Горняки прииска имени Гастелло, начав промывочный сезон, взяли на себя обязательство — годовой план добычи золота выполнить к 20 октября. Настойчиво добиваясь намеченной цели, гастелловцы в июле завоевали первенство в соревновании по району.
Высокие показатели были у коллектива драги № 5-ДС. С ними настойчиво соревновался экипаж драги № 6-ДС, стремясь вновь завоевать первенство.
План августа горняками драги № 5-ДС (начальник П.Я. Ненашев) был выполнен на 121%.
За ударную работу в августе экипаж драги был отмечен Магаданским обкомом профсоюза и Главным управлением Дальстроя.
Успехи сентября
С первых дней сентября горняки и механизаторы прииска продолжали добычу золота высокими темпами. В число передовиков вышел коллектив драги № 5-ДС. 3 сентября, например, этот экипаж выполнил план добычи золота на 163%.
По итогам сентября дражникам удалось перевыполнить месячный план и ликвидировала задолженность, образовавшуюся с начала года.
Октябрь. Завершение годового плана
Годовой план 1956 года коллективом драги № 5-ДС был выполнен 22 октября.
Пересмотрев свои возможности, дражники взяли обязательство в честь 39-й годовщины Великого Октября дать 7% золота сверх годового плана.
1957 год
Март. Ремонт драги
На драге № 5 ремонт начали на две недели раньше намеченного срока, и поэтому в начале марта она уже была подготовлена в обкатке.
Кутищев И.И. за пультом управления драги № 5-ДС прииска имени Гастелло. 1956 год. Фото из газеты «Магаданская правда».
Старшим драгером Жучковым и слесарем ремонтного звена Крафта были отремонтированы главный привод, верхний и нижний черпанные барабаны. В дружеском соревновании между собой хороших результатов добились старший драгер Кутищев, слесарь Юрдыга, электросварщики Московец и Тоносенко. Они проводили ремонт механизмов со значительным опережением графика, выполняя технические нормы от 170 до 215 процентов.
На этой драге недоделок было значительно меньше чем на других, но для полного завершения ремонта нужно было сделать ещё много. Необходимо закончить изготовление кожуха на привод бочки, шлюзов системы Шаркова, ремонт хвостовых колод, и ещё раз проверить систему смазки на главном транспортёре, приводах, редукторах и так далее.
Май. Подводя итоги
В борьбе за достойную встречу Первомая коллектив драги № 5-ДС (начальник Михайлов, парторг Матвиенко, предцехкома Агапов) завоевал второе место.
На Доску почёта прииска в майские праздники было занесено 12 человек, среди них — сварщик драги № 5 Московец.
Октябрь. Переименование драги
В октябре 1957 года произошло очередное переименование драги. Согласно распоряжению № 149 «Об изменении нумерации драг на предприятиях Горного управления Магаданского Совнархоза» от 8 октября 1957 года в соответствии с указанием Госплана РСФСР драга № 5-ДС была переименована в драгу № 174.
По итогам года
В 1957 году план золотодобычи и переработки горной массы экипаж драги не выполнил, заняв последнее место в соревновании дражных экипажей области.
Благодаря таким «успехам» начальник драги № 174 Михайлов был снят с должности, его сменил Смоляков.
1958 год
Сентябрь. Хроники промсезона
В 1958 году парторганизация прииска имени Гастелло приняла меры к тому, чтобы драга № 174 вышла в число передовых. Была укреплена цеховая парторганизация, её пополнили коммунисты Смоляков, Кутищев, Матвиенко. Они явились инициаторами качественного ремонта драги, дружной работы коллектива. Опираясь на опытных рабочих, организовали действенное социалистическое соревнование за досрочное выполнение плана.
Экипаж драги первым на прииске поднял флаг навигации. Изо дня в день, из месяца в месяц перевыполнялись задания как по добыче золота, так и по переработке объёмов. План добычи золота был выполнен в июне на 116,4%, июле — на 104,3%, августе — на 162,3%. 15 сентября, за полтора месяца до срока, экипаж завершил годовой план.
На митинге, посвящённом постановлению Пленума ЦК КПСС, дражники обязались встретить XXI съезд партии добычей 20% золота сверх годового плана, созданием 1,5-месячного запаса талых грунтов для работы в 1959 году.
Отлично работала бригада старшего драгера Бельского в составе маслёнщика Бабаева, комсомольцев братьев Павла и Григория Поповых. Самоотверженно трудились бригада старшего драгера Жучкова, рабочие Вавилов, Варвара Воль и другие.
За ударный труд руководством были отмечены Станиславичус, Рейнум, Невкапс.
В 1958 году в руководство драги № 174 входили начальник Смоляков, секретарь цеховой парторганизации Матвиенко, председатель цехкома Троянчук.
1959 год
Май. Опережая график
Начав первыми промывочный сезон, коллектив драги № 174 (начальник Смоляков) продолжал наращивать темпы добычи металла. Доведя время работы механизмов до 21 часа 30 минут в сутки, дражники перевыполняли нормы промывки объёмов горной массы. Также ежедневно перевыполнялись задания и по намыву металла.
За безупречную работу руководством были отмечены старший машинист драги В. Бабаев, электрик А. Макаров, верхний маслёнщик В. Разум, старший маслёнщик А. Рейнума, старшие драгеры И. Кутищев, В. Жучков и другие.
Старшим механиком драги № 174 был О. Троянчук.
1960 год
Март. Окончание ремонта
Экипаж драги № 174 прииска имени Гастелло обязался 30 апреля, на 25 дней раньше плана, закончить ремонтные работы. Участвуя в соревновании, посвящённом 90-летию со дня рождения В. И. Ленина, постоянно перевыполняли сменные задания драгеры М. Кузнецов, Э. Бельский и В. Жучков, электрослесарь А. Гребенщиков и другие.
25 марта была начата парооттайка грунта — на 6 дней раньше графика.
Досрочно заканчивая ремонт драги, коллектив с начала года сэкономил 70 000 рублей.
В марте 1960 года начальником драги № 174 был Г. Гребнев.
Май. Буфет на колёсах на 174
О том, как было поставлено питание дражников на прииске имени Гастелло, писала «Магаданская правда» в номере от 29 мая 1960 года: «Каждый день в десять—полодиннадцатого утра от приисковой столовой отходит красный автобус. Петляя по забоям, он останавливается у самой дальней драги — № 174. Сигнал сирены созывает людей.
— Ресторан приехал! — весело шутят горняки. В брезентовых спецовках рассаживаются за столиками рабочие. Среди них — несколько молодых женщин.
Буфетчица Инерта Николаевна Ермолина подаёт меню. Выбор сегодня большой: щи, говяжьи котлеты, отварная говядина, козлятина, колбаса, рыба в маринаде, свежее молоко и т. д. Главное — всё горячее и вкусно приготовлено.
— Так и есть, наша Шура готовила, — заглянув в меню, говорит одна работница.
Сменный повар Александра Погребикова ещё молода, но она очень старается, чтобы обеды всегда нравились рабочим. И этим снискала к себе большое уважение.
И цена сносная. За пять рублей, например, можно купить сытный обед из трёх блюд. В этом немалая заслуга заведующего столовой И.К. Сиваченко. Немало энергии тратит он на то, чтобы не только разнообразить ассортимент, но и готовить пищу как можно дешевле.
— После расширения столовой, — рассказывает Иван Калинникович, — будут все возможности ещё больше снизить стоимость блюд, так как при том же штате можно будет больше готовить пищи.
Внутри автобус выкрашен в приятный голубой цвет. Столики покрыты клеёнкой. На окнах — светлые занавески. На стенках слова напоминают горнякам об основных задачах коллектива прииска. Так, например, один лозунг призывает рабочих выполнить годовой план добычи золота 18 октября, другой — сэкономить в 1960 году 2 300 тысяч рублей.
— Что ж, — говорит пожилой драгер, обращаясь к молодой буфетчице, — хорошо кормить будешь, обязательно выполним…
Инерта Николаевна улыбается. Она, конечно, понимает шутку, но мысленно решает: буду требовать от поваров всегда готовить вкусно. А как же иначе? Ведь И.Н. Ермолина — жена горняка и сама работала на промприборе, она-то отлично понимает, какое значение имеет для рабочего хороший обед. Недаром бытует среди горняков поговорка: как покушаешь, так и поработаешь.
Обед закончен. Довольные горняки уходят на драгу, на полигон гидрооттайки. Вымыв посуду, протерев столы, диваны, пол, Инерта стучи в окошко шоферу: «Поехали дальше!».
…«Ресторан» на колёсах снова отправляется в путь. Через 10— 15 минут к обеду приступают рабочие следующей драги — № 175. Так, передвижной буфет за 3 часа обслуживает все четыре драги прииска».
Ноябрь. Подводя итоги
Экипаж драги № 174 был единственным на прииске, кто не справился с годовым планом по золоту. Руководство прииска имени Гастелло возложило вину за срыв плана на начальника драги Г. Гребнева. Он был снят с должности, новым начальником драги № 174 стал Попов.
В руководство драги № 174 входили начальник драги Попов, механик — Ненашев.
1962 год
Октябрь. Подводя итоги
Осенью 1963 года начальником драги № 174 был И.Я. Погарцев. 3 октября экипаж драги выполнил годовой план. На общем собрании дражники взяли на себя новые обязательства.
Из интервью начальника драги журналисту «Магаданского комсомольца»: «Драга находится в хорошем состоянии. Погода тоже благоприятствует работе, люди работают с большим подъёмом.
Суточные планы перевыполняются и по добыче металла, и по объёмам. Так что на сегодняшний день мы имеем уже 9% сверхпланового металла. Решили работать, пока не будет выполнено взятое обязательство».
Борьба с морозом
В октябре пришли холода, мороз крепчал день ото дня. Замерзала вода в котлованах, и всё труднее доставались горнякам драгоценные крупинки металла. Главной заботой дражников была борьба за продление дражного сезона.
Несмотря на то что драга № 174 и выполняла план по промывке объёмов, добыча металла падала…
Начальники драги
В разное время должность начальника драги № 174 (5 ДС) занимали:
- Н.Т. Новиков,
- П.Я. Ненашев,
- В. Михайлов,
- Смоляков,
- Г. Гребнев,
- Попов,
- И.Я. Погарцев.
Были использованы материалы газет «Советская Колыма», «Магаданская правда», «Магаданский комсомолец», «Ленинское знамя», «Горняк Севера», а также документы архивов МОКМ и ГАМО.
Моя признательность за помощь в работе коллективам Государственного архива Магаданской области, Магаданской областной универсальной научной библиотеке имени А.С. Пушкина.