Драга № 188 (159, 4 ДС, 173)

Драга № 4-ДС прииска имени Гастелло ТГПУ. Конец 50-х годов. Фото из фондов МОКМ.

Драга № 4-ДС прииска имени Гастелло ТГПУ. Конец 50-х годов. Фото из фондов МОКМ.

Драга № 188 (159, 4-ДС, 173) была одной из пяти электрических драг американской компании «Yuba Manufacturing Company» («Юба») с черпаками ёмкостью 210 литров, прибывших на колымскую землю.

Нумерация драги

С момента своего строительства и до последних дней работы драга была известна под следующими номерам: 159, 4-ДС, 173, 188.

В приказе № 0396 по ГУСДС от 24 ноября 1950 года «Об организации строительства драг в Омчакской долине» эта драга указана под номером 159, с вводом в эксплуатацию 1 августа 1951 года.

На момент окончания строительства и ввода в эксплуатацию (май 1952 года) она уже значилась как драга № 4-ДС.

Очередное переименование произошло согласно распоряжению № 149 от 8 октября 1957 года, драга № 4-ДС стала драгой № 173.

Точное время переименования из 173 в 188 найти пока не удалось. Можно было предположить, что смена номера произошла после монтажа и принятия в эксплуатацию, и ввода в состав прииска Курчатовский. Но в периодической печати упоминается, что в промсезон 1962 года на прииске Курчатовский драга работала под номером 173.

Начало пути

Строительство драги началось в апреле 1951 года и производилось силами управления «Драгстроймонтаж».

Монтаж драги № 4-ДС был закончен в январе 1952 года.

Свой первый сезон драга № 4-ДС начала 24 мая 1952 года. Первым начальником драги стал Борис Георгиевич Давыденко, техническим руководителем — Николай Иванович Четыркин.

Приказом № 587 по ГУСДС «О мерах по улучшению дражного строительства и вводу во временную эксплуатацию драг №№ 3-ДС, 4-ДС и 5-ДС» от 14 июля 1952 года драга была передана для эксплуатации прииску «Нижнему».

20 июля 1952 года комиссией Главного управления Дальстроя драга № 4-ДС была введена во временную эксплуатацию.

Октябрь. Первые потери

Надо сказать, что тех, кто входил в руководящий состав драги № 4-ДС, драга в первые годы своей работы стала «чёрной меткой» для дальнейшей карьеры и работы на прииске имени Гастелло и Дальстрое. За первые два-три года на драге сменилось несколько начальников и технических руководителей, причём все они ушли на понижение по ряду причин.

Открыл этот «чёрный» список технический руководитель драги № 4-ДС Четыркин Николай Иванович.

Из приказа № 604 по ТГПУ «О понижении в должности технорука драги № 4-ДС прииска имени Гастелло Четыркина Н.И.» от 7 октября 1952 года: «Технорук драги № 4-ДС прииска имени Гастелло тов. Четыркин Николай Иванович приказом по Управлению № 134/к от 7 марта 1952 года за систематическую пьянку в рабочее время, учинение скандалов, граничащих с прямым хулиганством, незаконное подписание документов, самоустранение от руководства предприятием, в должности главного инженера прииска снят и понижен в должности до технорука драги.

Однако, это не возымело на него никаких действий, и Четыркин продолжал пьянствовать и не выходить на работу, за что был судим 9 августа 1952 года Нарсудом четвёртого участка на 6 месяцев.

Тов. Четыркин Н.И. и после этого не сделал для себя действенных выводов и продолжает по-прежнему пьянствовать и нарушать трудовую дисциплину, чем наносит не только вред предприятию, но и компрометирует облик Советского инженера. Исходя из вышеизложенного, приказываю:

§ 1.

В соответствии с п. «Г» ст. 19 Правил Внутреннего Распорядка утверждённых СНК СССР от 18 января 1941 года технорука драги № 4-ДС прииска имени Гастелло — Четыркина Н.И. с 1 октября 1952 года понизить в должности до горного мастера на три месяца».

Забегая вперёд, можно сказать, что на должность технорука драги № 4-ДС Четыркину Н.И. вернуться было не суждено…

1954 год

Несчастный случай и последствия

20 апреля 1954 года на драге № 4-ДС прииска имени Гастелло произошёл несчастный случай со смертельным исходом с вольнонаёмным рабочим Ледовским Григорием Петровичем.

В первой половине дня 20 апреля 1954 года Ледовский обратился к начальнику драги № 4-ДС Давыденко с просьбой о принятии его рабочим на драгу. Получив положительный ответ и заручившись письменным запросом, Ледовский направился в группу кадров прииска имени Гастелло для оформления. Инспектор группы кадров Веденеева не могла оформить на работу Ледовского, так как в этот день спецчасть прииска не работала и пропуск на драгу выдать было некому. Не оформившись в группе кадров и не получив направления, Ледовский, в начале первого часа дня направился на драгу № 4-ДС, где встретившись с начальником драги Давыденко сообщил, что он может приступить к работе.

Начальник драги Давыденко лично поставил Ледовского на раскайловку льда у льдозащитного устройства левой сваи драги, при этом не ознакомил Ледовского о Правилами безопасности и безопасным методом производства работ непосредственно на месте раскайловки льда, чем грубо нарушил §§ 2в, 2д и 4 временных правил безопасности издания 1950 года Главспеццветмет.

Кроме этого Давыденко не предупредил и не поручил вновь принятого рабочего Ледовского начальнику смены Медведеву, который в этот день руководил четырьмя рабочими по раскайловке льда у бортов драги. Таким образом, оставил Ледовского у рабочего места без технического надзора.

Ледовский будучи представлен сам себе, желая ускорить порученную ему работу и не представляя грозящей ему опасности, залез сверху в льдозащитное устройства и подкайлил лёд у основания сваи весом 17 тонн, вследствие чего свая моментально передвинулась в сторону на 29 сантиметров и вниз на 20 сантиметров, при этом рабочий Ледовский был прижат сваей к своей нижней направляющей, в результате чего и получил смертельную травму.

Расследованием было установлено, что погибший рабочий Ледовский окончил на прииске имени Гастелло теоретическое обучение на двухмесячных курсах рабочих дражных профессий и был направлен 2 апреля 1954 года, согласно приказу начальника прииска № 91 на производственную практику в качестве шурфовщика на горный участок, а затем по личному ходатайству Ледовского — он 19 и 20 апреля 1954 года с разрешения начальника прииска производил оформление для поступления на работу драги № 4-ДС.

Рабочий Ледовский Г.П. получил смертельную травму примерно через два часа после начала работы и в первой же день своей работы на драге № 4-ДС. На этой работе он работал только с 20 апреля 1954 года и на других драгах Ледовский никогда не работал.

По результатам проведённого расследования был выпущен приказ № 014 по ТГПУ «О привлечении к ответственности лиц, виновных в происшедшем несчастном случае с Ледовским Г.П. на драге № 4-ДС прииска им. Гастелло» от 4 мая 1954 года, в котором говорилось следующее: «

§ 1.

За нарушение §§ 2в, 2д, 4 и 10 Временных правил безопасности, выразившихся в допуске к работе Ледовского без инструктажа по раскайловке льда у сваи драги и без всякого технического надзора и руководства, а также за допуск к работе Дедовского без оформлений и направления группы кадров, что привело к смертельному несчастному случаю с рабочим Ледовским Г.П.

Начальника драги № 4-ДС Давыденко Бориса Георгиевича от занимаемой должности немедленно отстранить и материал на него передать в следственные органы, как на прямого виновника смертельного несчастного случая, происшедшего 20 апреля 1954 года на драге № 4-ДС.

§ 2.

За неудовлетворительное проведение мероприятий по снижению производственного травматизма на прииске им. Гастелло, что привело к смертельному несчастному случаю с рабочим Ледовским Г.П., за допущение к руководству драгой № 4-ДС не имеющего прав ответственности в качестве технорука и начальника драги Давыденко Б.Г., за ослабление технического руководства по выполнению инженерно-техническими работниками прииска требований Правил безопасности и Правил технической эксплуатации, за невыполнение предписания РГГТИ от 15 февраля 1954 года за № 6, главному инженеру прииска им. Гастелло тов. Камышеву Константину Афанасьевичу объявить строгий выговор и предупредить, что если им не будут приняты решительные меры по улучшению работы по технике безопасности, то он будет отстранён от работы.

§ 3.

За невыполнение предписания РГГТИ от 15 февраля 1954 года за № 6 и неоднократных указаний ОК ТГПУ об остранении от руководства драгой № 4-ДС Даввденко Б .Г., за ослабление требовательности к инженерно-техническим работникам прииска по выполнению ими ЦБ и ПТЭ на драгах, горном участке и цехах прииска, а также за допущение случаев неправильного оформления и приёма на работу новых рабочих и перевода из цеха в цех — начальнику прииска им. Гастелло тов. Шувалову Льву Васильевичу объявить строгий выговор.

§ 4.

Начальнику прииска им. Гастелло тов. Шувалову своим приказом наложить строгое взыскание на начальника ПТЧ тов. Григоренко И.М. и инженера по подготовке кадров тов. Матвеенко Г.И., за невыполнение ими приказа начальника прииска № 91 от 2 апреля 1954 года § 2 выразившегося в том, что они не составили крайне важный для выполнения требования Правил безопасности план прохождения производственной практики курсантами рабочих дражных профессий.

§ 5.

Заместителю начальника ТГПУ по кадрам тов. Григорову А.Е. немедленно подобрать двух человек из числа инженеров или техников и направить на прииск им. Гастелло на должность начальника драги и старшего инженера по технике безопасности».

В результате начальник драги № 4-ДС Борис Георгиевич Давыденко в мае 1954 года был снят со своей должности, новым начальником драги был назначен Владимир Чеботарев.

Июль

В приказе № 280 по ТГПУ «Об аварии на драге № 6-ДС и проведении планово-предупредительных ремонтов оборудования драг» от 26 июля 1954 года, в частности, говорится, что в руководство драгой № 4-ДС входили начальник драги Владимир Чеботарев и технический руководитель (технорук) — Пётр Ненашев.

Сентябрь. Подводя итоги

В сентябре 1954 года начальником драги № 4-ДС был Пётр Ненашев, сменивший на этом посту Владимира Чеботарева.

План сентября экипажем драги № 4-ДС в соревновании с драгой № 3-ДС был выполнен на 103%, горняки взяли на себя обязательство дать ещё 10% годовой программы.

Ноябрь. Конец промсезона

В 1954 году драга № 4-ДС вела добычу золота до 13 ноября.

1955 год

Смена руководства

Ненашев, первый начальник драги № 4-ДС прииска имени Гастелло ТГПУ. Фото из архивов МОКМ.

П.Я. Ненашев, начальник драги № 4-ДС прииска имени Гастелло ТГПУ. Фото из архивов МОКМ.

Ненашеву П.Я. было суждено недолго пробыть у руля драги № 4-ДС, в 1955 году его сменил Дымов К.М. Сам Ненашев остался на драге в должности начальника смены.

Май. Борьба с холодом

Несмотря на резкое похолодание в мае 1955 года, вызвавшее сокращение притока воды, все драги прииска продолжали вести промывку песков.

С каждым днём наращивал темпы работы и коллектив четвёртой драги, под руководством Константина Дымова. Во второй половине мая на драге были организованы комсомольско-молодёжные бригады. 

Успешной работе в непростых условиях помогали установленные во время зимнего ремонта 1954–1955 годов специальные узлы для улавливания металла и различные обогатительные устройства.

Июнь. Разгар промсезона

В начале июня 1955 года на прииске имени Гастелло драги работали в круглосуточном режиме. Правильная организация труда и строгое соблюдение графиков профилактического ремонта позволили увеличить чистое время работы драг до 20 часов в сутки.

С каждым днём на прииске имени Гастелло ширилось социалистическое соревнование за досрочное выполнение плана завершающего года пятой пятилетки, начатое по инициативе горьковчан.

Коллектив комсомольско-молодёжной драги № 4-ДС в соревновании с драгой № 3-ДС (начальник Ефимов) первую неделю июня шёл на одном уровне с соперниками.

20 июня 1955 года специальный выпуск «молнии» оповестил горняков прииска имени Гастелло об успехах, достигнутых коллективом комсомольско-молодёжной драги № 4-ДС. И по объёмам промываемых песков, и по добыче металла коллектив драги вышел в число передовиков социалистического соревнования.

На 147% выполнила июньский план смена дражников под руководством Мельникова, эта смена прочно удерживала первенство в соревновании на прииске.

Высоких производственных показателей добилась и комсомольская смена дражников под руководством секретаря приисковой комсомольской организации Омельченко. 21 июня она завершила выполнение месячного плана по объёму промываемых песков. Всего лишь на одну десятую процента отстала от этого коллектива смена драги, возглавляемая Арбузовым.

Июль. Лидеры соревнования

К концу июля 1955 года коллектив драги № 4-ДС заслуженно числился в лидерах соревнования дражников прииска имени Гастелло. Лучших показателей в соревновании достигла смена Мельникова, намного перевыполнявшая плановое задание по всем показателям. Ненамного от лидеров отставала смена Арбузова.

Имена 15 передовиков соревнования были занесены на приисковую доску Почёта, многим горнякам и механизаторам присвоены звания «Лучшие по профессии» и объявлена благодарность. Большую группу дражников наградили почётными грамотами и похвальными листами.

Август. Лучший комсомольско-молодёжный экипаж

Драга № 4-ДС прииска имени Гастелло, которой руководил Константин Дымов, ещё издалека привлекала внимание надписью: «Комсомольско-молодёжная».

Начальники драг Дымов К. М. и Новиков Н.Т.

Начальники драг Дымов К. М. и Новиков Н.Т. в помещении управления драгой № 4 (драгерке) прииска им. Гастелло. 1953 год. Фото из архивов МОКМ.

В дни соревнования, развернувшегося в честь XX съезда партии, экипаж ударно трудился, стремясь выполнить задачи, поставленные решениями июльского Пленума ЦК КПСС.

На драге работали три смены, возглавляемые Мельниковым, Ненашевым и Акимченковым. Смены соревновались между собой за повышение производительности труда и более полное извлечение металла.

Экипаж драги хорошо подготовился к промывочному сезону: объём вскрышных работ был значительно перевыполнен, грунт хорошо оттаян. Всё это позволило экипажу драги работать без простоев.

За прошедшие месяцы с начала промывочного сезона коллектив драги превысил плановую производительность труда на промывке песков на 7%, благодаря бережному отношению к технике.

Смены своевременно проводили профилактический ремонт, значительно сокращая отведённое на него время. Вместо полагающихся 48 часов ремонт, как правило, занимал 30 часов.

Большое внимание уделялось борьбе за улучшение технологии обогащения. Горняки усовершенствовали работу подчерпакового уловителя, на котором был установлен дополнительный шлюз, что позволило сократить потери металла.

На драге была внедрена автоматизация ряда процессов, что способствовало повышению коэффициента использования рабочего времени. Смонтированы счётчики и ряд приборов.

Смена, возглавляемая Мельниковым, добилась самых высоких показателей. Она выполнила план добычи металла на 141%, а по объёму промывки — на 143%, сэкономив около 40 тысяч рублей.

Следом за ней шла смена Акимченкова. Благодаря совмещению профессий коллектив её достиг высокой производительности труда на каждого рабочего — 163%.

Коллектив комсомольско-молодёжной драги обязался досрочно выполнить план промывки и в дальнейшем повышать производительность труда, снижая себестоимость добытого золота.

Сентябрь. Подготовка к осени

Коллектив прииска имени Гастелло, соревнуясь в честь XX съезда Коммунистической партии, трудился с большим подъёмом. Дражники соревновались за увеличение объёмов промывки и высокое извлечение металла.

Комсомольско-молодёжный коллектив Дымова вёл борьбу за увеличение часов так называемой чистой работы. В связи с этим на драге пересмотрели организацию труда: самая высокая выработка записывалась той бригаде, которая имела больше часов чистой работы.

На прииске состоялась профсоюзная конференция, которая подвела итоги социалистического соревнования за прошедший период. Были отмечены большие заслуги в борьбе за выполнение плана коллективом комсомольско-молодёжной драги № 4-ДС. Экипажу драги под руководством Дымова было вновь присуждено переходящее Красное знамя прииска.

Во второй половине сентября 1955 года горняки прииска имени Гастелло, несмотря на похолодание, не снижали темпов промывки песков.

Горняки и механизаторы готовили драги к работе в условиях осени. На драгах приступили к сооружению надпалубных надстроек. Производился профилактический ремонт механизмов, проверка знаний техники безопасности у работающих на агрегатах. Инженерно-технические работники разрабатывали систему водоснабжения драг при работе в условиях похолодания.

В сентябре коллективу драги № 4-ДС удалось переработать 175 тысяч кубометров горной массы — значительно больший объём грунта, чем дали другие коллективы в июле и августе. Это был результат заблаговременной подготовки дражных полигонов и отличного технического состояния механизмов, итог борьбы за высокий коэффициент наполнения черпаков и продуманной организации труда.

Первенство в соревновании дражных коллективов за сентябрь 1955 года было завоёвано экипажем комсомольско-молодёжной драги. Несмотря на трудные условия работы, дражники перевыполнили план по всем показателям и сэкономили 87 тысяч рублей.

Октябрь. Продлевая сезон

Первенство в соревновании за продление сезона работы драг прочно удерживал комсомольско-молодёжный экипаж, которой руководил Константин Дымов.

Встав на трудовую вахту в честь XX съезда КПСС, молодые дражники обязались к 1 октября завершить выполнение годового задания по объёму и по металлу на 40 дней раньше намеченного срока. Слово своё они сдержали. 30 сентября экипаж драги № 4-ДС с честью выполнил обязательства и, не снижая темпов, продолжал промывку. Наступившее похолодание резко ухудшило условия труда, но ритмичность работы коллектива не была нарушена.

Опыт эксплуатации драг в условиях сурового климата Магаданской области показал, что при тщательно и умело проведённых подготовительных работах можно значительно увеличить дражный сезон и в течение почти двух месяцев после того, как остановились приборы, интенсивно промывать пески, выдавать стране металл.

Впервые за шесть лет работы драг в условиях Крайнего Севера коллектив комсомольско-молодёжной драги ежедневно, с первого дня сентября до последнего, перерабатывал в среднем до 6 200 кубометров грунта.

Характерно и то, что по итогам внутриприискового социалистического соревнования между дражными сменами за сентябрь первые четыре места завоевали смены четвёртой драги. Первое место было присуждено смене Фёдора Омельченко, выполнившей месячный план на 135,7%, второе место — смене Анатолия Ненашева, третье место — смене Антона Решетницкого и четвёртое — смене Степана Мельникова, выполнившей план на 133,2%. Разрыв в выполнении плана между первой и четвёртой сменами составил всего лишь два процента.

На комсомольско-молодёжной драге был внедрён новый метод учёта переработки горной массы.

На драге установили автоматические приборы по учёту времени работы и простоев, по регистрации количества оборотов верхнего черпачного барабана, а отсюда и количества черпаков. Имелся прибор, автоматически вычерчивающий график отработки забоя. Всё это позволило совершенно по-иному поставить вопросы учёта выполненных объёмов.

Объёмы стали распределяться пропорционально часам чистой работы, что заставило дражников обращать внимание как к отработке забоя, так и к простоям. При этом технология отработки забоя уже не нарушалась. Более того, все смены были заинтересованы в часах и минутах чистой работы.

Можно было предположить, что борьба за время чистой работы вызовет снижение производительности агрегата, но это было не так. Во-первых, прибор, регистрирующий технологию отработки забоя, дал возможность контролировать производительность драги как на торфах, так и на песках. Во-вторых, каждый член экипажа знал, что в итоге зарплату он получает за объём переработанной горной массы, который впоследствии подтверждается маркшейдером.

Соревнование молодых дражников за часы чистой работы привела к рациональному и производительному использованию каждой минуты. Борьба шла не только с внеплановыми простоями, но и за максимальное сокращение технологических простоев. Так, переход на новый мертвяк стал производиться без остановки драги, раньше на это затрачивалось более 30 минут.

Эффективность применения нового метода комсомольско-молодёжным экипажем в сентябре подтверждалось и показателем часов чистой работы. Среднее количество часов чистой работы достигло рекордной цифры и составляло 23 часа 30 минут вместо 20 по плану. Таких высоких показателей не достигал ни один коллектив драги.

Декабрь. Ставя рекорды

В 1954 году промывочный сезон для четвёртой драги закончился 13 ноября. В 1955 году для продления промсезона экипажем драги был принят целый комплекс мер, некоторые из них были инициативой коллектива и впервые применялись на драгах.

Как-то в разговоре на наболевшую тему о продлении сезона, один из дражников в шутку высказал мысль: если бы на драге установить побольше паровых котлов, тогда и в котловане можно было бы греть воду… Над шутником посмеялись, но шутка не прошла незамеченной. И молодые головы скоро нашли хитроумный способ умелого применения излишков пара. Сделав электротрюм паронепроницаемым, дражники поочерёдно пускали горячий пар в остальные трюмы. Обшивка понтонов нагревалась, и лёд сам отставал от бортов драги.

Начальник драги Константин Дымов не только умело направлял творческую инициативу членов экипажа, но был требователен и строг. Малейшее нарушение трудовой дисциплины, правил технической эксплуатации драги расценивались как чрезвычайное происшествие.

В начале декабря 1955 года коллектив драги № 4-ДС, лучшей драги Дальстроя, вёл добычу золота в счёт 1956 года, показывая пример остальному дражному флоту Магаданской области.

Зимний ремонт

После окончания промывочного сезона на драгах прииска имени Гастелло широко развернулся зимний ремонт.

Были составлены и утверждены календарные графики работ, полностью укомплектованы ремонтные бригады. Для того чтобы не было обезлички, каждую бригаду закрепили за определёнными узлами, и она несла персональную ответственность за качество ремонта и за бесперебойную работу узла в течение всего промывочного сезона.

В первой половине декабря лучших показателей на ремонте добился коллектив комсомольско-молодёжной драги № 4-ДС, которой руководил Константин Дымов. За пятнадцать дней экипажем месячный план был выполнен на 69%.

Бригада Решетникова, ремонтируя подчерпаковые ролики, выполнила декабрьский план на 156%.

Подводя итоги

В 1955 году комсомольско-молодёжная драга № 4-ДС стала одной из лучших драг в Дальстрое.

За достигнутые показатели в течение 1955 года в соревновании в честь XX съезда КПСС коллектив драги был награждён переходящими Красными знамёнами обкома ВЛКСМ, райкома профсоюза и управления, а также прииска.

За первенство в соревновании по Дальстрою в третьем квартале экипажу Константина Дымова было вручено знамя обкома профсоюза и Главного управления.

1956 год

Январь. Ремонт в разгаре

На комсомольско-молодёжной драге № 4-ДС, закончившей прошлый год с лучшими по области показателями, с первых дней 1956 года широко развернулось соревнование за достойную встречу XX съезда КПСС.

Экипаж драги был разбит на четыре бригады: три из них занимались ремонтом механизмов, одна — готовила электрооборудование. Соревнуясь между собой, они старались работать так, чтобы при контрольной проверке не подвёл ни один узел. Ни сильные морозы, ни колымская пурга не могли приостановить работы.

Ремонтом механизмов руководил молодой механик Алексей Лапов. На драге он был только первый год, но это не помешало ему правильно расставить людей и личным повседневным контролем добиться высокого качества ремонта механизмов.

Не подвели с окончанием ремонта насосов, отсадочной машины и дражной бочки слесари бригады Мельникова. 3 января бригада на семь дней раньше срока завершила ремонт отсадочных машин.

Бригада старшего маслёнщика Никитина закончила ремонт главного стаккера. Ежедневно в полтора раза перевыполнял нормы член этой бригады моторист Корниевский.

Бригада Решетникова занималась ремонтом черпаковой цепи, и по плану эта работа должна быть завершена в конце января. Горняки взяли на себя обязательство выполнить эту работу на две недели раньше намеченного срока, с первых дней нового года выполняя задания на 150%.

Ремонт электрооборудования драги производился силами бригады электриков, руководимой профоргом Акимченко. Несмотря на то что на тот момент бригада электриков состояла из двух человек — Акимченко и Чернова (два других члена бригады находились в отпуске), электрикам удалось в срок привели в готовность всё электрохозяйство драги при высоком качестве ремонта.

Среди ремонтников ударным трудом отличились также сварщик Чашин, слесари Камаринин, Поляков и Никитюк, старший маслёнщик Павлов. Слесарь Поляков ко дню Международного пролетарского праздника 1 Мая был занесён на приисковую Доску почёта.

Апрель. Окончание ремонта и оттайка полигонов

Готовясь к промывочному сезону, коллектив комсомольско-молодёжной драги № 4-ДС первым закончил ремонт. Пробная обкатка основных узлов — привода в бочке, носовых, маневровых и рамоподъёмной лебёдок — показало хорошее качество ремонта узлов и механизмов.

Опережение графика ремонта позволило этому коллективу раньше других на прииске начать подготовительные работы на полигоне. Уже 8 апреля здесь приступили в парооттайке сезонной мерзлоты и к 20 апреля подготовили более 11 тысяч кубометров грунта. Парооттайкой руководил комсомолец драгер Омельченко.

Лучшие результаты были у звена горняков Дрозда, занятого на паровой оттайке. Звеньевой вместе с Кабацким и Никитюком быстро подготавливали мёрзлый грунт. В этом им помогал кочегар Сафонюк, который обеспечивал необходимое давление пара в котле.

Май. Вызов драге № 2-ДС и обязательства экипажа

В начале мая 1956 года на общем собрании коллектива драги было решено вызвать на социалистическое соревнование экипаж второй драги Сусуманского района, также известный своими достижениями.

Участник областного слёта молодых горняков драгер Омельченко передал коллективу второй драги прииска имени Чкалова обязательство тенькинских дражников.

Экипаж четвёртой драги, борясь за успешное претворение в жизнь решений XX съезда КПСС, обязался:

  • выполнить план добычи золота и переработки горной массы к 20 октября;
  • поднять производительность труда на 10% выше плановой;
  • снизить себестоимость золота против плана на 3% и сэкономить за счёт этого 250 тысяч рублей;
  • поднять коэффициент использования драги до 85%, то есть на 2% выше плана, и обеспечить в среднем 22 часа чистой работы в сутки;
  • получить от внедрения рационализаторских предложений экономию в сумме 100 тысяч рублей;
  • строго соблюдать технологический режим на драге и тем самым повысить извлечение металла на один процент против плана;
  • обеспечить выполнение гидромониторных работ в объёме 100 000 кубометров;
  • повысить культуру производства, содержать механизмы в образцовом состоянии;
  • за период промывочного сезона обучить новым профессиям 10 человек.

Вызов тенькинских дражников был принят, экипаж второй драги, в свою очередь, готовил ответное обязательство.

Выступление драгера драги № 4-ДС прииска имени Гастелло Фёдора Омельченко на областном слёте молодых горняков было опубликовано в газете «Магаданская правда» в номере от 15 мая 1956 года: «В прошлой промывочном сезоне наш комсомольско-молодёжный экипаж драги выполнил план по переработке горной массы на 125%, а производительность труда составила 131%.

Может быть, главной причиной успехов нашей драги явилось хорошо развитое чувство товарищества, комсомольской взаимовыручки. В работе всегда смена помогала смене: когда надо было сделать тяжёлую работу, сполосчики приходили на помощь дражным бригадам, а дражники нередко выручали товарищей при сполоске подчерпакового уловителя и шлюза. В результате экономились минуты и часы, добывалось больше золота.

На нашей драге был введён новый метод учёта песков, переработанных сменой, пущено автоматическое самозаписывающее устройство, контролирующее работу черпающего аппарата. Объём промывки за смену подсчитывался не по замеру забоя, а по числу черпаков, прошедших через верхний черпанный барабан, и по часам чистой работы драги. Новый метод заставил экипаж бороться за время чистой работы, брать на учёт буквально каждую минуту.

Если прежде драга стояла на сполоске 30—40 минут, то теперь, когда дражная бригада стала помогать сполосчикам, простой сократился на 5—10 минут. Значительный выигрыш временя мы получили, освоив перенос береговых роликов без остановки драги. Сберегалось время и на зашагивании. Если по плану драге положено не работать в момент зашагивания 15 минут, то наши драгеры свели это время до 3—5 минут. В общем итоге за смену экономилось 30—40 минут.

Хорошей работе способствовало действенное соревнование между бригадами прииска. На драге почти каждый день заполнялась доска показателей, где указывалось количество песков, переработанных сменами нашей и соседней соревнующейся с нами драги. В конце каждой декады на прииске можно было видеть, как выполняет план каждая из 16 дражных бригад.

Не всё, конечно, благополучно и на нашей драге, хотя она и считается передовой в области. По плану промывочный сезон наша драга должна начать 20 мая. Но очень у нас вяло ведётся уборка льда из котлована. Были и аварии. В конце сезона, например, порвалась транспортёрная лента: в результате невнимательного отношения драгеров и старших маслёнщиков к механизмам две шестерни на рамоподъёмной лебёдке оказались сильно изношенными. Эти недостатки мы постараемся исправить.

Пользуясь трибуной нашего слета, мне хотелось бы поставить ряд вопросов перед руководителями главка и областного комитета профсоюза. Почему, например, дражников по положению приравнивают к подсобным рабочим? Как подсобные рабочие, так и дражники получают 30 дней отпуска в год. Это явно несправедливо. Почему-то также считается необязательным обеспечивать дражников спецодеждой.

Наш комсомольско-молодёжный экипаж твёрдо решил не сбавлять темпов, взятых в прошлом году, и вызывает на социалистическое соревнование коллектив второй драги им. Чкалова».

Май. Приёмка драг в эксплуатацию

21–22 мая 1956 года приёмная комиссия произвела приёмку драг в эксплуатацию после зимнего ремонта, в том числе и четвёртой драги. При обкатке драги были обнаружены течи, которые экипаж устранил в кратчайшие сроки.

Таким образом, во второй половине мая 1956 года весь дражный флот прииска имени Гастелло был готов к началу промсезона.

Рабочий И.Н. Осос на парооттайке полигона драги № 4-ДС. Фото из газеты «Магаданская правда».

Рабочий И.Н. Осос на парооттайке полигона драги № 4-ДС. Фото из газеты «Магаданская правда».

Тем временем продолжалась паровая оттайка полигона. Коллектив драги № 4-ДС был готов к началу добычи золота, ожидая затопления котлована.

Июнь. Начало сезона

Состав экипажа драги № 4-ДС был молод и в основном укомплектован в начале ремонтного периода. Но, отремонтировав собственными силами все механизмы драги, молодёжный коллектив был полон стремления потрудиться на славу в первом году шестой пятилетки.

Свой промывочный сезон в 1956 году четвёртая драга начала в начале июня, с первых дней промывки начав давать высокие показатели по объёму промытых песков.

В этом была большая заслуга бригады драгера Омельченко, руководившего парооттайкой вечной мерзлоты и подготовкой полигона для драгирования.

Июль. Наращивая темпы

Коллективу прииска имени Гастелло не удалось в мае и в июне выполнить свои обязательства. Но в начале июля, устранив препятствия, мешавшие улучшению производственных показателей, горняки стали наращивать темпы работы и увеличивать добычу золота.

По 4 600—5 000 кубометров горной массы в сутки промывал коллектив комсомольско-молодёжной драги № 4-ДС (начальник Дымов), несмотря на то, что в это время приходилось отрабатывать участок, где пески находились на глубине, достигающей 16 метров.

Установив мощный насос, дражники откачивали воду из котлована, понижая уровень воды, чтобы добраться до глубоко залегающих песков.

Суточные планы добычи золота коллектив драги выполнял на 200%.

Призыв к москвичам

В 1956 году состоялся один из самых массовых комсомольских призывов на Колыму из центральной части СССР. В газете «Магаданская правда» в номере от 12 июля 1956 года было опубликовано письмо начальника комсомольско-молодёжной драги Константина Дымова к новосёлам Колымы: «Многие из вас, очевидно, знают, что на приисках вашей отдалённой области работают мощные современные золотодобывающие агрегаты — драги. На прииске, носящем имя прославленного героя Великой Отечественной войны лётчика Николая Гастелло, таких драг несколько. Экипажи их в основном подобраны из молодёжи. Дражники стремятся использовать мощную технику как можно лучше, чтобы дать больше драгоценного металла Родине.

Но одного старания в работе на сложных механизмах мало. Нужно постоянно повышать свой технические и общеобразовательные знания. И многие молодые дражники без отрыва от производства учатся. Несколько человек являются заочниками Московского политехнического института. Многие, закончив без отрыва от производства школу рабочей молодёжи, сейчас продолжают учёбу заочно в Магаданском горном техникуме.

Кроме высоких знаний, работа на драгах требует большой чёткости, подтянутости. Она увлекает всех, как служба на боевом корабле, и очень дисциплинирует людей, даже те, кто недавно на другой работе имел плохую славу, у нас быстро становятся добросовестными тружениками.

Приезжайте к нам, на прииск им. Гастелло, товарищи москвичи! Работа придётся вам по душе».

Лидеры соревнования

В начале июля 1956 года лидером социалистического соревнования была драга № 6-ДС. За достигнутые показатели коллективу шестой драги вслед за присуждением первенства по прииску и району, было присуждено переходящее Красное знамя обкома профсоюза и главка вместе с первой денежной премией.

Успех шестой драги глубоко задел профессиональную гордость и честь дражников прииска имени Гастелло. Родилось стремление догнать и опередить лучших, делом доказать своё умение работать не хуже, а лучше.

В июле упорная борьба за первенство в социалистическом соревновании разгорелась между драгами № 4-ДС Дымова и № 6-ДС Попова.

Скупые цифры, ежедневно появляясь на доске показателей у конторы прииска имени Гастелло, говорили об упорной борьбе. Коллективы четвёртой и шестой драг приближались к финишу с почти одинаковыми результатами. Против показателей комсомольско-молодёжной и шестой драг 27 июля стояли одинаковые цифры — 132,3% плана.

В счастливую звезду шестой драги верили все, но успех сопутствовал молодым. В конце июля на драге № 6-ДС произошёл внеплановый простой и комсомольско-молодёжный экипаж оторвался от своего соперника и в последние четыре дня июля оказался впереди.

Начальник драги № 4-ДС Дымов со своим коллективом смог одержал верх над лучшим командиром дражного флота и отлично сработавшимся коллективом экипажа шестой драги.

По итогам соревнования за июль показатели драги № 4-ДС были следующими: добыча золота — 133,7%, производительность труда — 130%, время чистой работы — 104% плана. Лучшими оказались показатели и по извлечению, и по себестоимости. На комсомольско-молодёжной драге нередко чистая работа смены доходила до 8 часов.

Август. В упорной борьбе

В августе соревнование за первенство между коллективами драг разгорелось с новой силой.

Коллектив драги № 4-ДС отстаивал своё звание лидера и во второй половине августа до выполнения месячного плана ему оставалось несколько дней работы.

Более высокие показатели были у дражников драги № 5-ДС. С ними настойчиво соревновался экипаж драги № 6-ДС, стремясь вновь завоевать первенство.

По итогам августа экипаж драги № 6-ДС сумел вернуть лидерство и вновь завоевать первое место во вседальстроевском социалистическом соревновании.

Второе место во вседальстроевском социалистическом соревновании и вторую премию 4 500 рублей завоевал коллектив драги № 4-ДС прииска имени Гастелло Тенькинского управления (начальник драги К.М. Дымов). План по добыче металла экипажем был выполнен на 135,6%, по промывке — на 117% при обеспечении извлечения металла на 97,8%. Производительность труда составила 149%, себестоимость переработки кубометра грунта снижена на 6,8%.

Выступивший на собрании начальник драги № 4-ДС Дымов заявил, что комсомольско-молодёжная драга постарается работать ещё лучше, чтобы завоевать первое место в соревновании.

Сентябрь. Производительность труда и оплата

В сентябре 1956 года в Тенькинском районе на общих собраниях активно обсуждались вопросы повышения производительности труда, упорядочения его нормирования и оплаты. В директивах XX съезда КПСС по шестому пятилетнему плану устранение недостатков в нормировании оплаты труда рассматривалось как одна из серьёзных хозяйственно-политических задач.

Из выступления начальника драги № 4-ДС Дымова: «Рабочий день электриков драги и верхних маслёнщиков, не загружен, так как, повысив свою квалификацию, эти рабочие добились чёткого действия электрического и механического оборудования драг. Сейчас имеется полная возможность совместить обязанности электрика драги и верхнего маслёнщика. Это позволит сократить на каждой драге четырёх рабочих. 

В каждой смене у нас работают два оператора отсадочных машин. Между тем достаточно одного человека. Это всем ясно, второго же мы держим для такелажных работ. Сейчас, когда эти работы научились выполнять с помощью механизмов, четырёх операторов можно сократить без ущерба для дела.

В бригаде сполоска находится шесть человек. Труд их тяжёлый, и мы привыкли к тому, что сполосчики, закончив свои дела, уходят за два-три часа до конца смены. Осуществив ряд рационализаторских предложений по облегчению труда и повысив тарифную ставку, мы можем сократить здесь одного рабочего, оставив более квалифицированных. 

Осуществление этих мероприятий, позволят сократить экипаж драги с 38 человек до 29, повысить на 37% производительность труда и на 28% в среднем увеличить заработок рабочих драги без увеличения фонда заработной платы. К работе по-новому наш коллектив готов перейти в ближайшее время».

 

Октябрь. Борьба с морозами

В тяжёлых условиях приходилось работать в октябре 1956 года дражникам прииска имени Гастелло. Мёрзлый надводный борт был одной из главных причин снижения производительности труда. Но горняки прииска, ведя борьбу со льдом, делали всё возможное, чтобы обеспечить выполнение взятых на себя предоктябрьских обязательств.

Экипаж четвёртой комсомольско-молодёжной драги, возглавляемый Константином Дымовым, несмотря на резкое понижение температуры и снегопад, добивался рекордных показателей.

С первых дней октября экипаж драги значительно перевыполнял план по промывке песков и за сутки добывал золота в два с половиной — три раза больше, чем предусмотрено планом. В результате отличной работы молодых дражников октябрьский план добычи золота четвёртая драга выполнила за десять дней.

Годовой план добычи золота экипажем был выполнен на 124,4%. Горняки продолжали добычу золота сверх плана, стремясь ознаменовать 39-ю годовщину Великого Октября новыми трудовыми успехами.

Инициаторы областного соревнования за досрочное выполнение плана первого года шестой пятилетки — дражники прииска имени Гастелло — годовой план добычи золота выполнили ещё 3 октября, на 17 дней раньше срока, предусмотренного обязательством.

Этот успех был достигнут главным образом благодаря отличной работе экипажей шестой и четвёртой драг, которыми руководили Попов и Дымов.

По итогам соревнования коллективов предприятий за третий квартал Магаданский обком профсоюза и Главное управление Дальстроя подвели итоги социалистического соревнования и присудили второе место драге № 4-ДС прииска имени Гастелло.

1957 год

Март. Будни ремонта

В начале марта 1957 года на драге № 4-ДС ремонт основных узлов был закончен. На драге оставалось завершить ремонт парового котла, монтаж нижнего черпанного барабана, устранить мелкие недоделки в свайных прижимах, шлюзовом хозяйстве, смонтировать затворы к отсадочным машинам.

Также было необходимо проверить работу механизмов аварийного водоотлива и автоматической сигнализации на воду, после чего приступить к обкатке драги и её окраске.

Май. Лидеры соревнования

В борьбе за достойную встречу Первомая коллективом драги № 4-ДС (начальник Дымов, председатель цехкома Поляков) было завоёвано первое место.

На Доску почета прииска в дни празднества занесено 12 человек. Среди них — старший маслёнщик драги № 4 Павлов.

 Октябрь. Борьба с морозом

В октябре 1957 года морозы осушили реку Омчак, и каждый литр воды в котлованах находился на строгом учёте. Всё толще становилась цементируемая морозом верхняя корка грунта, что заставляло дражников проявлять осторожность и внимательность при эксплуатации техники.

Несмотря на эти трудности, смена драгера третьей драги Анатолия Коршенкова обратилась с призывом ко всем драгерам прииска имени Гастелло перерабатывать грунт с такой же интенсивностью, как в летние дни.

Через час после появления стенного листка —«молнии» с этим призывом смена комсомольца Фёдора Омельченко с драги № 4-ДС дополнила вызов товарищей новым обязательством — за счёт лучшей организации вспомогательных операций увеличить чистую работу драги на 20 минут в смену.

Обязательство передовиков социалистического соревнования поддержали остальные смены четвёртой драги. Чтобы помочь коллективу в успешном выполнении столь важной задачи, на прииске позаботились о подкачке воды в котлован из старой выработки. Здесь, установили 16-дюймовый насос, поставили экскаватор на очистку котлована ото льда.

За два дня работы экскаваторная бригада машиниста Бродникова, выделенная в помощь дражникам с прииска имени Тимошенко, выбрала из котлована комсомольско-молодёжной драги более 2,5 тысячи кубометров льда.

К концу октября резко понизилась температура воздуха. Ещё одним неприятным фактором стал отказ насоса, в результате чего уровень воды в котловане сразу же упал до 70 сантиметров.

Однако дражники успешно преодолевали все эти трудности. При суточном задании 4 195 кубометров они перерабатывали до 4 750 кубометров грунта.

Октябрь. Переименование драги

В октябре 1957 года произошло очередное переименование драги. Согласно распоряжению № 149 «Об изменении нумерации драг на предприятиях Горного управления Магаданского Совнархоза» от 8 октября 1957 года в соответствии с указанием Госплана РСФСР драга № 4-ДС была переименована в драгу № 173.

1958 год

Февраль. Обязательства дражников

Коллектив драги № 173 прииска имени Гастелло решил встретить день выборов в Верховный Совет СССР новыми производственными успехами.

Ремонт на драге № 173 (начальник К. Дымов и механик А. Лапов) приближался к завершению: практически все узлы были отремонтированы.

Общее собрание дражников приняло на себя обязательство к 16 марта завершить выполнение квартального плана ремонтных работ. В борьбу за выполнение взятого обязательства активно включились все члены коллектива.

Июнь. Успехи дражников

14 июня коллектив комсомольско-молодёжной драги № 173 (начальник К.М. Дымов, старший механик А.А. Лапов) выполнил месячный план по добыче золота.

Успех коллектива был обеспечен тем, что ежесуточная переработка горной массы достигала 134%. С начала навигации драга не имела ни одной минуты внепланового простоя и довела чистое время работы до 22 часов 30 минут в сутки против 21 часа по графику.

Коллектив обязался июньский план перевыполнить на 40%.

По итогам года

Дружный и слаженный коллектив драги весь промывочный сезон 1958 года работал чётко, все механизмы действовали безотказно. 18–20 процентов сверх задания по переработке горной массы — таков был результат работы каждой смены. Коллектив добивался сокращения внеплановых простоев до минимума. В отдельные дни чистая работа составляла 23,4 часа.

Дражники дали Родине 32% металла сверх плана.

1959 год

Март. Ремонты

Сразу же после окончания промсезона 1958 года коллектив драги № 173 начал ремонт всех узлов драги — от опорных свай до стальных тросов.

Начальник драги предложил зимний отстой драги производить не на плаву, а на заранее подготовленной площадке из эфелей. Это предложение позволило сэкономить средства, так как отпала необходимость в майнистах, а зимний отстой проходил в безопасных условиях.

Под руководством Константина Дымова экипаж приступил к сварке, клёпке, ремонту и регулировке агрегатов.

Для более успешного ремонта на драге созданы две бригады. Первую возглавлял старший драгер комсомолец Дмитрий Долгов, второй бригадой руководил один из лучших драгеров прииска студент заочного политехнического института Фёдор Омельченко. 

Такая расстановка рабочей силы дала свои результаты. К середине марта ремонтные работы на драге уже подходили к концу.

Подлинный героизм проявила бригада Дмитрия Долгова. В пятидесятиградусный мороз она ремонтировала черпаковую раму и черпаковую цепь. Бригадир предложил сделать канатную дорожку для снятия и установки на место подчерпаковых роликов. Это позволило сократить срок ремонта и высвободить тали для других работ.

Электрик Алексей Никитин предложил дистанционное управление механизмами драги производить напрямую из командной рубки, что позволило улучшить обслуживание механизмов и увеличить часы чистой работы.

Электрики Николай Снимщиков, Алексей Никитин и Александр Горячев отремонтировали 44 электродвигателя, полностью отрегулировали пусковую аппаратуру и перевели электроосвещения трюма на 36 вольт.

Активно участвовали в рационализаторской работе старший драгер Фёдор Омельченко, старший маслёнщик Роман Горевой и другие.

Чтобы успешно выполнить ремонт и справиться с заданиями первого года семилетки, дражники взяли на себя повышенные обязательства:

  • годовой план добычи металла завершить к 15 октября;
  • дать сверх плана 10% золота;
  • снизить себестоимость металла на 2%;
  • закончить ремонт всех узлов драги к 1 апреля;
  • к 20 мая смонтировать насосную станцию и водяную магистраль;
  • к 1 августа вскрыть полигон для гидрооттайки дождеванием;
  • внести 10 рационализаторских предложений.

Дражники наметили оборудовать паровое отопление носовой части понтона. Это должно было облегчить работу драги в осенне-зимний период. Ещё в 1957 году такое отопление было оборудовано в кормовой части понтона, что принесло свои плоды.

На драге сформировался постоянный состав дражников. Немало отработали на драге № 173 старшие драгеры Дмитрий Долгов, Фёдор Омельченко и Александр Захаров, старшие маслёнщики Роман Горевой и Михаил Поляков, кормовой маслёнщик Григорий Дрозд, электрики Николай Снимщиков, Алексей Никитин и другие.

Парооттайка полигона

В 1959 году экипажу драги № 173 предстояло произвести парооттайку полигона объёмом в 30 тысяч кубометров, смонтировать 280 метров центральной магистрали. 15 марта был запланирован монтаж труб.

Завезены трубы, гребёнки, войлок, обмоточный материал, отремонтированы пойнты, размечена трасса.

Велись работы по монтажу участка гидрооттайки. Уже была построена насосная, установлен силовой трансформатор, смонтирована центральная магистраль. Здесь ударно работали В.К. Кочев, А.И. Симаков, Г.Я. Чернов.

Апрель. Накануне обкатки драги

В начале апреля заканчивался ремонт драги № 173, оставалось установить решётки отсадочных машин. Через несколько дней дражники планировали приступить к обкатке и регулировке механизмов.

С перевыполнением дневных заданий велась парооттайка сезонной мерзлоты. Одновременно монтировалось оборудование для гидрооттайки.

1960 год

Смена руководства

В 1960 году начальником драги № 173 был Юрий Гаврилович Уколов, сменивший на этом посту Константина Дымова.

Старший драгер Захаров

Александр Павлович Захаров трудился на драге № 173 с момента запуска её в эксплуатацию. Сперва он был электриком, затем его назначили старшим драгером.

А.П. Захаров. Фото из газеты «Магаданская правда».

А.П. Захаров. Фото из газеты «Магаданская правда».

Из года в год Александр Павлович добивался усовершенствования своей квалификации, улучшения организации труда рабочих. В 1960 году смена А. Захарова вместе со всеми дражниками включилась в соревнование за звание коллектива коммунистического труда, взяв на себя обязательство: досрочно завершить план, промыть сверх задания 40 тысяч кубометров песков.

Август. Подведение итогов

Коллектив драги № 173 первым в августе выполнил своё задание по добыче золота. С начала года экипажем было сэкономлено 1 700 тысяч рублей. Это в шесть раз превышало экономию, предусмотренную в обязательствах.

Переподчинение драги

После окончания промсезона 1961 года было принято решение о передаче драги № 173 вместе с большей частью экипажа из прииска имени Гастелло (ТГПУ) на прииск Курчатовский (ТГПУ). Причём это было не простое переподчинение другому прииску, драге предстояло также перебазироваться на новое место добычи золота — к посёлку Усть-Омчуг.

Впервые в истории Колымы драге весом около 500 тонн предстояло преодолеть более 100 километров через перевалы, сопки, долины, по крутым склонам и подъёмам.

Чтобы осуществить эту уникальную операцию, было принято решение разрезать драгу на части (вес некоторых достигал 30 тонн), перевезти автотранспортом на новое место назначения и там смонтировать снова.

Вскоре начался демонтаж драги и перевозка её частей к Усть-Омчугу.

Переезд на новое место

Демонтаж и переезд драги проходили в течение нескольких месяцев. В каких условиях проходила транспортировка драги-путешественницы, рассказывала газета Магаданская правда на своих страницах в номере от 25 февраля 1962 года: «Трудно сказать, на что это было похоже. Прямо перед нами полз огромный короб. Только часть его основания умещалась на платформе — края висели, загораживая дорогу. Сигналить было бессмысленно. Если шофер и догадается, что мы не можем проехать, он ничем не поможет — с таким грузом не сразу потеснишься. Железный короб, покачивающийся перед нашими глазами, был частью драги, той самой драги № 173 прииска имени Гастелло, которая несколько месяцев назад отправилась на новую стоянку.

Перевозка частей драги № 173 по Тенькинской трассе. 1962 год. Фото из газеты «Магаданская правда».

Перевозка частей драги № 173 по Тенькинской трассе. 1962 год. Фото из газеты «Магаданская правда».

…Когда могучий МАЗ выбрал место и остановился, чтобы пропустить скопившиеся сзади машины, мы познакомились с участниками этого необычного рейса. За рулём сидел шофер первого класса Борис Сергеевич Бенкин, рядом с ним — его сменщик Алексей Иванович Андриенко. Несмотря на то что расстояние от прииска Гастелло до новой стоянки драги невелико — всего 100 километров, рейс длился, в среднем, трое суток. Поэтому в рейс уходят по двое. Для шофера Бенкина этот рейс был двенадцатым.

Тягач движется медленно, со скоростью пешехода. Колымская дорога — это крутые подъёмы и такие же спуски, это прижимы, поднятые на высоту нескольких сот метров, это наледи и ухабы. Это, очень тяжёлый труд — колымская дорога.

Иногда бывало так, что тягач не мог одолеть сразу подъём, колёса буксовали, и весь поезд начинал скользить вниз и оказывался за обочиной, потому что шоферу невозможно было следить за дорогой, закрытой свисающим с платформы грузом. Сдавая машину, он мог надеяться только на память.

Однажды автопоезд провалился на мосту через одну из незаметных речушек. Шедшие сзади и навстречу машины сделали объезд. Они проходили мимо застрявшего тягача и ничем не могли ему помочь — не просто вытянуть такую махину. А вытянуть было нужно. На сборочной площадке эту часть понтона ждали. Её подняли добровольцы — слесари из бригады, которая занималась демонтажем драги — Александр Захаров, Антон Решетницкий, Григорий Дрозд, Григорий Попрынчук и Николай Снимальщиков. Никому из них Виктор Ширугин — прораб не мог приказать в этот день выйти на работу — мороз перевалил за 50, день был актирован. А ребята вышли и в невероятно трудных условиях сделали невозможное — ручными домкратами подняли груз в 45 тонн на высоту двух метров».

1962 год

Монтаж драги

Последний рейс по перевозке частей драги был выполнен Борисом Сергеевичем Бенкиным, который многое сделал для того, чтобы все секции поступили на сборку вовремя. 

Подготовительные работы на месте будущего строительства драги начались в январе 1962 года.

Был подготовлен котлован, молодёжная комплексная бригада Виктора Михеева закончила строительство пирса и стапеля, и 6 февраля приступила к установке понтона, который пришлось «сшивать» из двенадцати громадных кусков.

Перевыполняя взятые на себя обязательства монтажникам удалось досрочно закончить работы по установке понтона — 17 февраля.

Монтаж узлов драги № 173. 1962 год. Фото из газеты «Магаданская правда».

Монтаж узлов драги № 173. 1962 год. Фото из газеты «Магаданская правда».

Одновременно велись подготовительные работы и к монтажу других частей драги. Особенно много работы у слесарей. Сергей Недякин, Виктор Дмитриев, Пётр Гончарук, Владимир Дониченко и Виктор Мещареков, слесари из бригады Михеева, старались выполнить поставленные задачи как можно скорее и лучше; их целью была досрочная сдача драги в эксплуатацию. 

Монтажом драги № 173 руководил Александр Иванович Данилов.

Монтаж драги № 173 на прииске Курчатовском. 1962 год. Фото из газеты «Магаданская правда».

Монтаж драги № 173 на прииске Курчатовском. 1962 год. Фото из газеты «Магаданская правда».

Согласно плану, драга № 173 должна была вступить в эксплуатацию в августе 1962 года.

Как писала газета, содержание золота на новом полигоне было в пять раз выше, чем на полигоне прииска имени Гастелло.

Октябрь. Первый сезон на прииске Курчатовский

Во второй половине октября на полигонах прииска Курчатовский день ото дня крепчал мороз, вымерзала вода в котлованах. Всё труднее и труднее доставались дражникам драгоценные крупинки золота.

Драга прииска Курчатовский ТГПУ. 60-е годы. Фото из фондов МОКМ.

Драга прииска Курчатовский ТГПУ. 60-е годы. Фото из фондов МОКМ.

27 октября со 173-й драги, которой руководил Юрий Уколов, поступили тревожные вести: драга начала садиться на мель…

173-я драга позже всех остальных вышла в плавание, но дражники наверстали упущенное. Выполнив годовой план, они уже 26 октября отчитались о выполнении октябрьского плана на 104%.

Начальники драги

В разное время должность начальника драги № 173 (4 ДС) занимали:

  • Б.Г. Давыденко,
  • Владимир Чеботарёв,
  • П.Я. Ненашев,
  • К.М. Дымов,
  • Ю.Г. Уколов.

Были использованы материалы газет «Советская Колыма», «Магаданская правда», «Магаданский комсомолец», «Ленинское знамя», «Горняк Севера», а также документы архивов МОКМ и ГАМО.

Моя признательность за помощь в работе коллективам Государственного архива Магаданской области, Магаданской областной универсальной научной библиотеке имени А.С. Пушкина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *