Первомайский угольный район

Расположение Первомайского угольного района.

Расположение Первомайского угольного района.

1939

О том, что в верховьях ручья Обрывистого (приток Гипотетического) есть уголь, стало известно в 1939 году, когда в этих местах геологом ЮГПУ В.А. Лаломовым были обнаружены пропластки угля.

1940

После закрытия разведки угля на ручье Черноозерском в августе-октябре 1940 года Черноозерская поисковая партия проводила работы на уголь в притрассовой полосе от посёлка Черное Озеро до посёлка Мякит. Партией было подтверждено присутствие угля в истоках ручья Обрывистого. 

В связи с отъездом И.И. Шкреда на «материк», полевые материалы партии обработали геологи К.И. Ней и В.Г. Алексеев в камеральный период 1941—1942 годов, будучи уже в Хасыне.

1942

В 1942 году геологом Филимоновым с Гипотетического был привезён кусок угля. Необходимо было проследить выход угольного пласта на поверхность, дать точные данные по залеганию. К решению этой задачи осенью 1942 года приступил оловорудный «Хетинский разведрайон» ЮГПУ, начавший проводить поисково-разведочные работы на уголь на истоках ручья Обрывистого.

1943

Извилистый путь геологоразведки

Приказом № 72 по ГУСДС от 22 февраля 1943 года в целях скорейшего выяснения промышленной ценности месторождения бурого угля на ключе Гипотетическом, учитывая особую важность задачи по обеспечению топливом Хетинского района,  начальнику Геолого-разведочного Отдела Южного Горно-Промышленного Управления (ЮГПУ) Алискерову предписывалось всемерно форсировать разведочные работы на уголь в районе.

Этим же приказом было предписано одновременно с канавными работами начать подготовительные работы для бурения скважин колонкового бурения, для чего не позднее 1 марта 1943 года забросить на ключ Гипотетический 1 буровой станок КА-300 комплектный глубиною до 250 метров вместе с буровой бригадой.

К 1 маю 1943 года начальник Геолого-разведочного Отдела (ЮГПУ) Алискеров и главный геолог Дальстроя Карпову должны были представить заключение о предварительной промышленной оценки месторождения и свои соображения о дальнейшей разведке его.

30 апреля 1943 года угольная разведка (начальник Кучеров) подсекла новый пласт по другому склону сопки со стороны ключа Лесистого. Разведчики начали бить новые шурфы.

1 мая 1943 года был вскрыт пласт угля более чем метровой мощности, получивший название в честь праздника — «Первомайский». Это же название получило и месторождение. Хотя в течение нескольких лет в периодических изданиях можно было встретить и другое название — «Гипотетический» (по имени ручья).

Район залегания угля был чрезвычайно благоприятен — недалеко от центральной трассы, в центре Хетинского горно-промышленного комбината. Разведчиками было заложено сразу две штольни.

Так оценивал ход проведения разведки и её перспективы в июне 1943 года старший геолог разведрайона Шевкаленко: «Новые данные об угольных пластах, полученные разведчиками, позволяют делать положительные заключения. Уголь прослежен по обоим склонам сопки. Кроме того, выявлены высыпки угля и на других участках, тянущихся от сопки Угольной на север. Дано задание провести топографическую съемку всего района.

Сопка Угольная. Вид от ОЛП «Первомайский».

Сопка Угольная. Вид от ОЛП «Первомайский».

Сопка расположена недалеко от центральной трассы. Однако разработка месторождения будет связана с известными трудностями из-за отсутствия вблизи лесных массивов.

Сейчас в район направлено необходимое оборудование для производства глубокого бурения».

С точки зрения геологоразведки и журналистов дела на Гипотетическом обстояли превосходно, по крайней мере, именно такие выводы можно было сделать из заметок в «Советской Колыме»: «Было развёрнуто интенсивное исследование с использованием колонкового бурения. К месту работ было доставлено необходимое оборудование. Скважина была заложена на расстояния 450 метров от выхода пласта поверхность. Уголь был обнаружен на глубине 70—80 метров. После проведения экспертизы добытого угля с найденным на поверхности был сделан вывод об их однородности. Пользуясь данными бурения, геологи произвели подсчёт запасов. Уже первые данные оказались внушительными — угля хватало не только для полного удовлетворения нужд близлежащих предприятий автотранспорта и Хетинского узла, но и создавалась база для строительства крупной электростанции.

Внимание геологов привлекли и прилегающие районы. Удалось установить, что угленосная продуктивная толща продолжается на север.

За ударный труд по разведке месторождения руководством были отмечены начальник участка Кучеров, мастер Денисов, буровые мастера Сердюк, Киселев и Логинов».

Однако, по мнению руководства Дальстроя, настоящее положение дел на Гипотетическом не совпадало с победными реляциями в газете. 

В приказе № 364 по ГУСДС от 3 июня 1943 года говорилось о необходимости форсировать разведку угольного месторождения на ключе Гипотетический. Однако разведка угольного месторождения так и не смогла получить должного внимания со стороны руководства ЮГПУ. Геолого-разведочный отдел ЮГПУ  был больше озабочен поисками и разведкой месторождений золота и олова, разведка угля оставалась в роли падчерицы.

В своём интервью в конце августа 1943 года газете «Советская Колыма» от 25 августа 1943 года заместитель начальника Геологоразведочного управления Дальстроя А. Каминский говорил: «Разведка месторождения угля на ключе Гипотетическом, имеющем весьма важное значение для разрешения топливной проблемы Хетинского узла, тоже ведётся весьма медленно. План разведочных работ по поверхностным выработкам и бурению скважин систематически не выполняется.

Объясняется это тем, что начальник геологоразведочного отдела Южного управления Алискеров и главный геолог Скорняков не уделяют должного внимания разведкам на уголь и стройматериалы. Рабочими разведка не доукомплектована. Вместо необходимых 60 человек заняты З5–40. Бурение скважин проводится одним станком, а второй бездействует из-за необеспеченности его запасными частями и инструментом.

Между тем геологи и разведчики Юга имеют все возможности усилить темпы работ на Днепровском и Гипотетическом». 

В начале августа 1943 года требования приказа № 364 от 3 июня 1943 года выполнены не были. Необходимые для получения промышленных запасов буровые работы и проходка поверхностных выработок резко отставали от плана и тем более от оперативного задания приказа № 364.

В результате такого отставания разведки на середину августа 1943 года не было ясного представления ни об количестве пластов угля на месторождении, ни о их распространении под базальтами, не были составлены нормальные и геологические разрезы по отдельным разведочным линиям. Разведка на соответствующие полезные ископаемые литогели и аргиллиты не велась совершенно, руководитель Геолого-разведочного отдела ЮГПУ Алискеров и главный геолог Скорняков самоустранились от разведочных работ на уголь в районе ручья Гипотетической и никакой помощи разведочному участку не оказывали.

Как закономерный результат 11 августа 1943 года был подписан приказ № 434 по ГУСДС, в которым угольная разведка месторождения на ручье Гипотетическом была изъята из ведения ЮГПУ и передана Дальстройуглю. Тем же приказом разведке передавался трактор с запчастями, 5 лошадей и  30 рабочих из УАТ.

(Можно сказать, что передача углеразведки в ведение профильное предприятие сыграло положительную роль — О.В.)

Разведка в августе 1943 года велась в основном на пластах «Штольневый» и «Первомайский».

В августе 1943 года был образован эксплуатационный угольный участок УАТ, который занимался добычей угля для нужд посёлка Атка. 

К началу сентября 1943 года силами разведочно-эксплуатационного участка под руководством Грязнова были заготовлены первые 200 тонн угля, предназначенного для отправки в Магадан. Добыча угля производилась под руководством геологов Родионовым и Семейкиным, за досрочное выполнение плана были отмечены забойщики-стахановцы Бекмухаметов, Жигулин, Иващенко, Кашаев и другие.

Хетинская паротурбинная

Почему под таким пристальным вниманием руководства Дальстроя оказалась разведка Первомайского? Одним из факторов стало решение о проектировании и строительстве Хетинской паротурбинной электростанции. Об этом говорилось в приказе № 484 по ГУСДС от 6 сентября 1943 года. 

В приказе шла речь о строительстве первой очереди Хетинской паротурбинной электростанции для обеспечения электроэнергией Хетинского и Днепровского комбината. Электростанцию планировалось построить в устье ручья Гипотетический. На электростанции планировалось поставить 3 турбины, каждая по 1000 кВт. Как раз её, согласно плана, должен был снабжать углём Первомайский угольный район. Планам этим было не суждено сбыться из-за ликвидации Хетинского комбината, консервации рудника «Хета» и фабрики № 5, рудника «Днепровский» и фабрики № 8. После ликвидации ЮГПУ, к этому проекту уже не возвращались.

В распоряжении № 222 от 4 мая 1943 года более подробно перечислялись объекты Днепровского, которые должна была обеспечивать проектируемая электростанция среди них Днепровская 500-тонная фабрика, рудник «Днепровский» и фабрика № 8. Судя по всему, в планах уже было и строительство Днепровской 500-тонной фабрики.

Судьбоносный сентябрь

В сентябре 1943 года, согласно приказа № 483 по ГУСДС от 6 сентября 1943 года, в Первомайском угольном районе организуется лагерное подразделение в составе лагерей ЮГПУ. Основной рабочей силой Первомайского угольного района были заключённые.

По результатам проведенной разведки приказом № 501 по ГУСДС от 11 сентября 1943 года на базе Первомайского разведрайона Дальстройугля и эксплуатационного угольного участка УАТ был организован Первомайский угольный район. Начальником Первомайского угольного района был назначен Барянцев В.И.

Начальнику УАТ Маркову предписывалось передать управлению Дальстройугля Первомайский угольный участок со всей рабочей силой, оборудованием и материалами по состоянию на 10 сентября 1943 года. Также дополнительно было приказано передать в угольный район  к 15 сентября дополнительно ещё 50 заключённых.

Директору Оротуканского завода Каралефтерову было приказано к 15 сентября передать в Первомайский угольный район 100 заключённых с Запятой.

План добычи товарного угля на сентябрь 1943 года был установлен в 400 тонн, октябрь 1500 тонн, ноябрь-декабрь 2000 тонн. Всего на 1944 года планировалось добыть 40000 тонн угля.

Начальнику УКС Ахундову предписывалось к 1 ноября закончить строительство ЛЭП от электростанции «Хета» до месторождения.

Начальнику Управления связи Прутковскому было дано поручение в срок до 1 ноября 1943 года построить и сдать в эксплуатацию телефонную линию с угольным районом.

В сентябре ожидалось прибытие в Первомайский угольный район последней на 1943 год партии людей и грузов. Угольщики должны были получить всё необходимое для успешного проведения работ в зимний период и выполнения плана.

Условия жизни на Первомайском

Можно сказать, что условия жизни и проживания угольщиков на Первомайском были очень спартанскими и далеки от комфортных.

Организация добычи угля, наращивание объёмов добытого угля и выполнения плана были у руководства угольного района первостепенной задачей, строительство посёлка и обустройство культурно-бытового обслуживания рабочих были на вторых ролях.

Начальник Первомайского угольного района Барянцев В.И. словно забыл о том, что зима уже дышит в затылок и в скором времени, после того, как начнутся метели и дорога до Колымской трассы будет перекрыта на неопределённое время, угольный район и посёлок перейдут практически на автономное существование, к которому они были слабо подготовлены.

Существующее состояние дел даже нашло своё отражение на страницах «Советской Колымы»: «…Нарекания вызывала подготовка посёлка угольщиков к зиме и бытовые условия проживания рабочих — отсутствие бани, прачечной, столовой. Люди жили в грязных бараках и палатках.

У угольщиков имелась возможность заготавливать во внерабочее время рыбу, грибы и ягоды, однако и в этом отношении ничего не предпринималось».

Дорога к Первомайскому угольному району.

Дорога к Первомайскому угольному району.

Эх, дороги…

Строительство дороги от трассы к месторождению  летом 1943 года велось силами УАТа необходимо было обеспечить вывоз добытого угля с угольного участка УАТ в посёлок Атка. 

На месте вьючной тропы, по которой, ещё недавно преодолевая многочисленные броды, проходили тракторы, укладывалось полотно дороги, которое, изогнувшись серпантином, вырывалось на вершину сопок. 

Согласно приказа № 501 по ГУСДС от 11 сентября 1943 года строительство дороги до угольного месторождения было передано из УАТ в Управления шоссейных дорог. Начальнику Управления шоссейных дорог (Ушосдор) Лазареву было поручено дать проезд от трассы к месторождению к 1 октября 1943 года, а улучшенную дорогу закончить к 1 ноября 1943 года.

Остатки одного из мостов по дороге на Первомайский угольный район.

Остатки одного из мостов по дороге на Первомайский угольный район.

В результате к октябрю 1943 года дорога от центральной трассы до шахт Первомайского угольного района была достроена, но и к середине октября 1943 года вопрос о вывозке первомайского угля потребителям решён не был. Управление шоссейных дорог не спешило выполнять вторую часть приказа, о сдаче улучшенной дороги  к 1 ноября 1943 года.

Ситуация с дорогой только усугублялась — в результате безнадзорности начала приходить в негодность и та часть трассы, которую строило Управление автотранспорта. Во время паводков были разрушены два моста, которые восстановлены не были, в результате чего вывоз угля был затруднён.

Снова о разведке

Между геологоразведка Дальстройуглём в Первомайском угольном районе высокими темпами также не отличалась. Для перевода запасов угля в более высокую категорию необходимо было пройти по пласту Первомайскому около полутора десятка метров, чтобы проверить возможность залегания нового пласта. Сделано этого не было, несмотря на то, что у угольщиков было в наличии необходимое для этого оборудование. Не получили должного развития и эксплуатационные работы по добыче угля.

Очередное переподчинение

Посчитав, что угольщики не в состоянии довести углеразведку месторождения до логического завершения, организовать добычу угля и выполнение плана руководство Дальстроя в декабре 1943 года передаёт Первомайский угольный район из Дальстройугля в ведение УАТ. Логически трудно объяснимое решение, но в Дальстрое и не такое случалось.

1944

Зима и дорожники. Неравная схватка

Зима 1943-44 годов стала настоящим испытанием для дорожников, обслуживавших дорогу до Колымской трассы. Те, кому хоть раз довелось проехать по ней, могут легко представить, что может здесь натворить один хороший снегопад или метель, учитывая особенности рельефа местности.

В принципе именно так и произошло каждый снежный «каприз» колымской зимы приводил к полной остановке движения по дороге на неопределённое время. Стоило дорожникам расчистить дорогу и дать проезд машинам, как всё повторялось вновь.

Здраво оценив ситуацию, руководство Дальстроя в феврале 1944 года приказало прекратить вывоз угля с Первомайского месторождения и эксплуатацию автопроезда временно приостановить. Рабочая сила Ушосдора была переброшена на строительство других автозимников.

Впоследствии, особенности вывоза угля в зимний период с Первомайского месторождения были учтены в планах работы угольного района.

Передача в Дальстройуголь

К марту 1943 года стало ясно, что руководство УАТ с задачей развития добычи угля в Первомайском районе не справилось. В целях быстрейшего развития работ по добыче угля было принято решение передать угольный район из подчинения УАТ в ведение Дальстройугля с 10 марта 1944 года, о чём было сказано в приказе № 98 по ГУСДС от 7 марта 1944 года.

Начальнику УАТ Маркову предписывалось передать Дальстройуглю все оборудование, как полученное во время приёмки района от Дальстройугля в декабре 1943 года, так и полученное для Угольного района с декабря 1943 года по день передачи. Речь, в частности, касалась двух тракторов импортного производства, двух тракторов СТЗ-НАТИ и двух автомашин ЗИС-5 в рабочем состоянии. Начальнику УАТ было дано указание довести к моменту передачи списочный состав Первомайского угольного района до 175 человек, укомплектовав физически здоровой, годной для подземных работ, рабочей силой.

Начальнику Дальстройугля Пшеничникову вменялось принять необходимые меры к форсированию горных и разведочных работ по Первомайскому угольному району, с целью обеспечения в ближайшее время ежесуточной добычи 100 тонн угля.

Начальнику Управления шоссейных дорог Лазареву было приказано с 15 марта 1944 года открыть автопроезд на Первомайский угольный район и содержать его в проезжем состоянии для нормального вывоза угля из района.

Топливный кризис на Атке

В зиму 1943-44 годов посёлок Атка и автобаза № 2 испытывали большое напряжение с топливом. Не смотря на то, что в течение зимы УШОСДОР несколько раз открывал дорогу в Первомайский угольный район для вывоза угля, уголь вывезен 2-й автобазой не был, исключительно благодаря беспечности руководителей автобазы № 2 и отсутствия контроля со стороны начальника УАТ за выполнением этого мероприятия.

В результате на Атке в топках сжигали древесину, предназначенную для чурки, создавая тем самым угрозу оставления автобазы в период распутицы без топлива для газгенов. 

В создавшейся ситуации руководством Дальстроя было подписано распоряжение № 183 от 29 марта 1944 года, в котором были перечислены необходимые меры и сроки их выполнения для преодоления топливного кризиса.

Начальнику УШОСДОРа Лазареву было приказано дать проезд на шахту «Первомайская», обеспечивающий бесперебойную работу машин к 5 апреля 1943 года.

Начальнику автобазы № 2 с 5 по 15 апреля, в течение 10-ти дней вывезти с шахты «Первомайская» до основной трассы не менее 1000 тонн угля, для чего выделить специальную колонну машин, обеспечить достаточным количеством грузчиков разгрузку угля у основной трассы и выделить руководителя колонны, способного обеспечить выполнение указанного задания в срок.

Начальнику Черноозерского ДЭУ Ионову лично сдать, а начальнику автобазы № 2 Малинину лично принять 4 апреля качество проезда на шахту «Первомайская» с тем, чтобы не было никаких ссылок на плохое качество подъездов к углю и всей дороги в целом.

Начальнику УАТ Маркову лично проследить затем, чтобы с 5 апреля началась вывозка угля не менее 100 тонн в сутки. Начиная с 5 апреля ежедневно, в суточном рапорте работы УАТа указывать количество угля вывезенного с шахты «Первомайская» на основную трассу.

Начиная с 6 апреля, под личную ответственность начальника автобазы № 2 Малинина, категорически было запрещено расходовать древесину для отопления котельных и промышленных печей на автобазе. 

Жилищные условия

Несмотря на то, что с момента образования Первомайского угольного района прошло около года, условия проживания заключённых, бойцов охраны, геологов и договорников оставляли желать лучшего.

В первое время людей размещать было негде, и начальником района Мазуром было принято решение строить палатки, а потом постепенно возводить постройки. В результате зиму 1943-44 годов угольщики перезимовали в тяжёлых условиях.

Развалины дома. Посёлок Первомайский. 2020 год.

Развалины дома. Посёлок Первомайский. 2020 год.

Весной 1944 года командир отряда охраны обратился к Мазуру с вопросом, когда начнут строить помещения для бойцов. Тот пообещал, даже указал точный срок строительства. Но к приходу заморозков осени 1944 года дома в посёлке строить так и не начинали.

Во главе была добыча угля и выполнение плана, а условия проживания и бытовые вопросы угольщиков оставались на втором месте. Как результат большая часть вольного и невольного населения Первомайского на октябрь 1944 года оставалась жить в палатках в преддверии очередной зимы.

Электростанция Первомайского

Как говорилось ранее, электричеством Первомайский угольный район снабжала дизельная электростанция «Хета».

Но с тем, что на самом Первомайский существовала своя дизельная электростанция, которая давала электроэнергию в посёлок и на производство в случае обрыва ЛЭП или аварии на Хете, спорить не имеет смысла. Подобная практика применялась во всех поселках, приисках и рудниках, где основное электроснабжение велось по ЛЭП.

Косвенным подтверждением таких выводов служит распоряжение № 298 от 12 мая 1944 года, в котором говориться о том, что директору АРЗ Голикову было приказано передать для Первомайского угольного района  дизель-генератор М-17 с возбудителем, реостатом и другими принадлежащими запчастями не позднее 17 мая 1944 года.

Итоги года

При подведении итогов работы Дальстройуглём за 1944 год было объявлено, что Первомайский угольный район впервые с момента образования выполнил план на 130%. В общей сложности на Первомайском в 1944 году было добыто около 12300 тонн угля.

1945

В Докладе (объяснительной записке) к бухгалтерскому отчёту по основной деятельности управления Дальстройуголь за 1944 год по состоянию на 1 января 1945 года говорится о том, что Первомайский (ЮГПУ) входит самостоятельным угольным районом в состав управления Дальстройуголь и имеет собственный ОЛП.

Вид на ОЛП «Первомайский» с сопки Угольной.

Вид на ОЛП «Первомайский» с сопки Угольной.

Также продолжались дальнейшие работы по разведке месторождения. В 1945 году в районе Первомайского месторождения работала одноимённая ГРП с целью создания геологической основы масштаба 1:25000. В состав партии входили: начальник партии А.И. Семейкин, прораб-геолог Н.А. Евик, завхоз А.К. Пересторонин, младший коллектор (из рабочих) И.С. Полбин. В результате проведённых работ была полностью оконтурена продуктивная угленосная толща месторождения.

Согласно приказу руководства Дальстроя в 1945 году Первомайский угольный район должен был обеспечить углём все предприятия УАТ (Управления автотранспорта), включая Палатку и автобазу № 6. Для этого планировалось форсировать подготовительные работы на действующих шахтах и ускорить разведку северного крыла месторождения.

Перевалбаза

Летом 1945 года в посёлке Атка была построена новая паротурбинная электростанция, которую углём должен был снабжать Первомайский угольный район.

Силами автобазы № 2 (Атка) была также построена перевалочная угольная база на 239-м километре центральной трассы.

Перевозка угля с Первомайского на перевалбазу осуществлялась на «Студебекерах» автобазы № 2 (Атка) круглые сутки. Расстояние от Первомайского до центральной трассы составляло 18 км.

Тяжелый тягач Diamond T980 на колымском тракте, 1946 годТяжелый тягач Diamond T980 на Колымском тракте, 1946 год.

На перевалбазе  специальными подъёмниками уголь подавался в огромные завалочные люки, из которых загружались идущие c Атки порожние «Даймоиды». 

Условия проживания и бытовые проблемы угольщиков

Однако угольщики не могли обеспечить выдачу на-гора необходимого количества угля, срывая выполнение государственного задания. Ежесуточная добыча угля составляла не более 50—65% плана.

Основной причиной срыва плана начальник района Тугаев и секретарь парторганизации Буровцев называли нехватку рабочей силы. Другие причины низкой производительности труда руководством не озвучивались.

За время существования Первомайского угольного района мало что изменилось в условиях проживания угольщиков. Общежития в посёлке были без крыш, стены не засыпаны и не проконопачены. Рабочие не имели возможности отремонтировать обувь, одежду, побриться, так как в посёлке не было ни сапожника, ни портного, ни парикмахера. Врач в Первомайском также отсутствовал, был только фельдшер, но без возможности принимать больных — помещения и медикаментов не было.

Развалины дома. Посёлок Первомайский. 2020 год.

Развалины дома. Посёлок Первомайский. 2020 год.

Отсутствовала Первомайском и столовая. Шахтёр приходил на обед и тратил на приготовление пищи 2–3 часа, дожидаясь своей очереди у печки-времянки.

Летом 1945 года партийная комиссия заслушала доклад Тугаева и Буровцева о культурно-бытовых условиях жизни угольщиков.

Руководителям района было указано на то, что они не использовали имеющихся в их распоряжении возможностей для благоустройства поселка. Они, например, не привлекли общественность для участия в благоустройстве общежитий на территории посёлка, хотя прекрасно знали, что для этого особой рабочей силы (заключённых) не дадут.

Часть вины за плохое состояние дел в районе падало и на Управление Дальстройугля. По его вине в Первомайском районе плохо работала электростанция и вентиляция в шахте. Управление не помогло отремонтировать тракторы, без которых срывалось жилищное строительство.

Необходимо было доставить в Первомайский откуда-нибудь пустующее здание для столовой и инвентарь для неё. Всё это должно было решать руководство Дальстройугля, но его начальник Пшеничников был глух и нем к нуждам Первомайского района.

Вывоз угля

К осени 1945 года положение дел оставалось очень напряжённым. Усугублял происходящее и тот факт, что добытый уголь можно было вывезти с Первомайского потребителям только до конца октября, когда дорога полностью скрывалась под снегом.

Для перевозки угля из Первомайского района до перевалочной базы автобаза № 2 (Атка) выделила 12 машин, из которых работали на перевозке угля только семь.

Шоферам было категорически запрещено приезжать в Атку в течение суток. Это время они должны отдыхать в кабинах, питаться чем попало, для них не было создано никаких условий. Палатка, поставленная на перевалочной базе для грузчиков и водителей, развалилась ещё осенью, новое помещение было грязное и неуютное. Трактор электростанции, установленный для подъёма скипа на механической разгрузке, замёрз, как только наступили первые холода.

220 тонн угля по плану должны были каждые сутки перевозить машины на перевалбазу, перевозили же не более 70—80 тонн. И лишь в «рекордные» дни (14 сентября) перевозка достигла 135 тонн. На погрузке и разгрузке угля машины не задерживались, но дорогу в 18 километров проходили за 7—8 часов. Шофер Чеверьча 18 сентября погрузил машину в 9 часов 50 минут, а на разгрузку приехал в 16 часов, водитель Ребец проделал рейс за 7 с лишним часов. Никакого контроля за движением автомашин на этом участке не осуществлялось.

Первый звоночек о необходимости форсировать добычу и вывоз угля прозвенел в конце сентября 1945 года, когда дорогу Первомайский — Колымская трасса заблокировали снежные заносы, и в течение четырёх суток по дороге не могла пройти ни одна машина.

Второй дорожноэксплуатационный участок (начальник Шмарголин) получил задание подготовить дорогу к зимней эксплуатации. Но к выполнению этого задания дорожники приступили лишь в двадцатых числах сентября. Рабочие выкопали ямки для кольев снегозащиты на протяжении одного километра, но снег, не спрашивая разрешения у дорожников, засыпал их. Колья для снегозащиты заготовлены были в самом незначительном количестве.

Тем временем в Магадане срывался план по завозу угля для отопительного сезона. Было принято решения помимо завоза в город угля с Хасына и Аркагалы о поставках угля с Первомайского угольного района.

Руководители автобазы №2 получили задание отправить с 20 сентября по 1 октября 1.000 тонн угля для предприятий Магадана, но выполнять это распоряжение транспортники не спешили и к концу поставленного срока отравили только 500 тонн. Руководители базы объясняли, что в последние дни они «нажмут» и задание выполнят.

Заморозки и приближающиеся морозы тоже вносили коррективы в количество доступного для перевозки угля. Небольшой запас угля (2.900 тонн), имевшийся в отвалах района, содержал в своём составе вязкий, глинистый литогель, который связал уголь в плотную массу, покрытую твёрдой коркой льда. Стоило ударить морозам и этот уголь пришлось бы брать только с помощью взрывчатки.

Добыча угля

Руководители угольного района так были уверены в том, что автотранспорт не увеличит темпов отгрузки, что не торопились с добычей угля. 24 сентября горняки выдали на-гора 60 тонн угля вместо 138 тонн по плану. Начальник шахты Нестеренко накануне не подготовил вторую южную лаву, а третью лаву, где по его плану должны были работать забойщики, подвалило на расстоянии 10 метров, других подготовленных забоев не было. Всё это привело к снижению добычи угля. 

Бункер для погрузки угля у одной штолен. Первомайский угольный район. 2020 год.

Бункер для погрузки угля у одной штолен. Первомайский угольный район. 2020 год.

Полное пренебрежение горно-подготовительными работами ежедневно уменьшало фронт работы. Создавалась угроза, что через месяц-два работа в части лав может совсем прекратиться. Очистные выработки закреплены не были, что могло привести к обвалу.

Неладно было и с трудовой дисциплиной у угольщиков. Ежедневные прогулы десятками человек становились нормой. Прогульщики целый день стояли в очереди у кабинета начальника района, выпрашивая у него записку в столовую.

Начальник района Тугаев иногда часами убеждал прогульщиков приступить к работе. Эти беседы заканчивались тем, что начальник района выписывал питание, а прогульщик писал обязательство, что он в ближайшее время «перестроится» и приступит к работе.

Вот одно из обязательств прогульщиков: «Я, прогульщик Оленин, обязуюсь работать без прогулов. Два прогула, что я сделал, я отработаю. В дальнейшем не сделаю ни одного прогула. В чём даю расписку». На следующий день Оленин на работу не вышел, но зато у начальника района осталось лишнее письменное заверение.

Способствовал ослаблению трудовой дисциплины и фельдшер Сенцов, покрывая симулянтов и прогульщиков.

Аврал

25 и 26 сентября вторая автобаза выделила большое количество машин для перевозки угля из Первомайского района на перевалочную базу 239-го километра. К этому угольщики не были готовы, и машины подолгу простаивали под погрузкой.

Вместо того чтобы увеличить количество людей на погрузке, в ночь на 26 сентября на этой работе в районе был занят всего лишь один человек. С 8 часов утра выделили ещё одного. А с 6 до 8 часов утра вообще никакой погрузки не производилось, так как в это время электростанция останавливалась для так называемого осмотра, на который в сутки затрачивалось 4 часа. Во время такого осмотра в районе скопилось 10 автомобилей.

В результате каждая машина 26 сентября простояла в ожидании погрузки в общей сложности 4 часа.

Подготовка к зиме

В октябре 1945 года коллектив Первомайского угольного района приступил к подготовке к зиме.

Здесь находилась электростанция Первомайского угольного района. 2020 год.

Здесь находилась электростанция Первомайского угольного района. 2020 год.

Дизелисты Васильев и Буморский в нерабочее время оштукатурили стены здания электростанции. Был произведён ремонт рабочих общежитий.

Двухсотники

Не смотря на неутешительное положение дел с добычей угля, в коллективе угольщиков были свои стахановцы и двухсотники.

Так бурщики Первомайского угольного района Туев и Тарасов, работая электросверлами «ДС-2», выбуривали 180 —200 погонных метров за смену. Включившись в предоктябрьское социалистическое соревнование, они стали двухсотниками.

Не отставали и забойщики шахты № 4 Прокопенко, Кубрак и Рубцов. Ежемесячно их показатели превышали 200%. Каждый двухсотник зарабатывал от 80 до 100 рублей за смену.

1948

В 1948 году Первомайский угольный район передан в подчинение автобазе № 2 (Атка) Управления автотранспорта (УАТ).

1949

Временно прекращены работы по разведке месторождения.

1950

Возобновление работ по разведке угольного месторождения.

1951

C 1951 года и по 1954 год работы по добыче угля осуществляются силами заключённых автотранспортного ИТЛ Дальстроя, управление лагеря располагалось в посёлке Мякит.

Развалины дома. Посёлок Первомайский. 2020 год.

Развалины дома. Посёлок Первомайский. 2020 год.

Согласно отчёту по жилищному фонду Дальстроя на конец 1951 года в Первомайском угольном районе на 1 человека приходилось 2 квадратных метра жилой площади. При этом качество жилой площади оставляло желать лучшего — это касалось как бараков ОЛП, так и жилых домов посёлка Первомайского.

1954 

В 1954 году посёлок шахтёров Первомайский упоминается в решении исполнительного комитета Ягоднинского районного совета трудящихся от 15 ноября 1954 года. На время выборов в посёлке организован избирательный пункт № 39.

1955

Ликвидация Первомайского угольного района

Приказом № 116 по ГУСДС от 8 марта 1955 года из-за сложности добычи, низкого качества и высокой стоимости продукции с 1 апреля ставится на консервацию Первомайский угольный район. Работы на нём были прекращены и в том же 1955 году Первомайский был ликвидирован.

За время работы угольного района добыча угля велась на единственном рабочем пласту — «Первомайском». Других пластов, пригодных для промышленной добычи угля, геологами найдено не было.

Что осталось за строками приказа

Хотелось бы подробнее остановиться на том, что осталось за краткой формулировкой приказа по консервации угольного района.

К 1955 году хищническая эксплуатация наиболее богатых участков Первомайского пласта с момента начала добычи привела к тому, что количество разведанного угля в горе Угольной, пригодного для промышленной добычи осталось не так уж и много…

В 1954 году был закрыт Автотранспортный ИТЛ Дальстроя и его лагерные командировки, в том числе и ОЛП на Первомайском. Соответственно смена рабочей силы с зэков на вольнонаёмных автоматически несло за собой множество проблем различного характера.

Модернизация шахт

Было необходимо качественно модернизировать шахты и улучшить условия охраны труда на добыче угля, обеспечить совершенно другой уровень механизации. Всё это несло за собой ощутимые затраты и автоматически повышало себестоимость угля.

Одна из штолен Первомайского угольного района. 2020 год.

Одна из штолен Первомайского угольного района. 2020 год.

Остро вставал вопрос об энергообеспечении разработок в связи с консервацией и ликвидацией рудника Днепровского и участков по добыче касситерита в Хетинской долине.

Какая взаимосвязь между добычей угля и касситерита? На самом деле всё очень просто — все эти предприятия снабжались электроэнергией от Хетинской электростанции. Для продолжения добычи угля требовалось либо продолжать выработку электроэнергии на Хетинской электростанции, либо модернизировать и расширять электростанцию Первомайского угольного района. В этом случае необходимо было строить топливное хранилище с таким расчётом, чтобы электростанция была обеспечена запасом топливом на зимний период.

Также уместно вспомнить, что уровень зарплаты зэка и вольного разнились очень сильно.

Социально-бытовые условия проживания шахтёров

Следующий вопрос касался проживания специалистов и рабочих. 

Вспомним основные 5 металлов, добываемых Дальстроем: золото, олово, вольфрам, кобальт, уран. На разработку и добычу этих металлов в приоритетном порядке рудникам и приискам выделялись средства, рабочая сила, оборудование. Добыча угля и других ископаемых, заготовка леса находились по сравнению с ними в положении бедных родственников. 

Развалины дома. Посёлок Первомайский. 2020 год.

Развалины дома. Посёлок Первомайский. 2020 год.

Коснулось это и посёлка Первомайского и самого ОЛП, дома и бараки которых были построены по каркасно-засыпной технологии, в качестве утеплителя использовались опилки, на стены шли доски от разобранных ящиков из-под оборудования, либо обрезной горбыль. Проживание в таких домах комфортным можно назвать с большой натяжкой.

Удалённость посёлка Первомайского от населённых пунктов и трассы, отсутствие объектов социально-бытовой сферы, привозная вода — всё это также играло свою роль.

Колымская трасса близко и так далеко…

Стоит вспомнить и о проблемах транспортной доступности, когда дорога от Первомайского до Колымской трассы работала бесперебойно только летом. Из-за сложного горного рельефа дорога проходила по распадкам, которые в зимние метели основательно переметались. В весенне-осенний период, когда шли проливные дожди, горные ручьи превращались в полноводные реки и наносили значительный ущерб дороге. Одним словом, дорожникам, обслуживающим этот участок трассы, скучать не приходилось…

Казнить нельзя помиловать

Фактически для добычи угля в новых условиях требовалось не только модернизировать шахты, но и заново отстраивать посёлок для проживания шахтёров.

Видимо, оценив объёмы залежей угля в горе Угольной, прямые и косвенные затраты по его добыче руководство Дальстроя решило, что выгоднее будет добычу угля прекратить.

Бремсберг у одной из штолен. Первомайский угольный район. 2020 год.

Бремсберг у одной из штолен. Первомайский угольный район. 2020 год.

Стоит напомнить, что в эти годы бурными темпами развивался Аркагалинский угольный район, где разведанные запасы угля были на порядок выше, а себестоимость добычи ниже. Таким образом, потери угля, связанные с закрытием Первомайского угольного района, были покрыты благодаря увеличения добычи угля на Аркагале.

Так, в 1955 году прекратил своё существование Первомайский угольный район, когда-то снабжавший своим углём Атку, Магадан и посёлки Хетинской долины и УАТа.

Скажу честно, это не конечный вариант статьи по истории Первомайского угольного района. Ещё предстоит разбирать материалы за 1946-1955 года и думаю, статья станет куда более содержательней.

В статье использованы материалы периодических изданий, выходивших на территории Колымы с 1940 по 1954 года.

За неоценимую помощь в работе над историей Дальстроя моя признательность и благодарность коллективу ГАМО и лично Зеленской Галине Юрьевне.

Один комментарий к “Первомайский угольный район”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *