В 70-х годах ХХ в. в школьных программах островной империи изучалась история «великой Японии», где к имеющимся землям причисляли территорию советского Дальнего Востока и Сибири вплоть до Урала. В 1965 г. в Японии появился первый труд, в котором «с некоторой степенью подробности говорится о поражении Квантунской армии. Это книга бывшего начальника военно–исторического отдела императорской ставки генерала Такусиро Хаттори «Полная история войны за Великую Восточную Азию». (Токио, 1965, 1086 с.). Она состоит из 11 глав, советско-японской войне посвящена только часть 9-й главы. Но и в этом труде события на советско–японском фронте показаны как следствие побед США и Англии».
Подписание акта о капитуляции Японии на борту крейсера «Миссури».
В 1982 году прогрессивная общественность азиатских стран и Японии потребовала устранить из учебников истории для учащихся средних школ Японии факты необъективного изложения событий второй мировой войны. Специально созданная при Министерстве просвещения комиссия экспертов готовила новый текст учебника, однако, это было лишь «косметической операцией».
Спустя четыре года министерство просвещения Японии утвердило новый текст учебника по истории. Но и в новой редакции замалчивалась или приукрашивались истинные факты агрессии и колониальных захватов Японии в Азии, массовые злодеяния, которые чинили на захваченных землях оккупанты. Китайская народная республика в своей ноте Японии прямо указала, что в новом пособии по истории допущены грубые извращения исторических фактов, что развязанная Японией агрессивная война на Тихом океане изображена как попытка «освободить Азию от господства европейских стран и США, построить великую восточно–азиатскую сферу сопроцветания». Война Японии против Китая (1937-1945 гг.) в учебнике характеризовалась как акция, на которую «японские войска были вынуждены пойти».
Отработка японскими военными штыкового удара, на военнопленных и гражданских в Нанкине.
Таким образом, умышленно затушевывалась правда о кровавой бойне, учиненной японской военщиной в Нанкине в 1937 и т.д. Резкий протест вызвала публикация извращенной истории у корейской общественности. Газеты «Кодом Синмун» и «Минчу Чосон» заявили, что японские власти демонстрируют свое презрение к азиатским народам, в планах военной экспансии Японии не произошло никаких изменений…
Прошли годы, сменилось не одно правительство. По–прежнему, исторические факты в центре внимания политиков, дипломатов и ученых, но единого мнения они так и не выработали. Каким должен быть учебник истории стран Азиатско–Тихоокеанского региона? Как трактовать историю ХХ века для молодежи, вступающей в самостоятельную жизнь в наступившем ХХI-м тысячелетии? Эти проблемы остаются до сих пор.
В нашей печати, в научной и популярной, анализ общественного мнения, например в США, накануне войны практически был неизвестен.
Два тома книги Р. Шервуда «Рузвельт и Гопкинс» после опубликования на русском языке в Москве в 1958 году был уничтожен советской цензурой, сохранились лишь единичные экземпляры. Но все же стали известны результаты первого общественного опроса населения США по поводу войны в Европе, проведенного в сентябре 1939 года американцем Роудетом.
Съезд американских нацистов в Madison Square Garden, США, 1939 год.
Ответы давали представители парламента, армии, различных политических организаций, церкви, люди разных национальностей по двум возрастным группам, моложе и старше 40 лет. Выяснилось, что большинство населения США оставалось на изоляционистских позициях, особенно женщины. Мнение этих людей не совпадало с политикой правительства Рузвельта, которое не могло не учитывать, что в 1939 году около сорока процентов опрошенных граждан США высказались за то, чтобы не принимать ничью сторону и остаться полностью вне войны, но изъявили готовность продавать всем все за наличный расчет. Важный вывод для уяснения причин вступления и участия нашего союзника – США во второй мировой войне. Однако советский учебник по новейшей истории для 11 класса об этом не сообщает ни в 1995 году, ни в последующих изданиях.
Более известно участие США в годы Великой Отечественной войны в оказании материальной помощи СССР, в частности в поставках по ленд-лизовскому соглашению самолетов различных типов. Научно–популярные издания сообщали о действиях Первой перегоночной авиадивизии ГВФ на маршруте Уэлькаль–Красноярск в 1942 – 1945 годах. По этой воздушной трассе, известной как Аляска – Сибирь (АЛСИб), доставляли боевые и транспортные самолеты из США в СССР, о чем много писала, как пресса Советского Союза, так и США. Этой теме посвящена частично и докторская диссертация историка Е.В. Алтунина (Иркутск), и магаданская публицистика 90-х годов прошлого века.
Советские летчицы на фронтах Великой Отечественной.
О советских женских авиаполках М. Расковой, Е. Бершадской, В. Гризодубовой школьники знали из сообщений учителя истории, но о подобных формированиях у союзников, им, возможно, стало известно только из публикации Р. Шервуда. Оказывается, впервые в истории США женщины были допущены к службе в Вооруженных Силах Указом президента Рузвельта в мае 1942 года, в соответствии с которым были созданы запасные женские военные подразделения.
Спустя год они стали полноправными боевыми, причем эффективность их была такой, что 56 женщин могли заменить 128 мужчин, по утверждению американского генерала авиации! Самолеты типа «Аэрокобра» имели репутацию ненадежных среди перегонщиков. Генерал Тернер (США) подозревал, что это происходит из–за неаккуратности мужчин – летчиков и предложил эксплуатировать Р-39 первому перегоночному женскому полку во главе с Нэнси Харкнес Лав.
Летчицы из Women Airforce Service Pilots (WASP) у Boeing B-17.
Условия Аляски сходны с условиями Чукотки и Колымы. На всей уникальной воздушной магистрали между двумя континентами и странами – союзниками были потери. Только на Аляске холод унес жизни 11 человек – граждан США, там же потерпели авиакатастрофу семь советских экипажей, погибли 13 наших соотечественников.
К войне в Америке готовились. В 1939 – 1940 гг. на Аляске развернулось строительство военных баз, стал формироваться военно-морской округ. К июлю 1941 года здесь уже было свыше девяти тысяч военнослужащих.
Один из этапов освоения Аляски связан со второй мировой войной и характерен расширением строительства автомобильных дорог и аэродромов, а также сооружением первых магистральных трубопроводов на Американском Севере.
Строительство шоссе. Аляска, 1942 год.
В 1942-1944 годах японские подводные лодки прервали постоянные надежные морские коммуникации между США и Аляской, а японские вооруженные силы захватили ряд Алеутских островов и угрожали непосредственно самой Аляске. В этих условиях американское военное командование срочно приступило к созданию континентального пути из США на Аляску в виде автодороги круглогодового действия и обеспечения этой транспортной системы горючим. Основная автомобильная дорога, построенная в это время, – Аляскинское шоссе. Американцы с начала второй мировой войны стремились иметь надежную военную дорогу в случае блокирования южного побережья Аляски японским флотом. 2500 – километровое шоссе с юга Канады до района Фэрбенкса было построено с марта по октябрь 1942 г. Трасса дороги была выбрана так, чтобы связать цепь вновь построенных аэродромов.
В годы войны был сооружен первый магистральный трубопровод Американского Севера «Кэнол» длиной 923 км – между нефтяным месторождением Норман-Уэлс на реке Маккензи и Уайтхорсом; он начал действовать в 1944 г. Трубопровод был предназначен для снабжения горючим военных баз на Аляске и автотранспорта, идущему по Аляскинскому шоссе.
Колонны малых десантных кораблей LCI с военнослужащими на борту следуют за большим десантным кораблем на пути к мысу Sansapor в Новой Гвинее, 1944 год.
К весне 1944 года американские вооруженные силы внесли коренный перелом в военную кампанию на севере Тихого океана, бесперебойное движение танкеров вдоль Тихоокеанского побережья северной Америки было восстановлено и крайняя опасность, из–за которой предпринималось строительство этих объектов, была ликвидирована.
Но вторая мировая война для США началась внезапным нападением японских войск на военно – морскую базу в Перл – Харборе в декабре 1941 года. Тому предшествовал выход 26 ноября 1941 года из гавани Хитокапу на курильском острове Итуруп японского авианосного соединения, взявшего курс на Гавайские острова. 11 дней спустя самолеты, поднявшиеся с японских авианосцев, разгромили флот США и базу в Перл–Харборе.
Атака Пёрл-Харбора («Жемчужной гавани») или, по японским источникам, Гавайская операция — внезапное комбинированное нападение японской палубной авиации авианосного соединения вице-адмирала Тюити Нагумо и японских сверхмалых подводных лодок, доставленных к месту атаки подводными лодками Японского императорского флота, на американские военно-морскую и воздушные базы, расположенные в окрестностях Пёрл-Харбора на острове Оаху (Гавайские острова), произошедшее воскресным утром 7 декабря 1941 года.
Затем последовала оккупации части Алеутских островов в июне 1942 г, но пробыли японцы там недолго, спустя год они вынуждены были покинуть территорию США. Потери в Алеутской операции были невелики: американцы – 432 человека убитыми и 1100 ранеными, японцы – 1791 убитыми, 11 человек попали в плен. В сравнении с потерями на советско–германском фронте во время боевых действий эти жертвы действительно незначительные, но в любом случае – это неоправданные жертвы политики, передела мира из-за сферы влияния на экономику и культуру стран Азиатско – Тихоокеанского региона.
Торжественный подъем японского государственного флага на Алеутских островах.
Однако эти события и факты в школьных учебниках по всеобщей (новейшей) истории не освещались. Общеизвестно, что политизированному обществу никогда не требовались объективные проверенные временем исторические факты, закономерности, выводы. Лишившись идеологического влияния на историко–общественные науки, российские исследователи ныне рассматривают события 67-летней давности в рамках цивилизационного развития. Сделаем и мы попытку рассказать о малоизвестных страницах истории второй мировой войне на Тихом океане и участии наших земляков – северян в боевых действиях против японского агрессора.