Воздушный ленд-лиз на Тихоокеанском побережье

Кобры летят в СССР

Кобры летят в СССР.

28 сентября 1942 года на встрече посла США в СССР Гарримана и Верховного Главнокомандующего Сталина в Москве  состоялся интересный разговор, о котором американский  исследователь Р. Шервуд писал: «Гарриман поднял  вопрос о сибирских аэродромах и  о возможности поставки американских самолетов в Советский Союз через Аляску. Сталин согласился, что сведения об аэродромах в Сибири должны быть даны, но, когда Гарриман предложил, чтобы доставка самолетов производилась американскими экипажами, Сталин заявил, что «слишком опасная трасса». Гарриман решил, что Сталин не хочет  идти на риск провоцирования Японии».

Действительно, это был непростой разговор. Опасность нападения Японии на СССР на советский Дальний Восток была реальная. К тому же авиационный маршрут США – СССР был не из легких, осложненный расстоянием, климатическими условиями, отсутствием подготовленных многих запасных авиаплощадок и аэродромов, метеопостов, устойчивой системы радиосвязи…

Но практика перегона американской авиатехники в 1942 – 1945 годах из внутренних районов США через Аляску, Чукотку, Колыму к Красноярску показала, что созданная в это время воздушная линия Аляска – Сибирь, которую на советской территории обслуживала дивизия ГВФ, а на американской – специалисты США, являлась  наиболее выгодным маршрутом доставки к  действующему фронту истребителей и  бомбардировщиков. Более 8 тысяч самолетов американского производства позволили сформировать 250 авиаполков ВВС СССР, что было существенной помощью воюющему Советскому Союзу.

PBN-1 «Номад»

PBN-1 «Номад»

Был еще один маршрут, по которому снабжались ВВС ТОФ  современной американской авиатехникой. В 1943 году в заливе Советская Гавань в бухте Бяудэ базировалась 48-я отдельная морская разведывательная авиационная эскадрилья.

PBN-6а «Kаталина»

PBN-6а «Kаталина».

На ее вооружении имелись отечественные гидросамолеты МБР-2, но,  начиная с 1943 года, согласно ленд-лизовскому соглашению, туда стали поступать самолеты  PBN-1 «Номад» и PBN-6а «Kаталина» американского производства. Они перегонялись советским летчиками из США через Анадырь, Магадан в Советскую Гавань. После непродолжительного отдыха, экипажи – перегонщики на самолете ЛИ-2 отправлялись за новыми «амфибиями».

«Каталина» в бухте Нагаева. Поздние 40-е гг.

«Каталина» в бухте Нагаева. Поздние 40-е гг.

После войны с Японией эти самолеты стали использовать в гражданской авиации.

Я познакомился с Романом Джастисом заочно через Бетти Леонард, неоднократно  бывавшей  в  Магадане  американским педагогом.  Она рассказала, что Роман  из  г. Сиэтла штата Вашингтон, в годы второй мировой войны был летчиком транспортной авиации США, и передала мне его воспоминания.

Кёртисс-Райт C-46 «Коммандо»

Кёртисс-Райт C-46 «Коммандо».

Бывший летчик писал: « В 1942-1943 годах я летал на самолетах С-47 и С-46. Начиная с конца 1943 года и весь сентябрь 1945 г. я преимущественно летал на Алеутские острова. В 1942 г. воздушные силы США начали  перевозку (доставку) военных самолетов по Программе ленд-лиза в Россию.

Дуглас C-47 «Скайтрэйн» или «Дакота»

Дуглас C-47 «Скайтрэйн» или «Дакота».

Где – то в феврале 1942 г. несколько русских летчиков тренировались на пяти  самолетах В-25 на аэродроме в Споукэне. Полагаю, что  доставка этих самолетов происходила через Беллиндхам и Ванкувер к Джуне  и затем в Фэрбенкс. Эти самолеты управлялись пилотами  американского воздушного флота и недавно подготовленными русскими летчиками. Возможно, в общем около 20 самолетов использовалось и может быть 40 или 50 летчиков было подготовлено.

Curtiss P-40 Warhawk

Curtiss P-40 Warhawk.

Позже в 1942 г. в Россию были доставлены самолеты  «Curtis»-Р-36, Р-40, В-25, С-47. У них были различные маршруты: на Грейт Фолл, Монтана через аэропорты в Канаде – Эдмонт, Святой Джон, форт Нельсон, озеро Натсон, Уайтхос, северную Аляску, Большую Дельту, Фэрбенкс, Галена, в Ном.

«Снабжение перегонщиков осуществлялось пилотами с Востока, которые летали на «ДС» и С-47- транспортных самолетах, везущих запчасти. двигатели и продукты. Экипажи даже жили в самолетах, для тепла используя угольные печки. У них было заведено – загружать личный груз в любое  доступное место – обувь, одежду, консервированные продукты.

Американский бомбардировщик B-25J-30 с советскими опознавательными знаками в полете над Аляской

Американский бомбардировщик B-25J-30 с советскими опознавательными знаками в полете над Аляской.

В-25 и А-20, летевшие на Запад, в основном являлись ведущими или «матками» для истребителей  в любую погоду. Однажды, когда летели в Галену на Аляске, я столкнулся с В-25, который  был эшелоном выше. Он вел 6 истребителей, у которых было недостаточно горючего и их не могли посадить. Командование попросило меня провести их  тройками, что я и сделал. Затем на В-25 я пошел на Ном. У меня были тесные контакты  с несколькими пилотами на стоянках. Были они очень молодыми, решительными на хорошее дело».

Мемориал героям АлСиба в Магадане

Мемориал героям АлСиба в Магадане.

На трасе Красноярск – Уэлькаль (Чукотка) с сентября 1942 по сентябрь 1945 гг. работало пять перегоночных авиаполков –  подразделений перегоночной авиадивизии ГВФ. Но в мае 1945 года Особая воздушная трасса Аляска – Сибирь стала работать и в другом направлении – на Камчатку. По сообщениям американских исследователей  советская приемная комиссия приняла в Фэрбенксе 7925 самолетов. Но не все из них долетели до места назначения. В отчетах президентов США Конгрессу указывалось, что над Америкой погибли 133 самолета. Были потери и у ВВС Советского Союза по всей трассе от Чукотки, Колымы, Сибири.

Памятная доска с на мемориале героям АлСиба в Магадане

Памятная доска с на мемориале героям АлСиба в Магадане.

Только их скрывали от союзников и длительное время секретили все данные. В 1995 году имена 35 погибших в авиакатастрофах на территории Магаданской области, Чукотки и Аляски были увековечены в центре Магадана в сквере Победы. Через 10 лет мемориальный список дополнился еще 15 фамилиями.

Магаданский  педагог – историк Александр Аликов посвятил летчикам – перегонщикам свою песню, в которой были такие слова:
Я мог бы на фронте драться,
Я тоже воздушный волк,
Но пришлось по приказу собраться
В дальний тыл, в перегоночный полк.
Героев награды украсят,
О них будут в сводках писать,
А мне по ленд-лизовской трассе
Для них самолеты гонять.
В небо впечатался «Дуглас» красиво.
Мой маршрут: Аляска – Россия.
На этой сложнейшей из трасс
Родная Россия с Аляской
Помянут когда – то и нас.

Это были благодарные слова детей послевоенного поколения.

Из книги «ХХ век: неизвестное о войнах на Тихом океане» Д.И. Райзмана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *