Морской транспорт в 1932 – 1937 годах

По природно-климатическим и навигационным условиям бухта Нагаева является самой удобной якорной стоянкой на всем побережье Охотского моря. В 1930 году управление Акционерного общества Союззолото обосновало здесь портовый пункт для постоянного захода судов с грузами. Через год в бухте Нагаева организовано морагенство Дальневосточного пароходства.

С созданием 11 ноября 1931 года треста Дальстрой, начинается  новый этап в освоении региона. Необходимо было построить морской порт в бухте Нагаева, а так же судостроительный и судоремонтный завод в Магадане. 4 февраля 1932 года первое руководство треста Дальстрой прибыло на пароходе «Сахалин» в бухту Нагаева. В это время в Нагаево существовало морагенство Дальневосточного пароходства со своим рейдовым флотом. Разгрузка судов в то время осуществлялся на рейде с помощью кунгасов, которые буксировались катерами к небольшим эстакадам. Зимой разгрузка производилась на лед и транспортировалась к берегу на лошадях и автомашинах.

В начале 1932 года трест Дальстрой заключает договор с Дальневосточным пароходством о морской перевозке грузов и пассажиров. За навигацию 1932 года в Нагаево пришло 26 судов. Сюда было завезено: 39432 тонны груза,11387 вольнонаемных и 10265 заключенных. На судах «Каширстрой», «Днепрострой», «Шатурстрой», «Лейтенант Шмидт», «Свирьстрой» в бухту Нагаева:  « … доставлены осужденные по различным  статьям УК СССР –механик С.М.Дорфман (вооруженное восстание), зоотехник И.И.Ремпель (активные террористические действия), специалист рыбного хозяйства А.Н.Паремузов (шпионаж, подрыв государственной промышленности), священник И.В.Белов (пропаганда и агитация), экономист С.М.Наровчатов и др. … Здесь были выходцы из крестьянских, мещанских и рабочих семей В.М.Деревянко (спекуляция), И.А.Запара (умышленное убийство), А.А.Козлов (грабеж) и др.».

Погрузочно-разгрузочными работами в порту с мая по июль  руководил Траспортный сектор Нагаевского агентства треста Дальстрой. Затем: « … в целях объединения руководства всеми операциями по транзитным грузам, поступающим в бухту Нагаева, начиная от момента получения их с парохода и кончая выдачей филиалу потребителю с 1 августа 1932 года, организуется 1-я Нагаевская транспортная база». В ее задачи входило: « 1. Производить погрузочно-разгрузочные работы в бухте Нагаева. 2. Хранение транзитных грузов до момента их отправки. Структура базы: … 2) Транзитные склады: складское хозяйство с частями: а) погрузочно-разгрузочная, б) складская, … 5) воднотранспортное хозяйство».

В октябре 1932 года 1-я Нагаевская транспортная база расформирована.  Погрузочно-разгрузочные работы переданы Базисным складам.

В ночь с 23 на 24 ноября 1932 года ледяным штормом были разбиты все имеющиеся плавсредства для рейдовой разгрузки. В связи с этим дирекция треста Дальстрой приняла решение организовать в п. Нагаева судоверфь для постройки малых металлических и деревянных судов.

В декабре 1932 года в системе треста Дальстрой организовано Транспортное управление  в состав, которого вошла Транспортная контора. 9 декабря ей переданы погрузо-разгрузочные операции в бухте Нагаева. В декабре 1932 года Совторгфлот передает тресту Дальстрой 22 единицы плавсредств.

Как самостоятельная структура Мортран начал существовать с 1 января 1933 года. В задачу Мортрана входило: строительство и капитальный ремонт судов, погрузочно-разгрузочные работы в бухте Нагаева, перевозка грузов и пассажиров, отбывающих во Владивосток и другие пункты Охотского побережья. Состав рейдового флота Мортрана к открытию навигации 1933 года был следующий: 3 катера, 14 кунгасов, 2 понтона, 1 баржа для каботажного плавания. За навигацию 1933 года в распоряжение треста Дальстрой прибыли: парусно-моторная шхуна «Работница» грузоподъемностью 310 тонн, постройки Дальзавода (г. Владивосток), 25 кунгасов, 3 кавасаки, 5 катеров, 15 лодок, 2 баржи по 50 тонн каждая. Данные плавсредства использовались на рейдовой разгрузке, на местном каботаже, на доставке леса из с. Армань и др. 1 января трест Дальстрой заключил договор на строительство 5 катеров с Дальзаводом.

Начавшееся в начале 1930 годов ХХ века промышленное освоение месторождений золота в верховьях р. Колымы требовало скорейшего  строительства морского порта в бухте Нагаева. В ноябре 1932 года был разработан проект, 9 января 1933 года организуется контора «Строительство порта в бухте Нагаева».

6 декабря 1933 года пароход «Уэлен» пришвартовался к первому 12 метровому ряжу, который соединялся дамбой с берегом. В феврале 1933 года трест Дальстрой заключил договор с Совторгфлотом о морской перевозке грузов и пассажиров из Владивостока в бухту Нагаева. За навигацию 1933 года в бухту Нагаева посетило 31 судно. Первое судно «Волховстрой» пришло 21 июня 1933 года, последнее «Совет» 12 декабря. Норма выгрузки судов в навигацию 1933 года была 340 тонн в сутки, при одновременной выгрузки двух судов с различными грузами и одного – с лесом. Данная норма была установлена с учетом опыта навигации 1931-1932 годов. Основная масса грузов доставлена в конце навигации. В декабре через первый ряж переработано 7356 тонн горючего и 6430 различных грузов. Однако последний пароход, ввиду угрозы зимовки не закончил выгрузку, и 1234 тонны груза ушло с ним во Владивосток.

«В бухту Нагаева я прибыл летом 1933 года на пароходе «Волховстрой», – пишет в своих воспоминаниях А. Ф. Гудеменко бывший заключенный СЕВВОСТЛАГа,- «Причалов не было, и нас, а так же грузы, выгружали на плашкоуты и буксирами доставляли к берегу бухты, где пришвартовывались к временным деревянным мосткам. На берегу бухты было видно много самых разнообразных строений, каких-то неказистых избушек, палаток, возвышались штабеля привезенных и даже ничем не прикрытых материалов, необходимых, наверно, для какого-то строительства…».

В 1933 году в состав Мортрана входили: конный двор, плавсредства на рейде, сплавная база, распложенная в 60 км от п. Атка, радиостанция, каботажный флот, судоверфь в п. Нагаево, молочная ферма, лагерная командировка «Сангородок», лагерная командировка Мортрана. Центральная кладовая Мортрана. По итогам навигации 1933 года и.о. директора треста Дальстрой Д.С. Репин издал приказ №3 от 2 января 1934 года, который гласил: « § 1. За проведенную Мортраном успешную работу в период навигации 1933 года разрешаю последнему из экономии его сметы в 1933 году израсходовать 20 000 рулей для премирования работников Мортрана и рабочих из заключенных деньгами и промтоварами … § 2. Начальнику Э.О.Лапину объявляю благодарность и приказываю премировать его месячным окладом … § 4. Начальнику отдела эксплуатации Мортрана А.П.Корякину объявляю благодарность и приказываю премировать ружьем. § 5. За умелую организацию и расстановку рабочей силы, установлению твердой производственной дисциплины, создания благоприятных бытовых условий для заключенных , способствовавших бесперебойной выгрузки пароходов, регулярному выполнению производственных и норм. Начальнику лагпункта А.Ф.Крупскому объявляю благодарность,  приказываю премировать ружьем».

На 1 января 1934 года на балансе Мортроана находилось: 7 катеров, 1 кавасаки, 8 барж, 19 кунгасов. В навигацию 1934 года трест Дальстрой планировал покупку 3-х пароходов класса «Сахалин» с ледовым креплением, а также  арендовать 3 судна Совторгфлота и 1 танкера. На линии Владивосток-Нагаева необходимо было перевести 106 тысяч тонн различных грузов, 16 тысяч пассажиров и 1500 голов скота. В феврале 1934 года проведена реорганизация Мортрана треста Дальстрой. В «Положении о Мортране», говорилось: «1. Управление морским транспортом гостреста Дальстрой, имеет своей задачей: а) эксплуатацию, принадлежащего Дальстрою морского транспорта и авиалинии, б) строительство портовых сооружений в бухте Нагаева, в) судостроение». Весной этого года в Мортране треста Дальстрой введен устав «О дисциплине рабочих и служащих железной дорог СССР», а также продолжено строительство территории порта в бухте Нагаева. Первый 50 метровый причал сдан в эксплуатацию 4 июня 1934 года. В навигацию 1934 года в бухте Нагаева разгружено 57 пароходов. Грузооборот порта Нагаево в навигацию 1934 года составил 113206 тонн. Норма выработки за 8 часовой рабочий день на 1-го грузчика на портовых причалах составила 5,3 тонны различных грузов. В ОЛПе Мортрана в это время находилось 3213 заключенных. Заключенный сдельщик на разгрузки пароходов получал в день от 3,31 до 3,87 рублей и премиальных 1,50 рублей. На балансе Мортрана в 1934 году состояло: шхуна «Работница», 10 барж, 3 понтона, 7 кунгасов, 5 катеров, 6 лебедок и др.

Открытие навигации в 1935 году состоялось 17 февраля, когда ледокол «Красин» вывел из бухты Нагаева зимовавший здесь пароход «Уэлен». 14 апреля ледокол «Красин» привел караван из 5 судов. Ледовая экспедиция доставила в бухту Нагаева 5150 тонн грузов, 8056 пассажиров и 526 голов скота. В это же время для ускорения разгрузочно-погрузочных работ сдан в эксплуатацию второй 77 метровый причал. Была расширена территория порта до 5,7 га, где размещались стеллажи для дальнейшей переработки грузов, а так же вспомогательные здания оперативных служб порта. В навигацию 1935 года в бухте Нагаева разгружено 64 парохода. Грузооборот порта Нагаево составил 167445 тонн. В навигацию 1935 года организованы погрузо-разгрузочные бригады грузчиков и установлены переносные узкоколейные пути для транспортировки грузов от причалов к складам.

Первые большие каботажные суда трест Дальстрой закупил за границей в Голландии в 1935 году. О том, как происходила закупка, рассказывает в своих воспоминаниях Е.Д. Бессмертный, входивший в то время в состав комиссии по закупки судов в Германии. «Уполномоченный Наркомвнешторга А.С.Смоленский сообщил мне, – вспоминает Е.Д. Бессмертный, – Нам дано задание подобрать в Голландии несколько специальных судов для Дальстроя. Вы – дальневосточный капитан, хорошо знаете тамошние условия работы. Поэтому решено поручить это вам»… «16 апреля я прибыл в Роттердам и тут же явился к председателю закупочной комиссии Совторгфлота капитану дальнего плавания А.А. Афанасьеву. У него я познакомился с агентом-посредником по закупке судов для СССР мистером Мелема. Мы довольно быстро выбрали именно такие пароходы, какие предписывались инструкцией Дальстроя: «Масуда» и «Алмело» были довольно крупные равнопалубные, двухтвиндечные океанские суда с паровыми машинами на жидком топливе. Позже с приездом в Амстердам капитанов Финякина и Глейзера. Пароходу «Масуда» было присвоено название «Джурма», а «Алмело» переименован в «Дальстрой» (в действительности «Ягода»). Голландцы производили ремонт добросовестно. Приезд директора Дальстроя Э.П. Берзина в Амстердам ускорил выбор третьего судна. Которому дали название «Кулу»…». Эти суда следуя транзитом через пороты, Черноморского побережья (Одесса, Новороссийск) завезли в порты Москальво и Совгавань 7083 тонн различных грузов. Кроме этого пароходы «Кулу» и «Ягода» завезли в Нагаево 17750 тонн грузов и зазимовали в бухте.

В навигацию 1935 года на рейдовых операциях  в порту Нагаево было задействовано 9 катеров и 14 барж.

В марте 1935 года в ОЛПе Мортрана работало:282415 –заключенных, 299 –вольнонаемных. Из них:
В Портострое: 1297 заключенных и 81 –вольнонаемных.
Строительство завода № 2: 734 –заключенных и 65 –вольнонаемных.
Эксплуатация порта: 384 –заключенных и 153 –вольнонаемных.
Среднесписочный состав заключенных ОЛПа Мортрана в 1935 году категории А составил 3595 человек.

Возросший грузооборот порта Нагаево, покупка 3-х океанских судов, а так же развернувшееся строительство порта и судостроительного завода №2, не соответствовали сложившейся структуре и штатному расписанию Мортрана треста Дальстрой. В связи с этим  в октябре 1935 года Мортран был реорганизован. А в «Положении о морском транспорте треста Дальстрой», говорилось:
«§ 1. Мортран имеет своей задачей:

  • Эксплуатацию, принадлежащего Дальстрою морского транспорта. Состоящего из судов большого и малого каботажа и рейдового назначения.
  • Производство погрузо-разгрузочных работ, хранение грузов на портовых складах, и отпуск грузов на портовых складах и отпуск грузов по нарядам.
  • Строительство портовых сооружений в бухте Нагаева, завода №2, гражданских и складских помещений капитального и гражданского характера.
  • Организацию и производство строительных и ремонт самоходных судов, а так же ремонт и монтаж оборудования.
  • Административно –хозяйственное обслуживание учреждений и гидро-метео-службы и руководство радиостанцией».

Как уже отмечалось, трест Дальстрой приобрел в 1935 году 3 океанских судна общей грузоподъемностью 30665 тонн.30Пароходы «Кулу»  и «Ягода» были водоизмещением порядка 8000 тысяч тонн. 40 % трюмов отведены под твиндеки для перевозки заключенных. Вот как описывает бывший колымский заключенный К. Реев транспортировку лагерного этапа из Владивостока в Нагаево на пароходе «Кулу» в июне 1936 года: « Нас приняли стрелки, находившиеся на палубе, и повели к носовому трюму. Предложили по скобтрапу спускаться на самый низ. Это было место для политических. Там были сплошные нары. Горела маленькая лампочка. Стояла страшная вонь от гнилой воды. Над нами были три палубы, занятых бытовиками. Организовавшись по десяткам, мы легли рядом на нижних нарах, там было чуть меньше духоты и вони, да и свет не бил в глаза … Началась этапная жизнь. Вечером … раздали по пайке хлеба и по куску горбуши. Водой никто не снабжал. И приходилось лазить самому с двумя бидонами и поить чуть ли не весь трюм…».

В навигацию 1936 года в порту Нагаево было разгружено 67 судов. Навигация  началась с приходом  6 апреля Красинской экспедиции в бухту Нагаева. Ледокол «Красин» привел за собой 5 пароходов из Владивостока. Было доставлено 9192 тонны груза, 11806 пассажир, 100 голов скота. К этому времени в порту Нагаево построен 1 ряж, а длина причальной линии составила 209 метров. Вот как описывает К.Реев Нагаевский порт в июне 1936 года: «Узенькая полоска отвоеванного у огромной сопки полу причала с бревенчатым пирсом, у которого наш «Кулу» ошвартовался примерно третью своего борта. Две-три убогие избушки под самой сопкой. Это порт Нагаево начала 1936 года …» и далее: «Угрюмые сопки над портом и кучи чего – то на пирсе. Нас повели к этим кучам и, окружив конвоем и собаками, посадили на землю … Там навалом лежали гвозди, хозяйственное мыло и сухая московская колбаса».

В навигацию 1936 года суда разгружались в среднем за 11 часов. В это же время в порту появилась механизация. Относка и ручная откатка грузов от борта судна была заменена механизированной отвозкой тележек тягачами. Выработка на 1-го грузчика при 8 часовом рабочем дне с погрузкой на средства передвижения увеличилась с 3.5 тонн во 2 квартале до 4,5 тонн в 3 и 4,7 в 4. В навигацию 1936 года пароходы «Ягода» и «Джурма» работали на линии Владивосток-Нагаево. Пароход «Кулу» выполнил два рейса за лесом с заходом в Перопавловск-Камчатский и совершил один рейс в Тауйск. В навигацию 1936 года Мортран располагал 9 катерами и 11 баржами для малого каботажа.

В 1936 году в ОЛПе Мортрана находилось 2565 заключенных. В это же время состоялся первый выпуск курсов Мортрана. Было подготовлено 104 специалиста.

В июне 1936 года вышло постановление СНК СССР № 1160-203 сс, в котором говорилось: «Считать Нагаево (Охотское море) торговым портом 3-го разряда, возложить административное управление указанным портом на Дирекцию гостреста Дальстрой. Обязать НКВод СССР включить порт Нагаево в списки портов СССР».36В связи  с этим  13 августа Э.П.Берзин подписывает приказ № 292 по тресту Дальстрой, в котором говорилось: «§ 1. Непосредственное управление Нагаевским морским торговым портом возложить на Управление морского транспорта. § 2 Начальником Нагаевского торгового порта назначить по совместительству начальника Управления морского транспорта Лапина Э. О. и капитаном порта Корниенко Г. С.».

В навигацию 1936 года состоялся первый сквозной рейс Архангельск –Нагаево парохода «Володарский». 29 октября лесовоз пришел в бухту Нагаева.

В этом же году трест Дальстрой купил в Англии пароход «Н. Ежов», постройки 1926 года. Это судно было крупнейшим в мире кабельным судном. Во время последнего рейса в 1935 году пароход прокладывал кабель в Карибском море. В ноябре 1936 года П.И. Федоров – капитан дальнего плавания был откомандирован в распоряжение треста Дальстрой для приема и перегона парохода «Н. Ежов». В конце 1936 года пароход  переведен в Амстердам для переоборудования из кабельного судна в товаропассажирское. В мае 1937 года после ремонта «Н. Ежов» прибыл в Одессу, где принят правительственной комиссией и внесен в морской регистр СССР. После этого судно сделало переход Одесса –Владивосток –Нагаево.

В марте  1937 года в бухту Нагаева пришел караван из 7 судов и 2-х ледоколов («Красин» и «Каганович»). В порт Нагаево было доставлено: 3924177 тонн различных грузов, 9399 –человек, 265 голов скота. Всего в навигацию 1937 года в порту Нагаево разгружено 52 парохода. Из них: 33 –рейса выполнили суда Дальстроя («Дальстрой» бывший «Ягода» осуществил – 8 рейсов, «Джурма» – 8 рейсов, «Кулу» – 9 рейсов, «Н. Ежов» – 8 рейсов.), 13 – суда Морфлота. 6 – танкеры. Навигация 1937 года проходила в тяжелых ледовых условиях, вследствие чего пароход «Кулу» выбыл из эксплуатации на 1 месяц, пароход «Джурма» – 9 дней, пароход «Дальстрой» – 16 дней. Грузооборот порта Нагаево в 1937 году составил 253,8 тысяч тонн различных грузов. По видам товаров: генеральный груз –,4 тысячи тонн, ГСМ –, уголь –,  лес –4403,5 куб. метров и др. Доставлено заключенных:4341577 человек (перевозка заключенных производилась по отпускной себестоимости 46 р. 15 к. за тонну (1 человек -1 условная тонна)).

Среди этапированных заключенных в навигацию 1937 года из Владивостока в бухту Нагаева находились многие репрессированные по статье 58 УК РСФСР и других соответствующих статей УК других республик СССР. На пароходах «Кулу» и «Джурма» были привезены: «… железнодорожный диспетчер Г. Ф.Акмпев, «служитель культа» В.А. Анисимов, художник Д.А. Брюханов, писатель В. Шаламов, журналист М. Вернер, историк русской архитектуры Г.К. Вагнер, скульптор З. Лихачева, актер и поэт В. Португалов, художник В. Шухаев и его жена художник по тканям В.Ф. Шухаева и др. ».

Навигация местного каботажа начата 25 мая 1937 года. В этот день два катера с баржей вышли из Нагаево в с. Тауйск. В августе спущен на воду буксирный пароход «Марчекан», построенный на судостроительном заводе № 2. На местных перевозках работали 9 катеров и 10 барж.

В навигацию 1937 года в торговом порту Нагаева организованы бригады грузчиков, которые закреплялись за определенным видом работ. Приведем общее количество рабочих (в основном заключенных),  принимавших участие в погрузочно-разгрузочных работах:47январь – 258, февраль – 26, март – 85, апрель –, май – 374, июнь – 271, июль -746, август – 691, сентябрь -458, октябрь – 549, ноябрь – 512, декабрь – 939. Нормы разгрузки в сутки на 1 рабочего:
Пароход «Дальстрой» – 1,195 тонны.
Пароход «Джурма» – 1,249 тонны.
Пароход «Кулу» – 1,095 тонны.
Пароход «Н.Ежов» – 1,444 тонны.

В июле 1937 года в Мортране треста Дальстрой введена прогрессивная оплата труда рабочих грузчиков. Она выражалась: июль – 14,03 р., август –  15,1р., сентябрь – 11,49 р., октябрь – 11,22 р., ноябрь – 5,51 р., декабрь – 5,85 р. В ноябре и декабре 1937 года заключенные, которые работали на погрузочно-разгрузочных работах, получили заработную плату без прогрессивных доплат.

В 1937 году в Управление морским транспортом треста Дальстрой входили:

  • Суда большого каботажа. В 1937 году трест Дальстрой планировал купить три парохода типа «Джурма».
  • Суда малого каботажа.
  • Погрузочно-разгрузочная часть и Базисные склады.
  • Завод №2 (сдан в эксплуатацию в декабре 1937 года).
  • Отдел капитального строительства.
  • Транспортный отдел, в задачу которого входила перевозка грузов из порта до Базисных складов.
  • Материально хозяйственная часть в состав, которой входили: банно-прачечный комбинат, Нагаевская лагерная командировка, магазины, столовые, колбасное производство, пошивочная, сапожная мастерская, свинобаза, парикмахерская, часовая мастерская и др.
  • Кирпичный завод.

В 1937 году в порту Нагаева построена причальная линия протяженностью 192 метра. Портовая площадка доведена до 9,67 га. Береговые сооружения морского порта Нагаево состояли из 2-х баков для нефти емкостью –6000 куб. м., 10 баков для бензина –17250 куб. м., ловушки для бензина, бензопровода, состоящего из двух ниток, нефтепровода, состоящего из одной нити и двух насосных за пределами морского порта, здания ВОХР и прочих гражданских сооружений на территории порта (навесы, сторожки, каптерки и др.). Грузовые работы в порту производились вручную, никакой механизации не было, за исключением тягачей с прицепами. Грузы судовой механизацией выгружались на берег, откуда тягачами с прицепами, доставлялись на расстояние около 100 метров в штабель. Из штабелей грузы перегружались в автомашины и вывозились на Базисные склады.

Портовое хозяйство Владивостокского отделения Дальстроя располагалось на территории Владивостокского порта, и состояла из арендованных у порта причалов № 46 –протяженностью 350 метров. Складское хозяйство размещалось в 9-ти временных закрытых складах площадью 15.2 тыс. кв. м для хранения 25 – 30 тысяч тонн груза и открытой площадки  на 5 тысяч тонн. Никакой механизации на причалах и складах не было.

Морской транспорт являлся важнейшим средством внешних грузовых связей для Северо-востока России. За относительно короткий отрезок времен на Северо-востоке России были построены: морской торговый порт 3-го разряда Нагаево с грузооборотом 253,8 тысяч тонн, судостроительный завод №2 и судоверфь. В это же время трест Дальстрой приобрел 4 океанских парохода.

Выше перечисленные мероприятия расширили возможность массового завоза на Колыму промышленных грузов, продовольствия, а так же людских ресурсов на прииск. Эксплуатация объектов  Мортрана сочеталась с их строительством при минимуме механизации и максимуме ручного труда.

Автор статьи: Навасардов Александр Сергеевич
научный сотрудник, кандидат исторических наук

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.