Морской транспорт являлся важнейшим средством внешних грузовых связей для Северо-Востока СССР. Основной поток грузов в порт Нагаево, основную базу снабжения Дальстроя, шел через Владивосток и Находку.
Развитие территории порта Нагаево шло по пути удовлетворения ежегодных эксплуатационных запросов. Общие очертания портовая площадка и причальная линия приняли в 1933-1935 гг., когда установлены ряжевые массивы № 1, 2, 3 и 4. Разрывы между ряжевыми массивами были обусловлены технологическими особенностями проведения погрузо-разгрузочных операций в порту Нагаево. В 1938-1940 гг. на строительстве порта велась засыпка территории, производилось увеличение причальной линии путем сооружения ряжевых массивов, а также шло возведение здания ВОХР, складов, системы освещения портовой площадки, расширение нефтебазы и др. Общая длина ряжей причальной линии составила 270,5 м.
Рабочая сила на строительство морского порта поставлялась Карантинным лагерем. «Контингент рабочей силы – заключенные II-й особой категории и штрафники» . В 1940 г. на строительных работах трудилось значительное количество актированных инвалидов, дававших 20%-30% норм выработки. Закрепление кадров на строительных работах в порту не практиковалось. «Текучесть рабочей силы в основном создавала лагерная администрация, которая, выполняла распоряжение руководства Дальстроя о переброске из лагеря рабочей силы на прииски, выбирая из лагеря рабочую силу по своему усмотрению, причем, не предупреждая об этом руководство Водстроя».
Механизация работ на строительстве порта была слабой. При загрузке причальной набережной использовались вагонетки Коппель. При возведении ряжей применялись пневматические сверла. Кроме этого в распоряжении Водстроя имелась лесопильная рама и циркулярка. Такелажные работы велись с помощью различных лебедок. Добыча скальной породы для отсыпки портовой площадки осуществлялась мелкими взрывами и массовым обрушением штолен. Так, в 1938 г. единовременный взрыв в карьере дал 18 тыс. м³ камня. Центробежные насосы и компрессор применялись для бурения валунов. При заготовке щебня использовалась камнедробилка. Подача песков из карьера осуществлялась наклонным бремсбергом и лебёдкой. Основные работы по добыче песка, гравия, проходке штолен, жилищному строительству и др. выполнялись вручную.
Портовое хозяйство Владивостокского отделения Дальстроя располагалось на территории Владивостокского порта и состояло из арендованных у порта причалов №46-48 протяженностью 350 метров. Все склады были деревянными, крытыми шифером и толью. Складское хозяйство размещалось в 9-ти временных закрытых складах площадью 15,2 тыс. м² для хранения 25-30 тыс. т груза и открытой площадки на 5 тыс. т. Существовавшая площадь не удовлетворяла потребностей Владивостокской базы Дальстроя, так как максимальная вместимость всей складской площади как закрытой, так и открытой была рассчитана на единовременное хранение 40 тыс. т. В 1938 г. для бункеровки судов Дальстроя на причале возводилось нефтехранилище емкостью 5440 т.
Руководство ГУСДС в 1939 г. начало расширение собственной базы в порту Владивосток. Программа строительства предусматривала расширение складского хозяйства на 7420 м³; сооружение ледохранилища объемом 486 м³, навесов-1618 м³; возведение барака для вольнонаемных сотрудников авторемонтных мастерских, кузницы, пожарного депо и др., а также планировался монтаж 2-й линии роликового конвейера и крана.
В 1938 г. для оптимизации морских грузоперевозок организована перевал база ГУСДС в порту Находка. Весной 1939 г. член Главного военного совета Военно-Морского флота А. А. Жданов вместе с первым заместителем наркома ВМФ Н. Г. Кузнецовым находились на Дальнем Востоке. Цель их поездки – инспекция военно-морских сил Тихоокеанского флота и определение места для строительства нового торгового порта в бухте Находка. Отчет о результатах поездки состоялся 27 апреля 1939 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б). О причинах побудивших приступить к строительству нового порта пишет в своих мемуарах бывший 1-й секретарь Приморского крайкома Н. М. Пегов. В частности он отмечал, что все грузы для Дальстроя, в том числе и десятки тысяч тонн взрывчатки, перегружались в старом порту в центре Владивостока. Это представляло для города опасность. Кроме того командующий Тихоокеанским флотом Н. Г. Кузнецов добивался вывода из города торгового порта и превращения Владивостока в закрытую военную базу.
4 октября 1939 г. Политбюро утвердило решение ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О переносе Владивостокского торгового порта в бухту Находка». В связи с этим «Комиссия НКВД СССР по разработке III-го пятилетнего плана промышленного развития Дальстроя в 1938-1942 гг.» рекомендовала перевести базу снабжения ГУСДС из Владивостока в Находку. 14 декабря 1939 г. организовано Строительство №213 и ИТЛ. В титульный список стройки входило строительство морского порта в бухте Находка, а также промышленных и гражданских объектов на территории города.
«Объем и характер строительства в бухте Находка (на 1940 г. – А. Н.), Дальстрою почти неизвестен и в контрольных цифрах предусмотрено пока суммарно 50 млн. руб.» . А в докладе зам. начальника ГУЛАГа А. П. Лепилова на имя наркома внутренних дел Л. П. Берии читаем: «Начатое с конца 1939 г. строительство в бухте Находка имеет своим назначением постройку гражданского порта с промышленными предприятиями и подсобными хозяйствами с тем, чтобы все гражданские портовые операции Владивостока перенести в этот порт. Срок окончания строительства намечен на начало 1943 г. Общая сумма капиталовложений исчислена в 765,4 млн. руб. Стройка находится в стадии развертывания подготовительных работ; объем капиталовложений на 1940 г. определен в сумме 35 млн. руб., направляемых на строительство лагеря, жилых домов, подсобных производств и т.д.».
В это же время Строительство №213 в бухте Находка передано Отделу морского строительства ГУЛАГа НКВД СССР. В приказе №0110 от 19 марта 1940 г. Народного комиссара внутренних дел Л. П. Берии отмечалось, что ведение работ по строительству НКВД в бухте Находка поручить Отделу морского строительства ГУЛАГа НКВД СССР, передав ему управление строительства и лагеря №213 и обязать Дальстройснаб НКВД СССР производить реализацию фондов и снабжение строительства №213.
Ссылаясь на отсутствие генерального плана и смет, организации, принимавшие участие в строительстве, затягивали выполнение работ. Дальстройвод справился с производственным планом I квартала на 8%, Рыбстрой – на 50%, Дальстрой – на 53%. Здесь возводились два временных причала, производились дноуглубительные работы, началась забивка свай. Но работа шла медленно и создавалась угроза того, что причалы не будут подготовлены в срок к приему судов. Из 24 складов, которые должны были сдать в 1940 г., земляные работы закончили только на 22. Прокладывалась дорога от Каменки до мыса Астафьева. Исключительно неблагоприятно обстояли дела со снабжением водой, завозившейся из различных источников в автоцистернах. План строительства порта и передачи в эксплуатацию его основных и подсобных объектов не выполнялся. В район Находки перебрасывался контингент исправительно-трудовых лагерей. Организованный в декабре 1939 г. для сооружения порта и промышленных предприятий исправительно-трудовой лагерь НКВД в мае 1940 г. насчитывал 3,5 тыс. чел., а 1 января 1941 г. – 7,6 тыс. заключенных.
13 сентября 1940 г. строительство порта в бухте Находка передано Главному управлению гидротехнического строительства НКВД СССР. В бухте Находка помимо Управления строительства №213 ГУГС НКВД СССР, располагался Владивостокский Район Севвостлагерей ГУСДС НКВД СССР, который осуществлял прием, распределение, а также дальнейшее этапирование заключенных на Колыму и др. На 1 января 1941 г. «в годовой отчет УСВИТЛ вошли следующие его филиалы: 1. Владивостокский Район Севвостлагерей с местопребыванием в бухте Находка в составе пяти низовых подразделений: Управление районом и лагпунктом №1 «Бухта Находка»; Лагпункт №2 «Мыс Чуркин»; Лагпункт №3 «Владивосток»; ВОХР – бухта Находка; Рыбпром – бухта Тайахзе».
Вспомогательным направлением грузоперевозок для ГУСДС являлся Северный морской путь. Грузы из Мурманска, Архангельска, Тикси завозились в устье р. Индигирка, порт Амбарчик и Восточную Чукотку, реже в Нагаево.
Порт Амбарчик, расположенный в устье р. Колымы, становится крупной перевалочной и промежуточной транспортной базой для речных судов, осуществлявших грузоперевозки в восточном секторе Арктики. Оборудование порта в 1939 г. составляли три очень узких пирса, пять портовых пароходов и узкоколейная железная дорога для перемещения грузов с рейдовых барж на склады. На берегу размещались четыре склада, мастерские мелкого ремонта судов, электростанция, радиостанция, жилые дома, амбулатория, подсобное хозяйство порта. Механизации погрузо-разгрузочных работ не было, вагонетки возили вручную, рейдовых барж не хватало.
1 января 1939 г. ГУСДС НКВД СССР передаются для производства геологоразведочных работ Чаунский и Чукотский районы Чукотского национального округа. А в августе на базе Чаунского и Чукотского разведрайонов ГУСМП создается Чаун-Чукотское районное геологоразведочное управление Дальстроя.
Принимая во внимание особенности навигационного периода в Чукотском море, «Комиссия НКВД СССР по разработке III-го пятилетнего плана промышленного развития Дальстроя в 1938-1942 гг.» рекомендовала перенести базу снабжения Иультинского разведрайона с Косы Двух Пилотов в залив Креста. В описываемый период в бухте Оловянной разгрузка пароходов осуществлялась на рейде. Груз перегружался на кунгасы для дальнейшей транспортировки на берег. Активное строительство морского порта в заливе Креста началось в 1946 г. с организацией Чукотстроя ГУСДС.
Снабжение ЧЧРайГру Дальстроя осуществлялось через портовый пункт Певек. В 1939 г. для улучшения снабжения ЧЧРайГру в портовом пункте Певек планировалась постройка деревянного склада площадью 150 м², а также проведение работ по благоустройству территории.
В описываемый период продолжено строительство портовых пунктов и якорных стоянок на побережье Охотского моря. Так, 1939 г. планировалось начать строительство морского рейдового порта в Гижиге для вывоза угля из Гижигинского буроугольного месторождения. Предполагалось возведение 100 м пирса, а также проведение работ по механизации процесса погрузки угля на баржи.
В 1940 г. для снабжения Омсукчанского горного комбината начато строительство рейдового порта в заливе Пестрая Дресва. «Для обеспечения нормальной работы в заливе Пестрая Дресва, – читаем в распоряжении №122 от 5 сентября 1940 г. по ГУСДС, – а также для своевременной разгрузки парохода «Дальстрой»: 1. УНТП перевести начальником приписного пункта «Пестрая Дресва» бывшего начальника приписного пункта «Балаганное» т. Киселева, направив его к месту назначения на буксирном пароходе «Маркчекан»; 2. Установив, что весь приписной флот, направляемый для постоянной и временной работы в заливе Пестрая Дресва, подчиняется и работает под непосредственным руководством и по указаниям начальника приписного пункта, распоряжения коего для капитанов и старшин всех судов являются обязательным» .
Таким образом, в описываемый период времени продолжено строительство морских портов в Нагаево, Находке, Владивостоке, Амбарчике. Для освоения новых месторождений полезных ископаемых началось сооружение портовых пунктов в Заливе Пестрая Дресва, Певеке, на Косе Двух Пилотов и др. Однако возведение морских портов, входящих в сферу деятельности ГУСДС, осуществлялось заключенными исправительно-трудовых лагерей при низкой механизации строительных работ.
Навасардов Александр Сергеевич
научный сотрудник, кандидат исторических наук