Отгрузка экстракта стланика. Фото из архивов МОКМ.
На грани закрытия
Надо сказать, что период 1947–1948 годов был не самым простым в жизни ряда производств на Колыме, включая сельскохозяйственные и пищевые предприятия.
Можно предположить, что к 1948 году поставки на Колыму продовольствия и необходимых материалов с материка стали перекрывать потребности предприятий Дальстроя, а себестоимость материковской продукции была ниже, чем колымской.
В результате Колымснаб предпочитал закупать необходимое на материке, а ряд производств, созданные во время войны и за счёт которых выживал Дальстрой в военные годы, начали угасать и закрываться.
(В очередной раз убеждаешься в том, что история идёт по спирали… Всё то же самое повториться на Колыме через полвека и будет иметь катастрофические последствия для Магаданской области — О.В.)
Не обошло это и стороной и Тасканский пищекомбинат. В 1947 года выпуск сельскохозяйственной продукции резко сократился, а на 1948 год был запланирован выпуск только 5 тонн ягодного экстракта, все остальные виды пищевой продукции сняты с плана.
Переработка овощей также сокращалась из года в год, и в 1948 году должна была быть прекращена.
Скот Тасканского пищекомбината был передан другим предприятиям, что поставило крест на животноводстве.
Широко задуманное предприятие, по существу единственное на Колыме, если не считать Магаданского пищекомбината, прекратило выпуск продукции, переработку овощей и продукции сельского хозяйства и выпускало только лишь винно-водочные изделия и один вид витаминов, причём ягодное сухое вино из местного сырья и экстракт шиповника, являющиеся лучшим средством против цинги, также были сняты с плана.
Причиной свёртывания работы комбината пищевики считали полное невнимание к предприятию со стороны Колымснаба. Плановый отдел треста Колымснаб в лице Стысис считал, что нужно прекратить снабжение комбината и сырьём ввиду его «нерентабельности».
Хотя плановому отделу Колымснаба пищекомбинатом были представлены детальные расчёты, которые обосновывали рентабельность выпуска джема и ягод, винно-водочных изделий и пива.
На лето 1948 года пищекомбинат располагал значительными основными средствами, производственными и жилыми зданиями, оборудованием, своей топливной базой в виде торфоучастка с железной дорогой, паросиловым хозяйством. В капитальные затраты в 1943—1946 годов были вложены большие средства, и оборудование комбината давало возможность выпускать сотни тонн пищевой продукции. При минимальных затратах заготовка ягод могла быть доведена до уровня 1945—46 годов — до 300 тонн.
Было очевидно, что консервация Тасканского пищекомбината не могла содействовать расширению ассортимента пищевой продукции и улучшению обслуживания потребителя, и шло вразрез с постановлением правительства о расширении производства пищевой продукции на местном сырье.
Урожайный год
Несмотря на туманное будущее пищекомбината, тасканские пищевики прилагали все усилия для увеличения выпускаемой продукции.
В 1948 году на полях и в закрытом грунте подсобного хозяйства Тасканского пищекомбината был выращен обильный урожай овощей. Капусты собрано по 32 тонны с гектара при плане 18 тонн. Картофель, несмотря на неоднократные ночные заморозки, было собрано по 3,9 тонны с гектара, а турнепса — по 12 тонн. Общий сбор овощей и корнеплодов составил 158% плана.
В теплицах и парниках сняли 10 тонн помидоров и 2,5 тонны огурцов. Образцовая работа коллектива рабочих тепличного участка обеспечила урожай помидоров по 11 килограммов с квадратного метра.
Для снабжения трудящихся Дальстроя Тасканским пищекомбинатом было отпущено приискам, предприятиям речного флота и другим организациям 190 тонн свежей белокочанной капусты, 6 тонн картофеля, 19 тысяч пучков редиса и 7 тонн помидоров. Заложен семенной фонд картофеля.
Также успешно была проведена силами пищекомбината заготовка кормов. Было заготовлено 297 тонн сена и 167 тонн силоса.
В 1948 году директором Тасканского пищекомбината была Нина Дмитриевна Каменнова, главным бухгалтером — А. Яроцкий, председателем фабкома — В. Шапошников, начальником части нормирования труда — Ю. Синкевич.