Из истории Сусуманского района

Впервые упоминания о нынешнем Сусуманском районе мы находим в документах руководителя экспедиции Главного управления по исследованию рек Восточной Сибири 1928—1929 годов И.Ф. Молодых. Ему удалось собрать в архивах Якутской АССР, Главного управления Восточной Сибири в Иркутске, полицейского управления Колымы и других местах интересные сведения, которые приводят в своей книге «Там, где геологи прошли». Б.Г. Щербинин и В.В. Леонтьев: «Правительственное снабжение казаков и духовенства, — пишет в своем отчете И.Ф. Молодых, — пайками муки и крупы, а также в дальнейшем и всего населения порохом, свинцом и частично солью направлялось ответвлением Якутско-Охотского тракта через Хандыгу и Оймякон (верховья реки Индигирки) в «Вершину Колымы». Грузы доставлялись вьючно на лошадях до местности Эмтегей на реке Аян-Юрях (левый исток Колымы), откуда начинался сплав грузов на специально строившихся судах по реке Колыме до поселков Верхне- Средне- и Нижне- Колымска около 2100 километров… Установить точно год начала перевозок не смогли, но по-видимому, в самом начале второй половины XVIII столетия… Самое старое дело архива Колымского полицейского управления относится 1785 году и носит название «О Колымской вершине и сплаве из оной провианта».

Исследователь северной части Якутии барон Г.Л. Майдель в 1890 году выпустил карту верхнего течения Колымы и Индигирки, сняв копию с карты Генерального штаба России и дополнив ее расспросными данными местных жителей. Майдель отрицал наличие «плотбища» на Аян-Юряхе. И только И.Д. Черский в 1891 году в какой-то степени правильно отразил на своей карте местоположение притоков Колымы и Индигирки, но допустил несколько неточностей. И лишь экспедиция С.В. Обручева 1928—1929 годах правильно нанесла на карту реку Аян-Юрях и ее притоки. «Вблизи устья Эмтегея на левом берегу реки и ниже его на правом Сивцев (проводник Обручева) показывает нам рощи лиственниц, где казаки строили лодки для сплава по Колыме».

«Постройка судов начиналась в конце марта — начале апреля, то есть казаки должны были выезжать из Нижне- Колымска в конце января. Сколько груза вывозили ежегодно — неизвестно, но, по всей вероятности, до 4000 пудов. Расстояние же от Якутска до «Вершины Колымы» было не менее 1100 километров. Сплав по реке Колыме проводился на судах, имевших вид грузовых лодок, грузоподъемностью около 1200—1400 пудов. На каждое судно полагалось 10 человек команды – сплавщиков, так что при среднем ежегодном сплаве в 3-4 судна требовалось участие не менее сорока человек нижнеколымских казаков». Сплав из «Вершины Колымы» прекратился, как пишет И.Ф. Молодых, в 1831 году, когда на Больших Колымских порогах произошла авария, в результате чего погибли люди.

Возможно, что этот путь был известен якутам еще задолго до прихода русских землепроходцев, а в XVIII веке они стали активно продвигаться вместе с русскими на восток, осваивая новые земли.

По Аян-Юряху в XIX столетии проходил Оймяконо-Сеймчанский тракт, по которому издавна возили почту и другие грузы. Этот путь был намного короче, чем объездной через Верхоянский хребет — и бывший город Зашиверск на Индигирке. В 1901 году по этому тракту из Сеймчана в Якутск через Оймякон проехал колымский исправник Н.М. Березкин, чтобы определить пригодность его для перевозки больших грузов на Колыму. Ему же принадлежит первое упоминаний о поселке Берелёх и речке Сусуман: «…Вдоль реки Кухуман, – пишет Березкин, – дорога тянется на расстоянии верст сорок и приводит к реке Берелех, на которой живет поселившееся очень давно одно семейство оймяконских якутов. Этот пункт, служащий пристанищем для путников среди совершенно безлюдной местности, отстоит от урочища Таскан на расстоянии верст сто семьдесят…». Но Березкин посчитал этот путь труднопроходимым и забраковал его.

И все же в 1929 году по едва заметному Оймяконо-Сеймчанскому почтовому тракту от верховий Аян-Юряха до Лошкалаха и до Таскана прошел громадный караван из 88 лошадей с каюрами. Он вез груз Колымской экспедиции АН СССР, которой руководил С.В. Обручев.

При входе в долину Аян-Юряха в устье Лошкалаха геодезистом экспедиции К.А. Салищевым был поставлен астропункт, которым была увековечена тропа, по которой осуществлялась связь Якутска, Оймякона с Колымой. Тогда же современное написание «Сусуман» впервые появилось на маршрутной карте астронома — геодезиста К.А. Салищева.

Этой тропой или трактом в 30-е годы часто пользовались геологические партии треста «Дальстрой». В 1932 году долина Сусумана была подвергнута шлиховому опробованию партией Е.Т. Шаталова. Результаты работ 24-летнего геолога показали, что в бассейнах рек Сусуман и Берелёх есть россыпи золота. Позднее эти данные подтвердили геологические партии К.А. Шахварстовой, X.И. Калугина, А.Л. Лисовского и др. В устье ручья Еврашкалах на большой сухой лиственнице Шаталов сделал тогда затес и написал: «Город Су-суманск», как бы предвидя будущее этого места.

Но первыми строителями, которые заложили первые деревянные кладки Сусумана, были рабочие совхоза «Эльген» Северного горно-промышленного управления, образованного в 1935 году с центром в Хатыннахе. В конце лета 1936 года в поисках богатых сенокосных угодий они вошли в долину Сусумана, где и решено было заложить новую совхозную усадьбу. Таким образом совхоз «Сусуман» стал первым предприятием, прочно обосновавшемся в долине. В 1937 году новое хозяйство получило 3 тонны помидоров и 1 тонну огурцов. Тогда же, в августе 1937 года, организован первый золотодобывающий прииск «Мальдяк». В следующем промывочном сезоне наряду с «Мальдяком» заработали вновь образованные «Стахановец» и «Ударник». Главной рабочей силой приисков являлись заключенные, среди которых и находились репрессированные по статье 58 УК РСФСР. Все три прииска вошли в состав Северного ГПУ.

В эти же годы геологом Б.М. Вронским открыто крупнейшее на Колыме месторождение каменного угля, первоначально названное Эмтегейское. В 1937 году оно было переименовано в Аркагалинское (р. Аркагала приток р. Эмтегей). На карте геолога впервые появилось название «Кадыкчан».

Из поселка Спорный два трактора на санях привезли на 640 км строящейся трассы передвижные домики. В них прибыл отряд прораба Иорданского для строительства поселка автотранспортников Берелёх. Приказом по Дальстрою в пос. Берелёх была организована автобаза № 5, и началось регулярное сообщение Берелёх – Спорное. Построена посадочная площадка для приема грузов. 1 октября 1937 года в поселке создана «База дальних разведок» Северного ГПУ под руководством С.Д. Раковского. В этом же году на горе Морджот поставлена геодезическая веха геодезистом В.П. Брусенкиным.

На базе трех открытых приисков, ранее входивших в СГПУ: «Мальдяка», «Ударника» и «Стахановца», организовано новое Западное горно-промышленное управление с центром в поселке Сусуман. К этому времени впервые относится упоминание о Сусумане как центральной усадьбе поселке. До конца 1938 года образованы следующие прииски: «Еврашкалах», «Линковый», «Куранах-Сала», «Топкий», «Чай-Урья», «Контрандья». Таким образом, с 1938 года началось интенсивное строительство поселка.

Но так как поселок Берелёх был «переполненным», то для постройки нового поселка выбрали место на 3 – 4 км ниже по берегу речушки Талон, где были строения совхоза «Сусуман».  С этого времени Сусуман становится центром горной промышленности западного района области. Ведется строительство ремонтных мастерских, организованы Аркагалинская комплексная партия для проведения изыскательских работ по строительству ТЭЦ на Аркагале, шахтоуправление. Образован совхоз «Челбанья», расположенный в нескольких километрах от Сусумана, в 1940 году совхоз расширился за счет слияния совхозов «Баханчи» и «Челбанья», а в 1944 году организовано транспортное отделение нового совхоза «Андыгычан», которое в 1955 году влилось в совхоз «Челбанья». К концу этого же года стан совхоза перебазировался в село Озерное, где располагались домики дорожников. А на Челбанье стали добывать промышленное золото труженики прииска им. Фрунзе, выявленное в 1938 году геологом В. Джелали.

К весне 1939 года в поселке появился ряд новых построек: скотный двор, незаконченное здание ЗГПУ, маленькая баня, пекарня, несколько палаток, обложенных торфом. В одной из них и вышел первый номер четырехстраничной газеты политотдела Запада «Стахановец». Начато строительство клуба, стадиона, сдан в эксплуатацию участок Колымской трассы – Ягодное – Берелех, местного значения: Сусуман – Челбанья, Аркагала, Чай-Урьинская долина; построен мост через реку Берелёх, соединивший ремонтные мастерские (СРМЗ) с поселком, сдана автоматическая телефонная станция на 100 абонентов, заработало 50 радиоточек. Построены три двухэтажных деревянных дома и несколько длинных тесовых бараков, обтянутых брезентом. Бараки были холодными, в зимнее время ночами температура в них зачастую опускалась до 3 – 5 градусов ниже нуля.

В результате детальной разведки был выявлен ряд крупных месторождений, на базе которых организуются рудник «Куранах-Сала», прииски «Большевик», «Фролыч», имени Чкалова, «Светлый», «Челбанья», «Комсомолец».

В предвоенные годы расширяется строительство поселка Сусуман. Сдан в эксплуатацию двухэтажный Дом культуры, событие отмечено премьерой пьесы Тренева «Любовь Яровая». Сносятся многие палатки, с территории поселка перенесен скотный двор совхоза, пошли на слом маленькая пекарня и баня, сдается поликлиника, здание политотдела, жилые дома. Площадь в центре поселка была засыпана гравием. Открыта неполная средняя школа, почтово-телеграфное отделение, при РОНО НКВД по ЗГПУ организован отдел записи актов гражданского состояния, введена в строй Аркагалинская локомобильная электростанция, Берелёхская РЭС — самая крупная в то время в Западном управлении. На прииске «Стахановец» во время проходки на глубине 7,5 м найден бивень мамонта спиральной формы длиной 2 м 10 см.

В ноябре 1940 года приказом по Дальстрою в связи с увеличивающимися объемами работ на 1941 год на базе выделенных из Западного ГПУ приисков им. Чкалова, «Большевик», «Чай- Урья», «Фролыч», «Комсомолец» организовано Чай-Урьинское горнопромышленное управление с местопребыванием в поселке на устье реки Нексикан (23 километр Чай-Урьинской трассы). Начальником ЧУГПУ назначен Г.Л. Жаров, гл. инженером А.Г. Талаболин. В долине ручья Шальной возник поселок Верхняя Мяунджа. Накануне празднования 1 мая 1957 года поселок переименован в Первомайский.

За период 1941 – 1945 годов Западное и Чай-Урьинское ГПУ претерпевают ряд структурных изменений. Образуются новые прииски, реорганизуются и ликвидируются отработанные участки.

Приказом № 231 от 19 мая 1941 года начинается строительство прииска имени Фрунзе. Интересна история названия ручья и поселка Холодный, где располагался прииск. В 1936 году геолог 3.А. Арабей из геологопоисковой партии А.Л. Лисовского проводила опробования притоков р. Берелёх. В память о холодных днях, проведенных у ручья, неудаче (всего выявлено два знака золота) 3. Арабей назвала ручей Холодным. Официальным месяцем открытия прииска считается июнь 1941 года. Директором была назначена Е.Н. Орехова. Введен в действие Аркагалинский завод огнеупоров, западный район стал выпускать свой кирпич. Посадочная площадка стала аэропортом Берелёх – промежуточным портом между Оймяконом и Сеймчаном при перегоне самолетов из Аляски (США) через Чукотку – Якутию – Красноярский край на фронт по ленд-лизу.

Июнь 1941 года для жителей Сусумана начался со стихийных паводков, вода прибывала в ключах и по всей реке Берелёх. Но стихия отодвинулась на задний план, когда поздно вечером 22 июня (а по другим данным через 5 дней) сусуманцы услышали слово «война». Во всех поселках ЗГПУ и ЧУГПУ состоялись митинги. Сотни рабочих, ИТР, геологов стали обращаться в политотделы ГПУ с просьбой призвать их в армию. Но только редактору политотдельской газеты А.А. Акопяну и нескольким имевшим важные военные специальности разрешено выехать с Колымы. Всем остальным предложено помогать фронту своим упорным трудом. Самым популярным лозунгом у горняков стал «Каждый грамм металла — это снаряд по врагу».

1 июля 1942 года по просьбе коллектива прииск «Фролыч» переименовывается в прииск «Октябрьский» Чай-Урьинского ГПУ. 20 ноября 1942 года недалеко от разреза «Тал-Юрях» из-за обледенения самолета и сложных погодных условий погиб экипаж капитана И.А. Ковылина, совершавший переброску самолетов из США на фронт. Уже в 70-е годы благодаря поиску инициативной группы жителей Кадыкчана были установлены имена погибших, разысканы родственники летчиков и в 1971 году по инициативе работников шахты «Кедровская» Н. Курицына, Е. Шумкова, Н.С. Бутылина и других был построен и установлен обелиск на месте гибели самолета. Летчики И.А. Ковылин, Д.М. Михасев, Н. Борискин захоронены в поселке Аркагала-Угольная.

В 1944 году прииски Дальстроя посетил вице-президент США Генри Уоллес. Побывал он и у горняков Запада, в совхозе «Сусуман». В этом же году на Аркагале образована Центральная мерзлотная станция Дальстроя. На вновь открытых россыпных месторождениях реки Контрандья, левого притока р. Аркагала, организован прииск «Пограничный», на базе которого в 1946 году создан участок, вошедший в состав прииска им. 25 лет Октября. С 1944 года началось применение на горных работах бульдозеров сначала импортного, а затем и отечественного производства. В конце войны при подготовке полигонов к взрывным работам начинают применяться станки типа ДР-30 и ФМ-2, формироваться дражный флот промышленного управления.

В январе 1945 года закончено строительство высоковольтной электростанции Нексикан – прииск им. Фрунзе – Челбанья. Продолжаются работы второй очереди по строительству высоковольтной линии до Сусумана, Аркагалинская районная электростанция преобразована в Аркагалинский электрокомбинат Дальстроя. В апреле 1945 года на прииске «Комсомолец» началось строительство нового клуба на 250 мест. Указом № 529 по Дальстрою участок «Нексиканский» прииска «Октябрьский» Чай-Урьинского ГПУ выделен в самостоятельный прииск.

В годы Великой Отечественной войны и ЗГПУ и ЧУГПУ внесли весомый вклад в золотодобычу Дальстроя. Не менее шести тысяч вольнонаемных и заключенных, работавших в этих горнопромышленных управлениях, были награждены самыми высокими правительственными наградами. Часть из них была удостоена медалей «За Победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.».

Послевоенные трудности, снижение эффективности работы геологической службы и общей золотодобычи привели к расформированию Чай-Урьинского ГПУ, и 6 ноября 1946 г. приказом № 097 по Дальстрою оно было ликвидировано, все его прииски вошли в состав Западного управления. К концу 1946 года на территории Сусуманского района вели золотодобычу 20 приисков. В целях концентрации работ и сокращения административно-хозяйственных расходов прииск «Большевик» объединяется с прииском «Чай-Урья» с центром на «Большевике».

С развитием связи и транспортных средств был механизирован ряд технологических процессов горных работ: внедрены первые экскаваторы ППГ-1,5, «Воронежец», «Рабочий металлист», бульдозеры фирмы «Катерпиллар» и другое оборудование.

В послевоенный период Сусуман продолжает строиться, все более обретая черты современного поселка городского типа. Приказом по Западному управлению в 1947 году утверждена схема разбивки территории Сусу- мана на кварталы и присвоены наименования улицам: Центральная, Почтовая, Набережная, Полевая. В ознаменование 100-летия со дня смерти писателя Н.В. Гоголя в 1952 г. улица Полевая переименована в улицу Гоголя.

Была проведена большая работа по озеленению поселка, перед каждым домом высаживались тополя, разбивались цветочные клумбы. Даже пустыри, не занятые индивидуальными огородами, были вспаханы и засеяны травами. За клубом, где располагался большой участок, богатый древесными насаждениями, вновь начали возводить спортивный центр, завершению которого помешала война. Оборудовали баскетбольную, волейбольную, городошную площадки, беговую дорожку и в июне 1946 года состоялось открытие сусуманского стадиона. А лес, окружавший его, силами сусуманцев был превращен в парк с аллеями, беседками.

В 1947 г. открыты курсы горных мастеров, которые в 1950 г. преобразованы в учебно-курсовой комбинат. 19 сентября 1949 года в составе ЗГПУ появилась первая драга, вступившая в строй на прииске имени Фрунзе. С 1950 г. прекратилась ручная вскрыша в летний период. 23 прииска ведут добычу золота и три прииска — добычу олова. 3 февраля 1950 г. центральные ремонтно-механические – мастерские ЗГПУ реорганизуются в Сусуманский ремонтный завод горного оборудования с подчинением ЗГПУ. Директором завода утвержден В.С. Таширов. Введены в эксплуатацию гостиница «Морджот», кинотеатр «Тайга», открылась школа-семилетка в поселке Берелех, начальная школа в пос. Старый Кадыкчан, заработал дом отдыха «Полярный», открыта новая средняя школа по улице Ленина, началось строительство новых жилых домов в п. Мяунджа и Центральный.

Приказом по Дальстрою № 589 предусмотрено сохранить для работы в 1951 г. не менее 302 приборов: Западное ГПУ – 110 приборов, Тенькинское – 50, Индигирское – 40, Северное – 60, Чаун-Чукотское – 26, Юго-Западное – 16. В целях более равномерного распределения между горными управлениями объемов горных работ и добычи основной продукции по состоянию на 1 января 1951 г. решено передать из Западного ГПУ в Северное прииски «Верхний Дебин», имени Калинина, «Тангара», в Индигирское ГПУ – прииск «Дальний». В 1952 году прииск «Стахановец» присоединен к прииску «Ударник». Закрыты женский лагерь «Желанный», на котором работали строители Челябинска-40, «особый контингент», привезенный в 1949 г., и лагерь на Кадыкчане (1956 г.).

3 декабря 1953 года Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено Представление Президиума Верховного Совета РСФСР об образовании в составе РСФСР Магаданской области с центром в городе Магадане. В состав Магаданской области включить: город Магадан, Среднеканский, Ольс-кий, Северо-Эвенский, Сусуманский, Тенькинский, Ягоднинский районы и Чукотский национальный округ, выделив их из состава Хабаровского края. Тогда же преобразованы в поселки городского типа и населенные пункты: Адыгалах, Большевик, Кадыкчан, Нексикан. А в 1954 году созданы сельские и поселковые советы: Сусуманский, Нексиканский, Большевистский, Аркагалинский, Адыгалахский, Широкинский. С 1953 года начинается строительство домов по улице Советской, ранее на этом, месте находилось болото и пустырь.

В эти годы в строй вступил первый агрегат Аркагалинской электростанции, сдано в эксплуатацию здание детского сада в пос. им. 25 лет Октября, открыт пионерский лагерь в поселке «Ясная поляна», на Мяундже построено двухэтажное здание больницы.

При исполнении служебного долга 27 июня 1955 года погиб младший сержант милиции Павел Комарецкий. В 1974 г. ему установлен памятник у здания милиции по улице Советской. Автор памятника — магаданский скульптор О.Е. Жилков. А в 70-е годы новому микрорайону города, построенному в лесном массиве недалеко от реки Берелех, было присвоено имя Павла Комарецкого. В 1998 году П. Г. Комарецкому исполнилось бы 70 лет.

В 1955 году население района составляет 31,8 тыс. человек, в пос. Сусуман — 12,4 тыс. человек.

После образования Магаданской области ЗГПУ вновь претерпело ряд реорганизаций. Начавшаяся в стране перестройка привела к принятию Верховным Советом СССР 10 мая 1957 года специального закона, согласно которому был организован Магаданский совнархоз…

В 1985 году в Сусуманском районе в творческой командировке находился московский писатель-сатирик О. Волин, автор широко известной песни «Колымская трасса». На память сусуманцам он оставил стихи.
Сусуман.

ОТ СУСУМАНА ДО МАГАДАНА.

Тяжелая трасса, знакомая многим,
Но, видно, с годами она все трудней.
Ведь жизнь наша, в принципе, та же дорога,
И много аварий бывает на ней.

Но мы мчимся сквозь снег и туманы,
Не страшны нам холодные ветры.
От Сусумана до Магадана
Пустяки — 600 километров…

Несутся по трассе КамАЗы, БелАЗы
И ночью, и утром, и в праздник, и в будни.
Несметны земли сусуманской богатства,
Но главное — это, конечно же, люди.

Но мы мчимся сквозь снег и туманы,
Не страшны нам холодные ветры.
От Сусумана до Магадана
Пустяки — 600 километров…

Ах, нам бы немножко тепла на дорожку,
Тепла отношений и солнца тепла.
Хорошую песню или гармошку,
Чтоб песня до самого сердца дошла.

Но мы мчимся сквозь снег и туманы,
Не страшны нам холодные ветры.
От Сусумана до Магадана
Пустяки — 600 километров…

По материалам газеты «Горняк Севера».