Л-12, Б-12, УТС-11 Тип «Л» XI серии

l-12-8

ПЛ Б-12 типа «Л» XI серии.

1934 год 

10 июня 1934 года заложена на заводе №198 в г. Николаев. Планировалась к наименованию «Молотовец».

15 сентября 1934 года получила литерно-цифровое наименование Л-12.

Секциями перевезена по железной дороге на Дальний Восток.

1935 год 

12 июня 1935 года перезаложена на заводе №199 (Амурверфь) в г. Комсомольск-на-Амуре (на стапеле 2 временной верфи на берегу Большого Силинского озера).

1936 год 

7 ноября 1936 года спущена на воду.

1937 год 

16 июня 1937 года  выведена в акваторию, для подготовки к переходу на «Дальзавод».

22 июля 1937 года  начало буксировки совместно с ПЛ Л-11 на понтонах до г. Николаевск-на-Амуре, откуда уже своим ходом ПЛ прибыли в г. Владивосток на достройку и испытания на «Дальзаводе».

1938 год 

9 декабря 1938 года подписан приемный акт. Вступила в строй.

10 декабря 1938 года вошла в состав ТОФ. Зачислена в 42-й ДнПЛ 6-й Морской Бригады (с 03.09.1939 – 4-я БрПЛ) ТОФ с базированием на бухту Золотой Рог (г. Владивосток).

1939 год

Подчинена командованию 41-го ОДнПЛ (с 11.02.1941 – 3-й ОДнПЛ) ТОФ с базированием на бухту Тарья (пос. Лахтактный).

Осенью 1939 года совместно с ПЛ дивизиона прошла Беринговым морем в бухту Эмма на северо-востоке Чукотки. После отдыха экипажа в порту Провидения обогнула северо-восточную оконечность Азии и вошла в Чукотское море. После остановки в поселке Уэлен вернулась к месту базирования.

1940 год осень – 1943 год июль

Базировалась на бухту Тарья (пос. Лахтактный).

1943 год 

5 июля 1943 года подчинена командованию 5-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ТОФ и перебазирована на бухту М.Улисс (г. Владивосток);

1943 год 10 июля – 194? год

Прошла средний ремонт на судостроительном заводе №202 в г. Владивосток;

1945 год 19-28 августа

10 мая 1945 года переформирована в состав 5-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ТОФ с базированием на бухту М. Улисс (г. Владивосток).

19 августа 1945 года в 20.15 вышла на позицию «Б» в район порта Румой (о-в Хоккайдо), с целью срыва эвакуации японских войск с Южного Сахалина. 22 августа в 04.10 заняла указанную позицию. Лодка трижды обнаруживала противника, но в двух первых случаях в атаку выйти не смогла. В третий раз ПЛ вышла в атаку на транспорт 22 августа  в 05.11. Первые три торпеды прошли мимо. Через семь минут лодка повторила атаку и добилась попадания 1 торпеды в кормовую часть транспорта. Через 1,5 минуты транспорт погрузился. Командир доложил о потоплении транспорта в 4000 брт. Потоплен японский транспорт «Ogasawara Maru» в 1404 брт (в некоторых источниках объектом атаки указывается корабль береговой обороны «№75» (745 брт)). Через несколько часов лодка обнаружила конвой противника в составе 1 транспорта, сторожевого корабля и 6 сторожевых катеров. В 17.41-18.28 ПЛ попыталась выйти в атаку, но в результате почти часового маневрирования, была обнаружена кораблями экскорта и атакована ими. Корабли противника сбросили на лодку 5 глубинных бомб. В результате разрывов была оборвана антенна радиоприемника, радиовводы и некоторые сальники начали пропускать воду. В 21.29 не смогла атаковать другой конвой, в составе которого обнаружен транспорт в 1500 тонн водоизмещением, с дистанции 12 кбт. из-за опасения промахнуться. 27 августа 1945 года ПЛ начала возвращение в г. Владивосток, 28 августа прибыла в бухту Золотой Рог.

1947 год 

12 февраля 1947 года в составе соединения переформирована в состав 5-го ВМФ.

16 июля 1947 года в составе дивизиона перечислена в состав 5-й БрПЛ КчВФл 7-го ВМФ с базированием на бухту Тарья (пос. Лахтактный).

1949 год 

12 января 1949 года отнесена к подклассу больших подводных лодок.

10 июня 1949 года переименована в Б-12.

1949 год 6 сентября – 1951 год 31 июля

Прошла капитальный ремонт на ССЗ №202 в г. Владивосток. Входила в состав ДнРПЛ (с 29.08.1950 – 52-й ДнСРПЛ) при ОРДК (с 29.08.1950 – 49-й ОСРК, с 29.08.1950 – 79-я БрСРК) 5-го ВМФ.

1951 год 

В апреле 1951 года переформирована в состав 91-й БрПЛ 16-й ДиПЛ КчВФл 7-го ВМФ (с 23.04.1953 – ТОФ) с базированием на бухту Тарья (г. Петропавловск-Камчатский).

Летом 1951 года в конце лета приняла участие во флотском учении, которым руководил командующий ТОФ адмирал И.И. Байков. Задачей ПЛ было: выйти в северную часть Берингова моря, занять позиции и вести разведку с целью выдачи информации для наведения ударных сил флота на надводные корабли «противника». Однако сроки развертывания участвующих в учениях сил скорректировал тайфун. Только на четвертый день учений лодке удалось засечь силуэты кораблей отряда «противника». Наблюдении за отрядом с ПЛ велось в течении 12 часов на пределе видимости.

С 17 по 26 ноября 1951 года совместно с ПЛ Б-10 совершила штурманский переход по маршруту: Петропавловск-Камчатский – мыс Африка – мыс Столбовый – Петропавловск-Камчатский. Пройдено 1108 миль, решено более 200 астрономических задач.

1953 год 

28 августа 1953 года переформирована в состав 182-й БрПЛ 16-й ДиПЛ (с 01.07.1955 – 10-я ДиПЛ) КчВФл ТОФ с базрованием на бухту Тарья (г.Петропавловск-Камчатский).

Осенью 1953 года обеспечивала испытания новой системы регенерации воздуха на ПЛ Б-11: охрана района, поддержка связи с командиром лодки, лежащей на грунте, доклады о ходе испытаний командованию соединений.

1955 год – 1956 год

Прошла ремонт в г. Владивосток. На время ремонта подчинена командованию 52-го ДнСРПЛ 79-й БрСРК ТОФ (с 09.1956 – в составе 4-й БрУСПЛ ПС ТОФ).

1956 год

Выполнила задачи боевой службы.

1959 год 

20 февраля 1959 года выведена из боевого состава, разоружена, переформирована и перестроена в УТС.

13 марта 1959 года переименована в УТС-11.

1964 год 

Перечислена в состав 171-й ОБрПЛ ТОФ и поставлена на прикол в бухте Нагаево (г. Магадан). Так описывает УТС-11 Алексей Власенко во время службы в 171 бригаде: «Минные трубы были заглушены при переоборудование Л-12 в УТС.  В носовой части находилось 6 торпедных аппаратов. Три торпедных аппарата по левому борту были демонтированы и заглушены. Основной вход был сделан на месте торпедопогрузочного люка первого отсека. Второй вход через боевую рубку (запасной). Для удобства прохода надстройка  боевой рубки была срезана. УТС помимо своего основного назначения использовалась как плавпирс для швартовки судов дивизиона охраны водного района..».

1983 год 

28 сентября 1983 года исключена из списков судов ВМФ, но оставлена в ведении 171-й ОБрПЛ КТОФ.

1984 год

9 апреля 1984 года расформирован экипаж.

1986 год

В 1986 году корпус ПЛ уложен в основание строящегося каменного мола в бухте Нагаева.

Командиры:

1. Касатонов В.А. (28.03.1937-20.01.1938)
2. Петров Л.Г. (11.1937-06.1938)
3. Романенко С.И. (27.11.1938-21.11.1940)
4. Комаров В.И. (21.11.1940-10.09.1942)
5. Шелганцев П.З. (30.10.1942-30.01.1948)
6. Егоров Г.М. (14.12.1950-24.01.1953)
7. Осипенко Л.Г. (01.1953-07.1955)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *