Плавбаза «Север»

Экипаж ПЛ 171 бригады на фоне своей плавбазы «Север». Июнь 1968 года.

Экипаж ПЛ 171 бригады на фоне своей плавбазы «Север». Июнь 1968 года.

Проект «Анадырь»

К своеобразному переходному типу между грузовыми и грузопассажирскими судами относились построенные в 1929—1933 годах на Балтийском заводе пятью сериями (по две единицы в каждой) пароходы типа «Анадырь».

Список судов:

Название Год постройки
Север 1930
Сахалин 1930
Анадырь 1931
Сучан 1931
Смоленск 1931
Свердловск 1931
Сталинград 1932
Хабаровск 1932
Саратов 1932
Казань (Красная газета) 1932

По некоторым данным для Дальневосточной северной линии предназначались 4 судна: «Анадырь», «Север», «Сучан», «Смоленск». Остальные вошли в состав различных ведомств и пароходств.

При значительной грузоподъемности суда рассчитывались на перевозку пассажиров с ограниченным комфортом. Места 3-го класса при этом оборудовались в твиндеках.

Схема грузопассажирского парохода типа «Анадырь».

Схема грузопассажирского парохода типа «Анадырь».

Пароходы типа «Анадырь» были двухпалубными и имели классическую трехостровную архитектуру с избыточным надводным бортом. Для набора корпуса судов этого типа применялась сварка. На последней серии она достигала 10 процентов от общего числа корпусных конструкций.

На судах использовалось много отечественных технических новинок, например шлюпбалки типа Велина и Иолко, цельнотянутые грузовые стрелы грузоподъемностью 3 и 5 тонн. Стрелы располагались таким образом, что могли работать на 2 трюма. Из оригинальных конструкций следует отметить гибкие цепные приводы для клинкетных дверей.

В трюмных системах все чугунные стаканы и колена заменялись сварными из газовых труб, что позволяло сэкономить до 300 процентов металла, в том числе и цветного. В отоплении применялись отечественные грелки, за счет которых экономили до 35 процентов трубопроводов.

В силовой судовой установке использовался так называемый сдвоенный компаунд — усовершенствованный тип паровой машины, суда снабжались упорными подшипниками Митчела, свободными от недостатков многогребенчатых подшипников. Устанавливались отечественные рулевые устройства вместе с рулевыми машинками систем инженера Поппа.

Они имели достаточно сильные ледовые подкрепления корпуса, удачный главный двигатель (паровая машина тройного расширения мощностью 1500 л. с.) и успешно эксплуатировались в арктических условиях.

Удачные обводы и ледовые подкрепления корпуса позволяли эксплуатировать их и в условиях Арктики. Пароходы типа «Анадырь» оказались лучшими судами ледового плавания 30-х годов. Суда этой серии почти ежегодно ходили в Арктику.

Пароходы типа «Анадырь» - «Сучан» и будущая плавбаза ТОФ «Север».Пароходы типа «Анадырь» – «Сучан» и будущая плавбаза ТОФ «Север».

«Анадырь», «Север», «Сучан» были участниками особой Северо-Восточной полярной экспедиции 1932—1933 годов. «Сталинград» и «Смоленск» в 1934 году участвовали в экспедиции по спасению челюскинцев.

В 1935 году пароходы «Анадырь» и «Сталинград» совершили сквозное плавание с востока на запад по Северному морскому пути.

Многие из них оставались в строю до начала 60-х годов. Пароход «Хабаровск», переоборудованный для пассажирского флота Камчатского пароходства, поддерживал перевозки на линиях Петропавловск — Озерновский — Палана; Петропавловск — Усть-Камчатск — Пахача.

Пароход «Сталинград» погиб во время плавания в военных конвоях в 1942 году.

Мобилизованные в ТОФ

Подводные лодки V серии у борта плавбазы «Саратов». 1933-1934 года.Подводные лодки V серии у борта плавбазы «Саратов». 1933-1934 года.

Из 10 судов этой серии в ВМФ было мобилизовано три парохода:

  • «Саратов»  в 1933 году включен в состав Морских сил Дальнего Востока в качестве самоходной плавбазы 1-й бригады подводных лодок.
  • «Смоленск» 8 декабря 1941 года вошел в состав ТОФ в качестве самоходной плавбазы. Первоначально обеспечивал действия торпедных катеров, а с 22 ноября 1942 года – подводных сил флота.
  • «Север» был мобилизован в июле 1941 года и вошел в состав ТОФ в качестве самоходной плавбазы.

Плавбаза «Север»

Водоизмещение 6000 т. Размерения 100.49х14.05х6.02 м. ГЭУ котломашинная, 1500 л.с. Скорость 10.5/8 узлов, дальность 4032 мили. Экипаж 132 чел.

Построен в 1930 г. Мобилизован в июле 1941 г. и вошел в состав ТОФ в качестве самоходной плавбазы. Участвовал в Курильской десантной операции 18 августа 1945 года, в частности – высадка десанта на остров Шумшу.

Старшина 1 статьи Николай Вилков

Десантный батальон, сформированный в основном из личного состава плавбаз «Саратов» и «Север», участвовал в штурме и освобождении острова Шумшу.

18 августа 1945 года произведена высадка десанта на остров Шумшу. 

Старшина 1 статьи плавбазы «Север» Вилков Николай Александрович.Старшина 1 статьи плавбазы «Север» Вилков Николай Александрович.

Именно в этом десанте совершил свой подвиг старшина 1 статьи плавбазы «Север» Николай Вилков. На плавбазу «Север» Вилков пришел служить перед войной. Во время высадки десанта на остров Шумшу, находясь в рядах десанта, героически погиб во время штурма высоты 171, господствующей над местностью (это была ключевая позиция японцев).

Наградной лист на старшину 1 статьи плавбазы «Север» Вилкова Николая Александровича.

Николай Вилков во время штурма высоты закрыл собой правую часть амбразуры дота, повторил подвиг А. Матросова. Спустя секунды его подвиг повторил Ильичёв П.И. закрывший собой левую амбразуру. Дот замолчали моряки поднялись в атаку…

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года старшине 1 статьи Вилкову Николаю Александровичу и Петру Ивановичу Ильичеву было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Герои-дальневосточники были похоронены на острове Шумшу.

Приказ Командующего Военно-Морским флотом Адмирала Флота Н. Кузнецова № - 0242, 30 июня 1950 года О зачислении навечно в списки личного состава плавучей базы «Север» Героя Советского Союза Вилкова Николая Александровича.Приказ Командующего Военно-Морским флотом Адмирала Флота Н. Кузнецова № – 0242, 30 июня 1950 года О зачислении навечно в списки личного состава плавучей базы «Север» Героя Советского Союза Вилкова Николая Александровича.

В 1950 году Николай Вилков был навечно зачислен в экипаж плавбазы «Север».

Экипажи «Север» берегли память о подвиге Николая Вилкова – на корме плавбазы был транспарант, посвященный Вилкову, затем на плавбазе был создан музей.

На корме плавбазы «Север».На корме плавбазы «Север».

Из рассказа Владимира Мячина (1964-66) : «На этой же плавбазе служил в свое время герой Советского союза Вилков – на корабле висел транспарант: «Вы входите на корабль, на котором служил герой Советского союза Вилков». Нам показывали помещения, где он работал и отдыхал, рассказывали о нем и его подвиге…».

Из рассказа Андрей Гауза (1985 год): «При этом на надстройке была медная, всегда отдраенная до блеска, табличка с надписью, повествовавшей о том, что корабль этот принимал участие в японской войне и еще, что на нем служил Герой Советского Союза, старшина 1-й статьи … фамилию я к сожалению, не запомнил…».

Из рассказа Дмитрия Гвоздева (после летней автономки в 1982): «Также на «Севере» был музей, посвященный Вилкову и его подвигу…».

После войны

31 июля 1946 года начались работы по передаче плавбазы «Север» в распоряжение Министерства Морского флота СССР. Но плавбаза не была передана гражданским и продолжила свою службу в ТОФ.

ПБ «Север» числится в 5-ой бригаде, 9-ом дивизионе ПЛ.

Плавбаза торпедных катеров «Север». Март 1954 года.Плавбаза торпедных катеров «Север». Март 1954 года.

Приказом Военно-Морского Министра 9 сентября 1947 года формируется 3-я бригада торпедных катеров, а 6 сентября 1948 года в состав 3-й бригады торпедных катеров передаётся ПБ «Север».

На заднем плане видна плавбаза торпедных катеров «Север». Апрель 1954 года.

На заднем плане видна плавбаза торпедных катеров «Север». Апрель 1954 года.

В составе 3 БТК (89 БТК) плавбаза «Север» находилась, по крайней мере, до весны 1954 года. Тактический номер плавбазы – 201.

Залив Владимир. Плавбаза «Север» с пришвартованной лодкой.

Залив Владимир. Плавбаза «Север» с пришвартованной лодкой.

В январе 1962 года плавбаза «Север» (уже в качестве плавбазы подводных лодок) принимала участие в рейдовом сборе  6 эскадры подводных лодок в заливе Владимир (Приморье).

В начале ноября 1962 года плавбаза была введена в состав 171 бригады. 3 ноября 1962 года 171-я БПЛ 6-й эскПЛ передислоцирована из бухты Находка в бухту Нагаева для освоения нового места базирования в Охотском море. И плавбаза «Север» прибыла на свое новое место службы – в бухту Нагаева. Плавбаза пришла первой к месту своего нового базирования и ошвартовалась у пирса Морпорта. Через несколько дней прибыли первые три подводные лодки бригады и ошвартовались у борта плавбазы «Север».

Через несколько дней, плавбазу перевели на постоянное место стоянки на Марчекан. Плавбаза встала не далеко от рыбозавода «Днепр», с левого борта пришвартовались подводные лодки. Так началась служба 171 ОБрПЛ на новом месте – в бухте Нагаева.

Из книги «Записки рядового адмирала А. Усова: «Плавбаза «Север» пришвартовалась кормой к оконечности мола с отдачей обоих якорей для большей устойчивости. Лодки швартовались к обоим ее бортам.

Наша плавбаза «Север». На снимке изображён беспокойный момент, связанный с переходом к северной стороне бухты для бункеровки.

Плавбаза «Север». На снимке изображён беспокойный момент, связанный с переходом к северной стороне бухты для бункеровки.

Старый пароход-угольщик, доживающий свой век, когда-то элементарно переоборудованный для обеспечения подводных лодок, ежемесячно нуждался в пополнении запасов топлива. Погрузка угля осуществлялась у единственного топливного причала Магаданского торгового порта. Он находился на противоположном берегу бухты. Для этого каждый месяц лодки отходили на рейд, вставали на якоря и около суток ждали возможности подойти к своей благодетельнице.

В период ледостава, особенно в суровые зимы, плавбаза без ледокольного обеспечения к топливному причалу пройти не могла, и личный состав всей бригады занимался погрузкой угля на плавбазу с грузовиков мешками…».

Из воспоминаний В. Брыскина: «Небольшие причалы, где швартовались редкие рейсовые суда (там же происходила перегрузка поступающего в Магадан угля и грузов, отправляемых «на материк»), не предназначались для нас, и поэтому вскоре мы перешли в южную часть бухты и ошвартовались к плавбазе «Север», надёжно поставленной на оба якоря кормой к стенке.

Часть экипажа С-365 во главе командиром капитаном 2 ранга Богдановым, слева от него штурман - Гринько В.Е., справа старпом Смирнов В., Лупша. Плавбаза «Север», ориентировочно - 1968 год.

Часть экипажа С-365 во главе командиром капитаном 2 ранга Богдановым, слева от него штурман – Гринько В.Е., справа старпом Смирнов В., Лупша. Плавбаза «Север», ориентировочно – 1968 год.

Стареющий пароход стал нашим центром жизни: в его кубриках и каютах разместились экипажи кораблей и штаб бригады, из вспомогательного котла поступал пар для отопления лодок, а при надобности дизели плавбазы подзаряжали наши аккумуляторные батареи…».

На борту плавбазы «Север».

На борту плавбазы «Север».

Из воспоминаний Владимира Мячина: «Наша плавбаза «Север» была водоизмещением 6-7 тысяч тонн, бывший гражданский тихоходный пароход. Со стороны он смотрелся как обычный гражданский пароход, внешне ничего не напоминало о его боевом назначении. Даже на борту во время моей службы был нанесен не тактический номер, а просто название судна – СЕВЕР.

На плавбазе «Север» жили не только экипажи ПЛ, но и базировалось командование бригады.

Гости на борту плавбазы «Север».

Гости на борту плавбазы «Север».

Нашу бригаду посещало не только руководство из КТОФа, но и частыми гостями было руководство города и области, проводили экскурсии по плавбазе и лодкам…».

Пришвартована С-365, бортовой 198, к плавбазе «Север» бортовой номер 954.

Пришвартована С-365, бортовой 198, к плавбазе «Север» бортовой номер 954.

За время службы плавбазы в 171 бригаде я не нашел ни одного подтверждения, что «Север» покидал бухту Нагаева. Все его путешествия ограничивались переходами на другую сторону бухты для загрузки углем.

Праздник в бригаде. Флаги расцвечивания и огни говорят о то, что это значимый день. На фото видна плавбаза «Север».

Праздник в бригаде. Флаги расцвечивания и огни говорят о то, что это значимый день. На фото видна плавбаза «Север».

За время службы в бригаде плавбаза «Север» носила тактические номера – 943 и 954.

Покинул 171 ОБрПЛ и бухту Нагаева ветеран осенью 1969 года после того, как экипажи лодок переселились в новую казарму «Пентагон» на берегу.

ПКЗ-122 (бывшая плавбаза «Север»).

ПКЗ-122 (бывшая плавбаза «Север»).

Осенью (ноябрь)  1971 года плавбаза «Север» была уже в акватории Северного судоремонтного завода города Советская Гавань. бывшая плавбаза была переведена в разряд плавучей казармы, где проживали экипажи ремонтирующихся судов и подводных лодок, и получила тактическй номер – 122. Здесь пароход-ветеран и провёл последние годы своей службы.

Из сообщения форума: «Прислонившись правым бортом к огромному доку, также на воде и на вечном приколе, совсем как «Аврора» стояла неходячая плавбаза «Север», которая была и штабом дивизиона ремонтирующихся кораблей, и казармой военнослужащим..».

Уже после вывода ПБ «Север» из состава 171 ОБрПЛ, подводники бригады ещё не один раз встречались с ветераном.

В 1972-1973 годах, когда С-365 проходила ремонт на Северном заводе в Советской Гавани, экипаж лодки жил на бывшей плавбазе 171 бригады – ПКЗ-122 (плавбазе «Север»).

Летом 1976 в Советской гавани на ПКЗ-122 (плавбазе «Север») во время ремонта подводной лодки жил экипаж С-286. В это время ветеран ещё находился на плаву и был пришвартован к доку.

Экипаж С-286 во главе с командиром лодки капитаном 3 ранга Бабушкиным на палубе плавбазы «Север». Советская гавань, 1976 год.

Экипаж С-286 во главе с командиром лодки капитаном 3 ранга Бабушкиным на палубе ПКЗ-122. Советская гавань, 1976 год.

В 1982 году после автономного плавания и находясь в ремонте на ПКЗ-122 (плавбазе  «Север») жил экипаж С-221. Так об этом рассказывает Дмитрий Гвоздев: «После летней автономки в 1982 С-221 стояла на ремонте в Северном заводе  в Советской Гавани и экипаж жил на плавбазе «Север». Плавбаза использовалась в качестве плавучей казармы. По словам экипажей, которые жили на ней,  ветеран стоял там как минимум года два, 1981 и 1982 – точно…

Что происходило с «Севером» в предыдущие годы – неизвестно, но ветерану сильно досталось от времени, моря и людей. К тому времени, когда на нем обитал экипаж С-221, у почтенного ветерана отсутствовала корма вместе с гребным винтом. Тем, что осталось от кормы, плавбаза была уперта в берег и пришвартована как минимум шестью тросами.

На нашей плавказарме на надстройке была медная, всегда отдраенная до блеска, табличка с надписью, повествовавшей о том, что корабль этот принимал участие в японской войне и еще, что на нем служил Герой Советского Союза, старшина 1-й статьи Николай Вилков. Также на «Севере» был музей, посвященный Вилкову и его подвигу…».

Экипаж С-221. Перекур после ужина на палубе плавбазы «Саратов».

Перекур после ужина на палубе ПКЗ-122. Моторист Степанов Евдоким Никитович (Удмуртия), радиометрист Гвоздев Дмитрий Николаевич (Самара), торпедный электрик Суворов Юрий (Сергиев Посад),  Смирнов Алексей. Сидит крайний слева рулевой (фамилии не помню), трюмный Разумов Николай,  электрик Турлагулов Жексанбек. С-221, Советская гавань, 1982 год.

Из рассказа видно, что к 1981 году ПКЗ-122 (плавбаза «Север») была уже не на плаву и частично вытащена на берег. Также ветеран лишился части кормы и гребного винта.

Весной 1985 года уже экипаж С-328 жил на ПКЗ-122. Так об этом рассказывает Андрей Гауз: «Офицеры и мичманы проживали в городе, на лодке была вахта – для охраны оборудования, а экипаж жил на древнем корабле непонятного предназначения, который стоял кормой на берегу, а нос был в воде. Так же присутствовал крен то ли на левый, то ли на правый борт, не помню уже, да и не важно…

При этом на надстройке была медная, всегда отдраенная до блеска, табличка с надписью, повествовавшей о том, что корабль этот принимал участие в японской войне и еще, что на нем служил Герой Советского Союза, старшина 1-й статьи … фамилию я к сожалению, не запомнил…».

Плавбаза «Север» была сдана для демонтажа и разделки на металл в 1994 году. Так закончила свой путь плавбаза, в общей сложности прослужив на ТОФ  53 года.