С-288, РЗС-445, ПЗС-72 (проект 613). Служба в 171 ОБрПЛ

 

ПЛ С-288 проекта 613 (дальняя) у ПКЗ. Фотография из архива Полухина Е.

ПЛ С-288 проекта 613 (дальняя) у ПКЗ. Фотография из архива Полухина Е.

1962 год

3 ноября 1962 года в составе 3-х ПЛ 171-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ (с 20.04.1963 – 171-я ОБрПЛ) ТОФ перебазирована на бухту Нагаева (г. Магадан).

1963 год

В феврале 1963 года учение по выходу подводной лодки подо льдом из бухты Нагаева на расстояние 100 миль. Проверка командира по элементам курсовых задач №2 и №3,  по управлению подводной лодкой во всех случаях плавания.

Охотское море. 1963 год. Проводка С-288 за ледоколом.

Охотское море. 1963 год. Проводка С-288 за ледоколом.

Весной 1963 года во время учений по подлёдному плаванию ПЛ столкнулась с небольшой айсбергом, который по весне вынесло из Гижигинской губы. С С-288 льдом сорвало почти все ограждение рубки и согнуло под прямым углом зенитный перископ в верхней его части на расстоянии 30 см от топа. В течении недели силами экипажа был заменен перископ, а новое ограждение рубки было изготовлено и установлено опять же силами экипажа с помощью плавмастерской.

В период с весны по осень 1963 года подготовка и длительное плавание с выполнением научно-исследовательских работ в Охотском море.

C-288. Судоремонтный завод Камчатка. 1963 год. Группа офицеров уточняет план ремонта ПЛ С-288.

C-288. Судоремонтный завод Камчатка. 1963 год. Группа офицеров уточняет план ремонта ПЛ С-288.

В апреле прошла докование в Петропавловске-на-Камчатке, приняла на борт научно-исследовательскую группу из пяти человек и на ПЛ было установлено соответствующее оборудование. Работы в море были завершены в конце сентября.

1965 год

Находилась в ремонте на «Дальзаводе» (г.Владивосток). На время ремонта входила в состав 4-й ОБрПЛ (с 31.05.1966 – 4-я БрПЛ 6-й ЭскПЛ) КТОФ.

1967 год

Бухта Диомид 1967 год. Инструктаж команды ПЛ перед постановкой ПЛ в док.

Бухта Диомид 1967 год. Инструктаж команды ПЛ перед постановкой ПЛ в док.

Ремонт в доке в бухте Диомид (Владивосток).

1968 год

В мае 1968 года из-за внезапной подвижки ледяного поля получила пробоины в 4-х ЦГБ (3,5 на 1,5 метра в районе ЦГБ №6 и 7 и 1,5 на 1,5 метра в районе ЦГБ №7 и 8, кроме этого по правому борту в районе ЦГБ №3 горизонтальная щель 1,5 на 0,6 метра) при стоянке в бухте Нагаева. Погнут правый винт, из-за чего, в последствии, на полном ходу появлялась вибрация корпуса.

Осенью 1968 года, несмотря на полученные повреждения, участвовала в обеспечении торпедных стрельб.

С-288 после майских событий 1968 года. Видны повреждения на легком корпусе от льда. Фото предоставлено Леонидом Меньшиковым.

С-288 после майских событий 1968 года. Видны повреждения на легком корпусе от льда. Фото предоставлено Леонидом Меньшиковым.

Зиму 1968-1969 года С-288 провела на своей базе в бухте Нагаева в ремонте, по устранению повреждений после столкновения с ледовым полем.

1970 год

В августе 1970 года ремонт был закончен. Ремонт осуществлялся силами судоремонтного цеха МРМЗ. Были отремонтированы дизеля, баллоны высокого давления. Во время ремонта команда ПЛ произвела замену аккумуляторов.

В начале сентября С-288 совершила переход из Магадана во Владивосток.

С-288 в доке. Фото предоставлено Леонидом Меньшиковым.

С-288 в доке. Фото предоставлено Леонидом Меньшиковым.

В начале октября 1970 года лодка встала в док на ремонт «Дальзавод» (г. Владивосток). На время ремонта входила в состав 4-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ. Ремонт был закончен после 15 ноября. Производился ремонт балластных цистерн и антенны гидроакустической станции, замена правого винта.

С-288 в доке. Командир ПЛ Щербавских прощается с экипажем лодки. Фото предоставлено Леонидом Меньшиковым.

С-288 в доке. Командир ПЛ Щербавский прощается с экипажем лодки. Фото предоставлено Леонидом Меньшиковым.

В конце октября – начале ноября С-288 покинул её командир капитан 2 ранга Щербавский. Командиром подводной лодки С-288 стал капитан 2 ранга Козеев.

Из дока С-288 перешла в бухту Диомид, где на плаву была отшлифована комингс площадка.

В декабре 1970 года лодка перешла в бухту Владимира, где проходила глубоководные испытания.

В конце декабря С-288 после прохождения испытаний совершила переход на свою базу в Магадан, в надводном положении. Во время перехода, который длился 12 суток, С-288 попала в сильный шторм.

При подходе к бухте Нагаева выяснилось, что бухта уже покрыта льдом. Рассматривалось решение о переходе лодки на зимовку на Камчатку, но было принято решение пробиваться на базу. Пришедший из бухты буксир сопроводил С-288 до базы.

Экипаж С-288 с шефами со швейной фабрики., город Магадан. Фото предоставлено Леонидом Меньшиковым.

Экипаж С-288 с шефами со швейной фабрики, город Магадан. Фото предоставлено Леонидом Меньшиковым.

Экипаж С-288 встречал Новый год в Магадане.

Экипаж С-288 был переведен на С-220, на С-288 пришел резервный экипаж.

Зиму 1970-1971 года С-288 провела на своей базе в Магадане.

1971 год

1972 год

Боевое дежурство при стоянке во льду в течении 30 суток. На борту 2 торпеды с ядерными боеголовками, остальные тактические. Весь экипаж, включая офицеров, находился в бригаде.  Лодка была вморожена у пирса бригады, а лед до морского порта был минирован.

Зиму 1972-1973 года С-288 провела на своей базе в Магадане.

1973 год

В мае 1973 года командир лодки капитан 2 ранга Колодин, весной уехал в академию, командиром С-288 стал Пономарев.

Весну и лето С-288 провела в плановых учениях, походах и выходах в Охотское море, стрельбах.

В октябре 1973 года лодка ушла в Советскую гавань на ремонт в док. Боезапас был выгружен в Советской гавани перед постановкой в док.

В доке производилась чистка корпуса, ремонт забортной арматуры.

После докового ремонта в Советской Гавани во время глубоководных испытаний на глубине 170 метров в 4-ом отсеке прорвало трубопровод спуска воды с системы РДП. Аварийное всплытие.

В декабре 1973 года лодка вернулась в Магадан. В торпедных  аппаратах лежали ёлки к новому году.

В декабре 1973 года С-288 ушла на зимовку на Камчатку, в сопровождении ледоколов.

С-288. Камчатка, 1973 год. В центре командир БЧ-5 ст. лейтенант Никитин. Фото предоставлено Александром Куличенко.

С-288. Камчатка, 1973 год. В центре командир БЧ-5 ст. лейтенант Никитин. Фото предоставлено Александром Куличенко.

Зиму 1973-1974 годов С-288  зимовала на Камчатке в бухте Завойко. Экипаж жил на лодке. Обычная боевая учеба, обслуживали авиацию, противолодочников. Учения, стрельбы.

1974 год

Зимой 1974 года в Тихом океане участвовали в учениях «Сигнал-74».

В мае 1974 года С-288 вернулась в Магадан с боезапасом на борту.

Весной и летом – обычные флотские будни, стрельбы, выходы в море, отработки задач и т.д.

Летом 1974 года командиром лодки стал  капитан-лейтенант Щёкин.

Зиму 1974-1975 годов С-288 провела в бухте Нагаева. Во время зимовки производился ремонт главных двигателей силами судоремонтного цеха МРМЗ.

1975 год

Зиму 1975-1976 годов С-288 провела на своей базе – в бухте Нагаева.

1976 год

В конце мая – начале июня 1976 года С-288 совершила переход в бухту Постовую (город Советская Гавань), затем ремонт в ДОКе посёлка Военпорт.

С-288. В доке п. Бяудэ Советская Гавань 1976 год лето.

С-288. В доке п. Бяудэ Советская Гавань 1976 год лето.

В августе 1976 года перезагрузка АКБ и сдача задач в море.

В сентябре 1976 года С-288 совершила переход на свою базу в бухту Нагаева.

В конце октября С-288 совершила переход в бухту Золотой Рог (город Владивосток) для постановки в ДОК. Во время перехода лодка попала в тайфун, вынуждена была отстаиваться в течении двух суток, после чего продолжила переход. Во Японском море на половине пути к Владивостоку заглохли дизеля, какое то время С-288 шла на ГГЭДах. Мотористы сумели запустить один из дизелей и С-288 до пункта назначения шла на нем.

1977 год

В начале января 1977 года лодка выгрузила  боезапас (торпеды) в 19-й бригаде подводных лодок (Малый Улисс).

В январе  1977 года С-288 встала на ремонт в ДОК на Дальзаводе.

С-288 в доке 1977 год бухта Диамида. Владивосток.

С-288 в доке 1977 год бухта Диамида. Владивосток.

В конце июля – начале августа 1977 года лодка вышла из ДОКа. Сдача  задач, включая глубоководные погружения.

Зиму 1977-1978 годов лодка провела в Ракушке (Приморье). Отработка задач, размагничивание,боевое дежурство.

1978 год.

С-288. 4-я БрПЛ. Владивосток, январь 1978 год.

С-288. 4-я БрПЛ. Владивосток, январь 1978 год.

Примерно в апреле совершила переход из бухты Ракушка (Приморье) в Завойко (Камчатка).

В конце июня 1978 года С-288 совершила переход с Камчатки в Магадан и вернулась на свою базу – бухту Нагаева, в 171 ОБрПЛ.

1982 год

9 июня 1982 года выведена из боевого состава, переформирована и переклассифицирована в РЗС.

19 августа 1982 года переименована в РЗС-445.

1992 год

28 апреля  1992 года переклассифицирована в ПЗС, переименована в ПЗС-72 и в бухте Нагаева поставлена на прикол.

1996 год 

Выведена из состава ВМФ и продана частной фирме для использования в качестве плавсредства.

1997 год 

При стоянке корпуса ПЛ на бочке в бухте Нагаева затонула из-за водотечности донно-запорной арматуры.

Огромное спасибо за воспоминания и помощь  Евгению Блинову, Александру Куличенко, Леониду Меньшикову, Виктору Ряховскому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *