С-221, «Комсомолец Таджикистана» (проект 613). Служба в 171 ОБрПЛ

s-221-005

1980 год

Возвращение с Вьетнама 14 октября 1980 во Владивосток  в  Заветы Ильича. Командир лодки Григорьев.

Осень С-221 Провела в Советской Гавани.

Начало зимы С-221 провела в Ракушке.

В конце ноября  1980 года на С-221 были загружены торпеды с ЯБ в Сов Гавани.

1981 год

3-4  января С-221 ушла в Ракушку (Приморский край).

Командир С-221 капитан 2 ранга Беляков Анатолий Митрофанович

Командир С-221 капитан 2 ранга Беляков Анатолий Митрофанович.

В феврале 1981 года командир лодки С-221  Григорьев сломал ногу и на его место пришел Беляков, Беляков оставался командиром лодки до 1985 года.

Во время стоянки в Ракушке лодка С-221 отрабатывала боевая учеба, стрельбы.

С-221, зимовка в Ракушке. Январь-Март 1981 года. Кубрик на плавбазе «Бахмут».

С-221, зимовка в Ракушке. Январь-Март 1981 года. Кубрик на плавбазе «Бахмут».

В феврале 1981 года экипаж и лодка С-221 участвовала  в тушении пожара на плавбазе «Бахмут».

Под командованием временного командира Валеева лодка С-221 для погрузки боезапаса должна была подойти ВТС (для погрузки торпед).  Командир лодки не рассчитал скорость сближения и лодка протаранила борт ВТС. В борту ВТС осталась вмятина диаметром около 2 метров, лодка не пострадала.

В начале марта 1981 года лодка С-221 ушла в автономное плавание.

В апреле 1981 года лодка вернулась с автономного плавания в Ракушку.

На турбазе «Перекат», Северного судоремонтного завода, лето 81 года, отдых после боевой службы

На турбазе «Перекат», Северного судоремонтного завода, лето 1981 года, отдых после боевой службы.

После автономного плавания экипаж С-221 отдыхал на турбазе «Перекат», Северного судоремонтного завода.

В начале мая 1981 С-221 ушла в Советскую Гавань.

В 1981 году –  экипаж ПЛ С-221 занял 1 место на соединении, экипаж объявлен «отличным».

В июне 1981 года С-221 присвоено почетное звание «Комсомолец Таджикистана».

В июне 1981 года прибыла делегация комсомола из Таджикистана на базу Заветы Ильича. Жила делегация на плавбазе «Бахмут».

Летом 1981 года лодка С-221 принимала участи в учениях КТОФ.

Ноябрь-декабрь 1981 года подведение итогов обучения экипажем С-221.

В декабре 1981 года лодка ушла зимовать на Симушир в бухту Броутон. Экипаж жил в клубе. Лодка была второй после С-176, кто заходил в эту бухту из подводных лодок.

1982 год

В начале 1982 года пришла директива о переводе С-221 в 171 ОБПЛ с пунктом базирования в бухте Нагаево города Магадана.

В феврале 1982 года С-221 покинула остров  Симушир (бухта Броутон)

Участие в учениях у Командорских островов.

Учения с лодкой из 171 бригады, торпедная дуэль.

Возвращение на Камчатку из-за выхода из строя электромотора.

Ремонт на плаву в Завойко (Петропавловск-Камчатский)

 1 марта 1982 года после ремонта в Завойко лодка С-221 ушла в автономное плавание (боевая служба).

В середине марта 1982 года лодка попала в тайфун, в результате лодка потеряла часть легкого корпуса.

С-221. Снимок с левого борта рубки на поврежденное место после тайфуна, остров Симушир.

С-221. Снимок с левого борта рубки на поврежденное место после тайфуна, остров Симушир.

1 апреля 1982 года лодка вернулась с автономного плавания на остров Симушир .

Почти весь  апрель 1982 года С-221 пробыла в бухте Броутон.

21-22 апреля 1982 года С-221 покинула бухту Броутон.

26 апреля 1982 года С-221 прибыла в бухту Постовая (Советская Гавань, Заветы Ильича) с рядом неисправностей.

С-221 у 14-й пирса, бухта Постовая. На фото виден Шанхай, пос. Заветы Ильича. 9 мая 1982 года.

С-221 у 14-й пирса, бухта Постовая. На фото виден Шанхай, пос. Заветы Ильича. 9 мая 1982 года.

В мае 1982 года во время майских праздников лодка встала на ремонт в завод.

С-221. Александр Фисенко, штурманский электрик

С-221. Александр Фисенко, штурманский электрик.

Вручена медаль Ушакова штурманскому электрику  Александру Фисенко.

Около 10 июня 1982 года лодка вышла с завода.

После ремонта лодка вышла на выполнение задач. При погружении на глубине 50 метров вырвало пробку охлаждения с дизеля, 5 отсек был затоплен наполовину… Командиром были проведены учения – борьба за живучесть, в результате чего течь была устранена и отсек осушен.

17 июня 1982 года С-221 ушла в  очередное автономное плавание.

Июнь-июль 1982 год. Автономка. Экспроприация японских сетей

Июнь-июль 1982 год. Автономка. Экспроприация японских сетей.

17 июля С-221 вернулась с автономки в Советскую Гавань.

Под воздействием волн и по причине коррозионного разрушения фундаментов сорвало с мест несколько баллонов ВВД под надстройкой и пусковой баллон дизелей, носовые горизонтальные рули просели на прочный корпус, был поврежден легкий корпус. В море во время нахождения в надводном состоянии баллоны ВВД и пусковой баллон перекатывались под надстройкой по прочному корпусу.

По возвращению в базу лодку поставили для выполнения ремонта в Северный судоремонтный завод город Советская Гавань.

С-221 стояла у стенки Северного СРЗ города Советской Гавани, поднимали с прочного корпуса НГР (носовые горизонтальные рули) с заменой их фундамента, поднимались 2 баллона ВВД и пусковой баллон с заменой их фундаментов.

В сентябре 1982 года подготовка к переходу в Магадан, перегрузка боезапаса.

2 октября  1982 года лодка вышла из Советской Гавани и 6 октября пришла на свою базу в Магадан.

С ноября 1982 года по сентябрь 1983 года текущий ремонт С-221  ремонт силами марчеканского судоремонтного завода.

За время ремонта выполнена замена корпусных конструкций надстройки, фундаменты баллонов ВВД, газовых захлопок и захлопок подачи воздуха к дизелям, проведена замена поддонов картеров дизелей без выреза прочного корпуса (после демонтажа крышек цилиндров и воздуходувок блок цилиндров дизеля на талрепах, закрепленных вверху в выступах шпангоутов прочного корпуса, приподнимался на высоту, достаточную для демонтажа старого поддона и установки нового поддона).

Это была уникальная работа с точки зрения технологии ее выполнения (лодка находилась на плаву), выполнила ее бригада Героя Социалистического Труда Малюты.

1983 год

В ноябре 1983 года С-221 «Комсомолец Таджикистана» с остальными ПЛ и плавбазой «Магаданский комсомолец» у шла на зимовку в бухту Завойко Петропавловск-Камчатский.

Зиму 1983-1984 года лодка провела на Камчатке.

1984 год

В апреле-мае 1984 года С-221 поставлена в док в бухте Завойко на ремонт.

Завойко 1984 год. Апрель в доке перед автономкой акустик Саня Иванов и химик Финогенов

Завойко, 1984 год. Апрель в доке перед автономкой. На фото – акустик Александр Иванов и химик Финогенов.

Ремонт в доке был завершен 19 июля 1984 года.

С-221. С девушками из Таджикистана. 1-й секетарь ЦК ВЛКСМ Таджикистана - Галина Куликова

С-221. С девушками из Таджикистана. 1-й секретарь ЦК ВЛКСМ Таджикистана – Галина Куликова.

Летом 1984 года в Завойко лодку посетила комсомольская делегация из Таджикистана.

Середина июля 1984 г. – погрузка боезапаса, лодка заступила на боевое дежурство, подготовка к переходу в Магадан. При погрузке торпед была обнаружена деформация верхних торпедных аппаратов в 1 отсеке.

С-221 совершила переход из Петропавловска-Камчатского в Магадан. На свою базу в Магадан лодка прибыла 25 июля 1984 года.

День ВМФ 26 июля 1984 года С-221 встречала в бухте Нагаево на рейде.

В течении августа – сентября 1984 года лодка выполняла задачи БС.

1984 г. Магадан перед автономкой. Командир 2-го отсека Фахриев и метрист Михаил Петров

1984 год. В Магадане перед автономкой. Командир 2-го отсека Фахриев и метрист Михаил Петров.

В связи с деформацией верхних торпедных аппаратов 1 отсека было принято решение об уменьшении (снижении) рабочей глубины для С-221 «Комсомолец Таджикистана» до 40 метров исходя из того, что конструкции ТА равнопрочные с прочным корпусом. И если обнаружены дефекты стенок ТА, то возможно и прочный корпус имеет или может иметь подобные дефекты.

Зиму 1984-1985 год С-221 провела в Петропавловске-Камчатском в бухте Завойко, боевое дежурство.

1985 год

Осенью 1985 года командиром С-221 стал капитан 3 ранга Абросимов Сергей Александрович, был командиром по май 1986 года.

Магадан 7 ноября 1985 год. Первым корпусом к нам С-221

Магадан 7 ноября 1985 год. Первым корпусом к нам С-221.

Зиму 1985-1986 год С-221 провела в Петропавловске-Камчатском в бухте Завойко, боевое дежурство.

1986 год

В мае 1986 года командиром лодки стал капитан 3 ранга Захарченко Валерий, был командиром по июнь 1986 года.

В конце мая – начале июня 1986 года С-221 вернулась из Завойко на свою базу в Магадан.

В конце лета 1986 года в Магадан на С-221 прилетали шефы из Таджикистана.

Зиму 1986-87 года С-221 провела на своей базе в Магадане.

1987 год

В августе 1987 года ПЛ С-221 отбуксировали и затопили в тело мола со стороны города.

За помощь в работе и воспоминания огромная благодарность Дмитрию Гвоздеву, Евгению Гришину и Владимиру Ковалеву.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *