ПКЗ-62 «Бирюса»

ПКЗ-62 «Бирюса» на фоне Каменного венца. Бухта Нагаева.ПКЗ-62 «Бирюса» на фоне Каменного венца. Бухта Нагаева.

В 70-х года 20 века в состав 171 ОБрПЛ входила ПКЗ-62 «Бирюса». Ещё не был построен на Марчекане «Пентагон» и родным домом для экипажей подводных лодок были «Север», «Кулу» и «Бирюса». В этой статье речь пойдет о судьбе  ПКЗ-62 «Бирюса».

Паромы «Забайкалье» и «Приамурье»

В 50 годы 20 века встал вопрос об обеспечении бесперебойной и надежного сообщения между Приморским побережьем и Сахалином.

Для решения этой задачи в Комсомольске на Амуре были заложены на Амурском судостроительном заводе железнодорожные паромы проекта 728 «Забайкалье» и «Приамурье».

Дизельэлектроходы «Забайкалье» и «Приамурье» начинали строится на судостроительном заводе в Комсомольске на Амуре как железнодорожные паромы, дизель-электроходы с усиленным ледовым подкреплением, но достраивались уже как пассажирские суда.

Видимо необходимость в них, как в паромах, отпала ещё во время строительства и их пришлось перепрофилировать под другие задачи.

Грузопассажирский дизель-электроход «Забайкалье». Проект 728П.

Грузопассажирский дизель-электроход «Забайкалье». Проект 728П.

Вот так, «Забайкалье» и «Приамурье»  закладывались как паромы, а со стапелей вышли уже пассажирскими судами.

Гражданская жизнь «Забайкалья » и «Приамурья»

При закладке – «Забайкалье» – это железнодорожный паром, дизель-электроход с усиленным ледовым подкреплением. Проект 728, заложен в Комсомольске-на-Амуре.

Грузопассажирский дизель-электроход «Забайкалье». Проект 728П.

Грузопассажирский дизель-электроход «Забайкалье». Проект 728П.

При вступлении в строй в 1957 году – «Забайкалье» – это трехвинтовой грузопассажирский дизель-электроход с неограниченным районом плавания предназначен для перевозки пассажиров и грузобагажа между портами. Проект 728П.

В третьем квартале 1957 года вышел из постройки в Комсомольске-на-Амуре дизель-электроход «Забайкалье» (капитан Г.А. Семенов), а вслед за ним «Приамурье» (капитан Ю.М. Фивейский). Оба дизель-электрохода эксплуатировались в течение нескольких лет на линии Владивосток—Корсаков.

Из книги «Дальневосточное морское пароходство, 1880-1980»:

«1961 год: пассажиры лайнера «Приамурье» пишут в Благовещенск.

На просторах Тихого океана курсирует новый комфортабельный пассажирский лайнер «Приамурье». Он недавно вышел на судоходные линии государственного Дальневосточного морского пароходства. Здесь 600 классных мест для пассажиров, к услугам два ресторана, кинозал, библиотека, детские комнаты, парикмахерская, почта промтоварный магазин…». 

Первый рейс грузопассажирского дизель-электрохода «Приамурье по маршруту «Владивосток - Корсаков». Владивосток, май 1959 года.

Первый рейс грузопассажирского дизель-электрохода «Приамурье» по маршруту «Владивосток – Корсаков». Владивосток, май 1959 года.

Некоторое время «Забайкалье» и «Приамурье» работали на дальневосточных линиях, но вскоре из-за низкой комфортабельности и плохих мореходный качеств (очень валкие) были поставлены в отстой.

«Забайкалье» и «Приамурье» в КТОФ

В 1965 году «Забайкалье» и «Приамурье» были переданы в ВМФ, где использовались как плавказармы. «Забайкалье» стал ПКЗ-62, а «Приамурье» ПКЗ-63.

ПКЗ-62 в 171 ОБрПЛ

Суда, плавбазы и ПЛ 171 ОБрПЛ в бухте Нагаева. По силуэтам труб можно определить, что ПКЗ-62 «Бирюса» на базе.

Суда, плавбазы и ПЛ 171 ОБрПЛ в бухте Нагаева. По силуэтам труб можно определить, что ПКЗ-62 «Бирюса» на базе. Примерно 1967 год.

В середине 70-х годов в связи с увеличением количества подводных лодок в 171 бригаде и с возникшей необходимостью расселения личного состава бригады в бухту Нагаева пришла ПКЗ-62, получившая название «Бирюса». Так «Забайкалье» стала «Бирюсой». Точной даты прихода ПКЗ-62 в бригаду пока установить не удалось, но на фото от 1967 года виден её силуэт возле пирса.

Бухта Нагаева. Подводные лодки 171 бригады у борта ПКЗ-62 «Бирюса».

Бухта Нагаева. Подводные лодки 171 бригады у борта ПКЗ-62 «Бирюса».

Из воспоминаний командира ПЛ С-288, капитана 2 ранга Щербавских В.П.: «Потом и «Кулу» перестала удовлетворять наши запросы, так как количество лодок возросло, и нам стало тесно. Вот тогда и пришло к нам в качестве плавбазы большое грузопассажирское судно ледового класса «Бирюса», в кают-компании которой мы в тот раз и собрались на совещание… (речь идет не о плавбазе, а о ПКЗ – О.В.)».

Что представляла из себя ПКЗ «Бирюса»? Об этом в своей книге «Записки рядового адмирала» упоминает А. Усов: «Бывший паром «Забай­калье» имел корпус ледокольного типа, обводы которого исключать возможность швартоваться к нему любых кораблей с низкими бортами и тем более подводным лодкам. Ресурс всех механизмов, вклю­чая главные двигатели, на этом корабле был полностью израсходо­ван. Паром был пригоден только для размещения части личного со­става подводных лодок и управления бригады.

Этот огромный теплоход без хода, водоизмещением около четы­рех тысяч тонн удерживался носовым якорем, стальным тросом, за­веденным на бочку, а корма удерживалась стальными тросами, заве­денными на специальные крепления, вмонтированные в тело мола. Теоретически можно было бы нарастить бортовую обшивку вниз до уровня воды. Тогда лодки могли бы швартоваться и к ПКЗ. Но смысла в этом не было. Нужно было бы ремонтировать все судно в целом. Чуть позже мы говорили об этом с начальником тыла флота вице-адмиралом Чулковым, но приемлемых решений не нашли…».

Матросы на борту ПКЗ-62 «Бирюса».

Матросы на борту ПКЗ-62 «Бирюса».

Из рассказа Николая ЧО: «В бухте с  1967 года до мая  1970 года была плавбаза (ПКЗ) «Бирюса», бывшее «Забайкалье»… »

Владимир Яковлев: «Да, «Бирюса» была весьма комфортабельным пароходом:  у нас, где экипаж жил, даже большой биллиард был, да и убранство кают довольно шикарным было… ».

Шефы из Пединститута города Магадана в гостях на корме ПКЗ-62 «Бирюса». На заднем плане видна плавбаза «Север». 1967-68 года.

Шефы из Пединститута города Магадана в гостях на корме ПКЗ-62 «Бирюса». На заднем плане видна плавбаза «Север». 1967-68 года.

Необходимость в ПКЗ-62 «Бирюса» отпала после переселения экипажей в новой пятиэтажное здание на Марчекане, прозванное «Пентагоном» и прихода в бригаду плавбазы ПБ-3.

В июне 1970 года из 171 ОБрПЛ и бухты Нагаева ушла ПКЗ «Бирюса».

ПКЗ-62 «Бирюса» ушла из 171 ОБрПЛ и бухты Нагаева примерно в июне-сентябре 1970 года.

Из рассказа Григория Шапошникова: «Во время нахождения в Сельдевой на ПКЗ-62 был штаб Дивизиона ремонтирующихся кораблей (было такое соединение) во главе с кап. 2 ранга Софроновым. Когда пришел на службу в Бечевинку в 1978 году – ПКЗ-62 «Бирюса» была там…».

Из рассказа Павлова П.А., сына Павлова А.И. командующего 2-й флотилии атомных подводных лодок КТОФ: «ПКЗ-62 «Бирюса» была списана не в 1980, а гораздо раньше. В 1979 был у отца на службе, смотрю, какой-то ржавое судно стоит у крайнего пирса. К тому времени ПКЗ была уже давно списана. Спросил у отца почему она тут стоит в таком состоянии. На что он мне ответил, что девать её пока некуда.

Позже, опять же с отцом, был на СРЗ-49 в Сельдевой – смотрю, а плавказарма уже там стоит. Подумал, что все-таки от нее избавились. И по внешнему виду готовятся её разделывать на металл.

Пожар на ПКЗ-62 «Бирюса». Декабрь 1980 года.Пожар на ПКЗ-62 «Бирюса». Декабрь 1980 года.

В конце ноября – начале декабря 1980 года на ПКЗ-62 «Бирюса» произошел пожар. Рабочие с СРЗ-49 устроили на корме курилку, что и привело к пожару на корабле.

Был переполох, аварийная буксировка из Сельдевой на середину Авачинской губы. Буксировка горящей ПКЗ осуществлялась силами 438 ОДАСС КВФ ТОФ.

Пожар на ПКЗ-62 был такой силы, что от температуры борта были вишневого цвета, в трюмах горел неоткачанный мазут в цистернах. Отец еще перекрестился – слава богу, загорелась не в охраняемой зоне 2 флотилии…».

В результате пожара плавказарма выгорела полностью, а рядом стоявшее ЭНС утонуло. После пожара ПКЗ-62 «Бирюса» была утилизирована (порезана на металл).

Вехи жизни «ПКЗ-62»

Проект: 728П
Строительный №: 39
Место постройки: ССЗ им. Ленинского комсомола (ССЗ №199)  Комсомольск на Амуре
Спущено на воду: 05.05.1956
Вступление в строй: 15.03.1957
Владелец и оператор: Дальневосточное морское пароходство ММФ СССР. С 1956 по 1965 год.
Владелец и оператор: Краснознамённый Тихоокеанский флот ВМФ СССР. С 1965 по 1980 год.
Приписка: ВМФ СССР
Текущее состояние:  После пожара в начале декабря 1980 года порезана на металл (утилизировано) .

Тактико-технические данные

Водоизмещение, т:
стандартное: 5089
полное: 6766
Размеры, м:
длина: 118
ширина: 21,68
осадка: 6,59
Скорость полного хода, уз: 14,8
Дальность плавания: 10600 миль
Автономность, сут: 20
Силовая установка: 8х662 л.с. электродвигатели, 3 ВФШ
Кол-во пассажиров 607

На всех дизель-электроходах отечественной постройки были установлены ДЭГУ постоянного тока на базе высокооборотных дизель-генераторов типа 5Д50 и ЗД100.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *