ПКЗ-62 «Бирюса» на фоне Каменного венца. Бухта Нагаева.
В 70-х года 20 века в состав 171 ОБрПЛ входила ПКЗ-62 «Бирюса». Ещё не был построен на Марчекане «Пентагон» и родным домом для экипажей подводных лодок были «Север», «Кулу» и «Бирюса». В этой статье речь пойдет о судьбе ПКЗ-62 «Бирюса».
Паромы «Забайкалье» и «Приамурье»
В 50 годы 20 века встал вопрос об обеспечении бесперебойной и надежного сообщения между Приморским побережьем и Сахалином.
Для решения этой задачи в Комсомольске на Амуре были заложены на Амурском судостроительном заводе железнодорожные паромы проекта 728 «Забайкалье» и «Приамурье».
Дизельэлектроходы «Забайкалье» и «Приамурье» начинали строится на судостроительном заводе в Комсомольске на Амуре как железнодорожные паромы, дизель-электроходы с усиленным ледовым подкреплением, но достраивались уже как пассажирские суда.
Видимо необходимость в них, как в паромах, отпала ещё во время строительства и их пришлось перепрофилировать под другие задачи.
Грузопассажирский дизель-электроход «Забайкалье». Проект 728П.
Вот так, «Забайкалье» и «Приамурье» закладывались как паромы, а со стапелей вышли уже пассажирскими судами.
Гражданская жизнь «Забайкалья » и «Приамурья»
При закладке «Забайкалье» — железнодорожный паром, дизель-электроход с усиленным ледовым подкреплением. Проект 728, заложен в Комсомольске-на-Амуре.
Грузопассажирский дизель-электроход «Забайкалье». Проект 728П.
При вступлении в строй в 1957 году — «Забайкалье» — это трехвинтовой грузопассажирский дизель-электроход с неограниченным районом плавания предназначен для перевозки пассажиров и грузобагажа между портами. Проект 728П.
В третьем квартале 1957 года вышел из постройки в Комсомольске-на-Амуре дизель-электроход «Забайкалье» (капитан Г.А. Семенов), а вслед за ним «Приамурье» (капитан Ю.М. Фивейский). Оба дизель-электрохода эксплуатировались в течение нескольких лет на линии Владивосток —Корсаков.
Из книги «Дальневосточное морское пароходство, 1880-1980»:
«1961 год: пассажиры лайнера «Приамурье» пишут в Благовещенск.
На просторах Тихого океана курсирует новый комфортабельный пассажирский лайнер «Приамурье». Он недавно вышел на судоходные линии государственного Дальневосточного морского пароходства. Здесь 600 классных мест для пассажиров, к услугам два ресторана, кинозал, библиотека, детские комнаты, парикмахерская, почта промтоварный магазин…».
Первый рейс грузопассажирского дизель-электрохода «Приамурье» по маршруту «Владивосток – Корсаков». Владивосток, май 1959 года.
Некоторое время «Забайкалье» и «Приамурье» работали на дальневосточных линиях, но вскоре из-за низкой комфортабельности и плохих мореходный качеств (очень валкие) были поставлены в отстой.
«Забайкалье» и «Приамурье» в КТОФ
В 1965 году «Забайкалье» и «Приамурье» были переданы в ВМФ, где использовались как плавказармы. «Забайкалье» стал ПКЗ-62, а «Приамурье» ПКЗ-63.
ПКЗ-62 в 171 ОБрПЛ
Суда, плавбазы и ПЛ 171 ОБрПЛ в бухте Нагаева. По силуэтам труб можно определить, что ПКЗ-62 «Бирюса» на базе. Примерно 1967 год.
В середине 70-х годов в связи с увеличением количества подводных лодок в 171 бригаде и с возникшей необходимостью расселения личного состава бригады в бухту Нагаева пришла ПКЗ-62, получившая название «Бирюса». Так «Забайкалье» стала «Бирюсой». Точной даты прихода ПКЗ-62 в бригаду пока установить не удалось, но на фото от 1967 года виден её силуэт возле пирса.
Бухта Нагаева. Подводные лодки 171 бригады у борта ПКЗ-62 «Бирюса».
Из воспоминаний командира ПЛ С-288, капитана 2 ранга Щербавских В.П.: «Потом и «Кулу» перестала удовлетворять наши запросы, так как количество лодок возросло, и нам стало тесно. Вот тогда и пришло к нам в качестве плавбазы большое грузопассажирское судно ледового класса «Бирюса», в кают-компании которой мы в тот раз и собрались на совещание… (речь идет не о плавбазе, а о ПКЗ – О.В.)».
Что представляла из себя ПКЗ «Бирюса»? Об этом в своей книге «Записки рядового адмирала» упоминает А. Усов: «Бывший паром «Забайкалье» имел корпус ледокольного типа, обводы которого исключать возможность швартоваться к нему любых кораблей с низкими бортами и тем более подводным лодкам. Ресурс всех механизмов, включая главные двигатели, на этом корабле был полностью израсходован. Паром был пригоден только для размещения части личного состава подводных лодок и управления бригады.
Этот огромный теплоход без хода, водоизмещением около четырех тысяч тонн удерживался носовым якорем, стальным тросом, заведенным на бочку, а корма удерживалась стальными тросами, заведенными на специальные крепления, вмонтированные в тело мола. Теоретически можно было бы нарастить бортовую обшивку вниз до уровня воды. Тогда лодки могли бы швартоваться и к ПКЗ. Но смысла в этом не было. Нужно было бы ремонтировать все судно в целом. Чуть позже мы говорили об этом с начальником тыла флота вице-адмиралом Чулковым, но приемлемых решений не нашли…».
Матросы на борту ПКЗ-62 «Бирюса».
Из рассказа Николая ЧО: «В бухте с 1967 года до мая 1970 года была плавбаза (ПКЗ) «Бирюса», бывшее «Забайкалье»… »
Командовал «Бирюсой» капитан 2 ранга Малков.
Владимир Яковлев: «Да, «Бирюса» была весьма комфортабельным пароходом: у нас, где экипаж жил, даже большой биллиард был, да и убранство кают довольно шикарным было… ».
Шефы из Пединститута города Магадана в гостях на корме ПКЗ-62 «Бирюса». На заднем плане видна плавбаза «Север». 1967-68 года.
Необходимость в ПКЗ-62 «Бирюса» отпала после переселения экипажей в новой пятиэтажное здание на Марчекане, прозванное «Пентагоном» и прихода в бригаду плавбазы ПБ-3.
В августе 1970 года ПКЗ-62 «Бирюса» покинула бухту Нагаева и ушла на Камчатку.
Из рассказа Григория Шапошникова: «Во время нахождения в Сельдевой на ПКЗ-62 был штаб Дивизиона ремонтирующихся кораблей (было такое соединение) во главе с кап. 2 ранга Софроновым. Когда пришел на службу в Бечевинку в 1978 году — ПКЗ-62 «Бирюса» была там…»
Из рассказа Павлова П.А., сына Павлова А.И. командующего 2-й флотилии атомных подводных лодок КТОФ: «ПКЗ-62 «Бирюса» была списана не в 1980, а гораздо раньше. В 1979 был у отца на службе, смотрю, какой-то ржавое судно стоит у крайнего пирса. К тому времени ПКЗ была уже давно списана. Спросил у отца почему она тут стоит в таком состоянии. На что он мне ответил, что девать её пока некуда.
Позже, опять же с отцом, был на СРЗ-49 в Сельдевой — смотрю, а плавказарма уже там стоит. Подумал, что все-таки от нее избавились. И по внешнему виду готовятся её разделывать на металл.
Пожар на ПКЗ-62 «Бирюса». Декабрь 1980 года.
В конце ноября – начале декабря 1980 года на ПКЗ-62 «Бирюса» произошел пожар. Рабочие с СРЗ-49 устроили на корме курилку, что и привело к пожару на корабле.
Был переполох, аварийная буксировка из Сельдевой на середину Авачинской губы. Буксировка горящей ПКЗ осуществлялась силами 438 ОДАСС КВФ ТОФ.
Пожар на ПКЗ-62 был такой силы, что от температуры борта были вишневого цвета, в трюмах горел неоткачанный мазут в цистернах. Отец еще перекрестился — слава богу, загорелась не в охраняемой зоне 2 флотилии…».
В результате пожара плавказарма выгорела полностью, а рядом стоявшее ЭНС утонуло. После пожара ПКЗ-62 «Бирюса» была утилизирована (порезана на металл).
Вехи жизни «ПКЗ-62»
Проект: | 728П |
Строительный №: | 39 |
Место постройки: | ССЗ им. Ленинского комсомола (ССЗ №199) Комсомольск на Амуре |
Спущено на воду: | 05.05.1956 |
Вступление в строй: | 15.03.1957 |
Владелец и оператор: | Дальневосточное морское пароходство ММФ СССР. С 1956 по 1965 год. |
Владелец и оператор: | Краснознамённый Тихоокеанский флот ВМФ СССР. С 1965 по 1980 год. |
Приписка: | ВМФ СССР |
Текущее состояние: | После пожара в начале декабря 1980 года порезана на металл (утилизировано) . |
Тактико-технические данные
Водоизмещение, т: | |
стандартное: | 5089 |
полное: | 6766 |
Размеры, м: | |
длина: | 118 |
ширина: | 21,68 |
осадка: | 6,59 |
Скорость полного хода, уз: | 14,8 |
Дальность плавания: | 10600 миль |
Автономность, сут: | 20 |
Силовая установка: | 8х662 л.с. электродвигатели, 3 ВФШ |
Кол-во пассажиров | 607 |
На всех дизель-электроходах отечественной постройки были установлены ДЭГУ постоянного тока на базе высокооборотных дизель-генераторов типа 5Д50 и ЗД100.