ЭДУАРД ПЕТРОВИЧ БЕРЗИН (1894—1938 гг.). Имя этого неподкупного солдата революции, чекиста-ленинца, замечательного организатора, руководителя вошло в историю промышленного освоения нашего края. Его именем назван прииск в Ягоднинском районе и одна из улиц Магадана.
Эдуард Петрович Берзин (Берзинь) родился 19 (7) февраля 1894 года в Латвии, в Старо-Пебальской волости, в крестьянской семье. Затем родители переехали в Ригу, где и прошло его детство.
Эдуард окончил городское четырехклассное училище, позднее поступил в Королевское художественное училище в Берлине. Окончив его в 1914 году, возвратился в Россию и стал готовиться к поступлению в Петербургскую академию художеств.
Но началась империалистическая война, и Берзину пришлось сменить кисть художника на винтовку солдата. За два года прошел он путь от рядового до унтер-офицера. Был тяжело ранен. За храбрость, проявленную в боях, награжден Георгиевским крестом. В армии его и застали бурные события 1917 года. В канун Октября революционно настроенные солдаты полка избрали молодого Берзина своим командиром.
В 1918 году Э. П. Берзин возглавил Латышский артиллерийский дивизион. Во время мятежа левых эсеров в Москве 6 июля по указанию Берзина артдивизион своими действиями решил исход поединка. В этом же году Эдуард Петрович сыграл решающую роль в разоблачении «Заговора послов» против Советской власти, за что был награжден боевым оружием и знаком «Почетный чекист». По личной рекомендации Я. М. Свердлова и К. А. Петерсона Э. П. Берзин был принят в 1918 году в ряды Коммунистической партии. Всю гражданскую войну он был на фронтах: освобождал родную Ригу, бил Деникина под Каховкой, Врангеля на Перекопе.
После войны Берзин некоторое время работал в органах ВЧК— ОГПУ, затем солдат революции и чекист стал строителем. Ему поручили строительство на реке Вишере, на Северном Урале, целлюлозно-бумажного комбината.
В 1931 году Э. П. Берзин возглавил Государственный трест по дорожному и промышленному строительству а районе Верхней Колымы — «Дальстрой». Одновременно он был уполномоченным ЦК партии, Совнаркома и НКВД, а с 1932 года — уполномоченным Дальневосточного крайкома ВКП(б) и крайисполкома.
Организаторский талант и большой опыт хозяйственной работы в условиях Севера помогли Берзину создать творчески работоспособный коллектив, установить деловые контакты в различных пунктах страны: в Москве, Ленинграде, Новосибирске, Иркутске, Владивостоке, Одессе и других городах были представительства и уполномоченные Дальстроя. Они набирали на Колыму специалистов, рабочих и служащих, устанавливали связь с научными учреждениями, с фабриками и заводами, приобретали необходимую технику. В Усть-Куте по заказу Даль-строя строили пароходы, и по Лене Северным морским путем направляли их на Колыму. Колоссальная работа была проделана по решению транспортной проблемы: организовано судоходство по Колыме, освоен Лено-Колымский путь, за два года автотрасса доведена до реки Колымы, построен морской порт в бухте Нагаева. Грузооборот рос быстрыми темпами, требовались большие океанские суда, и в 1935 году Э. П. Берзин ездил в Голландию закупать пароходы, названные позднее «Джурма», «Дальстрой», «Кулу».
«Пять лет работы Дальстроя,—- писал Э. П. Берзин,— создали на месте прежней пустынной окраины новый индустриальный район… с 39 вновь возникшими поселками. Из них 9 национальных центров, в которых проживает население в 35000 человек… Возникший как перевалочная база новый город Магадан в бухте Нагаева уже превращен в культурный благоустроенный центр с кирпичными жилыми трехэтажными зданиями, со школой в четырех¬этажном здании, с гостиницами, клубами, радиовещательным узлом и т. д.».
Продолжалось и сельскохозяйственное освоение Колымы: были созданы совхозы «Дукча», «Тауйск», «Талая», «Эльген», «Сеймчан», «Сусуман», «Ола», заложены основы для животноводства, освоены рыбнозверобойные промыслы вдоль Охотского побережья.
Э. П. Берзин постоянно вникал и в нужды местного населениям Якуты, юкагиры, эвены видели в нем, посланца партии Ленина. Они верили ему безгранично и любили его,
Эдуард Петрович, решая задачи сегодняшнего дня, на много лет вперед определил перспективу развития нашего края. Так, более пятидесяти лет назад намечал Берзин строительство ГЭС на Колыме, и не ее одной, а целого каскада из пяти гидростанций в бассейне этой реки. Тогда были исследованы места для их сооружения, а в 1934 году состав лен проект первой ГЭС. Строительство ее намечалось именно на том месте, где сейчас возвышается плотина Колымской ГЭС.
За освоение северного края Э. П. Берзин в 1935 году был награжден орденом Ленина.
Жизнь его оборвалась трагически 1 августа 1938 года. Арестованный и осужденный по сфабрикованным клеветническим материалам, 44-летний коммунист Э. П. Берзин был расстрелян. Посмертно реабилитирован и восстановлен в партии.