Спорнинская ДЭС

В машинном зале электростанции. Дальстрой. 40-е годы ХХ-го века. Фото из фондов МОКМ.

В машинном зале электростанции. Дальстрой. 40-е годы ХХ-го века. Фото из фондов МОКМ.

Если вести речь об электростанциях посёлка Спорного, то стоит упомянуть и самую первую (временную) электростанцию. Она была построена и запущена в эксплуатацию зимой 1936-1937 годов.

Размещалась в рубленом здании, её мощность составляла 50 кВт. Основной задачей было обеспечение электроэнергией автобазы № 3, базисных складов и строительства Верхнего Спорного и Спорнинской электростанции. 

Этой электростанции было суждено просуществовать с 1937 по июнь 1938 года. После запуска в эксплуатацию Спорнинской электростанции в июне 1938 года временная электростанция была остановлена и демонтирована.

Авторами проекта Спорнинской электростанции были Морозов, Гончаров, Рыбчинский, Левандо, Зелинский. Строительство Спорнинской электростанции было начато в 1937 году. Согласно проекту, здание электростанции возводили из кирпича на ленточном фундаменте.

1937

Апрель

Из «Советской Колымы» от 7 апреля 1938 года: «На снежном косогоре, недалеко от огромного цеха профилактики, высится коричневый корпус строящейся электростанции, самой мощной на Колыме».

Строительство здания электростанции в апреле 1938 года, в целом, было уже закончено. Полным ходом шёл монтаж механизмов и оборудования.

Сборку дизеля на электростанции, одну из самых трудоёмких работ, сильно задерживало отсутствие квалифицированных монтажников-дизелистов.

А вот и вечная мерзлота

В ходе строительства районной электростанции в посёлке Спорный выяснилось, что фундаменты её были заложены в слое вечной мерзлоты. Весной 1938 года, когда теплота помещения начала оттаивать ледяную линзу, произошла осадка фундамента, появились трещины в стенах, возникла опасность разрушения здания электростанции.

Сразу начали приниматься меры к предотвращению дальнейшего оттаивания слоев вечной мерзлоты. Однако, то, что делалось в этом направлении, не могло восстановить утерянную мерзлотную прочность грунта. 

Всё это, впоследствии сыграло свою роль в судьбе Спорнинской электростанции.

Строители не спешили…

Темпы монтажа электростанции посёлка Спорный, которая должна была снабжать электроэнергией прииски «Нечаянный» и «Разведчик», представляли собой серьезную угрозу плану приисков ЮГПУ.

На строительной площадке будущей электростанции вместо слаженной и ударной работы творился хаос. По коммуникации почти ничего не было сделано, несмотря на то, что эта работа была чрезвычайно трудоемкой, требовала много времени и рабочей силы. Водяные, масляные и нефтяные баки установлены не были и валялись в беспорядке в разных местах. К ремонту насосов станции не приступали, масляные отстойники не установили. Распределительный щит был смонтирован на 40%.

Для монтажа дизеля соорудили громоздкие «козлы», а ножки их расположили так, что они не давали возможности устанавливать ротор одновременно с дизелем. К сборке ротора можно было приступить только после монтажа дизеля. На станции отсутствовали установочные данные и чертежи.

Монтаж  электростанции был поручен прорабу Рыбчинскому, который раздавал направо и налево обязательства о срочном пуске электростанции, но дальше слов дело не двигалось.

Май

В первых числах мая 1938 года Спорнинская электростанция подала на шины распределительного устройства напряжение. В виду того, что промышленной нагрузки для генератора оказалось недостаточно, станцию «догрузили» до полней мощности при помощи специального устройства — водяного реостата. Испытания под нагрузкой показали, что в целом она может работать нормально. Качество монтажа было признано удовлетворительным.

Июнь

Первый ток новой Спорнинской электростанции

В середине июня 1938 года вступила в промышленную эксплуатацию Спорнинская электростанция — одна из крупнейших на Колыме. Электроэнергию вырабатывал первый генератор первой очереди. Запуск в эксплуатацию второго генератора был запланирован  на июль—август 1938 года.

На тот момент мощность первой очереди Спорнинской электростанции составляла 650 кВт. 

Предприятия и цеха автобазы № 3 в июне 1938 года получили первый ток новой электростанции посёлка Спорный. Автобаза № 3 направила на прииск «Нечаянный» бригаду монтажников для окончания работ на высоковольтной линии и подстанции.

Электроэнергия есть, потребителей — нет

Запуск в эксплуатацию Спорнинской электростанции выявил большое количество вопросов, на которые только предстояло найти решение.

Вступившая в эксплуатацию электростанция не имела достаточное количество потребителей. Прииск «Нечаянный» и посёлка Спорный могли забрать лишь 35-45% мощности первого генератора. Таким образом, половина вырабатываемой мощности электростанции оставалась неиспользованной.

Согласно проекту, напряжение на фидерах электростанции составляло в 6000 вольт, передача такого напряжения даже на короткие расстояния была сопряжена с необходимостью иметь линию передачи с чрезмерно большим сечением проводов при повышенных потерях. Передача же электроэнергии на расстояние порядка 20—26 км без дополнительной повышающей подстанции была и вовсе невозможна.

Необходимо было решить вопрос строительства повышающей подстанции для того, чтобы в ближайшее время построить высоковольтную линию электропередач на прииски «Р. Утиная» и «Разведчик», обеспечив, таким образом, к периоду максимальной интенсивности промывочных работ их потребность в электроэнергии и дать полную нагрузку Спорнинской электростанции.

Кроме того, полная загрузка электростанции могла высвободить большое количество нефтяных двигателей на приисках «Р. Утиная» и «Разведчик» и дать возможность использовать эти двигатели на других приисках.

Проблемы линий электропередач

Вызывало и тревогу состояние высоковольтной линия электропередачи Спорный — прииск «Нечаянный», возведённую по проекту отдела главного механика Южного горного управления, который имел ряд дефектов.

Весь механический расчёт линии электропередачи Спорный — прииск «Нечаянный» вели, исходя из такой величины пролета между опорами, которая на 15 метров меньше показанной по чертежам трассировки и профиля линии.

Эта обстоятельство совершенно меняло расчеты механических напряжений в проводах и стрелах провеса. Так, по данным расчёта, в проекте максимальная величина стрелы при данном пролете составляла 1,7 метра, а при пролете, показанном в проекте, — всего 1,09 метра.

Кроме того, по устному заявлению представителя отдела главного механика, на линии электропередачи были использованы провода А-35 и А-25. Вместе с тем для провода А-25 максимально допустимая величина пролета между опорами на 15 метров меньше, чем это имеет место в действительности. 

Для пролёта через реку Оротукан следовало произвести отдельный расчёт проводов на их механическую прочность, а также и расчет опор. Этого отделом главного механика ЮГПУ, составлявшего проект линии электропередачи, сделано не было. В результате провода пролета через реку Оротукан оборвались, и одну из опор смыло водой во время паводка.

Линия электропередачи Спорный — прииск «Нечаянный», длиною в несколько десятков километров, не имела защиты от перенапряжения. Не было даже заземлённого троса на концах линии.

Опыт сооружения линии электропередачи на прииске «Нечаянный» показал, что строительство ЛЭП зимой было сопряжено с большими трудностями. Необходимо было максимально использовать короткий летний сезон для того, чтобы своевременно выполнить работы по заготовке леса и установке столбов.

Кот в мешке

Большие вопросы у энергетиков вызывал и сам дизель, установленный на новой электростанции, который в 1937 году сектором снабжения был завезен с «материка» в навигацию по специальной заявке.

Фактически на станции был установлен опытный образец, выпущенный заводом «Русский дизель», который серийно в таком виде не выпускался.

Почему опытный дизель оказался на Колыме? Судя по всему для этого было несколько причин. Видимо на материке пристроить опытный образец дизеля было сложно, а Дальстрой позарез нуждался в мощных дизелях. Скорее всего, поэтому руководство Дальстроя и приняло решение о приобретение опытного образца.

Вот что об этом двигателе писала Советская Колыма в своей заметке от 15 июня 1938 года: «Помимо всего этого, дизель имеет еще ряд конструктивных неудобств, что сильно усложняет его эксплуатацию.

Так, крышки смотровых люков у каждого цилиндра закреплены шестнадцатью болтами и в случае необходимости просмотра подшипников главного вала необходимо тратить много времени, на отвинчивание болтов, так что зачастую приходится от этого отказываться. Кран системы водяного охлаждения дизеля находится на стороне генератора, и в случае его порчи вода зальет электрическую машину и тем самым выведет ее из строя.

Подобных конструктивных недостатков у дизеля много, и нет возможности их все перечислить. Завоз на Колыму дизеля подобного образца и установка его на электростанции важного значения, несомненно, — серьёзная ошибка».

Русский дизель

Работая над материалом статьи, невольно захотелось узнать, что же это были за дизеля, которые так невзлюбили Спорнинские энергетики?

В годовом отчёте УАТа на 1 января 1940 года о «Паросиловом хозяйстве и станкооборудовании» повезло найти данные о типе дизелей, работавших на Спорном в 1939 году: «Дизель Зульцер завода Русский Дизель 6 ВД-29/50». Имея такие данные, можно было начинать поиск. Здесь работу сильно облегчила книга Гаврилова С.В. «Судовые энергетические установки. История развития».

В те годы на заводе «Русский дизель» выпускались два вероятных кандидата (оба, кстати, судовые):

Т8-29 (ДР 29/50). С 1936 года завод «Русский дизель» по лицензии фирмы «Зульцер» производил тронковые двухтактные дизели типа Т8-29 (ДР 29/50) с цилиндровой мощностью 74 кВт при частоте вращения коленчатого вала 300 об/мин, рис. 6.13. Они имели индивидуальные поршневые продувочные насосы, приводимые в действие от шатуна рабочего цилиндра через балансир.

6ВД 29/50. В 1939 году завод «Русский дизель» выпускал двухтактные дизели 6ВД 29/50 с контурной поперечной схемой газообмена, имевшие мощность 256 кВт при частоте вращения 330 об/мин. 

В нашем случае речь всё-таки шла о дизелях 6ВД 29/50, несмотря на то, что серийный выпуск их начался только в 1939 году. Стоит вспомнить о том, что на Колыму прибыли именно опытные дизели, которые в серийное производство не пошли. Совпадает и марка.

Таким образом, можно говорить о том, что в первой очереди Спорнинской электростанции были установлены и работали два опытных судовых дизеля 6ВД 29/50 производства завода «Русский дизель».

Отсутствие кадров

Отсутствие кадров также задерживало пуск станции в промышленную эксплуатацию. Пока электростанция строилась, была возможность подобрать и обучить персонал для работы, но этого сделано не было. В результате получилось так, что станция была готова, а кадров, людей для ее обслуживания — не было.

Плохо обстояло дело в отношении механиков, дизелистов и электриков-щитовиков, их практически не было в Спорном. Не богаты ими были и остальные управления Дальстроя. Для того чтобы укомплектовать штат Спорнинской электростанции надо были срочно вербовать этих специалистов на «материке» или по одному отбирать на предприятиях и учреждениях Дальстроя.

Здание электростанции

Уже летом 1938 года было отмечено появление трещин в стенах и фундаменте — вечная мерзлота передавала «привет» строителям станции.

Перспективы станции

Опыт работы прииска «Нечаянный», питающегося электроэнергией Спорнинской электростанции, показал, что снабжение прииска током от одного источника имело громадные преимущества по сравнению с тем, когда на «Нечаянном» работало большое число движков и кустарных электрических установок.

В результате перехода на централизованное снабжение электроэнергией производительность промывочных приборов на прииске  «Нечаянный» сильно возросла. С тех пор, как все его участки перешли на электроэнергию Спорнинской электростанции, общий план прииска намного перевыполнялся. Наряду с этим освободилось большое число мелкого электромашинного оборудования, которое, вырабатывая ток, неэкономно расходовало значительное количество горючего.

Ряд горнопромышленных предприятий Юга, а также поселок Оротукан и строительство на Дебине также можно было запитать электрическим током от Спорнинской электростанции. Для этого необходимо было сооружение линии электропередач и ряда повышающих и понижающих подстанций. 

Для этих линий электропередач, по расчётам специалистов, самым приемлемым было бы напряжение в 35 киловольт, так как при таком напряжении можно уже применять подстанции открытого типа, которые не требовали больших капитальных работ. Вся строительная часть при этом заключалась в возведении фундаментов под трансформаторы и устройстве нескольких простейших деревянных конструкций.

Сооружение линии электропередачи на Дебине до Оротукана имело большое значение в плане развития комплекса энергетики будущих лет. После ввода в строй мощной теплоэлектроцентрали на Таскане, эта линия электропередачи без всяких изменений позволила бы образовать единое, высоковольтное кольцо с двумя источниками питания — от Тасканской и от Спорнинской электростанций.

Август

Первые аварии

К началу августа был установлен, смонтирован и запущен в эксплуатацию второй дизель и генератор первой очереди. Суммарная мощность первой очереди Спорнинской электростанции составила 1300-1350 кВт.

Но в первой половине августа происходит авария на одном из дизелей, в результате машина требовала капитального ремонта. При отсутствии запчастей персонал электростанции для ремонта, оставшегося в строю дизеля начал использовать в качестве «донора» вышедшего из строя его собрата.

Понимания со стороны руководства Дальстроя в вопросе такой инициативы коллектив Спорнинской электростанции не нашел, была назначена комиссия для разбора полётов. Из приказа № 566 по ГУСДС от 15 августа 1938 года:  «Для обследования состояния дизелей и дачи необходимых указаний назначаю комиссию. Комиссии закончить свою работу к 20-му сего августа».

Доподлинно неизвестно, то ли выводы и рекомендации комиссии показались руководству Дальстроя не вполне компетентными, либо работники Спорнинской  электростанции прислушиваться к ним не пожелали. Но так или иначе ситуация с дизелями на станции оставалась аварийной и в том же августе была организована ещё одна комиссия для изучения дизелей и принятия  соответствующих мер. Стоит добавить, что ранги членов комиссии были на порядок выше, чем в предыдущей. Из приказа № 610 по ГУСДС от 28 августа 1938 года: «Назначаю комиссию из следующих лиц: Председатель Комиссии, Главный механик ПТО — т. Кальницкий А.И., член Государственной Комисии т. Скворцов С.Н. и представитсль от АРЗа по указанию директора последнего. Работу комиссии закончить к 5-му сентября».

Вся череда аварий, проверок и работы комиссии стоили должности первому начальнику Спорнинской электростанции. С 3 сентября 1938 года на должность начальника электростанции был назначен Андрей Иванович Литвинов.

Ноябрь

Выполнение плана

От работы Спорниской электростанции во многом зависело выполнение производственных планов приисков «Нечаянного» и «Ударника» и работы автобазу № 3.

За короткий срок электростанция добилась значительных успехов. В октябре выработка электроэнергии возросла по сравнению с августом на 41,7%, а количество аварийных простоев сократилось на 147 часов. Расход топлива на киловатт-час уменьшился на 15%.

Проблемы электростанции

К концу 1938 года в стенах главного корпуса появились большие трещины, так как в углах кирпичи были уложены не внахлёст, а впритык.

Фундамент машинного зала опустился. При дальнейшем оседании его мог произойти перекос соединительного вала генератора и дизеля. В этом случае важнейшие агрегаты вышли бы из строя.

Некоторые части здания главного корпуса находились под постоянной угрозой обвала. В часы наибольшей нагрузки станции от содрогающихся машин с потолка нередко сыпалась штукатурка.

Из приказа № 1108 по ГУСДС от 11 ноября 1938 года: «…Спорный — в здании электростанции имеется ряд серьёзных трещин. Фундамент дизеля даёт осадку, что не исключает аварии дизелей».

Ну и пару слов от начальника Спорнинской электростанции Литвинова об установленных дизелях: «Дизеля явно непригодны для стационарной эксплуатации. Они были выпущены в виде опытных, имеют много конструктивных недостатков. Некоторые их части приходится заменять самодельными. Завоз таких двигателей на Колыму нельзя назвать иначе, как вредительство».

О дисциплине потребителей

На прииске «Нечаянный», который являлся на тот момент времени главным потребителем электроэнергии, электросиловое и осветительное хозяйство находилось в неупорядоченном состоянии. Вводы сделаны оголенными проводами.

На Колыму для приисков были завезены почти исключительно короткозамкнутые (асинхронные) моторы мощностью в 10—15 киловатт.

Эти электрические машины в момент пуска имели огромный пусковой ток, и если они включались несколькими группами одновременно, то создавали чрезмерно большие токи на шинах электрических станций, что болезненно отражалось на работе генераторов.

Остальные моторы, установленные на промывочных приборах, не имели надлежащей пусковой аппаратуры. В скверном состоянии находилась защита электрооборудования от перегрузки. Плавкие предохранители ставились, как попало, без всякого расчета на токи. Автоматов выключения почти не имелось.

Было ясно, что прежде, чем говорить о централизованном питании приисков электроэнергией с одной крупной станции, необходимо было сперва привести в порядок все приисковое электрохозяйство.

1939

Январь

Перебои в работе

В январе 1939 года Спорнинская электростанция была основным источником электроэнергии предприятий Спорного и прииска «Нечаянный» Южного горнопромышленного управления.

На тот момент времени электростанция работала на одном дизеле, резервного не было.

Судя по всему, вышедший из строя дизель в 1939 году так и не смогли реанимировать. Было решено установить новый дизель, но он ещё находился в Магадане, и частями перевозился в Спорный. Генератор же, находился ещё на материке.

(Данное предположение основано на косвенных источниках и документально подтверждения пока не имеет — О.В.)

При работе станции без резерва и на одном дизеле, имеющего конструктивные дефекты, обеспечить бесперебойную поставку электроэнергии потребителям было нереальной задачей. Добавляла проблем и несвоевременная доставка нефти на электростанцию.

В результате станция работала с большими перебоями, которые сильно отражались на производственной деятельности прииска «Нечаянный». Бывали случаи, когда подача тока прекращалась на 18 часов. 

Февраль

Строительство второй очереди

Известие о строительстве второй очереди в феврале 1939 года для ОКС УАТа и самой Спорнинской электростанции был, мягко говоря, неожиданным. Работы по расширению на 1939 год запланированы не были, отсутствовал проект и сметы для такого строительства. Ещё не были решены все технические проблемы на первой очереди электростанции, не все благополучно обстояло и с самим зданием электростанции — появились трещины в стенах и фундаменте, обусловленные просадкой фундамента.

Указание  о начале строительства в феврале 1939 года второй очереди Спорнинской электростанции силами отдела капитального строительства Управления автотранспорта было подписано начальником  ГУСДС Павловым К.А. при отсутствии проекта, предварительных изысканий и без ведома отдела капитального строительства Дальстроя.

Отделу капитального строительства Управления автотранспорта, по приказу Главного управления Дальстроя, предписывалось изготовить в феврале все проекты и сметы, необходимые для строительства второй очереди Спорнинской электростанции.

Строительство второй очереди Спорнинской электростанции велось участком отдела капитального строительства Управления автотранспорта. Начальник участка  — Карпов, производитель работ — Исупов. 

Так почему было принято такое авантюристское решение о начале строительства второй очереди Спорнинской электростанции без смет и проекта, без проведения необходимых изысканий? Причина такого решения была прозаична — Дальстрою были выделены дополнительные дизели и начальник Дальстроя Павлов К.А. решил за счёт расширения Спорнинской электростанции создать добавочную энергомощность, которая могла обеспечить растущие потребности приисков Юга к началу промывочного сезона 1939 года. 

Забегая вперёд можно сказать, что производственный риск оправдал себя с эксплуатационной точки зрения. Со строительной же точки зрения, как показало время, результаты оказались неудовлетворительными. Сложно было ожидать другого результата от строительства на вечной мерзлоте без проведения предварительных геологических и гидрогеологических изысканий.

Март

3 марта 1939 года должность начальника Спорнинской электростанции покинул Литвинов А.И. Если судить по следующему месту его работы (начальник электроцеха автобазы № 1) и короткому времени пребывания  в должности начальника электростанции, можно предположить, что возложенных на него надежд руководством Дальстроя он не оправдал. Стоит добавить, что при переходе на новое место Андрей Иванович в окладе не потерял…

Новым начальником Спорнинской электростанции был назначен Демковский Фёдор Яковлевич.

Апрель

Проект и сметы

Выполнение приказа ГУСДС об изготовление проекта и смет второй очереди Спорнинской электростанции к концу февраля 1939 год проектно-сметной группой отдела капитального строительства Управления автотранспорта был с треском провален.

Не были готовы чертежи и ко второму сроку — 10 апреля, хотя часть работ в части проектирования внутренней проводки взял на себя коллектив работников действующей Спорнинской электростанции.

Только 23 апреля некоторые чертежи были готовы, но сделаны они были так, что приезжавший в Спорный старший инженер отдела капитального строительства Управления автотранспорта Рябчинский обнаружил в них много ошибок. Исправлением их занимались эксплуатационники Спорного.

Наконец, составление сметы тоже пришлось передать инженерам и техникам эксплуатации Спорнинской электростанции. Эта смета была закончена и утверждена Управлением автотранспорта.

Май

Расширение станции

Отсутствие проектно-сметного материала сильно усложняло проведение строительных работ по расширению Спорнинской электростанции. Только в мае 1939 года оказалось возможным приступить к строительству помещения распределительного устройства. Это грозило тем, что после сдачи второй очереди станции в эксплуатацию, Спорнинской электростанции некоторое время пришлось бы работать на временном оборудовании.

Двум дизелям второй очереди предстояло работать во временной деревянной пристройке. К кладке стен каменного здания не приступали. Не было проекта фундамента, не получены и чертежи градирни.

Были подготовлены фундаменты для генераторов, но сами генераторы до Спорного так и не добрались. В результате в фундамент нельзя заложить болты, так как не были неизвестны размеры машин.

После прибытия динамомашин необходимо было ждать ещё десять дней, до момента затвердения цементных подушек. Кроме того, Спорнинской электростанции отсутствовала значительная часть необходимого электрооборудования и материалов. Так, вместо 16 трансформаторов напряжения было получено только два, центральный пульт управления монтировали из кусков старого кабеля. 

Работа коллектива эксплуатационников

Тем временем дела у коллектива Спорнинской электростанции, шли куда лучше, нежели у строителей.

Начальник Спорнинской электростанции Демковский поставил перед эксплуатационниками сложную задачу — одновременно с работой по обслуживанию действующих дизелей и генераторов провести монтаж двух новых, разработать ряд проектов и составить смету.

И с этим заданием коллектив справился. Согласно плану, на установку дизеля требовалось  тридцать дней, эксплуатационники управились за девять. Второй дизель планировали смонтировать к первому июня.

Тем временем бригада во главе с техником электростанции Крачинским монтировала высоковольтную линию на прииск «Нечаянный».

Июнь

Расширение станции было закончено в июне. К тому же сроку был составлен и проект. В этом же месяце станция дала ток приискам Южного управления. Строители со своей задачей справились хорошо.

После ввода в строй второй очереди Спорнинской дизельной электростанции, суммарная мощность её составляла, по разным источникам, порядка 2050 кВт.

Июль

Новая высоковольтная линия

9 июля 1939 года вступила в строй высоковольтная линия электропередачи Спорный — прииск «Утиный»,протяженностью в 19 километров.

Она была рассчитана на передачу электроэнергии напряжением в 35 киловольт со Спорнинской электростанции непосредственно на  производственные участки прииска «Утиный» 一 ключи Холодный и Юбилейный.

8 июля новая высоковольтная линия была принята специальной комиссией Главного управления Дальстроя. По заключению комиссии, линия, построенная по проекту инженера Е. Стрельникова и под его руководством, была первой технически правильно выполненной линией на Колыме.

Таким образом, с введением в строй новой высоковольтной линии  решался вопрос о снабжении электроэнергией прииска «Утиный» и перевода всех его промывочных приборов на полную мощность.

К нам едет ревизор

Несмотря на введение в строй второй очереди Спорнинской электростанции, энергетики так и не смогли обеспечить бесперебойное снабжение в необходимом объёме электроэнергией приисков ЮГПУ. 

В июле 1939 года «капризная» работа станции поставила под угрозу выполнение государственного плана приисками «Нечаянный» и «Утиный»

Спасительно заклинание энергетиков «на двух дизелях невозможно обеспечить бесперебойную работу» уже в расчёт не принималось, и кара со стороны руководства Дальстроя не заставила себя долго ждать. Из приказа № 685 по ГУСДС от 10 июля 1939 года: «Спорненская электростанция располагает большой мощностью, 4-х дизельных установок вполне с избытком обеспечивающих работу приисков Утиного и Нечаяного и Спорненской автобазы.

Несмотря на это, в связи с халатным отношением к делу, систематически на протяжении всего промывочного сезона срывают работу прииска Нечаянный и все дни июля срывают работу прииска Утиный.

Постоянные остановки дизелей, аварии, неполадки стали системой работы электростанции.

Начальнику Спорненской электростанции и главному механику за срыв работы приисков Нечаяного и Утиного, аварийную работу станции, ставшую системой 一 объявить строгий выговор с предупреждением, если они не обеспечат немедленного оздоровления работы станции и бесперебойного снабжения энергией приисков оба будут сняты с работы и привлечены к ответственности.

ПТО и УАТ выделить техническую комиссию, обследовать работу станции, установить виновных лиц систематических простоев и аварий для привлечения их к ответственности».

Для расследования происходящего на Спорнинской станции приказом № 706 по ГУСДС от 14 июля 1939 года была создана смешанная комиссия из представителей УАТа и ПТО ГУСДС.

Август

Всем сестрам по серьгам

За время работы в Спорном комиссия выявила немало интересных для руководства Дальстроя фактов. Так что же в результате «всплыло» на поверхность?

Станция, расширенная с введением второй очереди на два дизеля осталась без резерва, в связи с тем, что два дизеля первой очереди, в виду неудовлетворительной эксплуатации, вышли из строя и были поставлены в капитальный ремонт.

Начальник Спорнинской электростанции инженер Демковский Ф.Я. вместо того, чтобы вести непосредственное наблюдение за работой дизелей № 1 и № 2 (первая очередь), полностью передоверил это дело старшему механику  Бордунову и фактически самоустранился от руководства электростанцией.

Итогом работы комиссии Дальстроя стал приказ № 782 от 5 августа 1939 года, в котором говорилось следующее: «Начальнику электростанции  объявить строгий выговор с занесением в личное дело и предупредить его, что если он в ближайшее время не сумеет осуществить твёрдое руководство и вывести станцию из аварийного состояния, наладить бесперебойную работу таковой, будет снят с работы и привлечён к уголовной ответственности.

Старшего механика 一 снять с работы и направить на рядовую работу в распоряжение главного механика ЗГПУ.

Сменного механика 一 за пьянство и несоответствие своему назначению 一 с работы уволить.

Начальника электромонтажа техника за систематическое пьянство 一 уволить.

Врид ст. механика станции назначить инженера-механика Казанцева Б.П. Сдачу дел и приёмку таковых Казанцевым осуществить в 3-х дневный срок, со дня опубликования приказа.

Энергоотделению ПТО ГУСДС продолжать вести неослабленное наблюдение за работой Спорненской электростанции, для чего командировать на станцию инженера энергоотделения Дорошенко, которому провести в кратчайший срок капитальный ремонт и пуск дизелей № 1 и № 2».

Из УАТа в ЮГПУ

К августу 1939 года самыми значимыми потребителями для Спорнинской электростанции были прииска Южного горнопромышленного управления. В связи с этим, руководство Дальстроя посчитало целесообразным перевести электростанцию из УАТа в ведение ЮГПУ. Из приказа по ГУСДС № 845 от 28 августа 1939 года:  «Спорненскую электростанцию с принадлежащими ей линиями электропередач передать из ведения УАТа в ведение ЮГПУ со всем личным составом».

Ноябрь

Нет нефти — нет света

Начиная с 19 ноября, отдел снабжения Южного горного управления по три раза в день звонил по телефону в нефтеконтору Колымснаба — упрашивая немедленно выслать нефть для Спорнинской электростанции. Начальник нефтеконторы Курочкин обещал принять срочные меры, и так продолжалось четыре дня.

Вопреки заверениям Курочкина нефть не прислали, и вечером 23 ноября два дизеля электростанции были остановлены. Простой продолжался 28 часов. Из-за отсутствия электроэнергии два крупнейших прииска Юга — «Утиный» и «Нечаянный» это время бездействовали.

Нефть Спорнинской электростанцией была получена только после того, как работники Южного управления обратились за помощью к заместителю начальника Дальстроя старшему майору Госбезопасности Егорову.

1940

Май

К началу промывочного сезона у приисков ЮГПУ скопилось много претензий к Спорнинской электростанции по поводу электроснабжения.

Безобразная работа Спорнинской электростанции, с точки зрения потребителей,  почему-то никого не тревожила. К авариям и срывам подачи электроэнергии привыкли, считая это явление нормальным.

Удивлял горняков и тот факт, что  Спорнинская электростанция числилась в Южном управлении как предприятие, систематически выполняющее план.

Усугублялось всё тем, что начинался летний промывочный сезон, когда электроэнергии требовалось в два раза больше и прииски  «Нечанный» и «Утиный» могли остаться без необходимого количества электроэнергии.

А теперь вернёмся к претензиям потребителей. Период с января по май 1940 года Спорнинская электростанция «отметила»  ухудшением подачи электроэнергии потребителям, что отразилось на работе приисков. Например, прииск «Нечаянный» в 1940 году ни одного дня не получал электроэнергию в достаточном количестве. Электроэнергия подавалась с большими перебоями, часты были выключения.

Напряжение в сетях также не радовало потребителей. В апреле были случаи, когда оно падало до нуля, а затем моментально поднималось до 400 вольт и выше. Благодаря такой скачкообразности, выходило из строя электрооборудование.

Начальник Спорнинской электростанции Демковский неоднократно заверял руководителей приисков «Нечаянный» и «Утиный» о бесперебойном снабжении приисков электроэнергией. Но слова расходились с делом. С электростанции звонили: «Можете брать электроэнергию сколько хотите». А через час сообщали: «Случилась авария, берите электроэнергии не больше 50— 60 киловатт»

Июнь

К июню 1940 года  основными потребителями Спорнинской электростанции оставались кючевые прииски Южного горного управления «Утиный» и «Нечаянный». Планировалось подключение к станции третьего прииска — «Разведчик». Кроме того, электростанция снабжала электроэнергией автобазу  № 3, посёлок, перевалочную базу и нефтехозяйство.

Занимая на трассе узловое место, посёлок Спорный превратился благодаря своим промышленным и энергетическим предприятиям в важный хозяйственный центр этого района Колымы.

Приговор Спорнинской электростанции

Поэтому, когда отдел капитального строительства Дальстроя поставил вопрос о демонтаже Спорнинской электростанции, переводе её двигателей в Оротукан и о сносе самого строения станции, это вызвало, мягко говоря, недоумение у многих.

Причиной такого решения явилась осадка стен станции, что создало угрозу разрушения всего здания.

Откуда взялась эта осадка? Чтобы ответить на этот вопрос, стоило вспомнить историю строительства электростанции. 

На Колыме, в связи с наличием вечной мерзлоты, погребённого льда, иловатых наносов, наледей и других, неблагоприятных для строительства особенностей почвы, вопрос предварительных изысканий и опережающего постройку составления проекта имела, да и сейчас имеет, исключительно важное значение.

Имея уже печальный опыт, с постройкой дома связи в Магадане, поставленном на линзе вечной мерзлоты, строители также небрежно отнеслись и к постройке Спорнинской электростанции. Подробного исследования грунта на строительной площадке проведено не было. Бурение сделали неглубоким и строители, не зная, что лежит ниже фундаментов, принялись строить. Вторая ошибка заключалась в том, что в подвалы станции легко проникало тепло как атмосферное, так и от механических установок.

Ещё в 1938 году началась осадка фундамента и в стенах  появились первые трещины. Следовало немедленно произвести бурение на площадке, чтобы хоть поздно, но выяснить состояние грунта и на основе полученных данных произвести укрепление здания. Но ни работники третьего стройучастка Управления автотранспорта, ни специалисты из Отдела капитального строительства Дальстроя своевременно этим не занялись.

По итогам, вместо укрепления Спорнинской станции или хотя бы параллельного ведения работ, строители занялись ее расширением.

По свидетельству работников промбанка, проводивших обследование электростанции в 1940 году, в стенах корпусов, как первой, так и второй очереди, имелись опасные трещины, что создавало угрозу катастрофы. Стены потеряли монолитность и к тому же просели на 20 сантиметров.

Перегородки внутри здания отошли от стен, фермы кровли грозили обрушением. Стоило вспомнить факт обрушения крыши профилактория в том же Спорном, чтобы себе представить, что могло произойти. Но если в первом случае пострадали две-три автомашины, то на электростанции под угрозой оказывались дорогостоящие дизеля и генераторы. Других мощных источников электроснабжения в районе не было, и авария на электростанции грозила приискам отсутствием электроэнергии. Что привело бы к срыву плана по металлодобычи в ЮГПУ.

Работники отдела капитального строительства Южного горнопромышленного управления проводили зимой 1939-1940 годов крепление фундамента под одним из дизелей. Проводя бурение, на глубине 9 метров обнаружили скалу, годную быть опорой для свай.

Также выяснилось, что под фундаментами станции проходил слой синей глины, пропускающей воду, который под тяжестью стен начал пучиться и смещаться. Дренажного же устройства при возведении здания строители не предусмотрели.

Варианты спасения здания станции

Проведённые исследования породили мысль укрепить стены станции системой свай и установленных на них пилястров и пилонов. Это предложение обсуждалось экспертами — работниками Колымпроекта и получило полное одобрение. Но время уже было упущено — процесс разрушения стен станции уверенно шёл вперед.

Принцип ремонтных  работ (крепление стен сваями) в теории был верен, но в данном случае был вряд ли осуществим. Забивка свай, сотрясение стен, дальнейшее оседание фундамента могли привести к разрушению раньше, нежели строители успели бы сделать крепления. Анкерное, предварительное крепление стен было также невозможно из-за потери монолитности кладки. Устройство же свай Штрауса обошлось бы куда дороже самой станции.

Был и другой вариант, который в первую очередь предусматривал установку защитных заграждений над дизелями. Затем во дворе станции следовало возвести новые фундаменты под дизели на сваях и построить над ними временное деревянное здание, которое в дальнейшем можно было бы заменить на каменное, также на свайном фундаменте. Старое здание предполагалось разобрать. Забегая вперёд, хочу сказать, что это вариант был отклонён, как «технически и экономически неприемлемый». 

Всего на июнь 1940 года имелось три варианта разрешения вопроса о Спорнинской электростанции, находящиеся в стадии разработки. Окончательный выбор ОКС Дальстроя собирался сделать после получения данных подсчетов сравнительных стоимостей.

Выход из положения

Надо сказать, что предложение отдела капитального строительства Дальстроя о демонтаже Спорнинской электростанции в 1940 году воплощено в жизнь не было.

Руководство Дальстроя прекрасно осознавало, что оставить без электроэнергии ведущие прииска ЮГПУ, автобазу № 3, базисные склады, нефтехозяйство и ЦРММ № 1 УАТа в разгар промывочного сезона означало срыв плана золотодобычи как минимум в ЮГПУ и плана Дальстроя в целом. Другого мощного альтернативного источника электроэнергии в этом районе, от которого можно было бы запитаться, не было. 

Необходимо было найти выход из создавшегося положения, которое бы позволило электростанции и дальше снабжать электроэнергией Спорнинский узел.

По указаниям ОКС Дальстроя отделом капитального строительства ЮГПУ  проводилось временное крепление стен электростанции и разгрузка их от ферм, что позволило предотвратить возможность аварии. Это мероприятие должно было обеспечить бесперебойную работу в промывочный сезон. Работы должны были быть закончены к 15 мая 1940 года, но данный срок строители не выдержали, и временное крепление стен продолжалось и в июне 1940 года.

Июль

Восстановление лаборатории

Не секрет, что десятки мелких и крупных электростанций Колымы в период своей работы нуждались в периодической лабораторной поверке электроизмерительных приборов, счётчиков, реле и прочей сложной аппаратуры.

Для этого в течение 1939 года Энергоотделением ГУСДС совместно с руководством Спорнинской электростанции была создана электротехническая лаборатория.

Работы по поверке и регулировке можно производить только при наличии высококачественных контрольно-измерительных приборов первого класса, крайнее дефицитных на Колыме. Теперь работы подобного уровня можно было производить в Спорном, Магадане и частично в Таскане.

Лаборатория Спорного осуществила ряд срочных и сложных работ по налаживанию, проверке, регулировке и переделке электрических измерительных приборов и реле защиты. Это было сделано как для самой Спорнинской станции, так и для электростанций Тасканской № 2, Берелёхской, Запятинской, Аркагалинской № 1, Аткинской и Палаткинской, а также приисковых электростанций ЮГПУ и промышленных установок УАТа.

Энергоотделением ГУСДС намечалось в дальнейшее превратить Спорнинскую лабораторию в Центральную лабораторию будущего Энергоуправления.

Проводимая работа, а также наличие крепкого инициативного коллектива работников лаборатории и самой электростанции, позволяли думать, что всё намеченное будет с течением времени проведено в жизнь.

Однако этим планам сбыться было не суждено. Всё началось с передачи Спорнинской электростанции из УАТа в ведение ЮГПУ  в августе 1939 года. Южное управление интересовалось вопросами электрохозяйства только со своей точки зрения и мало учитывало интересы энергохозяйства всего Дальстроя.

Опираясь на распоряжения ОКС Дальстроя о демонтаже Спорнинской электростанции, главный энергетик ЮГПУ Стрельников по совету зав. лаборатории Барышевского принял решение о закрытии лаборатории. В апреле 1940 года вся аппаратура была вывезена в Оротукан, где и лежала на складах в ящиках.

Руководство Спорнинской электростанции, будучи подчиненной горному управлению, не смогло оказать сопротивления бессмысленному разрушению лаборатории. Энергоотделение Дальстроя также не смогло своевременно воспрепятствовать этому, так как согласно директиве должно было проводить все свои мероприятия лишь через руководство соответствующих управлений. Попытки же восстановить лабораторию были встречены руководством ЮГПУ отрицательно.

После закрытия лаборатории ни Спорнинская, ни другие электростанции не могли поверить свои приборы. На многих электростанциях (в Мяките, Ларюковой) приборы нуждались в немедленной поверке и переградуировке, однако сделать это было негде.

В результате станции эксплуатировались по не выверенным приборам. Не говоря уже о неверном учёте отпускаемой электроэнергии и невозможности контроля потребителей рублем, это грозило серьёзными авариями и преждевременным износом агрегатов из-за неправильного режима работы.

От всей лаборатории на Спорнинской электростанции удалось сохранить только коллектив сотрудников. Но здравый смысл возобладал, и в июле 1940 года Энергоотделение Дальстроя поручило руководству Спорнинской электростанции создать в кратчайшие сроки вторую лабораторию.

1941

Февраль

Новые проекты

Необходимость механизации  приисков, для снижения себестоимости добытого металла и выполнения государственного плана и замена привозного топлива на местное — эти вопросы всегда были актуальными на территории Дальстроя. Иногда попытка убить двух зайцев одновременно приводила к интересным проектам.

В частности, предлагалось строительство тепловой электростанции у устья реки Оротукан (посёлки Торфяной и Усть-Оротукан), а в качестве топлива использовать торф, залежи которого располагались рядом с возможным местом строительства.

Думаю, стоит рассказать подробнее об этой идее. Торфопредприятие № 1 Управления автотранспорта было расположено в центре электрических нагрузок посёлка Спорного, левого берега реки Дебина и тяготеющих к этому району приисков, которые были запитаны от Спорнинской электростанции.

Непременным условием проектирования и постройки электростанции служило в первую очередь наличие воды, топлива и близость потребления электроэнергии. Всё это было в районе торфопредприятия.

Водой электростанция была бы обеспечена полностью, так как торфяные месторождения располагались в устье реки Оротукан.

О топливе и говорить не приходится, так как район, где планировалось строить электростанцию, был расположен в центре торфяных залежей, запасы которых исчислялись миллионами тонн. Потребители электроэнергии располагались от места вероятного строительства в радиусе максимум 15-25 километров. 

Построенная на местном топливе электростанция освободила бы район Спорного от привозного жидкого топлива — нефти, ликвидировала бы диспропорцию между потреблением и производством электроэнергии, и все близлежащие прииски и третья автобаза могли быть полностью обеспечены электроэнергией. Попутно решалась задача перевода предприятий района Спорного на местное топливо, что имело большое хозяйственно-политическое значение.

Но до составления и реализации этого проекта дело так и не дошло…

Май

В подсобном хозяйстве электростанции

Весной 1940 года в теплице Спорнинской электростанции было высажено 300 корней помидоров и 350 корней огурцов. 

Первую съемку урожая, как и предполагали, провели к 1 мая. Через неделю собирались провести первый массовый сбор и собрать не менее 30 килограммов огурцов.

На отдельных стеллажах зеленели арбузные плети, в качестве эксперимента здесь впервые пытались вырастить арбузы в теплицах. На полках вплотную расставлены мелкие ящики с цветами 一 астры, бальзамины, настурции, петуньи. Цветы выращивали между делом, для украшения жилищ трудящихся.

В мае в дизельном зале Спорнинской электростанции сняли вторые зимние рамы, которые решили пустить в дело. Рамами закрыли шесть парников, под которыми высадили 25 тысяч корней капустной рассады. Планировалось после пересадки капусты в открытый грунт в этих парниках высадить ещё 500 корней огурцов.

К осени 1940 года одних только цветов выращено и продано на 4 000 рублей.  В подсобном хозяйстве было более 30 голов свиней. Собрано 790 килограмм брусники, много кедрового ореха. На 1941 год было запланировано дальнейшее развитие подсобного хозяйства: расширение теплиц в два раза, а огорода — в десять раз. 

Сентябрь

Итоги работы станции на сентябрь

В целом, работа Спорнинской электростанции на сентябрь 1941 года можно было назвать успешной. Электростанция, руководимая инженером Шверикас, справлялась с ответственными задачами, поставленными перед ней. Все её агрегаты работали безотказно и безаварийно. При этом же оборудовании отпуск электроэнергии станция увеличила, по сравнению с 1940 годом, на 15%. За первое полугодие электростанция выполнила свой план на 100,5%, план июля на 102,4%, августа на 108,2%, а в отдельные дни ударного месяца она вырабатывала электроэнергии более 120% суточного задания. На таком же уровне кривая отпуска электроэнергии шла и в сентябре. Высок был и другой важнейший измеритель 一 косинус «фи».

Образцовая работа электростанции позволила коллективу прииска «Нечаянный» досрочно завершить государственный план 1941 года. Горняки «Нечаянного» высказали пожелание Южному управлению и политотдел о занесении лучших людей Спорнинской электростанции на Доску почёта ЮГПУ. 

Комсомолец инженер Казанцев был назначен на пост главного механика Спорнинской электростанции.  Быстро освоил электростанцию  и другой молодой инженер 一 Комиссаров, выдвинутый на пост главного энергетика.

Из дизелистов на должность сменного механика перевели комсомольца Мешкова. Коммунист Сорокин выдвинули из сменных механиков на должность старшего механика по ремонту.

Федяев, по профессии плотник, захотел стать дизелистом. Инженеры и техники станции не пожалели времени и сил, чтобы помочь молодому работнику овладеть новой облюбованной им профессией. Вскоре Федяева назначили помощником дизелиста, а затем и дизелистом.

Начальник электростанции Шверикас проявлял большую заботу о жизни и быте запросов коллектива. Для работников электростанции строились просторные и уютные дома, организовали сапожную и портновскую мастерскую, парикмахерскую. Домик, где находились все эти бытовые учреждения, называли «промкомбинатом». Ко всему, «промкомбинат» оказался рентабельным предприятием: ежемесячно приносил до 7 000 рублей дохода.

Октябрь

Начальник Спорнинской электростанции 一Шверикас А.К., главный электрик 一 П. Комиссаров.

Коллектив Спорнинской электростанции активно участвовал в предоктябрьском социалистическом соревновании. За 23 дня октября производственный план выполнен на 106,3%. При этом за последние два месяца было сэкономлено около 30 тонн дизельного топлива.

По-стахановски работали сменный механик Борженский, старший диспетчер Брышко, дежурный электромонтёр Котов, бригадир ремонтной бригады Тарасов, дизелист Федяев и другие. Главного механика Казанцева выдвинули на более сложный участок 一 на Хетинскую электростанцию. 

Коллектив выполнил своё обязательство по сбору лома и отходов цветного  и черного металла: по свинцу на 100%, бронзе — на 158% и по черному металлу — на 300%.

XXIV годовщину Великого Октября коллектив Спорнинской электростанции готовился встретить перевыполнением десятимесячной производственной программы.

1942

Май

Начало промывочного сезона

Приказ Главного управления Дальстроя о начале промывочного сезона обязал электриков Колымы работать без аварий и полностью обеспечивать прииски электроэнергией.

Спорнинская электростанция по-деловому подошла к решению этой задачи и неплохо подготовилась к промывочному сезону. В мае электростанция выполнила месячную программу на 101,6%, сэкономила 3% горючего и 1% смазочного. Перевыполняя суточный план, коллектив станции обеспечил бесперебойное снабжение приисков электроэнергией.

Станция бы могли ещё более улучшить свои показатели, но в мае 1942 года основные потребители – прииски не выбирали того количества энергии, которое вырабатывала электростанция. Это, в свою очередь, значительно повышало себестоимость киловатт-часа энергии.

—Если в прошлом году электростанция сэкономила 1 миллион рублей за счёт снижения себестоимости,— говорил в интервью начальник станции Шверикас, — то в этом году мы должны сэкономить значительно большую сумму. Надо только чтобы прииски забирали энергию полностью.

Как правило, на многих предприятиях Дальстроя жаловались на недостаток электроэнергии, то на Спорнинской станции, наоборот, можно было услышать жалобы энергетиков на то, что им не дают возможности работать на полную мощность.

Был проведён планово-предупредительный ремонт одного из дизелей. Несмотря на задержку в доставке запасных частей, ремонт провели точно по графику, закончив его в положенные сроки.

Коллектив станции принимал участие в строительстве высоковольтных линий на участках «Тайно-Утесный» в «Стаи Утиный». Помогая горнякам выполнить план, электрики Спорнинской станции отработали в забоях два воскресенья.

Комиссаров и Брышков выезжали на участок «Тайно-Утесный» и консультировали электриков прииска по вопросам правильной эксплуатации электрооборудования.

Сверх ранее намеченного количества собрано еще 6 тонн металлолома и 600 килограммов цветных металлов.

Большое внимание на Спорнинской электростанции уделяли кадрам, следили за повышением их квалификации. 

На Доску почёта были занесены имена лучших людей. Среди них 一 дизелист Федяев. Несколько лет тому назад он был плотником, но всегда испытывал большой интерес к машинам. Его стремление заметили, Федяева стали обучать. Вначале он работал помощником дизелиста, а после и дизелистом. За отличную работу он был отмечен руководством Южного управления.

Июнь

Полугодовая программа выполнена!

В июне выполнение суточного плана в среднем составляло 115%. Хотя Спорнинская станция имела значительно расширенный объём работы, штат её сокращён по сравнению с 1941 годом на 25%. Тем не менее, коллектив успешно справлялся со своими обязательствами.

Первые полтора месяца социалистического соревнования электриков выдвинули в ряды стахановцев новых товарищей. Особенно проявили себя главный механик Мешков, сменные механики Сорокин и Борженков, старший диспетчер Брышко, диспетчеры  Булыгин и Семченко, дизелисты Федяев и Дьяченко, главный электрик Комиссаров и другие.

25 июня электрики досрочно выполнили месячный план на 100,8%. В этот же день на 102% была завершена и полугодовая программа. В целом за июнь задание по выработке электроэнергии было выполнено на 130,7%.

С того дня, как коллектив включился в социалистическое соревнование, объявленное  Главным и Политическим управлениями Дальстроя, электростанция не имела ни одного часа простоя и ни одной аварии. Прииски и предприятия полностью получали  электроэнергию от Спорнинской станции.

Июль

Подсобное хозяйство электростанции

Среди подсобных хозяйств предприятий Южного горного управления подсобное хозяйство Спорненской электростанции считалось одним из лучших.

К июлю были закончены посев и посадка овощей. Посажено 20 тысяч корней капусты, 20 грядок моркови и свеклы, 1.200 кв. метров заняты под картофель сортов «Ранняя роза», «Вольтман» и «Эпикур», 0,2 гектара — под другие культуры.

Но это не все, чем располагало подсобное хозяйство. Недалеко в стороне стояли аккуратно выбеленные теплицы, далее — парники.

Перед входом в теплицу была разбита клумба-выставка, где были высажены все образцы овощей и цветов, выращиваемых в подсобном хозяйстве.

Уже к 1 мая коллектив станции получил из своего подсобного хозяйства первые килограммы огурцов, а в середине июня — помидоры. Созревала дыня сорта «Канталупа». К концу июля должен был созреть арбуз.

Ежедневно в столовую и магазин станции подсобное хозяйство давало несколько килограммов огурцов, а в отдельные дни съём составлял 15—20 килограммов.

В 1942 году планировалось получить с подсобного хозяйства 20 тонн свежей капусты, 380 килограммов помидоров, 500 килограммов огурцов, несколько тонн картофеля, сотни килограммов моркови, свеклы, турнепса. 

Электростанция и прииски

Взаимоотношения между Спорнинской электростанцией и потребителями — приисками ЮГПУ оставались сложными и далёкими от взаимопонимания.

Несмотря на то, что энергетики Спорнинской станции бесперебойно снабжали прииски Юга необходимым количеством электроэнергии и выполнили план первой декады июля на 123%, снабжение электроэнергией Спорнинской автобазы и ее мастерских оставляло желать лучшего.

Причина в этом крылась в перерасходе электроэнергией приисками ЮГПУ. Прииски «Нечаянный» и «Пятилетка» нарушали утвержденный главным управлением Дальстроя график, перерасходуя выделенный им лимит энергии. Так, например, участок «Нижний Нечаянный» за первую декаду июля перерасходовал 31%, а участок «Тайно-Утесный» —  47%. Все это создавало напряженную обстановку на станции, генераторы работали на пределе, сильно нагревались. Руководители станции ставили об этом в известность управление Юга, но ни главный инженер, ни главный механик никаких мер не принимали.

Перерасход топлива

И если по выработке электроэнергии и ряду других показателей Спорнинская электростанция план перевыполняла, то вот с экономией топлива всё было печально. За время работы в течение мая, июня и июля Спорнинская электростанция  пережгла сверх нормы 78 тонн нефти. И это в то время, когда жидкое топливо на Колыме было на вес золота…

Август

Электростанция и ЦРММ ЮГПУ

Стоит напомнить, что август в промывочном сезоне Дальстроя был решающим месяцем, от работы в котором во многом зависело выполнение государственного плана.

И именно в конце июля — начале августа узел приисков, обслуживаемых Спорнинской электростанцией, начал работать с перебоями из-за нехватки электроэнергии. Причиной был износ дизелей на электростанции — требовалась срочная замена крышек.

Ожидание доставка необходимых запчастей с материка привело бы к тому, что дизели пришлось бы остановить и прииски последние месяцы промсезона остались без необходимого количества электроэнергии, что могло привести к срыву плана по добыче золота.

Было решено изготовить необходимые детали на Колыме, изготовление крышек поручили коллективу центральных ремонтно-механических мастерских ЮГПУ (Оротукан). Литейщики блестяще справились с выплавкой чугуна сложного химического состава, в составе которого были хром и никель. Но отлитая деталь требовала, согласно нормативам, сложной и точной механической обработки в течение 10 дней.

Однако такой срок мог сорвать работу трех крупнейших приисков Юга и мастерских Спорнинской автобазы.

Начальник механического цеха Морозов созвал бригады и разъяснил им всю важность заказа. Трое суток не отходила от станка бригада, и сам Морозов не покидал цеха. Деталь была обработана на 7 дней раньше срока и отправлена на электростанцию.

Декабрь

Кабан попутал…

В целом 1942 год для коллектива Спорнинской электростанции был успешным, во время промывочного сезона электростанция выполняла и перевыполняла план. Серьёзных аварий и простоев, в отличие от предыдущих лет, не было. Казалось бы — начальник электростанции со своим коллективом заслуживают благодарностей и почёта, но в декабре 1942 года случилось на первый взгляд тяжело объяснимое событие — коммуниста Шверикаса снимают с работы, исключают из партии и отдают под суд.

Попытаемся разобраться в событиях того месяца. Как выяснилось впоследствии, испытания властью Шверикас А.К. не прошел, посчитав, что он царь и бог на Спорнинской электростанции и её хозяйстве. 

Было у начальника электростанции свое немаленькое личное хозяйство, где на момент расследования содержалось 14 поросят, 27 кур, 15 уток, три голубя и пять собак.

Ораву эту надо было кормить и желательно хорошо. Несмотря на приличную зарплату начальника, Шверикас А.К. посчитал — зачем покупать то, что он может взять своей властью? И в течение 1942 года ежемесячно брал с подсобного хозяйства электростанции 4—5 мешков овса на корм животным своего личного хозяйства.

Можно ли за 60 мешков овса лишиться должности начальника крупной электростанции, партийного билета и угодить под суд Военного трибунала? Года были суровые, и за такое можно было лишиться всего, но как выяснилось позднее, это было далеко не всё.

В ходе разбирательства вскрылись факты, что коммунист Шверикас скупал у преступного элемента сахар и муку, похищенные с проходящих по трассе машин.

И если за расхищение овса Шверикас А.К. мог ещё отделаться выговором и постановкой на вид, то за связь коммуниста с преступным элементом пощады ждать не стоило.

Приказом и.о. начальника Дальстроя № 733 от 2 декабря 1942 года начальник Спорнинской электростанции Шверикас А.К. был снят с работы и предан суду Военного трибунала, как расхититель социалистической собственности.

В приказе также отмечался недостаточный контроль со стороны начальника Южного управления Сенатова, и обращалось внимание всех начальников управлений и предприятий на усиление контроля и принятие решительных мер по пресечению подобных явлений.

Новым начальником Спорнинской электростанции назначен Комиссаров, ранее — главный электрик этой же станции.

1943

Январь

На Спорнинской электростанции комсомольцы (секретарь Красовская) взяли на себя обслуживание одного агрегата и заключили договор на соревнование с комсомольско-молодежной сменой Хетинской электростанции.

Январский план выработки электроэнергии был выполнен на 109.3% при экономии 10% горючего.

Февраль

Февральский план был выполнен уже к XXV годовщине Красной Армии на 114,2%, причем сбережено 11% горючего. Однако был допущен перерасход 3% смазочного. Комсомольцы, обслуживающие агрегат, — сменный механик Пятибратов, дизелисты Федяев, Громов и помощники дизелистов Ахмадулин и Дуванов обязались перекрыть перерасход.

В феврале была организована комсомольско-молодежная бригада под руководством тов. Верганова, выполняя задание на 110 —111 процентов.

Март

Основными потребителями электроэнергии Спорнинской станции в марте 1943 года были прииски «Утиный», «Пятилетка», Спорнинский завод и автобаза № 3.

Электростанция выполняла суточный план выработки электроэнергии на 110—111 процентов и работала бесперебойно.

Решены были проблемы с топливом, снабжение станции горючим для дизелей стало регулярным. На станции был создан 7—8-дневный запас топлива.

Можно сказать, что в основном, жаловаться потребителям на работу электростанции не приходилось. Зато у энергетиков были свои претензии к приискам.

Спорнинская вела упорную борьбу с попытками потребителей перегружать электростанцию, стремясь добиться нормальной частоты в 50 герц.

В таких грехах были замечены руководители прииска «Пятилетка» (главный инженер Купленков). Прииск постоянно выходил за пределы установленного ему лимита. При этом телефонные предупреждения уже не помогали, и станция была вынуждена отключать прииск на короткий промежуток времени, чтобы вынудить его к сокращению расхода энергии до нормальных пределов.

Прииск «Утиный», тоже в марте допустил перерасход электроэнергии, не укладываясь в установленный для него лимит потребления. Но этот прииск систематически перевыполнял свой план добычи подземных песков, и допускаемое им превышение лимита «прощалось» руководством ЮГПУ.

По-разному на приисках обстояло дело и с коэффициентом мощности. В целом по Спорнинской станции он был равен 0,76, но по «Утиному» понижался до 0,68—0,69. На «Пятилетке» этот коэффициент достигал высокого уровня — 0,79—0,81. Это объяснялось правильной группировкой трансформаторов и моторов, а также соответствием мощности последних и получаемой ими нагрузки. Наоборот, на «Утином» трансформаторы и моторы были сгруппированы плохо. Так, один из трансформаторов мощностью в 320 квт использовался только из 40—50 процентов.

Апрель

В апреле 1943 года на Спорнинской электростанции производилась установка полученных статических конденсаторов. Благодаря этому, коэффициент мощности  к 15 апреля возрос  до 0,81. Готовилось включение батарей в линию прииска «Утиный», что позволило бы обеспечить ещё больший и рост коэффициента мощности. 

Май

В мае Спорнинская электростанция выполнила план на 103,8% при экономии топлива в 2,5%.

По итогам социалистического соревнования электростанций и механических предприятий, приказом по Главному и Политическому управлениям Дальстроя переходящее Красное знамя, находившееся у электриков Хеты, за успешную работу в мае было присуждено коллективу Спорнинской электростанции.

1944

Этот год стал последним в работе и жизни Спорнинской электростанции. В декабре 1943 — начале января 1944 года на электростанции вышли из строя и требовали капитального ремонта два дизеля, продолжалась осадка и разрушение здания электростанции. Руководству Дальстроя предстояло принять меры, чтобы в полной мере обеспечить прииска ЮГПУ электроэнергией к началу промывочного сезона. 

И судьба электростанции была решена, рекомендации ОКС Дальстроя, озвученные ещё в 1940 году, были воплощены в жизнь — электростанцию было решено вывести из эксплуатации, оборудование демонтировать.

Для обеспечения электричеством ведущих приисков ЮГПУ, автобазы № 3, ЦАРМ № 1, поселка Спорного и других предприятий было принято решение о переводе Спорнинского узла на питание от Тасканского энергокомбината, для его осуществления было начато строительство высоковольтной линии Таскан — стан Утиный.

Согласно приказу, демонтаж Спорнинской электростанции должен был быть закончен к 1 марта 1944 года.

Из приказа № 25 от 15 января 1944 года: «Оба дизеля, установленные на Спорненской электростанции, вышли из строя и нуждаются в ремонте продолжительностью 45-50 дней. К указанному времени Спорный сумеет получать электроэнергию по высоковольтной линии передачи с Тасканского Энергокомбината.

Во избежание излишнего расхода по содержанию штата Спорненской электростанции, приказываю:

§1.

Оба дизеля, установленные на Спорном демонтировать совместно в генераторами, передать их для капитального ремонта и восстановления заводу № 3.

§2.

Начальнику Энергоотдела Дальстроя тов. Певзнер организовать демонтаж электростанции и распредустройства.

Предусмотреть оставление и монтаж того оборудования, которое будет необходимо для приемки и передачи электроэнергии с Тасканского, энергокомбината потребителям на Спорном.

§3.

Директору завода № 3 тов. Каралифтёрову произвести ремонт дизелей Спорненской электростанции к 1 апреля 1944 года.

§4.

Моему Заместителю по кадрам подполковнику госбезопасности Никешичеву отобрать и направить на Певекскую дизельную электростанцию из штатов Спорненской электростанции 8 электриков, а остальной штат использовать на демонтаже и на других предприятиях Дальстроя, где в этом имеется необходимость».

Февраль

Оборудование и механизмы с закрывающейся электростанции заранее распределили по другим электростанциям Дальстроя, оставалось только их снять, привезти их на новое место и смонтировать до начала промывочного сезона. 

Но ход работ про консервации и демонтажу на Спорнинской электростанции проходил совсем не так, как это было запланировано ГУСДС сроки не выдерживались, и демонтаж оборудования грозил затянуться на неопределенный срок.

Для выправления ситуации руководством Дальстроя был принят ряд мер, которые нашли отражение в распоряжении № 60 от 11 февраля 1944 года «О демонтаже оборудования Спорнинской электростанции и о переводе Спорного на питание электроэнергией от Тасканского энергокомбината»: «Проверка ведения работ по демонтажу силового и электротехнического оборудования Спорнинской электростанции показала, что демонтажные работы производятся неудовлетворительно.

Во избежание дальнейшего затягивания демонтажных работ и ускорения перевода Спорного на питание эл.энергией от Тасканского энергокомбината, приказываю:

§1.

Директору Ремонтного завода горного оборудования тов. Каралифтерову произвести прием и демонтаж всего силового и электротехнического оборудования Спорнинской электростанции.

Дизель-генераторы комплектно с коммуникациями и электрооборудованием принять по акту Оротуканскому заводу горного оборудования.

Для производства электромонтажных работ по переоборудованию Спорнинского узла, передать электротехнической лаборатории “Колымснаба” оборудование и инструмент по указанию Энергоотдела Дальстроя.

Остальное оборудование и специальный мерительный, инструмент, находящийся на балансе Спорнинской электростанции, согласно указаний Энергоотдела Дальстроя, упаковать и сдать Спорнинской снаббазе. Срок окончания демонтажных работ и сдачи всего оборудования 1 марта 1944 года.

§2.

Начальнику Управления Капитального строительства тов. Ахундову не позднее 12 февраля 1944 г. составить смету на переоборудование Спорнинской понизительной подстанции 35/6,3 кв и подстанции ЦАРМ ДС, в объеме работ определенном Энергоотделом Дальстроя и выдать наряд электротехническим мастерским “Колымснаба” на производство электромонтажных работ.

Строительные работы, вытекающие из установленного объема работ, произвести Управлению Капитального Строительства.

§3.

Управляющему Колымснабом, подполковнику госбезопасности т. Комарову обеспечить окончание электромонтажных работ по переоборудованию Спорнинского узла силами электротехнических мастерских не позднее 1-го марта 1944 г.

§4.

Начальнику Северного горнопромышленного управления тов. Гагкаеву передать электротехническим мастерским “Колымснаба” с прииска Утиный, две неиспользованные автоматические коробки типа КАМ-П».

Март

В марте 1944 года было закончено строительство высоковольтной линии Таскан — стан Утиный. 31 марта в 15 часов 30 минут была произведена первая пробная передача электроэнергии по новой ЛЭП. В начале апреля высоковольтная линия Таскан — стан Утиный была сдана в эксплуатацию. Прииски «Утиный», «Пятилетка» и предприятия поселка Спорный перешли на снабжение электроэнергией от Тасканского энергокомбината.

Возникает закономерный вопрос — кто же тогда обеспечивал электроэнергией посёлок Спорный и его предприятия в марте 1944 года?

По одной из версий, в это время Спорный получал электроэнергию от электростанции спорненских мастерских (ЦАРМ-1).

Так или иначе, можно с уверенностью сказать, что в апреле 1944 года Спорнинская электростанция прекратила своё существование.

Часть оборудования Спорнинской электростанции было передано для укомплектования Тасканской и Аркагалинской паротурбинных электростанций

Причины закрытия электростанции

Постараемся назвать часть причин, которые повлияли на решение о закрытии Спорнинской электростанции:

  1. Разрушение здания электростанции, вследствие просадки фундамента из-за таянья вечной мерзлоты. Фактически, требовалось строить новое здание и скорее всего, на другом месте.
  2. Необходимость капитального ремонта дизелей, при отсутствии запчастей на эти марки.
  3. Большой расход жидкого топлива, при дефиците его в годы войны в Дальстрое. Стоит отметить, что Тасканский энергокомбинат работал на местном топливе — угле, который в то время добывался на Эльгенском месторождении.
  4. Высокая себестоимость киловатт-часа, по сравнению с электроэнергией Тасканского энергокомбината.

О роли Спорнинской электростанции.

За свою недолгую жизнь (1938-1944) Спорнинская электростанция, тем не менее, внесла огромный вклад в жизнь не только посёлка Спорного, но и Южного горнопромышленного управления и его предприятий. И значение её для ЮГПУ трудно переценить, учитывая, что эта электростанция была крупнейшей (и единственной такого масштаба) в ЮГПУ и входила в число самых крупных электростанций Дальстроя. 

Организация Спорнинского энергетического узла, в своё время, позволила ЮГПУ отказаться от использования местных электростанций на ряде предприятий и приисков, что привело к экономии столь дефицитного в годы войны в Дальстрое жидкого топлива, снижению себестоимости выпускаемой продукции. Дало возможность перебросить оборудование  и рабочую силу с местных электростанций на другие прииска и объекты.

В статье использованы материалы из газеты «Советская Колыма»,  архивов МОКМ и ГАМО.

Моя признательность и благодарность коллективу архива Магаданской области за помощь в работе. Мой низкий поклон Зеленской Галине Юрьевне за помощь и содействие в работе.

Спасибо за помощь «Колымскому хронографу» Александра Глущенко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *