Отработанная, нагретая вода из Усть-Утинской электростанции впадает в Колыму. Май 1938 года. Фото из газеты «Советская Колыма».
В 1935 году для обеспечения предприятий Южного горнопромышленного управления (ЮГПУ) электроэнергией были построены и введены в эксплуатацию две локомобильных электростанции — в посёлках Спорный и Усть-Утиная.
О жизни и работе Усть-Утинской электростанции и пойдёт речь.
Первая очередь Усть-Утинской электростанции мощностью в 272 кВт была запущена осенью 1935 года. От электростанции по ЛЭП 35 кВт, протяжённостью в 23 км, электроэнергия поступала на строительство опытной обогатительной фабрики.
В недолгой жизни электростанции были свои и взлёты и падения, причём последние начались буквально сразу после запуска.
Из газеты «Советская Колыма» от января 1936 года: «Месяц назад из-за отсутствия надлежащего сорта смазки на Усть-Утиной остановилась недавно пущенная электростанция. Требуемого сорта смазки не оказалось и в Нагаево. Тогда решили искусственно понизить температуру нагрева пара и работать на цилиндровом масле № 6.
20 декабря в Усть-Утиную была выслана одна тонна масла, которая по дороге была целиком разбазарена. 23 декабря было выслано еще 1700 кг. — масло до Усть-Утиной также не дошло. А 21 декабря станция стояла. В шахтах, штольнях на ключе Холодном было темно, на стане Утином стояли станки.
Произошёл оживлённый обмен телеграммами с сектором снабжения ДО.
30 декабря была срочно выслана машина с одной бочкой цилиндрового масла № 6. Атке было дано указание масло срочно перегрузить и послать на Усть-Утиную. Но увы, всё масло осталось в Атке.
Наконец 6 января после вторичного обмана молниями коммерческий отдел УАТ дал указание Атке — немедленно отправить смазочное в Усть-Утиную. Приказ не выполнен.
Новая электростанция, на создание которой ушло громадное количество времени и подлинного энтузиазма по сей день стоит».
Монтаж электростанции на Усть-Утиной. Июнь 1936 года. Фото из газеты «Советская Колыма».
В связи с ростом посёлка Усть-Утиная и его объектов и подготовкой к строительству опытной обогатительной фабрики было понятно, что мощности первой электростанции не хватит для обеспечения всех объектов электричеством. Было принято решение о постройке новой электростанции.
В апреле 1936 года одновременно со строительством обогатительной фабрики и других объектов шло строительство новой электростанции. В ноябре 1936 года, к XIX годовщине Октября, новая электростанция мощностью в 600 л.с. дала ток.
Разгрузка электростанции на Усть-Утиной. Июль 1936 года. Фото из газеты «Советская Колыма».
Последующая реконструкция и расширение Усть-Утинской электростанции (был установлен второй локомобиль) производилось в 1938 году под руководством начальника Усть-Утинского комбината Вишневского, работы должны были быть закончены по плану в апреле 1938 года.
Однако, окончание расширения и ремонта электростанции в срок выполнены не были, более того, в результате нехватки вырабатываемой электроэнергии, начальник электростанции собирался отключить обогатительную фабрику от сети.
В июне 1938 года модернизация электростанции была закончена. Правда, не обошлось и без огрехов и недоделок.
Вот что говорилось в газете «Советская Колыма» по этому поводу:
«Усть-Утинская электростанция (второй агрегат), наконец, пущена. Но и здесь много различных недоделок. ОКС считает, что электростанция готова и как объект капитального строительства закончена. Но на самом деле стоит лишь зайти на электростанцию, как можно убедиться, насколько этот объект закончен. Прежде всего, электростанция не имеет необходимых трансформаторных будок, которых почему-то ОКС не построил. Паровое отопление не проведено, полы не забетонированы, а крыша электростанции требует немедленного капитального ремонта.
В помещении электростанции не установлены вентиляционные фонари над каждой машиной, а строительство водонасосной станции ОКС вообще не считал нужным производить.
Начальник ОКСа ЮГПУ т. Милочкин не прочь иногда похвалиться, Усть-Утинской электростанцией, как плодом его трудов. Во, как видно из перечня недоделанных работ, плоды т. Милочкина не «всем дозрели»».
Топливо для локомобильной электростанции служили дрова, которые доставлялись в Усть-Утиную сплавом по Колыме с устья Лаглыхтаха.
Из газеты «Советская Колыма» за июль 1938 года: «Все лесорубы островов Лаглыхтаха в июле заняты сплавом древесины вниз по реке Колыме, к посёлку Усть-Утиная. Этот лес предназначен для строительных работ и как топливо для Усть-Утинской электростанции.
На таежной речке Лаглыхтах лес идёт молевым сплавом к реке Колыме, к сплавбазе. Здесь бревна и баланы сплачиваются в плоты и спускаются вниз по течению Колымы».
В промывочный сезон 1939 года у горняков, основных потребителей электроэнергии, возникло недовольство работой Усть-Утинской электростанции, из газеты «Советская Колыма» от 8 мая 1939 года: «…Таким образом, прииск имеет 7 готовых промывочных приборов, однако, пустить их в действие пока нельзя, так как электростанция посёлка Устье-Утиное изо дня в день снижает подачу электроэнергии. Месяц назад работали 5 электрокомпрессоров и 12 лебёдок. Тогда прииск потреблял до 320 ампер.
Начальник электростанции тов. Пахилов утверждает, что он не снизил подачу тока, но факты говорят обратное: вместо прежних 5 компрессоров на прииске сейчас работает только один, иногда два, а вместо 12 лебедок — всего лишь 5. Из-за срыва подачи тока горняки вынуждены приостанавливать добычу песков в шахтах 34 и 21».
За всё время работы Усть-Утинской электростанции одним из наболевших вопросов было обеспечение электростанции топливом — дровами. Очередная попытка навести порядок в этом вопросе была предпринята в мае 1939 года. Из газеты «Советская Колыма» за май 1939 года: «Снабжение дровами устье-утинской электростанции до последнего времени носило ненормальный характер. В отдельные дни, чтобы не вызвать остановку электростанции, руководители производственного комбината Юго-Западного управления доходили даже до того, что бросали в топки ценные лесоматериалы с лесозавода».
Насколько удачной была эта попытка можно было прочитать в газете «Советская Колыма» за июль 1939 года: «В районе посёлка Усть-Утиная начался сплав леса плотами. Расстояние между отправителем (Лаглыгтах) и получателем (Усть-Утиная) небольшое — 25 километров, тем не менее лес часто просадит мимо своего места назначения. Быстрое течению реки Колымы влечёт лес за 1.800 км до бухты Амбарчик».
Видимо, жалобы горняков и критические публикации в адрес Усть-Утинской электростанции весной 1939 года сыграли свою роль и июлю 1939 года положение дел на электростанции улучшилось. Также была произведена реконструкция электростанции и установка нового оборудования. Была увеличена мощность подстанции, генераторы переведены на параллельную работу.
Был смонтирован отдельный щит для питания электроэнергией прииска «Утиного», который позволил полностью использовать мощность двух локомобилей. По сравнению с 1938 годом, прииск стал получать электроэнергии на 25% больше.
Построена узкоколейка от пилорамы до электростанции, что позволило ускорить подачу дров на электростанцию. Ранее подвоз дров осуществлялся гужевым транспортом.
Из газеты «Советская Колыма» за июль 1939 года: «С каждым месяцем Усть-Утинская электростанция улучшает свою работу. На протяжения шести месяцев на электростанции не было ни единой аварии. Если в прошлом станция расходовала на получение 1.000 киловатт-часов электроэнергии 10 кубометров дров, то теперь расходуется 7 куб. м. вместо плановой нормы 8,5 куб. м. Также значительна экономия смазочных материалов. Себестоимость электроэнергии за первое полугодие 1939 года по сравнению с прошлым годом снизилась почти вдвое. Достигнута экономия более 300.000 рублей».
Для запланированного строительства и ввода в эксплуатацию рудника имени Чапаева и обогатительной фабрики был необходим источник электрической энергии, расположенный рядом.
Было решено демонтировать Усть-Утинскую электростанцию, перевезти к руднику имени Чапаева и на её базе построить новую электростанцию.
Усть-Утинская электростанция была остановлена в конце 1939 года, а 2 января 1940 года были начаты работы по демонтажу локомобиля № 1. Электрики и слесаря производили разборку водопровода и арматуры, плотники готовили специальные козлы для подъёма тяжёлых частей локомобиля талями.
Начальник электростанции Птицын, руководящий демонтажем, предполагал закончить работу на 2–3 дня раньше установленного срока и с 1 февраля 1940 приступить к разборке локомобиля № 2.
Закончив демонтаж № 1, коллектив Усть-Утинской электростанции начал демонтажные работы на локомобиле № 2. Работы по демонтажу осуществлялись под руководством инженера Пахилова. По графику демонтаж должен был быть произведён за 10 дней, коллектив электростанции выполнил работы за 6 дней.
В марте 1940 года части локомобиля № 2 и электроаппаратура были вывезены из здания электростанции на трассу, откуда машинами Управления автотранспорта (УАТ) должна была осуществляться транспортировка на новое место строительства — рудник имени Чапаева.
27 марта из Усть-Утиной вышла автомашина с номером «ЯГ-362», груженная 18-тонным котлом локомобили № 2. Маршрут тяжеловеса — Усть-Утиная — рудник им. Чапаева.
В 7 часов вечера тяжеловес, сопровождаемый машиной технической помощи вышел из посёлка.
Последняя точка в истории Усть-Утинской электростанции была поставлена летом 1942 года, когда согласно распоряжения № 235 по ГУСДС от 2 июня 1942 года здание бывшей Усть-Утинской электростанции было передано ЦРММ ЮГПУ, разобрано и перенесено в посёлок Оротукан.