Остатки зданий Эльгенской паротурбинной электростанции на спутниковом снимке.
О том, как строилась Эльгенская паротурбинная, с какими трудностями столкнулись при её возведении строители и какие проблемы пришлось им решать уже после ввода эксплуатацию электростанции и пойдёт речь ниже.
Можно сказать, что первые упоминания о ещё тогда гипотетической Эльгенской электростанции касаются 1938 года.
1938 год
Быть или не быть?
Вопрос о том, где строить электростанцию — на берегу реки Таскан (речь идёт о ТЭС-2) или непосредственно на Эльгенском угольном месторождении решался ещё в 1938 году.
Вариант постройки электростанции на Эльген-Угле вблизи угольного месторождения, мог быть осуществлён с наименьшими затратами и на твёрдой топливной базе. И всё было за то, чтобы возвести электростанцию именно там, оставался только один вопрос, от которого и зависело принятие решения о месте строительства — наличие необходимого запаса воды.
Локомобильные и паротурбинные электростанции отличались свой «прожорливостью» к воде. И если река Таскан могла обеспечить необходимые запасы воды для электростанции, то по поводу реки Средний Эльген возникали серьёзные вопросы.
Чтобы поставить точку и определиться с местом строительства новой электростанции отделом капитального строительства (ОКС) Дальстроя была направлена группа инженеров в составе Шейко, Дроздова и других для исследования наличия воды в район Эльгена. Инженеры должны были произвести пробную откачку существующей скважины с целью определения имеющихся в районе запасов воды.
Как показали дальнейшие события, выводы инженеров были неутешительными: и для строительства ТЭС-2 был выбран район слияния рек Таскан и Судар, а позднее для ТЭС-3 — берег реки Таскан.
Идея строительства электростанции в районе Эльген-Угля дожидалась своего часа.
1941 год
Энергобаланс долины реки Сеймчан
Снова вопрос о строительстве электростанции в Эльгенском угольном районе был поднят в начале 1941 года — электроэнергии для обеспечения работы обогатительных фабрик ЮЗГПУ, рудника имени Лазо и прииска имени III пятилетки не хватало.
Центральная электростанция имени Чапаева, обслуживающая эти предприятия, работала на дровах и могла обеспечить потребность электроэнергией только на 72%.
В 1941 году лесные массивы значительно удалились от локомобильной электростанции, и положение стало более серьёзным.
В повестку дня поставлен вопрос о переводе электростанции имени Чапаева на эльгенские угли. Но для этого надо необходимо иметь запас в 18 000 тонн угля, на переброску которого нужно не меньше 35 автомашин. ЮЗГПУ таким автопарком не располагало, да и постоянная автодорога от Эльген-Угля до посёлка Юрты была только в проекте. Стало быть, на бесперебойное снабжение углём электростанции рассчитывать не приходилось.
Тогда снова и возник вопрос — не целесообразней ли будет построить электростанцию на месторождении угля — Эльген-Угле?
Новая электростанция, соединившись с Чапаевской 40-километровой ЛЭП линией, могла обеспечить нормальную работу предприятий и создать условия для выполнения плана металлодобычи.
Но решение было принято не в пользу строительства Эльгенской электростанции. Было начато строительство автодороги от посёлка Юрты до Эльген-Угля, а автопарк ЮЗГПУ получил необходимое количество машин для перевозки угля на электростанцию имени Чапаева.
1943 год
В 1943 году вопрос об энергоснабжении Лазовского куста снова встал на повестке дня. В это время электроэнергией рудник, прииск и обогатительные фабрики снабжали три электростанции: Сеймчанская локомобильная РЭС (Чапаевская), дизельная и дизель-локомобильная электростанции рудника имени Лазо. Но вырабатываемой электроэнергии этими электростанции не хватало для бесперебойной работы предприятий, к тому же высокая себестоимость вырабатываемой энергии увеличивала стоимость добытого касситерита.
Больным местом оставалось и бесперебойное снабжение топливом электростанций — зимой во время метелей, весенней и осенней распутицы, доставка бурого угля с Эльгенского месторождения и нефтепродуктов становилась невозможной или была связана с большими трудностями. Как результат — приходилось останавливать электростанции, добыча руды и переработка касситерита замирали — порой на часы, а бывало счёт шёл и на дни.
Всё это сильно влияло на выполнение плана по добыче касситерита Юго-Западным горнопромышленным управлениям.
Тогда снова был поднят вопрос о возможном строительстве электростанции в Эльгенском угольном районе.
Изыскания для строительства
2 ноября 1943 года было подписано распоряжение № 647 по ГУСДС «Об организации изысканий площадки и воды для паротурбинной электростанции на Эльгене и линии электропередач Эльген-Сеймчан»
Для своевременного изыскания площадки и источников водоснабжения Эльгенской паротурбинной электростанции, мощностью 3 000 квт, а также изысканий для составления мероприятий по предохранению действующих шахт от затопления поверхностными и грунтовыми водами, были предусмотрены следующие мероприятия.
Начальнику Проектно-изыскательского отдела Дальстроя Крыжановскому приказывалось следующее:
а) Организовать в зиму 1943-44 годов изыскания источников воды и площадки для паротурбинной электростанции на Эльгене, а также изыскание высоковольтной линии электропередач Эльген — куст р. Лазо — ЮЗГПУ.
б) Произвести разведку артезианских вод района, разведку зимнего подруслового и поверхностного стоков реки Средний Эльген и ключа Ивановского в районе посёлка, а также изыскание водохранилища (пруд-холодильник). Все изыскания предписывалось закончить к 15 апреля 1944 года.
в) Выбрать площадку для электростанции в зависимости от результатов разведки на воду и с учётом расположения угольных полей.
г) Представить на утверждение результаты изысканий, по площадке и на воду для Эльгенской паротурбинной электростанции к 20 апреля 1944 года.
д) Провести изыскания и составить проект мероприятий по отводу поверхностных и грунтовых вод от действующих шахт Эльгенского угольного района, к 15 января 1944 года.
Начальнику Эльгенского угольного района Жигункову предписывалось оборудовать действующую артезианскую скважину № 12 (18) по чертежам Проектно-изыскательского отдела эрлифтом и компрессором для производства опытных откачек воды к 1 февраля 1944 года.
1944 год
Судя по всему, в этот раз результаты изысканий были более благоприятны — вопрос с водообеспечением был решён положительно, и площадка для строительства выбрана.
По проекту предусматривалось строительство главного корпуса электростанции с железобетонным каркасом.
Эльгенская электростанция должна была состоять из четырёх блоков. Строительство главного корпуса решено было вести не сразу под «ключ», а по секциям — по мере ввода очередного блока в эксплуатацию. Забегая вперёд, можно сказать, что такое решение позволило Эльгенской электростанции дать первый ток в кратчайшие сроки, но и принесло много неудобств впоследствии энергетикам.
При проектировании был предусмотрен комплекс мероприятий для предотвращения оттайки вечной мерзлоты под главным корпусом, благо опыта такого строительства уже хватало.
Из воспоминаний Романа Гурвича, строителя Эльгенской электростанции: «Эльгенская РЭС была особенно примечательна тем, что являлась первой попыткой не только в Союзе, но, видимо, и в мировой практике строительства электростанции с консервацией многолетнемёрзлых грунтов в основании фундаментов как главного корпуса, так и основного оборудования.
Под блоками 1, 2 и 3 грунты промораживались через погруженные трубчатые вертикальные колонки, сквозь которые прокачивался охлаждённый в аммиачной холодильной установке раствор хлористого кальция. Под 4-м блоком была заложена система горизонтальных железобетонных труб большого диаметра, охлаждённых в зимнее время наружным воздухом от отдельных вентиляторов. Последняя система охлаждения показала наибольшую эффективность.
Опыт сохранения мерзлоты, как положительный, так и отрицательный, был использован при дальнейшем проектировании. Другой особенностью Эльгенской РЭС было искусственное водохранилище, созданное на реке Правый Эльген с помощью земляной плотины, служившее зимним запасом воды для станции.
Система охлаждения воды была оборотная, с градирнями. Температура воды регулировалась автоматикой. Плотина прослужила более десяти лет, пока работала станция. Когда же станцию и шахты закрыли в середине 1950-х годов, плотину постепенно промыло паводками, потому что за ней не было никакого ухода и надзора».
Примечательно, что мероприятия по сохранению вечной мерзлоты не были реализованы своевременно в полном объёме — видимо, руководство монтажной конторы посчитало их второстепенными, на первом плане было возведение самой электростанции. Последствия были ожидаемы: оттаивание вечной мерзлоты во время работы электростанции привело к деформации главного корпуса и пришлось применять «пожарные» меры для сохранения вечной мерзлоты, стоившие Дальстрою не один десяток тысяч рублей.
Для строительства Эльгенской паротурбинной электростанции было организована Эльгенская строительно-монтажная контора, начальником которой был назначен Ахундов Мусайба Захарович, место базирования — посёлок Эльген-Уголь.
Начало строительства
Работы нулевого цикла по Эльгенской электростанции были начаты весной 1944 года.
Для обеспечения строительства электроэнергией была построена небольшая локомобильная электростанция, оборудование для которой было взято с электростанции рудника «Днепровский» и ЦАРМ Дальстроя.
Из распоряжения № 275 по ГУСДС от 8 мая 1944 года «О передаче оборудования».
«Для обеспечения р. Лазо и строительства Эльгенской паротурбинной электростанции электроэнергией, приказываю:
§ 1.
Начальнику Хетинского разведрайона Скорникову не позднее 10 мая 1944 года передать ЮЗГПУ с рудника Днепровский три исправных генератора 50 ква, комплектно с возбудителями и шунтовыми реостатами.
§ 2.
Начальнику ЦАРМ Дальстроя тов. ВАСИЛЬЕВУ не позднее 13 мая с.г.передать Юго-Западному горнопромышленному управлению для строительства Эльгенской паротурбинной электростанции один исправный локомобиль П-3 мощностью 75 л.с. комплектно с генератором, возбудителем и шунтовым реостатом».
Большая часть необходимых для строительства механизмов и агрегатов завозилось на место возведения электростанции не только из ЮЗГПУ, но и других горных управлений. Так, скреперную лопату «СП» на Эльген-Уголь должны были передать, согласно приказу № 173 по ГУСДС от 25 апреля 1944 года с законсервированного рудника «Хета». Из распоряжения № 383 по ГУСДС от 6 июня 1944 года «Об укомплектовании скреперной лопаты ”СП»»: «Начальнику СГПУ Подполковнику Госбезопасности тов. ГАГКАЕВУ обязать начальника разведрайона Хета тов. Скорнякова к 15 июня 1944 года отремонтировать и укомплектовать скреперную лопату ”СП” и передать ЮЗГУ для Эльгенской стройки».
Из воспоминаний Романа Гурвича, строителя Эльгенской электростанции:
«В посёлке Уголь-Эльген, как уже упоминалось, в 1944 году началось строительство Эльгенской РЭС для снабжения предприятий и поселков ЮЗГПУ.
Одновременно началось строительство ЛЭП Эльген-Сеймчан с отпайкой на рудник им. Лазо.
Для Эльгенской РЭС из США поступило по ленд-лизу старое оборудование с электростанции Нью-Йоркской типографии, работавшее с 1912 года и демонтированное в 1942–1943 годах. В комплект поставки входили 4 блока по 1 тыс. кВт.»
(Приведённые в воспоминаниях данные по энергоблокам отличаются от цифр в акте передачи Эльгено-Тасканского энергокомбината в состав Энергетического управления Дальстроя от 22 июля 1949 года — О.В.)
Шлако-известковые блоки
Летом 1944 года для ускорения строительства Эльгенской электростанции для кладки стен стали использовать шлако-известковые блоки, изготавливаемые на месте.
Десятник Т.О. Фуртас за формовкой шлако-известковых блоков. Фото из газеты «Советская Колыма».
По инициативе начальника строительства Ахундова было развёрнуто производство шлако-известковых блоков. Эти блоки, состоящие из 80% шлака и 20% извести, должны были снять потребность строительства в кирпиче. Благо со шлаком в Эльгенском угольном районе проблем не было и месторождение извести располагалось рядом.
Испытание шлако-известковых блоков показало их высокие качества. В августе на стройке изготавливали по 350 штук блоков в сутки, принимались меры к расширению производства.
Красный кирпич
Стоит отметить, что с начала строительства на площадке ощущалась острая нужда в красном кирпиче, который не завозили в необходимых объёмах и часто с нарушением графика.
Рядом со строительной площадкой были обнаружены залежи высококачественной глины, из которой руководством Эльгенская строительно-монтажной конторы было решено изготовлять кирпич.
В короткие сроки был построен собственный кирпичный завод, и налажено производство кирпичей. В августе на заводе было изготовлено 60 000 штук красного кирпича. Такое же количество планировалось изготовить и в сентябре.
Таким образом, потребность в кирпиче для строительства была решена за счёт местного производства.
Монтажные работы
В октябре 1944 года на строительстве Эльгенской электростанции полным ходом велись работы по монтажу первой очереди.
Участие в строительных работах принимали будущие теплотехники, машинисты-турбинисты, кочегары, недавно окончившие курсы в Магадане. Бригада Гаврикова ежемесячно выполняла план на 140—150%. Несколько человек из этой бригады трудились работали на монтажных работах первой очереди.
1945 год
Строительство ЛЭП Эльген-Уголь — Нижний Сеймчан
В 1945 году была введена в строй Эльгенская паротурбинная электростанция и у центра ЮЗГПУ — посёлка Нижний Сеймчан появилась возможность получать электроэнергию с ЭРЭС для освещения и работы механических мастерских, строительных контор, коммунальных предприятий.
Дело оставалось за малым — необходимо было построить высоковольтную линию от электростанции до посёлка. Но для строительства ЛЭП у стройконторы рабочей силы не было.
Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Управление и политотдел ЮЗГПУ приняли решение мобилизовать в помощь строительной конторе жителей посёлка.
Было решено установить для каждой организации определённые объёмы работ с тем, чтобы они были выполнены работниками того или иного предприятия и учреждения. Так, дорожно-лесной конторе предстояло прорубить 1 000 погонных метров просеки, вырыть 50 кубометров ям для опор. Такой же объём работ был определён ЦРММ, СЭК и другим. Управлению ЮЗГПУ и отделению Колымснаба было поручено прорубить по 500 погонных метров просеки.
Начальнику стройконторы Жулеву было предписано организовать работы по строительству линии, с окончанием монтажа ЛЭП к 10 октября.
Можно сказать, что строительство ЛЭП велось всем миром. Бригады сеймчанцев доставлялись к месту работы и обратно на автомашинах стройконторы. Механические мастерские и СЭК вне очереди выполняли кузнечно-слесарные работы. Дорожно-лесная контора отпускала необходимые материалы для строительства, а автобаза доставляла их на место.
Усилия сеймчанцев увенчались успехом. В октябре 1945 года в посёлок по ЛЭП Эльген-Уголь — Нижний Сеймчан пришла электроэнергия с Эльгенской электростанции.
Изоляторы для ЛЭП Эльген-Уголь — рудник имени Лазо
В военные годы Дальстрой испытывал острую нехватку в высоковольтных изоляторах. Перед комбинатом 72-го километра была поставлена задача освоить производство изоляторов типа «ПС-4,5» из местного стекла для линий электропередач напряжением в 35 киловольт. Весной 1945 года комбинатом были выпущены первые 3 000 изоляторов.
Они были установлены на линии Эльген — рудник имени Лазо, протяжением 53 километра. Восьмимесячная эксплуатация этой линии подтвердила полную возможность применения на высоковольтных линиях стеклянных изоляторов местного производства.
Монтаж третьего блока ЭРЭС
Несмотря на трудности с доставкой пиломатериалов, цемента и арматурного железа, строители выполняли план по строительству третьей очереди с опережением.
При отсутствии пиломатериалов, бригады переключались на бетонные работы, заканчивался цемент, но подвозили пиломатериалы — бригады переходили на плотничные работы. Таким образом, удалось значительно снизить простои, и график строительства в целом выполнялся.
В начале августа точно по графику было закончено сооружение колонн для 15-тонного крана, заканчивалась опалубка для бетонирования и армирование фундамента под котёл, усиленными темпами велись работы по перекрытию полок, возведению колонн и укладке рандбалок.
Соревнование в честь Победы мобилизовало коллектив и сильно продвинуло вперёд строительные работы. Коллектив был уверен, что строительство будет закончено в срок и качественно, несмотря на нехватку рабочих рук и имевшееся отставание в выполнении графика в прошлом.
Все основные работы по новому блоку планировалось закончить к 15 сентября с таким расчётом, чтобы третий блок вступил в эксплуатацию 1 октября 1945 года.
Начало осени
Августовский план строителями и монтажниками был выполнен на 112%, при обеспечении рабочей силой на 90%. Товарная выработка на один отработанный человеко-день составила 125%.
Выполнение августовской программы по укладке бетона в объёме 220 кубометров обеспечило полное окончание работ по устройству железобетонных фундаментов и передачу их под нагрузку оборудованием. Таким образом, был создан широкий фронт для производства монтажных работ.
Бригада мастера Новикова приняла на себя серьёзные обязательства — завершить в сентябре монтаж турбогенератора и сдать его под испытание от работающих котлов.
Бригада мастера Тягли работала на монтаже котла и выполняла технические нормы до 180%, и обеспечивая фронт обмуровочных работ бригаде старшего десятника Уфимцева. Бригада мастера Урбеля работала на монтаже электрооборудования, выполняя производственные задания до 185%. Эта бригада меньше других обеспечена рабочей силой, однако, мастер Урбель от имени бригады, при обсуждении плана на производственном совещании, заверил, что данная ему программа на сентябрь — довести электромонтаж до 95% — будет выполнена. И работа первых дней сентября подтверждала, что бригада выполняет данное ею обязательство.
Бригады десятника Уфимцева включились в соревнование и до 25 сентября закончили кладку стен из шлакоблоков, заделку торцовой стены, отделяющей здание от предполагаемого здания под четвёртый блок, крышу, установку оконных и дверных проёмов. Выполнение этих работ позволяло начать подготовку к зиме здания ЭРЭС.
Строители уверенно шли к выполнению взятых на себя обязательств: выполнить программу работ сентября на 105%, при производительности труда на 120%.
Руководством Эльгенской районной строительно-монтажной конторы за ударный труд были отмечены электросварщики Яковлев и Лихачев, каменщики Васильев, Адров и Первой, монтажники Лихачев, Любимов, Родионов, Биршер и др. Все они награждены были грамотами управления и политотдела ЮЗГПУ.
Предоктябрьское социалистическое соревнование
В октябре 1945 года коллектив Эльгенской районной строительно-монтажной конторы сосредоточил все свои силы на том, чтобы ознаменовать 28 годовщину Великого Октября завершением строительства и монтажа третьего блока ЭРЭС. Задание сентября по строительно-монтажным работам контора выполнила на 110%, при обеспеченности рабочей силой на 86%. Выработка на одного рабочего составила 128%.
Обсудив обращение лазовцев о развёртывании предоктябрьского социалистического соревнования, коллектив строителей и монтажников Эльгена принял на себя следующие обязательства:
- закончить в октябре строительные работы по главному корпусу;
- закончить монтаж всех агрегатов с таким расчётом, чтобы к 1 ноября дать промышленный ток, а ко дню 28 годовщины Beликого Октября сдать новый блок в эксплуатацию;
- план строительно-монтажных работ в октябре выполнить на 110%, обеспечив выработку на одного рабочего не ниже 120%.
Во время проведения социалистического соревнования на стройке выросло количество стахановцев. Монтажники мастера Казакова выполняли задания на монтаже турбин на 130%, монтажники мастера Тягли выполнили план сентября на 108%, монтажники мастера Урбеля выполнили сентябрьский план на 150%. Образцы труда показывали строители участка главного корпуса, которыми руководил Гриниченко. Сентябрьское задание они выполнили на 111%.
Аггей Тимофеевич Васильев
Аггей Тимофеевич работал на многих предприятиях Юго-Запада в самых тяжёлых климатических условиях. Он был обмуровщиком на Омсукчанской электростанции, его знали в центральных механических мастерских, о нём говорили как о рекордисте на строительстве Сеймчанской средней школы. Всюду Аггей Васильев проявлял себя как передовой производственник.
Обмуровщик Аггей Тимофеевич Васильев пришёл на Эльгенскую стройку в самом начале. И вскоре на доске Почёта появилась его фамилия и против неё цифра — 180%. Затем цифра стала расти.
Показатели 53-летнего обмуровщика Васильева нe опускались ниже 200%. Он обмуровал турбинный котёл, облицевал подвесные своды в топках, обучая при этом своему мастерству менее квалифицированных рабочих.
К 28 годовщине Великого Октября строители и монтажники Эльгена готовили к сдаче в эксплуатацию новый блок электростанции. Аггей Васильев работал на обмуровке котла, изоляции трубопровода, на штукатурке внутри блока, на чистых полах. В строительстве Эльгенской электростации было вложено немало труда Аггея Тимофеевича.
Третий блок сдан в эксплуатацию!
Строители и монтажники Эльгенской паротурбинной электростанции сдержали своё слово. 4 ноября в 19 часов был запущен в работу третий блок Эльгенской паротурбинной электростации, и дан первый промышленный ток предприятиям Юго-Запада.
Октябрьский план Эльгенская строительно-монтажная контора выполнила на 111%.
Образцы самоотверженного труда показали обмуровщики Васильев и Кочин, плотники Емельянов и Ардов. Среди монтажников отличились мастера Казаков и Тяглый, монтажники Лунёв, Любимов, Биршев, Бобров и Наконечников.
1946 год
Награждение победителей
В тяжёлых зимних условиях строители и монтажники Эльгенской районной строительно-монтажной конторы обеспечили строительство и монтаж крупной паротурбинной электростанции. Кроме того, была построена высоковольтная линия электропередачи от станции к предприятиям ЮЗГПУ. Работа коллектива строителей и монтажников полностью обеспечила энергоснабжение Юго-Запада.
В начале 1946 года приказом начальника Дальстроя Никишова была объявлена благодарность и премирована группа строителей и монтажников Эльгена.
Месячным окладом и часами были премированы бывший начальник Эльгенской стройконторы Ахундов, начальник монтажных работ Мухер, старший прораб Гринченко.
Месячным окладом также были премированы мастер монтажа турбин Казаков, прораб монтажных работ Шульц, мастер бетонных работ Седов, обмуровочных — Васильев и старший техник Евстигнеев.
Вечная мерзлота ошибок не прощает…
Эльгенская паротурбинная электростанция была построена на грунте с большой льдонасыщенностью. Не прошло и года, как от прогрева грунта под фундаментом началась интенсивная оттайка грунта. Весной 1946 года она местами достигала глубины до 7 метров.
Консервация мерзлоты под фундаментом электростанции производилась путём нагнетания холодного воздуха через систему труб, проложенных в основании фундамента. Но вентиляторы, подающие холодный воздух в эту систему, были установлены на открытом месте, в них попадали шлаковая пыль и снег. Во многих местах вентиляционные трубы закупорились, и холодный воздух перестал в них поступать, что привело к активной оттайке.
В результате здание электростанции дало осадку местами на 20—30 см, местами она достигала 60—70 см, и, как следствие, произошло образование трещин в корпусе самого здания. Создалась реальная угроза для дальнейшей работы электростанции.
Для консервации мерзлоты была запроектирована аммиачная холодильная установка, про строительство которой забыли руководители Эльгенской электростанции. Отсутствие охлаждающей установки летом могло привести к разрушению корпуса станции. А уж вывод из строя электростанции повлёк бы за собой остановку работы многих предприятий ЮЗГПУ, СГПУ и Эльгенского угольного района.
Строительство четвёртого блока
Строительство последнего блока Эльгенской паротурбинной электростанции велось силами Эльгенской районной строительно-монтажной конторы (ЭРСК).
(С марта 1945 года Тасканская и Эльгенская стройконторы были объединены в Эльгенскую районную строительно-монтажной контору (ЭРСК), котрой было поручено строительство станций, ЛЭП и жилья в этом районе — О.В.)
Начальником ЭРСК и строительства четвёртого блока был назначен Роман Гурвич. О том, как происходило строительство, он писал в своих воспоминаниях, отрывок из которых приводится ниже:
«Моя семья оставалась жить в Усть-Таскане, когда мне пришлось принимать Эльгенскую РСК. Старшие два сына десяти и восьми лет ходили в школу, а младшему, родившемуся здесь, был год. На Эльгене не было школы, жить с семьей было негде. Поселился я в одной из комнат, в общей квартире с главным инженером Михаилом Васильевичем Улазовским и его семьей.
Стройконтора помещалась в одноэтажном деревянном здании на территории электростанции. К этому времени три блока станции уже работали, а по 4-му блоку выполнялись земляные работы.
Электростанция помещалась в большом корпусе 40 м в длину, 25 м в ширину и высотой около 12 м. Оборудование станции имело много автоматики, что было удивительным, учитывая, что оно было изготовлено до 1912 года.
Поступающее оборудование было отлично укомплектовано и упаковано. В комплект поставки входили приборы измерения, электроматериалы, вплоть до кабеля, провода, электроламп, и даже обмуровочные материалы: огнеупорный кирпич, асбест, сухие шамотные растворы, требующие только разведения водой.
В комплект оборудования станции вошли даже трактор «Катерпиллер» и небольшой бульдозер «Аллис-Чалмерс», для строительно-монтажных работ.
На ящиках с оборудованием была наклеена круглая синяя эмблема ООН с надписью на русском языке: «Одной из объединённых наций от одной из объединённых наций». Детали в ящиках были переложены толстыми иллюстрированными американскими журналами и газетами.
Двор, где распаковывались ящики, походил больше на читальный зал, и приходилось часто напоминать нашим монтажникам, что в рабочее время читать некогда, нужно работать, а чтением, кому интересно, заниматься вечером.
На строительстве четвёртого блока работали уже получившие опыт на первых блоках и переведённые с Таскана молодые, энергичные и знающие работники. Среди них: главный инженер М. В. Улазовский, старший прораб по монтажу С.Н. Ефименко, прораб по электромонтажу А.С. Грицюк, мастера Корольков, Бутаков, Андресов и другие.
С начала 1946 года на стройке было затишье. В январе и феврале работы почти не велись, не было лесоматериалов. Лес, заготовленный в низовьях реки, не вывозился из-за заноса дороги.
Первой моей задачей по приезде в начале марта было наладить его вывозку. Американские тракторы при строительстве первых трёх блоков были доведены до состояния, требовавшего большого ремонта. Запчастей к ним не было. Оставалось одно — чистить дорогу в лес руками. Все бригады и служащие из конторы были направлены на эту работу. После десяти дней упорной работы нам удалось открыть дорогу в 15 км и начать вывозку леса. Запустили в работу, простоявшую три месяца, пилораму.
Стройка возобновилась. Основные строительные работы по четвёртому блоку выполнялись летом 1946 года.
Строительство ЛЭП 35 кВ Таскан — Эльген-Уголь, начавшееся ещё летом 1945-го, длилось уже почти год и закачивалось. Опоры устанавливались с двух концов линии двумя бригадами, и строительство не представляло трудностей, так как трасса ЛЭП проходила на всём протяжении вблизи железной дороги».
1947 год
Монтаж оборудования на четвёртом блоке Эльгенской паротурбинной электростанции бы выполнен к маю 1947 года. В мае 1947 года строительство Эльгенской РЭС было закончено, и она заработала на полную мощность.
1948 год
На грани катастрофы
Так необходимая холодильная установка должна была быть запущена в эксплуатацию осенью 1947 года. Её пуск должен был обеспечить стойкость фундамента и, стало быть, нормальную работу станции.
Однако управление капитального строительства не уложилось в указанные приказом начальника Дальстроя сроки. Мало того, установка не была сдана в эксплуатацию и в июне 1948 года.
Естественно, что оттайка вечной мерзлоты под фундаментом продолжалась, и это приводило к всевозможным «сюрпризам», за которые энергетики поминали лихим словом проектировщиков и строителей, не забывая и руководящих работников Энергоотдела главка.
Здание электростанции к июню 1948 года дало настолько значительную осадку, что пол в машинном зале принял форму старательского лотка, а паротурбины №№ 1 и 2 стояли как бы в котловане. Осадка здания привела к образованию больших трещин в капитальных стенах, провисанию и частичному обрушению внутренних перегородок. В машинном зале к турбинам №№ 1 и 2 уже не мог подойти мостовой кран.
Не лучше было положение и в котельном помещении. Блок № 3 из-за просадки уже пришлось один раз демонтировать и монтировать заново. Это привело к значительным убыткам, так как эти работы вызвали трёхмесячную консервацию котла и турбины.
Оседание котлов привело к тому, что один из питателей пришлось переделывать и приспосабливать под уровень осевшего котла. Никто не исключал возможность того, что такую же переделку придётся делать и с питателем другого агрегата. Ко всему оседание котлов происходило не по центру их оси, а с одной стороны, и было понятно, что эксплуатация котлов, находящихся в наклонном положении, может в любой момент привести к неприятностям.
Из-за просадки фундамента стена средней части станции опустилась более чем на полметра.
На призывы о помощи энергетиков Эльгена из Магадана неоднократно приезжали комиссии и отдельные представители. Но велико было удивление энергетиков, когда в составе этих комиссий они постоянно встречали Мухера и Головина — лиц, строивших и проектировавших эти объекты, то есть тех, кто должен был нести ответственность за пороки проекта и строительства.
Сага о холодильной установке
Чтобы электростанция могла продолжать и далее нормально работать, необходимо предотвратить дальнейшее оседание здания и после этого произвести необходимый ремонт агрегатов и самого корпуса станции. А для этого необходимо запустить в эксплуатацию холодильную установку. Таково было единое мнение всех специалистов, в том числе и приезжавших из Магадана. Началось форсирование строительства холодильной установки, и работники Проектно-изыскательского отдела облегчённо вздохнули.
Дело стало за строителями, которых на электростанции возглавлял начальник строительной конторы Бабецкий.
Когда здание холодильной установки было готово, выяснилось, что запустить в работу её нельзя, так как при монтаже был допущен ряд недопустимых дефектов и, кроме того, выяснилось, что при проектировании холодильной установки Проектно-изыскательский отдел допустил ошибочный расчёт в материальном балансе.
Сооружённая с такими трудностями установка могла максимум обеспечить стойкость только 30% агрегатов электростанции.
Ошибкой проектировщиков не преминули воспользоваться строители. Бабецкий авторитетно заявил, что строители и монтажники устранили все дефекты и теперь дело только за пуском холодильной установки.
Однако он дипломатически умолчал о том, как УКС в течение долгого времени задерживало монтаж установки. Для монтажа требовался ресивер ёмкостью 0,6 кубометра, а из Магадана на строительную площадку после неоднократных напоминаний и требований был прислан ресивер ёмкостью 5,6 кубометра! Когда, наконец, необходимый ресивер был получен, и монтаж установки завершён, в Магадан снова посыпались телефонограммы с просьбами прислать на площадку представителя для пуска установки.
В первой декаде июня на электростанцию прибыл представитель проектно-изыскательского отдела Буркин. Он, в порядке страховки, составил длинный перечень недоделок строителей и монтажников, но одновременно назначил день пуска в работу холодильной ycтановки — 11 июня. Велико же было удивление энергетиков, когда, собравшись на пуск установки, они не смогли найти Буркина. Как вскоре выяснилось, «представитель» проектно-изыскательского отдела потихоньку от всех уехал в Магадан, не отметив даже своего командировочного удостоверения.
Время шло, а на Эльгенской паротурбинной электростанции никто не мог сказать, кто же будет пускать холодильную установку, которая была единственным средством для того, чтобы здание электростанции не оседало, и станция могла продолжать свою работу.
Строительство цеха топливоподачи
В июне 1947 года силами Эльгенской районной строительно-монтажной конторы началось строительство цеха топливоподачи электростанции. Окончание строительства было запланировано на 1 ноября 1947 года. Однако к началу июня 1948 года до окончания стройки было ещё очень далеко.
По вечерам в стройконторе регулярно проводились совещания-разнарядки, длившиеся от 3 до 5 часов, с бесконечными разговорами, дачей обещаний, даже расстановкой рабочих. Но на другой день забывалось всё, о чём говорилось накануне.
Из публикации в газете: «Бригадир плотников Горшенин заявляет:
— В бригаде 14 человек. Утром получено задание — строить галерею. Людей расставил, а леса нет. Говорят: сейчас подвезём. Нет леса и через час. Переходим на кровлю. А там работы на полчаса — нет заготовленных досок, они ещё на лесозаводе. И мы снова переходим на новый объект. Бывают дни, мы за 8 часов меняем 8 объектов».
Не лучше обстояло положение в бригадах бетонщиков, арматурщиков, каменщиков. Рабочие простаивали ввиду отсутствия тачек, которые не были отремонтированы к началу работы, из-за отсутствия цемента, который не подвезли со склада, из-за автомашины, выделенной к работе на объекте, но переброшенной другим распоряжением на доставку молока или капусты.
Из газетной заметки: «Характерно замечание каменщика тов. Синельникова:
— Шлакоблоки подают мне верёвкой на высоту 12 метров по одной штуке, а раствор — ведром. Меня обслуживают до 10 человек вспомогательных рабочих, а нормы я не выполняю. Я могу уложить до 500 блоков за смену, но что делать, если мне их подают только 200—300 штук?»
И в то же время на стройплощадке было полтора десятка лебёдок с моторами, транспортёры, вагонетки, подъёмные площадки и краны-укосины.
Оставляло желать лучшего и качество работ на стройке. За полгода на стройку для приёма работ не приехал ни один инженер-инспектор управления капитального строительства, а его обязанности исполнял главный инженер конторы Кочетков, который и подписывал акты приёма работ как приёмщик. При всём объективном подходе Кочетков, конечно, не мог не порадеть за стройку, где он был не только главным инженером, но и прорабом.
Когда приступили к окончанию работ по сушильному отделению топливоподачи, то оказалось, что 12 кубометров кладки стен шлакоблоками требуют переделки, их пришлось разобрать и сложить вновь. На здании отделения мелкого дробления угля дважды делали кровлю, также дважды велись бетонные работы и на другом объекте.
Основные строительно-монтажные работы в значительной степени задерживались из-за плохой работы автотранспорта и других подсобных цехов.
Строительство цеха топливоподачи Эльгенская строительно-монтажная контора смогла закончить только к концу лета 1948 года.
1949 год
И грянул гром
За декабрь 1948 года и январь 1949 года работа Эльгенской электростанции резко ухудшилась. Отпуск электроэнергии Юго-Западному Управлению и другим предприятиям беспрерывно лимитировался, чем ставилось под угрозу выполнения плана горных и других предприятий.
Мероприятия по ликвидации аварийного состояния, указанные в приказе Дальстроя № 531 от 13 августа 1948 года, реализовались очень медленно, при всё возрастающей аварийности на электростанции.
Приказом № 5 по ГУСДС от 5 января 1949 года «О назначении комиссии для проверки технического состояния Эльгенской паротурбинной электростанции» была создана комиссия под руководством замначальника ОКС Дальстроя Кротова К.К. для проверки на месте и установления технического состояния конструкций здания и оборудования, решения организационных и технических вопросов наладки эксплуатационного режима и всех дополнительных мероприятий по восстановлению основания, исправлению конструкций здания с приведением их в нормальное состояние, а также вопросов исправления образовавшихся дефектов в конструкциях агрегатов и коммуникаций из-за просадок фундаментов, принятия необходимых мер на месте и разработки мероприятий.
Комиссии предписывалось выехать на Эльгенскую паротурбинную электростанцию не позднее 8 января 1949 года, сроком на 10 дней, принять на месте все необходимые меры для выполнения поставленных задач, а также наметить мероприятия и срок для их выполнения. Комиссии было приказано предоставить начальнику Дальстроя материалы проверки не позднее 20 января 1949 года.
В результате работы комиссии были установлены, в частности, следующие причины:
- наличие просадок фундаментов под оборудование и зданием электростанции, что вызывало наклоны и перекосы агрегатов изгибы и разрывы коммуникаций, разрушение некоторых конструкций каркаса, перекрытия и фундаментов под агрегатами.
- систематическое невыполнения приказов и распоряжений по Дальстрою в части своевременного производства строительно-монтажных работ по восстановлению мерзлоты в основании фундаментов здания и оборудования.
В целях немедленного устранения отмеченных ненормальностей в работе электростанции и обеспечения в дальнейшем устойчивости здания и агрегатов, предписывалось:
- начальнику Энергоотдела Толкачёву скорректировать график капитальных, средних и профилактических ремонтов оборудования Эльгенской электростанции, увязав его с планом горных и других предприятий и оказать практическую помощь в проведении указанных ремонтов;
- Ахундову строительно-монтажные работы по проветриваемому подполью закончить и сдать в эксплуатацию 10 февраля 1949 года, за исключением подполья помещения горизонтального транспортёра элеваторной углеподачи, которое приказано было закончить 10 апреля 1949 года, а также произвести усиление железобетонного каркаса здания электростанции, устройство нагорной канавы, отмостки планировки площадки станции и отвод воды из зумпфа углесушилки в сроки, установленные комиссией.
- Ахундову закончить все строительно-монтажные работы скиповой углеподачи к 25 марта 1949 года.
- начальнику управления Дальстройпроект инженер-капитану Крыжановскому дать проект бытовых помещений и проект замены сгораемого перекрытия на несгораемое над помещениями главного корпуса ЭРЭС, а также проект мероприятий, предусмотренных комиссией;
- начальнику Планового Отдела Слезнёву предусмотреть средства на производство послеосадочного ремонта пола Эльгенской электростанции за счёт лимитов на капремонт.
Всё это нашло отражение в приказе № 43 по ГУСДС от 29 января 1949 года «О работе и техническом состоянии Эльгенской паротурбинной электростанции».
Вместо эпилога
Можно сказать, что после реализации положений приказа № 43 по ГУСДС от 29 января 1949 года «О работе и техническом состоянии Эльгенской паротурбинной электростанции» тесное сотрудничество Эльгенской районной строительно-монтажной конторой и Эльгенской паротурбинной электростанции было закончено, и электростанция отправилась в дальнейший жизненный путь самостоятельно.
Здание Эльгенской паротурбинной электростанции. 1991 год. Фото из архивов Сеймчанского музея.
Дальнейшие ремонты на электростанции производились либо хозяйственным способом силами коллектива энергетиков, либо силами стройцеха электростанции.
В работе были использованы материалы газет «Советская Колыма», «Магаданская правда», «Сеймчанская правда», повесть Романа Гурвича «Тридцать лет на Колыме и Чукотке», а также документы архивов МОКМ и ГАМО.
Моя признательность за помощь в работе коллективам Государственного архива Магаданской области и Магаданской областной универсальной научной библиотеки имени А. С. Пушкина.