Золотая лихорадка Клондайка вызвала интерес русского правительства к Чукотке и Охотскому побережью. На окраину России снаряжалось несколько экспедиций, но промышленного золота обнаружено не было. В 1915 году в бассейне Среднекана старатель-одиночка Шафигулин по прозвищу Бориска нашел первое на Колыме золото. В 1926 году экспедиция С. В. Обручева установила благоприятные геологические условия для залегания этого металла. А через два года Первая Колымская экспедиция Ю. А. Билибина положила начало детальному изучению Колымы. Достоверные сведения об экономике края были получены гидрографической экспедицией И. Ф. Молодых, который рекомендовал бухту Нагаева как удобную для сооружения порта и исходную точку строительства дороги. И если уже мы представили эту книгу в качестве путеводителя, то давайте для начала пройдем по страницам истории этого города.
Одноэтажное бревенчатое, впоследствии оштукатуренное здание дожило до наших дней – дом 5 по улице Приморской. Потом в нем был склад. Долгое время стоял пустой, с заколоченными окнами. Вокруг него поднялись современные здания. На одном из них мемориальная доска сообщает, что отсюда пошла первая улица Магадана – Октябрьская. А вот о школе забыли. Краеведы давно предлагали сохранить первый дом Магадана, устроив в нем, например, литературный музей. 13 октября 1928 года Ольский райисполком принял решение о постройке Восточно-Эвенской (Нагаевской) культбазы, а 22 июня 1929 года на берег бухты вышли первые строители, приступив к сборке трех жилых домов, школы, ветеринарного пункта, больницы и здания интерната. Первой была выстроена школа. Осенью в ней целый месяц жили геологи вместе с Ю. А. Билибиным, возвращавшиеся на материк. Школа в том году приняла первых учеников. С 1933 года в ней учился Сергей Наровчатов. От школы вверх на сопку пошла первая улица Октябрьская.
В 1930 г. от моря прорубили просеку к Магаданке, где появились строения культбазы, фактории, базы «Союззолото». Поселок Нагаево становится центром вновь образованного Охотско-Эвенского национального округа. Когда в ноябре 1931 г. на пароходе «Сясьстрой» прибыли демобилизованные воины Особой Краснознаменной Дальневосточной армии, население увеличилось сразу с 500 до 2000 человек. Запестрел палаточный – «ситцевый» городок, а палаточная улица была названа именем командующего Дальневосточной армии В.К. Блюхера (ныне улица Нагаевская, и не стоит ли вернуть ей первое название?)
Горняки и геологи нуждались в продовольствии, оборудовании, а грузы шли бесконечно долго по вьючной Ольской тропе и сплавом по Малтану и Бахапче. В ноябре 1931 г. был создан “Государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы «Дальстрой». 4 февраля не приспособленный для плавания во льдах пароход «Сахалин» подошел к воротам бухты Нагаева. Дальше его не пустил лед. На «Сахалине» прибыла группа руководителей треста во главе с первым директором «Дальстроя» Эдуардом Петровичем Берзиным. Пароход доставил и первую группу заключенных.
Приказ № 1 был о строительстве дороги. В декабре 1931 г. состоялась неудачная попытка пробиться к Элекчану через снега и таежные дебри на четырех полуторках. Лишь на пятый раз героические усилия увенчались успехом, и тракторная колонна дошла до Элекчана – начала сплава.
Через два года Колымская трасса была проложена до 35 км, а проезд был открыт до 150 км. В кротчайшие сроки строились бараки, механические мастерские, причальные сооружения. В 1932 г. С.В. Обручев писал: «В долине речки Магадан на просторной и свободной площадке построен… городок Магадан – современная столица побережья». В 1932 г. на пароходе «Шатурстрой» завезли 20 сборно-щитовых домов, установив их по улицам Советской и Коммуны. В следующем году такие же дома пришли с Сахалина.
На берегу Магаданки, в районе 31-го квартала, вырос кирпичный завод, работавший на местных суглинках. Кирпича не хватало, и в качестве утеплителя на стройке использовался прессованный мох. На 4-м км возник глинобитный городок. Первые кирпичные здания – два трехэтажных жилых дома – стали возводить в 1933 г. Первыми общественными зданиями были электростанция и телеграф. Последнее сохранилось и по сей день (находится против автовокзала). Рядом с ним – второй корпус политехникума, бывшее здание погранотряда. В 1933 г. построен лесопильный завод с первой узкоколейной железной дорогой в 13 км, проложенной в долине Магаданки.
Летом следующего года сдан в эксплуатацию 50-метровый причал, а 29 декабря 1934 г. магаданцы принимали пароход «Уэлен». С его палубы опустили четыре отечественных самолета. На них летчики Д.Н. Тарасов, М.С. Сергеев, Н.С. Снежков совершали поистине героические вылеты – от ледовых разведок до длительных тысячекилометровых полетов без карт.
В том же году открылся техникум для подготовки горнопромышленных, сельскохозяйственных и педагогических кадров. Появились стоя постоянная газета «Советская Колыма», издательство, музей. В мае 1935 г. началось строительство четырехэтажной школы №1 по проекту, присланному Н.К. Крупской на просьбу Берзина.
В декабре 1935 г. введены в эксплуатацию судокотельный, механический и кузнечный цехи Марчёканского завода,. где начали выпускать стальные катера, сухогрузные и нефтеналивные баржи. Через два года самостоятельным предприятием стал авторемонтный завод.
В 1936 г. была установлена радиосвязь с материком. Магаданцы услышали голос московского диктора. «На шестой год работы, – писал Э.П. Берзин в журнале «Колыма», — «Дальстрой» снова удваивает добычу и по своему удельному весу займет место, равное нескольким крупным трестам золотопромышленности Союза».
Вначале город рос как база для снабжения колымских приисков, куда и велась трасса, отправлялись основные силы геологов, горняков, строителей. Учитывая отдаленность от месторождений, плохой климат побережья, Берзин планировал не развивать Магадан, а выстроить главный город золотодобывающего края на Колыме, в устье реки Таскан. Были предложены и другие варианты – в устье Оротукана, в районе нынешних поселков Стекольный и Уптар. Этим планам не суждено было сбыться.
С 1937 г. начался черный период в жизни края. Были репрессированы по сфабрикованным обвинениям прекраснее люди, отдавшие все силы освоению Севера. Расстрелян Э.П. Берзин, арестованы Роберт Апин, политработник, инициатор всех издательских начинаний в Магадане, журналист Алексей Костерин, писатель Исаак Гехтман, руководители заводов, управлений. Только в 1938-39 годах Магадан принял десятки тысяч осужденных, так называемых «врагов народа». Среди них были генерал А.В. Горбатов, конструктор С.П. Королев, профессор А.К. Болдырев, агроном К.Г. Гутыдзе, киноартист Г.С. Жженов… Их каторжным трудом строился город.
14 июля 1939 г. рабочий поселок преобразован в город. Эту дату принято считать годом рождения Магадана, хотя он был заложен десятью годами раньше. В апреле 1941 г. введено в эксплуатацию здание главного управления «Дальстроя» (позже здесь размещается «Северовостокзолото»). Оно выделялось масштабом среди других зданий. Авторы проекта архитектор Н.Н. Юргенсон, конструктор В.Г. Дроздов. В октябре этого года закончилось строительство Дома культуры (с 1946 г. – театр им. А. М. Горького), которое велось архитекторами Е.В. Сомовым и И.В. Поляковым, конструктором В.Г. Дроздовым. Город обрел свой деловой и общественный центр.
В Великую Отечественную он жил единым стремлением со страной: сделать все для победы над врагом. В эти тяжелые годы вступил в строй стекольный завод на базе местного вулканического пепла. Промкомбинат изготавливал рабочую одежду и обувь, штамповал пуговицы, ложки, ветошь шла на производство ваты. Кожевенный завод давал клей, мыло, щетки. Начала выпуск кондитерских изделий макаронная фабрика. Автомобили были переведены на газогенераторное топливо.
Напряженным трудом магаданцы помогали фронту. В 1942 г. в действующую армию фронтовикам отправили целый эшелон с подарками. А всего на Колыме было собрано на оборонные мероприятия около полумиллиарда рублей. Звено бомбардировщиков «Комсомол Колымы», авиаэскадрилья «Советский полярник», самолеты «Дальстроевец», «Колымский колхозник», «Общественница «Дальстроя», танковая колонна «Пионер Колымы» – вот далеко не полный перечень боевой техники, построенной на средства колымчан. На собственные деньги купили танки и отправились на них воевать муж и жена И.Ф. и А.Л. Бойко, работники авторемонтного завода А.М. Ефанов, И.Е. Конюхов, А.П. Тимченко, М.К. Щеглов, В.Я. Яковлев, сотрудники Колымапроекта А.П. Ходоско и Н.Г. Цыбин.
С оружием в руках воевали многие магаданцы. Комсомолец Иван Скуридин погиб в боях за освобождение Ленинграда, повторив подвиг Матросова. В числе Героев также наш земляк С.И. Шершавин. Честно сражались и многие бывшие заключенные.
После войны через Магадан пошли новые этапы с зэками, большей частью советские военнопленные, освобожденные из гитлеровских лагерей. Они строили дороги, новые прииски на Колыме, Индигирке. Их труд широко использовался при возведении зданий в Магадане. И не все сумели выжить в жестоких условиях Севера и каторжных работ – многие реабилитированы посмертно.
В августе 1945 г. прибыл «Феликс Дзержинский» с двумя тысячами девушек на борту, приехавших на Колыму по комсомольским путевкам. Многие из них на десятилетия соединили свою жизнь с суровым краем. К ним принадлежала и заслуженная учительница школы РСФСР, директор гуманитарного лицея В.Е. Гоголева.
В послевоенные годы активизировалось строительство. Именно тогда оформился центр города с красивыми зданиями по улицам Ленина, Портовой, Горького, Пушкина, отразившими влияние ленинградской школы. На строительстве этих зданий работали и японские военнопленные.
В декабре 1953 г. на территории «Дальстроя» была образована Магаданская область, город стал ее административным, экономическим, научным и культурным центром. Быстро менялся внешний вид города-лагеря. Транзитные городки не вмещали возвращавшихся на материк тысяч реабилитированных, поселенцев, досрочно освобожденных. Ликвидировались лагерные пункты, сносились бараки. В 1953 г. принял учащихся в красивом здании горно-геологический техникум (архитектор Н.Н. Андрикамис, конструктор В.А. Илларионов). Прекрасным подарком для жителей города стал Дворец спорта (авторы проекта А.В. Машинский, С.М. Курдубов, Г.П. Малечкин) – уникальное сооружение, гармонично вписавшееся в ансамбль парка. Открытие его состоялось 15 июля 1954 г. Через три года в городе засветились экраны телевизоров, принявшие сигналы любительской студии телевидения.
В 1963 г. был принят новый генеральный план города, в котором предусматривалось увеличение территории застройки в пять раз. В канун 25-летия города его население составило более 70 тысяч человек. В 24 школах обучалось И тысяч учащихся.
Что представлял из себя Магадан в 1990 году? Это был город горняков, металлистов, рыбаков, портовиков, геологов, строителей, автотранспортников, тружеников сельского хозяйства. Пройдемся же по нему.
В городе находятся объединения «Северовостокзолото», «Севвостгеология», «Северовостокуголь», «Магаданрыбпром», предприятия машиностроительной, металлообрабатывающей, пищевой и легкой промышленности. Магаданский механический завод выпускает горное оборудование, производит ремонт автомобилей, тяжелой горной техники. Пользуется большим спросом у населения области продукция швейной фабрики, кожевенно-обувного и деревообрабатывающего комбинатов. Магаданская фабрика народно-художественных промыслов выпускает изделия для украшения интерьеров помещений, бытового характера. Широко применяется моржовый клык, китовая кость, мех ларки и крылатки, натуральная кожа. В пределах городской территории расположен совхоз «Пригородный» – крупное молочно-овощеводческое хозяйство.
Созданный в 1948 г. научно-исследовательский институт золота и редких металлов ведет научные исследования в области геологии, горного дела и обогащения руд в условиях вечной мерзлоты. Северо-Восточный комплексный научно-исследователький институт с 1960 г. осуществляет исследования по геолого-геофизическим, историческим, этнографическим, социально-экономическим направлениям. Институт биологических проблем Севера, основанный в 1972 г., занимается изучением особенностей жизнедеятельности и адаптации растений, животных и человека к условиям Субарктики, разрабатывает основы рационального использования и охраны биологических ресурсов. Магаданский зональный научно- исследователький институт сельского хозяйства с 1969 г. разрабатывает технологию ведения северного оленеводства, молочного скотоводства, картофелеводства и овощеводства, кормопроизводства. Магаданское отделение Тихоокеанского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, созданное в 1959 г., занимается изучением биологии Охотского, Берингова и Чукотского морей с целью развития эффективного промысла, рационального использования и воспроизводства биоресурсов.
В городе шесть высших и средних учебных заведений, в том числе Магаданский международный педагогический университет, тридцать общеобразовательных школ, пять профессионально-технических училищ. С 30-х годов работает музыкально-драматический театр, открыты филармония и театр кукол. Областной краеведческий музей с 1934 г. воссоздает историю края. Постоянные экспозиции рассказывают о беспримерном мужестве пионеров освоения края, бесчеловечности колымских лагерей. Геолого-минералогический музей при СВКНИИ знакомит с минеральными богатствами края.
Магаданское книжное издательство открыло широкому читателю замечательных прозаиков и поэтов Б. Некрасова, Г. Остапенко, Ю. Рытхэу, В. Португалова, П. Нефедова, О. Гус- саковскую, О. Куваева, А. Кымытваль, Ю. Васильева, А. Мифтахутдинова, А. Пчелкина, А. Бирюкова и многих других. Они донесли до нас великую романтику и бесконечную боль колымчан. Наконец, из книг В. Шаламова, Е. Гинзбург, Ю. Домбровского, 3. Лихачевой мы узнали истинное лицо колымской трагедии.
Магаданцы гордятся своим музыкально-драматическим театром. Сегодняшним зрителям хорошо знакомы имена ведущих артистов А. Девятериковой, Е. Мельниковой, О. Седлецкой, Н. Тирской, В. Барляева, В. Бурцева и других. Выступал здесь и выдающийся эстрадный певец Вадим Козин. Опальный Орфей связал свою жизнь с нашим городом.
Славу Магадану и области завоевали наши спортсмены – призер Олимпийских игр, четырехкратный чемпион Европы по боксу Виктор Рыбаков, победитель международных турниров Игорь Высоцкий, бронзовый призер чемпионата Европы Александр Яковлев, серебряный призер чемпионата мире Александр Лебзяк, чемпион России, участник Олимпий- скийх игр в Барселоне Олег Николаев, чемпионы СССР и призеры международных соревнований конькобежки Марина Кольцова и Людмила Филимонова, гимнастка Наталья Терещенко, пловцы Юрий Ковалев и Евгений Котряга. Но больше всего прославились лыжники. Первую тропу в национальную сборную проложили Елена Климова и Андрей Павлюк, чемпионами мира разных лет были Сергей Кичкин, Александр Карчевский, Андрей Варварин, Григорий Гутников. Гордостью Магадана является двукратная олимпийская чемпионка, девятикратная чемпионка мира, четырехкратная обладательница Кубка Мира Елена Вяльбе (Трубицына). Выдающихся спортсменов подготовили заслуженные тренеры России Б. Гитман, Г. Рыжиков, Е. Жильцов, Ю. Татаринов, И. Денисенко, В. Ткаченко, Н. Буслаев, Г. Попков, А. Исаев, В. Бисарнов, М. Барсукова, А. Мухин.
В последние годы выросли новые жилые кварталы в пойме Магаданки. Население Магадана по состоянию на 1 января 1995 г. составило 128 тыс. человек.
В названиях магаданских улиц увековечены имена тех, кто оставил заметный след в истории города и области: первого директора «Дальстроя» Э.П. Берзина, положившего начало развитию горнорудной промышленности области Ю. А. Билибина, крупного ученого-кристаллографа профессора А.К. Болдырева, ковалера четырех орденов Красного Знамени С.С. Вострецова, дважды Героя Советского Союза В.А. Зайцева, председателя Комитета содействия народностям северных окраин К.Я. Лукса, поэта-фронтовика С.С. Наровчатова, погибшего при защите острова Даманский пограничника В.В. Потапова, повторившего подвиг Матросова Героя Советского Союза И.К. Скуридина, погибшего при спасении школьников военнослужащего В.И. Солдатенко, освободителя Охотского побережья Г.И. Чубарова, командира авиаотряда «Дальстроя» в 1939-42 г.г. Ш.И. Шимича, директора совхоза «Дукча» В.А. Шмелева.
Почетными гражданами города Магадана являются: участник установления советской власти на Северо-Востоке А.А. Кочеров, геолог В.А. Цареградский, капитан А.Н. Шевченко, архитектор И.И. Лукин, швея А. С. Козлова, космонавты Б.В. Волынов и Г.С. Титов, командир эскадрильи «Комсомолец Дальстроя» В.И. Попков, герои-танкисты А.М. Ефанов, А.Л. Бойко и И.Ф. Бойко, член-корреспондент Российской Академии Наук Н.А. Шило, олимпийская чемпионка Е.В. Вяльбе, ветеран Магаданского механического завола с полувековым стажем П.С. Горшенин, талантливый организатор культуры И.Б. Дементьева, ветеран войны и труда А.И. Жарких, водитель М.Р. Котельников, строитель Г.И. Максименко, учитель У.Д. Ронис, губернатор штата Аляска Стив Купер, спортсмен-инвалид Ю.В. Шаповалов.
Автор: Рудольф Седов