Бухта Нагаева

Узкая, вытянутая бухта Нагаева глубоко вдается в сушу, прячась за гористым полуостровом от штормов Охотского моря. Мореходы давно оценили эту прекрасную стоянку для судов. Гидрограф-геодезист Б. В. Давыдов отмечал, что эта бухта «по справедливости может быть названа лучшей якорной стоянкой во всем Охотском море». Жившие поблизости эвены назвали ее Мивкан. Возможно, от землепроходцев утвердилось за ней название Волок. Участники гидрографической экспедиции М. Е. Жданко в 1912 г. предложили переименовать ее в месть русского ученого-гидрографа адмирала Алексея Ивановича Нагаева.

В 1929 г. на берегу бухты появились сборные домики Восточно-Эвенской (Нагаевской) культбазы, которая впоследствии переросла в город Магадан. В книге «Геологи идут на север» И. И. Галченко пишет о бухте Нагаева 1930 года: «Своими очертаниями она напоминала ковш. Напротив, в редком лесу, виднелось несколько приземистых домиков из неотесанных бревен, а правее их, среди кустов стланика и редких лиственниц, белели десятки бязевых палаток».

Пароходы тогда разгружали вручную с помощью катеров и лодок. Вошедший в бухту в сентябре 1930 г. пароход «Теодор Нетте» никто не встречал: пронесшийся ураган уничто¬жил причал, береговые постройки, потопил баржи и катера. Над городом  приисками нависла угроза голода. Магаданцы в ледяной воде строят новый пирс. Героические усилия пятнадцати добровольцев во главе с Сергеем Барковым увенчались успехом – пирс был восстановлен. Но через несколько часов страшный порыв ветра разрушил его. Тогда приняли решение разгрузить пароход по первому льду. И снова опасное дело возглавил Барков. Рядом с ним работала его жена, врач Елена Баркова. Трещал под волокушами лед. Начавшаяся пурга не оставила выгрузку и ночью. Но не все дожили до победы: наутро Лену и Сергея нашли замерзшими.

Лишь в 1933 г. началось строительство морского торгового порта. В то время «Дальстрой» обслуживало четыре парохода. К началу навигации следующего года был закончен первый 50-метровый деревянный ряжевый причал. Строилось псе вручную. Помнит бухта и трагический рейс наполненно¬го взрывчаткой «Генерала Ватутина» в 1947 г., когда взрыв уничтожил почти все портовые постройки и технику. И сейчас на сопке высоко над портом можно наткнуться на тонны искореженного металла. В 1963 г. впервые ледокол «Москва» осуществил зимнюю проводку судов.

Сейчас в бухте Нагаева расположен первоклассный порт. К причалам подходят грузовые дизель-электроходы, танкеры. Сотни тысяч тонн грузов доставляют они сюда, откуда их по автотрассам везут на прииски Колымы и Индигирки. Линия причалов удлинилась. Теперь здесь швартуются несколько судов одновременно. Навигация не прерывается и зимой. Мощные ледоколы проводят караваны судов из Находки в Нагаево.

Живописная бухта привлекает многих любителей природы. Она вдается в сушу на 17 км. Входные мысы – Серый со стороны острова Недоразумения и Чирикова. Берега ее изрезаны мало. Наиболее заметная впадина – к востоку от мыса Замок, где впадает ручей Священный. Раньше суда, развернувшись кормой к берегу, наливались здесь через шланг. Процедура эта была долгой, и штурманы на площадке склона Каменного Венца, где в 1912 г. был установлен астрономический пункт, проверяли состояние судовых хронометров.

Вблизи микрорайона Марчекан в бухту впадает Холодный ключ, за морским портом – Корейский, а ближе к мысу Серый – Медвежий. Рядом с последним в бухту выдается узкий и длинный мыс Островной. Берега бухты обрывисты, имеют узкую песчаную осушку при отливе.

В летнее время рыбачьи лодки снуют по бухте. Навага, корюшка, ерш, краб – их трофеи. Не замирает бухта и зимой. Сюда спешат любители подледного лова, “моржи” проводят здесь свои тренировки. Вот уже три десятка лет кандидат медицинских наук Г. С. Белобородое проводит занятия с десятками магаданцев по разработанной методике. Традиционный праздник «Белые ночи» собирает на берегу множество горожан. Нагаевский пляж в солнечные дни никогда не пустует.

Автор: Рудольф Седов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *