Экскаваторный парк

Погрузка песков в вагонетки экскаватором ЛК-0,5. ЮГПУ. Фото из фондов ГАМО.

Погрузка песков в вагонетки экскаватором ЛК-0,5 в ЮГПУ. Фото из фондов ГАМО.

Первый экскаватор появился в Хетинской долине в 1940 году, когда летом 1940 года прииск «Хета» был передан Южному горному управлению (ЮГПУ). В числе механизмов и оборудования, которые получил прииск, был экскаватор ЛК-0,5 (А).

Экскаватор ЛК-0,5 

Думаю стоит подробнее остановиться на этом творении инженерной мысли, которую выпускали в 30-х годах в СССР.

Экскаватор ЛК-0,5-А. Фото из свободных источников.

Экскаватор ЛК-0,5-А. Фото из свободных источников.

В 1936 году инженеры Ковровского завода построили гусеничный экскаватор с ковшом объемом 0,5 м3, сокращенно — ЛК-0,5. Он оснащался двигателем С-60, осветительной установкой, установленным на траках с 4 опорными катками. Модель снабжали 7 видами рабочего оборудования. Им можно было управлять с помощью рычагов. 

К 1940 году появилась обновленная версия ЛК-0,5-А. Количество видов рабочего оборудования сократилось до четырех, число опорных катков увеличилось до пяти, а двигатель был заменен на 65-сильный.

В качестве силовой установки экскаватора ЛК -0,5 служил карбюраторный лигроиновый двигатель трактора ЧТЗ-60 (С-60); экскаватор ЛК-0,5-А имел дизельный двигатель М-17 или С-65.

Технические характеристики оборудования:

  • вместительность ковша 0,5 м3;
  • возможность установки прямой лопаты, обратной лопаты, драглайна, грейфера, крана грузоподъемностью 7000 кг, струга (вместительностью ковша 0,5 м3), копера.

Экскаватор ЛК-0,5 на погрузке. 1949 год. Фото из Госкаталога.

Экскаватор ЛК-0,5 на погрузке. 1949 год. Фото из Госкаталога.

Экскаваторы ЛК-0,5 и ЛК-0,5-А предназначались для производства земляных работ в легких, средних и частично в тяжелых грунтах.

Марка экскаватора расшифровывалась как «Лазарь Каганович» — в честь тогдашнего наркома НКПС Л. М. Кагановича.

План производства этих машин вплоть до начала Великой Отечественной войны завод выполнить так и не смог из-за более сложной конструкции по сравнению с предыдущими экскаваторами.

1940 год

В первых числах января 1941 года планировалось приступить к земляным работам на сооружении дамбы, для этого производилась заготовка леса и мха. Таким образом, планировалось участок № 2 защитить от весенних потоков и разливов.

В 1941 году после окончания горно-подготовительных работ, которые проводились в зимнее время, вскрышу торфов было намечено производить ранней весной и при этом исключительно экскаваторами. 

Мускульная вскрыша торфов на россыпном месторождении. ЮГПУ. Фото из фондов ГАМО.

Мускульная вскрыша торфов на россыпном месторождении. ЮГПУ. Фото из фондов ГАМО.

(До этого вскрыша торфов производилась зимой исключительно мускульной силой с использованием взрывчатки, ломов, кайл и лопат — О.В.)

Для этого уже в начале зимы 1940–1941 годов были начаты работы по ремонту экскаваторов с тем, чтобы к концу марта (началу вскрышных работ) они были в полной готовности.

(Судя по данным речь уже идёт не об одном экскаваторе — О.В.)

В 1941 году экскаваторный парк прииска «Хета» продолжал расти. В плане добычи касситерита на прииск «Хета» руководство Дальстроя и ЮГПУ возлагали особые надежды. В 1941 году к началу промывочного сезона прииск оснастили новой техникой. «Хете» были переданы экскаваторы, компрессоры, беккеровские лопаты, тракторы, автомашины. 

Экскаватор ЛК-0,5 на проходке руслоотводной канавы на 3-ем участке прииска «Хета». Май 1941 года. Фото из газеты «Советская Колыма».

Экскаватор ЛК-0,5 на проходке руслоотводной канавы на 3-ем участке прииска «Хета». Май 1941 года. Фото из газеты «Советская Колыма».

В мае и начале июня 1941 года возникли простои экскаваторного парка прииска «Хета» из-за недостатка запасных башмаков, что привело к срыву выполнения плана. Уроки этого периода коллективом экскаваторщиков были учтены.

За первую половину июня производительность труда парка поднялась до 156%. За 12 дней июня план по общему был выполнен на 107,6%, а за 13 — 122,6%.

В это время в составе экскаваторного парка были «ЛК-306» (машинист Ушаков) и «ЛК-280» (машинисты Демидов и Анисимов).

К августу 1941 года начальник экскаваторного парка Ушатов добился бесперебойной работы машин, экскаваторщики за 15 дней августа довели производительность труда до 130%. Сам Ушатов совмещал должность механика.

Из интервью машиниста экскаватора Хетинского комбината Куприяна Анисимова от 16 сентября 1941 года: «Экскаватор № 306 мы с напарником Демидовым отремонтировали собственными силами и в течение всего лета работали на этой машине, которую до ремонта считали никуда не годной. Сначала план выполняли на 100, 120, 150 процентов, в то же время продолжали ремонт, устраняли дефекты, обнаруженные в процессе работы. Затем дело пошло значительно лучше — стали перевыполнять технические нормы вдвое и первый наш месячный план выполнили на 185%.

В июле наш экскаватор работал ещё лучше, августовский план мы также значительно перевыполнили. Наши достижения могли быть ещё больше, если бы нам всегда хорошо подготавливали полигон. В августе нередко приходилось перегонять экскаватор с места на место.

Как мы добиваемся высокой производительности?

Прежде всего, мы уплотнили рабочий день. Сделали это так. Прихожу я на смену за полчаса. Демидов продолжает работать, а я в это время осматриваю экскаватор. Когда всё на ходу, лучше видишь состояние машины.

За 20 минут до смены останавливаем экскаватор. Тут же ещё раз проверишь, всё ли исправно, помощник в это время смазывает машину, и в течение 15 минут экскаватор принят. Таким точно порядком принимает у меня смену и Демидов. У нас ведётся журнал, в котором мы оба расписываемся о сдаче и приеме.

Экскаватор ЛК-0,5 на проходке руслоотводной канавы на прииске «Хета». Июнь 1941 года. Фото из газеты «Советская Колыма».

Экскаватор ЛК-0,5 на проходке руслоотводной канавы на прииске «Хета». Июнь 1941 года. Фото из газеты «Советская Колыма».

Помня о том, что стране сейчас особенно нужно горючее, мы с Демидовым добились значительной его экономии. За июль мы сэкономили по одной тонне, но это ещё не предел. Мы продолжаем борьбу за ещё большую экономию горючего и смазочного материала.

Соревнуясь между собой, мы вызвали на соревнование и бригаду Шинкевича с экскаватора «ЛК-345». Раньше она отставала, но в соревновании подтянулась и идет наравне с нами. Кроме того, нас вызвал на соревнование знатный машинист-экскаваторщик Колымы Донец. Вызов мы приняли, и обязательство выполняем с честью.

В отдельные смены мы выполняем задания на 270—285 процентов. Сегодня работать лучше, чем вчера, — это наше правило. Наша бригада сознаёт, что высокими производственными показателями мы укрепляем мощь нашей родины, усиливаем отпор ненавистному врагу».

1942 год

В 1942 году бригада Куприяна Анисимова оставалась в передовиках производства. О своих победах и планах он поведал журналистам Советской Колымы. Репортаж был опубликован 23 января 1942 года: «Вдвоем с машинистом Демидовым мы начали работать на экскаваторе «ЛК-А-306» с июля 1941 года. За шесть с половиной месяцев удалось выполнить около двух годовых заданий, несмотря на то, что машина всё время требовала серьёзного ремонта.

Хорошо работали обе смены и в зимнее время, хотя к стыду руководителей Хетинского комбината, экскаватор вовсе не был подготовлен к зимней работе. Машина не отеплена, будка не имела стёкол. Однако и это не помешало нам в отдельные декабрьские дни, когда стояли сильные холода, выполнять суточные задания на 140—150%.

Сейчас наш экскаватор ставится в капитальный ремонт. Мы, оба машиниста, наравне с рабочими механического цеха будем участвовать в ремонте машины с таким расчётом, чтобы хорошо подготовить её к экскаваторному сезону 1942 года.

Вместе с Демидовым мы обсудили, план работы на текущий год и решили дать не меньше трёх годовых планов».

К лету 1942 года Павел Георгиевич Демидов стал бригадиром и получил экскаватор «ЛК-А» № 280. Между бывшими напарниками развернулось соревнование.

Когда на «Хете» стало развёртываться социалистическое соревнование по призыву металлургов и авиастроителей, первым откликнулся машинист Демидов. На своей машине «ЛК-А» № 280 он обязался выполнить годовой план на 130%. Его начинание поддержал бывший напарник — экскаваторщик Куприян Анисимов.

Между двумя экскаваторщиками завязалась борьба за первенство, не бывало дня, чтобы они не дали двух суточных заданий.

В июне 1942 года соратники решили вызвать на соревнование экскаваторщиков прииска «Комсомолец». Они обязались выполнить годовой план на 130% с коэффициентом использования машин 0,86, сэкономить 10% горючего  и 5% смазочных материалов.

Стоит отметить, что уже в промывочный сезон 1942 года перспективы развития прииска «Хета» были далеки от радужных. Имеющиеся полигоны постепенно отрабатывались, новых разведанных запасов касситерита геологи обеспечить не могли.

Как результат руководство Дальстроя начинает переброску техники на другие, более перспективные прииска. Так, распоряжением № 342 по ГУСДС от 27 июля 1942 года «О передаче экскаватора с прииска “Хета”» начальнику ХГПК Богданову было предписано передать в ЧЧГПК один экскаватор ЛК-0,5, демонтировав и подготовив его к погрузке к 3 августа. Экскаватор следовало передать вместе с верхней бригадой. (ЧЧГПУ — Чаун-Чукотский горнопромышленный комбинат).

1943 год

Передача очередного экскаватора

В декабре 1942 года был издан приказ по ГУДС о подготовке экскаваторов к промывочному сезону. В приказе было сказано и о перевозке экскаватора с рудника «Хета» на прииск «Гвардеец» Тенькинского управления. Машина должна была быть отремонтирована в Южном управлении. Контроль за исполнением приказа возлагался на главного механика Дальстроя Ершова.

Наступило время, когда экскаватор нужно было перевезти на новое место. Каково же было удивление начальника прииска «Гвардеец» Ляшко, когда к нему 14 марта прибыла первая автомашина с деталями долгожданного экскаватора и в машине оказались два вышедших из строя ковша. Оба они в нескольких местах были протёрты насквозь и имели много трещин. В ковше драглайна полностью отсутствовали зубья. Другие детали имели также массу дефектов. Но это было бы ещё полбеды. 16 марта 1943 года специальным тяжеловесом на прииск прибыли стрела и мехлопата. Стрела оказалась изуродованной. Как выяснилось, она до момента погрузки была заморожена в наледи. Руководители рудника «Хета», чтобы быстрее взвалить эту тяжёлую деталь на автомашину, заложили под неё солидную порцию взрывчатки. Удар получился основательный. Стрелу не только оторвало ото льда, но и изрядно помяло.

Вместо того, чтобы начать монтаж экскаватора и немедленно выпустить его на полигон, стрелу и другие ответственные детали понадобилось отправлять в капитальный ремонт который на прииске произвести невозможно, так как здесь ещё нет не только механической мастерской, но даже и электростанции.

(В газетной заметке идёт речь идёт о руднике «Хета», но, по моему предположению, речь идёт именно о прииске «Хета» — О.В.).

Последний год работы

Последним годом работы экскаваторного парка в Хетинской долине стал 1943 год. В связи с окончанием разработки россыпного месторождения из-за низкого содержания касситерита и закрытие прииска Хета, экскаваторы остались не у дел. Как результат  экскаваторы ЛК-0,5-А были переброшены на другие прииска.

Техника

На основе тех данных, что удалось собрать, можно говорить о том, что в Хетинской долине за период с 1940 по 1943 года работали экскаваторы марки ЛК-0,5-А. Экскаваторный парк состоял минимум из 3-х экскаваторов №№ 306, 280, 345. Такое количество дефицитной техники на одном прииске говорило о том, какое значение предавало руководство Дальстроя добыче касситерита в Хетинской долине.

Интересные факты

Интересная деталь — экскаваторы, впрочем, как и большая часть остальной техники, включая электростанции, в Хетинской долине работала на жидком топливе. Так было и в военное время, когда большую часть техники и транспорта переводили на газогенераторные установки.

Ещё один нюанс, на который стоит обратить внимание. Экскаваторы ЛК-0,5-А начали выпускаться в 1940 году, а в июле 1941 года этот тип экскаваторов уже работал в Хетинской долине. На этом примере можно говорить о том, что тресту Дальстрой уже в 40-х годах ХХ-го века поставлялась новейшая техника, производимая в СССР, а также импортная техника, закупаемая за рубежом.

Статья написана по материалам газеты «Советская Колыма». 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *