Эсчан, Ясчан (село)

Так получилось, что национальное поселение Эсчан основано было в одном месте, а потом, спустя несколько лет переехало от места своего основания практически на 87 километров. Так что речь в рассказе пойдёт фактически об истории двух посёлков под одним именем Эсчан. Дабы избежать путаницы, при необходимости, речь в изложении будет идти о Старом и Новом Эсчане. Итак, история эвенского национального села Эсчан.

(В ряде газетных заметок, документах и книгах указывается, что основу населения Эсчана составляли эвены, в других — орочи. И в этом ошибки нет, по своей сути это идентичные этнонимы. В дальнейшем по тексту, дабы не путать читателя, будем называть коренных жителей Эсчана эвенами — О.В.)

Национальный центр (село) Эсчан был назван по имени одноимённого ручья (реки) Эсчан.

Эсчан  слово эвенского происхождения. Ясчан  «небольшой яр», где яс  «яр», «крутой обрыв» и «чан»  уменьшительный суффикс (К.А. Новикова, 1972 год, стр. 104)

1931 год

Впервые вопрос о создании национального центра на Эсчане в числе других, прозвучал на заседании оргбюро Охотско-Эвенского окружкома ВКП(б) 29–30 сентября 1931 года при рассмотрении вопроса «О политическом состоянии в тайге». Тогда было принято решение о создании национальных центров в Бараборке, Наяхане, Хургачане, Гаданже, Туманах, Уптаре, Эсчане, Оротуке, Коркодоне и Балыгычане.

1934 год

Документального подтверждения точной даты основания и строительства села Эсчан найти не удалось. Ф.К. Рабинович (геолог), проводившая здесь исследования писала, что в 1934 году Тасканский РИК построил в долине ручья (реки) Эсчан посёлок, в котором проживало около 20 семей эвенов-оленеводов, содержавших стадо оленей в 3300 голов.

Располагалось эвенское национальное селение Эсчан (Старый) в 90 километрах от районного центра Таскан.

В 1934 году была построена и начала работу начальная школа с интернатом для детей коренного населения.

На создание национального центра было потрачено около 75 тысяч рублей.

1936 год

В 1936 году в Эсчане была построена и начала свою работу фактория. В начальной школе обучалось 80,7% детей школьного возраста Эсчанского сельсовета.

1938 год

К апрелю 1938 года в Эсчане были выстроены хорошая школа, больница, фактория, пекарня, баня и помещение сельсовета, в котором обычно происходили собрания.

В 1938 году в Эсчане проживало 179 жителей.

Ликвидация неграмотности и школьные проблемы

В школе обучались 23 эвена. При школе были оборудованы библиотека и красный уголок. Работник ликбеза Пётр Слепцов обучал грамоте шестеро эвенов преклонного возраста. 

В 1936 году в Эсчане было 56 неграмотных, на 1938 год их стало вдвое меньше. Трое эсчанцев продолжали учёбу в Магадане — в советско-колхозной школе. 

Стоит сказать, что эсчанская школа-интернат оказалась не подготовлена к учебному году, и этот факт особенно тяжело сказывался на её работе, особенно в зимнее время. Здание школы занимало 328 квадратных метров, но при его постройке была упущена такая «мелочь», как отопление. В результате школа обогревалась не кирпичными печами, а буржуйками.

Но на этом беды не заканчивались. Можно было бы кое-как перебиться, если бы не нехватка, а иногда полное отсутствие дров. Топливо для школы своевременно не было заготовлено, и дрова подвозились не в потребном количестве и не в нужные сроки, а по настроению возчика.

Рамы в школе были остеклены только наполовину, остальные забиты фанерой. Вторые рамы в половине здания просто отсутствовали. 

«Красный Букчан»

К весне 1938 года в Эсчанском сельсовете (секретарь Эсчанского сельсовета комсомолец Николай Дьячков) было организовано эвенское товарищество «Красный Букчан», объединившее 29 хозяйств каюров и охотников.

Большинство из них занимались охотой и перевозкой грузов на оленях по договору с КУСИПХом.

В оленеводческих совхозах на Чельбанье и Аркагале 4 эсчанца работали пастухами и 19 каюрами. В совхозах они жили со своими семьями.

Охотники были поделены на две бригады — Ивана Никулина и Семёна Слепцова. Бригады вели промысел в верховьях реки Таскан, на Сеймчане и Поповке.

В начале зимы 1938 года 22 охотника с жёнами и детьми ушли в тайгу промышлять зверя. Все охотничьи семьи имели запас продуктов и нужный домашний инвентарь — чайник, котелки, посуду и др.

В конце ноября, когда охотники возвращались в Эсчан на выборы в Верховный Совет СССР, они привезли богатую добычу — 9.600 белок, около сотни горностаев и двух медведей. Пушнину они сдали в эсчанскую факторию, которая существовала уже второй год.

Уровень благосостояние жителей Эсчана

Согласно официальным заявлениям руководства Дальстроя за 1937 год эсчанцы заработали 170 тыс. рублей, многие приобрели городские костюмы, ботинки, сапоги. Товарищество «Красный Букчан» приобрело патефон. 

Происки врагов

В августе 1938 года в газетной заметке в Советской Колыме можно было прочитать следующее: «Созданию национальных центров бывшее вражеское руководство Дальстроя не уделяло никакого внимания. Так, наццентр, созданный в Эсчане, построен на болоте, причем на строительство его затрачено 75 тысяч рублей‎».

Хочу напомнить, что Эсчанский национальный сельский Совет был расположен в 90 километрах от районного центра (Таскан) — в посёлке Старый Эсчан. Жители сельсовета — кочующие группы эвенов — из-за бездорожья, болот и непроходимой тайги были отрезаны от районного центра.

Райсовет принял решение о строительстве посёлка Новый Эсчан, который планировали возвести в трёх километрах от Таскана. В первую очередь намеревались построить здания сельсовета и жилых домов для эсчанского товарищества охотников.

1939 год

Подготовка к строительству Нового Эсчана

Типовой проект национального центра в Эсчане был подготовлен экспедицией Наркомзема РСФСР. Была предусмотрена постройка школы, клуба, детских яслей, медицинского пункта бани. Разработан типовой проект колхозного дома, который был должен состоять из трёх комнат: спальни, столовой и кухни. В усадьбу, помимо избы, входил огород, хозяйственные постройки и озеленения.

К лету 1939 года начался переезд из Старого Эсчана в Таскан, Новый Эсчан предстояло только строить.

Так, 8 июня 1939 года в Таскан приехали 34 человека, в том числе 16 школьников, 5 детей дошкольного возраста и 12 взрослых. Школьники были размещены в интернате Тасканской неполной средней школы, а дошкольники — в местном детском комбинате. Ожидался приезд ещё 50 человек, которые должны были принять участие в работах якутского колхоза «Красный богатырь» (посёлок Таскан) по заготовке сена.

Для обустройства будущего хозяйственного центра райисполком были отпущены все необходимые средства. Руководство строительством возложено на Управление сельского хозяйства.  

Возведением колхозных домов должны были заниматься строительные прорабства, организованные про районных Советах. К строительству предполагалось привлечь местное население с тем, что, как только они освоят технологию плотничного дела, доверить дальнейшее строительство будет им самим. 

1940 год

Начало строительства

К марту 1940 года в районе Таскана и Мылги развернулась заготовка строительного леса. По примерным подсчётам коммунального отдела районного Совета, на жилищные нужды двух сельсоветов (Эсчанского и Тасканского) требовалось около 2.000 кубометров деловой древесины. Ко дню открытия VI Колымской партийной конференции лесорубы заготовили в долине реки Мылги более 500 кубометров. Эсчанский сельсовет организовал подвозку брёвен к строительству на оленях. 

В интервью председателя исполнительного комитета Среднеканского районного Совета депутатов Ивочкина было озвучено: «Мы наметили построить несколько хороших, удобных жилых домов для колхозников и кочевников Тасканского и Эсчанского сельсоветов. Каждый жилой дом будет стоить примерно около 25.000 рублей. Помимо централизованного финансирования строительства мы предполагаем привлечь средства и от самого населения — будущих хозяев новых построек‎».

В соответствии с решением VI Колымской партийной конференции о быстрейшем переходе кочевых групп коренного населения на оседлую, культурную жизнь в 1940 году в Среднеканском районе должно быть построено 30 колхозных домов. Из них в Таскане — 2, Эсчане — 10, Оротуке — 15, и остальные 3 — в Балыгычане и Нелемном. 

Завершение строительства первого этапа Нового Эсчана

К началу августа 1940 года строительство 10 новых домов для колхозников-эвенов находилось в стадии завершения.

В ходе возведения нового посёлка ощущалась острая нехватка в кирпичах для кладки печей, оконном стекле и пиломатериалах. Были приняты меры по обеспечению строительства всем необходимым.

(Тем не менее, несмотря на всю помощь, административно-гражданский отдел не выделил необходимого количества стекла. В 10 домах, сданных в эксплуатацию, были остеклены не все рамы — О.В.)

Закончить строительные работы планировалось не позже 15 августа 1940 года. Успели ли строители выполнить данные обещания узнать маловероятно, но известно, что в начале августа строительство было завершено.

Но на этом возведение посёлка не закончилось. К 25 октября 1940 года планировалось закончить строительство избы-читальни, а до конца 1940 года возвести ещё 5 жилых домов. Строительный участок Среднеканского райсовета в сентябре 1940 года должен был начать строительство остальных домов. Своими силами члены товарищества должны были построить два дома.

Обживаем новый посёлок

В начале сентября 1940 большинство жителей Старого Эсчана переехало в дома Нового Эсчана. Секретарём Эсчанского сельсовета был В. Слепцов.

8 эвенов были заняты на строительстве посёлка, а остальные работали на заготовке сена. План сенокошения товариществом выполнен на 115 процентов, заготовленное сено полностью заскирдовано.

Среди эвенов, занятых на работах в новом посёлке, была развёрнута большая культурно-массовая работа. Работал кружок текущей политики по книге «Наша Родина». Во всех бригадах проведено разъяснение последних указов Президиума Верховного Совета СССР, а также обсуждали решения VII сессии Верховного Совета.

При сельсовете организована школа ликвидации неграмотности и малограмотности для взрослых

Охотники вышли в тайгу

На промысел пушного зверя 1 ноября 1940 года из посёлка Эсчан, Среднеканского района, вышло 5 бригад охотников. У каждой бригады свой маршрут. Им предстоит пройти тяжёлый и большой путь по тайге и сопкам.

Охотники полностью обеспечены продуктами питания, боеприпасами, палатками и другим необходимым инвентарём. Каждый охотник за зимний сезон должен былт добыть более 500 белок. Между бригадами развернулось социалистическое соревнование.

Колхозникам-охотникам предстояло прожить в тайге 5 месяцев. Дополнительное продовольствие, боеприпасы и необходимое обмундирование доставлялись к месту охоты. Здесь же охотники сдавали добытую пушнину.

Колхоз «Сталинец»

30 октября 1940 года после большой разъяснительной работы, проведённой среди членов товарищества «Красный Букчан» работниками райсовета и комсомольцами, на общем собрании эсчанцев было принято решение перевести товарищество на устав сельскохозяйственной артели.

Новый колхоз было решено назвать «Сталинец», на этом же собрании был утверждён устав.

После создания колхоза было проведено обобществление оленей. Роман Громов из 130 оленей передал в коллективное пользование 100. Прасковья Слепцова из 116 отдала 80. Колхозник, секретарь сельсовета, Слепцов из 60 оленей оставил в личном пользовании только 5. Колхозник Суздалец передал в колхозное стадо всех своих оленей. Молодой колхозник Жуков из 300 оленей передал в общественное пользование 200. Заведовать колхозным стадом поручили Петру Гавриловичу Слепцову.

(Каким образом и методами шло обобществление оленей, можно только догадываться. Утверждение, что всё прошло добровольно и с энтузиазмом вызывает сомнение — О.В.)

Часть колхозников ушла на охоту за белкой и горностаем, вернуться в посёлок они должны были только весной. 11 колхозников работали каюрами в совхозе «Челбанья», остальные заняты строительством посёлка. 

Вскоре в колхоз вступили новые члены — 12 человек из группы кочующих эвенов. Они прибыли на 25 нартах из Оротукского сельсовета и привезли с собой всё своё имущество. При вступлении бывшие кочевники передали в колхоз 40 оленей. Ожидалось прибытие второй группы кочевников, пожелавших перейти на оседлость.

К вопросу о колхозах

Как говорилось выше, согласно заметкам «Советской Колымы», колхоз «Сталинец» был создан в Эсчане, председателем стал Григорий Старков.

В том же году был создан колхоз с таким же именем «Сталинец» в посёлке Оротук. Из книги «Тенька. Виток спирали» Инны Грибановой. Выдержка из книги:  «2 марта 1940 г. товарищество «Красная Звезда» стало колхозом «Сталинец». А 12 октября 1940 г. на общем собрании членов колхоза «Сталинец» был утвержден устав сельхозартели, который начинался так: «Трудящиеся крестьяне пос. Оротук Оротукского с/с Среднеканского района Хабаровского края добровольно объединяются в сельскохозяйственную артель, чтобы общими средствами производства и общим организованным трудом построить коллективное, то есть общественное, хозяйство, обеспечить полную победу над кулаком, над всеми эксплуататорами и врагами трудящихся, обеспечить полную победу над нуждой и темнотой…». «За сельхозартелью «Сталинец» было закреплено: всего общественных земель – 852 937 га, в том числе пахотной – 20,3 га; сенокосной – 2 215 га; выгонно-пастбищной – 2 680 га; нераспределенной по угодьям – 848 021,7 га. Оленьи пастбища и охотугодья, расположенные на госземфонде: оленьи пастбища -428 579 га, охотугодья – 2 008 111 га»31. Отныне закончилась вакханалия коммуны-товарищества – то частное, то общее, то снова частное».

Возможно ли существование двух колхозов с одним и тем же именем? Возможно — в истории Дальстроя было как минимум два колхоза имени Сталина. 

Существует несколько версий дальнейшего развития событий.

Первая — дабы избежать дальнейшей путаницы из-за одинаковых названий, колхоз в Эсчане в 1941 году был переименован в колхоз имени 23 годовщины Октября.

Есть и ещё одна версия — центральная усадьба колхоза «Сталинец» находилась в Эсчане, Оротук был одним из его участков. В дальнейшем центральная усадьба переехала в Оротук, а в Эсчане обосновался другой колхоз.

Пока не имеется документальных подтверждений в пользу какой-либо из версий, поиски будут продолжены. Однако достоверно известно, что в августе 1941 года Эсчан уже вотчина колхоза имени 23 годовщины Октября: «В Среднеканском районе началась массовая заготовка ягод. Колхозы «Красный богатырь» и имени 23 годовщины Октября выделили специальные бригады колхозниц. Уже заготовлено и сдано в факторию свыше 1.000 килограммов голубицы. Сейчас в посёлках Эсчан и Таскан идёт массовый сбор ягод. Во всех заготовительных пунктах Эльгенского отделения торгово-заготовительной конторы организованно проводится приёмка ягод от населения».

Из жизни села Эсчан

В декабре 1940 года в газете «Советская Колыма» была опубликована статья, которая рассказывала о жизни жителей нового посёлка Эсчан: «…Красива Тасканская долина зимой. Как сказочные исполины, стоят лиственницы с кронами, одетыми в пушистый иней. Изредка тёмную массу лиственничных стволов прорезают белые полоски. Это северные берёзки. Они никогда не достигают больших размеров — уж очень короткое бывает здесь лето.

Чувствуется близость села. Па снегу множество оленьих следов. Причудливо извиваются лесные дороги. По одной из них движется олений обоз парт в пятнадцать. К каждой нарте привязано длинное бревно — эсчанцы вывозят лес для построек. 

Каюрами на вывозке леса в основном работают девушки. В ярких, расшитых цветным бисером кухлянках они, весело переговариваясь, погоняют оленей.

— Не тяжело работать?

— Почему тяжело? Очень весело работать.

Эти слова нужно осмыслить. Нужно было с малых лет сидеть в прокопчённой юрте, нянчить детей, выделывать шкуры, чтобы теперь с такой неподдельной радостью взяться за созидательный труд наравне с мужчинами.

Село Эсчан недалеко. В нём всего 10 домиков, похожих друг на друга, как спичечные коробки. Все они построены в этом переломном для эсчанцев году. Строительство продолжается и сейчас. Намечено построить ещё 5 зданий.

Лучший агитатор — большевистские дела. Миллионы рублей тратит государство, чтобы посадить на землю последних кочевников Колымы. Совсем недавно эвены ютились в тёмных юртах. В короткий срок вырос посёлок. Двери настоящих деревянных домов с капитальными печами вместо костров гостеприимно открылись перед своими хозяевами. Эти дома построить было очень трудно. Но значительно трудней оказалось перестроить сознание и привычки людей. Это вторая часть грандиозной задачи перевода на оседлость полностью не решена ещё.

Входим в один из домиков. В нём кладовая, кухня, две хороших комнаты. Удивляет нежилой вид дома. Вещи сложены в углу. Рядом с пустой кроватью на полу, завёрнутый в оленью шкуру попискивает ребёнок. И самое главное — в доме холодно, как на улице. Печка топится лишь условно, в ней тлеют два нерасколотых кругляка.

Позади дома стоит потрёпанная юрта. После яркого солнца не сразу увидишь её внутренность. Постепенно глаза привыкают. У железной печки с прожжёнными боками спит старуха, постоянная жительница юрты, и несколько человек, пришедших погреться.

— Почему в доме не живёте?

— Очень дверей много. Нужно ночью выйти — выход не найдёшь — смеётся старуха.

В большинстве других домов такой же холод. Эсчанцы не привыкли ещё жить по-новому. Многие не умеют топить печки, не разбираются в назначении комнат, кухни, кладовой.

Глядя на это, невольно думаешь, какая благодарная работа поручена советским работникам района, и, к сожалению, видишь, что в Таскане, выстроив дома, посчитали задачу выполненной.

К этому важнейшему сейчас делу необходимо привлечь все культурные силы села, да и Таскана. А вот в избе-читальне Эсчана холодней, чем в некоторых домах. Избач сидит в шубе, дуя в замёрзшие кулаки.

— Почему не топите? — спрашиваем мы, удивлённо посматривая, на дрова, сложенные у домика.

— Да что-то дрова не горят.

Убеждаем избача, что для этого нужно приложить лишь немного труда, расколоть кругляки хотя бы пополам и правильно их положить в печь. Через полчаса в читальне тепло.

Замечаем, что на столах — только журналы. Центральных газет не видно.

— Газет не получаете? 

— Как не получаем? Все в целости лежат в шкафу.

— Почему же не на столе?

— А зачем? — удивился избач — В них про Эсчан ничего не написано.

Кто виноват в наивном заблуждении избача, уверенного, что газеты хороши лишь те, где пишется «про нас»? Это сложный вопрос. Эсчанский сельсовет непосредственно примыкает к районному центру. Здесь непростительно иметь неподготовленного избача. Почему бы не взять комсомольцам Таскана над ним шефство?

И ещё один штрих, весьма нелестный для районного отдела народного образования. Мы увидели патефон. Спрашиваем: «Музыку слушаете?»

— Нет. Пластинок у нас нет. Вертится, а не играет.

Нужно же додуматься прислать в новое село патефон без пластинок!»‎

О заселении Эсчана

В конце ноября 1940 года заселение нового Эсчана было завершено. В 10 построенных домов правлением

Правление  заселило в новые 10 домов более 40 семейств эвенов-колхозников, которые до этого жили в юртах и вели кочующий образ жизни.

27 ноября в новый дом перешли обитатели последней юрты — семья Слепцовых. Юрту, расположенную в нескольких десятках метров от дома, сохранили, как наглядный экспонат для сравнения с вновь выстроенными домами.

1941 год

Из заметки в газете «Советская Колыма‎» в октябре 1941 года: «В октябре 1941 года колхозницы Эсчанского сельсовета изъявили желание помогать бригадам охотников заготавливать пушнину. Колхоз имени XXIII годовщины Октября организовал женскую бригаду, в составе которой 5 колхозниц-охотников, одна обработчица белки и несколько заготовщиц пищи для охотников. Бригада охотниц пробудет в тайге весь промысловый сезон».

(Речь идёт о самом крупном оленеводческом колхозе в Среднеканском районе в то время — О.В.)

Эсчанцы в геологоразведке

К декабрю 1942 года эпизодическое привлечение эсчанских колхозников к работам геологоразведчиков перешло в постоянное сотрудничество.

Эсчанские каюры с оленями были привлечены к работам по перевозке грузов в геологических партиях Северного и Юго-Западного горнопромышленных управлений Дальстроя. Так, для переброски грузов зимой 1942 года разведывательным партиям эсчанский колхоз выделил 250 рабочих оленей. Более 200 быстрых и выносливых оленей были отправлены на дальние линии для связи с Зырянкой, откуда доставлялась рыбная продукция для колхозной торговли. Всего в 1941 году году колхоз выставил для транспортных работ 626 оленей.

Среди эсчанских каюров находился опытный проводник 72-летний эвен Иван Никулин, знавший кратчайшие пути на Ясачную и в Голубую долину. В 1941 году он провёл большие транспорты, доставив досрочно несколько тонн важных грузов. Работа проводника Никулина получила высокую оценку руководителей геологических партий.

Статья подготовлена в основном на базе заметок из газеты Советская Колыма и свободных источников. Моя признательность и благодарность Людмиле Хаховской за консультацию, Павлу Мамренко за отстаивание своей точки зрения и диспут о создании колхозов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *