«Тасканторф»

Следы деятельности Тасканторфа и сейчас видны из космоса.

Следы деятельности «Тасканторфа» и сейчас видны из космоса.

К осени 1938 года, когда стало понятно, что запасов древесины для обеспечения работы локомобильной Тасканской электростанции (ТЭС-1) на долгое время не хватит, начались поиски альтернативных видов топлива и возможности их использования.

Одним из таких вариантов был торф. Благо, в пяти километрах от посёлка Усть-Таскан (в будущем — Пищевой) имелись залежи торфа. В отдельных местах толщина пластов достигала до 5 метров. По примерным подсчётам специалистов здесь можно добыть около 5 млн. кубометров торфа, который и планировалось использовать в качестве топлива для локомобильной ТЭС-1.

Планировалось, что частичный перевод на торф должен был произойти осенью 1939 года. Полностью ТЭС-1 должна была перейти на новый вид топлива в 1940 году, что требовало, в свою очередь, реконструкцию топок ТЭС-1 и организацию транспортировки торфяной золы. К разрешению последнего вопроса были привлечены работники производственно-технического отдела Главного управления Дальстроя.

1938

Начало добычи торфа

Опытная добыча торфа на Таскане была начата зимой 1938–1939 годов, и велась при помощи взрывов. С наступлением весны торф планировалось добывать кусковым (резаным) способом вручную.

1939 

Первый сезон комом…

В сезон торфодобычи 1939 года заготовка торфа осуществлялась силами самой электростанции. Однако ни начальник электростанции Евдокимов, ни его заместитель Захаров, ни инженер-торфяник Старостин не уделяли торфозаготовкам особого внимания.

Анализ торфа не своевременно сделан не был, и поэтому было неизвестно, где именно в первую очередь целесообразно начинать разработку площадей. Поднятый на огромной площади верхний слой торфа не убирался, что задерживало оттаивание и разработку нижнего, более высококачественного слоя.

Отсутствовал план работ, не был разработан технологический процесс, не были известны запасы топлива. Не хватало транспорта для подвозки торфа к месту сушки. Рабочей силы на добычу торфа было выделено мало, крайне низкой была производительность труда из-за отсутствия контроля.

Начальник электростанции Евдокимов, который непосредственно отвечал за торфоразработки, казалось бы, в первую очередь должен быть заинтересован необходимым для электростанции топливом, однако с марта не был на площадке торфоразработок.

Для исправления ситуации на добыче торфа политотделом Северного управления на торфозаготовки были направлены две комсомольские бригады. Бригады эти выполняли нормы на 200–250 процентов, то есть выдавали в смену 3,2–4 тонны торфа. Вместе с ними работали ещё около 30 рабочих. Казалось бы, работа должна идти полным ходом. Но в действительности этого не было.

По итогам сезона

На октябрь 1939 года из-за отсутствия транспорта практически весь добытый торф остался не вывезенным и не высушенным. В результате почти все работы прошли впустую, заготовленный торф долгое время пролежал в болоте, и для того, чтобы его вывезти, требовалось привлечение дополнительной рабочей силы.

Попытки организации вывозки торфа показали, что лошадь не может тащить по болоту телегу не только с торфом, но и пустую.

Ситуацию могло исправить наличие конки (конно-железной дороги), тогда можно было бы на лошади перевозить не одну, а несколько вагонеток. Необходимого количества вагонеток и рельсов хватало в районе действия Северного управления.

Подготовка к зимней добыче

Согласно плану, осенью 1939 года на Таскане должны были начаться по подготовке к зимней добыче торфа. Несмотря на опыт торфодобычи зимой 1938–1939 года руководство Тасканского энергокомбината работы по торфодобыче разворачивать не спешило и вело переговоры с руководством Дальстроя о снабжении электростанций углём Эльгенского месторождения.

При этом в стороне оставался вопрос о транспортировке топлива. Расстояние от электростанции до места добычи угля составляло примерно 90 километров, на всём протяжении которого трассы практически не было.

1940

Промышленной добыче торфа быть!

Итак, попытки организовать добычу торфа Тасканским энергокомбинатом в промышленных масштабах на Тасканском торфоучастке особых успехов не имели, руководство комбината предпочитало рассчитывать на более привычные и менее затратные виды топлива — древесину и уголь.

Другого мнения придерживалось руководство Дальстроя. 22 февраля 1940 году был издан специальный приказ о развитии добычи торфа на Колыме.

Под личную ответственность начальника Дальстройугля Жилкина Управлению автотранспорта, Северному, Западному, Южному и Юго-Западному управлениям было предложено организовать в 1940 году широкую добычу торфа. Общее руководство и контроль за ходом добычи торфа Главное управление возлагало на Жилкина.

Всего планировалось заготовить к зиме 1940–1941 годов не менее 105 тысяч тонн торфа по всей территории Колымы.

Тасканский торфоучасток передавался из ведения Тасканского энергокомбината СГПУ под начало Дальстройугля с 1 февраля 1940 года со всем имуществом и людьми. Этому участку предстояло стать опытным — здесь намечалось испытывать новые методы добычи торфа и устанавливать наиболее эффективные в условиях Колымы.

В том же приказе начальнику Отдела капитального строительства Главного управления Дальстроя Раевскому предписывалось выделить управлениям необходимые капиталовложения по добыче и разведке торфа.

Изменение подчинения Тасканского торфоучастка принесло свои плоды — лето 1940 года можно назвать первым сезоном торфодобычи на Таскане, когда производилась добыча торфа в промышленных масштабах. Правда, с минимальным уровнем механизации и практически вручную.

По итогам сезона

За летний сезон район торфоразработок Таскана дал около 10 000 тонн торфа.

Осенью 1940 года Тасканский район торфоразработок усиленными темпами вёл подготовительные работы к 1941 году. Кроме этого, строились жилые и производственные здания: электростанция, химлаборатория, гараж, пожарное депо, конбаза и пр.

Коллектив торфорайона прилагал все усилия к тому, чтобы успешно и своевременно провести подготовку к добыче и в 1941 году добыть 40 000 тонн торфа вместо запланированных 35 000 тонн. 

Уточнение запасов торфа

Осенью 1940 года Тасканским торфопредприятием была представлена в Дальстройуголь техническая документация по эксплуатации торфяных месторождений. Определены были качественные и количественные показатели торфа.

Разведанные запасы торфа-сырца в границах промышленных залежей при кондиционной влажности составляли 570 000 тонн воздушно-сухого торфа. При ежегодной добыче в 50 тысяч тонн, этих запасов должно было хватить на 10–11 лет.

Тасканское торфопредприятие сумело вовремя произвести мелиоративные работы. Следует отметить, что 1% осушения массива давал 10% увеличения выхода сухого вещества торфа из кубометра сырца. Зольность торфа колебалась в пределах от 3,37% до 25%, средняя — 10,27%. Теплотворная способность этого торфа составляла 2 300–3 000 калорий.

При проведении работ было выявлено, что на юго-западной стороне уже известного Тасканского массива имеется ещё один массив, по размерам превышающий разведанный.

Подготовка работников

К концу 1940 года Дальстройуглем была разработана и утверждена ГУСДС программа техминимума разведки, добычи, сушки и уборки торфа как ручным, так и механическам способом.

«Тасканторф» приступил к организации у себя курсов. Всего планировалось подготовить 40 десятников и 40 бригадиров по торфу, что должно было обеспечить кадрами Тасканское торфопредприятие на сезон 1941 года.

Слушателям техминимума преподавались также элементарные понятия и о механизмах по торфу, которые применялись при различных способах его добычи в других районах.

1941

Тасканский энергокомбинат

Весной 1941 года на Тасканском энергокомбинате проводился капитальный ремонт агрегатов. Топки котлов перекладывались заново, половина их реконструировалась под новые виды топлива: торф и уголь.

Подготовка к сезону

К началу торфосезона на Таскане не успели вывезти весь торф с полей. В результате таскансцам приходилось подготавливать дополнительную площадь при нехватке рабочей силы. 

Строительство железной дороги

Стоит сказать, что торфоразработки находились от электростанции на расстоянии около пяти километров и вопрос доставки торфа до топок станции тоже был всегда актуальным.

Для решения транспортной проблемы было решено построить узкоколейную железную дорогу от торфоразработок до ТЭС-1.

Строительство технологической узкоколейной железной дороги было решено вести хозяйственным способом, силами Тасканского энергокомбината.

Зачинщиками стройки выступили комсомольцы, проводившие субботники по строительству дороги. Примеру комсомольцев последовал весь коллектив станции. Вскоре на возведение насыпи ежедневно, после работы, выходили комсомольцы, бойцы ВОХР, рабочие и служащие станции.

Предполагалось, что первая очередь будет готова к 1 июня 1941 года, а весь путь намечено проложить к 15 июня 1941 года.

По итогам года

В конце декабря 1941 года закончила свою работу Центральная Инвентаризационная комиссия по торфу за сезон 1941 года в посёлке Хасынуголь. В своей работе комиссия использовала материалы горнопромышленных и автотранспортного управлений, предоставленные в сентябре. 

В акте комиссии было сказано, что согласно плану на 1941 год «Тасканторф» должен был добыть за сезон добычи торфа 1941 года 25 000 тонн торфа, добыто было 19 488,82 тонны или 78% плана.

Руководством Дальстройугля отмечалась работа главного инженера «Тасканторфа» Бродянского, начальника «Тасканторфа» Старостина. 

1942

К началу сезона

Весной руководством Дальстроя проводилась проверка готовности торфопредприятий к сезону добычи в 1942 году. Результаты проверки отрасли оптимизма руководству Дальстроя внушали мало и требовали принятия решений для исправления положения в торфодобыче.

В сезон 1942 году впервые на Колыме должны были выйти на поля «Тасканторфа» фрезерные машины по добыче торфа. Однако новая техника не была установлена и не проверена на готовность к пуску. Не были подготовлены и гусеничные тракторы к ним. Отсутствовало необходимое оборудование и инструменты для нового способа добычи, которое должны были изготовить торфопредприятия: ворошильные грабли, валкователи, лопаты и другое.

По результатам проверки было выпущено распоряжение № 210 ГУСДС от 19 мая 1942 года, в котором говорилось следующее: «

§1.

Под личную ответственность Зам. Нач. Управлений УАТа, ЮГПУ и СГПУ, немедленно усилить вывозку торфа с полей добычи с тем, чтобы поля были подготовлены к 31 мая 1942 года.

§9.

За счёт дровозаготовок и других источников местного значения укомплектовать торфопредприятия рабочей силой к 1 июня 1942 года …энергокомбинат – 625 человек…

§13.

Учитывая опыт прошлых лет, установить для кускового торфа продолжительность сезона по добыче с 1 июня по 5 августа 1942 года, то есть 60 рабочих и 6 дождевых дней.

Фрезерную добычу начать не позднее 10 июня с. г. Количество циклов установить не менее 10»‎.

На основании этого документа можно говорить о том, что численность рабочей силы для добычи торфа на «Тасканторфе» на сезон 1942 года планировалась порядка 625 человек.

По итогам года

В 1942 году «Тасканторф» добыл для Тасканского энергокомбината 20 тысяч тонн воздушно-сухого торфа. Торф добывался ручным, резным способом.

Это топливо явилось весьма ощутимым подспорьем комбинату в связи с перебоями в доставке эльгенского угля. В течение трёх месяцев торф сжигался в топках паровых котлов без каких-либо конструктивных изменений.

1943

К началу сезона

В 1943 году ожидалось изготовление специальной фрезформовочной машины по проекту инженера Стрижева, которая могла позволить механизировать заготовку торфа, а значит, уменьшить число людей и снизить себестоимость торфа. Однако, как и в 1942 году, изготовление машины Стрижева задерживалось. Более того, Спорненские мастерские Управления автотранспорта, которым ещё 18 декабря 1942 года было дано задание на выпуск машины, добивались изъятия её из заказов.

Само Тасканское торфопредприятие хорошо подготовилось к началу сезона добычи торфа. Все поля, инструменты, осушительная сеть находились в полном порядке. Запасами торфа массив был весьма богат, и его могло хватить на десятки лет даже в том случае, если весь Тасканский энергокомбинат был бы полностью переведён на торф.

Переподчинение

Особые надежды руководство Дальстоя возлагало на «Тасканторф». Тасканское торфопредприятие было прекрасно подготовлено как к ручному, так и к механизированному способу добычи торфа. Согласно плану, «Тасканторф» должен был в 1943 году добыть значительное количество торфа.

Но в 1943 году происходит закрытие и демонтаж Тасканской ТЭС № 1, Тасканский энергокомбинат полностью перешёл на уголь Эльгенского месторождения, который доставлялся на электростанцию по железной дороге. Таким образом, необходимость в «Тасканторфе» для Тасканского энергокомбината отпала, и руководство комбината решила добиться закрытия торфоразработок.

Руководство Дальстроя было вынуждено передать «Тасканторф» в подчинение Тасканскому пищевому комбинату, который не обладал необходимыми ресурсами для выполнения поставленного плана по торфодобыче. В результате план для «Тасканторфа» был значительно снижен.

Согласно распоряжению № 219 от 4 мая 1943 года Тасканское торфопредприятие энергокомбината Северного горнопромышленного управления передавалось в ведение Таксканского пищевого комбината Колымснаба с 1 мая 1943 года, передачу «Тасканторфа» планировалось закончить к 15 мая 1943 года.

Приём торфопредприятия проводилось по состоянию на 1 мая 1943 года, с передачей Тасканскому пищевому комбинату Колымснаба железной дороги, двух мотовозов, двух болотных тракторов СТЗ-8, трансформатора 25 кВа, проектов, фондов и заявок на 1943 год.

Также энергокомбинат передавал пищевому комбинату весь обслуживащий персонал торфопредприятия, в том числе 55 женщин-торфяниц, работавших в сезоне 1942 года.

В связи с переподчинением, на 1943 года для «Тасканторфа» устанавливался план добычи в 20 000 тонн торфа, в том числе 5 000 тонн фрезерного (крошка) торфа механизированным способом.

Мы делили «Тасканторф». Непростой сезон 1943 года

Руководителя Тасканского энергокомбината, несмотря на специальное распоряжение Главного управления Дальстроя от 4 мая, до середины июня не могли закончить передачу торфоразработок пищевому комбинату, в результате чего, добыча торфа на Таскане была под угрозой срыва. 

Вместе с торфопредприятием в ведение Тасканского пищекомбината, согласно приказу, передавалась рабочая сила, занятая на добыче торфа. Но начальник Тасканского энергокомбината Скворцов не спешил с передачей 55 торфяниц, тормозя тем самым развёртывание торфодобычи, ставя в тяжёлое положение предприятие пищевой промышленности.

В результате за первые 10 дней июня было добыто всего лишь 578 тонн торфа вместо 3 330 по плану. Перед руководством Тасканского пищекомбината стояла непростая задача — необходимо было наладить ежесуточную добычу 250 тонн кускового и 83 тонны фрезерного торфа.

Между тем Тасканторф имел все возможности для выполнения и перевыполнения сезонного задания. Хозяйство включало в себя технологическую узкоколейную железную дорогу, связывающую торфяное болото с цехами пищекомбината. Имелось два исправных мотовоза, комплект вагонеток, один трактор «СТЗ-НАТИ», два добывающих и два полировочных фрезера для добычи и сушки торфа. Для ручной кустарной резки торфа также запасён необходимый инструмент и мелкий инвентарь.

1945

По итогам года

За 1945 год по Тасканскому торфоучастку на добычу и кладку в штабеля торфа было потрачено 17 464 человекодня, а себестоимость одной тонны этого топлива составляла 70 рублей 89 копеек.

Пищекомбинат в течение ряда лет использовал кусковой торф, как основное топливо в центральной котельной комбината, оборудованной котлами Шухова-Берлина. Причём так же, как и на других предприятиях Дальстроя, высокая себестоимость топлива, достигшая в 1945 году 133 рубля 43 копейки за тонну франко-склад, поставила комбинат перед необходимостью перехода на другой вид топлива или изменения способа добычи торфа. Достаточно сказать, что на себестоимость продукции предприятия в 1945 году были отнесены перерасходы по топливу в сумме 188 000 рублей.

Дороговизна и большая трудоёмкость добычи торфа кусковым способом привели к тому, что почти на всех предприятиях Дальстроя его добыча или прекращена или проводилась в незначительных размерах.

1946

Снова о резном способе добычи

С начала развёртывания промышленной добычи торфа на Колыме добыча торфа повсеместно велась вручную, самым примитивным способом, путём нарезки кускового торфа с последующей просушкой его в клетках.

Исключительно мощные залегания торфа, достигающие в некоторых местах до четырёх метров, использовались в самой незначительной степени и требовали больших первоначальных затрат, так как такой способ добычи позволяет на одной площади в сезон иметь только один цикл. Мощность снимаемого слоя торфа составляла 10 сантиметров.

Основной причиной неэффективности кускового способа добычи торфа являлась большая затрата рабочей силы на резку кирпичей, укладку их в клетки и транспортировку к штабелям.

Переход на фрезерный способ добычи

В 1946 году торфопредприятие Тасканского пищекомбината заготовило более 4 000 тонн торфа фрезерным способом.

Добыча торфа фрезерным способом позволила механизировать процесс добычи.

На торфодобыче работал новый трактор Алтайского завода. Второй, старый колёсный трактор был оборудован для работы на торфе уширителями.

Фрезерные барабаны системы «Инсторф» были завезены на Колыму ещё в 1943 году и долгое время лежали без дела. Фрезерование торфа производилось механическим барабаном, делающим 560 оборотов в минуту на тракторной тяге, и давало 900 кубометров торфа за смену без применения мускульной рабочей силы. Ворошение также производилось механическими ворошилками, изготовленными на месте. При таком уровне механизации на добыче торфа, для ручного труда оставалась только уборка торфа в штабеля.

Механизация добычи торфа позволила вместо одного цикла в год производить съём торфа с одной и той же площадки каждые три дня. А это давало возможность с одного гектара торфяника получать 200 тонн торфа вместо 100 тонн при кусковом способе добычи. Увеличение съёма торфа в сезон с одного гектара дала возможность уменьшить общую площадь торфоразработок, что, в свою очередь, привело к экономии на болотно-подготовительных работах и вывозке.

Переход на фрезерный способ добычи привёл к тому, что на одну тонну добытого торфа было затрачено всего 0,7 человекодня, и по сравнению с кусковым способом добычи производительность труда возросла в 4 раза.

Себестоимость одной тонны фрезерного торфа составил 18 рублей 26 копеек против 35 рублей 61 копейки кускового торфа и 60 рублей 88 копеек по плану, в котором фрезерный способ добычи, как проводившийся впервые, учтён не был.

Применение фрезерного способа добычи торфа уже на той степени механизации, которая была на торфодобыче в 1946 год, позволила высвободить в период торфяного сезона до 100 человек ежедневно.

Реконструкция котлов

Переход на фрезерный тип добычи торфа принёс в свою очередь, не только увеличение объёмов добытого торфа и снижение его себестоимости, но и повлёк за собой дополнительные хлопоты.

Необходимо было реконструировать топки Тасканского пищекомбината под сжигание фрезерного торфа (торфяной крошки), что повлекло за собой и дополнительные расходы. В течение 1946 года топки пищекомбината были модернизированы и готовы к сжиганию нового типа топлива.

1953

В 1953 году добыча в промышленных масштабах торфа, правда, в более скромных объёмах, продолжалась только в двух местах — на Спорном и Тасканском пищекомбинате.

На Тасканском пищекомбинате топки были модернизированы для сжигания торф, добываемого фрезерным способом (торфяной крошки). Это позволило перейти на добычу фрезерного торфа, применив существующую для этого механизированную экскавацию.

1954

Документов о дате прекращения добычи торфа на Таскане найдено не было, но можно предположить, что это произошло в 1954 году. Как известно, основным потребителем торфа был Тасканский пищекомбинат.

В ноябре 1954 года газете «Советская Колыма» вышла заметка, где говорилось следующее: «Котельная Тасканского пищекомбината многие годы использовала в качестве топлива торф, который слишком дорого обходился предприятию.

Прошедшим летом коллектив котельной, возглавляемый тов. Вольским и механиком тов. Жихаревым, произвёл коренную реконструкцию котла. Работа была выполнена доброкачественно, в короткие сроки.

Сданный в эксплуатацию новый котёл показал хорошее качество работы».

Можно предположить, что если летом 1954 года Тасканский пищекомбинат перешёл с торфа на уголь, то необходимость в торфоучастке, который входил в состав комбината, отпала, и он был закрыт. 

Статистика добычи торфа по годам на «Тасканторфе» (ТПК)

 Ед. изм.19401941194219431944194519461947194819491950
Добыча куск. торфатонн700025000300003500620074503232366030416860482
Добыча фрез. торфатонн      5705 4610 1140
Себестоимость куск. торфаруб за тонну    62-4058-5065-6174-3065-0876-5071-50
Себестоимость фрез. торфаруб за тонну      18-26 25-48 27-82
Трудозатраты на 1 тонну куск. торфачел. день     2,142,32,472,432,173,1
Трудозатраты на 1 тонну фрез. торфачел. день      1,43 1,26 1,16

Вместо послесловия

В статье использованы материалы из газеты «Советская Колыма», архивов МОКМ и ГАМО.

Моя признательность и благодарность коллективу архива Магаданской области за помощь в работе. Мой низкий поклон Зеленской Галине Юрьевне за помощь и содействие в работе.

Огромное спасибо за потраченное время и ценные дополнения Елене Полищук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *