Торф № 1 (Спорное)

В этом районе вело добычу торфопредприятие № 1 (Спорный) УАТ.

В этом районе вело добычу торфопредприятие № 1 (Спорный) УАТ.

Усиливающийся «дровяной» кризис на Колыме в конце 30-х годов заставил руководителей управлений и Дальстроя искать альтернативные источники топлива для отопления.

Одним из таких вынужденных «новаторов» стало Управление автотранспорта — лесных массивов рядом с посёлками и базами автотранспортников практически не осталось, месторождения угля были далеко. Учитывая возможности автотранспорта тех лет, доставка угля и леса в этом случае делала их «золотыми». 

В полной мере это коснулось автобазы № 3 и посёлка Спорный. Единственной доступной альтернативой древесине в этом случае оставался торф, добыча которого и была начата в конце 30-х годов.

В нашем случае повествование о добыче торфа УАТом стоит начать с рассказа о строительстве и работе кирпичного завода на берегу реки Колыма.

Для обеспечения строительства кирпичом объектов посёлка Спорный и автобазы № 3 Управлением автотраспорта (УАТ) на правом берегу реки Колыма, рядом с трассой, был построен и запущен в эксплуатацию 5 июля 1936 года кирпичный завод.

1938

«Проба пера»

Для обжига кирпича необходима была древесина, обеспечением которой кирпичного завода к 1938 году у УАТа возникали определённые трудности.

Была предпринята попытка заменить древесину торфом, и летом 1938 года была начата опытная добыча торфа в промышленных масштабах на болоте вблизи завода. Торф добывали вручную, резным способом. В общей сложности было добыто и уложено в штабели около 5 000 кубометров торфа.

Но до логического конца эксперимент доведён не был, и добытый торф до конца 1939 года так и оставался сиротливо лежать в штабелях. Тем не менее, определённый опыт был получен — добывать торф в промышленных масштабах на Колыме было посильной задачей.

1939 

Разведка на торф

Весной 1939 года велась разведка торфяных месторождений в районе автобазы № 3 и посёлка Спорный. 

В 14 километрах от посёлка Спорного и рядом с котельной Спорнинской электростанции были обнаружены запасы торфа. Правда, запас торфа у котельной был не очень велик — порядка 4–5 лет для Спорнинской электростанции, но зато у 457 километра по обоим берегам реки Оротукан располагались громадные залежи торфа, которые могли обеспечить топливом посёлок Спорный и его предприятия на длительное время.

На совещании руководящих работников третьей автобазы в присутствии главного инженера Управления автотранспорта Горского было намечено начать сезон добычи торфа с 15 июля 1939 года с тем расчётом, чтобы в период лета и зимы 1939–1940 годов добыть 30 тысяч тонн воздушного, сухого торфа.

Подготовка к сезону

Для проведения этих работ были выделены соответствующие работники, а также оборудование и инструмент, но все эти мероприятия, к сожалению, остались только на бумаге.

Выделенные топограф и мелиоратор находились в ведении начальника третьего строительного участка Карпова, который, несмотря на распоряжение главного инженера Управления автотранспорта, их не отпустил, мотивируя необходимостью проведения срочных работ по строительству. В результате такого отношения со стороны Карпова топографические и мелиоративные работы сорваны. Руководство базы для работ по торфу выделило всего лишь семь человек и на этом успокоилось.

Для транспортировки к месту сушки добытого торфа были необходимы рельсы и 10–15 вагонеток, поставить которые к месту торфодобычи так и не удосужились. В то же время всё необходимое валялось в разных местах на территории кирпичного завода Управления автотранспорта, расположенного в трёх километрах от места торфозаготовок. Рельсы и вагонетки уже несколько лет лежали без дела, и их вполне можно было использовать на подвозке торфа. Об этом начальник торфоразработок Миненков неоднократно писал в Управление автотранспорта и тому же Карпову, но получил отказ. 

Торфодобыча

В течение торфосезона 1939 года выделенные автобазой семь рабочих добывали торф ручным способом. Несмотря на все трудности, они систематически перевыполняли нормы, что наводило руководства УАТа на мысли о том, что условия добычи торфа к тяжёлым было трудно отнести.

Опыты с торфом

Осенью 1939 года в котельной электростанции посёлка Спорного производились опыты по сжиганию добытого торфа, давшие прекрасные результаты, что подтвердило пригодность колымского торфа как топлива.

Зимняя добыча

Руководство УАТа рассчитывало, что основная добыча торфа будет вестись именно зимой и возлагало надежду на организацию работ на зимний сезон 1939–1940 годов, но руководство автобазы № 3 по этому поводу имело собственное мнение и в октябре 1939 года подготовки к зимней добыче торфа не вело, предпочитая заниматься более привычными задачами.

Торф хорошо, но уголь лучше!

Несмотря на довольно успешные работы по добыче торфа в 1938–1939 годах, управление автотранспорта не рассматривало торф, как панацею, способную разрешить топливный кризис. И осенью 1939 года руководство автотранспортников вело переговоры о скорейшем форсировании работ по добыче углей в районах действия автобаз, так как крайне нуждалось в твёрдом топливе.

1940

Промышленной добыче торфа быть!

Если до начала 1940 года добыча торфа, в большей части, была инициативой самих горнопромышленных и автотранспортного управлений, то в феврале 1940 года руководством Дальстроя было принято решение о развёртывании промышленной торфодобычи по всей территории Колымы. 22 февраля 1940 году был издан специальный приказ о развитии добычи торфа на Колыме.

Под личную ответственность начальника Дальстройугля Жилкина Управлению автотранспорта, Северному, Западному, Южному и Юго-Западному управлениям было предложено организовать в 1940 году широкую добычу торфа. Общее руководство и контроль за ходом добычи торфа Главное управление возлагало на Жилкина.

Всего планировалось заготовить к зиме 1940–1941 годов не менее 105 тысяч тонн торфа, из которых 35 тысяч тонн, согласно плану, приходилось на Управление автотранспорта.

Создание торфопредприятия «Торф № 1»

В январе 1940 года было создано торфопредприятие «Торф № 1» УАТа, начальником которого был назначен Зимарев.

Новое предприятие должно было вести добычу торфа на левом берегу реки Колымы, в районе устья реки Оротукан, и обеспечивать торфом котельные посёлка Спорный и его предприятия.

Подготовка к сезону

Весной 1940 года было утверждено проектное задание добычи торфа в районе устья реки Оротукан.

Согласно плану, торфопредприятия № 1 УАТа должно было в сезоне 1940 года вести добычу несколькими способами — послойно-резным, машинно-формовочным и, в качестве опыта, фрезерным. Планировалось добыть 20 000 тони резного, 14 000 тонн машинно-формовочного и 1 000 тонн фрезерного торфа.

Оборудование для добычи торфа планировалось изготовить силами автобаз Управления автотранспорта и Авторемонтным заводом. Для подготовки кадров младшего техперсонала — десятников и помощников торфмейстеров — на торфопредприятии организовывались специальные курсы.

Сезон торфодобычи

Сезон торфодобычи на «Торф № 1» (начальник Зимарев) начался 5 июня и был окончен 15 августа 1940 года, после чего рабочие переключились на уборку торфа.

За лето торфопредприятием № 1 было добыто около 20 тысяч тонн воздушно-сухого торфа. Значительная часть его планировалось использовать в котельной третьей автобазы, где одну топку реконструировали специально для сжигания торфа. Остальной торф должен был служить топливом для газогенераторных автомобилей гаража Мякита.

На предприятии разработали технологию брикетирования торфа. Опытную партию брикетов изготовили при помощи гаражного пресса «Манлей» под давлением 160—250 атмосфер. Брикет представлял собою цилиндр диаметром 50 миллиметров и высотою в 35 миллиметров, который не крошился при транспортировке.

Велись работы по реконструировании пресса для брикетирования торфа производительностью примерно полторы тонны брикетов в сутки.

По итогам торфосезона

Торфопредприятие № 1 (начальник Зимарев) было одним из немногих, кто согласно приказу № 891 от 23 сентября 1940 года ГУСДС, предоставил материалы по учёту (инвентаризации) торфа, которые соответствовали инструкциям и давали полную картину работы хозяйства в назначенный срок, к 19 октября 1940 года.

Предприятием «Торф № 1» Управления автотранспорта было добыто 21 000 тонн — 60% плана воздушно-сухого торфа кондиционной влажности. Убрано в штабели 9 000 тонн, остальной торф — в клетках. Этот имел влажность в пределах 14,1–41,2 процента (последнего 650 тонн), что ниже было кондиции. Такая низкая влажность торфа была большим достижением для Колымы.

(По другим источникам за сезон 1940 года заготовило за сезон 20 000 тонн воздушно-сухого торфа, средней влажностью в 35% — О.В.).

Стоит отметить, что Управление автотранспорта было единственной организацией на Колыме, которая по-настоящему взялась за добычу торфа и добилась неплохих результатов. 

Разведка

К ноябрю 1940 года было закончено исследование торфомассива от 459-го до 463-го км, где выявили богатые залежи торфосырца с высокой калорийностью и малой зольностью. Коллектив торфопредприятия «Торф № 1» (начальник Зимарев) УАТа приступил к исследованию северного массива. Здесь по прогнозам запасы исчислялись миллионами тонн воздушно-сухого торфа.

О сжигании торфа

Осенью 1940 года отдел главного механика Управления автотранспорта совместно с главным механиком торфопредприятия приступил к составлению режима эксплуатации шахтной топки, работающей на торфе.

В ноябре проводились предварительные испытания на съём пара. Полученные данные показали, что производительность топки при сжигании в ней торфа увеличилась в два раза.

Наряду с этим проводились тщательные анализы торфа. Влажность его колебалась от 12 до 21 процента, зольность — от 3 до 11 процента.

Проведению детального исследования сжигания торфа в топке мешало отсутствие запасных частей (колосников Шейбера). Полное испытание планировалось закончить к 1 декабря 1940 года.

О строительстве

К концу 1940 года на «Торф № 1» развернулись большие разработки, вырос посёлок торфопредприятия, отстроились подсобные сооружения.

Всего в 1940 году стройучастком ОКС УАТа на торфопредприятии № 1 было построено 8 объектов. В 1941 году планировалось возвести построек на 500 тысяч рублей.

1941

«Шалости» торфяников

Претензии торфяников к руководству автобазы и УАТа в чёрствости и невнимании к добыче торфа порой были обоснованы, но стоит сказать, что и сами торфяники получали жалобы от потребителей на свою продукцию и работу.

Так, в газете Советская Колыма от 29 января 1941 года была опубликована заметка, в которой говорилось следующее: «Экспериментальная мастерская Управления автотранспорта с июня прошлого года использует торф как топливо для «ЗИС-21». Опыт увенчался успехом. Сейчас стоит задача — пустить в нормальную эксплуатацию «ЗИС-21» на торфе в течение всей зимы. Это топливо мы получали с торфопредприятия Управления автотранспорта, где имеется значительный запас торфа. Казалось бы, теперь надо уже широко перенять наш опыт и распространить его. Но здесь нам встречаются непреодолимые преграды.

По заданию руководства Управления автотранспорта заведующий торфопредприятием Зимарев обязан был заготовить значительное количество торфа, предназначенного специально для газогенераторов. Торф нам заготовили непригодный, сырой, с большим процентом зольности. Это мешает нашим опытам. И от освоения газогенератора мы отвлекаемся, приспосабливаясь к разным сортам топлива очень низкой кондиции.

В чём дело? Торф хороший есть, но с торфопредприятия мы не можем получить топлива нужного качества. И сам Зимарев не считает нужным улучшать качество торфа, предназначенного для газогенераторов.

Больше того, тов. Зимарев  утверждает, что они дают торф с процентом содержания влаги от 12 до 21 процента. На самом деле, мы в течение двух месяцев получали некондиционный торф с большим процентом влаги. Сейчас такого торфа у нас лежит 25 тонн, и, несмотря на все наши усилия, мы не в состоянии высушить такое количество торфа для газогенераторных машин.

На торфопредприятии от такого торфа освобождаются очень хитроумно. Здесь торф, предназначенный для посёлка Мякит, посылают в адрес котельной посёлка Спорный. На случай претензий у него есть готовый ответ: «Торф к вам попал по ошибке. Почему к вам завезли — не знаю».

Пора бы на торфопредприятии порядок навести порядок».

Планы строительства электростанции

В феврале 1941 года было выдвинуто предложение о строительстве тепловой электростанции у устья реки Оротукан (посёлки Торфяной и Усть-Оротукан), где в качестве топлива предлагалось использовать торф, залежи которого располагались рядом с возможным местом строительства.

Думаю, стоит рассказать подробнее об этой идее. Торфопредприятие № 1 Управления автотранспорта было расположено в центре электрических нагрузок посёлка Спорного, левого берега реки Дебина и тяготеющих к этому району приисков, которые были запитаны от Спорнинской электростанции.

Непременным условием проектирования и постройки электростанции служило в первую очередь наличие воды, топлива и близость потребления электроэнергии. Всё это было в районе торфопредприятия.

Водой электростанция была бы обеспечена полностью, так как торфяные месторождения располагались в устье реки Оротукан.

О топливе и говорить не приходится, так как район, где планировалось строить электростанцию, был расположен в центре торфяных залежей, запасы которых исчислялись миллионами тонн. Потребители электроэнергии располагались от места вероятного строительства в радиусе максимум 15–25 километров. 

Построенная на местном топливе электростанция освободила бы район Спорного от привозного жидкого топлива — нефти, ликвидировала бы диспропорцию между потреблением и производством электроэнергии, и все близлежащие прииски и третья автобаза могли быть полностью обеспечены электроэнергией. Попутно решалась задача перевода предприятий района Спорного на местное топливо, что имело большое хозяйственно-политическое значение.

Однако озвученное предложение развитие не получило, руководство Дальстроя предпочло не вкладывать деньги в новый проект, а продолжать расширение существующей Спорнинской электростанции.

Ели бы этот проект удалось воплотить в жизнь, то «Торф № 1» на долгие годы был бы обеспечен постоянным потребителем своей продукции. Но не судьба…

По итогам сезона торфодобычи

Коллектив торфопреприятия  «Торф № 1» на сезон 1941 года взял на себя обязательство добыть не менее 70 000 тонн торфа.

По сравнению с другими торфопредприятиями Дальстроя, возникшими весной 1940 года, предприятие № 1 было в числе передовых. За сезон торфяники «Торф № 1» дали сверх плана 3 000 тонн товарного торфа. Такой успех имел особое значение, если учитывать, что для его достижения пришлось преодолевать значительные трудности.

Добыча торфа на Колыме трудно поддавалась механизации из-за мерзлотности торфа. В 1941 году разработка велась вручную, резным способом. Для этого требовалось значительное количество рабочей силы, притом что на торфопредприятия № 1 численность рабочих составляла всего 41%.

Заслуга руководителя торфопредприятия Зимарева и его работников была в том, что они нашли совершенно новый метод разработки торфомассива, позволивший поднять производительность труда резчиков и снизивший себестоимость на 50%.

Принято было добывать торф на одном месте, а затем сырые торфяные кирпичи переносились на другие участки, где их раскладывали для просушки. На «Торф № 1» повели разработку торфа узкими полутораметровыми полосами, причём соседнюю полосу не разрабатывали — на ней резчик сам укладывал торф на просушку.

Сократив таким путём число необходимых работников, Зимарев вместе с тем хорошо организовал труд резчиков, обеспечив их инструментом и организовав питание работников. В результате по итогам торфосезона был получен один миллион рублей прибыли.

По итогам сезона руководством Дальстройугля за успешную работу были отмечены руководящие работники «Торфа № 1» — начальник предприятия Зимарев и главный инженер Якобсон.

К ноябрю 1941 года на предприятии «Торф № 1» были построены эстакада и бункеры, которые позволили сократить время погрузки автомашин с одного часа (при ручной загрузке) до 5 минут.

Как добывать?

Существующий ленточный способ, который применялся торфяниками при добыче торфа в сезоне 1941 года, вызвал критику со стороны старшего инженера по торфу Управления Дальстройугля Ломова. Из заметки в газете «Советская Колыма» от 23 декабря 1941 года: «В этом году торфопредприятие № 1 вело добычу «ленточным» способом. В первый год разработки при этом методе создаётся видимая эффективность, на втором — встречаются затруднения с сушкой торфа, и на третий год положение становится угрожающим для выполнения плана. Для того, чтобы не сорвать работу в 1942 году, необходимо хорошо подготовить поверхность болота обоих участков с тем, чтобы обязательно перейти на фрезедобычу, как это предусматривается техническим проектом.

Нужно отдать справедливость начальнику торфопредприятия Зимареву, который ведёт борьбу с тяжёлыми природными условиями.

Но это не может оправдывать его стремление идти по линии наименьшего сопротивления. Если в этом году план был выполнен на 95 процентов, то на будущий год он должен быть выполнен на 100 процентов при фрезерной добыче. «Ленточный» метод добычи вряд ли стоит рекомендовать

М. ЛОМОВ, старший инженер по торфу Управления Дальстройугля».

Использование торфа

Котельная посёлка Спорный в зиму 1941–1942 года работала исключительно на комбинированном топливе — торфа с древесиной. Это позволило частично высвободить древесину для использования её в виде чурки для газогенераторов. 

По результатам инвентаризации

В конце декабря 1941 года закончила свою работу Центральная Инвентаризационная комиссия по торфу за сезон 1941 года в посёлке Хасынуголь. В своей работе комиссия использовала материалы горнопромышленных и автотранспортного управлений, предоставленные в сентябре. 

В акте было, в частности, сказано следующее. План добычи торфа на сезон 1941 года для предприятия «Торф № 1» составлял 35 000 тонн, фактически торфяниками было добыто 38 028,21 тонны, или 108,7%. По итогам сезона торфодобычи, предприятие «Торф № 1» заняло второе место по добыче торфа в УАТе. Первое место заняло торфопредприятие № 3 (Атка), выполнившее план на 216,2%. Ради справедливости стоит отметить, что план для торфопредприятия № 3 составлял 2 000 тонн торфа, добыто было 4 324,6 тонны. Разница в объёмах добычи у предприятий значительная…

Отдельно актом отмечался высокий процент не вывезенного сырого торфа с полей «Торфа № 1» — 40,3% к плану. В 1940 году этот показатель был равен 8%. Первое место и здесь заняло торфопредприятие № 3 (Атка), процент не вывезенного торфа составил 130% к плану.

По результатам работы комиссии был выпущен приказ № 11 по ГУСДС от 7 января 1942 года, где говорилось следующее:

§2.

…поля добычи и сушки должны быть освобождены от торфа не позднее 1 мая 1932 года.

§4.

Ввиду оставления на полях сушки торфопредприятия «Торф № 1» большого количества тонн нетоварного торфа и штабелей торфа с повышенной влажностью напротив прошлого года, Нач. Автотранспортного Управления в 1942 году строго придерживаться условий технического проекта по эксплуатации торфяных залежей».

1942

Подготовка к сезону торфодобычи

В ноябре 1941 года были утверждены руководством Дальстроя и переданы на места для исполнения контрольные цифры по добыче торфа на 1942 год. План частично предусматривал фрезерный способ добычи.

Ввиду того, что торфопредприятие «Торф № 1» в Спорном являлось одним из крупнейших на Колыме, новый способ добычи торфа было решено ввести именно здесь.

Забавный факт. «Тасканторф» был передан в подчинение Дальстройуглю именно как опытная площадка для внедрения новых способов добычи торфа и механизации процесса. Но на 1942 год для внедрения фрезерного способа добычи было решено задействовать сразу оба флагмана торфодобычи Дальстроя – «Тасканторф» и «Торф № 1». Почему так происходило? Создаётся впечатление, что руководство Дальстроя стремилось как можно скорее внедрить этот вид добычи торфа на самых крупных торфопредприятиях, не дожидаясь результатов экспериментов, для значительного увеличения объёмов добычи торфа в кратчайшее время за счёт поднятия производительности труда и механизации производства. Что это было — авантюра или очередная (или последняя?) попытка вывести торфодобычу на новый уровень?

По словам М. Ломова, старшего инженера по торфу Дальстройугля, устройство топок по типу Ломшакова и Кремера для сжигания фрезеторфа не требовало особых затрат, и такие топки могли быть установлены на любой автобазе. 

Но это утверждение, мягко говоря, было далеко от действительности и особого энтузиазма у руководства УАТ не вызывало. Управление автотранспорта, которому принадлежало предприятие «Торф № 1», не желало вводить фрезерной добычи, мотивируя это тем, что для этого требовались дополнительные затраты на переоборудование котельных.

Из выступления главного инженера УАТ Васильева: «Но переходить сейчас на торфяную стружку нельзя, потому что нам придётся переделывать все свои топки, а это будет стоить 500 тысяч рублей. А два года назад мы потратили полмиллиона рублей на то, чтобы переделать свои топки под сжигание кускового торфа».

Проверка по подготовке к сезону торфодобычи

Весной руководством Дальстроя проводилась проверка готовности торфопредприятий к сезону добычи в 1942 году. Результаты проверки отрасли оптимизма руководству Дальстроя внушали мало и требовали принятия решений для исправления положения в торфодобыче.

В сезон 1942 году впервые на Колыме должны были выйти на поля торфопредприятия «Торф № 1» фрезерные машины по добыче торфа. Однако новая техника не была установлена и не проверена на готовность к пуску. Не были подготовлены и гусеничные тракторы к ним. Отсутствовало необходимое оборудование и инструменты для нового способа добычи, которое должны были изготовить торфопредприятия: ворошильные грабли, валкователи, лопаты и другое.

По результатам проверки было выпущено распоряжение № 210 ГУСДС от 19 мая 1942 года, в котором говорилось следующее: «

§1.

Под личную ответственность Зам. Нач. Управлений УАТа, ЮГПУ и СГПУ, немедленно усилить вывозку торфа с полей добычи с тем, чтобы поля были подготовлены к 31 мая 1942 года.

§13.

Учитывая опыт прошлых лет, установить для кускового торфа продолжительность сезона по добыче с 1 июня по 5 августа 1942 года, то есть 60 рабочих и 6 дождевых дней.

Фрезерную добычу начать не позднее 10 июня с. г. Количество циклов установить не менее 10»‎.

Использование торфа

В течение зимы 1942–1943 года торф был одним из источников топлива в посёлке Спорный и его предприятиях.

1943

По результатам проверки

Весной 1943 года руководством Дальстроя была проведена проверка по подготовке к сезону добычи торфа в 1943 году и развитии торфяных хозяйств Дальстроя. 

Проверкой установлено, что не все торфодобывающие организации учли урок плохой подготовки к сезону по добыче торфа в 1942 году, отмеченной распоряжением Дальстроя № 210 от 19 мая 1942 года, когда на полях торфопредприятий было оставлено 14 000 тонн не вывезенного товарного торфа. В 1943 году с вывозкой торфа некоторые Управления, также не справились, фактически игнорируя поставленную задачу руководства Дальстроя о сохранении лесных массивов и необходимости ежегодно увеличивать разработку торфяных залежей Колымы на топливо.

По мнению руководства Дальстроя, руководители Управлений и предприятий торфом занимались от случая к случаю.

Так, например, с торфопредприятий «Торф № 1» и «Торф № 2», Управления Автотранспорта, приисков «Верхний Ат-Урях» и имени М. Горького Северного горнопромышленного управления и торфопредприятия «Сусуман» Западного горнопромышленного управления торф не был полностью не вывезен.

Безобразно проводилась вывозка торфа автобазой № 3 УАТа, где врио начальника «Торф № 1» Якобсон и бывший начальник автобазы № 3 Герасимов, сначала вывезли торф из штабелей, а когда выпал глубокий снег, стали вывозить из мелких фигур — ленток, оставляя до 30% торфа в снегу. Оставшийся торф затаптывался при погрузке и превращался в крошку автомашинами, бестолково использовавшимися при вывозке торфа на болоте. Зато в результате вывозной эпопеи было сделано подъездных дорог общей протяжённостью до 200 км. Подвозка торфа тракторами с санями до бункера погрузки игнорировалась.

Подготовка к фрезерной добыче торфа механизированным способом, несмотря на распоряжение № 210 Дальстроя и наличие фрезерных машин, никем не проводилось, фрезерное оборудование — ворошилки, валкователи не изготовлялись.

По результатам проведённой проверки было выпущено распоряжение № 236 по ГУСДС от 8 мая 1943 года, в котором говорилось следующее: «

§1.

Освободить все торфяные поля от готового торфа, закончив вывозку его к 25 мая, и подготовить их к 31 мая с. г. для эксплуатации.

§2.

За безобразное и халатное отношение к вывозке торфа с торфопредприятия Торф № 1 и самоустранение от своих обязанностей ВРИО Нач. Старшему инженеру Торф № 1, т. ЯКОБСОНУ, объявить строгий выговор с предупреждением, что при повторении он будет привлечён к ответственности.

§3.

Бывшему Нач. Автобазы № 3 т. ГЕРАСИМОВУ, подменившему руководство торфопредприятия Торф № 1 в деле распределения торфа при вывозке на болоте, поставить на вид.

§4.

Нач. Управления Автотранспорта батальонному комиссару тов. МАРКОВУ, в связи с ростом потребления торфа для ЦАРМ и автобазы № 3, усилить контроль над работой торфопредприятия Торф № 1, подчинив его непосредственно Отделу Местной промышленности УАТа.

§5.

В целях рациональной вывозки торфа с болот в зимнее время, обязать торфопредприятие Торф № 1 Управления Автотранспорта и Тасканторф, произвести в этом году окараванивание торфа на болоте, не менее 60% от общего количества товарной продукции.

§6.

Для обеспечения выполнения плана по добыче торфа выставлять рабсилу легкого физического труда.

§7.

Обязать Управление Автотранспорта в текущем сезоне, добыть на торфопредприятии Торф № 1,в пределах спущенного плана, 15 000 тонн фрезерного торфа механизированным способом и произвести изыскания на Северном и Южном участках Торф № 1, оформив техническую документацию.

§8.

Обязать все горнопромышленные и Автотранспортное Управления, ежедекадно представлять отчёт о ходе работ по эксплуатации торфяных месторождений (по форме 18) в ПТО Дальстроя.

§9.

Предупредить торфодобывающие организации, что за невыполнение плана по добыче, сушке, уборке и вывозке торфа, они несут ответственность».

К началу сезона

Учитывая трудоёмкость ручного резного способа разработки торфомассивов, применяемого в Дальстрое, на Колыму были выписаны 7 фрезерных машин и 5 полировочных барабанов. К началу сезона торфодобычи полученное оборудование было отправлено на торфопредприятия № 1 и № 2 Управления автотранспорта и на Тасканторф. 

Механизация добычи торфа

В 1943 году руководством Дальстроя начальнику УАТа Маркову предписывалось изготовить силами и средствами УАТ фрезформовочную машину по добыче торфа, а также монтаж её и пробный запуск в эксплуатацию. Также было необходимо оборудовать трактор «НАТИ» уширенными гусеницами к 15 апреля 1943 года. На расходы по составлению проекта и изготовлению фрезформовочной машины было выделено 29 438 рублей.

Испытания и внедрение фрезформовочной машины должны были проходить на торфопредприятии «Торф № 1»‎ УАТа.

Машина инженера Стрижева должна была позволить механизировать добычу торфа, повысить темпы работы и снизить себестоимость.

Переподчинение и последствия

В 1943 году, в результате реорганизации автобаз внутри УАТа, была ликвидирована автобаза № 3 на Спорном. На месте бывшей автобазы стал базироваться филиал автобазы № 2 (Атка), что, в свою очередь, также отразилось на жизни и работе торфопредприятия № 1. В приказе № 477 по ГУСДС от 3 сентября 1943 года говорилось следующее: «В связи с сокращением объёма работ УАТа и ограниченной потребности Спорненского филиала 2-й автобазы в торфяном топливе, ПРИКАЗЫВАЮ:

§1.

Торфопредприятие «Торф № 1» со всеми товаро-материальными ценностями и рабсилой передать с 3-го сентября с. г. из системы УАТа в ведение Центральных Авторемонтных Мастерских Дальстроя по фактическому состоянию на 1 сентября.

§3.

Начальнику ЦАРМа Дальстроя тов. СТРАЖНОВУ немедленно организовать вывозку торфа в котельные ЦАРМа не менее 600 кубических метров в сутки, а начальнику Торфопредприятия «Торф № 1» тов. ЯКОБСОН, весь торф, находящийся в лепках заштабелевать в штабели и караваны к 15 сентября с. г.».

К итогам года‎

Таким образом, осенью 1943 года торфопредприятие «Торф № 1» перешло из ведения автобазы № 3 УАТа в подчинение ЦАРМ-1 Дальстроя.

Снижение спроса на торф у основных потребителей и уменьшение количества рабочей силы, занятой на добыче торфа из-за переподчинения торфопредприятия, привело к снижению объёмов добычи торфа в 1944 году как на «Торф № 1», так и в целом по Дальстрою. 

1945

Топливный кризис на Спорном

К концу лета 1945 года в Спорном положение с заготовкой торфа было малоутешительным. До 50 000 кубометров торфа было нарезано в окрестностях и уложено в штабели для просушки. Но у котельных посёлка на 5 августа имелось всего лишь 6 327 кубометров торфа, то есть, в два раза меньше, чем на это же число 1944 года. За один день с торфоразработок выделенных 8 автомашин вывозили не более 200–250 кубометров, при таких темпах автотранспорт мог обеспечить вывозку всего торфа лишь в течение полугода.

Участок «Северный»

Торфоучасток «Северный» предприятия «Торф № 1» был расположен в 15 километрах от посёлка Спорный. К ноябрю 1945 года здесь, при активной помощи комсомольцев и молодёжи посёлка, которые часто приезжали сюда для работы в торфяных забоях, на ноябрь 1945 года было добыто около 40 тысяч кубометров торфа.

1949 

В 1949 году предприятие «Торф № 1» продолжало добычу торфа на берегу реки Колыма. Об этом можно узнать из заметки в газете Советская Колыма от 2 августа 1949 года. Здесь же была озвучена интересная информация о мытарствах «юного» договорника и проблемах трудоустройства на Колыме: «По профессии я инженер-технолог по заводским установкам Управления торфяной промышленности. Кроме того, я работала на изысканиях месторождений как топограф-землеустроитель. В феврале этого года я заключила договор с Дальстроем на должность техника-пикетажиста с окладом 1.600 руб. Заявку на эту должность дал Дальстройпроект.

В Дальстройроекте категорически отказались меня принять. Отдел кадров предложил мне работать старшим десятником на торфоразработках Спорненского авторемонтного завода, чтобы в дальнейшем перейти на работу мастером цеха или технологом на завод, если работа на заготовке торфа окажется мне не под силу. На этой работе мне был предложен оклад 1.200 рублей. Я подумала и согласилась.

На торфоразработках меня назначили на должность старшего десятника, а дали работу рядового десятника. Ознакомившись со своими обязанностями, я увидела, что эту работу выполнить не смогу, так как я специалист иного профиля, а кроме того, мне это просто не под силу по состоянию здоровья. 

Я обратилась к администрации завода с просьбой дать другую работу. Мне ответили, что перевести меня на другое место не могут.

Можно ли использовать инженера в качестве десятника на торфоразработках?! Мне кажется, что это неправильно. Руководители завода имеют, как ни странно, другое мнение. Расторгать договор с Дальстроем я не хочу. Как же быть теперь?»

1953

Положение дел на 1953 год

В 1953 году была предпринята очередная попытка реанимировать торфодобычу на Колыме. К тому времени торфодобыча в промышленных масштабах велась только на двух торфоучастках — на Спорном и на Таскане.

Стоит отметить, что на 1953 год добыча торфа на Спорном велась уже в течение 14 лет. Основным потребителем торфа оставались котельные Спорнинского автозавода САРЗ (бывший ЦАРМ-1). Добывался торф кусковым способом, что обуславливалось требованиями потребителей. Коллективу торфяников удалось механизировать экскавацию торфа, хотя при этом пришлось пойти на некоторое снижение качества 一 увеличился процент содержания торфяной мелочи (крошки). 

В качестве эпилога

Последние найденные сведения о работе спорнинского торфоучастка датируются январём 1953 года, дальнейшая его судьба и дата закрытия пока неизвестны.

В статье использованы материалы из газеты «Советская Колыма», архивов МОКМ и ГАМО.

Моя признательность и благодарность коллективу архива Магаданской области за помощь в работе. Мой низкий поклон Зеленской Галине Юрьевне за помощь и содействие в работе.

Один комментарий к “Торф № 1 (Спорное)”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *