Примерно в этом районе вело добычу торфа предприятие № 2 «Нексикан».
Управление автотранспорта с конца 1940 года повело интенсивную разведку торфа в районе Берелёха, Стрелки и Атки. В удобном расположении от автотрассы и автобаз были разведаны залежи торфа промышленного значения. Были разработаны проекты новых торфопредприятий и начата их организация.
1941
Образование торфопредприятия № 2 «Нексикан»
Весной 1941 года по Управлению автотранспорта был издан приказ об организации на 21 километре Чай-Урьинской трассы торфопредприятия № 2 «Нексикан» по добыче кускового торфа для использования его в качестве топлива в центральной котельной автобазы № 5 и для газогенераторных автомобилей «ЗИС-21». Был утверждён временный штат нового предприятия, отпущены оборотные средства, автомашины и рабочая сила.
В газете «Советская Колыма» указывалось и плановое задание на 1941 год для нового торфопредприятия — 12 000 тонн воздушно-сухого торфа.
Подготовка к первому сезону добычи
В марте 1941 года торфопредприятие № 2 «Нексикан» приступило к строительству промышленных и жилых зданий и к ведению осушительных работ.
На месте работ выяснилось, что стройплощадка не соответствовала своему назначению, и находилась на болотистом месте. Пришлось выбирать более подходящее и удобное для расположения производственных и жилых зданий место строительства.
Во время возведения зданий и сооружений пришлось решать возникающие проблемы, мешающие выполнению задания в плановые сроки: не хватало инструмента, транспортных средств, квалифицированных плотников и строевого леса.
В мае 1941 года была построена контора из шести комнат, склад для продовольствия, дом для бойцов ВОХР, три палатки для рабочих. Строились ещё два барака и подсобные цеха.
Начало сезона торфодобычи
В газетной заметке в «Советской Колыме» за 29 мая 1941 года говорилось о том, что план на сезон добычи торфа в 1941 году для «Торфа № 2» составлял уже 30 000 тонн воздушно-сухого торфа.
(Для только организованного предприятия планы были невыполнимые. Забегая вперёд, скажу, что в официальных документах Дальстроя упоминаются совсем другие цифры — О.В.)
По плану сезон добычи торфа должен был начаться с 1 июня. Но благодаря хорошим погодным условиям срок выдачи первого торфа удалось ускорить, торф начал поступать в штабеля с 13 мая. В первые дни июня предполагалось получить торфа промышленного назначения в объёме около 150—200 тонн.
Для осушения торфяного массива прокладывались осушительные канавы. К концу мая на этом участке работ торфяники отставали от плана — было готово только около 300 погонных метров канавы.
К началу сезона торфодобычи предприятие было обеспечено рабочей силой всего на 20%.
Автобаза № 5, для которой велась добыча торфа, относилась к предприятию «Торф № 2» как к пасынку. Автобаза должна была выделить торфопредприятию № 2 два трактора для вывозки леса, но к началу торфосезона трактора так и не прибыли. Согласно плану, стройучасток автобазы № 5 должен завезти на стройплощадку 800 кубометров строевого леса, но к концу мая на торфоразработки было завезено только 80 кубометров.
Выделенная для «Торфа № 2» автомашина имела старую, изношенную резину и часто простаивала.
По итогам сезона торфодобычи
В конце декабря 1941 года закончила свою работу Центральная Инвентаризационная комиссия по торфу за сезон 1941 года в посёлке Хасынуголь. В своей работе комиссия использовала материалы горнопромышленных и автотранспортного управлений, предоставленные в сентябре.
По плану на 1941 года предприятию «Торф № 2» (Нексикан) предстояло добыть 3 000 тонн торфа, фактически было добыто за сезон 2 984,5 тонны или 99,5% планового задания.
1942
К началу сезона торфодобычи предприятие «Торф № 2» было выделено из управления автотранспорта и передано в ведение автобазы № 5 УАТ.
В роли «пасынка»
Однако, несмотря на то, что торфоразработки были переданы автобазе № 5 в прямое подчинение, отношение к торфяникам оставалось прохладным.
Предприятие «Торф № 2» автобазы № 5 находится на расстоянии всего лишь 23 километров от посёлка Берелёх, но ответственные работники автобазы редко удостаивали своим вниманием торфодобытчиков.
Председатель месткома автобазы Яковлев появлялся только для сбора членских взносов. Культурно-массовая работа не велась, социалистическое соревнование среди инженерно-технических работников и рабочих не было организовано.
В небольшом посёлке торфяников не было библиотеки, отсутствовали магазин и ларёк. Продукты трудящиеся получали в посёлке Берелёх, не была налажена доставка газет на торфопредприятие.
В то время должность завхоза торфоразработок занимал Фокеев, начальником торфопредприятия был инженер-торфяник Голубовский.
Сезон торфодобычи
Торфопредприятию № 2 с первых же дней передачи не уделялось должного внимания. До половины июня 1942 года торфопредприятие не имело штатного расписания, производственного плана, сметы цеховых расходов, калькуляции продукции.
Доля вины в происходящем лежала и на начальнике предприятия инженере-торфянике Голубовском, которые должен был заниматься составлением технического плана. В результате, в разгар сезона добычи торфа коллектив не знал суточного задания по резке, укладке и штабелёвке торфа — план до рабочих доведён не был.
Сезон торфодобычи в 1942 году был открыт с 1 июня. Задание первого месяца по резке торфа предприятием было выполнено только на 81,3%.
Неблагополучно обстояло дело с качеством продукции. Около 50 000 торфяных «кирпичей» имели во много раз завышенный размер — из одного такого «кирпича» получалось 2–3 стандартных. Сушка подобных «кирпичей» была затруднена или даже вовсе невозможна.
Одной из причин такого положения дел была низкая квалификация рабочей силы, обучение техминимуму торфяников отсутствовало.
Эпилог
Предприятию «Торф № 2» было отпущено всего лишь пару лет жизни. В битве торфяников, угольщиков и лесорубов, торфопредприятию № 2 выстоять было не суждено. К тому времени была налажена заготовка дров Местпромом ЗГПУ, улучшилась доставка угля с Аркагалы, и руководители автобазы № 5 приложили все усилия, чтобы избавиться от неудобного балласта — торфопредприятие № 2 было ликвидировано.
В статье использованы материалы из газеты «Советская Колыма», архивов МОКМ и ГАМО.
Моя признательность и благодарность коллективу архива Магаданской области за помощь в работе. Мой низкий поклон Зеленской Галине Юрьевне за помощь и содействие в работе.