Александр Коваленко. Служба на С-286

Экипаж С-286. Октябрь 1973 год. Петропавловск-Камчатский, бухта Ильичёва.

Экипаж С-286. Октябрь 1973 год. Петропавловск-Камчатский, бухта Ильичёва.

4 мая 1971 года, по окончании  151 УОПП, на самолёте Ил-18 мы прилетели в аэропорт Сокол города Магадана. На Соколе два градуса ниже нуля, на сопках – снег, а во Владивостоке было +12 градусов и деревья зеленые! Добирались до Марчекана в крытом грузовике.

Прибыл Ил-18. Аэропорт Сокол. 70-е годы.

Прибыл Ил-18. Аэропорт Сокол. 70-е годы.

Запомнился первый подъём. Как в учебке – через тридцать с  небольшим секунд мы, салажата, уже стояли в среднем проходе, причём робы заправили под ремень, чем немало потешили старослужащих. Ну позже рассказали наши наставники что по чём и как.

Забегая вперёд скажу, что ни какой годковщины не было. Учили нас порой строго, но не жестоко. Будучи сами годками (а наш призыв с осени 72 по ноябрь 73 был старшим в команде) продолжили эту традицию.

Поразила столовая – в смысле питания. На «бачок» – полагалось две банки сгущёнки, масла – сколько хочешь, каждому по сдобной булочке. Вместо чая – кофейный напиток. И, главное, всё не торопясь! После завтрака строем на лодку под командованием строевого старшины Пермякова (штурманского электрика).

По прибытии на плавпирс я испытал глубокое разочарование. Наша лодочка стояла первым корпусом со снятой кормовой надстройкой, на прочном корпусе переплетение трубопроводов, баллоны ВВД  и всё покрашено свинцовым суриком. Ну, думаю, попал на службу! Какие тут моря, шторма, киты, косатки?!!! Спустились в лодку и мое разочарование стремительно стало набирать обороты – все было  раскидано и разбросано, одним словом – ремонт.

С какого времени лодка стояла в ремонте не знаю, наверное больше года, за это время силами марчеканского РММЗ произведён средний ремонт дизелей, другого оборудования, внутренняя отделка 2 и 4 отсеков. Переборки обшили белым пластиком, экипаж покрасил все внутренние помещения, в общем уже в августе стали сдавать задачи. За этот период салажата – новобранцы изучили устройство ПЛ, сдали зачёты и были поставлены на штат. Всего в нашем призыве было человек 8.

Я влился в дружный коллектив гидроакустиков. Старшиной команды был старшина 1 статьи Гептинг Анатолий. Также в команду входили старшина 2 статьи Виноградов Геннадий (командир отделения) и я – старший гидроакустик. На свою беду я сразу получил свою первую нештатную должность – гарсунщик. Наверное из-за того, что у акустиков руки чище чем у мотористов.

Потихоньку наша лодка С-286 начала выходить в море. В августе вместо капитана 2 ранга Колесникова В.П. прибыл новый командир лодки капитан 2 ранга Волков Юрий Петрович.

Капитан 2 ранга Волков Юрий Петрович. Командир ПЛ С-286.

Капитан 2 ранга Волков Юрий Петрович. Командир ПЛ С-286.

Запомнился такой случай. Вышли в море, по расписанию объявили обед. Я откормил всех офицеров, последним вниз спустился  командир: «Ну что там у тебя гарсунщик?». А надо сказать, что порядок был еще не доведен до финишной черты и после того, как прозвучал вопрос командира, незакреплённая дверь кают-компании, получив ускорение от лёгкой волны, совершила грациозное приземление на бачок с борщём. Бачок с борщём от такого вероломного нападения  упал на второе и всё это вместе для полного веселья перемешалось с компотом! Ну думаю все, не сносить мне головы.. Командир подошёл к инциденту стоически, как настоящий моряк, браниться не стал – только попросил хлеба с солью и воды.

В сентябре пошли в док во Владивосток. Дорогой лодку скажем так. покачивало..  Для тех (в том числе и меня), кто игнорировал морскую болезнь, был праздник живота, хотя на питание за все годы службы в Магадане грех было жаловаться..

Пришли в Улисс. При сходе на берег реально почувствовали, что такое морская походка. Произвели замену аккумуляторной батареи, после чего робу пришлось изрядно подлатать, а кому-то и просто выбросить – роба и кислота вещи плохо совместимые…

Потом пришли в док на Дальзаводе. Вот тут пришлось поработать от души! Особенно тяжело было зачищать ЦГБ, а по поводу покраски – это отдельная история… В замкнутом пространстве от растворителя и краски быстро наступает отравление и поэтому тебя обязательно кто то страхует. Бывало только начинаешь песню запевать от внезапно улучшившегося настроения и всё, тебя уже вытаскивают – хорошего по немногу, хватит – уже надышался…

Мы гидроакустики поменяли приёмники ГАС «Феникс», после чего флотские умельцы получили прекрасный материал для поделок. Правда поменяли скажем так, неудачно.. Старшина команды при  соединение кабелей приёмников с коммутатором нарушил последовательность, что выяснилось правда уже после его демобилизации. Исправляли эти огрехи уже вместе с Виноградовым Геннадием в мае 1972 года.

А в мае 1972 С-286 вступила в неравный бой со льдом и дело было так.. Две лодки вышли в Тауйскую губу для стрельб практическими торпедами. Море было спокойное и чистое и ничто не предвещало грядущих неприятностей.. Роль цели терпеливо выполняла наша ПБ-3 «Магаданский комсомолец». Первая лодка отстрелялась, торпеду подняли и тут на место проведения стрельб пожаловал нежданный гость –  поле пакового льда.. Наша плавбаза «Магаданский комсомолец» и другая подводная лодка успели ретироваться от ледяного супостата, а нам повезло куда меньше и С-286 оказалась в ледяном плену… С помощью морского буксира с горем пополам мы вырвались из плена и добрались до базы, но при этом побили об лёд винты.

Плавбаза «Магаданский комсомолец». Бортовой номер 812.

Плавбаза «Магаданский комсомолец». Бортовой номер 812.

Лодка оказалась не пригодной к несению боевого дежурства и этот недостаток надо было срочно устранять.. У нашей плавбазы на носу  была мощная лебёдка с огромным крюком. Вот за него мы зацепились и  подняли  корму нашей подводной лодки из воды и начали ремонт… Работы по ремонту уже подходили к финальной части, когда не выдержали троса… В результате корма падает в воду и ремонтники оказались в воде… Правда все обошлось – все остались живы и здоровы, пострадала только наша роба, напитавшаяся морской воды и наша нервная система… Ремонт был продолжен и вскоре закончен.

Лето 1972 года прошло в активной боевой подготовке. Сдача задач, торпедные стрельбы – в базе стояли мало.

Интересный случай произошёл при очередной погрузке торпед. Согласно расписания при погрузке торпед я стоял на шпиле (лебедке). По команде боцмана  я включал его и должен был травить канат, который несколькими шлагами лежал на турачке и дальше, через полиспаст соединялся  хвостовым зацепом с торпедой. Положили торпеду на лотки (а грузились с плавбазы ПБ-3), поступила команда – и торпеда плавно заскользила вниз. И вдруг, где – то на полпути, срывается хвостовой зацеп и торпеда, получив полную свободу действий, радостно самоходом скатывается в отсек.

С-286. Погрузка торпеды в 1 отсек.

С-286. Погрузка торпеды в 1 отсек.

Принимающий в первом отсеке командир отделения торпедистов Владимир Рычков сидел на сланях (пайолах)  в районе торпедных аппаратов. Увидев, что   торпеда в свободном скольжении, набирая скорость врывается в отсек не успел даже испугаться, совершил гимнастический кульбит – задрав ноги выше головы. После чего наблюдал затем, как торпеда – беглянка была остановлена резиновым  «пятаком» на упорной балке. Так что пострадавших не было и отделались легким испугом – все живы здоровы, торпеда – цела, даже норматив погрузки перевыполнен. Не повезло только балке – ее согнуло в дугу от такой радостной встречи с торпедой. Благо торпеда была практическая.

ШПС Феникс С-286

С-286. ШПС «Феникс».

Погрузились и пошли выполнять учебные стрельбы с другой подводной лодкой С-331. Вышли в море, прибыли в место проведения учений, погрузились, и давай играть в кошки мышки. Докладывает Виноградов – слышу шум торпеды! А её и без «ФЕНИ» (наш шумопеленгатор) прекрасно было слышно, пролетела вдоль левого борта – аж головы в плечи попрятали. Так что «утопил» нас капитан 2 ранга Тарасов.

Потом начались долгие поиски торпеды – крестницы. Обеспечивающий, НШ капитан Алексеев даже отпуск пообещал тому, кто первый её обнаружит. Повезло обнаружить беглянку мне, «Стукачок» услышал, навели торпедолов и поймали беглянку. Правда отпуск мне так и не дали.

«Стукач» – это прибор в теле учебной торпеды, издающий ритмический стук, благодаря которому с помощью гидроакустики можно услышать и найти пропавшую торпеду.

В нашем экипаже при командире Волкове в отпуске побывали только «шаман» мой земляк Алексей Воронков и Генннадий Виноградов. Что бы служба раем не казалась – говаривал командир. Суров был командир, но справедлив.

Под осень пошли в док в Советскую Гавань. Переход это запомнился приличным штормом. Треть экипажа в лёжку, вышел из строя кок – так что варить было не кому, укачало даже рулевых. В такой обстановке блестяще проявил себя наш шаман Лёша Воронков и на руле стоял и кашу варил и дела успевал свои делать! После докования вернулись домой на зимовку на родную базу – в Магадан.

С-286. Докование, Совгавань.Крайний слева - штурман ст.л-т Степанчугов, старпом Щёкин, Алёхин.

С-286. Докование, Совгавань.Крайний слева – штурман старший лейтенант Степанчугов, старпом Щёкин, Алёхин.

В ноябре ушли в запас старослужащие и стал наш набор  годками. Меня назначили строевым старшиной, да ещё и старшиной команды РТС. Вдобавок –  киномеханик, комсорг, нештатный санитар третьего отсека, водолаз, учёба в партшколе при в/ч 25180. Так что скучать и спать некогда было даже по третьему году службы.

К нам на С-286 пришли новые офицеры: старпом –  капитан 3 ранга Холмовой, механик капитан-лейтенант Щербаков, командир группы движения лейтенант Попов.

С наступлением весны начали подготовку к боевой службе, учебные тревоги сдача задач, старались все от командира до кока. Кстати о коке.

С-286. День рождения в походе - кок Чудиновский вручает пирог, помощник кап.3 ранга Сюхин хитро выглядывает из за угла.

С-286. День рождения в походе – кок Чудиновский вручает пирог, помощник капитан3 ранга Сюхин хитро выглядывает из за угла.

Был такой морячок Чудинов (или Чудиновский). Так вот пошёл матрос в увольнение, но до полуночи в часть так и не явился. Дежурный по части поднял всю команду и отправил на поиски пропажи, все таки не шутка – матрос пропал!  Обшарили весь Марчекан и пол Магадана – нет хлопца.. Права нагулялись вдоволь – лето, белые ночи, воздух – хоть  кружками пей. На берегу бухты у костра молодёжь песни под гитару, посидели и с ними. Красота! Вернулись  в «Пентагон» под утро, а пропажа наша уже в части испит спокойно сном младенца.. Поднял я его  и за грехи послал гальюн чистить, ну а рулевые отдельно провели беседу с товарищем… Старпом правда, моё наказание отменил – у кока руки должны быть чистыми, питались то с одного котла и морячки и офицеры.

8 июля вышли в море, погрузились и прощай солнышко на 30 дней.

Служба шла спокойно и размеренно,  раз в неделю устраивали себе «баню». Ночью во время зарядки АБ в дизельном отсеке для этого снимали одну из пайол. Спускаешься в трюм, а сверху из шланга тёпленькая морская вода из системы охлаждения плюс шампунь «Садко». 5 минут водных процедур и следующий. Одним словом – жизнь хороша!

Ходили вдоль курильской гряды с целью обнаружить супостата, но сутками  было слышно: «Центральный, горизонт чист». На день военно-морского флота поступил приказ от главкома ВМФ – выйти в океан и проливом Фриза скрытно форсировать противолодочный рубеж и войти в Охотское море.

Так и сделали. На экономичном ходе, не всплывая для подзарядки за 2 суток показали кузькину мать всем надводникам, а было их полно, успевай только прятаться и никем не обнаруженные вошли в Охотское море.

Выловили гидроакустический буй, который сбросил Орион.

Выловили гидроакустический буй, который сбросил Орион.

Наконец поступил приказ – домой. Идём на Магадан. Погода хорошая видимость отличная, штиль. Вдруг откуда не возьмись береговой патрульный самолет супостата –  «Орион»! Думал нырять будем и стал сбрасывать гидроакустические буи. Застопорили ход, легли в дрейф. Вызывает командир на верх – иди, акустик собирай подарки. Страшно было – а вдруг рванёт, все можно ожидать от вероятного противника..  Пару штук вытащили и пошли своей дорогой.

Локхид P-3 Орион (Lockheed P-3 Orion) — береговой патрульный самолёт

Локхид P-3 Орион (Lockheed P-3 Orion) — береговой патрульный самолёт.

«Орион» – береговой патрульный самолет США, в то время свободно летали над Охотским морем. Для обнаружения наших подлодок  и определения направления их движения сбрасывали в море по определённой схеме до десятка гидроакустические буи. Гидроакустический буй – это поплавок от которого в воду свисают приёмники-гидрофоны, через антенну наверху буя по радиосвязи передаётся информация на самолёт. Так вот этот парень думал, что мы нырнём и будем прятаться от него под водой, успел сбросить 2-3 буя, а потом сообразил, что напрасно отдал собственность США в руки советских подводников. Ещё момент, при попадании в воду эти буи окрашивают воду вокруг себя ярким малиновым цветом. Эти пятна лётчикам хорошо видны, а я свои руки потом 2 дня отмывал от этой краски.

Вроде все хорошо, домой идем.. Одно омрачало – страшно хотелось курить.. курева и сигарет на лодке уже не было ни у кого, все скурили за плавание. Остались сигареты только у нашего боцмана – «Тройка». И ходит к нему экипаж на поклон : «Дим Димыч дай закурить». Но был неприступен и суров наш боцман и убивал надежды просящих одним словом: «Последняя». Делать нечего – курить хочется так, что уши пухнут – стали курить чай. Но тут начальник штаба Алексеев просветил нас, что с его точки зрения после курения начало мужское начало будет бесполезно… Что делать!? Нашли трюмные в ЦП под перископом пачку «Солнца», а она насквозь гидравликой пропитана. Просушили, как могли, и в аппендикс. Закурили – дым, что  выхлоп от дизеля в горле – масло, с рубки небесными карами стращают за дымовую завесу… Так и погибли наши мечты о никотине вместе с пачкой «Солнца».  И шел до базы наш экипаж с опухшими ушами… Встретили хорошо. Поросёнок цветы и конечно же письма из дома! А какое блаженство на траве полежать?!!!

Командир ПЛ C-286 ,возвратившейся из похода, Волков Ю.П. принимает традиционного поросенка

Командир ПЛ C-286, возвратившейся из похода, Волков Ю.П. принимает традиционного поросенка.

Дней через десять отзывают нас с отдыха стрелять боевой торпедой, как самый боеготовый экипаж. Произвела лодка пуск торпеды по скалам острова Спафарьева, но взрыва так и не дождалась.. Как в Бермудском треугольнике канула наша боевая торпеда – ни ее, ни взрыва.. Вот тут и началось! Недели через две приехали полутрезвые рыбаки и умоляли забрать нашу хреновину, основательно запутавшуюся в рыбацких сетях.. Те, кому по службе было положено, изъяли беглянку у пыбаков..

А мы вначале октября рванули на Камчатку на общефлотские учения по поиску ПЛ условного противника. Прибыли в Авачу ночью. Бросили яшку. Утром на верх покурить и онемели от восторга.. Красота!!!!! Кто был знает.

Натаскались на тренажерах и вперёд. Нашли мы супостата, хоть был и хитёр. Задачу свою лодка и вперед – на родную нашу базу, в Магадан.

Грамота Александра Коваленко

Грамота Александра Коваленко.

За успешное выполнение поиска и обнаружения ПЛ условного противника в период общефлотских учений я был награждён грамотой Командующего КТОФ, но награда не нашла героя по причине увольнения последнего в запас.

Пришли в числах  18-20 октября на базу, а наша лодка С-286 засобиралась в очередной док. Меня и торпедиста Владимира Безденежных (поскольку была полноценная замена) оставили в Магадане дожидаться демобилизации.

Расставались с кораблём и экипажем со слезами на глазах. Вот и настала последняя ночь на службе. Этой ночью практически не спал, утром глядь в окно – а там снега по колено – на дворе 1 ноября. Волнение зашкаливает – три года ждали и такой форсмажёр!

Наконец плац почистили. Общее построение бригады по случаю увольнения в запас. Всего увольнялось нас человек 40. В основном из гидротехнического батальона. Нас же подводников самая малость. Как положено комбриг поблагодарил за службу пожелал счастливого пути…

А потом команда:

-Главный старшина Коваленко!

-Я!

-Командуйте строем!

-Есть!

И впереди коробочки под Славянку прощальный круг по плацу. Такое вряд ли когда забудешь! После – переодевание в дембельское, такси, аэропорт, самолёт и в 20 вечера я был уже ДОМА!

Вот так закончилась моя служба на подводной лодке С-286 в 171 ОБрПЛ…

Автор статьи: Александр Коваленко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *