749 отдел тыла ТОФ, 9 км основной трассы. Панорама сделана от лазарета.
В каком году точно стал базироваться Нагаевский отдел тыла на 9 км Колымской трассы, возле посёлка Дукча, – точно неизвестно. Из рассказа Владимира Мячина, служившего в 171 бригаде практически с момента её базирования в Магадане, можно сделать вывод, что в 1964 году береговая база уже существовала и работала.
Из рассказа Владимира Мячина: «В то время (1964 год) на 9 км располагались учебные классы, в частности гидроакустиков. Там же были склады снабжения и другие службы… »
Нагаевский отдел тыла был образован и располагался на месте бывшей лагерной командировки Дальстроя. В момент образования базы флота там ещё жило несколько бывших сидельцев этого ОЛП, От лагеря отделу тыла досталось в наследство несколько зданий, которые использовались в качестве складских помещений. Одно из зданий – караульное помещение ВОХР (на 2016 год практически полностью разрушено).
В 1966 году рядом с Нагаевский отдел тыла произошло ДТП, в котором погибло 5 человек из личного состава 171 ОБрПЛ и несколько остались инвалидами.
Из рассказа Владимира Мячина: «Бывшие сослуживцы мне рассказали, что матросы и офицеры погибли в ДТП, когда они ехали на береговую базу, 9 км. Матросы на занятия, офицеры по своим делам на хозяйке ГАЗ-66 с брезентовым верхом.
На выезде из Магадана (примерно на 6 километре) у ГАЗ-66 оторвался передний мост, и машина перевернулась. Четыре человека погибли на месте в результате этого происшествия, ещё несколько остались инвалидами.
Правда, был среди них и везунчик – чудом уцелел матрос, который вцепился в тюк стряпками, он проехал по асфальту метров 10-15 и не получил даже царапины, в рубашке родился… »
Позже, Нагаевский отдел тыла был переформирован в 749 отдел тыла ТОФ.
В различное время им командовали Вольф Родштейн, Рыховский, подполковник Малый, капитан 2 ранга Драганов, капитан 2 ранга Бровков Сергей Александрович (ныне – преподаватель академии тыла и транспорта в городе Санкт-Петербург).
Нужно отметить, что сам склад (в/часть 56011), гараж, пожарная команда, КЭЧ, лазарет, топливный склад, автомобильная служба (последние две располагались на Старой Весёлой) и даже военная инспекция (ВАИ) – в штат отдела тыла не входили, но для удобства руководства тылом, все перечисленные подразделения организационно подчинялись начальнику отдела тыла. По пятницам все командиры перечисленных подразделений собирались на подведение итогов и получали кнуты или пряники.
Начнём описание зданий и сооружений 749 отдел тыла ТОФ по ходу движения с Колымской трассы.
Здание из бута при въезде на базу тыла флота.
Первым нас встречает полуразрушенное здание из бута (камня). К сожалению о его назначение и о том, что в нем располагалось – мне так никто и не ответил.
Поддерживающие колонны в здании.
При осмотре полуразрушенного здания отметил интересную деталь. Колонны, поддерживающие балки перекрытия, были выполнены из дерева и оштукатурены. В каком году это здание построено – сказать сложно, моряки с большим удовольствием использовали бут в своих постройках – с 60 по 80 года прошлого века. По крайней мере, я видел два сооружения, где моряки в 70 года применяли местный камень – это казарма на Островном и пожарное депо на ручье Холодном.
И так, справа – 27 базовый лазарет (он же госпиталь, он же лазарет).
27 базовый лазарет.
27 базовый лазарет размещался в двухэтажном деревянном оштукатуренном здании. Здание находится в полуразрушенном состоянии. На стене сохранилась табличка с номером дома – №3 и место для крепления вывески.
27 базовый лазарет.
На фотографии вид с тыла здания и вход в лазарет. Он располагался со стороны речки, на дорогу выходили только окна.
27 базовый лазарет.
Из этого здания 27 базовый лазарет переехал в начале 90-х в новое просторное каменное двухэтажное здание на Марчекане. В прочем, после ухода из бухты Нагаева 171 бригады, опустело и новое здание. На 2016 год и старое и новое здание лазарета находятся в заброшенном и полуразрушенном состоянии.
Вход в бомбоубежище.
Рядом со зданием лазарета нашлось мини-бомбоубежище, точно же такое я видел на Марчекане, при осмотре заброшенного нового здания бывшего лазарета.
Слева через дорогу стояли два деревянных двухэтажных здания, в которых жили гражданские, под номерами №15 и №17.
Развалины нижней котельной. 749 отдел тыла ТОФ.
Вниз к реке от лазарета – нижняя котельная и баня для помывки личного состава срочной службы.
Здание нижней котельной было построено из бута, баня для личного состава была пристроена к зданию позже из шлакоблоков. Сейчас от бани осталась только часть шлакоблоков.
Первоначально котельная снабжала теплом и горячей водой здания, расположенные на одной стороне речки Балахапчан – госпиталь, жилые дома. После реконструкции отопительной системы и закрытия верхней котельной, нижняя котельная стала обеспечивать теплом и горячей водой всю базу тыла ТОФ.
Справа от лазарета был небольшой вагончик, примыкающий к ограждению нижней технической территории, на которой хранилось в неотапливаемых помещениях химическое имущество и жидкости, относящиеся к оружию массового поражения.
На останках одного из складов. Корпуса аккумуляторных батарей ПЛ.
Спирт этиловый, ректификованный, в то время он ещё не относился к топливной службе. Спирта было много, так как из него делали спирто-водную смесь, используемую в парогазовых торпедах 53-56в. В одну боевую торпеду заливалось 28 литров спирта, а в практическую – 98 литров. По прохождении заданного расстояния торпедой, срабатывал клапан и из практического зарядного отделения воздухом выдавливались 70 литров 40-градусной водки, и торпеда всплывала.
На температуру наружного воздуха никогда не обращали внимания, так как нормы расхода для магаданских условий не менялись. Этим фактором, конечно, пользовались, поэтому мичманы-торпедисты были всегда уважаемыми людьми.
На месте разрушенного склада и сейчас валяются переносные катализаторы, элементы регенерации воздуха ПЛ. 2016 год.
Ещё на этой территории под открытым небом располагалась огромная гора жестяных банок регенерации (источник кислорода на подводных лодках). Отношение к этому очень горючему и взрывоопасному химическому имуществу почему-то было наплевательским. Наверное, от безысходности, потому что денег на строительство новых хранилищ не выделялось до периода целой череды взрывов на флотских и армейских складах, базах и арсеналах. Но, слава Богу, «девятку» эта участь миновала, за исключением взрыва склада детонаторов весной 1968 года. В середине 80-х регенерацию отправили военным транспортом и на ледоколе «Садко» на Камчатку.
Здание гарнизонной гаупвахты. 749 отдел тыла ТОФ. Одноэтажное каменное здание.
Далее – гарнизонная гауптвахта. Как и все гауптвахты, этот воспитательный пункт постепенно оброс своими смешными анекдотами и историями. В народе она называлась «Кича».
Попасть на гаупвахту (со слов подводников) было тоже не просто. Для водворения нарушителя на гаупвахту необходимо было проставиться руководству гаупвахты … шилом. В те времена тут уже были свои законы рынка: нарушителей в бригаде было много, а мест на гаупвахте мало…
Здесь дисциплинарно арестованные матросы и солдаты подметали плац ломами, искали спички, называемыми брёвнами, выкапывали могилы и закапывали в них эти «брёвна».
По дороге, ближе к мосту, дороге стоял одиночный жилой домик. В нём жил немец, пленённый во время войны, работал на приисках, но по какой-то причине так и остался в Магадане. На День Победы, утром 9 мая у него всегда развевался красный флаг.
Мост через речку Балахапчан. За мостом – бывший КПП (домик) и 33 базовый гараж 749 отдела тыла ТОФ.
По мосту через речку Балахапчан зимой иногда было пробегать просто жутко. Это – самое холодное место на «девятке». Мороз здесь доходил до -40 градусов.
В домике за мостом находилось помещение для дежурного и дневальных по КПП. КПП базы пропускной режим в полной мере не обеспечивал, ибо на территорию части можно было беспрепятственно заехать со стороны посёлка Дукча, а пешком – по тропе сразу же от моста вправо к казарме в/ч 56011.
В 33 базовом гараже 749 отдела тыла ТОФа располагалась строевая и специальная автотехника. Начальником гаража был прапорщик Дзюба. Кроме того, здесь же располагалась пожарная команда.
Бывший гараж 749 отдела тыла ТОФа. Теперь здесь базируются частники.
Зимой часть спецтехники стояла на улице и зимой совсем не глушилась, иначе в тридцати-сорокоградусные морозы завести их было бы очень сложно. Например КРАЗы – торпедовоз и КРАЗ – автокран не глушили с ноября по март, для поддержания боеготовности горючки не жалели. Благо, раньше дизтопливо была дешевле, чем вода, а бензин – дешевле, чем «Тальская».
На КРАЗе-торпедовозе перевозили торпеды и мины с 9 км до бухты Нагаева через весь город. В Нагаево, по приливу, к деревянному пирсу (старый пирс) подходил торпедовоз, и на него с помощью автокрана (с той же «девятки») загружали торпеды. Торпедовоз подходил к борту плавбазы «Магаданский комсомолец», разгружался. Дальше следовала погрузка торпед на подводную лодку (если торпеды были уже полностью приготовлены).
Но чаще всего, готовили на плавбазе «Магаданский комсомолец». За одно лето 1973 года совместно с торпедными расчётами «девятки» плавбаза «Магаданский комсомолец» приготовила и подала на подводные лодки 56 практических торпед. Полностью перевооружили и 10 подводных лодок 171 ОБрПЛ.
Разрушенная казарма в/части 56011.
На центральной улице по правой стороне (ближе к речке) находилась казарма в/части 56011, в ней располагался личный состав запаса, который проходил переподготовку – «партизаны». В этом же здании в средней части жила семья главного бухгалтера 4540 объединённого склада вооружения и имущества (ОСВИ). Управление части располагалось с противоположного торца.
Штат части включал в себя командира, заместителя, начальника АХЧ, начальников хранилищ (артиллерийского и стрелкового боезапаса и вооружения, технического, шхиперского, химического имущества).
Полуразрушенный ангар (хранилище).
За останками казармы в/части 56011 стоит полуразобранный ангар (хранилище). Если пройти дальше, то можно найти фундаменты бывших складов.
Развалины столовой 749 отдела тыла ТОФ.
Напротив казармы в/ч 56011 через дорогу находилась столовая личного состава. До прихода начальником отдела тыла капитана 2 ранга Бровкова Сергея Александровича, там питался только личный состав срочной службы
С назначением командиром 749 отдела тыла ТОФа капитана 2 ранга Бровкова Сергея Александровича на базе был проведён ремонт в нижней котельной с заменой котлов. Проведена модернизация и ремонт отопительной системы зданий всего городка, которую запитали полностью от нижней котельной. Вторая котельная, которая находилась возле кубрика, была закрыта.
Узел управления отоплением у бывшей верхней котельной.
Эти работы позволили уменьшить расход угля, сократить штат кочегаров и улучшить контроль за системой отопления базы.
Чудом уцелевшая мойка у развалин столовой.
С его приходом в столовой появилась кают-компания, где офицеры и прапорщики (мичманы) могли обедать в счёт ежемесячного продовольственного пайка. Был построен тёплый туалет в здании управления.
Строго спрашивал командиров подразделений за дисциплину личного состава и порядок в казарме и на территории.
Бровков С.А. на посту командира в плане улучшения условий проживания и несения службы сделал больше, чем все его предшественники.
Снимок с развилки дорог в части.
Пройдя столовую выходим на развилку дорог. Одна из них ведет нас прямо к складам и зданиям управления, вторая уводит нас вверх мимо казармы, торпедного отделения и верхней котельной к зданию ВОХР, подсобному хозяйству, гаражу и складам.
Казарма 749 отдела тыла ТОФ. Одноэтажный деревянный барак. Летом 2016 года, когда готовился этот репортаж, здание уже начали разбирать.
Матросов и старшин по штату было не очень много: минно-торпедная группа (МТГ) 15 чел, гараж – 6 чел, пожарная команда -5 чел., КЕЧ – 6 чел.
Казарма 749 отдела тыла ТОФ. Вход в ту часть казармы, где жили мичмана и прапорщики.
Рядом со столовой находилась казарма, левая часть её была приспособлена для жилья мичманов и прапорщиков.
Вход в казарму. 749 отдел тыла ТОФ.
В правой части казармы жил личный состав срочной службы. На фотографии вход в казарму для военнослужащих – срочников. На стене ещё сохранились следы фресок.
Казарма 749 отдела тыла ТОФ. Интересно что здесь было – клуб или актовый зал?
Но! На кораблях всегда оказывались матросы, от которых по разным причинам командиры избавлялись. И, конечно же, эти неугодные, приказом командира соединения выводились за штат и направлялись для службы в отдел тыла.
Казарма 749 отдела тыла ТОФ. Предположительно это жилое помещение матросов срочной службы.
Ясное дело – для перевоспитания! Поэтому, казарма была всегда заполнена и недостатка в рабочей силе тыл не испытывал.
Казарма 749 отдела тыла ТОФ. А это помещение очень бы подошло для ленинской комнаты.
Долгое время командовал личным составом нештатный старшина роты мичман Мочалов Юрий, начальник хранилища артиллерийского и стрелкового боезапаса. Ему нравилось работать с личным составом по двум причинам:
- всегда были дополнительные рабочие руки,
- выходной день он мог взять в любой день недели, кроме субботы и воскресенья.
Ну и, конечно, уважение со стороны сослуживцев!
Плац у казармы 749 отдела тыла ТОФ.
Между торцами казармы и зданием управления в/частью 20964 (отделом тыла), был бетонированный плац. Здесь по утрам происходил развод личного состава на работы и занятия.
Место, где стояло здание управления 749 отдела тыла ТОФ. На 2016 год уцелела только бетонная дорожка к входу в здание и аллея деревьев рядом.
Вход в управление был со стороны дороги. В непосредственной близости от него, слева от входа в здание, стоял бюст В.И. Ленина. Когда и кем его возвели – никто не знает. Голова памятника основателю советского государства была повёрнута налево, то есть в сторону посёлка Дукча.
Почему именно на этом делается акцент? В этом же здании до некоторых пор располагалась финансовая часть. И если к начальнику финансовой части приходил за надобностью в деньгах при уходе в отпуск, для получения подъёмного пособия и тому подобного новенький офицер, особенно зелёный лейтенант (начальник финансовой части в звании капитана), то властитель финансовых потоков отправлял этого ходока к Ленину и просил посмотреть, в какую сторону повернута голова Владимира Ильича. Ясное дело, зелёный лейтенант возвращался обратно в кабинет начальника финансовой части через продовольственный магазин с пакетом в руках.
В этом здании располагались: дежурный по отделу тыла, он же исполнял обязанности дежурного по части, что никак не увязывалось с требованиями Устава внутренней службы и офицеры, исполняющие обязанности дежурного, часто спорили по существу вопроса. Но, как всегда, вышестоящий начальник отправлял недовольных к чтению первой статьи устава из трёх статей.
Кабинет начальника отдела тыла, организационно-плановое отделение, строевая часть, отделение вооружения, секретная часть, кабинет мобилизационной подготовки.
Ну и выше упомянутый тёплый гальюн. Почему тёплый? потому что в бачках была горячая вода из системы отопления. А о температурах зимой на 9 километре помнят многие…
С другой стороны этого здания был военторг.
В крайнем здании находились техническое отделение, топливная служба, продовольственная и вещевая службы.
Торпедное отделение минно-торпедной группы.
Выше казармы, в бараке, находилась мастерская по приготовлению торпед (торпедное отделение минно-торпедной группы). Заведовал всем этим хозяйством старший мичман Александр Дерепалов.
Подземный бункер у входа в торпедную мастерскую.
Рядом со входом в мастерскую находился подземный бункер – там хранились керосин и другие легко воспламеняющиеся жидкости.
По поводу торпедухи… Чтобы матросы не употребляли спиртоводную смесь, по инструкции в неё требовалось добавлять пиридин, такую ВОНЮЧУЮ зелёную жидкость. Но каким-то образом морские кулибины умудрялись очищать этого зелёного змия, в результате, торпедисты чаще всех оказывались на «киче». Но не надолго, потому что план боевой подготовки 171 ОБПЛ нужно было выполнять, и торпедные расчёты в полном составе через пару дней снова готовили изделия.
Продолжим путь по главной палубе «непотопляемого авианосца».
Площадка складирования минного отделения. Фотография сделана от минного отделения, за площадкой – здание торпедного отделения.
Напротив находилась площадка, где размещались контейнеры для хранения торпед и мин, за ней была мастерская по приготовлению мин.
Минное отделение минно-торпедной группы.
Минное отделение минно-торпедной группы располагалась в одноэтажном оштукатуренном деревянном бараке.
Минно-торпедная группа имела свой штат, но организационно была подчинена начальнику 4540 ОСВИ. Минно-торпедная группа состояла из расчётов по приготовлению торпед и мин. Каждый расчёт состоял из трёх-четырёх человек, командир расчёта – мичман.
На 2016 года всю минно-торпедную группу оккупировали… буренки и бык (с которым отношения у меня не сложились сразу). Бараки, где располагались торпедная и минная мастерские, теперь переделаны под коровники.
На том месте был гараж или ремонтный бокс.
Выше здания минной мастерской располагался гараж или ремонтный бокс. От него остался только забетонированный пол.
Часть полотна ворот и стены.
Здание было деревянным и разобрано практически полностью, уцелели только отдельные фрагменты. Например – часть полотна ворот и стены.
Уцелела смотровая яма для автомашин.
О том что это был либо ремонтный бокс или гараж говорит наличие капитальной смотровой ямы.
Радиоактивные источники и приборы контроля радиоактивности хранились в отдельном контейнере, через дорогу от здания управления.
В этом здании размещалась верхняя котельная.
Слева от зданий МТГ находилась верхняя котельная (в быту – кочегарка). К её работе были большие нарекания, так как была построена против всех законов физики – на возвышенности. Также надо учитывать и то, что котлы были старые и маломощные, уголь хранился под открытым небом, подвергался влиянию всех небесных осадков.
Развалины верхней котельной.
В лютую зиму уголь промерзал напрочь, и обслуживающие котельную матросы вынуждены были прорывать штольни в угольной куче, чтобы достать от туда не замёрзший уголёк. Дежурному по части приходилось за ночь по нескольку раз подниматься в котельную для контроля кочегаров.
Здание бывшего караульного помещения ВОХР.
Выше МТГ через дорогу стояло караульное помещение ВОХР. Стрелки ВОХР охраняли две технические территории с постовых вышек. Отапливать вышки было запрещено, поэтому стрелки одевались потеплее. Из-за этого зимой женщины – часовые были похожими на матрёшек с карабинами СКС.
Внутри бывшего караульного помещения ВОХР. Те, кто ходил в караулы думаю вспомнят эти топчаны.
Об эффективности такой службы и охраны можно было только предполагать, но Устав есть Устав, и ВОХРовцы его исполняли.
Фрагмент крыши здания бывшего караульного помещения ВОХР.
В каком году было построено это строение можно только предполагать. По уцелевшим фрагментам от крыши видно, что она была покрыта дранкой, ещё во времена, когда на Колыме рубероид не было или он был в страшном дефиците. Можно предположить, что это здание было построено во времена Дальстроя и досталось 749 отделу тыла ТОФ от в свое время стоявшего здесь ОЛП.
Об условиях хранения боеприпасов и имущества на технических территориях лучше не вспоминать. В 1982 году, после взрыва боеприпасов на ракетно-технической базе Северного флота, в июле месяце с инспекторской проверкой прибыла комиссия управления ракетно-артиллерийских войск ВМФ (УРАВ ВМФ).
Проверка вскрыла ряд недостатков в хранении стрелкового боезапаса, неготовность противопожарных средств к тушению пожара, отсутствие технических средств охраны территории, отсутствие обваловки мест хранения, отсутствие минерализованных полос и так далее. Эти недостатки были и на других складах и арсеналах флотов. По результатам работы проверки произошли кадровые перемещения и увольнения.
За консультации и рассказы моя благодарность и большое спасибо Николаю Мошкину, Лесе Присяжнюк (Усявичуте), Алексею Власенко, Геннадию Гопиенко, Альберту Зигле.