Полуостров Птичий.
Было бы наверное неправильно, рассказывая о 171 ОБрПЛ не упомянуть о пункте наблюдения и связи у полуострова Птичий (Островной).
Был, конечно, пункт наблюдения на самом Марчекане, месте базирования бригады. Но он обеспечивал визуальное наблюдение только в пределах части бухты Нагаева.
Пост МРТВ (морской радиотехнический взвод) на Островном обеспечивал как визуальное наблюдение за входом в бухту и близлежащим побережьем, так и радиолокационное. Также служил источником связи для судов и подводных лодок бригады, да и не только для них..
Располагался он на месте поселка, который обслуживал в свое время батарею № 960.
От старой батареи посту остались здания старой казармы, овощехранилища и гаража (дизельной). Все остальные здания и сооружения были построены позже.
Здание старой казармы батареи в 1974 году было полуразрушено. Крыши уже не было. Стены были не везде, но местами они уцелели и были во всю высоту и довольно крепкими. Можно было определить кабинеты командиров по их небольшому размеру. Печи стояли целыми, но у некоторых выдраны дверцы и колосники. Рядом с казармой из земли примерно на полметра торчала труба, из нее выходил кабель на 3 или 4 провода. Казарма батареи была расположена метров 300-400 от овощехранилища по ручью.
К 1975 году возле гаража была построена новая деревянная баня с парной, в которой мылся не только личный состав поста, но и почтили своим присутствием неоднократно и комбриг и другие важные гости из города.. На строительство бани пошли остатки старой казармы батареи. До этого баней служило холодное бетонное здание бывшего овощехранилища батареи.
Летом 1975 года на островной были завезены шлакоблоки и другие стройматериалы.
В 1976-77 годах была построена новая казарма и личный состав отпраздновал новоселье.
Вид с въезда в часть – видны баня,казарма, радиорубка.
Основная задача части были обнаружение целей, которое осуществлялось при помощи РЛС, и передача данных, сама радиостанция была установлена в радиорубке.
РЛС у полуострова Птичий.
Новая РЛС была доставлена на Островной весной 1976 года.
Не для кого не секрет, что туманы частый гость в бухте Нагаево. В сильный туман пост обеспечивал вывод кораблей из бухты, также осуществлял проводку кораблей в бухту Нагаево. Каждые две минуты радисты передавали координаты судов относительно РЛС.
Развернутая РЛС на мысе Островной. За ней виден полуостров Птичий.
Вид на развернутую РЛС на мысе Островной. За РЛС на пригорке видна радиорубка.
На фото РЛС на мысе Островной, вдали остров Недоразумения. А в море видны подводные лодки 613 серии 171 ОБрПЛ. Снимок, скорее всего, сделан от радиорубки.
Электричество для освещения зданий, питания радиоаппаратуры части вырабатывалась дизель-генератором. Здание гаража для автомобилей и дизель-генератор находились возле ручья.
В распоряжении посту был ЗИЛ-157, ЗИЛ-131, который пришел в часть летом 1975 года, и ГТС.
Старая казарма поста.
Сперва личный состав части жил в старой деревянной казарме. Это единственное здание уцелевшее от поселка батареи № 960. Во время жизни батареи в нем располагалась санчасть. Располагалась она на склоне за ручьем, ближе к батарее.
В старой казарме все матросы жили в одном кубрике, там стояли 5 двухярусных кроватей. У командира поста был свой кубрик.
В штат поста входили 3 радиста, 3 радиометриста, 3 моториста и командир поста. Кока на посту не было и его обязанности выполняли радиометристы. Только в 1975 году в штат поста был введен кок.
В обязанности радиометристов также входило дежурство по команде и топка печей.
Радисты 3 раза в день выходили на связь со штабом и осуществляли круглосуточную ваху (зимой), летом был другой график несения вахты.
Личный состав части у старой казармы. В центре – командир поста мичман Виктор Павлов, трагически погиб весной 1980 года при ЧП на Островном.
Личный состав поста у казармы. В центре – командир поста мичман Виктор Павлов, за ним стоит его старшая дочь.
Первенство МРТВ по хоккею с мячом между радистами и мотористами.
Личный состав на мысе Островном не только нес службу, но и устраивал соревнования, состязания – одним словом от скуки не страдал. На фотографии первенство МРТВ по хоккею с мячом между радистами и мотористами. В матче участвовали: начальник штаба дивизиона капитан-лейтенант Салимовский защищал ворота радистов, за мотористов играл кап.3 ранга Почепаев. На льду видны бортики ограждений. Март 1975 года.
Разгрузка шлакоблоков личным составом на месте строительства новой казармы (команды). Август 1975 года.
Строительство новой казармы.
Силами личного состава части была построена новая каменная казарма с местным водяным отоплением и котлом.
Вот так выглядела новенькая построенная казарма в то время…
На этом снимке видны и новая и старая казарма. Видно, что казармы располагались на разных склонах сопок, между которыми протекал ручей.
Теперь немного о снабжение и быте части..
Отдельно кухни не было и еду готовили непосредственно в казарме. Питьевую воду и для других нужд летом брали ручья, зимой в ручье выдалбливали яму и воду брали из нее. Воду в команду носили из речки в лагунах – это большие кастрюли литров по 40.
Продукты хранились при команде, свежая картошка обычно быстро замерзала потом шла в ход сушеная картошка и сушеный лук из банок.
Зимой 1974 года казарма отапливалась остатками угля с законсервированной батареи и дровами. Позже дрова заготавливались матросами в лесу и на дрова пошли остатки старой казармы, оставшейся от батареи.
Смена мичманов, доставка почты, хлеба и увольнительные в город осуществлялись зимой на лыжах, а весной пешком по припаю.
Впрочем, передам слово Александру Костину, служившему там: «Когда приходило время меняться мичманам на посту из штаба приходила радиограмма, что сегодня в 10 часов будет «оказия». Это означало, что в определенном месте нас будет ждать машина с хлебом, почтой и сменным командиром.
Обычно она ждала нас на дороге, огибающей морпорт выше его (объездная на Головные, нефтебазу). Мичман и трое матросов становились на лыжи и наискосок выходили к ручью, который параллельно впадал в наш ручей. Часть пути шли по ручью потом лесом и остаток пути тундрой. С машины забирали почту, хлеб (уже замороженный), прибывший мичман брал лыжи у своего сменщика, убывающего в город и после небольшого отдыха возвращались на пост. Весной, когда снега оставалось мало тогда за хлебом мы ходили по береговому припаю, в мае 1976 года по нему я уходил с поста на демобилизацию».
Снабжение части на Островном производилось как морем, так и по дороге.
У полуострова Птичий. Август 1975 года. Тральщик привез продукты для части на Островном. Грузы перегружали на шлюпку (шестивесельный ял) и на ней доставляли на берег. На фото – причаливание шлюпки с грузом к берегу.
На фото виден процесс подъема груза с берега в часть на листе железа.
В левом углу снимка видна деревянная лестница. которая вела в часть. В 90 годах она была сожжена местными вандалами… На самой сопке у лестницы в 80 годах будет построен пост наблюдения (в настоящее время от него остался один фундамент).
В правой части снимка внизу видна емкость для дизтоплива, она будет установлена позже возле гаража, – в ней хранилось топливо для дизель-генератора.
Топливо также привозилось морем в 200 литровых бочках. Бочки с солярой поднимались наверх тросом, их подвозили к гаражу и сливали в большую емкость.
Вот так описывает доставку грузов в часть в 70 годах прошлого века Александр Акимов: «Насчёт доставки материалов по строительству. К косе полуострова Птичий подходил корабль, материалы и грузы сбрасывались на воду или перевозились на лодках с корабля на берег. На берегу грузы укладывали на лист железа. Лист железа тросом наверху привязывался к машине и вытягивался на сопку в часть..
ЗиЛ-131 пробивается в часть по зимнику после снегопада.
Грузы в часть зимой доставлялись по зимнику на машинах».
ЗиЛ-131 и ЗиЛ-157 пробиваются по зимнику в часть после снегопада.
Нужно отметить, что дорога до Магадана была тяжелой и зимой и летом, поэтому основной завоз грузов и продовольствия производился в течении трех месяцев летом судами.
Разделка добычи после рыбалки.
В летнее время питание становилось более разнообразным. Дары моря – рыба и крабы, дары земли – грибы и ягоды, делали рацион питания матросов лучше, а жизнь веселее.
В 1980 году на Островном произошло ЧП, которое привело к человеческим жертвам. После этого случая ближе к осени 1980 года пост был расформирован, личный состав перевели на 9 км и другие подразделения. Но сам пост на мысе Островном и строения какое-то время использовались, как база отдыха для экипажей подводных лодок.
Лето 1981 года. Экипаж ПЛ С-176 отдыхает на Островном после боевой службы. На фото мичман Семенов Петр Иванович коптит рыбу.
Подводники 171 бригады у пушки Б-13 на батарее №960.
После ухода 171 ОБрПЛ (420 ОДПЛ) из Магадана на мысе Островном какое-то время базировались пограничники. В время их базирования были построены еще два здания – располагались они рядом с радиорубкой в 150-300 метров в сторону материка. Также была построена небольшая гидроэлектростанция на ручье..
Поселок на мысе Островной. Двухэтажное здание, построенное после 1980 года, во время базирования пограничников). Предположительно – штаб.
Поселок на мысе Островной. Здание, построенное после 1980 года, во время базирования пограничников. Предположительно – гараж.
Поселок на мысе Островной. Останки от бывшей гидроэлектростанции. Построена и работала после 1980 года во время базирования здесь пограничников.
Со временем поселок на мысе Островном был заброшен и практически уничтожен временем и людьми.. В настоящее время от поселка на Островном остались только полуразрушенные остовы здания или фундаменты…
Поселок на мысе Островной. Общий вид уцелевших зданий. 2014 год.
Поселок на мысе Островной. Развалины бывшей дизельной. Здание было построено во время жизни батареи и снабжало электричеством батарею, позже пост 171 бригады. 2014 год.
Поселок на мысе Островной. Полуразрушенное здание казармы, построенное во время базирования здесь поста 171 бригады. 2014 год.
Поселок на мысе Островной. Развалины здания бывшей радиорубки (во время базирования здесь поста 171 бригады).
Здание радиорубки было построено из красного кирпича, как и здание дизельной и дота (построенных во времена батареи №960). Можно предположить, что это строение было построено также во время жизни батареи №960 и потом уже, во время базирования поста 171 бригады, стало радиорубкой.
Батарея №960 на мысе Островном. Здание на развилке дорог между батареей, поселком и дорогой в город.
Это здание время служило баней для личного состава поста 171 бригады, пока не была построена новая деревянная баня. Позже использовалось как хранилище продуктов.
Мы благодарны за помощь и содействие в написание этой статьи Александру Акимову, Григорию Шапошникову, Александру Редькину, Виталию Елсукову, Александру Костину, Рафкату Гарееву.
Мы будем рады любой критике, уточнениям, рассказам, фотографиям и и деталям, способными сделать эту статью более полной..