Строительство АРЭС-2 (паротурбинной)

Примерное расположение Аркагалинской РЭС.

Примерное расположение Аркагалинской РЭС.

Аркагалинская районная электростанция в промывочном сезоне 1944 года обеспечивала энергией все предприятия Чай-Урьинского управления и во многом помогла горнякам в добыче металла.

В последнем квартале 1944 года от Аркагалинской РЭС получили электроэнергию Нексикан, центральные ремонтно-механические мастерские, прииски «Незаметный», «Октябрьский» и шахта «Кадыкчан». В результате спрос на электроэнергию значительно возрос. Возникла необходимость строительства второй паротурбинной электростанции (АРЭС-2).

Планы и сроки

Подготовительные работы к строительству второй паротурбинной электростанции (АРЭС-2) на Аркагале начались с 1 ноября 1944 года. Строительство и монтаж всех агрегатов, а также высоковольтную линию длиною 48 километров было намечено завершить 15 апреля 1945 года. Осуществление работ было возложено на Аркагалинскую строительную контору (начальник Арутюнов).

Объём строительства по тем временам был большим и в крайне сжатые сроки. Аркагалинская строительная контора, которой поручено строительство, к этому времени не имела автотранспорта и испытывала крайний недостаток в рабочей силе. Чтобы уложиться в срок, начальник Дальстроя обязал Транспортный отдел выделить конторе 6 автомашин и отремонтировать мотор трактора к 15 ноября. Начальник Западного управления должен был передать конторе 60 рабочих к 1 января и один трактор с 1 декабря. Проектный отдел обязали к 1 декабря 1944 года обеспечить стройку техническим проектом.

В первой очереди строительства АРЭС-2 планировалось смонтировать шесть турбоагрегатов. Их собирались установить в помещении старой локомобильной станции.

(Судя по имеющимся материалам, судьба локомобильной АРЭС-1 к 1945 году фактически была решена. В дальнейшем Аркагалинская РЭС должна была стать полностью паротурбинной. Локомобили планировалось демонтировать и вывезти туда, где они были нужнее — О.В.)

Фальстарт

Прошло полтора месяца, но к концу декабря 1944 года строители, кроме четырёх автомашин, ничего не получили. При отсутствии транспорта начало работ фактически было сорвано, так как без транспорта контора не могла приступить даже к вывозке леса и заготовке материалов. 

Подготовка фундаментов под котлы задерживалась из-за отсутствия строительного леса для опалубки. К единственному трактору «Аллис Чалмерс» привезли мотор из ремонта только в конце января 1945 года, а второй трактор, несмотря на приказ Главного управления, так и не был выделен Западным управлением. Заготовленный лес трелевать было нечем, и машины, выделенные для его перевозки, стояли в бездействии.

Несмотря на все грозные распоряжения руководства Дальстроя, проектный отдел с опозданием прислал на стройку только технический проект, без детальных рабочих чертежей. А с такой документацией строить фактически было невозможно. Когда стройплощадка получит весь комплект технической документации — никто не мог дать ответа.

Монтаж двух турбин и конденсаторов, для которых уже подготовили фундаменты был невозможен, из-за отсутствия монтажных чертежей. 

Как говорилось выше — сроки строительства были сжатые, время шло, и строителям было необходимо начинать работы по осуществлению проекта.

Стройконтора приступила к рытью ям под опоры высоковольтной линии. Начаты некоторые работы по основному корпусу, но без проекта, без чертежей, без леса невозможно вести ни одной мало-мальски серьёзной работы.

Строители принимали все зависящие от них меры, пытаясь ускорить получение необходимых материалов и механизмов, проводили всевозможные подготовительные работы для того, чтобы с получением чертежей и автотранспорта максимально быстро развернуть строительство и наверстать упущенное время.

Тем временем на конец января 1945 года для новой электростанции обучались на курсах 26 человек (кочегары и машинисты турбин).

Были внесены изменения в ещё не утверждённый проект строительства электростанции. В частности, замена ленточного транспортёра в системе питания котлов топливом на более надёжную подачу угля в топки с помощью монорельса. 

К концу января 1945 года на стройплощадку была доставлена часть оборудования для новых турбоагрегатов. Задерживалась перевозка 38-тонных котлов, доставка которых была возможна только при помощи мощных «Даймондов».

Результаты на февраль 1945 года

Графики строительства второй Аркагалинской паротурбинной электростанции и строительства высоковольтной линии Сусуман — «Мальдяк» — Берелехская РЭС не выдерживались.

По электростанции были забетонированы фундаменты под два котла, 4 турбогенератора и 4 конденсатора и наполовину вырыт котлован под галерею золоудаления. Велись земляные работы по 3 каналам питательного и сбросного трубопроводов, а также по кабельным каналам, устанавливалась опалубка арматуры стенок и днища каналов. Также были начаты земляные работы по бункеру углеподачи. 

Монтажные работы задерживались из-за того, что с первой станции (АРЭС-1) не был не доставлен котёл.

Для двух первоочередных турбин бетонные работы намечалось закончить к 10 февраля 1945 года.

Строители и монтажники были намерены подготовить к пуску первый 500-киловаттный блок к 25 февраля 1945 года и второй — к 5 марта. 

Положение дел на строительства ЛЭП оставляли желать лучшего… Работы по линии электропередач находились фактически в зачаточном состоянии, были вырыты ямы только для 77 опор из 402 необходимых.

Больная тема лесозаготовок

Главным тормозом строительства электростанции и высоковольтной линии являлось почти полное отсутствие на строительной площадке лесоматериала; из заготовленных 866 кубометров леса за полтора месяца при наличии шести автомашин вывезено на стройплощадку только 86 кубометров, а вывоз леса для строительства высоковольтной линии даже не был начат. 

Трактор «Аллис Чалмерс», находившийся в капитальном ремонте в течение трёх месяцев и выпущенный Авторемонтным заводом 17 января 1945 года, не работал, а тракторы «ЧТЗ-60» и «НАТИ», взятые временно в Ушосдоре, за полтора месяца пребывания на лесозаготовительном участке ничего не сделали.

Приказ о выделении Западным управлением трактора «ЧТЗ-65» и 60 рабочих, а также Чай-Урьей 4 лесозаготовителей и 12 плотников на начало февраля 1945 года выполнен не был, что ещё больше ставило под угрозу соблюдение сроков окончания строительства электростанции и особенно высоковольтной линии.

Через тернии к запуску

Несмотря на все трудности, коллектив Аркагалинской стройконторы, включившись в предмайское соревнование, обязался в апреле завершить строительство и монтаж второй Аркагалинской электростанции. Один из агрегатов с 12 апреля 1945 года работал под нагрузкой; готовились к пуску и другие машины.

По вине автобазы № 5, которая обеспечивала доставку леса к месту строительства, но выполнила план перевозок лишь на 12%, срывалось строительство высоковольтной ЛЭП.

Победа строителей

22 октября 1945 года дала ток Аркагалинская паротурбинная электростанция № 2 (АРЭС-2), которой предстояло обеспечить электроэнергией прииск «Ударник» и обогатительную фабрику прииска «Мальдяк».

Несмотря на многочисленные трудности, вторая Аркагалинская паротурбинная электростанция (АРЭК-2) былазакончена к намеченному сроку. Приёмная комиссия признала качество строительно-монтажных работ хорошим. На строительных работах по возведению электростанции было сэкономлено около 240 тыс. рублей.

(Стоит сделать отступление. Строительство и монтаж всех агрегатов и высоковольтной линии длиною 48 километров первоначально было намечено завершить к 15 апреля 1945 года. Судя по всему, в истории Дальстроя был приказ о переносе срока введения в эксплуатацию Аркагалинской паротурбинной электростанции № 2, но в мои руки он не попал — О.В.)

Передовики Аркагалинской строительной конторы

За время строительства стахановцы конторы показали высокие образцы труда.

Исключительно много сделали для ускорения срока окончания работ и повышения их качества старший производитель работ строительной конторы Иванов, старший прораб монтажа инженер Моросин и старший десятник Рыбаков. 

Арматурщики Евдокимов и  Сорожердев произвели все арматурные работы и работы по устройству чистого пола, систематически выполняя нормы на 160% и более.

Бригада плотников Булых (трижды награждён почётной грамотой управления и политотдела) из месяца в месяц выполняла нормы на 120—125%, а плотники-стахановцы этой бригады Кузин, Арикнов, Чернов, Никифоров, Загуменников, Горобец, Кадынцев и Малин, работая на самых трудных участках, выполняли нормы на 165— 180%. 

Все трудоёмкие работы, требующие большой затраты физической (бетонные работы, разломка бетона, земляные работы по обвалованию дамбы озера), выполняла бригада Салтыкова. На самых ответственных работах стояли бетонщики Антонов, Меноньков, Абдурахманов, Свириденхо, Белич, Евсюков и Седлунов.

Трудности лесозаготовок, вызванные отсутствием тракторов в первом квартале, коллектив лесозаготовителей во главе с десятником Смирновым преодолел, и стройка была обеспечена деловой древесиной. Лесорубы Шпак, Зеленин, Бирюков и Казанов выполняли по две нормы.

Слесари Кузнецов и Кирпичников за время строительства стали мастерами по монтажу турбин и котлоагрегатов.

Хорошо организовал обработку древесины рамщик Перлашевич. Все каменные работы и обмуровку котлов доброкачественно и в срок выполнял каменщик Головинский.

Ремонт строительных механизмов и все слесарные работы оперативно производила бригада слесарей Шадхина. Справился с планом грузоперевозок автотракторный парк (заведующий Савельев).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *