Экскаватор «ЛК-А»-0,5 на проходке руслоотводной канавы. Прииск «Хета». 40-е годы. Фото из газеты «Советская Колыма».
Это было тяжёлое время не только для Дальстроя, но и всей страны — шла Великая Отечественная война. Стране нужно было золото и олово.
Выполнить государственный план только киркой и лопатой на Колыме уже не представлялось возможным, требовалась техника, в частности, экскаваторы. Но количество производимых экскаваторов на материке, по понятным причинам, значительно снизилось, и рассчитывать Дальстрою на обновление и расширение своего экскаваторного парка не приходилось.
Тем временем, несмотря на то, что заводы и мастерские Дальстроя освоили ремонт экскаваторов, часть машин из-за аварий и общего технического состояния выводились из эксплуатации и списывались.
Чтобы хоть как-то выправить создавшуюся ситуацию, в 1943 году начальник Дальстроя Никишов даёт указание заводам Магадана и Оротукана начать строительство дальстроевских экскаваторов в кратчайшие сроки.
Сейчас это может показаться чистейшей авантюрой — строительство тяжёлых машин с нуля, в сжатые сроки на территории Колымы, где не было заводов тяжёлого машиностроения, отсутствовали специалисты необходимого профиля, инструменты и многое другое.
За основу были взяты проекты экскаваторов, уже производившихся на материке в довоенные годы: «ТР-0,25», «ЛК-А»-0,5 и «Кунгурец». Проекты были доработаны конструкторским бюро Дальстроя с учётом возможностей колымских заводов.
Изготовление и монтаж тяжёлой техники были поручены трём заводам — Авторемонтному, Оротуканскому и заводу № 2.
Экскаватор «ЛК-А»-0,5
Из истории создания
В 1936 году на Ковровском экскаваторном заводе начался выпуск дизельного экскаватора на гусеничном ходу «ЛК»-0,5, созданный под руководством инженера А.С. Реброва. Его марка расшифровывалась как «Лазарь Каганович» — в честь наркома НКПС Л.М. Кагановича.
Экскаватор «ЛК-А»-0,5. Фото из свободных источников.
Экскаватор «ЛК-А»-0,5. Фото из свободных источников.
На экскаватор «ЛК»-0,5 устанавливался карбюраторный двигатель от трактора ЧТЗ С-60 мощностью 60 л.с., работающий на лигроине. Экскаватор имел 7 видов рабочего оборудования, снабжался осветительной установкой и металлическим кузовом. Управление экскаватором производилось с помощью рычагов. Ёмкость ковша — 0,5 кубометра.
Вскоре экскаватор «ЛК»-0,5 был модернизирован и начал выпускаться под маркой «ЛК-А»-0,5. На новой модели был устанавливался дизельный двигатель М-17 мощностью 65 л.с., работающий на соляровом масле, был удлинён гусеничный ход (5 опорных катков, вместо 4), вертикальный вал ходового механизма получил стопор (вместо ленточного тормоза).
Экскаваторы «ЛК» были лучшими отечественными моделями лёгких строительных экскаваторов, однако план производства этих машин вплоть до начала Великой Отечественной войны завод выполнить так и не смог из-за более сложной конструкции по сравнению с предыдущими экскаваторами.
Строительство первого экскаватора Дальстроя
В 1943 году главное управление Дальстроя поручило трём заводам — Авторемонтному, Оротуканскому и заводу № 2 впервые на Колыме полностью изготовить все детали, узлы и произвести монтаж экскаватора типа «ЛК-А»-0,5. На долю коллектива Авторемонтного завода выпало изготовление большинства деталей, сборка узлов, а также весь монтаж «ЛК-А»-0,5, произведение испытаний и, наконец, сдача собранной машины заказчику.
На пленуме Авторемонтного завода
В начале сентября 1943 года на пленуме заводского комитета Авторемонтного завода главный инженер завода Позняков сделал доклад о ходе выполнения работ по экскаватору. На 10 сентября уже было изготовлено около 700 деталей, оставалось ещё 100. Собрана часть узлов. Цехам были установлены жёсткие сроки выполнения заданий.
При изготовлении Оротуканским заводом и заводом № 2 порученных им деталей и литья будут в назначенные сроки и своевременной доставкой на Авторемонтный завод, планировалось монтаж узлов и самого экскаватора закончить к 25 сентября. Затем — период испытаний машины и сдача её в эксплуатацию.
Пленум заводского комитета выделил трёх человек для оказания помощи руководителям завода по обеспечению своевременного выпуска и сдачи «ЛК-А»-0,5. Кроме того, было принято решение обратиться с письмом к общественности Оротуканского завода и завода № 2 с тем, чтобы она также взяла под свой контроль все работы по изготовлению частей первого колымского экскаватора.
Оротуканский завод
В общей сложности коллективом Оротуканского завода было изготовлено свыше 400 деталей для экскаватора «ЛК-А»-0,5.
Впервые в практике литейных цехов Колымы были отлиты крупные стальные детали — опорная рама, ходовые каретки и другие.
Так, в самые сжатые сроки были изготовлены сложные модели, и освоено новое литьё для экскаватора «ЛК-А»-0,5. Благодаря упорству и настойчивости в своих поисках тонкостенные детали весом до четырёх с половиной тонн, имеющие сложную конфигурацию, были освоены коллективом сталелитейщиков.
Самая крупная деталь — верхняя поворотная площадка весом в 3,5 тонны после обработки проходила специальную термическую обработку: деталь поместили в отжигательную печь, где находилась в течение суток. Температура в печи постепенно повышалась до 825 градусов, а затем равномерно снижалась. Таким образом, поворотная площадка получила равномерный отжиг.
Для экскаватора коллектив завода изготовил 41 модель, по которым было отлито 69 наименований различных деталей. Завод к середине сентября 1943 года полностью закончил выполнение своего заказа.
Экскаваторщик Бедин. Как это было
Для монтажа и отладки «первенца» Дальстроя на Авторемонтный завод был откомандирован опытный экскаваторщик С. Бедин, проработавший значительное время на экскаваторах этой марки. Ему предстояло непосредственно участвовать в монтаже машины, а также в её приёмке и испытаниях.
В газете «Советская Колыма» в номере 6 ноября 1943 года был опубликован рассказ машиниста экскаватора о монтаже первого колымского экскаватора: «Это — особенный экскаватор. На дверце его кабины приклёпана металлическая пластинка, на которой написано: «Экскаватор «ЛК-0.5 типа А», Выпуск Авторемонтного завода».
Он от начала и до конца построен на Колыме. Детали для него готовили Оротуканский завод горного оборудования, завод № 2. На Авторемонтном производилась сборка всех частей машины, подгонка агрегатов с их испытание.
Бригада Авторемонтного завода монтирует экскаватор. 1943 год. Фото из газеты «Советская Колыма».
Во всём этом мне пришлось принимать самое непосредственное участие. Случилось это так: 17 октября у нас на прииске «Октябрьский» была получена телефонограмма о вызове меня в Магадан для монтажа первого колымского экскаватора. Провожая меня в путь, горняки говорили:
— Ты, товарищ Бедин, не ударь липом в грязь.
Это напутствие заставило меня особенно серьёзно подойти к выполнению поручения. Экскаватор, который предстояло собирать и испытывать, той же марки, на каком я работал в течение трёх лет на прииске «Большевик», а в этом году — на «Октябрьском».
На заводе встретили меня хорошо. С первого же дня — с 22 октября — я горячо включился в работу по монтажу машины. Вместе со мной, не жалея сил, не считаясь со временем, подлинно по-фронтовому работали слесари-монтажники Брайко, Овчаренко, Бахмет и Тимохин. Я видел, как, не щадя себя, трудились лучшие горняки на прииске. Теперь я убедился в том, что и на дальстроевских заводах рабочие не уступают им в сноровке и упорстве.
К моему приходу на завод был произведён монтаж гусениц, и поставлена верхняя рама. В течение четырёх дней мы установили двигатель и смогли попробовать экскаватор в движении сперва в помещении, а потом во дворе завода. Техническая комиссия, членом которой я состоял, провела первую проверку. Выяснились кое-какие недостатки. Так, например, задрало подшипник редуктора, вибрировал диск главной муфты, имелся некоторый перекос шестерни главной лебёдки. Всё это необходима было быстро устранить.
Коллектив завода, а вместе с ним и я, стремились сдать экскаватор до ноября. Нам всем хотелось, чтобы к великому празднику — 26 годовщине Октябрьской революции — машина уже стояла на рабочем месте. Если мы и раньше подолгу не выходили из цеха, то сейчас без сна и отдыха проработали почти 24 часа. Тут же находились, лишь минутами урывая время на передышку, инженеры-конструкторы завода Кобяков и Прошин. Когда требовалось, они брали инструмент и работали плечом к плечу с нами, как рядовые монтажники. 31 октября машина была готов к последним испытаниям.
Во дворе завода имелся песок. Здесь мы дали машине рабочую нагрузку. Проверка показала неплохие качества. Затем комиссия — агрегат за агрегатом, узел за узлом проверила всю машину буквально до последнего шплинта. В акте записали: «Экскаватор принят от завода в эксплуатацию».
2 ноября в 6 часов вечера я вывел машину за стены завода и 3 ноября привёл её за площадку, где ей предстоит показать себя на подготовке крупного котлована. Во время перегонки механизмы действовали безотказно. Скорость движения — полтора километра в час. Это нормально. Сейчас мне осталось только отрегулировать поворотный механизм, что я не мог сделать в условиях завода».
Приёмка экскаватора
Для технической приемки и проведения испытания экскаватора «ЛК-А»-0,5 распоряжением № 617 по ГУСДС от 22 октября 1943 года была создана комиссия в составе:
- председатель Ильинский Н.Н. — начальник конструкторского бюро Дальстроя;
- Ершов П.Ф. — главный механик Дальстроя;
- Попов Ф.Ф. — начальник промышленно-заводской инспекции;
- Позняков Г.Е. — главный инженер АРЗа
- Бируля — старший инженер ПТО;
- Курицин П.Е. — старший инженер ОГМ;
- Блитцон — механик-экскаваторщик;
- Бедин —представитель ЧУГПУ.
Комиссии предписывалось в течении 23-го и 24 октября произвести техническую проверку всех узлов, их сопряжение и качество изготовления представив материалы в 12 часа 25 октября.
Испытание экскаватора в рабочем состоянии требовалось произвести с 25 по 29 октября представив акт на утверждение 29 октября 1943 года в 22 часа.
Награды создателям колымского экскаватора
После принятия экскаватора «ЛК-А»-0,5 комиссией Дальстроя в эксплуатацию, в начале ноября 1943 года был выпущен специальный приказ начальника Дальстроя Никишова.
Погрузка песков в вагонетки экскаватором «ЛК»-0,5. Фото из фондов ГАМО.
В приказе особо отмечено, что выпуск экскаватора, относящегося по своей трудоемкости и сложности к тяжелому машиностроению, был произведён при отсутсвии специального оболрудования.
Начальником Дальстроя Никишовым был утверждён акт комиссии, принимавшей экскаватор.
Была объявлена благодарность начальнику конструкторского бюро Ильинскому, директору Авторемонтного заводу Голикову, главному инженеру завода Познякову, главному конструктору завода Кобякову, начальнику цеха завода Масальскому, директору ремонтного завода горного и обогатительного оборудования Каралефтерову, технологу мартеновского цеха Прищепа, мастеру мартеновского цеха Грузину, директору завода № 2 Смирнову, технологу завода Краснову, начальнику цеха завода Сбитневу, мастеру завода Мороз и мастеру Будащеву.
Объявлена благодарность ведущему технологу по сборке экскаваторов Прошину, экскаваторщику Чай-Урмийского управления Бедину, принимавшему участие в сборке и испытании машины, и слесарям-сборщикам Овчаренко, Брайко и Тимохину.
Директоров заводов Смирнова, Голикова и Каралефтерова начальник Дальстроя этим же приказом обязал к 15 мая 1944 года выпустить не менее 5 экскаваторов «ЛК-А»-0,5 и до 1 января 1944 года — один, опытный экскаватор легкого типа «ТР-0,25».
Экскаватор «ТР-0,25»
Почему после создания первого экскаватора «ЛК-А»-0,5 потребовалось практически сразу осваивать ещё один тип машин, когда и первую модель только начали запускать в серийное производство?
Работы экскаваторам на Колыме хватало, причём порой требовались не только машины с большими ковшами, но и гораздо скромнее — по воробьям из пушки стрелять не будешь, нецелесообразно…
Для создания экскаватора «ТР-0,25» требовалось гораздо меньше металла, времени и обходился он дешевле, так как ходовую часть изготовлять не требовалось — за основу использовался трактор ЧТЗ С-60 или С-65.
Из истории создания
Опытный образец гусеничного неполноповоротного экскаватора «ТР-0,25» с ковшом ёмкостью 0,25 кубометра был изготовлен на Кунгурском экскаваторном заводе в конце 30-х годов. Основное применение для этого экскаватора планировалось на строительных работах в совхозах, крупных колхозах и машинно-тракторных станциях.
Экскаватор «ТР-0,25». Фото из свободных источников.
Экскаватор «ТР-0,25» монтировался на базе тракторов ЧТЗ С-60 или С-65, в конструкции которых при монтаже не вносилось никаких изменений. На трактор устанавливалась фундаментная литая плита экскаватора, на которой монтировались: поворотная платформа, двухвальная лебёдка экскаватора и цепной напорный механизм. Для достижения нормальной устойчивости экскаватор имел противовес, прикреплённый на специальной раме впереди радиатора. В качестве силовой установки экскаватора использовался двигатель трактора.
Новогодний «подарок»…
В начале ноября 1943 года начальник Дальстроя Никишов своим приказом поручил создание экскаватора лёгкого типа «ТР-0,25» всё тем же заводам: Авторемонтному, Оротуканскому и заводу № 2. Монтаж и сборка поручались Авторемонтному заводу (Магадан).
Переработка и адаптирование проекта к местным условиям были возложены на конструкторское бюро Дальстроя.
Экскаватор должен был создан в сжатые сроки, первый «ТР-0,25» должен был предстать перед приёмной комиссией Дальстроя до 1 января 1944 года.
Надо сказать, что попытка была неудачной, и проект был отправлен на переделку в конструкторское бюро Дальстроя.
Вторая попытка. Конец марта
Согласно приказу № 87 по ГУСДС от 2 марта 1944 года Авторемонтный завод должен был сдать в эксплуатацию один экскаватор «ТР-0,25» к 1 апреля 1944 года, и ещё два к 1 мая 1943 года.
Этим же приказом заводу № 2 приказывалось сдать заказчикам два экскаватора марки «ЛК-А»-0,5 — один к 1 апреля 1944 года и ещё один к 15 мая 1944 года. Пока АРЗ осваивал производство «ТР-0,25», выпуск «ЛК-А»-0,5 был перенесён на завод № 2.
Авторемонтномуы заводу предстояло построить к 1 мая три дизельных экскаватора новой марки «ТР-0,25», заново сконструированного конструкторским бюро Дальстроя. Сжатые сроки строительства новых машин обязывали заводской коллектив без промедления взяться за выполнение этого исключительно важного задания.
Первый механический цех (начальник Вершинин) должен был изготовить и сдать детали к 20 марта, фактически заказ выполнен на 2 дня раньше. К слову, заказ на изготовление деталей цех получил как сверхплановое задание. По-стахановски работала в этом цехе токарная группа мастера Тимофеева.
Инструментальный цех (начальник Горбачёв) занимался изготовлением оснащение для экскаватора. Уже к 17 марта цех изготовил и сдал все срочные детали. Высокие показатели были у фрезеровщика Аргудяева, слесаря Григорьева, токаря Крицына, шлифовщика Колесникова. Люди не оставляли цехи до тех пор, пока дневное задание не будет выполнено.
Одним из главных исполнителей экскаваторного заказа был цех горного оборудования (начальник Рахманов). В первые дни цех не придал серьёзного значения новому заказу и допустил отставание, для устранения которого потребовалось удвоенное напряжение сил всего коллектива. Во второй половине марта группа мастера Будашева по котельно-сварочным работам закончила сварку стрелы. Механическая группа cтаршего мастера Масальского выполняла работу по сборке узлов и токарные работы по крупным деталям (поворотный венец, шестерня главной лебёдки и другие).
Коллектив тракторного цеха (заместитель начальника цеха Ерёменко) подготавливал трактор под новый экскаватор. В этом цехе отлично работали слесари моторной группы мастера Семенова — Рандин, Соломатин и Волков.
Многое сделала для изготовления экскаватора и партийная организация завода (секретарь партбюро Плитке). Получив приказ начальника Дальстроя, коммунисты, комсомольцы и непартийный актив завода провели большую массово-разъяснительную работу. После совещания руководящих работников у директора завода начальникам цехов было поручено ознакомить рабочих с графиком строительства экскаватора. Были пущены в ход все средства: наглядная агитация, стенгазета, плакаты-«молнии», отражающие самоотверженную работу лучших рабочих и цехов.
Секретарь и члены партийного бюро лично сами и через цеховых парторгов ежедневно контролировали ход изготовления частей экскаватора.
По инициативе комитета ВЛКСМ (секретарь Сендерович) комсомольцы завода взяли шефство над заказами на детали. Они следили за точным соблюдением графика. Обнаружив неполадки, они вместе с начальниками цехов устраняли их.
Экскаватор ТР-0,25 в работе. Колыма. 40-е годы. Фото из архивов МОКМ.
Во второй половине марта 1944 года основные узлы экскаватора были собраны и завод приступил к монтажу машины. Коллектив рабочих и инженерно-технических работников Авторемонтного завода боролся за выполнение заказа к намеченному сроку.
Сборка закончена
На Авторемонтном заводе к началу апреля 1944 года была закончена сборка экскаватора «ТР-0,25». Он представлял собой новую оригинальную конструкцию машины, построенной на базе трактора «ЧТЗ-65». Чертежи экскаватора были разработаны конструкторским бюро Дальстроя.
Коллектив завода с честью справился с поставленной задачей и к намеченному сроку — 1 апреля полностью закончил сборку экскаватора и занимался его регулировкой.
Приёмка в эксплуатацию
Согласно распоряжению № 188 по ГУСДС от 30 марта 1944 года была создана комиссия для приёмки экскаваторов «ТР-0,25», выпущенного АРЗом, и «ЛК»-0,5, производства завода № 2.
Комиссии предписывалось начать работу 31 марта, произвести испытания по намеченной программе и акты испытаний представить на утверждение не позднее 3 апреля 1944 года.
Начальнику КБ Дальстроя Ильинскому приказывалось внести в рабочие чертежи экскаватора «ТР-0,25» все изменения, по выявленным при сборке и испытании недостаткам конструкции и, не позднее 5 апреля, выдать исправленные чертежи заводам изготовителям, для запуска серии.
Экскаватор «Кунгурец»
На апрель 1944 года «великая тройка» Колымы смогла освоить мелкосерийный выпуск экскаваторов «ТР-0,25» и «ЛК-А»-0,5, что казалось немыслимым в военное время при отсутствии самого необходимого.
Но ещё не смолкли фанфары и поздравления по поводу трудовых свершений, как руководство Дальстроя поставило перед заводами новую задачу…
Было бы логично, если бы руководство Дальстроя в дальнейшем приложило усилия для увеличения выпуска уже освоенных экскаваторов с ковшами 0,5 и 0,25 кубометра. Вместо этого заводы получили задание освоить и начать серийный выпуск экскаваторов «Кунгурец» с ковшом 0,35 кубометра.
В июне 1944 года вышел приказ начальника Дальстроя Никишова, согласно которому Авторемонтному завода предстояло освоить выпуск экскаваторов типа «Кунгурец» и в короткие сроки изготовить 11 машин. На первый взгляд, при имеющихся мощностях задача фантастическая и невыполнимая, но умели большевики делать сказку былью…
История создания
Универсальный полноповоротный экскаватор Д-0,35 «Кунгурец» с ковшом ёмкостью 0,35 кубометра серийно выпускался на Кунгурском экскаваторном заводе в городе Кунгуре до 1940 года.
Экскаватор «Кунгурец». Фото из свободных источников.
В качестве силовой установки экскаватора служил карбюраторный керосиновый двигатель типа 1-МА мощностью 52 л.с. применяемый без всяких изменений, комплектно со всем вспомогательным оборудованием, за исключением динамомашины, которая была заменена специальной электроустановкой для освещения.
Конструкция гусениц — рамная, многоопорного типа с цепным приводом.
Все механизмы экскаватора получали движение от одного трансмиссионного вала.
Экскаватор имеет 2 скорости передвижения: 1,34 и 3,53 км/ч; вес с оборудованием лопаты — 11,2; кузов — металлический.
Экскаватор Д-0,35 мог оснащаться 10 видами рабочего оборудования: прямая и обратная лопаты, струг (скиммер), засыпатель (бекфиллер), драглайн, грейфер, скребок, корчеватель, кран и копер.
Хроники создания «Кунгурцев»
Авторемонтному заводу предстояло в июле 1944 года отправить горным управлениям 11 экскаваторов «Кунгурец». Подобного задания ранее АРЗ никогда не получал. Многим такая задача казалась непосильной и невыполнимой, но цифры расчётов уверяли заводчан в положительном исходе дела. Необходимо было лишь проявить большую настойчивость, умение на ходу преодолевать создающиеся «узкие места», большую инициативу, непрерывный контроль за ходом производства деталей и узлов, и задача могла быть решена в поставленные сроки.
Только 30 мая 1944 года были получены заводом последние чертежи. В технологическом бюро быстро разработали технологический процесс изготовления деталей. Почти все цехи завода принимали участие в изготовлении узлов и агрегатов экскаваторов.
Сборку поручили лучшим слесарям завода. Были выделены премии: первая — 1 000 рублей — бригаде, которая сумеет собрать экскаватор на одни сутки раньше планового срока, и вторая — 500 рублей — бригаде, уложившейся точно в намеченные сроки, а они были сжаты до предела.
Каждая бригада состояла из 6 человек. Исключительную энергию проявили бригады Крушинского и Овчаренко, по 18— 20 часов не покидавшие места сборки. Не уходил с производства старший инженер-технолог Нестор Глебович Прошин, возглавивший техническое руководство работами по изготовлению экскаваторов.
С первых дней работы были составлены графики подачи готовых деталей и узлов по всем цехам. Были установлены сроки завоза материалов. На особо загруженные станки были составлены отдельные графики, где указывались даже часы окончания обработки деталей и запуска в производство новых. В каждой смене за работой следили специальные диспетчеры и ответственные за сборку экскаваторов. Помимо этого, к каждой смене были прикреплены инженеры технического отдела для быстрого разрешения встречающихся технических затруднений.
Огромную роль сыграли ежедневные 20-минутные контрольные проверки, где руководители завода совместно с начальниками цехов и бригадирами сборки проверяли итоги работы за сутки и здесь же давали конкретные задания на следующие сутки.
Первая пятёрка
Первый «Кунгурец» был готов 17 июня, а в первой декаде июля было уже готово пять экскаваторов. На кабинах были прикреплены таблички с надписью: «Дальстрой. Авторемонтный завод. Экскаватор «М-1 ДВ»».
7 июля первый изготовленный «Кунгурец» отбыл на трассу, 8 июля 1944 года вопреки сомнениям многих, шофер Лукьянов «ухитрился» погрузить на прицеп своего двухсотсильного «Даймонда» сразу два 14-тонных экскаватора. А в это время ещё один «первенец» своим ходом шёл по улице Магадана к порту.
«Кунгурцы» начали трудовую жизнь.
Дорога к победе
На основании опыта выпуска первых пяти «Кунгурцев» завод изготовил ряд дополнительных инструментов и приспособлений, значительно сокращающих затраты при изготовлении деталей и сборке экскаваторов.
Так, например, в июне на первых пяти экскаваторах двуноги собирали по элементам на самом экскаваторе, в июле на выпуске одиннадцати машин технологию сборки изменили. Было изготовлено специальное приспособление, которое позволило полностью собирать двуноги отдельно, и уже готовыми их ставили и крепили на экскаватор.
На расточке ходовых рам вместо одного резца для торцевой обработки челюстей были применены на оправке две дисковые наборные фрезы большого разора, что также позволило намного сократить пребывание этих узлов и деталей на станке. Всего заводом было изготовлено 86 видов инструмента, приспособлений и штампов.
Благодаря мобилизации внутренних ресурсов удалось обеспечить производство всем необходимым металлом. Не было двутавровой балки № 24, швеллера № 24, толстого листа 12, 14, 18 и 22 мм и много другого. Всё это было заменено отходами, давно выброшенными в хозяйствах Дальстроя. Сортовой прокат был заменён сварными и клёпаными конструкциями. Всего на одиннадцати «Кунгурцах» было реализовано 16 тонн отходов чёрного металла.
Первая пятёрка выпущенных «Кунгурцев» имела ряд существенных дефектов: все шестерни и цепи Галля были поставлены сырые, некоторые отверстия вместо сверловки прожигались бензорезом, плохо клепались заклёпки и т. д.
Вскрыша торфов экскаваторами «Кунгурец». Фото из архивов МОКМ.
Во второй партии машин все такие дефекты были устранены. Все шестерни поставлены термически обработанные, вместо ручной клёпки была введена пневматическая. Завод учёл все замечания горняков и значительно улучшил качество «Кунгурцев».
Хорошо справились со своими задачами механические цехи завода, кузница, ремонтно-механический цех и другие. Заводчане были благодарны коллективу Оротуканского завода, который своевременно поставил заводу всё стальное литьё.
Авторемонтному заводу на одиннадцати экскаваторах пришлось обработать 1 250 наименований, что составило больше 35 тысяч деталей. Всего было изготовлено и обработано 80 тонн стального литья, 5 тонн бронзового литья и 1,7 тонны чугунного литья.
Большую помощь цеху в выпуске экскаваторов оказали агитаторы и беседчики. Вся агитация была направлена исключительно на безусловное выполнение задания в срок. Показывались лучшие и отстающие люди цеха. Индивидуальные и коллективные беседы, проводившиеся руководителями завода, вызвали значительный подъём среди сборщиков. Так, бригады Овчаренко и Крушинского собрали по 3 экскаватора, бригада Александрова — 2 машины.
В итоге напряжённой работы всего коллектива завод с честью справился с поставленной перед ним задачей, 11 экскаваторов «Кунгурец» были приняты в эксплуатацию и отправлены в горные управления.
При подготовке статьи были использованы материалы газеты «Советская Колыма», а также документы архивов МОКМ и ГАМО.
Моя признательность за помощь в работе коллективам Государственного архива Магаданской области, Магаданской областной универсальной научной библиотеке имени А.С. Пушкина.