К истории казачества на Охотском побережье

До 1731 года все Охотское побережье и Камчатка входили в состав Якутской административной единицы – Якутского уезда, население которого проживало в ясачных зимовьях и  острогах. Основная часть якутов из родов и племен центральной Колымы привозили ясак в Якутский острог, где служилые люди собирали  налог пушниной, начиная с ХVII века, взамен обещая защиту от  агрессивных кочевников.

В 1647 году землепроходцы – служилые и промышленные люди, священнослужители построили в Охотске острог –  опорный пункт для сбора в государеву казну пушнины – «мягкой рухляди». В 1648 году  такой же населенный пункт в виде Тауйского зимовья  появился в Тауйской губе в устье реки Мотыхлей. В 1653 году М. Стадухин заменил это зимовье более комфортным острогом, просуществовавшим до 1667 года.

Административное управление.

Якутску подчинялись не города с воеводами, то есть уезды, а только острожки и ясачные зимовья, управляемые приказными людьми и назначаемые якутским воеводой. При каждом воеводе состоял дьяк, его первый помощник, тоже назначенный, но в Москве в Сибирском приказе одновременно с воеводой. Основные обязанности воевод состояли в обороне города и уезда от внешних и внутренних врагов, сборе ясака, содействии торгам и промыслам, производстве суда и расправы с русским и местным населением. Они сосредотачивали в своих руках власть военную, гражданскую, судебную и полицейскую. Их службе помогала и православная церковь.

Воеводы стояли  во главе уездной администрации. Им подчинялись, кроме дьяков, подъячих, толмачей, также дети боярские, сотники, атаманы, пятидесятники и десятники, возглавлявшие гарнизоны многочисленных острогов, острожков и ясачных поселений. К 1642 году в Якутии функционировали 36 волостей – низовых административных центров.

Якутский уезд, «дальняя заочная государственная вотчина», практически не контролировалась правительством, отсюда шло много жалоб на чиновников — взяточников, вымогателей, казнокрадов.

В 1708 году по инициативе Петра I издали Указ об организации губернской системы управления. Сибирь стала губернией в начале со столицей в Тобольске.  С 1719 года Якутский уезд стал подчиняться  Иркутской провинции, а с 1764 года  – Иркутской губернии. Эти административно — территориальные изменения ограничили единовластие якутских чиновников.

По инициативе Витуса Беринга вновь провели административно — территориальную реформу, создав к 1731 году самостоятельное Охотское правление, включавшее весь Камчатский полуостров и Анадырский край,  но с подчинением Иркутской  провинциальной канцелярии.

На Охотском побережье располагалось несколько прибрежных селений: Тауйск, Армань, Ола, Туманы, Ямск, Тахтоямск, Гижига, где жили коряки, эвены, камчадалы и русские старожилы.

Тауйск.

Тауйск.Тауйск.

В том 1731 году  Тауйск,  расположенный на правом берегу реке Тауй почти у самого моря,  представлял собой маленький населенный пункт, внутри которого находились: изба служилых людей, «казенка», где содержались аманаты, поварня, Там же стояли кладовые — амбары для хранения «всякой великого государя казны». В 1776 году число русских в остроге насчитывалось 42 казака во главе с сотником. В 1842 году, когда в ведении служилых людей находилось 567 тунгусов,10 коряков и 86 якутов, острог назывался Тауйским форпостом.

Со временем сюда прибыли русские поселенцы из Томской и Якутской областей. Постепенно  стали переселяться в острог местные жители и якуты. В конце ХIХ века в нем было 19 домов, 23 летних и 30 разных других построек, опрятная церковь. В 1910 году в 35 дворах Тауйска проживало 235 человек.

Главными занятиями жителей Тауйского являлись рыболовство и охота. Держали немного коров, лошадей и собак. Выращивали картофель.

Армань.

На реке Армань находилось Арманское поселение. В 1898 году в нем насчитывалось 14 домов, 89 душ населения обоего пола. У них было 28 голов рогатого скота, 30 лошадей,  350 собак. В 1910 году  в 15 дворах Армани проживало  примерно 110 человек, преимущественно тунгусы.

Ола.

Ола.Ола.

На реке Ола располагалось селение Ола, в котором в 1898 году насчитывалось 21 дом и 20 юрт, где проживало 116 человек обоего пола.  Они имели 24 головы рогатого скота, 26 лошадей.  Работала церковно — приходская школа, при которой был организован детский хор.

В 1910 годах  в 25 дворах Олы проживало уже 220 человек, коряков и камчадал, 64 якута и 16 русских.

Ямск.

Ямск находился у южного входа в Пенжинский залив в устье реки Ямы, примерно в 400 верстах к северу от Тауйского острога. Его основал в 1739 году майор Якутского полка Василий Мерлин, прибывший на Камчатку для ведения следствия о восстании ительменов в 1731-32 годах, возникшем в результате злоупотреблений местной администрации при сборе ясака. В 1824 году в Ямске проживало 347 тунгусов и 125 коряков обоего пола. В 1908 году в селении было 53 дома и 31 юрта, 233 жителя обоего пола. Они имели 50 голов рогатого скота, 30 лошадей и 600 собак. В селении функционировала церковно — приходская школа, в церковных службах принимал участие детский хор.

В 1910 году в Ямске было 35 дворов, более чем 300 жителей, коряки и камчадалы. Все они занимались преимущественно рыболовством, держали немного коров и лошадей.          Возделывали картофель, переняв этот опыт у русских.

К северу от Ямска до Гижигинска  находилось еще два маленьких приморских селения – Туманы и Наяхан, жители которых занимались в основном рыболовством. Но они держали в хозяйстве ездовых собак, некоторые имели коров и лошадей.

В 1701 году по Указу Петра 1 якутские казаки впервые были объединены в полк во главе с казачьим головой. В него вошли казаки Якутии, Охотского побережья, Камчатки и  Анадыря, которые были организованы в казачьи команды.

Строительство острогов.

В 1739 году в устье реки Ямы поставили Ямской острог, в 1751 году — на реке Туман — Туманскую крепость для защиты о коряков, На следующий год, в 1752 году – построили на реке Вилига — Вилигинскую и на реке Таватом — Таватомскую крепости. Но последние  три были   вскоре уничтожены. Перспективной оказалась Гижигинская крепость, построенная в 1753 году с целью обезопасить сухопутное сообщение между Охотском и Камчаткой от частых нападений  «немирных коряков» и сбора с них ясака. Она стояла на левом берегу реки в 25 верстах от устья.

Гижигинск.

Гижигинск.Гижигинск.

Через 20 лет в Гижигинске в 83 дворах жило 672 человека  обоего пола, в том числе лиц духовного звания 3, регулярных военных 175, нерегулярных (казаков) – 474, разночинцев – 17 и дворовых 3 чел. В 1783 году Гижигинск объявили городом и центром огромного Гижигинского края, протянувшегося от Охотска до Камчатки. В 1805 году в Гижигинске про- живало 773 человека, в том числе мужчин — 386, женщин — 387. То есть, за 32 года численность его населения выросла на 100 человек.

Город окружен деревянным палисадом длиной в 107, шириной в 84 сажен, внутри которого находились церковь (1758 год), казенные здания, магазины, лавки, питейный дом, 86 «жительских дворов», баня, кузницы, частные дома. В устье Гижиги располагалась казарма, где «пристают казенные транспортные суда с казенным и партикулярным имуществом».

В 1783 году Гижигинск был объявлен городом и административным центром огромного Гижигинского уезда Охотской области. В октябре 1790 года высочайше утверждается  герб города: в верхней части изображенного на нем щита — герб иркутский, в нижней – на голубом поле видна при  море часть крепости с башнями.

Герб Гижигинска.

Герб Гижигинска.

Была и  школа в Гижигинске. В 1806 году у служивших в казачьей команде было 82 ребенка мужского пола.   Из них не обучалось за неимением книг 9 человек, за болезнью – 1, за малолетством – 26. Кроме того, в Гижигинске находилось 103 мальчика — дети солдат и офицеров  частей регулярной армии. Из них не обучалось  за малолетством 35, за «слепотой» – 3 и за «глухотой» – 1».

В 1809 году «находящийся при обучении казачьих детей учитель Гаврила Попов» составил именной список «обучающихся российской грамоте казачьих детей». В него внесено 47 фамилий детей от 6 до 17 лет. Они изучали часослов, псалтырь, катехизис, азбуку  и писали «склады». Против каждого ученика поставлены оценки: «понятный и радетельный к учению»,  «не понятен», «непонятный и нерадетельный».

В 1819 году  школу в Гижигинске переименовали в казацкое училище.  В нем в 1824/25  году обучалось 25 казачьих детей, в 1825/26 г. – 33, в 1826/27 г. – 25, в 1829/30 г. – 22, в 1832/33 – 15. Среди школьников наряду с 7-летними мальчиками встречались  и 20-летние юноши. Они учились чистописанию,чтению, проходили арифметику, элементы словесности, изучали закон божий, слушали  курс краткого нравоучения. Знания оценивались на «худо», «изрядно», «хорошо, «очень хорошо». Учебными пособиями служили «прописи печатные», «прописи скорописные», «Руководство  к чистописанию», «Азбуки», «Российские буквари»,  «Арифметика» 1 и 2 части, часословы, псалтыри, библии, «Краткий катехизис», «пространный катехизис», «Краткая священная история».Были «Правила для учащихся».

Среди учебного оборудования числились  доски аспидные, грифели, ножи перочинные, чернильные наборы.

Училище содержалось на пожертвования жителей города, обучение было бесплатным. Обучение вели 1-3 учителя.

Постепенно  население города убывало. В 1816 году в нем проживало 650 человек обоего пола. Укрепление еще сохранялось. При нем  было 4 пушки.

В исторической справке 1828 года лейтенанта флота Фофанова отмечалось: «Город Гижига обитаем коренными жителями и солдатами, которые прежде находились в  батальоне, защищавшем Гижигу от иноверцев. В большом количестве живут казаки, как служащие, так и отставные….».

Административно — территориальные изменения границ Северо — Востока России продолжались в ХIХ веке.

В соответствии с «Уставом об управлении инородцами» от 1822 г. организовали ОхотCкое и Камчатское управления, но в 1851 году Камчатка стала самостоятельной областью.

Сибирские казаки.

Опорой власти были военные гарнизоны, где несли службу специально подготовленные служилые люди. В знаменитом 1822 году якутская команда была преобразована в Якутский пеший казачий полк во главе с полковым атаманом. В состав полка входили команды казаков: якутская,охотская и гижигинская.

Термин «служилые люди» означал категорию детей боярских, сотников, атаманов, пятидесятников, десятников и казаков), однако  с середины ХVIII века вместо общепринятого  стали употреблять понятия «казаки», «казачья команда», «казачий полк».

В 1731 году Охотскому правлению было предписано иметь 300 служилых людей, в 1779 году — Якутской провинции определялся штат в 500 казаков, в том числе 300 конных и 200 пеших, оставив без изменения число командного состава – 50 детей боярских. И только в 1822 году в связи с проведением реформ М.М. Сперанского предусмотрели для Якутской области и Охотского края один городовой казачий полк в составе команд Якутской, Охотской и Гижигинской.

В полку должны были состоять полковой атаман, 5 сотников, 5 хорунжих, 18 пятидесятников, 28 младших урядников, 7 писарей, 7 мастеровых и 500 казаков.

Охотск.Охотск.

До 1777 года в Охотске служили 101 казак, Гижигинске — 137, Тауйске — 19, Ямске — 37 (вместе с солдатами),  Через десять лет в Охотской городовой команде состояло (помимо 130 солдат и офицеров) 8 сотников, 3 пятидесятника  и 85 казаков. В 1801 в команде насчитывалось 2 сотника, 2 урядника, 2 пятидесятника, 2 дворянина, 2 детей боярских, 87 казаков.

На Охотском побережье в Тауйске в 1801 году службу несли 10 казаков, через пять  лет в Гижигинске служили сотник, 3 пятидесятника и 74 казака.

Штат служилых людей постоянно менялся. «Положением о преобразовании на Камчатке воинской и гражданской части» от 9 апреля 1812 года в Гижигинске должны были служить 2 сотника, 3 урядника и 100 казаков. Такое большое количество казаков в Гижигинске объяснялось тем, что ежегодно в марте 60 из них сопровождали купеческие караваны на чукотскую ярмарку.

Определенного срока службы не было установлено. Сибирские казаки не всегда охотно  ехали в Охотск, тяжелы были дорожные условия. К тому же им приходилось с невольными колонистами — ссыльными, так как значительная часть их подлежала «поверстанию в службу». Такая практика сложилась в Якутском уезде из-за постоянного кадрового голода.

Из постепенно слагавшегося местного русского населения- промышленников и пашенных крестьян можно было пополнять  состав служилого люда. Кроме того, некоторая часть коренного населения Колымы, перешедшая в христианскую веру, получала таким образом возможность записаться в ряды служилых и улучшить свое положение стабильным жалованием и определенными льготами.  Но в служилые люди, в результате недостатка профессиональных специалистов, призывали и другие категории населения Якутии: родственников казаков, гулящих людей, преимущественно из числа промышленников.

С 1707 года казачье звание стало наследственным. Царский Указ устанавливал отныне обязательное зачисление в казачью службу, причем казаки должны были служить всю жизнь, отставка давалась только больным и старикам. Их потомство также обязывалось нести исключительно военную службу.

В сентябре 1796 года Сенат утвердил новое Положение о сибирских казаках, согласно которому из них учреждалось иррегулярное войско. Оно должно было состоять из людей всех податных сословий, то есть крестьян, посадских, купцов и для них так же сохранялось право наследственности казачьей службы.

Устав о сибирских городовых казаках 1822 года сохранял этот порядок. В течение всего ХVII и в основном в ХVIII веках служилые люди всех рангов набирались, перемещались по должности и увольнялись воеводами. После 1822 года казаки определялись по назначению гражданского губернатора и областного начальника, но приказами полкового атамана.

Казаки никогда не проходили военную службу и не знали строевой службы. Но они обязаны были иметь оружие и боеприпасы.

Снаряжение у них было довольно скудное: пищали (гладкие и винтовые), мушкеты. Более состоятельные держали коней. Дети боярские имели коней, пищали, а некоторые даже карабины. Часть их  имела сверх того сабли и луки со стрелами, встречались  панцири – куяки. В  поход брали«государев наряд» – порох, свинец, пищали, куяки, шишаки, наручники, иногда и пушки,

Брали с собой «железную рухлядь»  – котлы, топоры, ножи, блюда, «тарелы», железо кричное для всяких нужд, олово. Везли рыболовные снасти, сети и невода.

Важнейшей обязанностью служилых являлись «прииск новых землиц неясачных людей» и привод неясачных «под царскую высокую руку». Но их несомненной заслугой следует считать  защиту местного коренного населения от межплеменных и межродовых столкновений.

Казаки собирали ясак пушниной, мамонтовой костью, моржовыми клыками. Одновременно проводили «ревизию душ», то есть перепись населения, что было не менее  важно для освоения новых территорий Севера.

С целью заселения Охотского побережья и Камчатки в ХVIII веке посылали крестьян из Илимска для заведения пашни в районе Охотска, Ини, порой ссыльных. В 1846 году в Тахтоямске проживало 111 крестьян — мужчин из 200 душ. Через три года в селениях Иня, Тахтоямск и Туманское проживало почти тоже число жителей.

Автор статьи: Д.И. Райзман.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *