Забытый водопровод

N4A6575

Устье Корейского ключа.

Думаю каждый, кто хотя бы раз прошел над морпортовской сопкой на Корейский, Головные, за грибами или ягодой, да и просто путешествуя, не раз замечали какая приличная и широкая тропа проходит вдоль обрывистого склона сопки.

N4A6586

Тропа на Корейский ключ.

Эта полка вдоль сопки сперва наводила на мысль о щедрости матери-природы к человеку, но все чаще и чаще начала приходить в голову мысль о её рукотворной природе…

magadan_vodoprovod_020

Деревянные срубы, расположенные на тропинке.

Ещё больше удивляли странные бревенчатые колодцы, расположенные на тропе. Могло показаться, что это заброшенные окопы, сделанные во время подготовки к отражению японских войск.

magadan_vodoprovod_016

Запорные краны в технических колодцах.

Но идя по тропе дальше можно было увидеть, что в некоторых из этих срубов сохранились детали запорной арматуры.

magadan_vodoprovod_008

В местах обвалов, где тропа оказалась разрушенной и приходится идти по краю осыпи – можно увидеть трубы, которые шли в теле тропы. Когда все пазлы увиденного сложились вместе – стало понятно, что это трубопровод.

Так что же это за трубопровод? Те, кто помоложе – могут предположить, что по этому трубопроводу с Головных в торговый порт перекачивались нефтепродукты… Но старожилы вспомнят и расскажут, что по этим трубам шла пресная вода с Корейского ключа в Морской торговый порт.

Магаданский торговый порт. Конец 30-х годов ХХ века.Магаданский торговый порт. Конец 30-х годов ХХ века.

Начиналось все с того момента, когда Магаданский торговый порт начал принимать к своим причалам пароходы, которые доставляли в бухту Нагаева грузы и пассажиров.

Пароход Дальстроя «Джурма».

Пароход Дальстроя «Джурма».

Как известно чтобы паровые машины пароходов могли жить и работать – нужен не только уголь, но и пресная вода… Если с углем было проще – его доставляли с разрабатываемых месторождений, то с водой было сложнее.

N4A9100

Каменный венец.

С начала освоение бухты Нагаева пароходы и другие суда заправлялись пресной водой у Каменного венца (кстати да и сейчас суда заливаются там же), но время заливки танков – это время простоя судов, а именно его стремились довести до минимума. А уже заправка танков ранней весной или поздней осенью превращалась в тяжелое испытание для экипажа…

Одна из разумных мыслей по этому поводу – обеспечить заливку танков одновременно с разгрузкой пароходов, то есть прямо у причалов порта. Мысль хорошая, но как её реализовать? Собственной скважины в самом порту не было и других источников пресной воды тоже… Возить воду из города воду на водовозках – дело убыточное и неблагодарное…

Рядом у Морского торгового порта, на расстоянии не более двух километров по прямой, между сопок бежал в море ключ Корейский.

Лагерная командировка Корейский ключ.Лагерная командировка Корейский ключ.

Ранее в этом распадке располагалась лагерная командировка, заключенные которой строили торговый порт, после на этом месте был посёлок для тех. кому после освобождения дорога на материк была закрыта.

magadan_vodoprovod_035

Полуразрушенное здание насосной на Корейском ключе.

Именно на этом ручье была построена насосная, подведено электричество. Вдоль сопки, на её склоне силами заключенных была сделана полка. в которую и зарыли водопровод, а для доступа и обслуживания были сделаны колодцы, в которых размещалась запорная арматура.

magadan_vodoprovod_033

Разрушенная подстанция, снабжавшая электричеством насосную водопровода.

Когда точно было начато строительство и когда водопровод был запущен в эксплуатацию – об этом, к своему сожалению. данных я не нашел. Могу сказать только одно, что в 1952 году водопровод ещё функционировал  – на Корейском работала водокачка и стоял балок для сторожей.

Постепенно пароходы на морских просторах сменяли дизель-электроходы и теплоходы и потребность в заправке больших объемов воды непосредственно в порту отпала… В каком году водопровод прекратил свое существование – сказать сложно, точных данных об этом нет. 

N4A6589

Тропа от морпорта на Корейский ключ.

Но и сейчас (на 2016 год), каждый раз проходя тропинкой по морпортовской сопке, вы можете увидеть следы и остатки от водопровода Корейский ключ-Морпорт. Ну и самой тропинкой, по которой можно быстро добраться до  ключа, мы обязаны именно ему…