Устье Корейского ключа.
Думаю каждый, кто хотя бы раз прошел над морпортовской сопкой на Корейский, Головные, за грибами или ягодой, да и просто путешествуя, не раз замечали какая приличная и широкая тропа проходит вдоль обрывистого склона сопки.
Тропа на Корейский ключ.
Эта полка вдоль сопки сперва наводила на мысль о щедрости матери-природы к человеку, но все чаще и чаще начала приходить в голову мысль о её рукотворной природе…
Деревянные срубы, расположенные на тропинке.
Ещё больше удивляли странные бревенчатые колодцы, расположенные на тропе. Могло показаться, что это заброшенные окопы, сделанные во время подготовки к отражению японских войск.
Запорные краны в технических колодцах.
Но идя по тропе дальше можно было увидеть, что в некоторых из этих срубов сохранились детали запорной арматуры.
В местах обвалов, где тропа оказалась разрушенной и приходится идти по краю осыпи – можно увидеть трубы, которые шли в теле тропы. Когда все пазлы увиденного сложились вместе – стало понятно, что это трубопровод.
Так что же это за трубопровод? Те, кто помоложе – могут предположить, что по этому трубопроводу с Головных в торговый порт перекачивались нефтепродукты… Но старожилы вспомнят и расскажут, что по этим трубам шла пресная вода с Корейского ключа в Морской торговый порт.
Магаданский торговый порт. Конец 30-х годов ХХ века.
Начиналось все с того момента, когда Магаданский торговый порт начал принимать к своим причалам пароходы, которые доставляли в бухту Нагаева грузы и пассажиров.
Пароход Дальстроя «Джурма».
Как известно чтобы паровые машины пароходов могли жить и работать – нужен не только уголь, но и пресная вода… Если с углем было проще – его доставляли с разрабатываемых месторождений, то с водой было сложнее.
Каменный венец.
С начала освоение бухты Нагаева пароходы и другие суда заправлялись пресной водой у Каменного венца (кстати да и сейчас суда заливаются там же), но время заливки танков – это время простоя судов, а именно его стремились довести до минимума. А уже заправка танков ранней весной или поздней осенью превращалась в тяжелое испытание для экипажа…
Одна из разумных мыслей по этому поводу – обеспечить заливку танков одновременно с разгрузкой пароходов, то есть прямо у причалов порта. Мысль хорошая, но как её реализовать? Собственной скважины в самом порту не было и других источников пресной воды тоже… Возить воду из города воду на водовозках – дело убыточное и неблагодарное…
Рядом у Морского торгового порта, на расстоянии не более двух километров по прямой, между сопок бежал в море ключ Корейский.
Лагерная командировка Корейский ключ.
Ранее в этом распадке располагалась лагерная командировка, заключенные которой строили торговый порт, после на этом месте был посёлок для тех. кому после освобождения дорога на материк была закрыта.
Полуразрушенное здание насосной на Корейском ключе.
Именно на этом ручье была построена насосная, подведено электричество. Вдоль сопки, на её склоне силами заключенных была сделана полка. в которую и зарыли водопровод, а для доступа и обслуживания были сделаны колодцы, в которых размещалась запорная арматура.
Разрушенная подстанция, снабжавшая электричеством насосную водопровода.
Когда точно было начато строительство и когда водопровод был запущен в эксплуатацию – об этом, к своему сожалению. данных я не нашел. Могу сказать только одно, что в 1952 году водопровод ещё функционировал – на Корейском работала водокачка и стоял балок для сторожей.
Постепенно пароходы на морских просторах сменяли дизель-электроходы и теплоходы и потребность в заправке больших объемов воды непосредственно в порту отпала… В каком году водопровод прекратил свое существование – сказать сложно, точных данных об этом нет.
Тропа от морпорта на Корейский ключ.
Но и сейчас (на 2016 год), каждый раз проходя тропинкой по морпортовской сопке, вы можете увидеть следы и остатки от водопровода Корейский ключ-Морпорт. Ну и самой тропинкой, по которой можно быстро добраться до ключа, мы обязаны именно ему…