Полуразрушенный пирс в бухте Нагаева. Июль 2017 года.
Летом 2017 года в бухте Нагаева мне посчастливилось наткнуться на останки катера с паровой машиной, который был уложен в основание пирса. Впрочем, более подробно об этом уже рассказывалось в статье.
Вертикальный трехрядный клепаный шов борта судна. Июль 2017 год.
Честно говоря, установить, что это был за катер я практически и не надеялся — из исходных данных у меня был только фрагмент клепаного корпуса катера и торец огнетрубного парового котла. Можно сказать, что очень не густо. Поэтому я выложил материал и перешел к истории посёлков Магаданской области, без надежды на продолжение…
Большая часть судна залита бетоном. Июль 2017 год.
Но чудеса случаются! Началось все с комментария к статье от Виктора Липинского. Он был краток и написал всего лишь два слова : «Это Невельской». В переписке уже он рассказал: «Просто хорошо помню, как сооружали пирс, поскольку жили в Нагаево, и мы мальчишками постоянно пропадали на бухте. В те далёкие времена она была чистой, классный песочек! А «Невельской» вряд ли можно назвать катером, это был небольшой пароход, причём именно на угле. По крайней мере, так запомнилось…».
Зная хотя бы название своей находки можно было начинать поиски. Но через несколько дней поисков меня ждали сплошные разочарования… Оказывается, что в отличие от больших своих собратьев, буксиров и катеров с одним и тем же именем могло быть несколько единиц…
Морской буксир «Невельской», проект АТ202, тип Сильный.
В числе буксиров «Невельской» первым был найден из проекта АТ202, приписанный в свое время к Дальневосточному морскому пароходству ММФ СССР. Может он быть тем, кто мне нужен? Если не присматриваться к деталям — то вполне… Но…
Построен этот буксир был на верфи Janan shipyard / ССЗ №125 А/О «Совкитсудострой» в Китае, городе Далянь. Спущен на воду в 1954 году. Главные двигатели — 2 дизеля 6ДР30/50.
Вот и приплыли… На найденном буксире стояла паровая машина. На фото выше, по трубе, уже можно сказать — что он дизельный, и это подтверждают справочники. Корпус этого морского буксира сварной, не клёпаный. По всем параметрам — это не наш незнакомец.
Морской буксирный пароход «Горновой» проект 730, тип Аян идёт по спокойной воде.
Следующим претендентом был морской буксир «Геннадий Невельской», построенный на верфи ССЗ №370 «Петрозавод» в городе Ленинграде и спущенный на воду в 1955 году.
С найденным буксиром объединяло только наличие паровой машины в качестве главного двигателя (судя по фото и справочникам). Корпус судна — сварной, а не клёпаный. Название буксира совпадает частично. Последнюю точку поставил реестр буксиров — морской буксир «Геннадий Невельской» был приписан после ввода в эксплуатацию к Беломорско-Онежское пароходство МРФ РСФСР, а в 1970 году передан в ГП Северо-Западное речное пароходство МРФ РСФСР. То есть севернее Архангельска этот буксир вряд ли бывал…
Были и другие претенденты — подходящие и по годам работы и по типу главного двигателя, но полного совпадения не было.
И снова на помощь мне пришли старожилы Магадана, низкий Вам поклон и моя признательность… Ольга Кирьянцева прислала мне фотографии по магаданскому торговому порту и пересматривая их, на одном из фото оказался буксир, с хорошо читаемым названием на борту — «Невельской»!!!
Морской буксир «Невельской».
Имея на руках фотографию внешнего вида буксира, удалось установить типа суда и его историю. Это оказался буксирный морской пароход типа «Аполлон», он же — проект 854, он же — «Большой Фин». Более подробно о истории морского буксира «Невельской» можно почитать здесь.
Некоторые из моих выводов подтвердил Анатолий Фёдоров, служивший в свое время в 171 ОБрПЛ, который несколько лет назад открыл для меня пароход «Днепр». Анатолий в свое время работал кочегаром и механиком на паровом буксире и не понаслышке знаком и с паровыми машинами и котлами, так что в его словах сомневаться мне не приходится.
Огнетрубный котел паровой машины судна. Июль 2017 год.
Вот что он написал по поводу фотографии предполагаемого огнетрубного парового котла: «На фото мы видим трубную доску огнетрубного оборотного котла, то есть дымовую коробку без закрытий на барашках… Чуть выше огнетрубных труб видны крепления длинных связей (короткие связи с кормы между корпусом котла и огневой камерой). У ЖД паровоза такой же тип котла, только не оборотный, а прямоточный.
Так что это и есть огнетрубный оборотный двухтопочный паровой судовой котел».
Казалось поиски закончены и можно открывать шампанское, но… Сперва меня озадачил мой друг Анатолий Фёдоров, который подробно рассказал мне об этом типа буксиров, вот выдержка из его рассказа: «На буксире стояло два котла по бортам, между ними вдоль по ДП узкий проход не более 0,5 м и вплотную к усиленному стрингеру у бортов…» .
Пришлось для полной уверенности найти чертежи «Большого Фина».
Буксирный морской пароход. Проект Фин-800. Вид по палубам.
На рисунке хорошо видны два котла, расположенные в трюме… А на найденном судне стоит всего один огнетрубный котел между бортами.
Вот такое вот разочарование… Закрываем и прячем шампанское, поиски продолжаются…