Пограничники приходят на помощь

В девяностые годы прошлого века охрана государственной границы на участке пограничного отряда осуществлялась в сложных социально- экономических условиях. На фоне деградации в добывающих и перерабатывающих отраслях промышленности наметилась тенденция увеличения потока лиц, транспортных средств и грузов, следующих через границу, продолжилось развитие сотрудничества Магаданской области и Хабаровского края с иностранными фирмами, расширялись контакты с зарубежными партнерами в экономике, науке, культуре, религии. Такое сочетание факторов неизбежно привело к активному формированию трансграничных преступных группировок.

Активизировалась промысловая деятельность в Охотском море российских и зарубежных судов. Все чаще стали фиксироваться факты браконьерского лова и контрабандного вывоза за рубеж морепродуктов.

И при этом у пограничников из-за нищенского финансирования все меньше становилось возможностей для эффективной охраны границы.

Вопросы усиления контроля за соблюденной режима государственной границы и пограничного режима в этот период, наряду с традиционными формами и методами работы, решались путем широкого привлечения к охране рубежей страны руководителей местных органов государственной власти, заинтересованных ведомств и организаций, местного населения. Даже в эпоху безвременья в России нашлось немало патриотов, считавших своим долгом оказывать помощь пограничникам.

3 апреля 1993 года, следуя в Ванкувер, магаданский пограничный отряд посетил Борис Ельцин. Президента России и сопровождающих его лиц встречал командующий войсками Северо-Восточного пограничного округа генерал-лейтенант В. Бекетов и начальник магаданского пограничного отряда полковник В. Неищенко.

Борис Ельцин выслушал доклад командира части, обошел строй пограничников. Президент много общался с солдатами, сержантами и офицерами, расспрашивал их о выполнении поставленных задач по охране границы,о технике и вооружении, о тыловом обеспечении, о бытовых условиях и социальных проблемах. Поинтересовался Ельцин и денежным содержанием военнослужащих и согласился, что 38-40 тысяч (по тогдашнему курсу около 150 долларов – авт.) маловато.

Особо Борис Николаевич коснулся проблемы хищнического промысла иностранного флота в открытой части Охотского моря. Он сообщил, что в ближайшее время правительство предпримет решительные меры, чтобы урегулировать право-вой статус открытой части Охотского моря. Выполнение обещания Бориса Ельцина пришлось ждать даже не три года, а значительно дольше.

Президент остался доволен увиденным и услышанным в магаданском пограничном отряде. Он даже пошутил, дескать, «каждого, кто только что прошел мимо меня торжественным строем, я бы с удовольствием взял служить в Кремлевский полк».

Однако после слов благодарности Борис Ельцин попросил набраться терпения: «Сейчас трудно всем – от простого россиянина до президента».

Говоря о трудностях, президент России не преувеличивал. 90-е годы для магаданского пограничного огряда, как и для всей страны, стали одними из самых непростых. Именно тот период стал переходным не только для Пограничной службы, но и для Вооруженных сил России вообще. Были сделаны первые шаги к созданию профессиональной армии. Появились первые военнослужащие по контракту на должностях сержантского и рядового состава. В их числе оказалось немало женщин.

В середине 90-х создастся дивизион пограничных сторожевых кораблей с мес-том дислокации в Магадане. Создание части активно лоббировалось руководством Колымы, которому хотелось иметь под рукой корабли ледокольного типа. Бухта Нагаева замерзает, и за помощью в проводке судов в Магадан руководство области частенько обращалось к пограничникам.

Воины границы всегда были готовы прийти на помощь. 7 февраля 1997 года ПСКР «Нева» получил свое первое морское крещение на новом месте постоянного базирования – в Магадане. Произошло это на четвертый день после прибытия корабля в магаданский порт.

Требовалось осуществить проводку ПСКРа «Анадырь» из Тауйской губы до центральной части Охотского моря. Далее «Анадырь», получивший повреждения на ремонт в Петропавловск должен был сопровождать другой корабль.

Лед в Тауйской губе стоял нешуточный, десятибалльный. Но не он оказался основным сюрпризом.

На обратном пути «Неву» нагнал жестокий охотоморский шторм. В момент максимального разгула стихии из строя вышли насосы рулевой машины. Корабль, потеряв управление, начал раскачиваться. Бортовая качка дошла до 50 градусов. Корабль черпал бортами воду, волны швыряли многотонную махину, как щепку.

Восемь часов, маневрируя одними силовыми установками, командир «Невы» капитан 2 ранга Юрий Бабиченко удерживал корабль на плаву. А добиться этого было очень непросто.

Одновременно с этим в низах корабля бой за его спасение вели специалисты движения во главе с капитаном 3 ранга Станиславом Истоминым. Они пытались починить злополучные насосы. Одному Богу известно, как без запасных частей, при дикой качке механикам все же удалось запустить один из них.

Хоть и не полностью, но ход и управление кораблем были восстановлены. «Нева» дотянула до Магадана.

Однако встать к причальной стенке в этот день кораблю было не суждено. В Магадане сложилось катастрофическое положение с топливом. Неподалеку в море стоял и не мог подойти из-за льда полный мазута танкер «Илим». Город нужно было спасать от замерзания.

Пограничники решились выйти на проводку на технически неисправном корабле, который управлялся не с главного командного поста, а по-аварийному, из машинного отделения. И это в сложнейшей ледовой обстановке, когда при малейшей ошибке даже такой ледокол, как «Нева», по выражению капитана 2 ранга Юрт Бабиченко, свободно мог сесть на какую-нибудь льдину и «закуковать» от бессилия.

Но что оставалось делать? На тысячи миль вокруг находился только одни ледокол – ПСКР «Нева». Все обошлось благополучно. Командир и его экипаж с задачей справились. Танкер встал под разгрузку.

Но идея создания дивизиона в Магадане имела наравне с плюсами и откровенные минусы. Главный из них – отсутствие на западном побережье Охотского моря развитой инфраструктуры для базирования кораблей первого ранга и надлежащей судоремонтной базы. О жилье и других аспектах социального обустройства экипажей кораблей речь велась только в будущем времени.

С февраля по июнь 1997 года «Нева» выполнила 20 ледовых проводок судов, груженных топливом, продовольствием и даже взрывчаткой.

Но, безусловно, основными задачами, стоящими перед кораблями дивизиона были охрана государственной границы и морских биологических ресурсов. С их выполнением удавалось успешно справляться во многом благодаря взаимодействию с пограничными заставами магаданского погранотряда.

Однако передача функций морской рыбоохраны от рыбвода и других природоохранных структур пограничникам проходила в Магадане непросто.

Начальник магаданской региональной инспекции ОМБИР Станислав Михайлович Карачун перешел в инспекцию из Охотскрыбвода. В октябре 1996 года собранием трудового коллектива «Охотскрыбвода» было направлено ходатайство о присвоении Карачуну звания заслуженного работника рыбного хозяйства РФ. Документы были отправлены на имя председателя Госкомрыболовства А. Родина. Тот оставил их без внимания, таким образом отомстив Карачуну за его принципиальность и несогласие с проводимой в рыбной отрасли политикой.

Вплоть до 1999 года руководители Охотскрыбвода не желали перестраиваться. Помимо того, что охрана экономзоны – дело выгодное с финансовой точки зрения, она еще и престижна. Это работа на международном уровне, а не погоня за пьяными браконьерами по берегам озер и рек. Поэтому еще в 1999 году имели место факты игнорирования требований инспекторов ФПС России.

В январе 1999 года капитан плавбазы «Пионер океана» отказался принять на борт сотрудника инспекции ОМБИР, ссылаясь на то, что у него на судне находится наблюдатель из Камчатрыбвода. Последний, подключившись к переговорам, пытался доказать, что он на судне полновластный хозяин. Плавбаза была остановлена, капитан наказан, а инспектор снят с судна.

Патрульные суда магаданской инспекции были приписаны к Отдельному дивизиону ПСКР.

На Колыме отношение к пограничникам всегда было особым. О воинах в зеленых фуражках говорили с уважением. А в 90-с годы прошлого столетия еще и с особой благодарностью, называя героями и спасителями.

В 1993 году в Магадане вспыхивает дифтерия. Несколько десятков человек заболевают, имеются случаи летального исхода. Катастрофически не хватает вакцины. И тогда магаданцы обращаются к пограничникам. Военные медики передали в больницы области 400 ампул вакцины от страшной болезни.

Чуть было не закончилось трагедией ЧП, случившееся в последних числах сентября 1997 года в акватории Охотского моря. На траверзе мыса Евреинова перевернулся плашкоут, следовавший из Ямска в Магадан. Помимо груза, на судне находились 30 пассажиров, в том числе 8 детей.

Сообщение поступило на командный пункт магаданской авиаэскадрильи в 10 часов утра. Мгновенно оценив ситуацию, командир эскадрильи подполковник Василий Павлов принял решение направить в район бедствия МИ-8 и лично поднялся на его борт. Уже к полудню операция по спасению людей была завершена, все люди спасены.

В 1999 году в Магадане сложилась критическая ситуация с поставкой бензина. Пограничники в течение недели обеспечивали город своими запасами.

Но пограничникам и самим жилось очень непросто. Военному совету СВПО пришлось даже принять обращение к президенту республики Саха (Якутия), главам администраций Камчатской и Магаданской областей, Чукотского автономного округа. В нем говорилось: «Предусмотренное бюджетом финансирование органов пограничной службы на 1996 год крайне недостаточно. Оно не позволяет в полном объеме обеспечить личный состав продовольствием, вещевым и другим имуществом, ГСМ, производить техническое обслуживание и ремонт вооружения, военной техники и средств связи, поддерживать на должном уровне боеготовность частей и подразделений в СВПО. Мы приложим все усилия, чтобы сберечь природные богатства, выполнять задачи по охране рубежей страны. Обращаемся с просьбой о помощи в приобретения продовольствия, ГСМ, медикаментов, ремонте техники».

На обращение откликнулись общественные и коммерческие организации Магадана, администрации города и области. Только в 1998 году различными структурами магаданскому пограничному отряду была оказана помощь па 330 тысяч рублей. Здесь и ГСМ, и запчасти, и стройматериалы, и аудио- и видеоаппаратура для застав.

В 90-е годы на участке отряда создаются добровольные казачьи дружины и воссоздаются добровольные народные дружины. В этот период отряд состоял из 2 пограничных комендатур и 6 пограничных застав. Восемь постов технического наблюдения располагали 20 радиолокационными и 6 прожекторными станциями. Для действий по обстановке в отряде был сформирован тактический резерв в составе 250 человек.

В условиях большой протяженности охраняемого участка по береговой линии 5506 км, по морской 2031 км управлением пограничного отряда обеспечивалось устойчивое и непрерывное управление подчиненными подразделениями, поддерживалось непрерывное взаимодействие с органами ФСБ и МВД по Магаданской области и Хабаровскому краю, с Магаданской таможней, частями Российской армии, природоохранными структурами. Особое внимание уделялось быстрому и своевременному реагированию на изменение обстановки, поддержанию в высокой степени боевой готовности подразделений границы и гарнизона.

Из книги «Граница закаленная ветрами» Людмила Шитова, Алексей Мясников.