У морских и воздушных ворот Колымы

В 1946 году в связи с тем, что Курильские острова, южная часть Сахалина были возвращены в состав Советского Союза, и граница отодвинулась от колымских берегов, принимается решение о расформировании Охотского отряда и создании на его базе Отдельного контрольно-пропускного пункта «Магадан».

Серьезное взаимодействие пограничники наладили с чекистами нового территориального управления. В соответствии с Постановлением Совета Министров Со¬юза ССР от 21 февраля 1948 года №418-161, в марте в Магадане создастся территориальное Управление МГБ на Дальнем Севере. Территория, за которую несло оперативную ответственность УМГБ, занимала более 2 600 000 квадратных километров. Районные отделы и отделения дислоцировались в поселках Ягодное, Сусуман, Усть-Омчуг, Усть-Нера, Н. Сеймчан, Певек, Залив Креста, Зырянка, Адыгалах, Эгехая (ныне Республика Саха (Якутия), Таскан, Ола и Наяхан. Во многих местах по соседству с чекистскими подразделениями располагались посты пограничного контроля.

Первая группа чекистов в УМГБ в количестве 11 человек во главе с начальником — полковником Александром Федоровичем Федаковым прибыла в г. Магадан 8 февраля 1949 года. Тогда же полковник А.Ф. Федаков издает первый Приказ по Управлению МГБ на Дальнем Севере, в котором значится: «…С сего числа приступаю к исполнению обязанностей начальника Управления МГБ на Дальнем Севере…». Основанием послужил Приказ МГБ СССР от 20 декабря 1948 года.

Уже в апреле 1949 года в Магадан стали прибывать новые сотрудники для работы в управлении. По приказу МВД-МГБ СССР от 17 октября 1949 года из У МВД по Дальстрою в УМГБ на Дальнем Севере был передан ряд отделов, в том числе по борьбе с бандитизмом, часть работников финансового, административно-хозяйственного и кадрового подразделений. В связи с созданием 3 декабря 1953 года Магаданской области УМГБ на Дальнем Севере было преобразовано в УМВД по Магаданской области.

Сотни судов, уходящих в море и возвращающихся с промысла, тысячи прибывающих на Колыму и убывающих граждан были проверены и оформлены в те годы сотрудниками ОКПП «Магадан». Они продолжали и развивали лучшие традиции пограничников Колымы.

В условиях расширения международных связен и возрастанием в связи с этим интенсивности передвижения через государственную границу пассажиров, транспортных средств и грузов продолжалось работа по совершенствованию пограничного контроля на КПП «Магадан».

В 1989 году военнослужащими КПП «Магадан» было пропущено через границу 5850 советских граждан. 179 иностранных граждан, 183 транспортных средств, 5 иностранных судов. Оформлено 3 воздушных судна. Задержано 15 нарушителей режима в пунктах пропуска, выявлены 2 факта контрабанды. По результатам охраны границы контрольно-пропускной «Магадан» было одним из лучших подразделений северо-восточной границы. Таковым оно остается и в 21 веке.

В 1993-1994 годах значительное количество задержанных сотрудниками КПП «Магадан» незаконных мигрантов из азиатских стран красноречиво свидетельствовало о попытках создать на открывшейся авиалинии Магадан-Анкоридж канал нелегальной переправки индусов, китайцев и прочих «детей южной Азии» в США и Канаду.

А началось все с неприятного для пограничников КПП «Магадан» события. Вылетевшие из аэропорта «Сокол» в США граждане Индия ближайшим обратным рейсом были возвращены на Колыму. Миграционные власти Соединенных Штатов отказались пропустить их в страну. Документы индусы имели липовые. Пришлось пограничникам «неприятный сюрприз» отправлять в Москву в посольство Индии, чтобы оно разобралось со своими соотечественниками. Выводы на КПП сумели сделать быстрые и правильные.

Очередную пару индусов, намеревавшихся 23 февраля 1993 года вылететь в США, в Новый Свет не пустили. Вскоре появились и очередные зарубежные граждане, стремящиеся нелегально попасть в США.

30 сентября во время оформления пассажиров, следующих в Анкоридж, к прапорщику В. Михайлову, осуществлявшему паспортный контроль, подошли этнические китайцы с документами граждан Сингапура — двое мужчин и женщина. Контролер установил, что паспорта хоть и высокого уровня, но все-таки «липа», а потому в пропуске отказал. И тут еще один китаец, провожавший трио в Америку, предложил Михайлову четыре тысячи долларов за три дата-штампа в «липовых» паспортах незаконных мигрантов.

Обстоятельства этого происшествия стали поводом для уголовного дела, возбужденного в отношении китайцев. В декабре попытались пересечь границу в Магадане шри-ланкийцы.

В 1994 году полку мигрантов прибыло. 9 июля пограничники задерживают двух граждан Индии с поддельными документами. Пара индусов также стремилась попасть в Анкоридж. Такой же финал ожидал их четверых земляков, которые появились в магаданском аэропорту 10 сентября. Индийцы прилетели из Москвы. В их компании был замечен еще и афганец, который сам в США не стремился, а только друзей провожал… от Москвы до Магадана.

Пограничники из наряда старшего лейтенанта К. Кащеева обнаружили в визах четырех индийцев несомненные признаки подделок.

Еще через неделю очередной рейс ушел в Анкоридж без стремившейся на него попасть китайской парочки. Подделки и исправления в их документах обнаружили пограничники из состава наряда старшего лейтенанта Сергея Атучина. Это было не первое задержание нарушителя в пограничной биографии молодого офицера.

Чуть ранее, будучи еще лейтенантом, Сергей Атучин и сержант А. Килемзин задержали гражданина России, который пытался вывезти с Колымы около килограмма изделий из золота и почти неповрежденный тысячелетиями и северным климатом бивень мамонта.

После задержаний 1994 года встречи пограничников КПП «Магадан» с незаконными мигрантами из Азии прервались. Интерес определенных криминальных кругов к столице Колымы иссяк.

В 1996 году пограничники КПП «Магадан» задержали гражданина России, некоего Смирнова, который пытался незаконно пересечь государственную границу. Выяснив, что теплоход «Колесниченко» после захода в Магадан направится в Америку, он тайно проник на борт судна во Владивостоке. На переходе нарушителя обнаружил экипаж и передал сообщение пограничникам…

Задержание, которое пограничники КПП «Магадан» провели в ноябре 2005 года, стало классическим, словно сошедшим со страниц учебника. Сотрудники подразделения во главе С капитаном Игорем Артемьевым проводили пограничное оформление СТР «Селихино». Досмотровой группой руководил старший прапорщик Виталий Мирошниченко.

На долю старшины Якова Стремилова выпала проверка нижних палуб. На КПП к тому времени он прослужил 10 лет и успел изучить особенности устройства осматриваемых судов в буквальном смысле до тонкостей. Именно поэтому в самом начале проверки второго яруса машинного отделения Стремилов не прошел мимо узенького закутка между котлом и переборкой. Он раздвинул тряпки, маскировавшие вход в него. В «барсучьей норе» прятался человек. Им оказался тралмастер судна Владислав Анатольевич Пискунов. Документов, дающих право на пересечение границы, рыбак не имел.

Задержать нарушителя границы позволили правильная расстановка сил пограничного наряда, прекрасное знание контролерами устройства судна, надежная организация взаимодействия.

За последние годы больше десятка военнослужащих КПП «Магадан» были награждены медалями «За отличие в охране Государственной границы». Начальник контрольно-пропускного пункта майор Сергей Павлович Худяков был удостоен благодарности руководителя Пограничной службы, а начальник группы погранично¬о контроля майор Павел Петренко награжден грамотой генерала армии Владимира Проничева.

Сергей Павлович Худяков служит в подразделении с 1994 года. На КПП «Магадан» попал по окончании Московского военного института. Начинал старшим контролером ППК «Магадан-аэропорт» и вот сейчас возглавляет подразделение.

На сегодняшний день на Колыме имеются всего две точки, где осуществляют свою служебную деятельность пограничные контролеры. Это морской порт и аэропорт. А потому КПП «Магадан» структурно состоит из двух подразделений: непосредственно КПП «Магадан», который базируется на территории морского порта, и ППК «Магадан-аэропорт», до недавнего времени располагавшийся в аэропорту «Сокол». Сегодня это подразделение осуществляет свою деятельность вахтовым методом, и его специалисты выезжают в аэропорт только для осуществления пограничного контроля транспортных средств заграничного следования.

Смена постоянного места дислокации подразделения объясняется общим снижением активности международных воздушных сообщений. Если в середине 90-х годов прошлого века такие перелеты осуществлялись чуть ли не ежедневно, то сейчас гораздо реже. Так, в 2004 году, с июня и по октябрь включительно, плановые рейсы на Аляску совершаются один раз в неделю. А зимой пограничные контролеры обеспечивали лишь технические посадки иностранных самолетов или внеплановых рейсов.

В 2006 году пост пограничного контроля «Магадан-аэропорт» возглавил лейтенант Владимир Артамонов. На Колыму он приехал после окончания Калининградского пограничного института ФСБ России. На северо-восточные рубежи страны поехал по собственному желанию. Однако вместо заставы, как предполагал Владимир, он попал служить на КПП «Магадан».

Первое время, безусловно, молодому офицеру приходилось нелегко. Служебные будни пограничников в магаданском аэропорту, конечно, не такие напряженные, как, например, у их коллег из столичного «Шереметьево-2». Но и здесь сидеть без дела не приходится.

С наступлением весны для военнослужащих КПП «Магадан» начинается самый интенсивный период в году. После зимнего затишья все чаще в местном аэропорту приземляются иностранные воздушные суда. Большинство из них — легкие самолеты, которые доставляют заграничных специалистов к местам геологических разработок. Обычно количество пассажиров на таких рейсах не превышает одного-двух десятков. Пограничники первые, кого видят экипаж и пассажиры иностранного самолета на российской земле.

Какие-либо нарушения на подобных рейсах крайне редки. Отправляясь работать в Россию, иностранцы педантично выполняют требования нашего законодательства. За этим четко следит фирма-наниматель. Зарубежных специалистов даже обеспечивают небольшими памятками, в которых подробно описано, как правильно заполнять документы при пересечении границы. С российской стороны за соблюдением законности следят пограничники.

В числе лучших специалистов поста пограничного контроля «Магадан-аэропорт» — прапорщик Максим Копоров, старшины Алексей Баринов и Светлана Маслацова.

Необходимо также отметить, что именно КПП «Магадан» стал одним из первых подразделений Северо-Восточного пограничного управления, которое полностью перешло на контрактную основу комплектования должностей рядового и сержантского состава еще в середине 90-х годов прошлого века. Отдельно нужно сказать о женщинах-контролерах, проходящих службу на колымской границе. На ссегодняшний день они составляют основной костяк подразделения. Например, старшина Валентина Петренко служит на КПП с 1996 года. Зарекомендовала себя грамотным специалистом. К тому же Валентина является продолжателем пограничной династии. Брат — полковник-пограничник. Муж, Павел Михайлович Петренко, также служит в магаданском пограничном отряде. Отец мужа — пограничник, подполковник запаса, много лет отслужил в Афганистане.

Из книги «Граница закаленная ветрами» Людмила Шитова, Алексей Мясников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *