31-й квартал

Будущий город развивался достаточно стремительно. Но жилья катастрофически не хватало. Десятки тысяч тонн строительных материалов везли в своих трюмах океанские пароходы. Для построек рубили лиственницы, но запасы древесины были ограничены. В качестве эксперимента решено было строить из местных материалов: устраивали каркас в две стенки, промежуток между ними заполняли для утепления мхом и землей с последующей обмазкой глиной. Такие глинобитные дома-бараки появились в 1933 году по инициативе Э.П. Берзина. Их было 12 одноэтажных общежитий и столовая, целый городок на 2-м километре будущей Колымской трассы.

В октябре 1932 года приступили к строительству первого автотранспортного пункта в поселке Магадан: гаражи, пропускник, авторемонтные мастерские. К 1933 году начали привозить отечественные автомобили марки «АМО», гусеничные тракторы «Коммунар». Уже к концу года автобаза насчитывала 91 автомобиль. Через пять лет началось строительство Новых Гаражей и жилого поселка на левом берегу Магаданки, куда полностью переместилась Магаданская автобаза, ранее размещавшаяся на территории современного механического» завода (ММЗ). Тогда же, в 1937 году появился и посёлок автотранспортников – Новые Гаражи с улицами Гаражная, Лево-Набережная и центральной улицей Заречная.

На территории 31-го квартала города размещались транзитные городки – временные пристанища для вольнонаемных и бывших заключенных, ожидавших выезда либо на «материк», либо на трассу. Жители помнят постройки барачного типа из мохоплит, своеобразного колымского стройматериала по Транзитной и 1, 2, 3 Транзитной улицам, и одноименным 1, 2, 3 Транзитным переулкам. Эти названия сохранились до сих пор, напоминая нам о трудных годах в жизни города.

Особая страница в жизни 31-го квартала связана с военным лихолетьем. Дальстроевцы весьма ощутили вклад в победу автотранспортников из Новых Гаражей. Из-за нехватки бензина около двух тысяч автомашин на Колыме стали «на прикол», и заводы, автобазы Дальстроя срочно стали переоборудовать бензиновые двигатели на газогенераторные. По всей трассе создали сеть чуркокомбинатов, и на заправочных водители вместо традиционного горючего получали… чурки – коротко обрезанные стволы лиственницы, стланика… В 1945-м газогенераторы, изготовленные колымскими умельцами, заслужили высшую оценку на ВДНХ в Москве. Ветераны помнят на колымских дорогах и другие автомашины – многотонные «Даймонды» – тягачи с трейлерами, мощные «Студебеккеры», юркие «Виллисы». То была лендлизовская помощь союзников-американцев, оплаченная золотом Колымы.

В 50-ых годах будущий микрорайон 31-го квартала украшался новыми зданиями.

В 1970-80-ых годах началось строительство современных домов, и микрорайон 31 квартал стал приобретать черты городского района. Возводимые пятиэтажки были однотипными, мало внимания уделялось архитектурному облику микрорайона, но решена была главная задача – многие обитатели бараков и коммуналок переехали в отдельные квартиры.

1933 год.

Январь. Началось строительство глинобитного городка в районе современного 31-го квартала. Старожилы помнят Глинобитный переулок на 31-м квартале, где в те годы был построен глинобитный городок – четыре десяти-квартирных дома и шесть общежитий.

1952 год.

4 июля. Магаданский горисполком принял решение о наименовании улиц: Колымское шоссе (от речки Магаданки до 9-го километра основной трассы), Набережная, Заречная, Гаражная, Транзитная; переулков – Колымский, Дорожный.

1953 год.

Строительство в районе будущей улицы Колымской началось в 1953 году, где возводили жилье для строителей Магаданской ТЭЦ. Именно здесь применили впервые на стройках города крупнопористый бетон, который готовили прямо на стройплощадке.

После войны Управление Берлага получило здесь земельный отвод под строительство домов для своих сотрудников, в одном из тех домов в 1953 году была открыта библиотека, оттуда и возникло столь странное для нынешнего жителя 31 квартала название – Библиотечный переулок.

1955 год.

1 сентября 1955-го года открыли школу № 4, где также разместилось вновь созданное Магаданское педагогическое училище.

В 1955 году в северо-западной части города в ходе индивидуального строительства появились улицы Речная, Средняя, Водоканальная.

1957 год.

Построен Дом культуры автотранспортников.

К 1957 году в Новых Гаражах построили здание детского сада, и на улице Заречной появилось красивое помещение Дома культуры. Работники автотранспорта оформили его помещения, благоустроили территорию.

1958 год.

13 мая. Прибавилась улица А. Попова, названная в честь выдающегося изобретателя радио, ранее бывшая районом 2-го радиопередающего центра.

21 февраля. Магаданский горисполком принял решение о наименовании переулков Гаражный, Библиотечный, Камчатский, 2-й Колымский – в районе 4-го километра основной трассы.

1959 год.

В районе 4-го километра основной трассы открылась начальная школа №15, позднее преобразованная в среднюю.

1960 год.

9 сентября. Состоялось открытие нового кинотеатра «Звезда». Демонстрировались художественные фильмы «Мексиканец» и «Женщина Нискавуори».

1967 год.

1967 год стал важным в истории 31-го квартала. 17 апреля исполком Магаданского горсовета принял решение «О наименовании проектируемой улицы в квартале № 31», согласно которому она получила наименование улицы Берзина — в первые за многие годы забвения город увековечивал память первого директора Дальстроя.

1973 год.

1 сентября состоялось открытие нового здания школы №15 по улице Колымской.

1979 год.

В 1979 году статус Дома культуры изменился – он стал Домом культуры и техники автотранспорта.

1986 год.

В марте 1986 года была переименована в улицу Шандора Шимича улица Заречная. Шандор Шимич вошел в историю нашего города как венгерский интернационалист с революционным прошлым. С 1939 по 1942 годы он успешно командовал авиаотрядом Дальстроя. Награжден медалью «За трудовую доблесть». Вернулся на Родину после войны, работал в Венгрии зам. командующего ВВС республики, послом ВНР в ряде стран. Генерал и дипломат Ш.И. Шимич оставил о себе хорошую память в СССР. Здесь, в Магадане, родились его дети. Они помнят Север, и магаданцы не забывают славных своих земляков.

1988 год.

29 октября. На здании магаданской школы №15 установлена мемориальная доска, посвященная первому директору Дальстроя Э.П. Берзину. В ее открытии приняла участие приехавшая из Москвы внучка красного латышского стрелка кандидат геолого-минералогических наук А.Г. Одинец.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *