Тасканская узкоколейная железная дорога

Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:1 000 000 (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Железной дороге быть!

Можно считать, что рождение Тасканской железной дороги датируется 21 сентября 1936 года, в этот день директором Дальстроя Берзиным был подписан приказ, в котором определялось расположение железнодорожного узла. С этого момента начались изыскания, строительство и ввод в эксплуатацию Тасканской железной дороги.

А. Козлов цитирует приказ директора Дальстроя, изданный 21 сентября 1936 года: «В соответствии с результатом изысканий и на основании личного осмотра приказываю:

  1. Строительство административного центра Колымского района осуществить на острове вблизи устья реки Таскан и на прилегающей к нему части левого берега Колымы. На материковой территории расположить промышленные здания, а на острове остальные сооружения и здания административного центра.
  2. Железнодорожный узел расположить в подходе к административному центру на левом берегу реки Таскан».

Цели и задачи железной дороги  на Таскане

В 1936 году возник вопрос о переводе административного центра из Магадана в устье реки Таскан.

Новый город должен был иметь мощную электростанцию, и в связи с этим выплыла идея целесообразности обслуживания ею же предприятий СГПУ и отчасти ЮГПУ.

Первый проект о доставке топлива на Таскан был решён в сторону устройства пятисоткилометрового железнодорожного пути от Таскана до зырянских угольных залежей. В том же 1936 году на большей части этого пути были проведены изыскания.

Затем этот вариант дороги между электростанцией и Зырянским месторождением был отклонён. 

На смену ему пришёл проект постройки 70-километрового узкоколейной железной дороги от Таскана до Эльгенских месторождений угля более низкого качества (по сравнению с углём Зырянки).

Железная дорога Усть-Таскан - Эльген.Узкоколейная железная дорога Усть-Таскан — Эльген-Уголь.

Основными задачами, стоящими перед будущей железной дорогой, было снабжение строевым лесом, дровами и углём будущей столицы Колымы, горнопромышленных предприятий и будущих второй и третьей очереди Тасканского энергокомбината, предназначенных для обеспечения электроэнергией всего района.

Уголь планировалось завозить с Эльгенского месторождения, которое было открыто еще в 1932 году геологом Л.А. Снятковым. Вот что писал Б. Щербинин, действительный член Географического общества России и Украины, работавший в геологических партиях в 30-х годах на территории нынешнего Ягоднинского района, в статье «Первому трудно, но почетно…», опубликованной в «Северной правде» 11 сентября 1992 года: «…Что же касается буро-угольных эльгенских каменных углей, то Леонид Авенирович тщательно обследовал вышедшие на поверхность земли его пласты Они были годны к эксплуатации. Вскоре заработали эксплуатационные шахты по добыче эльгенских каменноугольных месторождений».

Подготовительные работы и проектирование узкоколейной железной дороги Усть-Таскан — Эльген-Уголь

Подготовительные работы по строительству узкоколейной железной дороги Усть-Таскан — Эльген-Уголь протяженностью 80 км трест «Дальстрой» поручил производить Управлению дорожного строительства (УДС). В связи с этим 13 ноября 1936 года организована «Контора железнодорожных изысканий, проектирования и строительства» (Желдорстрой) для прокладки узкоколейной дороги Таскан-Эльген Уголь. Из «Положения об Желдорстрое»: «4. Контора осуществляет сооружение дороги при посредстве прорабских пунктов, организуемых по мере развития работ». Тогда же развернуто строительство временных зданий, устройство утеплённых палаток для размещения заключенных, осуществлена заготовка строительных материалов. На 1 января 1937 года было построено: 770 м³ временных зданий, установлено 2114 м³ палаток. Общая сумма затрат составила 9796 тыс. руб.

Однако в связи с сокращением лимитов капиталовложений на строительство в 1937 г. дирекция Дальстроя отменила все работы, связанные с прокладкой железной дороги Усть-Таскан — Эльген-Уголь. 15 января ликвидированы прорабства, 20 января — «Контора железнодорожных изысканий, проектирования и строительства» (Желдорстрой). На тот момент в Желдорстрое работало 77 заключённых рабочих, 12 ИТР, служащих, МОП.

В 1938 году строительные работы на трассе узкоколейной дороги Усть-Таскан — Эльген-Уголь возобновлены. Тасканский дорожно-строительный участок УДС осуществлял прокладку автодороги вдоль будущей трассы узкоколейки протяжённостью 124,5 км. 1 июня 1938 года стройка законсервирована, а автодорога передана во временную эксплуатацию. Техническая готовность дороги на 1 января 1939 года составляла 72,8% от проектных объёмов.

В «Материалах по развитию железнодорожной сети на Северо-Востоке в III-ей пятилетке (1938-1942)» отмечалось: «проектируемая узкоколейная железная дорога Усть-Таскан — Нижний Сеймчан будет иметь местное значение, по бесперебойному снабжению углем района Таскана. По размерам намеченной добычи и распределения, необходимо обеспечить рельсовую доставку угля уже в 1941 году». В связи с этим строительство железной дороги намечалось разделить на две очереди:

  • первая очередь — сооружение западного углевозного участка Усть-Таскан — Эльген-Уголь протяжённостью 65 км, с вводом в эксплуатацию в конце 1940 года;
  • вторая очередь — прокладка восточного лесовозного участка Эльген-Уголь — Нижний Сеймчан протяжением 33 км.

«Для того, чтобы обеспечить своевременное начало и окончание строительства дороги необходимо уже в 1939 году произвести изыскание и в 1940 году полностью развернуть строительство на западном участке (Усть-Таскан — Эльген-Уголь). Для освоения намеченных перевозок грузов и пассажиров потребуется доставить на линию: паровозов № 157 — 8 шт.; вагонов товарных грузоподъемностью 16,5 т — 140 шт.; вагонов грузоподъемностью 10 т — 60 шт.; вагонов пассажирских — 3 шт.» .

Летом 1939 года объём капиталовложений в развитие железнодорожной сети на Северо-Востоке СССР в III-ей пятилетке (1938-1942 годах) был сокращён на 9,3 млн. руб. В связи с этим строительство узкоколейной ветки на участке Эльген-Уголь — Нижний Сеймчан «перенесено с III-го на IV-ое пятилетие».

«На конец 1940 года по дорожному строительству, – читаем в «Контрольных цифрах ГУСДС на 1940 г.», — намечено довести протяжённость действующих автопроездов до 2000 км. Для этого: закончить автопроезд Усть-Таскан — Эльген-Уголь, протяжённостью 65 км. В 1941 г. в этом направлении намечена постройка узкоколейной железной дороги для обеспечения углем электростанции в 24000 кВт.».

Исходя из установленных руководством ГУСДС сроков строительства узкоколейной железной дороги Усть-Таскан — Эльген-Уголь «Колымтранспроект» сформировал партию для рекогносцировочных изысканий и составления технического проекта по этому маршруту.

30 мая 1940 года партия прибыла к месту работ. В период работы партии остро ощущался недостаток в транспорте. Все передвижения и переноску лагеря приходилось производить на людях, ввиду отсутствия лошадей. Отсутствие бурового оборудования и инженера геолога при предварительных изысканиях данного маршрута не позволили произвести геологическое обследование трассы в полном объёме.

Предварительные изыскания закончились 10 августа. Было пройдено 73,8 км, в том числе основного хода 66 км. 13 августа 1940 г. изыскатели вернулись с поля и приступили к проектированию. Проектное задание завершено в начале ноября «в значительно большем объёме, чем это предусмотрено общим положением». Вместе с проектным заданием на утверждение в НТС ГУСДС был представлен технический проект земельного полотна, а также проект малых искусственных сооружений и смета на работы первой очереди.

Однако полевой материал, доставленный партией, не обеспечивал в рамках технического проекта, решение вопросов водоснабжения станционных площадок, оптимальной конструкции глубоких выемок и высоких насыпей, нужной глубины опор средних мостов. Для проведения указанных выше работ скомплектована комплексная гидрогеологическая партия в составе 3-х отрядов.

Железнодорожники у паровоза.

Железная дорога Усть-Таскан — Эльген-Уголь. Железнодорожники у паровоза.

12 ноября 1940 года в Магадане состоялось заседание Научно-технического совета ГУСДС, на котором рассмотрен технический проект узкоколейной железной дороги Усть-Таскан — Эльген-Уголь. На основании представленного доклада, а также с учётом экспертизы и мнения участников заседания было решено, что проект строительства первой очереди железной дороги Усть-Таскан — Эльген-Уголь утвердить со следующими изменениями:

  • удешевить стоимость дороги за счёт исключения излишних затрат (озеленение, благоустройство и т. п.);
  •  расчётные цифры грузооборота принятые в проектном задании скорректировать с учётом исключения лесоперевозок, принятых в завышенном объёме. Средний грузооборот принять равный 150 000 т в год с максимальным развитием до 400 000 т;
  • строительство тупиковой ветки в район прииска «Партизан» – исключить;
  • окончательный выбор руководящего уклона для технического проекта установить на основании проверочных технико-экономических расчётов;
  • проработать возможность перенесения станционного узла непосредственно на площадку электростанции, с учётом упрощения условий разгрузки и подачи угля электростанции, а также устройства водоснабжения;
  • в проекте и в смете не предусматривать постройку школ, больниц и т. п. зданий, имеющихся в близко расположенных к дороге посёлках (Эльген, Таскан);
  • для открытия временной эксплуатации по перевозке в 1941 г. 100–150 тыс. т угля, предложить «Колыматранспроекту» — дать строительству облегчённый продольный профиль с допущением уклонов до 20% с расчётом последующей досыпки до полной проектной отметки;
  • для обслуживания и нормальной эксплуатации дороги, на всей протяжённости запроектировано 3 станции: Таскан, Лыглыхтах и Эльген-Уголь, намечено 4 разъезда: Заозерный, Предгорный и Лосиный. На первый год эксплуатации откроем только два разъезда. Протяжённость дороги составит 60 961 м.

На участке узкоколейной железной дороги Нижний Сеймчан — Эльген-Уголь рекогносцировочные изыскания производила партия инженера железнодорожника Мостового. 8 августа 1940 года партия развернула полевые работы. «Начальник партии Мостовой, при производстве работ принял грузовое направление от Эльген-Уголь, тогда как техническим заданием направление основного грузооборота обусловлено от Нижнего Сеймчана. В связи с этим начальник партии привлекается к судебной ответственности». Изыскательская партия закончила работы 28 октября 1940 года, освоив 71,2 км, в том числе основного хода 61,1 км.

При утверждении проектного задания узкоколейной железной дороги Усть-Таскан — Эльген-Уголь «выяснилось, что нет необходимости продолжать изыскания и проектирование железной дороги Эльген-Уголь — Нижний Сеймчан, так как на ближайшие годы грузооборот в этом направлении будет весьма ограничен и с задачей перевозок может справиться, строящаяся почти параллельно автодорога Эльген-Уголь — Юрты». Рекогносцировочными изысканиями участка узкоколейной железной дороги Лыглытах — Известь общим протяжением 15 км занималась партия Федоренко. Полевые работы длились с 15 сентября по 20 сентября 1940 года. «Минуя проектное задание в декабре месяце, приступили к составлению технического проекта железной дороги».

Паровозы идут по воде

В сентябре 1940 года для новой узкоколейной железной дороги прибыли паровозы.

Железнодорожники у паровоза. Железная дорога Усть-Таскан - Эльген-Уголь. По турецки сидит машинист паровоза - Макиенко Андрей Митрофанович.Железнодорожники у паровоза. Железная дорога Усть-Таскан — Эльген-Уголь. По-турецки сидит машинист паровоза — Макиенко Андрей Митрофанович.

Паровозы были доставлены в бухту Амбарчик Северным морским путём. Некоторое время паровозы эксплуатировались на зырянском угольном месторождении, а затем  в августе 1940 года из Амбарчика по реке Колыма судами КРУДС на баржах они были завезены в район Таскана.

От берега реки Колымы до Тасканской электростанции и паровозы прошли своим ходом по автомобильному шоссе. По обочине дороги укладывали рельсы, которые по мере прохождения паровозов автомашины перевозили вперёд. Так паровозы были доставлены до парома. После спада воды они должны были перевезены через реку на пароме и доставлены к будущей магистрали.

Строительство узкоколейной железной дороги Усть-Таскан – Эльген-Уголь

Школьная прогулка с преподавателем Хацкевич по узкоколейной дороге.Школьная прогулка с преподавателем Хацкевич по узкоколейной дороге.

Строительство узкоколейной железной дороги Усть-Таскан — Лыглыхтах — Эльген-Уголь началось в сентябре 1940 года с организации в составе УДС Тасканского железнодорожно-строительного участка с центром в пос. Лыглыхтах.

«Необеспеченность необходимым стройматериалом, рабочим инструментом и оборудованием явилось узким местом производства. Так, по Тасканской узкоколейной железной дороги из-за несвоевременного поступления требуемого количества основных строительных  материалов (рельсы, болты и т. п.) работы по устройству пути были начаты лишь в конце года и план по укладки пути не выполнен. План по строительным работам Тасканского железнодорожно-строительного участка выполнен на 77%».

Другой причиной невыполнения плана строительных работ Тасканским железнодорожно-строительным участком, по мнению руководства УДС Севера, явилась «неполноценность рабочей силы (слабосильные, ЛФТ, больные), которая составила до 25% по отношению к общему  наличию заключенных» в лагере. 

 Основной рабочей силой на строительстве узкоколейной железной дороги были заключенные Севвостлага.

Эксплуатация узкоколейной железной дороги Усть-Таскан — Эльген-Уголь

Большую часть работ по обслуживанию железной дороги погрузочно-разгрузочных работ выполняли заключённые Севвостлага. В самом Усть-Таскане ОЛП не было, он находился на Сударе. Начальником лагеря был старший лейтенант Чириков.

Паровоз на железнодорожном мосту.

Железная дорога Усть-Таскан — Эльген-Уголь. Паровоз на одном из мостов узкоколейки.

В 1947 году протяженность Тасканской железной дороги, составляла более 70 километров. Она имела пять разъездов: Заозерная, Известковый, Подгорная, Лосиная и 62-й километр. Между первым и вторым разъездами находилась станция Зеленый Мыс. На всем протяжении дороги были построены и эксплуатировались семь железнодорожных мостов, каждый из которых охранялся.

В связи с вводом строй новых мощностей Усть-Тасканской ТЭС, увеличением потребности в вырабатываемой электроэнергии, ростом самого посёлка Усть-Таскан, возрастала и потребность поставках угля. Так, потребность в топливе на 1948 год по сравнению с предыдущим (1947 годом) возросла на 35 тысяч тонн. Если в 1945 году железная дорога перевозила угля 103 тысячи тонн, в 1946 — 105, в 1947 — 108 тысяч тонн, то в плане на 1948 год для ТЭС требовалось 150 тысяч тонн топлива. Из этого количества  – семь тысяч тонн планировалось завезти автотранспортом с Зырянки.

Узкоколейка Таскан-Эльген-Уголь. Из архива П. Ю. Жданова.Узкоколейка Таскан — Эльген-Уголь. Из архива П.Ю. Жданова.

Железнодорожный парк Тасканского энергокомбината состоял из четырех паровозов — два серии «157» и два серии «К». Один из паровозов серии «К» выпуска 1898 года перекрыл все сроки эксплуатации и требовал капитального ремонта.

26 февраля 1948 года начальник энергокомбината Н.Я. Солтовец сообщал в СГПУ телефонограммой: «…Этот парк паровозов, учитывая ожидаемое улучшение в его работе, в 1948 году может перевезти угля максимум 115 тысяч тонн. 28 тысяч тонн должны быть доставлены дополнительными паровозами. Для этого нужен еще один паровоз, плюс замена старого новым…».

Также железная дорога испытывала недостаток и в железнодорожных вагонах. Для перевозки 143 тысяч тонн топлива требовалось 110 вагонов, в наличии же было всего 67.

Заправился чурками..Узкоколейная железная дорога Усть-Таскан — Эльген. На станции.

Неважно обстояли дела и с рабочими кадрами. В другой телефонограмме, адресованной начальнику СГПУ подполковнику А.Д. Туманову, говорится: «…Просим вашего распоряжения о переброске на ТЖД квалифицированного паровозного машиниста з/к Гаврилова Петра Григорьевича, ст. 135, срок три года, работающего на участке № 1 прииска «Спокойный» слесарем. ТЖД в настоящее время ощущает крайний недостаток паровозных мастеров…».

Увеличивался и подвижной состав железной дороги. По состоянию на 1952 год, по архивным данным, парк локомотивов состоял из восемнадцати паровозов серий: 157, 159, ГР-4 и ВП.

В 1956 году в подвижном составе было два мощных снегоочистителя для расчистки железнодорожного полотна в зимнее время. Полна загрузка железнодорожных составов доходила до 100 тонн. Машинистами паровозов работали Василий Степанович Рослый  и  Н.С. Сычев. 

В первой половине пятидесятых годов из-за большой зольности эльгенского угля его завоз на ТЭС начал сокращаться.

Усть-Тасканская ТЭС, 60-е годы.Усть-Тасканская ТЭС, 60-е годы.

К этому времени уже было открыто Аркагалинское месторождение каменного угля, откуда и увеличился его завоз на электростанцию.

Не смотря на отдаленность нового месторождения и большими затратами на доставку топлива, изношенность механизмов и оборудования и высокую себестоимость вырабатываемой электроэнергии Усть-Тасканская ТЭС продолжала вырабатывать и отдавать в систему до 9 МВт электроэнергии и была закрыта (по словам старожилов) в конце 70-х годов ХХ века.

Последнее найденное упоминание о работе Усть-Тасканской ТЭС встречается в газете «Магаданская правда» от 8 января 1976 года: «Бригада под руководством В.Ф. Чуприна закончила сооружение ЛЭП мощностью 35 кВт Усть-Таскан – Эльген. Установлено свыше 70 опор и натянуто около 40 км проводов. Линия проложена от Усть-Тасканской электростанции к фермам и теплицам совхоза «Эльген»».   

Закрытие узкоколейной железной дороги Усть-Таскан — Эльген-Уголь

Вот что рассказывает Анна Павловна Григорьева, прибывшая на Колыму полвека назад, прожившая в Усть-Таскане 42 года, а ныне живущая в селе Эльген: «…После освобождения из лагеря в 1952 году я устроилась на железную дорогу. Работала на станции Зеленый Мыс, это в 22 километрах от Усть-Таскана. Паровозы водой заправляла, пути обходила, в общем, за порядком следила.

Железнодорожники с детьми у состава.Узкоколейная железная дорога Усть-Таскан — Эльген-Уголь. Железнодорожники с детьми на фоне состава.

Тогда строго было, свои обязанности выполняли все. Станция Зеленый Мыс и разъезды всегда в порядке были, убранные. Строения хоть и маленькие, но аккуратные, любо посмотреть было. Тогда ведь к паровозам и пассажирский вагон прицепляли. Люди в Эльген-Уголь ездили, в Сеймчан в аэропорт… В 1956 году железную дорогу закрыли: уголь плохой пошел. У меня даже сохранился расчетный лист, — Анна Павловна показала мне его. Действительно, сокращена в связи с ликвидацией железнодорожного депо. — Потом в Усть-Таскан переселилась. Электростанция еще работала. Уголь на нее с Аркагалы возили… Картошку и капусту люди сажали здесь. Урожаи хорошие собирали до самого закрытия поселка. А в пятидесятых здесь овес и горох выращивали…».

Вместе с Усть-Тасканской железной дорогой в 1956 году был закрыты и ликвидированы станция и посёлок Эльген-Уголь. Также были закрыты шахты, в которых добывали бурый уголь Усть-Тасканской ТЭС.

Паровоз на железнодорожном мосту.

Узкоколейная железная дорога Усть-Таскан — Эльген. Паровоз на одном из мостов.

По словам старожилов, саму железную дорогу разобрали после 1966 года, сегодня кое-где еще остались признаки ее существования.

На протяжении 17 лет по Усть-Тасканской железной дороге в Усть-Таскан перевозили бурый уголь, дрова, лес  и пассажиров.

В статье использованы материалы статей Навасардова Александра Сергеевича, научного сотрудника, кандидата исторических наук и заметки газет «Советская Колыма», «Магаданская правда»  и «Северная правда».

Один комментарий к “Тасканская узкоколейная железная дорога”

  1. “Железнодорожный парк Тасканского энергокомбината состоял из четырех паровозов — два серии «157» и два серии «К»”
    – По состоянию на 1952 год, по архивным данным, парк локомотивов состоял из восемнадцати паровозов серий: 157, 159, ГР-4 и ВП.

    И ещё: для лучшей наглядности, желательно выбрать такой фрагмент карты, чтобы он включал целиком места, где шла дорога, а то у вас отсутствует северо-восточная оконечность дороги

Добавить комментарий для Владимир Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.