Отвесными скалами обрывается в вечно неспокойное здесь море самая крайняя западная часть полуострова Старицкого. Мыс Чирикова расположен у входа в бухту Нагаева, в 20 км от Магадана.
Алексей Ильич Чириков (1703—1748), ближайший помощник Беринга в Первой и Второй Камчатских экспедициях, предпринятых по инициативе Петра I, выдающийся русский мореплаватель, ученый и открыватель новых земель. Вместе с Берингом руководил Второй Камчатской экспедицией. Алексей Ильич нанес на карту около десятка островов Алеутской гряды, почти 400 км северо-западного побережья Америки, а также исследовал значительную часть северо-восточного берега Сибири. Капитан-командор в двух картах обобщил открытия, сделанные русскими моряками на Востоке. Как писал Ломоносов, «Чириков был главным» в деятельности камчатских экспедиций.
К мысу можно подойти морем или по сопкам полуострова. От Каменного Венца нужно подняться по ручью до старых столбов бывшей телеграфной линии. Возле них идет тропа к мысу, то взбираясь на пологие склоны, то сбегая к ручьям. Места здесь открытые, без зарослей. Только в распадках растет стланик. Через три километра от Венца на пути встречается березовый лес. Несколько ручейков поят этот чудесный уголок. За лесом на протяжении около полутора километров тянется травянистое плато с отдельными нагромождениями камней.
Вскоре открывается самая крайняя часть полуострова. Если сойти с тропы и подойти к краю плато, обрывающемуся к морю, откроется изумительный вид на побережье. На востоке виден выступающий берег со скальными прижимами, а дальше, в туманной дымке, берега бухты Светлой. Внизу, под вами, окажется маленький заливчик и песчаная коса с нанесенным на нее плавником. Здесь же удобный выход по распадку на плато. В западной части полуострова скалистый мыс обрывается в море. Из воды, словно изгородь, поднимаются каменные столбы.
Тропа подходит к глубокому провалу. Полуостров сужается до полукилометра. Крутой спуск по стланиковым зарослям на перешеек, и снова подъем по тропе. На последних двух километрах густой кустарник. Не пройдите мимо каменного деда: рядом с тропой лежит такой камень – будто древний мастер прошелся резцом по нему, придав камню черты старика.
Неожиданно из-за склона появляется двухэтажное здание, башня маяка, каменные строения. Это и есть мыс Чирикова. Высота террасы, где расположены здания, 33 метра. Сопка покрыта зеленью, у подножия гранитные утесы и синее море. В полной безопасности живут здесь чайки, топорки, бакланы. Внизу чуть приметными точками плавают утки, резвятся нерпы. Часто бывают у мыса рыбаки: возле скал хорошо ловятся ерши. Мыс открыт ветрам, и в нередкие штормы море обрушивает мощные валы на его гранит.
Хозяева маяка живут автономно: дрова возят из Магадана, собирают дождевую воду и хранят ее в цистернах. В 1956 году приехали на мыс строители: выстроили дома, установили рельсовый подъемник, священный огонь заключили в высокую башню, поставили фермы для наутофонов. А позывные радиомаяка слышны сейчас за 80 миль.
На вершину башни ведет крутая винтовая лестница. Свет 500-ваттной лампы, усиленный отражателями, моряки видят за 25 миль.
Достопримечательностью маяка является колокол. Позеленевшая медь сохранила надпись: «Звон сей отлит в лета от рождения Христова 1900 года, пожертвованный государем императором Николаем II для церквей в районе Сибирской железной дороги. Вес 50 пудов 10 фунтов». Колокол издает густой торжественный звук. Как он попал сюда? И не предупреждал ли он об опасности корабли раньше 1944 года, когда, по некоторым сведениям был построен маяк?
Автор: Рудольф Седов.