С-486, БС-486 «Комсомолец Узбекистана»

Официально БС-486 «Комсомолец Узбекистана» никогда не входила в состав 171 ОБрПЛ и не базировалась в бухте Нагаева города Магадан.

Готовя материал по бригаде подводных лодок, стоявших на Марчекане я нашел снимок  подводной лодки, входящей в бухту и подписью — «Ленок Б-940 в бухте Нагаева идет с аварией двое погибших на борту». Захотелось больше узнать о этой необычного вида ПЛ и обстоятельствах, из за которых она зашла в бухту Магадана. Постарался по крупицам собрать информацию о ее службе и о подвигах на благо служения Родине.

И горько сожалеть о том, что ни одной из двух этого типа субмарин не оказалось в составе флота и на ходу, когда затонул «Курск». Может тогда пришлось бы не доставать из отсеков трупы, а радоваться с теми, кто остался жив? За это отдельное мое спасибо тем, кто целенаправленно уничтожал мою страну и ее армию и флот!

Итак, встречайте! Рассказ пойдет о большой спасательной лодке БС-486  проекта 940 «Ленок».

С-486, БС-486 «Комсомолец Узбекистана» проект 940 «Ленок», заводской номер 194.

С-486, БС-486 «Комсомолец Узбекистана»  проект 940 «Ленок», заводской номер 194.

Спасательная подводная лодка проекта 940 «Ленок» («Комсомолец Узбекистана») входила в состав подводных сил Тихоокеанского флота. За период эксплуатации с подводной лодки-спасателя было выполнено 37 всплытий и посадок спасательных подводных аппаратов (СПА), 942 спуска водолазов на глубины до 200 метров, проведено 24 вывода людей с глубин 60 и 115 метров при помощи СПА. Единственная и уникальная — так до сих пор называют моряки спасательную подводную лодку БС-486 «Ленок» Тихоокеанского флота.

Историческая справка.

1973 год 

5 февраля 1973 года зачислена в списки кораблей ВМФ.

1974 год 

22 февраля 1974 года заложена в цехе судостроительного завода им. Ленинского комсомола в гор. Комсомольске-на-Амуре как спасательная подводная лодка.

1975 год 

7 сентября 1975 года  спущена на воду (выведена из цеха).

1976 год 

30 июня 1976 года вступила в строй.

1976 год 

11 августа 1976 года включена в состав 19-й бригады 6-й эскадры подводных лодок Краснознаменного Тихоокеанского флота. Лодка принята в опытную эксплуатацию.

1976-1978 года

С октября 1976 года по сентябрь 1978 года проходила опытную эксплуатацию. За время опытной эксплуатации было выполнено 37 всплытий и посадок спасательными подводными снарядами (АС-2 и АС-3 проекта 1837) и 942 человеко-спуска водолазов на глубины до 200 метров.В одном из экспериментов 6 специалистов-глубоководников находились под давлением 19 суток 11 часов 40 минут. Опытная эксплуатация. Участвовала вместе с СПС и водолазами в проводимых на ТОФ мероприятиях по допоиску, обследованию и подъему затонувших предметов военной техники (торпед и вертолета).

1977 год 

3 августа 1977 года переклассифицирована в большую спасательную подводную лодку, присвоен новый номер «БС-486».

1978 год 

В марте 1978 года приняла участие в поиске и подъеме вертолета «Ка-27» с глубины 90 метров, упавшего с борта крейсера  «Адмирал Сенявин».

Вертолет с крейсера «Адмирал Сенявин» 1977 год. Подьем на СС «Машук» после остропки.

Вертолет с крейсера «Адмирал Сенявин» 1977 год. Подьем на СС «Машук» после остропки.

За успешно проведенное глубоководное испытание каждый член экипажа получил почетную награду — именную брошюру  «Конституция СССР».

В октябре 1978 года переход на Камчатку. Сложный и очень ответственный, потребовавший от экипажа подлодки неимоверной самоотдачи и мужества. Приняла участие в поиске и подъеме боеголовки межконтинентальной баллистической ракеты, затонувшей у берегов Камчатки при аварии ракетного оружия на борту ПЛ проекта 667Б.

1980 год

Совершила переход  в Южно-Китайское море.Участвовала в поиске и подъеме упавшего с 16-метровой высоты Як-38 и останков летчика, не успевшего покинуть кабину.

Самолёт ЯК-38с останками пилота был поднят, загружен на борт БПК «Петропавловск» и отправлен в Союз.

Самолёт ЯК-38с останками пилота был поднят, загружен на борт БПК «Петропавловск» и отправлен в Союз.

Из воспоминаний Николая Смородинова: «В 1980 году нас отправили в Южно-Китайское море. В этих местах ходил авианосец «Минск», проводились испытания новых самолетов. Необходимо было точно выяснить, как машины поведут себя в тропиках.

Не обошлось без эксцессов: разбилось два самолета. Один упал у берегов Индии, но там пилот успел катапультироваться и по инструкции самолет уничтожил. Второй, к сожалению, сделать этого не успел — погиб сам и уронил аппарат в море.

Перед флотом была поставлена буквально боевая задача — поднять самолет на поверхность. Как ни старались надводные суда — тральщики, самолет им найти так и не удалось. Попадались консервные банки, древние металлические осколки, но только не искомая машина.

Через три дня они сдались, и тогда мы сами начали поиски. Примерная траектория полета у нас была. Ну, мы легли на грунт и начали неторопливо по нему «переползать». Остановились, выпустили водолазов, обшарили участок, пошли дальше. Работали долго — семь суток.

Проблема была еще в том, что в тех краях достаточно сильные подводные течения, и самолет здорово снесло… Но нашли все-таки. Сам подъем тоже был не так прост. Дело было уже ночью, почти все водолазы отработали, вымотались и погружаться не могли. Из последних сил застропили самолет, всплыли и передали конец на корабль.

А они его возьми и упусти: темно, ориентироваться трудно, ну и намотался конец на винт. Подъемник дернул и порвал его. Второй раз стали цеплять уже утром — хорошо, хоть знали уже, где искать. Тут уже серьезней закрепили: завели петлю с носа и уцепили надежно. Подняли спокойно. Потом наши ребята сходили, сняли обрывки троса с винта…».

1980 год

9 июня 1980 года лодке присвоено почетное наименование «Комсомолец Узбекистана».

1981 год

С 22 по 24 октября 1981 года принимала участие в спасении подводников с затонувшей на подходах к проливу Босфор Восточный ПЛ «С-178», выполнив впервые в мировой практике спасение подводников из затонувшей пл в подводном положении. Всего на борт спасательной пл было принято 6 подводников. Пожалуй, она остается одной  из самых известных спасательных операций, проведенных «Комсомольцем Узбекистана».

Спасение С-178 спасательной БС-486.

Спасение С-178 спасательной БС-486.

Из воспоминаний Николая Смородинова: «Произошло это у острова Скриплева. Столкнулись подводная лодка «С-178» и теплоход «Рефрижератор-13». На Морском кладбище до сих пор стоит рубка этой лодки, тогда погибло тридцать восемь человек. Из-за ошибки штурмана теплоход одновременно с лодкой двигался через одну точку, и заметили они друг друга в последний момент. На лодке попытались принять вправо, уклоняясь от столкновения, но было поздно. Теплоход буквально под прямым углом врезался ей в борт, пробоина получилась величиной с грузовик. Лодка легла на дно.

Вызвали нас. Водолаз обнаружил затонувшую лодку, поднялся на корпус. Постучал, наладил какую-никакую связь. Потом мы долго маневрировали, выбирали место. Бросили носовой якорь, закрепились. Водолазы снаружи корректировали. Потом, когда уже стало ясно, что вот так — и никак иначе, седьмая тройка закрепила ходовой конец. Натянули его от нашей водолазной площадки к их правому верхнему торпедному аппарату.

И вот по этому концу мы их вытаскивали. Очень сложная была работа, потому что на этот случай просто нет никаких условных знаков, так что водолазам и членам команды потерпевшей бедствие лодки пришлось просто на ходу придумывать, как общаться…».

1981 год

Из воспоминаний Николай Смородинова: «В Охотском море в 1981 году проводились проверки секретных подводных кабелей, идущих из Магадана на Камчатку. Корабли, проверявшие эти кабели, поднимали их со дна, укладывали на специальные ролики и проходили по всей протяженности. И вот на севере Камчатки обнаружился контейнер подслушивающего устройства, который посчастливилось найти, но, как это бывает в американских боевиках, тут же упустить под воду. Для поисков и подъема устройства была вызвана лодка-спасатель «Комсомолец Узбекистана». С поисковыми работами экипаж справился успешно…».

Хотеться уточнить о каких именно контейнерах идет речь. Одной из самых секретных американских разведывательных программ в конце 1970-х годов было использование подводных лодок, которые систематически проникали в советские территориальные воды, иногда даже добираясь до военных портов. Гордостью разведки ВМС США стала сверхсекретная операция «Вьюнок» — перехват информации с подводных кабельных линий связи. При этом исходили из того, что русские, полагая, что подводные кабели подслушивать невозможно, используют сравнительно несложные шифры, а в ряде случаев ведут переговоры открытым текстом.

Первое время для перехвата переговоров использовались подводные лодки. Но неудобство заключалось в том, что субмарины были вынуждены длительное время неподвижно стоять над кабелем. Требовалось заменить подводные лодки стационарным аппаратом, работающим автоматически, способным накапливать информацию и периодически «давать» ее подводной лодке, приходящей на связь. Такой аппарат был создан специалистами из АНБ в сотрудничестве с военными моряками. Аппарат, получивший название «Кокон», имел довольно сложное устройство и состоял из двух контейнеров, которые могли снимать информацию с кабеля без вскрытия его внешних оболочек. Источником питания служил атомный реактор.

Трофейный «Кокон» из Охотского моря.

Трофейный «Кокон» из Охотского моря.

При проведении операции «Вьюнок» «Кокон» был прикреплен к советскому подводному кабелю, проложенному по дну Охотского моря и соединяющему материк с полуостровом Камчатка. Именно по нему, по мнению АНБ, проходила информация, связанная с испытанием советских баллистических ракет, которую и намеревались получить американцы. Водолазы с подводной лодки установили «Кокон» с помощью робота. На аппарате красовалась табличка: «Собственность правительства США», словно специально оставленная как улика!

Следующая операция по плану «Вьюнок», которую проводила лодка «Сивулф» в Охотском море по снятию информации с «Кокона», закончилась неудачей. Командир субмарины при маневрировании навалился своими «лыжами» прямо на кабель. Это могло стать причиной неисправности кабельной линии и привело бы к обнаружению подслушивающего устройства при ремонте кабеля. К тому же опять поднялся шторм, что затруднило работу команды водолазов. После снятия информации с приборов подлодка с большим трудом оторвалась от дна и направилась в базу приписки.

После этого «Кокон» проработал недолго. В 1981 году, на снимках, полученных со спутника, американцы заметили скопление советских судов именно там, где находился «Кокон». Сначала этому не придали серьезного значения, полагая, что рыбаки обнаружили крупные косяки рыбы и спешат взять большой улов. Но когда американская подводная лодка несколько позже прибыла в этот район для замены пленок, выяснилось, что «Кокон» исчез.

Вот что рассказывал в газетном интервью бывший командующий Тихоокеанским флотом СССР, адмирал в отставке, Владимир Сидоров: «Рыбаки, выйдя в море за камбалой и крабами, зацепили телефонный кабель и порвали его. Мне позвонили с Камчатки и сообщили, что из-за недисциплинированности рыбаков (в навигационных картах район, где пролегал кабель, был объявлен запретным для рыбной ловли) полуостров лишился связи. Попросили прислать кабельное судно, чтобы найти обрыв и восстановить связь. Судна под рукой не оказалось — шли работы по прокладке кабеля в районе острова Сахалин. И только после окончания работ кабельное судно «Тавда» было мною переброшено в район предполагаемого обрыва.

Обрыв был обнаружен быстро, однако на Охотское море надвигался глубокий циклон, в районе прогнозировался ветер силой до 30 метров в секунду. Решили до окончания штормовой погоды направить судно в Магаданский порт. И вдруг ночью от командира кабельного судна приходит донесение о том, что во время поиска обрыва на кабеле обнаружен огромный контейнер иностранного производства, поднять который из-за плохой погоды нельзя. Кроме того, он настолько тяжел, что поднять его можно только носовым краном, на что потребуется не менее 2 часов. В 5 утра командир «Тавда» доложил, что контейнер весом 7 тонн, длиной 5 метров поднят на борт. В голосе командира чувствовалась тревога — в хвостовой части контейнера повышается температура.

В Магаданскую гавань по погодным условиям судно зайти в тот день не смогло. И только через сутки оно было поставлено к стенке разгрузки, а затем контейнер на большом грузовике доставили на аэродром. Там контейнер осмотрела большая группа экспертов КГБ и специалистов флота. Пришли к выводу, что он взрывоопасен. Кто-то предложил, от греха подальше, вывезти его за пределы аэропорта и взорвать. Но после дополнительных консультаций все же решили не взрывать, а направить в Москву. Так и поступили. В Москве «Кокон» был тщательно обследован. Было установлено, что он является подслушивающим устройством, а повышение температуры, взволновавшее советских моряков, было вызвано ядерным реактором…».

По поводу обнаружения «Кокона» существует несколько версий, одна выше была озвучена адмиралом в отставке Владимиром Сидоровым. По другой – при анализе произошедших событий американские специалисты подтвердили, что это не является случайной удачей русских. Установлено, что советские специалисты знали практически точно место размещения подслушивающих устройств. Исключался вариант, что русские обнаружили аппаратуру из-за «навала» «Сивулфа» на кабель, поскольку корабль технических служб с глубоководными устройствами на борту уже следовал к месту подъема во время операции «Сивулфа» в Охотском море. Из всего этого был сделан обоснованный вывод о наличии утечки информации в военных либо политических кругах США, знакомых с операцией «Вьюнок».

Плавбаза «Магаданский комсомолец». Бортовой номер 825.

Плавбаза «Магаданский комсомолец». Бортовой номер 825.

Как было сказано выше — помощь при подъеме «Кокона» осуществляла БС-486 «Комсомолец Узбекистана», позже принимала участие в поисках аналогичных устройств в Охотском море. По одной из неподвержденных версий — подъем и транспортировку «Кокона» осуществляла ПБ-3 «Магаданский комсомолец», а не кабельное судно «Тавда».

В декабре 1981 года  «Ленок»  вышел в залив Шелихова на поиск гидрофонов (по другой версии для поисков аппаратов USA «Кокон» для снятия информации с подводных кабельных линий связи), где он едва не превратился в «Летучего Голландца».

7 декабря 1981 года подводная лодка под командованием капитана 2 ранга Копылова Юрия Васильевича находилась в акватории Охотском море. При очередном всплытии в надводное положение была дана команда на пуск дизеля, что и было выполнено.

Во время всплытия произошла авария. В дизельном двигателе, продувавшем балласт и вентиляцию, прогорел компенсатор. В результате двуокись углерода пошла в систему вентиляции.

Через некоторое время находящиеся на мостике заметили об отсутствии докладов из центрального поста, на вызовы по ГГС тоже никто не отвечал. При осмотре центрального поста было обнаружено, что личный состав находится без сознания. В отсеки БС-486 «Комсомолец Узбекистана» поступило большое количество угарного газа, в результате чего из 105 человек, находящихся на борту, 86 потеряли сознание, а у старшины 1-й статьи Ямолеева Вакиля Гильмутдиновича и матроса Ушакова Александра не выдержали легкие и они скончались.

Дизель был остановлен, отсеки провентилированы, вынесли наверх пострадавших. Один рулевой-сигнальщик вынес по 10-метровой шахте аж десятерых и сам свалился замертво. По результатам проверок количество двуокиси в носовом и кормовом отсеках лодки в сто раз превышало смертельную дозу.

БС-486 «Комсомолец Узбекистана» в бухте Нагаева.

БС-486 «Комсомолец Узбекистана» в бухте Нагаева.

Подводная лодка была вынуждена зайти в бухту Нагаева, наиболее пострадавший личный состав экипажа был передан на берег и размещен в базовом лазарете. Тела погибших были упакованы в цинк и отправлены на родину. Мелкий ремонт «БС-486» был осуществлен в Магадане силами ремонтной бригады, прибывшей для этого из Ленинграда.

1983 год

1983 год сентябрь
В сентябре 1983 года БС-486 «Комсомолец Узбекистана»  принимала участие в поиске останков южнокорейского самолета «Boeng-747» сбитого в воздушном пространстве над островом Сахалин 1 сентября 1983 года при выполнении им разведывательного задания. На поверхность были подняты «черные ящики» самолета и получены вещественные доказательства об отсутствии на борту пассажиров.

Корейский «боинг» (также Korean Air 007, KAL007 (KAL-007) или KE007) - «Боинг-747», сбитый в воздушном пространстве СССР 1 сентября 1983 года.

Корейский «боинг» (также Korean Air 007, KAL007 (KAL-007) или KE007) – «Боинг-747», сбитый в воздушном пространстве СССР 1 сентября 1983 года.

Самолет вторгся в закрытое воздушное пространство СССР, где был сбит самолетом-истребителем и разбился к юго-западу от острова Сахалин. При крушении никто не выжил. Самолет выполнял международный рейс №007, перевозивший 246 пассажиров и 23 члена экипажа по маршруту «Нью-Йорк – Сеул» (с дозаправкой в Анкоридже), отклонившись от курса на 500 километров. Основные версии ЧП: американцы считали, что произошла ошибка пилотов, СССР – полет стал провокацией со стороны спецслужб США.

Происшествие вызвало серьезное обострение и без того непростых отношений между СССР и США — от «холодной войны» мир стремительно поворачивался к военному конфликту. Для установления истины необходимы были бортовые самописцы самолета, но поднять их с глубины около 200 метров было непросто. Да и поднять нужно было секретно: вдруг пилоты действительно ошиблись с курсом (хотя представить себе столь значительную ошибку просто невозможно!). После того как было определено примерное место падения самолета в советских водах, но очень близко к морской их границе, были организованы поиски обломков. В них принимали участие советские, американские и японские суда. Из-за крайне обострившихся отношений между странами поиски не были скоординированными. Каждая сторона рассчитывала найти подтверждение своей версии…

Обломки самолета были найдены советскими водолазами, со дна были подняты все приборы, включая бортовые самописцы («черные ящики»), однако это оставалось тайной до 90-х годов. Впрочем, не для всех. Сразу после расшифровки данных «черного ящика» они были озвучены на встрече советских и иностранных дипломатов. «Черные ящики» даже после гибели экипажа свидетельствовали: пилоты знали, что нарушили границу СССР, но отказались выполнять команду советского истребителя на посадку.

Долгое время тайной оставалось и то, что первыми на место трагедии опускались водолазы «Ленка». Именно так предполагал водолаз-глубоководник Вадим Кондрабаев, который опускался на место трагедии: «вполне может быть, что несколько мини-подлодок с военными водолазами спустились на «Боинг» еще до нас и все собрали, а остальные части разрушенного лайнера разбросали или оставили там, где им было нужно, а потом вызвали нас для отвода глаз».

Да, именно советским военным морякам и именно с «Ленка» удалось найти «черные ящики». Специалистам удалось расшифровать их данные. Но текст работал не в пользу версии американцев. Видимо, тогда же советская и американская стороны просто достигли соглашения… И постарались тайну, не выгодную обеим сторонам, спрятать подальше и поглубже.

Капитан 3-го ранга запаса Юрий Клебанов, служивший на «Ленке» в электромеханической боевой части с 1979 по 1992 годы: «В сентябре 1983 года наш спасатель стоял в заводском ремонте. По тревоге на поиски «Боинга» с лодки забрали всех наших водолазов и командиров спасательных снарядов. Погружались они, как потом рассказывали, с борта спасательного корабля на его снарядах. Самолет обнаружили сразу, он развалился на три кучи обломков. Наши водолазы погружались на спасательных снарядах, рискуя, заплывали в них прямо в громоздившиеся обломки обшивки, копались на самой «перспективной» акватории, там, где находились обломки носовой части и кабины. Там они и нашли «черные ящики»…».

1981-1982 года

Прошла модернизацию, предусмотренную проектом, и связанную с совершенствованием спасательных аппаратов (под проект 1837К);

1982 год

На ПЛ для базирования переведены аппараты АС-14 и АС-19 проекта 1837К.

1987 год 

В марте 1987 года принимала участие в поиске и подъеме баллонов ВВД, потерянных ПЛ К-322 проекта 971 при взрыве в забортном пространстве.

При наведении СПЛ на находящийся на грунте ПА АС-19 проекта 1837К, СПЛ произвела покладку якоря на ПА. ПА получил повреждение корпуса, иллюминаторов и другого оборудования. Аппарат был поставлен в ремонт.

1989 год

В марте 1989 года принимала участие в поиске и подъеме деталей и узлов палубного самолета Як-38 с глубины 11 метров.

Самолет Як-38 с ТАКР «Минск». 1989год. Уссурийский залив.

Самолет Як-38 с ТАКР «Минск». 1989 год. Уссурийский залив.

1990 год

Поставлена в средний ремонт на СРЗ-92 в бухте Золотой Рог.

1992 год

В январе 1992 года в связи с отсутствием средств прекращен ремонт. Корпус лодки оставлен в бухте Золотой Рог на прикол.

15 февраля 1992 года упразднено наименование «Комсомолец Узбекистана».

1995 год 

13 февраля 1995 года исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации.

1 сентября 1995 года был расформирован экипаж.

2001 год

Продана для разделки на металл китайской фирме.

Печальный итог. Из воспоминаний Николая Смородинова.

С лодки Николай ушел в 1998 году. На какое-то время он уезжал во Вьетнам. А когда вернулся, узнал, что «Комсомолец» стоит в сухом доке.

Время было сложное, и когда лодка была уже отремонтирована на 80%, у властей просто не оказалось средств, чтобы ремонт завершить. Так она и осталась в полуразобранном состоянии, а потом ее и вовсе продали Китаю.

Судьба «родной сестры» БС-486, находившейся в распоряжении Северного флота, и вовсе крайне туманна. Ни слуху ни духу о ней нет уже многие годы.

А между тем, будь она на ходу, вполне возможно, история с «Курском», погибшим именно в северных водах, оказалась бы менее печальной. Именно такое средство, как лодка серии «Ленок», вполне могло бы помочь в спасении экипажа, уверен Николай. «Курск» находился на небольшой глубине — 118 метров, что меньше, чем его собственная длина от носа до кормы. Работы для экипажа «Комсомольца Узбекистана» — часов на пять.

Не так давно прошли слухи, что несколько лет назад китайские власти запрашивали документацию на купленную лодку. Учитывая, что в этой стране широко используется практика реставрации купленных судов и создания в них музеев, возможно, «Комсомолец Узбекистана» и правда еще цел. Жаль только, что стоит он у чужого берега…».

Огромная благодарность за материалы и фотографии при создании статьи:

  • Николаю Смородинову,
  • Вице-адмиралу Анатолия Алексеевича Кузьмину, командира 9-й эскадры,
  • Вице-адмиралу в отставке Георгий Щедрину,
  • Капитану 3-го ранга запаса Юрий Клебанову,
  • Группе «Ленок» на «Одноклассниках».

Один комментарий к “С-486, БС-486 «Комсомолец Узбекистана»”

  1. “Кокон” поднимал “Магаданский Комсомолец”. Знаю от командира магаданского ОВРа.

Добавить комментарий для Илья Курганов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *